1. Цель и задачи дисциплины



Скачать 250,16 Kb.
Дата18.11.2016
Размер250,16 Kb.




1. Цель и задачи дисциплины:

Освоение теоретических основ и практических навыков студентами для осуществления гигиенических мероприятий и мотивации населения различных возрастных групп к уходу за полостью рта.



Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  • Выявление и устранение факторов риска возникновения основных стоматологических заболеваний.

  • Осуществление мероприятий профессиональной гигиены полости рта.

  • Проведение обучения правилам ухода за полостью рта детей различного возраста и взрослых.

  • Владение методами гигиенического воспитания и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.


2. Требования к уровню освоения содержания программы:

Студент должен знать и уметь использовать

  • порядок и методы обследования пациентов в профилактическом отделении, критерии оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта.

  • факторы риска и причины возникновения основных стоматологических заболеваний.

  • роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний.

  • методы чистки зубов. Индивидуальные средства, предметы ухода за полостью рта, требования предъявляемые к ним.

  • методы и средства профессиональной гигиены полости рта.

  • особенности гигиенического воспитания и обучения населения гигиене полости рта детей и взрослых.

Уровень компетентности:

Владение целостными знаниями о современных методах и средствах гигиены полости рта для проведения гигиенических мероприятий и мотивации населения к уходу за полостью рта.



Коммуникативность:

Уметь грамотно и свободно использовать профессиональные знания для мотивации населения к уходу за полостью рта и проведения гигиенических мероприятий среди населения.



Студент должен иметь навыки:

  • проведения профилактических осмотров детей и взрослых

  • регистрации состояния твердых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта.

  • выявления факторов риска основных стоматологических заболеваний

  • обучения детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта

  • индивидуального подбора средств гигиены

  • осуществления мероприятий профессиональной гигиены полости рта.

Студент должен иметь представление о:

  • стоматологической заболеваемости населения зарубежных стран и России и тенденции их развития

  • о новейших достижениях медицины и науки в области профилактической стоматологии

  • опыте и эффективности проведения профессиональной гигиены полости рта за рубежом и в России

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естест­веннонаучным медико-профилактическим и клиническим дисциплинам, в том числе по: анатомии и физиологии человека, микробиологии, организации здравоохранения, клинического материаловедения, стоматологическим заболеваниям и их профилактики.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид работы

Всего
часов

Распределение

по семестрам









II

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

352

104

100

148

Аудиторные занятия из них:

- лекции, семинары

- практические занятия (ПЗ)


236

26

210

68

10

58



64

8

56



104

8

96



Самостоятельная работа

- работа с литературой

- написание рефератов

- отработка мануальных навыков

- подготовка материалов по гигиеническому воспитанию населения


116

36

36

44

Формы текущего контроля:





- тестовый контроль

- решение ситуационных задач

- собеседование

- контроль мануальных навыков



* Зачетное занятие проводится в часы практических занятий.

* Экзамен - после IV семестра



4. Содержание дисциплины:

  1. Разделы дисциплины и виды занятий






Разделы дисциплины

Количество часов










Лекции, семинары

Пр. зан.

Сам. работа

Всего

1

Гигиена полости рта как метод первичной профилактики сто­матологических заболеваний.

2

-

4

6

2

Поверхностные образования на зубах, зубные отложения и ме­тоды их выявления.

4

28

16

48

3

Методы чистки зубов.

2

12

16

30

4

Средства и предметы индиви­дуальной гигиены полости рта.

6

54

24

74

5

Индивидуальный подбор средств гигиены

4

20

12

36

6

Профессиональная гигиена полости рта.

4

46

24

74

7

Гигиеническое воспитание населения.

4

50

20

74




ИТОГО

26

210

116

352



4.2 . Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Гигиена полости рта как метод первичной профилактики стоматологических заболеваний.

Цели и задачи предмета «Гигиена полости рта». Гигиена полости рта как метод первичной профилактики стоматологических заболеваний. Значение гигиены полости рта в профилактике кариеса и воспалительных заболеваний пародонта.


Раздел 2. Поверхностные образования на зубах, зубные отложения и методы их выявления.

Поверхностные образования на зубах и зубные отложения: кутикула, пелликула, зубной налет, зубной камень. Состав зубного налета, этапы фор­мирования, факторы, способствующие скоплению зубного налета. Механизм образования зубного камня, факторы, способствующие образованию зубного камня. Роль зубных отложений в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Методы выявления зубных отложений. Средства, используемые для выявления зубного налета: растворы Шиллера-Писарева, фуксина, эритро­зина, таблетки, содержащие красители. Методы определения над- и поддесневого зубного камня.

Индексы для определения гигиенического состояния полости рта: индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (с момента прорезывания временных зубов до 3 лет) (Э.М.Кузьмина, 2000г.), индекс Федорова-Володкиной (1971), упрощенный индекс гигиены полости рта J.C.Green, J.R.Vermillion (ИГР-У, OHI-S) (1964), индекс эффективности гигиены полости рта (PHP) (Podshadley, Haley, 1968). Определение гигиенического состояния полости рта у пациентов различного возраста.


Раздел 3. Методы чистки зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта. Методы чистки зубов: круговой метод Fones, методы Leonard, Bass, Charters, Stillman, модифицированный метод Stillman, стандартный метод чистки зубов Г.Н.Пахомова. Методы обучения пациентов чистке зубов, предложенные на кафедре профилактики стоматологических заболеваний. Контролируемая чистка зубов, методика ее проведения и оценка эффективности. Особенности обучения чистке зубов детей разного возраста.


Раздел 4. Средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта.

Индивидуальная гигиена полости рта. Средства индивидуальной гигиены полости рта. Зубные щетки: основные требования, подбор зубной щетки в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента. Электрические зубные щетки.

Зубные пасты. Основные компоненты, входящие в состав зубных паст. Гигиенические и лечебно-профилактические зубные пасты. Группы зубных паст в зависимости от состава биологически активных компонентов: противокариозные, противовоспалительные, препятствующие образованию зубного камня, снижающие чувствительность зубов, отбеливающие, зубные пасты, используемые при нарушении слюноотделения. Детские зубные пасты. Подбор зубной пасты в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.

Дополнительные средства индивидуальной гигиены полости рта: флоссы, зубочистки, эликсиры, межзубные ершики, жевательные резинки. Способ применения, рекомендации по использованию пациентами различного возраста. Обучение методике использования флоссов.


Раздел 5. Профессиональная гигиена полости рта.

Профессиональная гигиена полости рта. Комплекс мероприятий при проведении профессиональной гигиены: контролируемая чистка зубов, удаление над- и поддесневых зубных отложений; устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.

Инструменты, используемые для удаления минерализованных зубных отложений. Техника снятия минерализованных зубных отложений с помощью стоматологических инструментов и ультразвука. Роль профессиональной гигиены в профилактике кариеса и болезней пародонта.

Раздел 6. Индивидуальный подбор средств гигиены.

Особенности ухода за полостью рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента. Уход за полостью рта у лиц, имеющих различные стоматологические заболевания (болезни пародонта, слизистой оболочки, зубочелюстные аномалии, травмами челюстно-лицевой области, перенесшими операции в полости рта). Особенности проведения гигиенических мероприятий и подбор средств гигиены пациентам, имеющим ортодонтические аппараты, съемные протезы, брекет-системы.



Раздел 7. Гигиеническое воспитание населения.

Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста и их родителей, различных возрастных групп населения. Мотивация роди­телей к уходу за полостью рта детей с момента прорезывания первых времен­ных зубов. Организация гигиенического обучения в условиях стоматологи­ческой поликлиники, детского дошкольного учреждения, школы. Проведение «уроков здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах. Гигиеническое воспитание и обучение гигиене полости рта как составная часть комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний.




  1. Тематический план лекций и практических занятий по семестрам



Раздел, тема

Количество часов







лекции, семинары

Пр. зан.

Всего




III СЕМЕСТР

10

60

70

1.

Гигиена полости рта как метод первичной профилактики стоматологических заболеваний.

2

-

2

1.1

Цели, задачи гигиены полости рта при проведении мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний

2

-

2

2.

Поверхностные образования на зубах, зубные отложения и методы их выявления.

4

28

32

2.1

Поверхностные образования и зубные отложения. Классификация. Механизм образования зубных от­ложений. Роль зубных отложений в возник­новении основных стоматологических заболеваний.

2

14

16

2.2

Методы выявления зубных отложений. Окраши­вающие растворы. Индексы гигиены по Федорову-Володкиной, Грин-Вер­миллиона, индекс эффективности гигиены полости рта (РНР).

2

14

16

3.

Методы чистки зубов.

2

12

14

3.1

Методы чистки зубов. Круговой, стандартный метод чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и ее оценка.

2

12

14

4.

Средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта.

6

54

60

4.1

Основные средства гигиены полости рта. Зубные щетки, их виды. Требования, предъявляемые к зубным щеткам.

2

18

20




III СЕМЕСТР

8

56

64

4.2

Зубные пасты. Зубные пасты для детей и взрослых. Состав, свойства зубных паст. Противокариозные и противовоспалительные, отбеливающие зубные пасты. Пасты, уменьшающие повышенную чувст­вительность эмали зубов.

2

18

20

4.3

Дополнительные средства и предметы полсти рта: флоссы, зубочистки, эликсиры, межзубные щетки. Их использование для индивидуальной и профессиональной гигиены.

2

18

20

5.

Индивидуальный подбор средств гигиены

4

20

24

5.1

Особенности ухода за полостью рта пациентов с учетом возраста и состояния полости рта.

2

10

12

5.2

Особенности проведения гигиенических мероприятий и подбор средств гигиены пациентам, пользующимся ортопедическими и ортодонтическими аппаратами.

2

10

12




IV СЕМЕСТР

8

96

104

6.

Профессиональная гигиена полости рта.

4

46

50

6.1

Понятие о профессиональной гигиене по­лости рта, ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены полости рта.

4

22

26

6.2

Техника проведения профессионального удаления зубного налета, снятия минерализованных отложений.

-

24

24

7.

Гигиеническое воспитание населения

4

50

54

7.1

Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста и их родителей, населения различных возрастных групп.

2

16

18

7.2

Организация гигиенического обучения в условиях стоматологической поликлиники, детского дошкольного учреждения, школы.

1

16

17

7.3

Мотивация населения к уходу за полостью рта. Проведение «уроков здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах.

1

18

19




ВСЕГО:

26

210

236

.
4.5 Самостоятельная работа студентов


п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид

контроля

Часы

1.

Гигиена полости рта как метод первичной профилактики стоматологических заболеваний.

Работа с литературой

Собеседование

4

2.

Поверхностные образования на зубах, зубные отложения и методы их выявления.

Работа с литературой, отработка мануальных навыков на фантомах и пациентах

Собеседование, контроль мануальных навыков

16

3.

Методы чистки зубов.

Работа с литературой, выполнение разных методов чистки зубов на фантомах, обучение чистке зубов детей разного возраста и взрослых.

Собеседование, контроль мануальных навыков

16

4.

Средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта.

Работа с литературой, на­писание рефератов, освоение методик использования средств гигиены на фантомах, обучение пациентов использо­ванию различных средств гигиены.

Собеседование, контроль мануальных навыков.

24

5.

Индивидуальный подбор средств гигиены

Работа с литературой, составление ориентировочных рекомендаций по использова­нию различных средств гигиены в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента.

Собеседование, представление подготовлен-ных материалов.

12

6.

Профессиональная гигиена полости рта.

Работа с литературой, отра­ботка мануальных навыков по удалению твердых и мягких зубных отложений на фантомах.

Собеседование, контроль мануальных навыков.

24

7.

Гигиеническое воспитание населения.

Подготовка сценариев прове­дения уроков гигиены в детских садах и школах, обучение детей разного возраста и взрослых гигиеническому уходу за полостью рта.

Собеседование, представление подготовлен-ных материалов, проведение уроков гигиены в присутствии преподавателя.

20

ВСЕГО:




116



  1. Лабораторный практикум - не предусмотрен.




  1. Перечень знаний и практических умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

По окончании изучения дисциплины «Гигиена полости рта» студент должен:

  • знать цели и задачи предмета «Гигиена полости рта»;

  • знать значение рациональной гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний;

  • знать классификацию зубных отложений и методы их выявления;

  • знать окрашивающие растворы;

  • знать методы чистки зубов;

  • знать индексы гигиены по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, индекс эффективности гигиены полости рта (РНР), индекс апроксимальных поверхностей API;

  • знать особенности обучения гигиене полости рта населения различных возрастных групп;

  • знать организацию гигиенического обучения пациентов в условиях поликлиники, детского сада, школы;

  • знать средства гигиены полости рта (зубные щетки, зубные пасты, флоссы, эликсиры, зубочистки и др.;

  • знать особенности ухода за полостью рта пациентов с различными стоматологическими заболеваниями;

  • знать особенности гигиенических мероприятий

  • уметь выявлять зубные отложения;

  • уметь оценивать площадь зубного налета;

  • уметь определять гигиенические индексы по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР, API;

  • уметь владеть методиками чистки зубов;

  • уметь обучать чистке зубов пациентов различного возраста;

  • уметь проводить контролируемую чистку зубов и оценивать её эффектив­ность;

  • уметь осуществлять индивидуальный подбор зубных щеток и паст в зави­симости от возраста и состояния полости рта пациента;

  • уметь применять дополнительные средства гигиены для индивидуальной и профессиональной гигиены;

  • уметь обучать пациентов использованию дополнительных средств гигие­ны;

  • уметь осуществлять гигиенический уход и давать рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями;

  • уметь проводить "уроки здоровья" в организованных коллективах;

  • уметь составлять тематику "уроков здоровья";

  • уметь удалять плотный зубной налет;

  • уметь удалять над- и поддесневой зубной камень;

  • уметь проводить беседы с детьми различного возраста, их родителями о правилах чистки зубов и выборе средств гигиены.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.//М., МГМСУ, 2001. – 189 С.

  2. Кузьмина Э.М. с соав. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний.//Метод.реком. - М., ММСИ, 1996. - 36с.

  3. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.

  4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии.// М., Медицина, 1982. - 240 С.

  5. Улитовский С.Б. Зубные пасты. // СПб., «Человек», 2001. - 272 С.


б) Дополнительная литература:

  1. Боровский Е.В., Леус П.А. Кариес зубов. // М., "Медицина", 1979.

  2. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. // М., «Медицина», 1988, 256 С.

  3. Зиборов С.А. Удаление зубного налета в профилактике заболеваний пародонта. // Стоматология. - М., 1993, т. 72, № 2 - 22-23 С.

  4. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К с соавт. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей. // М., «Медицинская книга», 2001. - 343 С.

  5. Федоров Ю.А., с соавт. Гигиена полости рта при лечении и профилактике заболеваний пародонта.// Метод.реком. Л., - 1989. - 19с.

  6. Axelsson P. Diagnosis and risk prediction of dental caries.// Quintessence Publishing Co, Inc. - 2000. - 307 P.P.

  7. Harris N.O., Garcia-Godoy F. Primary preventive dentistry. 5th ed.// Appleton&Lange. - Stamford, Connecticut. - 658 P.P.

  8. Pediatric dentistry. Ed. by Welbury R.R. // Oxford-New York-Tokyo, Oxford University Press, 1997. - 402 P.P.

  9. Prevention of oral diseases. // WHO, Geneva, 1987. - 83 P.P.

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

  • Средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

  • Пациенты клиник, группы детей разного возраста в организованных детских коллективах.


8. Материально-техническое обеспечение

  • Кабинеты стоматологических поликлиник детских и взрослых с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением, средствами профилактики, стоматологические кабинеты в женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, кабинеты профилактики.

  • учебные комнаты, оснащенные средствами для просмотра слайдов и пленок, телевизором, видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов, таблицами, схемами, муляжами, тренажёрами, плакатами и др.


9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основные формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинары и практические занятия, и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Семинар предусматривает активное участие обучающихся в обсуждаемом вопросе, является связующим звеном между теоретическим освоением дисциплины и применением его положений на практике. Семинары способствуют развитию самостоятельности, активному и эффективному овладению учебным материалом и являются предпосылкой формирования профессиональных качеств специалиста (умение четко и ясно изложить материал).

Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов)

  • беседа по теме занятия с клиническим разбором тематических больных, демонстрацией методик (при отсутствии тематических больных - демонстрация слайдов)

  • отработка методик на фантомах, прием пациентов.

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы каждого студента

Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, тестами, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных навыков на фантомах и тренажерах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины «Гигиена полости рта» является работа студентов в организованных детских коллективах, где проводится обучение детей гигиене полости рта, гигиеническое воспитание детей, родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений на фантомах и тренажерах, изготовление материалов по гигиеническому воспитанию.

Контроль теоретических знаний и практических умений осуществляется по балльно – рейтинговой системе с помощью тестового контроля (исходного, текущего, итогового), решения ситуационных задач, собеседования, контроля практических умений. По окончании III семестра проводится итоговый контроль знаний в форме зачета. По окончании изучения дисциплины в конце IV семестра – экзамен. Вопросы по данной дисциплине включены в итоговую государственную аттестацию.




Рабочая учебная программа по дисциплине «Гигиена полости рта» составлена Э.М.Кузьминой, профессором, доктором мед.наук, зав.кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ и Т.А.Козичевой, кандидатом мед. наук, доцентом кафедры профилактики стоматологических заболеваний.
: userdata -> manual -> doc -> FSPO
doc -> Примерная программа дисциплины стоматология модуль «клиническая стоматология»
doc -> Рабочая программа дисциплины медицинская реабилитация Название дисциплины Название модуля Москва 2015
doc -> Программа вступительных испытаний для приема в интернатуру по направлению «стоматология»
doc -> Примерная программа дисциплины стоматология модуль «пародонтология»
doc -> Послеоперационные осложнения эндоскопических транспапиллярных вмешательств и их профилактика 14. 01. 17 хирургия
doc -> Программа государственной итоговой аттестации 31. 08. 77 Ортодонтия




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница