Актуальные проблемы химического образования



PDF просмотр
страница1/20
Дата25.08.2017
Размер5,01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ










II Всероссийская научно-методическая конференция


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ






28-29 апреля 2011 года





СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ








МОСКВА 2011

2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Оржековский П.А. д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования
Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания химии
Московского института открытого образования
Дорофеев М.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования
Мещерякова Л.М., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания химии
Московского института открытого образования
Богданова Н.Н. методист кафедры методики преподавания химии
Московского института открытого образования
Пашкова Л.И. методист кафедры методики преподавания химии
Московского института открытого образования


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
материалы II Всероссийской научно-методической конференции. 28-29 апреля
2011 года, Москва, Московский институт открытого образования.

В сборнике представлены статьи и тезисы докладов II Всероссийской научно-методической конференции, проходившей 28-29 апреля 2011 года в
Москве в Московском институте открытого образования. В конференции приняли участие ведущие учителя, сотрудники вузов Российской Федерации и
Москвы, исследующие актуальные проблемы химического образования, как в современной средней школе, так и при подготовке специалистов педагогов в
Учреждениях высшего профессионального образования.
Тезисы докладов приведены в авторской редакции

3
ОГЛАВЛЕНИЕ

Амирова И.Л.
8
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ НА
УРОКАХ-ИССЛЕДОВАНИЯХ
8
Артемкина Ю.М., Паркина М.П., Щербаков В.В.
9
ПРИМЕНЕНИЕ
ОБУЧАЮЩЕГО
КОМПЬЮТЕРНОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ
В
ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
9
Асанова Л.И.
10
ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
10
Ахметов М.А.
13
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
13
Батаева Е.В.
15
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРОФИЛЬНОМ И ПРЕДПРОФИЛЬНОМ
ОБУЧЕНИИ ХИМИИ (ГОУ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»)
15
Безрукова Н.П.
19
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
ХИМИИ
19
Беспалов П.И.
24
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ВОПРОСОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
24
Бойкова В.С.
27
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ИЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕДОСТУПНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
27
Боридко В.С., Колыбанов К.Ю., Корнюшко В.Ф., Кучковская О.В., Пичугин В.С.
28
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛАБОРАТОРНЫХ ПРАКТИКУМОВ ПО
ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
28
Васюкова Е.Ю.
31
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
31
Вострикова Н.М.
35
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ВУЗЕ
35
Гилязова И.Б.
38
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ХИМИИ ЧЕРЕЗ
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ХИМИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
38
Глухова М.А.
41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ЗАЧЕТЫ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙХИМИИ В
ФОРМАТЕ ЕГЭ
41

4
Головнер В.Н.
44
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА КАК МЕТОД
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 44
Гончарук О.Ю.
48
ВОЗМОЖНОСТИ ТАКСОНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
48
Г.В. Григорьева
*
, М.В. Дорофеев
*
, М.Б. Лагутин
**
54
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ
ОТНОШЕНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
К
МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕЗЕНТАЦИЯМ
54
Дерябина Н.Е.
60
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИИ
60
Душенко М.М.
61
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УМК ПО ПРЕДМЕТУ. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
61
Егорова М.Н.
64
ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
64
Живейнова О.Г.
67
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
КАК
КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
67
Жилин Д.М.
71
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА
УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ХИМИИ
71
Жильцова О.А.
74
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
74
Жильцова О.А.
78
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
78
Загорский В.В., Миняйлов В.В., Давыдова Н.А., Кубарев А.В., Шайнберг Л.И.
81
ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА ХИМИИ В 11-Х КЛАССАХ
НЕХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
81
Затиева О.В.
83
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ НА ЗАСЕДАНИЯХ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО КЛУБА
83
Затомская А.В., Курдуманова О.И.
84
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ХИМИИ
КАК
СПОСОБА
ТРЕНИРОВКИ
И
РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ
УЧАЩИХСЯ
С
НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
84
Земерова З.П.
87
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
87

5
Зимина А.И., Дорофеев М.В.
88
ИЗУЧЕНИЕ
ТЕОРИИ
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ
ДИССОЦИАЦИИ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАТЧИКА ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ
88
Иванова О.А.
91
СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
ХИМИИ
91
Иванова Т.Ю
*
, Черенкова Т.Ю.
**
95
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ В
АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА»
95
Иванцова Я.И.
99
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И НАВЫКОВ
СОТРУДНИЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ
99
Козловцева Ю.В., Гончарова С.С.
100
НОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: КЕЙС-МЕТОД
100
Карцова А.А.
103
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГЭ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
103
Кондратюк Л.Г.
*
, Кондратюк Т.А.
**
104
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ХИМИИ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
104
Кузнецова О.Б., Подольный И.А.
108
СОФЬЯ СОЛОМОНОВНА НОРКИНА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АЛКАЛОИДОВ
СЕМЕЙСТВА ЗЛАКОВЫХ
108
Кузнецова Л.М.
111
СТАНДАРТЫ
НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ:
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
111
Кутняя И.А.
115
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
115
Лисун Н.М., Сутягин А.А., Левина С.Г.
118
ФОРМИРОВАНИЕ
И
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ
ЭКОЛОГИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ
118
Макареня А.А.
122
УЧЕБНЫЙ ФАКТ И ЕГО РОЛЬ В КОСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 122
Маршанова Г.Л.
123
ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
123
Матвеева О.В.
127
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
127
Мещерякова Л.М.
129
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ,
ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
129

6
Мишина В.Ю., Кухарева Т.С., Телешев А.Т.
131
О НОВОМ ЗАДАЧНИКЕ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
131
Морозова О.М., Лиознер В.Л.
135
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ
135
Нагайцева Ю.Н.
138
ПОВЫШЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА
И
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРЕДМЕТНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ
СОВРЕМЕННЫХ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ
138
Никиенко Е.Н., Курдуманова О.И.
142
ИСОПЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ
142
Новик И.Р.
144
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
144
Оржековский П.А.
146
О ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
146
Паркина М.П., Щербаков В.В.
151
СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩЕГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ
ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ
151
Пашкова Л.И., Кузнецова Л.В., Власенко К.К.
152
ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ФАКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ КАК
УСЛОВИЕ УСТРАНЕНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
152
Пильникова Н.Н.
156
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
156
Пичугина Г.А.
158
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
158
Рассохин Р.В.
160
РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
160
Степанов С.Ю., Кремер Е.З.
163
СОТВОРЧЕСТВО НА УРОКЕ – КАК ЭТО ВОЗМОЖНО?
163
Суртаева Н.Н.
168
ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ХИМИИ
КАК
СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
168
Сутягин А.А., Левина С.Г.
174
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
174
Титов Н.А.
177
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
177

7
Токмакова Е.А.
181
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ОСНОВАННОГО НА
ВИТАГЕННОМ ОПЫТЕ УЧАЩИХСЯ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА
181
Толстолужинская С.Б.
184
ИНТЕГРАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОГО
И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
184
Улуханова О.Л.
187
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО
ФАКУЛЬТАТИВА
187
Фадеев Г.Н.
*
, Фадеева С.А.
**
190
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О
«ЗЕЛЁНОЙ
ХИМИИ»
В ШКОЛЬНОЕ
ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
190
Шалашова М.М.
192
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
192
Якунина И.И.
195
МЕТОДИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
195


8
Амирова И.Л.
АНО «Павловская гимназия», Московская обл.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ
БИОЛОГИИ НА УРОКАХ-ИССЛЕДОВАНИЯХ

В последнее время получили распространение уроки-исследования. На этих уроках осуществляется поиск истины совместными усилиями учителя и ученика. Такие уроки способствуют развитию познавательной активности учащихся и, в определенной мере, опыта творческой деятельности.
Учебное исследование представляет собой деятельность по выяснению сущности действительности. Оно является одним из аспектов проявления творчества человека, так как в процессе исследования учащиеся часто находятся в поиске в состоянии неопределенности, а также в преодолении интеллектуальных трудностей при переосмыслении стереотипов мышления.
Формирование знаний репродуктивным путем лишает учащихся самостоятельности, всей палитры мотивации к учению. Учеба ради оценки обедняет ученика. В дальнейшем многие учащиеся, привыкшие получать готовые ответы на вопросы, слабо ориентируются в жизни, не способны решать проблемы, пасуют перед трудностями. Для современных учащихся недостаточно только овладеть некоторой суммой знаний умений, навыков, им необходимо научиться ориентироваться в мире, решать проблемы, самостоятельно мыслить, привлекать знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты соей деятельности, устанавливать причинно- следственные связи.
На уроке-исследовании возникает объективная необходимость в обсуждении полученных результатов, в обмене суждениями при объяснении различных фактов, а также в критике идей. Такая учебная деятельность способствует формированию у учащихся критического мышления в условиях их сотворчества между собой и учителем.
В силу большой заинтересованности учащихся в результатах урок- исследование позволяет существенно повысить качество их знаний. Кроме того, в рамках исследовательской деятельности учащиеся овладевают методами научного поиска, что является важной составляющей общеучебных умений.
Общая особенность исследовательской деятельности – наличие личностно- значимой проблемы, которую необходимо разрешить. Если это теоретическая проблема – то процесс исследования заключается в подтверждении и опровержении какой-либо точки зрения, если практическая – то задачей школьника является получение результата, имеющего прикладное значение.
Учебные исследования формируют у учащихся чувство ответственности за работу каждого и всего коллектива в целом, учит учащихся доводить начатое дело до конца, что в итоге сказывается на эмоциональном ощущении успеха всего коллектива.


9

Артемкина Ю.М., Паркина М.П., Щербаков В.В.
Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, Москва

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЬЮТЕРНОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Компьютерный тестовый контроль широко используется в настоящее время для оценки знаний в системе образования. Вместе с тем тестирование может выполнять не только контролирующую, но и образовательную функцию. В процессе выбора правильного ответа, например, ученик должен проводить сравнение, сопоставление и классификацию различных явлений, что активизирует его мыслительную деятельность. Тесты могут также служить средством приобретения новых знаний, поскольку побуждают к поиску новой учебной информации. В процессе компьютерного тестирования происходит также и закрепление знаний.
На основе разработанной в Лаборатории научно-методических исследований по проблемам высшего образования РХТУ им. Д.И.
Менделеева системы обучающего тестирования совместно с кафедрами общей и неорганической химии и органической химии университета составлены компьютерные обучающие тесты по общей, неорганической и органической химии. Тесты по общей химии охватывают следующие разделы: основные понятия и законы химии, строение атома, периодическая система химических элементов, химическая связь, окислительно- восстановительные реакции, скорость химической реакции, химическое равновесие, растворы, электролитическая диссоциация и гидролиз. По неорганической химии составлено 14 тестов, в которых рассматриваются свойства важнейших химических элементов и их соединений. 19 тестов охватывают все разделы курса органической химии.
Тестирующая система осуществляет проверку результатов тестирования и функционирует таким образом, что после этой проверки задания с неправильными ответами могут быть исправлены. Это позволяет тестируемому найти правильные ответы на неверно решенные задания.
Благодаря этому, обучаемый имеет возможность узнать, какой именно материал не достаточно хорошо усвоен и какие разделы курса требуется повторить.
Отличительными характеристиками разработанной системы обучающего компьютерного тестирования является возможность:

использования в этой системе основных рассмотренных ранее типов тестовых заданий – заданий с выбором одного или нескольких элементов ответа, заданий на соответствие, на последовательность и открытых тестовых заданий;

введения в систему неограниченного числа тестовых заданий;

получения результатов в любой момент процесса тестирования;

10

получения ответа на задания открытого типа только после ввода варианта этого ответа;

получения оценки после окончания тестирования с указанием процента выполнения и перечнем заданий, на которые дан неверный ответ;

исправления неверно решенных заданий, до получения 100 % положительного результата.
Последняя возможность очень важна, поскольку в этом режиме, по нашему мнению, и реализуется обучающая функция тестирования.
Обучающие тесты по общей, неорганической и органической химии могут быть эффективно использованы при изучении отдельных разделов химии, а также при подготовке к единому государственному экзамену по данному предмету.
Диски с размещенными на них обучающими тестами по химии были розданы школьникам и абитуриентам 20 февраля и 10 апреля 20011 года на
Дне открытых дверей РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Асанова Л.И.
ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
В современных условиях развития образования одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства педагогов и формирования у них профессиональных компетентностей является дистанционное обучение (ДО), позволяющее сделать учебный процесс более мобильным, практико-ориентированным, доступным для всех категорий педагогов.
Система дистанционного повышения квалификации педагогов базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования. Социальная востребованность открытых образовательных систем обусловлена рядом факторов, к числу которых можно отнести: необходимость соответствия содержания и качества образования современным запросам социума и личности; повышение доступности образования; увеличение спроса на дополнительное профессиональное образование в условиях постиндустриального общества. Открытость образования подразумевает также интеграцию различных технологий обучения, что способствует наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей обучаемых и повышает комфортность самого процесса обучения.
В Нижегородском институте развития образования ДО организуется в соответствии с принципами, изложенными в [1]. ДО реализуется с использованием следующих электронных образовательных сред: 1)

11 виртуальная среда обучения VLE 3.0 (www.vle3.niro.nnov.ru); 2) информационно-образовательная среда Moodle (www.moodle.niro.nnov.ru); 3) программа Adobe Connect Pro (www.dist.niro.nnov.ru), на базе которой планируется проведение вебинаров.
В настоящее время в Нижегородском институте развития образования используется несколько моделей ДО. Наиболее востребованными являются смешанная и сетевая модели. При реализации смешанной модели дистанционное обучение осуществляется с использованием тьюторского сопровождения, позволяющего провести пропедевтическую подготовку педагогов в области использования средств ИКТ. Тьюторы осуществляют подготовку учителей на удаленных опорных площадках районов
Нижегородской области в очном режиме по программе спецкурса
«Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении» (36 часов). Данный спецкурс направлен на обеспечение равного стартового уровня знаний и умений в области использования средств телекоммуникаций. Сформированные навыки общения и взаимодействия в сети Интернет позволяют учителям успешно реализовать учебную деятельность в предметной области дистанционного курса.
В основу сетевой модели положена организация индивидуальной в информационно-образовательной среде без непосредственного тьюторского сопровождения, что предполагает наличие у обучающихся устойчивых навыков работы в сети Интернет. Комплектование групп осуществляется на основе самозаписи педагогических работников на курсы ДО через сайт ГОУ
ДПО НИРО.
Дистанционные курсы могут быть выбраны слушателями в рамках накопительной системы повышения квалификации, что предполагает реализацию индивидуального образовательного маршрута.
Важным условием внедрения в учебный процесс дистанционных форм обучения является выявление актуальной, востребованной педагогами тематики учебных курсов. Так, совершенно очевидно, что организация успешной подготовки учащихся к ЕГЭ требует значительного повышения уровня теоретических и методических знаний учителей. В связи с актуальностью проблемы нами разработаны и успешно апробированы дистанционные курсы «Теоретические и практические аспекты подготовки к
ЕГЭ по химии» и «Наиболее сложные темы школьного курса химии в заданиях ЕГЭ». Курсы предназначены для учителей химии, осуществляющих подготовку учащихся 11 классов, изучающих химию, как на базовом, так и на профильном уровне.
Курсы могут быть также рекомендованы преподавателям НПО и колледжей, осуществляющих подготовку выпускников указанных образовательных учреждений к ЕГЭ по химии. Цель разработанных курсов - обеспечить учителей химии теоретическими и методическими знаниями, которые необходимы им для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ.

12
Курс «Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии» направлен на ознакомление учителей химии с особенностями структуры и содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по разделам, содержанию и видам умений и уровню сложности, с системой оценивания отдельных заданий и работы в целом. В курсе представлены материалы, освещающие следующие вопросы: теоретические и методические аспекты конструирования контрольных измерительных материалов ЕГЭ по химии; особенности заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности в тестовых заданиях ЕГЭ; анализ типичных ошибок учащихся при выполнении тестовых заданий ЕГЭ; принципы организации и повторения учебного материала при подготовке учащихся к
ЕГЭ по химии. Содержание дистанционного курса связано с ведущими разделами школьного курса химии, представленными в контрольных измерительных материалах для проведения ЕГЭ, и соотнесено с нормативными документами ЕГЭ.
Дистанционный курс «Наиболее сложные темы школьного курса химии в заданиях
ЕГЭ» содержит необходимый теоретический материал, методические рекомендации по изучению тем школьного курса химии, изучение и освоение которых традиционно вызывает сложности у учащихся.
Анализ результатов ЕГЭ по химии позволил сделать вывод, что к числу наиболее сложных тем школьного курса относятся: скорость химической реакции; химическое равновесие; гидролиз солей; окислительно- восстановительные реакции; химические свойства и способы получения основных классов неорганических и органических веществ; генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
Определенные трудности возникают у школьников также при решении расчетных задач, особенно высокого уровня сложности. В курс «Наиболее сложные темы школьного курса химии в заданиях ЕГЭ» включено большое количество заданий, проверяющих усвоение этих элементов содержания на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.
В содержание курсов могут вноситься коррективы в соответствии с изменениями в нормативных документах ЕГЭ.
Реализация ДО в условиях дополнительного профессионального образования ориентирована на широкое использование интерактивных средств коммуникаций. Виртуальная среда обучения предполагает организацию учебной деятельности слушателей дистанционного курса в следующих формах: самостоятельная работа по изучению теоретического
(лекционного) материала и выполнению практических заданий и тренингов; электронная конференция (в режимах off-line и on-line), позволяющая обсудить актуальные темы, связанные с проблематикой курса и выполнением индивидуальных заданий; электронная консультация (в режиме off-line); контрольное тестирование с выставлением оценки в электронный журнал

13 курса; контрольная работа (выполнение контрольного задания и пересылка электронного варианта работы преподавателю курса посредством сервиса "Обмен файлами"); заполнение электронных форм опросов и анкет.
Апробация представленных дистанционных курсов в нескольких районах
Нижегородской области в 2008 – 2010 гг. показала эффективность дистанционной формы обучения. Слушатели курсов высоко оценили комфортность дистанционной формы повышения квалификации по сравнению с очной как с точки зрения совмещения основной работы и учебной деятельности, так и с точки зрения возможности реализации индивидуального планирования учебной деятельности.
Литература:
1. Рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий / авт.-сост. Е.Г. Калинкина, Н.И. Городецкая. –
Н.Новгород: изд-во ГОУ ДПО НИРО, 2011.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница