А. А. Кашкин, профессор, доктор педагогических наук



страница1/5
Дата03.11.2017
Размер0,68 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Текст:
Авторы-составители:

Программа подготовлена авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физи­ческой культуры, спорта и туризма в составе:

А.А. Кашкин, профессор, доктор педагогических наук;

О.И. Попов, профессор, доктор педагогических наук;

В.В. Смирнов, доцент, кандидат педагогических наук.

Рецензент:

Т.М. Абсалямов, профессор, доктор педагогических наук.

Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. -216 с.



Введение

Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физи­ческой культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортив­ных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ.

Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подго­товки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), ко­торые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, про­грамма может быть использована для работы с пловцами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физичес­кой культуры.

Правовые вопросы данной программы регламентируются различны­ми законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культу­ре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, закона «Об образовании», закона «Об обще­ственных организациях».

Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, дек­ларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:

- непрерывности и преемственности физического воспитания различ­ных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельно­сти;

- учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объе­динений, равенства их прав на государственную поддержку;

- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.

Программу можно рассматривать как нормативную основу подго­товки спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высо­кой квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкуль­турно-оздоровительных и спортивных организаций, спортивных клу­бов и коллективов физической культуры (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ).

Создание и функционирование спортивных школ в виде учреж­дений дополнительного образования регламентируется в соответствии с ФЗ № 3266-1 от 17.07.92 г. «Об образовании».

Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные тре­бования по физической, технической и спортивной подготовке, условия за­числения в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.

В методической части настоящей программы раскрываются харак­терные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направлен­ность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических ка­честв. Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схе­мы построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочно­го процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педаго­гического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, ин­структорской и судейской практике. Дана классификация основных вос­становительных средств и мероприятий.

Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методи­ческие рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для спортивных школ по плаванию (1977 г., 1983 г., 1993 г.) и являются итогом многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подго­товки спортсменов.



1. Нормативная часть

1.1. Цель и задачи деятельности спортивных школ

Спортивная школа создается учредителем по собственной инициа­тиве и регистрируется органом местного самоуправления в заявитель­ном порядке. Права на образовательную деятельность и льготы, пре­доставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения).

Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по ре­шению учредителя и по согласованию с органами государственного уп­равления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 ме­ста на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.

Основные цели спортивной школы:

- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- профессиональное самоопределение;

- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

- достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальны­ми способностями детей и подростков.

Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обуче­ния производится решением тренерского совета на основании стажа заня­тий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физи­ческой и спортивно-технической подготовке. При невыполнении норма­тивов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоро­вительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физ­культурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на раз­ностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания. Основные задачи подготовки:

- укрепление здоровья и закаливание;

- устранение недостатков физического развития;

- овладение жизненно необходимым навыком плавания;

- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плава­нием и к здоровому образу жизни;

- воспитание морально-этических и волевых качеств.



Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, жела­ющие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказа­ний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих за­ниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортив­ной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оцен­ки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоро­вительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи подготовки:

- улучшение состояния здоровья и закаливание;

- устранение недостатков физического развития;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

- овладение жизненно необходимых навыков плавания;

- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленно­сти: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, сило­вых и координационных возможностей;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, становле­ние спортивного характера;

- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе мор­фологических критериев и двигательной одаренности.



Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших спо­собности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизи­ческой и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Пе­ревод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии вы­полнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей фи­зической и специальной подготовке.

Основные задачи подготовки:

- укрепление здоровья, закаливание;

- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

- освоение и совершенствование техники всех способов плавания;

- планомерное повышение уровня общей и специальной физичес­кой подготовленности; гармоничное совершенствование основ­ных физических качеств с акцентом на развитие аэробной вы­носливости;

- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортив­ной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и так­тической подготовки;

- к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;

- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируют­ся из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-трени­ровочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в масте­ра спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики при­роста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подго­товка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Основные задачи подготовки:

- повышение общего функционального уровня (к концу этапа - мак­симальное развитие аэробных способностей);

- постепенная подготовка организма юных спортсменов к максималь­ным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенство­вания;

- дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

- формирование мотивации на перенесение больших тренировоч­ных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.



Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формиру­ются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших преды­дущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кан­дидатами в состав сборных команд России. Продолжительность этапа при­мерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.

Основные задачи подготовки:

- освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;

- совершенствование специальных физических качеств и поддержа­ние высокого уровня функциональной подготовленности и спортив­ной мотивации;

- индивидуализация силовой, технико-тактической, психической и морально-волевой подготовленности;

- сохранение здоровья.

Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.

Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня разви­тия физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по даль­нейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.



1.2. Режим работы

В основу комплектования учебных групп положена научно обосно­ванная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономер­ностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревнова­тельных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и спе­циальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.

Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СОП - от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного воз­раста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоох­ранения.

Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил тех­ники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Недельный режим учебно-тренировочной работы является максималь­ным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общего­довой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и состав­лять 30-40 мин.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подго­товки первого года обучения 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-трениро­вочных группах 3-х часов;

- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовитель­ный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третье­го года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может уве­личиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, во время учебно-тре­нировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выпол­нен полностью.

Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бе­сед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кинокольцовок, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; меди­ко-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощ­ника тренера.

2. Контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения

Система нормативов последовательно охватывает весь период обуче­ния в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования выполнение нормативов является кроме того и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки.

В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 6 до 17 лет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, про­шедшие подготовку на других этапах. Ос­новными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздорови­тельном этапе являются регулярность посещения занятий, положитель­ная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень осво­ения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопока­заний для занятий.

Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготов­ленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела про­граммы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы. Зачисление в учеб­но-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результа­там контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нор­мативы по технической подготовке.

Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с про­граммными требованиями, освоение теоретического раздела про­граммы.

Наиболее важным для перевода является выполне­ние спортивно-технических нормативов, а также нормативов по специаль­ной физической подготовке.

Зачисление в группы спортивного совершенствования происходит на конкурсной основе из числа занимающихся в учебно-тренировочных груп­пах не менее трех лет по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по спортивно-технической под­готовке.

Основными критериями оценки занимающихся в группах спортив­ного совершенствования являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические по­казатели, спортивные результаты, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение те­оретического раздела программы.

Основными критериями оценки занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства являются спортивные результаты и их стабильность на российских и международных соревнованиях, попадание в состав сбор­ной команды России, состояние здоровья.

3. Методическая часть

3.1. Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребывани­ем, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объе­мы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не долж­но превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В со­ответствии с финансовыми возможностями школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера.

Учебный год обычно начинается 1 сентября и заканчивается, как пра­вило, в июле. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровитель­ном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданиям тренера поддержи­вают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недель­ного режима работы для данной группы на 46 недель и 6 недель работы по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер­ства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанав­ливается администрацией индивидуально.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования и выс­шего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, те­стирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская прак­тика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занима­ющихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятель­но в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалифика­ционных характеристик, утвержденных для работников физической куль­туры и спорта.



3.2. Основы многолетней тренировки спортсменов

Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений.

Для реализации этой цели необходимо:

- определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;

- разработать общую схему построения соревновательного и трениро­вочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;

- определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности, направ­ленных на достижение главных и промежуточных целей.

Многолетняя подготовка - единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:

- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;

- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возраст­ных групп;

- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировоч­ных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении прин­ципа постепенности;

- своевременное начало спортивной специализации;

- постепенное изменение соотношения между объемами средств об­щей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;

- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие от­дельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды).

- учет закономерностей возрастного и полового развития;

- постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих про­цессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулиру­ющих рост работоспособности.

Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, ха­рактерным для этапа максимальной реализации индивидуальных воз­можностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Стрем­ление у юных спортсменов любыми путями (копированием методики тренировки сильнейших спортсменов с характерным для нее арсена­лом средств и методов) добиться высоких результатов приводит к бур­ному росту результатов. Опасность форсирования подготовки состо­ит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальней­шему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировоч­ном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но глав­ное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые мог­ли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых же­стких режимов.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Лекции • Морфофункциональные особенности тканей зуба в период восходящего
2013 -> Взаимосвязь патологии позвонков и нарушенных функций организма
2013 -> Положение о территориальном планировании
2013 -> Рабочая программа дополнительного образования детей «Квиллинг для малышей»
2013 -> Медицинский календарь Январь
2013 -> Стоимость лечения в одно посещение Стоимость лечения в два посещения Стоимость лечения в три и более посещений
2013 -> Приложение №3 Информированное согласие на ортодонтическое лечение методом invisalign г. Мытищи мо
2013 -> Руководство пользователя 2 Назначение и использование Стоматологическая установка ajax aj16 предназначена и готова для всех видов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница