1. Проявление депрессивных заболеваний у населения



страница1/4
Дата01.08.2018
Размер1,38 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
YORK UNIVERSITY
United States of America


Affective disorders connected with studying abroad

diploma work


Tokhiniso Azimova
Submitted to the Departmental Graduate Committee
in ___________ fulfillment of the requirements for the degree of
Bachelor of Arts
in Psychology
at the
York University
July 2013
© 2013 Azimova Tokhiniso. All Rights Reserved.
The author hereby grants York University permission to reproduce and to distribute publicly paper and electronic copies of this thesis document in whole or in part

Signature of Author ____________________________________

July. 0, 2013

Certified by ________________________________________________

Thesis Supervisor

York University

Accepted by ________________________________________________
Departmental Graduate Committee

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................4

1. Проявление депрессивных заболеваний у населения ...............................................................................5

1.1. Что такое депрессия? .....................................................5

1.2. Эпидемиология ..............................................................7

1.3 Кто чаще других подвержен депрессивным

расстройствам? .....................................................................9

2. Этиопатогенез и симптоматика депрессии................10

2.1 Биологические аспекты ...................................................10

2.1.1. Нейроанатомические открытия ............................11

2.1.2. Нейрофизиологические нарушения ......................11

2.1.3 Генетика .............................................................12

2.2. Психосоциальные факторы ............................................13

2.2.1. Психодинамическая теория .................................14

2.2.2 Когнитивно-поведенческие теории .......................14

2.3 Клинические проявления депрессивных расстройств (симптоматология)...............................................................15

2.4. Протекание депрессивного расстройства. Рецидивы ........18

2.5. Диагностика депрессии.................................................19

3. Классификация депрессивных расстройств ...........21

3.1. Классификация в соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ) .........................................21

3.1.1. Диагностические критерии депрессивного эпизода по МКБ – 10 ............................................................................22

3.2. Разновидности депрессий ............................................. 24

3.3. Другие формы депрессии .............................................. 25

4. Миграция, аккультурация и адаптация ...................26

4.1. Миграция в современном мире ...................................... 26

4.1.1. Миграция в Чешскую Республику ....................... 27

4.2. Аккультурация и «культурный шок» .............................. 27

4.2.1. Различные определения аккультурации .............. 28

4.2.2. Одномерная и двумерная модели аккультурации.. 29


4.3. Адаптация мигрантов ................................................... 29

4.3.1. Теории миграции и адаптации ........................... 31

4.4. Исследования депрессивных состояний у студентов, обучающихся за рубежом (на примере разных стран) ...........33

5. Исследовательская часть ............................................35

5.1. Обоснование исследования ..........................................35

5.2. Методология исследования .......................................... 35

5.3. Характеристика исследования ......................................36

5.4. Цель исследования ..................................................... 37

5.5. Гипотезы ....................................................................37

5.6. Описание сбора данных ...............................................37

5.7. Результаты опроса и интерпретация .............................39

5.8. Краткое изложение результатов гипотез .......................54

5.9. Обсуждение результатов ..............................................55

Заключение .......................................................................57

Приложения .......................................................................60

Список использованной литературы .....................................64

Введение.

Современное общество характеризуется этапом серьезных перемен и требований по отношению к будущим молодым специалистам. В связи с высокой конкуренцией и, порой, жесткими условиями найма, всё больше родителей задаются вопросом в какой стране лучше и безопаснее всего давать высшее образование своим детям и тем самым обеспечить им достойное трудоустройство. Сегодня у человечества есть возможность получать высшее образование в любой точке земного шара и выбрать из этого множества наиболее подходящий университет стало по-настоящему трудным и ответственным шагом, так как в большинстве случаев от этого выбора зависит то, как легко студент справится с новыми и незнакомыми жизненными сложностями и заботами. Процесс адаптации студентов к новой социальной среде практически всегда проходит с некоторыми сложностями и оставляет человека лицом к лицу со своей проблемой, предоставляя ему возможость самому выбирать пути её разрешения – от действия к бездействию. Помимо экономических проблем и бюрократических тонкостей, в процессе достаточно болезненной адаптации на новом месте жительства, студенты мигранты испытывают множество трудноразрешимых социальных и психологических проблем. Эти трудности так же в значительной мере касаются и местного населения, перед которым встает необходимость принятия в свою страну постоянный поток эмигрантов, который отражается на многих аспектах жизни резидентов, например, трудовой занятости: многие резиденты негативно реагируют на приезд новых лиц, опасаясь увеличения уровня безработицы и потери рабочих мест, что в сущности усложняет процесс адаптации студентов в новой стране. Будущий молодой специалист сталкивается с пугающей неизвестностью новой жизни, где ему ко всему прочему приходится учиться подстраиваться под местный менталитет и культуру. Поэтому отправляясь за границу, мигрант должен в достаточной мере быть подготовленным к сложностям, возникающим на пути достижения задуманного.

Целью моего исследования является проведение исследования психического состояния студентов, учащихся в Высших учебных заведениях и выявление различного рода корреляций и закономерностей, которые отражают взаимосвязь между различными аспектами, такими как проживание и переезд за рубеж и аффекивными расстройствами личности, в точности депрессией.

Моя дипломная работа делится на теоретическую и практическую части и состоит из пяти блоков. В первом блоке рассказывается о том, что такое депрессия, её эпидемиология и какие люди наиболее подержены депрессивным состояниям. Во втором блоке описывается этиопатогенез и симптоматика депрессии. В этот раздел вошли биологические и психосоциальные факторы, способы диагностики депрессии, протекание депрессивных расстройств и их клинические проявления. Третий блок посвящен Международной Классификации Болезней Десятого пересмотра, в котором рассматриваются виды депрессивных расстройств. В четвертом блоке рассматриваются проблемы аккультурации, миграции и адаптации иностранца в новой культурной среде, так же рассказывается о миграции в Чешскую Республику и различных теориях миграции и адаптации. В этой части приведены различные исследования депрессивных состояний у студентов, обучающихся за рубежом. Пятый блок является исследованием, включающим восемь гипотез.



1. Проявление депрессивных заболеваний у населения.

1.1. Что такое депрессия?

Депрессия – это серьезное, но излечимое заболевание, которое в последнее время имет огромную тенденцию к росту. Основоположник психоанализа Зигмунд в свое статье «Скорбь и меланхолия» полагал, что одним из основных источников склонности человека к депрессивным состояниям является переживание ранней утраты. Ранняя потеря – это не только те случаи, которые можно наблюдать, ранней потерей могут быть внутренние и психологичекие переживания. Сюда можно отнести обстоятельства, которые поощряют депрессивные тенденции – расставания, ссоры, негативная атмосфера в семье, на работе, школе – в общем ситуации, где нередко человек не может проявлять и выражать своих реальных чувств, в результате чего накопленная внутри инивида негативная энергия способствует тому, что люди депрессивного типа считают себя недостойными, плохими, неполноценными, отдаляются от социума и начинают вести себя агрессивно по отношению к окружающим. (9)

«Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидания наказания.» (S. Freud, 1916)

"По просьбе Всемирной организации здравоохранения, Всемирный банк сделал прогноз, согласно которому тяжесть депрессивных расстройств превосходит ряд физических заболеваний. В развитых странах, пять из десяти ведущих причин, приводящих к инвалидности («инвалидность» по данным Всемирной Организации Здравоохранения – это любые ограничения или потеря способности заниматься обычной деятельностью) являются психическими расстройствами. По оценкам, к 2020 году депрессия станет второй ведущей причиной инвалидности, заболеваемости и смертности во всем мире сразу после ишемической болезни сердца.» (M. Svoboda, 2006)

По данным, представленным во многих научных изданиях, которые занимаются вопросом депрессии, каждый человек в течение своей жизни сталкивается с определенными формами депрессивных симптомов. Каждый человек в своей жизни когда-либо чувствовал грусть или нервозность. Многие люди называют эти чувства «депрессией», но на деле подобные ощущения не всегда ей являются. С профессиональной точки зрения, термин «депрессия» намного уже, так как депрессия отличается от печали тем, что протекает дольше и интенсивнее, а так же сильно влияет на работоспособность человека.

Симптомы депрессии могут затянуться на целые годы, а иногда бездействие может привести к летальному исходу. Это происходит в тех случаях, когда депрессию не подвергали лечению и не предпринимали попыток от неё избавиться. Депрессивные состояния приводят к изоляции человеческого индивида от социума, человек уходит в себя и становится замкнутым и одиноким, считая, что его никто не понимает. Всё это приводит к снижению производительности и сильному ослаблению иммунитета. Человек, страдающий депрессией, постоянно чувствует усталость, грусть, неспособность радоваться привычным вещам; уже ничто не может удивить его или восхитить — чувство несчастности полностью поглощает его существование. Так же симптомами серьезного депрессивного расстройства явяются чувство беспомощности, упавшая или вовсе отсутствующая самооценка, непреодолимые чувства вины и безнадежности, пессимизм. Эти чувства не оставляют больного депрессией в течение целого дня, не исключая ночи, и продолжаются ежедневно. Человек теряет интерес к работе, учебе, испытывает проблемы в получении удовольствие от общения с людьми и от обыденных занятий. (Křivohlavý, 2003)

Привожу список симптомов, обычно связанных с депрессией, описанных в книге Д. Эймана «Измени мозг – изменится и тело»: 1. Грусть, уныние, угрюмое настроение. 2. Недостаток энергии, постоянная усталость. 3. Невозможность получать удовольствие от действий, которые обычно радуют. 4. Раздражительность. 5. Плохая концентрация, отвлекаемость, ослабление памяти. 6. Суицидальные мысли, ощущение бессмысленности жизни. 7. Чувство собственной безнадежности, беспомощности, вины и негодности. 8. Изменения сна: плохой сон с частыми просыпаниями либо увеличение продолжительности сна. 9. Изменения аппетита: снижение или возрастание. 10. Дистанцирование от окружающих людей. 11. Снижение самооценки.

В крайних случаях это заболевание может привести человека к суицидальным мыслям и толкнуть на самоубийство. (Нуллер, 1981)

«Для больного депрессией но только крайне трудно принять решение, но еще тяжелее привести его в исполнение и вообще принудить себя к какой-либо деятельности. По словам того же больного, возникает ощущение «непреодолимой инерции». Несколько легче осуществляется деятельность в привычной, четко регламентированной колее. Так, люди, работа которых протекает в строго ограниченных, стереотипных рамках, продолжают относительно долго справляться с ней, несмотря на то, что а остальных сферах болезнь уже привела к декомпенсации. Ощущение своей беспомощности, бессилия, слабости становится почвой для возникновения идей малоценности, а иногда и суицидных намерений», - (Нуллер, 1981)

1.2. Эпидемиология.

«Депрессия является одним из самых распространенных нервно-психических расстройств. Различными видами депрессий в течение жизни могут заболеть 10% мужчин и 20% женщин. Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее, чем у 200 миллионов человек.» (Kaplan&Sedok, 1990)

По данным более новых исследований, в любой момент времени тяжелой депрессией страдают 3-6% людей, но только 20-25% из них в конечном итоге попытаться обратиться за помощью. (Amen, 2011)

«Большая часть больных (от 60% до 80%) никогда не попадают в поле зрения психиатра и наблюдаются в общесоматической сети, а около половины депрессивных больных вообще не обращаются за помощью, так как не считают себя больными. В первичной медицинской сети – до 20% больных обнаруживают клинически выраженную депрессию» (Zung, 1965)

"В общей популяции частота депрессий обнаружена у 5,3%, хронические больные подвергнуты ей в 9,4% случае, госпитализированные - 33%, у госпитализированных больных раком обнаружена в 42% случаев, инфарктом миокарда в 45% и инсульта в 47% случаев . Процентная доля невозможности определить все психические расстройства приходится на 17,3%. Подсчитано, что 50% пациентов с большим депрессивным расстройством в течение жизни проживают один эпизод, в 20% случаев случаются рецидивы, а в 30 процентах случаев депрессии выявляется значительная тенденция к хроническому течению. Данные цифры ясно указывают на необходимость обратить внимание на эти нарушения». (Sikora, 2003)

Депрессивные расстройства чаще всего встречаются у людей в возрасте от 25 до 35 лет. В среднем, человек сталкивается с депрессивным расстройством в возрасте 27 лет. Но это не означает, что депрессивные расстройства ограничены данным возрастным периодом – депрессия может случиться как в детстве, так и в пожилом возрасте. Симптомы депрессии, как правило, развиваются в течение нескольких дней или недель и подсчитано, что только 25% пациентов с большим депрессивным расстройством способны адекватно диагностировать свое заболевание. Это обусловлено тем, что пациент часто не может распознать реальное заболевание, так как депрессия часто скрывается за жалобами пациента на физическое недомогание. Диагностика депрессии в большинстве таких случаев осложняется из-за соматических или психиатрических болезней. (Praško, 2009)

В случае обращения в общемедицинскую сеть до 69% пациентов с депрессией предъявляют лишь соматические жалобы. (Gureje&Simon, 1999)

"В последнее время в мире зафиксирована тенденция роста депрессии и её переход на более младшие вековые категории. В течение всей жизни признаки депрессии проявляются у 9-26% женщин и 5-12% мужчин. Процент распространения этого заболевания среди женщин составляет от 4,5 до 9,3% и от 2,3 до 3,2% у мужчин. По грубому подсчету, соотношение мужчин и женщин, страдающих большим депрессивным расстройством, определено как 1:2.

От биполярного расстройства личности страдает примерно 1% населения, независимо от пола. Проведенные эпидемиологические исследования показывают, что в мире каждый год около 100 миллионов человек страдают от различной тяжести депрессивных расстройств."(Anders&Roth, 2000)

В своей книге «Эмоциональный интеллект» (1995) D. Goleman привел следующие данные: «В ходе нескольких эпидемиологических исследований с использованием строгих критериев —принятых в медицине диагностических симптомов депрессии —выяснилось, что для мальчиков и девочек в возрасте от десяти до тринадцати лет коэффициент заболеваемости тяжелой депрессией на протяжении одного года составляет 8—9 процентов, хотя другие исследования дают примерно вдвое меньшую оценку (а кое-кто оценивает этот показатель еще ниже, где-то на уровне 2 процентов). В период полового созревания, по некоторым данным, для девочек этот коэффициент повышается примерно в два раза; до 16 процентов девушек от тринадцати до шестнадцати лет испытывают приступ депрессии, тогда как для мальчиков этот показатель практически не изменяется».

По данным Всемирной Организации Здравоохранения к 2020 году смертность от депрессий (самоубийств, летальных исходов и др.) превысит смертность от рака. (1) «По оценкам ВОЗ, депрессия распространена во всех регионах мира. Недавнее исследование, проведенное при поддержке ВОЗ, показало, что в 2011 году депрессией страдали около 5 процентов населения Земли» (2).

«Масштабы психических расстройств, как правило, недооцениваются. Нарушения психического здоровья, включающие в порядке возрастания такие проблемы, как стресс, депрессия, невроз, выраженный психоз, – это наиболее распространенные проблемы со здоровьем в любой популяции. Удельный вес населения с выраженными психическими расстройствами, зарегистрированными и сообщенными странами, колеблется от менее 1% до 6%, при этом в большинстве стран этот диапазон составляет 1–3%. Однако менее серьезные нарушения, которые часто остаются незарегистрированными, являются гораздо более распространенными» (3).

Уровень депрессивных расстройств в достаточной мере зависит от культурных традиций. Наименьшее число людей, подверженных депрессии живут в Японии и Китае (1-2%), самый высокий показатель в Чили (27,3%). В Великобритании, Нидерландах и Франции случаи депрессии у людей наблюдаются в пределах от 12 до 15% (M. Svoboda, 2006). В Чешской Республике от 20% до 25% людей ощущают на себе депрессивные симптомы. По статистике, женщины на 100% чаще подвергаются депрессивным расстройствам чем мужчины (Křivohlavý, 2003).

1.3 Кто чаще других подвержен депрессивным расстройствам?

Ранее депрессивные расстройства связывались исключительно со взрослыми лицами. В наше время возрастная категория людей, подверженных депрессивным расстройствам значительно снижается, в связи с чем процент депрессии среди населения постоянно увеличивается. Но в процентном соотношении депрессия чаще возникает среди людей трудоспособного возраста. (Herman, 2008)

На возникновение депрессивного расстройства влияет ряд биологических и социальных факторов, которые создают благоприятную основу для возникновения депрессивных состояний. Например, некоторые семьи в большей степени подвержены депрессии в следствие присущим им врожденным восприимчивости и уязвимости (см. главу 2, часть 2.1).

Чаще всего депрессивные расстройства встречается у людей с неправильным образом жизни, которые испытывают недостаток сна и неосознанно страдают от отсутствия регулярных физических нагрузкок, которые жизненно важны для каждого человека. Такие индивиды чуствуют себя одиноко и считают, что находятся в экзистенциальном вакууме. Эти переживания зафиксированы в неблагополучных семьях (50% людей, находящихся в депрессии, имеют напряженные отношения со своими близкими) и в семьях после развода. (Beck, 1979)

Депрессию также могут вызвать социально-культурные факторы, такие как проживание в политически нестабильной стране, нищета, дискриминация меньшинств и так далее. Люди из более низких социально-культурных слоев страдают от депрессии гораздно чаще, нежели люди среднего класса. (Comer, 2005)

Личность, склонная к депрессиям (личностная характеристика высшей эмоциональной уязвимости по Фредерику Флаху) является чрезвычайно чувствительной (гиперчувствительность), более уязвимой чем остальные, а так же амбициозна, имеет весьма высокую степень моральной ответственности и большую жизненную энергию, в следствие чего становиться все более конкурентоспособной и слишком зависит от мнения и поступков людей, которых она ценит и уважает. (Flach, 1974)

Фредерик Флах так же как и Карл Густав Юнг считал, что депрессия – это не только отрицательное воздействие на психику, несущее в себе разрушение и беды, депрессия помогает личности в самоопределении и переоценке ценностей: “Если ты пытаешься изменить свою жизнь, депрессии неизбежны. Если ты уже в депрессии, у тебя есть возможность развития в трех важных сферах: в оценке самого себя, в отношении к другим и в способности справляться со сложными жизненными обстоятельствами” (Flach, 1974).

Стресс играет важную роль в формировании различных расстройств настроения. Организм устроен так, что отвечает стрессом на любую угрозу своему равновесию и никакие критические ситуации не могут произойти без его болезненного вмешательства. Если напряжение и воздействие, оказываемые на человека, долгосрочны, измененяется соотношение нейромодуляторов (норадреналина, допамина и серотонина) в мозге, что ведет к расстройствам настроения. (Anders,2000)



2. Этиопатогенез и симптоматика депрессии.

Этиопатогенез – совокупность знаний о факторах, влияющих на возникновение депрессивных состояний и механизмов их развития. Термин этиопатогенез до сих пор является спорным, так как подразумевает смешение понятий причины и следствия в патологии, в следствие чего, до их пор не имеет четкого обоснования. Поэтому мы можем лишь утврждать, что он многофакторен. (15)

Депрессия возникает по многим причинам. Депрессивные расстройства вызывает недостаток (изменения, нарушения обмена) нейротрансмиттеров в головном мозге (особенно норадреналина, дофамина и серотонина и некоторых других нейромедиаторов). В следствие такого дефицита возникает патологическое преобразование чувствительности рецепторов головного мозга. Страдающий депрессией подобные перемены и состояние ощущает и проживает в виде общей усталости, потери энергии, замедленности движений и мышления, беспокойства, преследующих его негативных эмоций и мыслей. Этиопатогенез устанавливает связь между изменением обмена биогенных аминов и психической депрессией. Потому все факторы, которые влияют на обмен нейромедиаторов и их функции, могут быть или побудителем или причиной депрессии.(4)

Развитие депрессивных расстройств различной степени тяжести связано с биологическими, психологическими и социальными аспектами, которые составляют биопсихосоциальную модель здоровья.



2.1 Биологические аспекты.

Самые современные знания об этиологии депрессии происходят из биологической (генетические факторы, влияние стресса, биологические ритмы), нейрохимической и иммуно-нейроэндокринной областей. Данные области тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.



2.1.1. Нейроанатомические открытия.

На эмоции и настроение главным образом влияют деятельность таламуса (участок переднего мозга), лимбической системы, префронтальной коры (часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует действия человека) и связи между ними. (Vymětal, 2003)

Одна из самых популярных моделей происхождения депрессивных состояний полагает изменение естественных биологических ритмов - «сон - бодрствование», ритм изменения температура тела, артериальное давление, секреция гормонов и др. Эти данные свидетельствуют о том, что в патологический процесс вовлекаются ядра, находящиеся в ретикулярной формации ствола мозга, которые формируют с гиппокампом лимбико - ретикулярный комплекс. (5)

Rosental (1985) писал: «Определённую роль в патогенезе депрессии играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к так называемому синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах (ухудшение психического состояния по утрам и его улучшение к вечеру), а также наличие диссомнических нарушений.» (Пилягин, 2003)

Так же в формировании эмоциональности участвует вегетативная нервная система, в основном через гипоталамус, который обеспечивает реакции на соматические симптомы и является центральным регулятором гомеостаза организма. Лимбическая система или центр настроения и межличностных отношений играют важную роль в интерпретации повседневных событий в жизни человека. Неправильная работа лимбической системы отражается на навыке индивида ладить с окружающими, вызывает депрессию, снижает мотивацию, энергию и либидо (5).

2.1.2. Нейрофизиологические нарушения

Графики электрической активности головного (ЭЭГ - способ записи электрической активности разных отделов головного мозга и их трансформации) отмечают, что при наиболее тяжелых формах депрессивных расстройств, у пациентов наступают изменения в так называемой REM-фазе (Rapid Eye Movement - быстрое движение глаз), в которой наступают снижение продолжительности общего времени сна, увеличение его латентной фазы, уменьшение длительности латентной фазы быстрых движений глаз, повышение частоты быстрых движений глаз, и, как следствие, раннее пробуждение. (6)

Я. И. Левин, руководитель Сомнологического Центра Минздравсоцразвития РФ (1983) в своей статье «Депрессия и сон» писал: «Изменения сна при эндогенной депрессии характеризуются сокращением дельта-сна, укорочением латентного периода ФБС (фаза быстрого сна), увеличением плотности быстрых движений глаз - БДГ (один из основных феноменов, характеризующих ФБС), частыми пробуждениями.

При психогенных депрессиях указывается на преобладание в структуре инсомнии нарушений засыпания с компенсаторным удлинением утреннего сна, в то время как при эндогенных депрессиях превалируют частые ночные и окончательные ранние пробуждения». (Левин, 1983).

Исследования в лаборатории Речшаффена в 60-е годы показали, что REM-фаза жизненно необходима для для нормальной жизнедеятельности человека. Крыса, лишённая REM-фазы сна, погибала через 40 дней такого режима (крысу помещали на вращающуюся площадку посреди бассейна и когда она достигала фазы быстрого сна, центростремительные силы сбрасывали её в воду из-за полного расслабления мышц). В то же самое время крыса, лишённая фазы медленного сна, выживала. (Наймарк Е., 2005)

«У больных депрессией показаны уменьшение глубины сна, возрастание двигательной активности и частые пробуждения, выраженная редукция 4-й стадии сна, на фоне которой часто отмечается увеличение поверхностных (1-й и 2-й) стадий фазы медленного сна (ФМС). Возрастает число переходов от стадии к стадии, что свидетельствует о нестабильности в работе церебральных механизмов поддержания стадий сна. Кроме того, характерным признаком оказалось увеличение числа пробуждений в последнюю треть ночи.» Я. И. Левин (1983).

Считается, что в целом среди населения REM-фаза сна наступает через 9 минут после засыпания и составляет 20—25 % ночного сна, то есть продолжается в среднем 90 минут. У больных, которые страдают депрессивным расстройством, фаза быстрого движения глаз наступает намного раньше и частота её проявлений значительно превышает частоту БДГ-фаз у здоровых людей. (7)

2.1.3 Генетика.

Человек, в виду генетической предрасположенности, может унаследовать склонность к депрессивным состояниям, но сами по себе генетические факторы недостаточны для возникновения депрессивных расстройств. Кроме физической наследственности, такой как способность человека передавать свои признаки и особенности развития потомству, психологи выделяют такой вид наследования как социально-психологическое. Данный вид наследования определяет поведение и способ построения социальных контактов человеком, страдающим или склонным к депрессивным расстройствам. (Morgan, 1876)



2.2. Психосоциальные факторы.

Психосоциальные факторы играют важную роль в возникновении депрессивных расстройств – они могут как сдерживать, так и «углублять» депрессивное состояние.

Депрессивные расстройства, вызванные серьезными и необратимыми событиями в жизни людей, существенно влияют на последующее развитие их личности.

С социальной точки зрения самыми распространенными мотивами возникновения депрессивных расстройств являются семейные проблемы, финансовые затруднения, сложности на работе, неблагополучие в семье. Огромное влияние оказывают травмирующие случаи из детства (например, сексуальное насилие, избиения, потеря одного или обоих родителей), которые с течением времени могут трансформироваться в душевное расстройство. (Barnett&Gotlib, 1988)

«Ряд исследований неоднократно демонстрировал взаимосвязь между сексуальным или физическим насилием в детстве и развитием депрессивного расстройства у взрослых женщин» (Webster-Stratton, 1989).

Другие, менее специфические типы стресса в детстве, делают женщин склонными к депрессивным расстройствам в более зрелом возрасте. (Hammen, 1997)

Более того, подобные расстройства в полной мере отражаются на детях, воспитываемых в семье, в которой один из родителей (чаще мать) страдает депрессией: «Доподлинно известно, что у детей, матери которых страдали депрессивными расстройствами, отмечаются различные нарушения» (Gotlib & Goodman, 1999).

«Дети первого года жизни, матери которых в этот период перенесли эпизод депрессии, часто отличаются от сверстников большей замкнутостью, у них более трудный характер; привязанность к матери не обеспечивает им достаточного ощущения безопасности» (Field, 1992).

В ряде других исследований влияния негативных жизненных событий в детстве, таких как «потеря», было установлено, что развод родителей в детстве предсказывает развитие депрессии в зрелом возрасте, но смерть в детстве родители лиц нет. (Parkinson, 2011)

По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывали кратковременный шок с ощущением боли и безотчетным страхом. По данным американских исследователей Добсона Д. и Николи А. (1995), 50% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода. Около половины детей чувствуют себя отринутыми и заброшенными. На вопрос, когда они себя чувствовали более несчастными — 5 лет спустя после развода или через 1,5 года 37% детей отвечали: спустя 5 лет. (Андреева, 2004)

Из приведенных выше результатов, можно сделать вывод, что переживание значительных негативных жизненных событий в детстве может привести к развитию депрессии в зрелом возрасте. (Herman&Doubek, 2008)

2.2.1. Психодинамическая теория.

Первые психодинамические теории (например, З. Фрейд, 1923) рассматривали депрессию как трансформацию агрессии в такие депрессивные аффекты, как печаль, горе, сожаление, разочарование. Психологи, изучавшие это явяление, предполагали, что депрессия появляется в результате потери объекта любви, к которому больной испытывает амбивалентные чувства. Сюда можно отнести как реальные потери, такие как смерть родителя, так и символические - отверженность или недостаток родительского внимания.

В своей книге (2000) M. Anders и J. Roth писали: «Основной концепцией депрессии стала интерпретация Зигмунда Фрейда, который рассматривает депрессию как проявление потери объекта любви. Когнитивные процессы пострадавшего лица сводятся к отвлечению внимания от утраченного объекта (такие защитные механизмыы как вытеснение и отрицание), но депрессивный больной испытывает так называемый нарциссическое отождествление своего «Я» с утраченным объеком любви. К собственному же «Я» возникает отношение как к опустевшему (оставленному) объекту, и следует отметить, что речь идет в первую очередь об агрессивных проявлениях (депрессия=аутоагрессия). Современные психоаналитические направления на сегодняшний день занимаются изучением влияния ранней материнской депривации и склонности к депрессии."

2.2.2 Когнитивно-поведенческие теории.

Данные теории основаны на так называемом состоянии выученной беспомощности. Данный феномен был открыт в 1967 году американским психологом Мартином Селигманом, который участвовал в нескольких экспериментах над собаками (8). Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания Павлова, но в ходе исследования были получены несколько иные результаты, Павловым ранее не описанные.

«У людей, согласно ряду исследований, данное переживание сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти». (Seligman, 1975)

Человек, который находится в напряжении и не может избежать болезненной ситуации, предприняв несколько тщетных попыток, в последствии перестает пытаться справиться с ней, поддается ей и закрывается в себе. Когнитивная модель депрессии Бека основана на том, что человек, основываясь на событиях в своей жизни, создает определенные, порой ошибочные представления о себе и о мире.

В своей книге «Когнитивная терапия депрессии» (1979), A. Beck писал: «То, как люди перерабатывают данные о себе и других, зависит от их убеждений и других компонентов когнитивной организации. Когда имеется расстройство некоторого типа — симптом или синдром, либо расстройство личности, упорядоченное использование этих данных становится систематически искаженным и дисфункциональным. Эти искажения в интерпретации и последующем поведении формируются под воздействием дисфункциональных убеждений».

Aaron Beck (1979) считал, что такие люди не способны отказывать и делают все для того, чтобы стать востребованными окружающими, вопреки собственным желаниям. Такой человек считает, что его жизнь в основном зависит от его успешности и для того, чтобы быть счастливым, он должен быть любим. Проблема возникает тогда, когда этот человек попадает в стрессовую ситуацию, в которой испытает неудачу или получит отказ. Подобные ситуации могут привести к депрессии и негативным мыслям.

M. Anders и соавторы (2000) писали: «Подобные мысли как следствие ведут к следующим признакам депрессии: бихевиоральным (сниженная активность, замкнутость), мотивационным (потеря интереса, апатия), эмоциональным (страх, беспокойство, самобичевание), когнитивным (нарушение концентрации внимания, нерешительность) и телесным (потеря аппетита, бессонница). По мере развития депрессивного состояния, негативные бессознательные мысли становятся более частыми и интенсивными, и постепенно вытесняют способность рационально мыслить. Этот процесс подкрепляется углублением депрессивного настроения. Тем самым создается порочный круг».

Депрессивные эмоции способствуют физическому проявлению депрессивных симптомов, что приводит к депрессивному способу поведения, которые больной человек интерпретирует другими новыми угнетающими мыслями. Чем сильнее подавленное состояние человека, тем больше депрессивных мыслей появляется в его голове. Подобная интенсивность депрессивных мыслей ведет к тому, что больной человек искренне веря в их истинность, загоняет себя в это состояние ещё сильнее. (Anders, 2000)



2.3 Клинические проявления депрессивных расстройств (симптоматология).

Депрессия или патологически подавленное настроение сопровождается снижением активности и сильным спадом энергии. Это влияет на настроение, мышление, психомоторные функции и мимику. Человек испытывает постоянную грусть, которая разится от привычной печали, которую время от времени испытывает каждый здоровый человек. Постоянно плохое настроение является самым главным и первым индикатором для диагностики депрессивного расстройства. По интенсивности можно выделить следующую градацию депрессивных состояний: легкая, средней тяжести или умеренная и глубокая, тяжёлая или психотическая депрессия. Определить степень депрессивного расстройства весьма трудно. Для этого нужно принимать во внимание целый ряд симптомов, а так же степень тяжести. (9)

Типичный вариант простой депресии – утренняя. Утренняя депрессия – это явление, при котором человек сразу после пробуждения чувствует тревогу и усталость, а так же страх перед предстоящим днем – он кажется ему пустым и бессмысленным. Для такого человека день представляется трудным и непосильным, и встать с кровати для того, чтобы начать нормальную и привычную детельность (такую, как чистка зубов или приготовление завтрака) является для него непостижимой задачей (14)

Нуллер (1981) писал: «Утреннее обострение тоски может проявляться двояко: чаще тоска возникает сразу же в момент пробуждения. В других случаях больной просыпается без ощущения тоски, которая появляется через несколько (реже через 30-40) минут после пробуждения. Сами больные связывают возникновение тоски с необходимостью вставать и что-то делать, с появлением какой-либо неприятной мысли или воспоминания, с незначительной физической нагрузкой».

«В современном понимании депрессия — это угнетенное, пессимистическое, печальное настроение, которое может углубляться до степени выраженного уныния, тоски неопределенным чувством безысходности и какого-то грозящего несчастья, а также физически тягостными ощущениями «душевной боли»» (Руководство по психиатрии) (9).

Депрессивные больные страдают от отсутствия концентрации, не могут сосредотачиваться на деятельности продолжительное время и очень быстро устают. В организме происходят сбои, препятствующие выполнению повседневных и рутинных дел. В следствие нарушения концентрации может возникнуть потеря памяти. Мышление становится в значительной мере пессимистичным и сопровождается раскаяниями и самообвинением. Появляется склонность к пессимистической оценке своих возможностей, утрачивается свойственное этому лицу чувство перспективы, уверенности в себе. Это приводит к тому, что больной перестает проживать радостные эмоции (ангедония), теряет всякий интрес к окружающим его событиям (апатия), а увлечения и деятельность, которые прежде делали его счастливым, теряют для него всякую привлекательность. Больной испытывает чувство беспомощности, безнадежности и потери энергии. Человек с тревожно-депрессивным расстройством реагирует на раздражители с гневом или сожалением, но несмотря на большую печаль, не в состоянии плакать. (10)

Депрессия часто проявляется соматическими симптомами. Нарушается сон (трудности засыпания, ранние пробуждения, прерывистость снов), появляется особая сентиментальность, слезливость. Отмечаются усталость, нарушения сна, утомляемость, потеря аппетита, потеря либидо, потеря веса, запоры, боли в голове или в других частях тела. (Praško, 2003)

Депрессивные расстройства могут повышать риск возникновения других заболеваний, приводить к усилению болевого синдрома и тем самым ограничивать способность пациента к обращению за медицинской помощью. При наличии депрессии увеличивается срок стационарного лечения при различных заболеваниях, а также ухудшается их прогноз. (Verbosky, 1993)

У лиц с умеренным депрессивным расстройством меняется скорость психомоторных функций. Она проявляется беспокойством, тревогой, непоседливостью или торможением. Так же вероятно замедление речи, мыслей и жестов. Появляются трудности в завязыванием социальных контактов. Депрессия может сопровождаться плачем (слезливостью), раздражительностью, страхом, пессимистической оценкой прошлого и настоящего, утратой критического отношения к собственному болезненному состоянию. (Beck, 1979)

«Многообразные субъективно ощущаемые проявления депрессии сводятся к тягостному самочувствию (телесный дискомфорт), ослаблению яркости эмоциональных реакций, более очевидному снижению побуждений, скованности движений. Голос больных становится менее звучным, приглушенным, теряет полную гамму обертонов, больные говорят тише, чем обычно, они не сразу подбирают нужное выражение в разговоре («заржавленность» мышления, по Ю. В. Каннабиху, 1914), что в известной мере затрудняет легкость и естественность общения. Субъективно многие из них отмечают «обеднение речи», людям творческого труда труднее становится писать, музыканты испытывают затруднения при игре на скрипке, фортепиано («руки не слушаются, как прежде», «подводит техника» и т.д.).» (9)

Тяжёлая или психотическая депрессия характеризуется потерей уверенности в себе, что ведет к чувствам бесполезности, вины и неполноценности, усилению возникших ранее симптомов. Нередко возникают мысли о самоубийстве. Вероятность суицида среди больных этой формой депрессии в тридцать раз выше, чем у населения в целом. В тяжелых депрессивных фазах можно встретиться с так называемыми психотическими признаками, которые характеризуются галлюцинациями, бредом и/или ступором. (Beck, 1979)

Нуллер Ю. Л. (1970) выделил три фактора, повышающих риск суицида – одиночество; нарушение жизненного стереотипа и лишение любимого или привычного вида деятельности; суицидная попытка в прошлом или завершенный суицид среди родственников, когда как бы снимается «запретность» самоубийства.

Для разных форм депрессивных состояний характерны определенные различия в способах суицида. Так, при тяжелой меланхолической депрессии суицид обычно совершается в утренние часы, часто путем отравления или самоповешения. При тяжелых тревожных депрессиях время суицида менее определенное, хотя тоже нередки попытки в утренние часы. Такие больные пытаются выброситься из окна, бросаются под транспорт, наносят себе ножевые ранения. При тревожных депрессиях, протекающих с идеями самообвинения, обвинения и особого значения, возможны расширенные суициды, чаще у женщин. (Нуллер Ю.Л., 1970)

Самым трагическим последствием при отсутствии лечения депрессии или недостаточной его эффективности является суицид. Вероятно, официальные подсчеты показателей суицидов лишь частично отражают общее количество самоубийств, происходящих вследствие депрессии (Roy, 1986).


2.4. Протекание депрессивного расстройства. Рецидивы.

Продолжительность депрессивного эпизода в среднем составляет 4-6 месяцев, нелеченная депрессия длится 6-12 месяцев. В то же время около 15% депрессий, независимо от интенсивности и адекватности проводимой терапии, приобретают хроническое течение, т. е. продолжаются более 2 лет. (11)

Так же проводились исследования продолжительности детской депрессии. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман приводил следущие данные: «У детей, страдавших серьезной депрессией, случались приступы продолжительностью в среднем около одиннадцати месяцев, хотя у одного из шести она не проходила по восемнадцать месяцев. Депрессия в легкой форме, которая у некоторых детей начиналась уже в пять лет, меньше изводила, но тянулась гораздо дольше, в среднем около четырех лет». (Goleman, 1995)

Так же существует вероятность рецидивов во время лечения депрессиии. Данное явление называется реккурентным депрессивным расстройством. «Рекуррентное депрессивное расстройство – хроническое рецидивирующее заболевание с высоким риском повторных депрессивных эпизодов. Рецидив возникает у 50–85% пациентов, перенесших приступ депрессии (J.Angst, 1986). По его мнению, большая частота неудач обусловлена не терапевтической резистентнос­тью депрессивных состояний, а неправильным лечением.

Течение рекуррентного депрессивного расстройства характеризуется сокращением интервалов между депрессивными эпизодами. Вероятность рецидива у болных с остаточными явлениями депрессии в четыре раза превышает риск рецидива у пациентов, которыми была достигнута полная ремиссия. (Paykel, 1995)

В журнале психиатрии и медицинской психологии (1998) сказано, что «...Помимо пред­располагающих к развитию резистентности фак­торов (неблагоприятное социальное и семейное положение, интеркуррентные соматические и неврологические заболевания, женский пол и поздний возраст и т. д.), одной из причин фор­мирования резистентности считается не­адекватность дозировок, когда начало лечения с малых доз и медленное их наращивание могут способствовать возникновению резистентности к данной группе антидепрессантов, так как при такой тактике активация систем, элиминирую­щих антидепрессанты, увеличивается парал­лельно с наращиванием доз». (11)

D. Kupfer и соавт. (1991) приводили данные: «Вероятность рецидива или обострения повышается с увеличением количества перенесенных эпизодов: у 50% больных, перенесших один депрессивный эпизод, развивается повторный эпизод; у 70% больных, перенесших два депрессивных эпизода, возникает третий; у 90 % пациентов, перенесших три депрессивные фазы (прим.: легкую, умеренную, тяжелую), наступает четвертая». «У 50% пациентов наступает ремиссия или рецидив в течение 2-х лет, а у 90% пациентов – до 6 лет».

Angst (1999) утверждал, что рецидивы при депрессивных расстройствах наиболее вероятны в первые шестнадцать недель после перенесенного эпизода, а риск рецидива возрастает с каждым последующим приступом на 16%.

«Существует огромная вероятность скоростного прогрессирования депрессии в хроническую форму и учащения рецидивов. Кроме того, данное заболевание связано с выраженными психосоциальными и физическими нарушениями, что влечет за собой высокий уровень самоубийств». (Angst, 1999).

«Рецидив означает возвращение к недолеченной фазе депрессии. Если во время рецидива развиваются новые депрессивные эпизоды – это называется рецидивом.

Первый эпизод униполярной депрессии может проявиться в любом возрасте. Биполярным аффективным расстройством страдают чаще всего люди в возрасте около 20 лет. (Anders, 2000)

2.5. Диагностика депрессии.

Несмотря на значительную глобальную осведомленность о данной проблематике, депрессия всё ещё остается главной проблемой, которая нуждается в быстром распознавании, поставлении правильного диагноза и последующей обработке. Если признаки депрессии являются классическими, депрессию можно распознать вовремя. Необходимо уметь различать примарную депрессию (собственно, аффективное расстройство) от симптоматической депрессии, которая может быть связана с другим конкретным органическим заболеванием.

Диагноз ставится на основе истории болезни пациента и может сопровождаться психологическими тестами, иногда лабораторными методами. Врачи проводят с пациентами формализованное интервью, после которого становится возможным сопоставить основные симптомы депрессии. Как альтернативу, для определения депрессивного состояния, используют специальные тесты, как, например, шкалу Бека для оценки депрессии (BDI).

Основными признаками депрессии являются (Anders, 2000):



  • Подавленное настроение;

  • Мысли о членовредительстве и самоубийстве;

  • Бессонница или наоборот, чрезмерная сонливость;

  • Снижение аппетита;

  • Грустный и пессимистический взгляд на будущее;

  • Чувства вины и никчемности;

  • Страх, тревога;

  • Усталость, беспокойство, ипохондрия;

  • Снижение способности концентрироваться на чем-либо;

  • Снижение самооценки и потеря уверенности в себе;

  • Утрата жизненной энергии.

Для того, чтобы правильно диагностировать депрессию, необходимо чтобы вышеприведенные признаки продолжались и сохранялись в течение двух недель.

Депрессивное расстройство может сопровождать и соматический синдром (наличие нескольких признаков одновременно). К этим признакам относится (Anders, 2000):



  • Потеря интереса или удовольствия от деятельности, которая прежде была приятной.

  • Раннее утреннее пробуждение (на два или более часов раньше, чем обычно);

  • Нарушенный сон с частыми пробуждениями в течение ночи/увеличенная продолжительность сна;

  • Подавленное настроение по утрам;

  • Психомоторная заторможенность, обеднение лицевой мимики, скудность речи;

  • Сильная потеря аппетита;

  • Значительная потеря веса (5% от веса тела в прошлом месяце);

  • Запоры; изменения менструационного цикла у женщин;

  • Снижение либидо;

  • Увеличение веса.

  • Алгические (болевые) симптомы

  • Головокружения, сердцебиение, затруднение дыхания.

Для того, чтобы классифицировать соматический синдром, необходимо одновременное присутствие у больного не менее четырех из вышеперечисленных симптомов.

Ниже приводится определение, согласно DSM-IV-TR (Diagnostic and Statistical Manual of the American Psychiatric Association - Руководство по диагностике и статистике психических расстройств - четвертый пересмотр). Это многоосевая нозологическая система, цель которой заключается в стандартизации психиатрических диагнозов. В перечне DSM-IV-TR содержится приблизительно 400 психических расстройств. Данный справочник показывает классификацию и статистические аспекты ментальных расстройств, содержит описание критериев диагностирования, основные клинические признаки каждого вида заболевания и их распространенность. От Международной Классификации Болезней(МКБ) данный справочник отличается более подробным и конкретным толкованием болезней.

Křivohlavý (2003) писал: «Чтобы в каждом конкретном случае диагностировать состояние человека как депрессивное расстройство, должны выявляться одновременно по крайней мере пять из следующих девяти симптомов:


  • Подавленное настроение,

  • Пониженный интерес к привычной деятельности,

  • Потеря аппетита,

  • Бессонница,

  • Замедленность движений и мышления,

  • Утрата энергии,

  • Пониженная самооценка и чувство вины,

  • Сниженная способность думать и нарушение концентрации,

  • Суицидальные мысли или действия.»

Каждый пациент, страдающий от депрессии, требует индивидуального подхода и нацеленную терапию. Задачей врачей прежде всего является не избавление от симптомов, а нахождение главной проблемы, которая является основной причиной болезненного состояния. (5)


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Стоматология история открытий
2014 -> Дважды в день следует чистить зубы, межзубные промежутки, после чего полоскать ротовую полость с помощью ополаскивателя
2014 -> Профилактика кариеса и заболеваний десен
2014 -> Памятка после санации и/или после проведения профессиональной гигиены полости рта
2014 -> Положение о порядке оказания медицинской помощи
2014 -> Правила предоставления платных стоматологических услуг в ООО


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница