1. Логопедия как спец пед наука Лого



Скачать 282,5 Kb.
страница1/10
Дата11.04.2017
Размер282,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Логопедия как спец пед наука

Лого – пед наука о НР, их преодолении и предупреждении ср-ми спец обуч-я и воспитания (Р.Е.Левина); спец пед наука о НР, о механизмах их предупреждения, выявления и устранения ср-ми спец обученияя и воспитания (лого под ред Волковой, Шаховской);

Объект – лица с реч нарушениями.

Предмет – НР с одной стороны, процесс воспитания и обучения – с другой стороны.

Логопедия изучает: причины, механизмы, течение, структуру симптоматику нарушений реч. деят-ти.



Цель: разрботка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с НР и профилактика РН.

Задачи:

- изучение онтогенеза речевой деятельности и дизонтогенеза при различных формах РР;

- определение распространенноти, симптоматики и степени проявл НР;

- выявление этиологии, механизмов и структуры РН;

- изуч особенностей формирования Р и НР у детей с Нзрения, Нслуха, ИН, ЗПР;

- систематизация РР;

- разрботка методов педдиагностики РР;

- разрботка принципов, методов, средств, приемов устранения РН;

- совершенствование методов профилактики РР и ранней корр.- развивающей работы;

- разрботка вопросов организации логопомощи.

Существуют два аспекта логопедии: теоретический аспект – изучение речевых расстройств и разработка методов коррекции и профилактики; практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений

Для решения поставленных задач необходимо следующее:



  • использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих (разных) специалистов, изучающих речь

  • обеспечение взаимосвязи теории и практики, быстрое внедрение в практику новейших достижений логопедической науки

  • раннее выявление и преодоление речевых нарушений

  • пропаганда логопедических знаний среди населения.

Актуальные проблемы:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и механизмов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-пед.) и симптомологического (псих-пед.) подхода в лого теории и практике и в разрб номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза Р при различных формах РР.

5. Изучение особенностей РН и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранняя профилактика, выявление и устранение РН.

7. Творческая и научно-обоснованная разрботка содержания, методов обучения и воспитания Д с ТНР в спец детсадах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции РН.

9. Обеспечение преемственности в логоработе дошк, шк и мед. учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм НР.

11. Разрботка ТСО, лабораторно-эксперементальное оборудования, внедрение в уч. процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в области логопедии, им-ся в отечественной и заруб. теории и практике.

Структура: дошк, школьная, лого подростков и взрослых. Разделом л. явл фонопедия (комплекс пед. воздействия, напрвленная на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучающегося).

В разных странах разные взгляды на логопедию: на постсоветском пространстве – лого является спец. пед. наукой; за рубежом – параклинической областью (прикладная научная дисциплина, кот-я находится на стыке медицины и педагогики), логопеды не явл-ся педагогами – речевые терапевты.



Ленингр шк: Хватцев Мих. Еф., Ляпидевский Серг. Сем., Лалаева Раиса Ив., Лопатина Людм. Вас., Логинова Ел. Александ.; Моск. шк: Левина Р. Еф., Филичева Тат. Бор., Чиркина Гал. Вас, Туманова Тат. Володаровна, Приходько Тат Георг; плеяда укр лого: Екат Федор Соботович.
2. Теоретико-методологические основы логопедии

Логопедия — это (см.программу1.1).

Как любая наука Л базир-ся на ряде теорий, концепций, пр-пов. 2блока теорий:



1.ест-науч психофизиологическая основа Л, кот соотв-т теории: о I и II сигнал сист-х (Павлов), о ВНД (Павлов, Сеченов), о функционал сист-х (Анохин), о динам. лакализации психич f-й (Лурия).

Психофизиологич основой речев д-ти явл функцион системы - сложные формы приспособительной д-ти, в формир кот-й приним участие разл отделы ГМ, связанные мех-ми условных рефлексов.

Функцион с-мы не появл в готовом виде к рождению и не созревают спонтанно, а формир в процессе общения и предметной д-ти. Р явл сложной функцион с-мой, в основе которой лежит использов знаковой с-мы языка в процессе общения. Сложнейшая с-ма языка явл продуктом длительного обществ-историч развития и усваивается реб в сравнит короткое вр.



Функцион блока д-ти мозга (теория А.Р.Лурия): 1- вкл. подкорковые образования и обеспечив нормальный тонус коры, ее бодорствование; 2- вкл кору задних отд больших полушарий, осущ прием, перераб и хранение чувственной информации; 3-кора передн отд больших полушарий, обеспечив программирование, регуляцию и контроль чел поведения.

2.концепции (теории): психологичес, лингвистичес, психолингв. Теории: о порожд-и и воспр-и реч высказ-я (Выготс ->Леонтьев, Лурия, Ахутина), о системном строении языка (Виноградова) (звук, марфема, лексема, синтагма), Т онтогенеза реч д-ти (Гвоздев, Леонтьев, Жинкин)

При изучении и устранении системных реч. наруш. используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.

В логоп испол-ся модели порождения реч. высказывания, разра.Выготским, Леонтьевым, Рябовой. Психолингвист.подход при изуч., напр, алалии позволяет глубже вскрыть механизм реч. наруш, уточнить структуру дефекта, определить это наруш. как языковое расстройство.

Этапы речевого развития по А.Н. Лентьеву: 1. формир речевой д-ти в подгот. период (до 1г); 2. формир речевой д-ти в период первонач овладения языком (от 1 до 3); 3. формир речевой д-ти в период обогащения языка и развития речи в дошк период (3-7); 4. формир речевой д-ти в период шк обуч.

Учет особенностей формир реч д-ти при лого воздействии: *опережение развития импресс Р (понимание) над экспрессивной (самоговорение) !!! осн. этап – развитие поним Р; *неравномерность развития структурных компонентов Р: 1 – лексика, 2-граммат. строй, 3-звуковое оформление; *определенная последовательность развития функции Р: номинативная, коммуникативная, познавательная (обобщающая), регулирующая (словесный отчет о проделанной рб, планирование); *определенная последовательность развития фонемат. слуха: 0-2г. Наиб уязвимы 14-18 м. Формир предпосылок Р, заклад основы коммуникат поведения, наиб интенсивное развитие корковых речевых зон; 3г начин интенсивное развитие связной Р, переход от ситуат к контекстной Р; 6-7лет начало развития писм Р. В период шк обуч возрастает нагрузкана ЦНС. При предъвл повыш требований возм заикание. Важно выявить Д с низким уровнем готовности.

Принцип - исходное положение, которое регламентирует деят. логопеда и логопата.

Пр-пы(см.программу 1.2): Пр.системн –изуч. речи, процесса ее развития и коррекции наруш. предполаг. воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Пр. комплексн -РН вкл-ся в синдром нервных и нервно-психических заболеваний. Устранение РН должно носить комплексный, мед.-псих.-пед.хар.

Пр.развития - выделение в процессе лог. работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближ. разв. ребенка.

Онтогенет.- кор-лог.возд. с учетом последоват. появл. форм, функций речи, видов деят.реб. в онто

В процессе компенсации нарушенных реч. и нереч. функций, перестройки деят-ти функциональных систем используется пр. обходного пути.



Общедидакт.-наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Метод – способ совместной деятельности педагога и детей, направл. на усвоение детьми ЗУН, на формир. умственных способностей, воспитание чувств, повед. и личностных качеств.

Практ.: упр, игры, моделирование. Наглядные - при прим. наглядных пособий и ТСО.

Словесные -рассказ, беседа, сообщ., инструкция, описание, чт.


3.Социокультурное значение логопедии, связь с другими науками

Логопедия имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка и речи, тесной связью Р и мышления. Достаточный уровень реч. развития способствует осознанию, планированию своей д-ти, регуляции поведения, созданию условий для соц. контактов. В амереканских пособиях по лого особое значение придается эстетике Р (качеств Р является основным моментом для обществ-й и деловой карьеры, ведет к деловому успеху).

Нарушения Р в той или иной степени влияют на психологическое развитие реб, отражается на его деятельности, а тяжелые НР ограничивают мыслительную д-ть. Этот тезис принадлежит Р.Е.Левиной. НР приводят к огранич социальных контактов, вызывают нарушения эмоц-волевой сферы и способствуют формированию патохарактеологических черт характера.

Связь лого с другими науками:

1.Внутрисистемные связи

*пед дисциплины: _общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика-это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата. логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися).



2.Межсистемные связи:

*психологические дисциплины: общая, возрастная, соц, пед.психодиагностика, нейропсихология (Лурия), патопсихология (Левченко), логопсихология;

*мед-биологические: общая анотомия, педиатрия, физиология, нейрофизиологоия, психопатология, офтальмология. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.)

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: ЗПР, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др., а так же состояние интеллекта (психоневролог). В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.



логопатология-научное направление, ориентированное на изуч состояния недоразвития Р с позиции разных научных дисциплин.

4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии

Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».



Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Общее недоразвитие речи-сложные речевые расстр-ва, при которых имеются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой системе при нормальном слухе и интеллекте.

ЗРР-замедление темпа развития речи, при кот-м уровень Р развития не соответствует возрасту реб. Понятие условное, носи временный характер, легко устраняется при применении специально разработанной методики.

Распад Р-утрата имевшихся Р навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений мозга.

ФФНР – нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различной речевой патологией вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Включает: фонематический слух – тонкий слух, способный выполнять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова; фонематическое восприятие – умственное действие по дифференциации фонем и установление звуковой структуры слова; фонематический анализ и синтез – умственной действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.

5.Этиология речевых нарушений.

Этиология – учение о причинах. Под причиной НР понимается воздействие вредоносного фактора или их взаимодействие, оторые определят специфику речевых расстройств и без которыз рр не могло бы возникнуть. Большой вклад в развиие данного учения внес Давыдовский.

Гиппократ видел причину речевых нарушений в поражении мозга. Аристотель связывал процесс речеобразования с анатомическим строением периферического отдела реч. аппарата. Т.о, наметилось два направления в понимании причин речевых расстройств.

Подлинно научное подверждение предположения о роли поражения ГМ в этиологии РН было дано лишь в 1861 году Полем Брока: указал наличие в гм поля, специально оносящегося к речи и связал потерю речи с его поражением. В 1864 году Вернике установил связь понимания речи с определенным участком коры ГМ. Наиболее интенсивно вопросы этиологии разрабатывались в 20-е гг.



Хватцев все причины разделил на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные), также:

органические (анатомо-физиологические): центальные (поражение ЦНС, ГМ) и периферические (слуха, зрения, расщелина неба). При оценке роли экзогенно-органических факторов необходимо учитывать: время, характер, локализацию, особенности пластичности НС ребенка, степень сформированности речевых функций в момент повреждения ГМ.

функциональные (психогенные): нарушение соотношения возбуждения и торможения в ЦНС (заикание, мутизм).

социально-психологические: неблагоприятные воздействия окружающей среды.

психоневрологические: нарушение памяти, внимания и др. психиеские расстройства.

Полиэтиология – сочетание причин. Наиболее часто встречается сочетание: наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под воздействием неблагоприятных факторов (заикание: причина – психотравма; способствующие факторы: соматическая ослабленность ребенка, повышенная возбудимость, остаточные явления органического поражения ЦНС, возраст). В разных случаях один и тот же фактор может играть роль условия или причины. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина.

При оценке РН необходимо учитывать критические периоды: (1-2) – начинается реч. развитие, складываются основы коммун. поведения; 3 г. - развивается связная речь, переход от ситуационной к контекстуальной речи; 6-7л.- развитие письменной речи.



Группы причин:

    • Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода: токсикоз беременности; вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь, цитомегалия, токсоплазмоз); эндокринные заболевания (сахарный диабет); внутриутробные травмы; внутричерепные кровоизлияния; радиация, вибрация; несовместимость по резус-фактору и иммунологическая несовместимость (проникают через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода; в результате выделяется непрямой билирубин – вещество, токсическое для ЦНС); интоксикации (курение, алкоголь).

    • Родовые травмы и асфиксия во время родов: затяжные; обвитие, акушерские щипцы.

    • Недоношенность

    • Различные заболевания в 1 год жизни: вирусные (грипп, ОРВИ); инфекции (корь, краснуха); хрон. соматические заболевания (пневмония); нейроинфекции (менингит, энцефалит).

    • Травмы черепа с сотрясением мозга

    • Наследственные факторы: генные мутации (фенилкетонурия); хромосомные синдромы (болезнь Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы); У-хромосомные проявления (у мальчиков).

    • Неблагоприятные социально-бытовые условия: педзапущенность, эмоц. депривации.

Анализ этиологии РН помогает разграничнию первичных РР, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов от вторичных, наюлюдаемых у детей с нарушением интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях ЦНС.

Важными вопросами этиологии РН являются:

  1. Изучение причин системных РР коркового генеза (алалия, афазия) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга.

  2. Определение роли наследственного фактора.

  3. Детальное изучение причин и предполагающих условий к возникновению различных форм заикания.

  4. Изучение статистических сведений о распространенности РН и их причин.

6.Принципы анализа речевых нарушений

Принцип – исходное положение, которое регламентирует деятельность логопеда и логопата.

Целью анализа РН является выявление струк­туры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте.

Первой сформулировала принципы анализа РН Левина: развития, системного подхода и рассмотрения рече­вых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психи­ческого развития ребенка, учета ведущего вида деятельности, учета коммуникативного поведения (РДА). Предназначены для диагностики и комплектования групп. Д\б положены в омнову нормативно-правовых документов и регламентировать деятельность логопеда

Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. Важно не только статическое описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредст­венные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влия­ние на формирование речевых и познавательных функций. Анализ реч. дефекта в динамике возрастного развития ребенка, требуют знания особенностей и закономерностей рече­вого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выде­лить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально важное значение в диагностике речевых расстройств. Тесно связан с принципом деятельностного (учёт ведущего вида деятельности) подхода

Принцип системного подхода основывается на системном строе­нии и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой, произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. При анализе РН необходимо учитывать структуру дефекта, определить ведущее нарушение, соотношение первичного и вторичного нарушения.

Принцип связи речи с другими сторонами псих. развития ребенка.Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Выготский, Лурия, Запорожец и др).У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллект. развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

Принцип учета ведущего вида деятельности

Принцип учета коммуникативного поведения (РДА)

7. Классификация речевых нарушений

Существует две классификации РН: клинико-педагогическая на основе Кусмауля (Ляпидевский, Правдина) и психолого-педагогическая (Левина).

Они не противоречат друг другу, а рассматривают РР в различных аспектах; дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп с речевой патологией, осущестлению системного, дифференцированного логовоздействия с учетом симптоматики и механизмов НР.

В основе клинико-педагогической – нозологический подход (от общих нарушений к частному нарушению): выявление этиологии, механизма, структуры дефекта и симпоматики; психолингвистические критерии: какая форма речи нарушена устная или письменная; вид речевой деятельности: говорение или слушание, письмо или чтение; какое звено (этап) порождения или восприятия речевого высказывания нарушено:



  1. Нарушение устной речи

    1. нарушение фонационного оформления высказывания

      1. нарушение голоса: дисфония (афония)

      2. нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия, буттаризм, полтерн)

      3. нарушение темпоритмической организации высказывания (заикание)

      4. нарушение произносительной стороны речи (дислалия)

      5. нарушение нескольких звеньев механизма фонационного оформления высказывания (ринолалия, дизартрия)

    2. нарушение структурно-семантического оформления высказывания

      1. алалия

      2. афазия

  2. Нарушение письменной речи

    1. дислексия (алексия)

    2. дисграфия (аграфия)

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе. Ориентирована на выявление речевой симптоматики (симптомологический подход). Нарушения делятся на 2 группы:

  1. Нарушение средств общения:

    1. Фонетическое нарушение речи (дислалия, ринолалия, дизартрия)

    2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, ринолалия, дизартрия)

    3. Общее недоразвитие речи. Недоразвитие может быть выражено в различной степени: 1, 2, 3 уровень речевого развития (алалия, ринолалия, дизартрия, НВОНР)

  2. Нарушение в применении средств общения

    1. Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Нарушения чтения и письма самостоятельными не являются, рассматриваются, как отсроченные во времени проявления ФФНР и ОНР.

ВЫВОД: важны обе классификации; логопедическая диагностика осуществляется в рамках этих классификаций; в заключении логопеда – их пересечение.



8.Методика логопедического обследования

Цель логообследования: оценка состояния речи, определение структуры дефекта, а также психофизического развития и социальных условий развития личности. Задачи логообследования: обследование всех компонентов речи и всех функций речи; определение особенностей познавательной и эмоц-волевой сфер.

Опирается на следующие принципы:

1.Системности - опирается на представления о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодейсттвии. В связи с этим изучение нарушений речи опирается на все компоненты речи (фонетика, лексика, грамматический строй).

2. Комплексности и всесторонности – предполагает, что для постановки логопедического заключения, дифференциальной диагностики сходных форм необходим корреляционный (зависимость) анализ речевых и неречевых симптомов, соотношение уровней развития речи и познавательной деят-ти -> необходимы данные мед., псих., пед. обследования.

3. Конкретность – применительно к каждому конкретному случаю обследование должно быть индивидуализировано, с выборочным использованием заданий в зависимости от характера, тяжести РН и возраста обследуемых.

4. Дифференцированный подход к обследованию детей с различной речевой патологией (разные схемы обследования).

5. Индивидуальный подход предполагает учет всех личностных черт ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснить, какую роль оказывает РН на судьбу ребенка.



6. Принцип развития (изучение в процессе обучения) предполагает выявление компесаторных возможностей, определение зоны его ближайшего развития.

7. Дифференциальная диагностика сходных речевых нарушений, сходных состояний.

8. Выявление положительных возможностей предполагает обращение внимания не только на недостатки ребенка, а прежде всего на положительные стороны его деятельности, поведения, учитвать его в процессе коррекционно-воспитательной работы.

9. Деятельностного подхода: обследование проводится с учетом ведущей деятельности.

10. Онтогенетический принцип предполагает выявление речевых нарушений и коррекции осуществляется с учетом последовательности выявления форм речи, структурных компонентов, функций, видов деятельности в онтогенезе.

11. Этиопатогенетический предполагает учет механизмов, структуры, симптоматики речевых нарушений, обусловлен взаимодействием биологических и соцфакторов.

12. Обходного пути – формирование новой функции системы в обход пострадавшего звена (опора на сохранный анализатор).

13. Взаимосвязь речевого и общего психического развития.

14. Общедидактические – наглядности, доступности, сознательности, активности.

Методы: беседа, эксперимент, наблюдение, метод анализов продуктов деятельности, анкетирование.

Этапы логопедического обследования:

1.Ориентировочный этап (изучение запроса, анамнез)

2.Диагностический
3.Аналитический (анализ полученных результатов)

4.Прогностический (определение образовательного маршрута)

5 Информационный (информирование для родителей).

9. Принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода,

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:


  • этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения),

  • системности и учета структуры речевого нарушения,

  • комплексности,

  • дифференцированного подхода,

  • поэтапности,

  • развития,

  • онтогенетический,

  • учета личностных особенностей,

  • деятельностного подхода,

  • использования обходного пути,

  • формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наглядные средства должны:


  • быть хорошо видны всем;

  • подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

  • соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

  • сопровождаться точной и конкретной речью;

  • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:


  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).

10. Дислалия: аспектный анализ

Дислалия – Н звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации реч. аппарата. Отмечается у 25-30% дошкольников, у 17-20 % школьников (1-2 класс), у 1% взрослых. При форм. произношения ребенок учится воспринимать обращенную речь, управлять органами артикуляции.

Артикуляторная база (Жинкин) – комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции,Ю при которых для данного языка вырабатывается нормальный звук.

Чаще всего нарушаются свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ), звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары), мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ).



Механизм: отдельные избирательные нарушения корковой нейродинамики с ослаблением тонких дифференцировок в речеслухоом и речедвигательном анализаторах.

Причины: биологические + социальные (физическая ослабленность ребенка в период развития речи; ЗПР (ММД), ЗРР, нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное соц. окружение (ограниченность соц. и реч. контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)

Различают в зависимости от дефектов произношения: простая (4 звука) и сложная (5 и более); от группы звуков: мономорфная (одна группа звуков - шипящие) и полиморфная (одновременно 2 или несколько групп); по этиологическому признаку: функциональная (Н звукопроизношения при отсутствии орган. нарушений в артикул. аппарате): моторная – нет согласованности в работе артикуляционного аппарата; сенсорная – снижена способность саморегуляции произвольного внимания при воспроизведении звуков и механическая (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба; возникает в детстве; нарушается произношение 1 или нескольких звуков).

Различают 3 формы нарушения звуков:

    1. Искаженное произношение (горловое Р) – ненормированное воспроизведение звуков в силу неправильно сформированных артик. позиций. Звук произносится как несвойственный фонет. системе родного языка.

    2. Пропуск в речи звука (КООВА-КОРОВА) – звук не опознается в потоке речи.

    3. Замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА) – не образуется акустические или артикуляционные образы отд. звуков фонемы не отличаются по своему звучанию.

    4. Смешения – артикул. уклады сформ. , но нет умения различать некоторые позиции (изол. есть, в самост. речи - нет).

Выделяют: фонологические или фонематические нарушения (Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау) – замены + смешения из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушение; нарушается вся система языка; антрофонические или фонетические (Ф.Ф.Рау) – искажения из-за недостаточной сформированности или нарушения артикуляционной моторики; нарушается произносительная система языка. Если звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Выделяют уровни нарушенного произношения: I – полное неумение произнести звук; II –произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и фразах, звук не автоматизирован; III –смешивает звук с другим в речевом потоке – звук не дифференцирован.

Различают три формы функциональной дислалии:

Акустико-фонематическая: дефекты вследствии избирательной несформированности операций переработки фонем в сенсорном звене (опознание, узнавание, сличение акустичсеких признаков и принятие решения о фонеме). Дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха, ребенок не опознает акустический признак звука, уподобляет акустически сходные фонемы друг другу, неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА), смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С, нет нарушений физического слуха, избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Артикуляторно-фонематическая: обусловлена несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два вида: 1) у ребенка полностью не сформирована артикуляция, отбирает близкий по артикуляции звук-субститут (Р-Л), заменяет звуки более простыми артикуляциями (С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р); 2) артикул. база сформирована, усвоены артик. позиции, но осущ. неправильный выбор (смешение) из-за нарушений операций отбора фонем по артикул. признакам; фонематический слух не сформирован.

Артикуляторно-фонетическая (ФФН): дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями; звуки произносятся искаженно для фонеической системы данного языка; нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные.
11.Методика логопедической работы при дислалии.

Цель: формирование умений и наыков правильного звукопроизношения.

Задачи:

- форм. умение узнавать звуки речи по акустическим признакам и не смешивать их в восприятии.

- форм. умение принимать необх. артик. позиции, обесп. нормированный акустический эффект звука.

- варьировать артик. уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с др. звуками в потоке речи.

- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Принципы (общедидактические + специальные)….

Частота: 3-4 занятия по 10-15 мин. при условии ежедневных занятий с родителями.

Сроки: простая – 1-3 м., сложная – 3-16 м. Зависят от степени сложности, регулярности занятий, от микросреды, участия родителей, индии. и и возр. особенностей.

Логопедическая работа проводится в три этапа (Левина):


  1. Подготовительный. Цель: включить ребенка в целенаправленный логопроцесс.

    1. Формирование положительной установки на занятие, осознанного отношение к ним.

    2. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

    3. Формирование тонких движений органов артикуляции (артик. гимнастика на тренировку подвижности, переключаемости– динамические упр-я, удержания – статические упр-я).

    4. Развитие фонематического слуха (формирование фонематического восприятия (улавливание различия между правильным и искаженным звуком); развитие слух. контроля; развитие слух. внимания, слух. памяти, развитие навыков слух. анализа).

    5. Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимые правильно. От них будут вызываться правильные звуки (С-И, Ф; Ш – Т, С, Л – Т, Ы).

  2. Этап формир. первичных произносительных навыков. Включает 3 этапа:

Постановка звука. Цель – добиться правильного звучания звука.Сущ.3 способа постановки:

по подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрит. контроль) + слуховой+ тактильно-вибрационные ощущения (струя). Испол. опорные звуки.

с механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства. Ребенок более пассивен, сам не осуществляет поиск артикуляции.

смешанный (подражание + объяснение, мех. помощь как дополнение).

В качестве исходной основы берется слог (Ш-ШТА, С – СЫ, Л - ЛА)

Автоматизация звукакомплекс тренировочных упр-й со специально подобранным речевым материалом (без нарушенных звуков). Цель – добиться прав. произнесения звука в речи.

Стратегия: постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь; к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий

Алгоритм автоматизации:

в слогах: прямой (СА), обратный (АС), звук между гласными (АСА), со стечением (СТА, СПА).

в словах: звук в начале слова, звук в конце слова, звук в середине слова без стечения, звук в середине слова со стечением согласных. Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова.

в предложениях: простое двусоставное (СОНЯ СПИТ), распространенное (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)

в тексте: чистоговорки, предложения, стихи

Приемы: отраженное повторение за логопедом, называние слов по картинкам, придумывание слов на звук, звуковой анализ и синтез, творческие упражения и игры.

Дифференциация звука. Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи (иногда этап опускается)

Стратегия: постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи. Одновременно для дифференциации берется одна пара звуков (Ч, Ц, Щ: Ц-Ч, Ч-Щ, Ц-Щ). Одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р). Оодновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа


  1. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

Стратегия:используются тексты, применяются различные виды речи (диалог, монолог), используются творческие упражнения, твор. игры с элементами логоритмики.

12. Ринолалия: аспектный анализ

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами реч. аппарата.

При N фонации носовая и ротовая полости отделены (небно-глот/ смыкание) происх. путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание –С, самое слабое –В. При ринолалии нарушается небно-глоточное смыкание. Выделяют 2 формы ринолалии:



1.Открытая ринолалия – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый носовой оттенок, ротовые звучат как носовые), т.к. воздух проходит через рот и черех нос. Для определения:

- проба Гутцмана: попеременное произнесение А-И, то зажимают, то открывают носовые ходы (гласные, особенно И заглушается и ощущается вибрация крыльев носа.

- с фонендоскопом: одна олива вводится в нос, при произнесении гласных (У, И) слышится гул.

1.1. Функциональная открытая ринолалия – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции: после удаления аденоидов, дифтерии, по подражанию, частые болезни носоглотки.

Особенность– выраженное нарушение гласных, согласные – приближаются к N. Прогноз: устраняется после фонеатрических упражнений и коррекции звукопроизношения.



1.2. Органическая открытая ринолалия – м\б приобретенной (перфорации, порезы, параличи, рубцы, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба).

Причины: биологические (грипп, краснуха, паротит, токсоплазмоз) + химические (лекарства, яды) + эндокринные заболевания + псих. заболевания + профессиональные вредности + вредные привычки + генетт. проявления (ассимметрия лица, носогубных складок; борозда на язычке мягкого неба ). Критич. периоды: 7-8 неделя эмбриогенеза. М\сочетаться расщелины неба и губы; частичные встречаются чаще, чем полные; односторонние, чаще, чем двусторонние.

Врожденные расщелины неба могут быть нескольких видов:

  • расщелины мягкого неба (скрытые – субмукозные, неполные, полные)

  • расщелины мягкого и твердого неба (скрытые, неполные, полные)

  • полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

  • полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

Проявления ринолалии в устной речи: обедненность долингвистического развития (лепет), страдают просодические компоненты речи; нарушения звукопроизношения: наложение дополнительного шума на назализированные звуки (шипение, свист, придыхание, хрип), замена взрывных фрикативными, отсутствие звука Х в конце слова, свистящий фон при произнесении Ш и шипящий при С, отсутствие вибранта Р или замена на Ы; речь малоразборчива; изменено место артикуляции большинства звуков (компенсаторные изменения); сопутствующие отклонения в формировании речевых процессов.

2.Закрытая ринолалия возникает при пониженном физиологическом носовом резонансе. Причины: органические, т.е.изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание и функциональные, т.е. нарушено функционирование небно-глоточного смыкания, т.н. гиперфункция мягкого неба (невротические расстройства после удаления аденоид, при нарушении слухового контроля у глухих и слабослышащих, по подражанию). Проявления: отсутствие носового резонанса у звуков М, МЬ, Н, НЬ (звучат как звуки Б.БЬ, Д, ДЬ).

2.1. Передняя закрытая ринолалия (Зееман) -- при непроходимости носовых полостей (гипертрофия слизистой носа, полипы, искривление носовой полости и носовой перегородки, опухоли).

2.2. Задняя закрытая ринолалия уменьшение носовой полости (аденоиды, опухоли)

3. Смешанная ринолалия – состояние речи, харак. повышенным носовым резонансом при произнесении носовых звуков, наличием назального оттенка. Причина: непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

Хирургическое лечение проводится поэтапно:

          1. Хейлопластика – операция ращелины губы (10 дн. до 1 г.), устранение косметического дефекта, направ. на восстановление анатомии этих органов.

2. Уранопластика (1-1.6) в два этапа: пластика мягкого неба (6-8 м.) и пластика твердого неба (12-14 м.) с целью устранения утечки воздуха, форм. и разв. норм. речи, устранения косметического дефекта.

3. Устранение остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба (7-14 л.)

Ученые: Ермакова И.И., Волосовец Т.В., Ипполитова А.Г., Соломатина Г.Н.

13. Методика логопедической работы при ринолалии. (Ипполитова)

Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи, активизация деятельности артикуляционного аппарата; выработка правильной артикуляции всех звуков; устранение назального оттенка голоса; воспитание навыков дифференциации звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация полученных речевых навыков в общении; систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия; формирование морфологических обобщений; преодоление дисграфии; овладение синтаксическими обобщениями; формирование связной речи.

Наиболее известна методика Ипполитовой А.Г. Она включает следующие разделы:



  • формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

  • формир. длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без голоса)

  • дифференциация короткого и длител. ротового и носового выдоха при форм. соноров и аффрикат

  • формирование мягких звуков.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации со звуков И и Э (а не с А), т.к. эти звуки позволяют фокусировать воздушную струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Тапталова С. Л. предлагает своеобразный режим молчания – произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения. Ермакова И.И. – поэтапная коррекция звукопроизношения и голоса; особое внимание – послеоперационному периоду. Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

  • освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений

  • подготовка правильно произношения гласных

  • подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

  • развитие подвижности мягкого неба

  • устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

  • преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани используется зонд для звука С): поглаживание вперед-назад твердого неба; растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении; массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо; точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес).

2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки: глотание воды маленькими порциями (наибольшее поднятие мягкого неба); позевывание; полоскание горла теплой водой маленькими порциями; покашливание (сначала с высунутым языком) – сокращение мышц валика Пассавана – 2-3 покашливания на одном выдохе; утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом – увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок голоса

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ: надувание обеих щек одновременно и попеременно; втягивание щек в ротовую полость; сосание; втягивание губ; вытягивание губ (свист) и поднимание – опускание сжатых губ; вибрация губ; удерживание губами карандаша

б) для языка: высовывание языка лопатой, иголочкой; поворачивание высунутого языка влево—вправо; поднимание – опускание кончика языка; присасывание; «хоботок» - «желобок» - «чашечка»; «жало» - «чашечка» - язык вверх (комплекс).



4. Голосовые упражнения. Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э: артикулирование без голоса; громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений; отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ; произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

5. Дыхательные упражнения: вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом и т.д. Используется контроль утечки воздуха через нос: с помощью зеркала, полоски тонкой бумаги, ватки.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль над направлением воздушной струи.



14. Дизартрия: аспектный анализ.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией.



История изучения: Клиническая картина дизартрии впервые была описана более ста лет назад у взрослых в рамках псевдобульбарного синдрома (Lepine, 1977; A. Oppenheim, 1885; G. Pezitz, 1902, и др.). В дальнейшем в 1911 г. Н. Gutzmann определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.).



Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония.



Каталог: ld
ld -> Специальность 060105. 65 Стоматология Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дс. Ф. 2 «Терапевтическая стоматология» Целью изучения дисциплины «Терапевтическая стоматология»
ld -> Специальность 060105. 65 Стоматология Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дс. Ф. 5 «Ортопедическая стоматология» Целью изучения дисциплины «Ортопедическая стоматология»
ld -> Клинико лабораторная оценка эффективности использования комплексного препарата при лечении гиперестезии зубов 14. 01. 14 Стоматология
ld -> Операция удаления зуба, зубосохраняющие операции, операции на альвеолярных отростках
ld -> Клиника Flydent была основана в 2003 году, доктором Шрайнером А. Клиника расположена в центре Будапешта, в 11 районе, при Danubius Hotel Flamenco. Клиника специализируется в различных областях стоматологи
ld -> Состояние костного обмена и его коррекция при местнораспространенном и диссеминированном раке простаты 14. 01. 23 урология
ld -> Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница