Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у



Скачать 49,56 Kb.
Pdf просмотр
Дата23.11.2016
Размер49,56 Kb.

Артикуляционная гимнастика
как средство формирования
правильного звукопроизношения у
детей
учитель – логопед Панфилова А.А.

Что такое «артикуляционная
гимнастика» ?
Артикуляционная гимнастика

это комплекс специальных упражнений,
целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими подвижности.

Строение артикуляционного аппарата
Артикуляционный аппарат – это система органов, участвующих в порождении голоса и речи.
К артикуляционному аппарату относятся:
- губы
- зубы
- щеки
- язык
- мягкое и твердое небо (носоглотка)
- нижняя челюсть

Чего позволяет достичь
артикуляционная гимнастика?
Неправильное произношение звуков может быть следствием:
- нарушения в строении артикуляционного аппарата;
- нарушения в подвижности органов артикуляции.
При недостаточной подвижности органов,
отвечающих за артикуляцию, речь ребенка становится нечленораздельной и малопонятной. В таких случаях ребенку необходимо выполнять артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика позволяет выработать правильные движения органов артикуляции и достичь хорошего произношения.

Виды артикуляционной
гимнастики
Общая
Специальная

Для чего нужна артикуляционная
гимнастика?
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики
поможет:
- улучшить кровоснабжение органов артикуляции и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов (губ,
языка);
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов/
при гипотонусе наоборот повысить;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ В ГРУППАХ
Занятия должны быть регулярными,
ежедневными, желательно проводить их 2-3
раза в день.
Время проведения – по 5 минут.
Упражнения проводятся перед зеркалом (по возможности).
Все упражнения надо выполнять естественно,
без напряжения. (Ребѐнок спокоен, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

Каждое динамическое упражнение выполняется от
5
до 10 раз под счет взрослого. Статические упражнения выполняются от 5 до 10 секунд под счет взрослого.
Необходимо следить за правильностью выполняемых ребенком движений:
точность движения, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

ВОЗЬМИТЕ В РУКИ ЗЕРКАЛА

КОММЕНТИРОВАНИЕ
УПРАЖНЕНИЙ

«ЧАСИКИ»
Описание
упражнения:
улыбнуться, открыть рот.
Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

«БЛИНЧИК»
Описание
упражнения:
улыбнуться, открыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счѐт взрослого до пяти; потом до десяти.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Описание
упражнения:
улыбнуться,
открыть рот;
не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу;
нижней губой стараться язык не поддерживать.
Повторить 4–5 раз.

«МАЛЯР»
Описание
упражнения:
улыбнуться, открыть рот,
язык поднять верхи кончиком языка проводить по нѐбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счѐт до 8.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» («ГОРКА»)
Описание
упражнения:
улыбнуться,
открыть рот,
кончик языка упереть за нижние зубы,
«спинку»
выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счѐт до восьми, потом до десяти.

«ДЯТЕЛ»
Описание
упражнения:
улыбнуться, открыть рот,
поднять язык вверх.
Кончиком языка с силой
«ударять»
по бугоркам
(альвеолам)
за верхними зубами и произносить звуки:
«д-д-д...». Следить, чтобы
«работал»
только кончик языка, а сам язык не прыгал.

«ГРИБОК»
Описание
упражнения:
улыбнуться,
открыть рот,
«приклеить» (присосать) язык к нѐбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу
«приклеить» язычок к нѐбу,
предложить ребѐнку медленно пощѐлкать языком.
Пусть малыш почувствует, как язычок
«присасывается» к нѐбу.

«ЧАШЕЧКА»
Описание
упражнения:
улыбнуться,
открыть рот,
высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки
(чтобы чай не пролился).
Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счѐт до пяти,
потом до десяти. Повторить 3–4
раза.

Артикуляционная гимнастика
как сказка
Вариант для детей среднего дошкольного возраста.
Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живѐшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
-
«Очень много там зверей, приходи смотреть скорей в этот расчудесный парк. Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить.
Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали:
«Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-
Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же
Бабочка — мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье –
вкусное варенье.
Улыбнитесь,
откройте
рот,
оближите
языком
верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.
Вкусное варенье поели, выпить чаю захотели.
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык
на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы
получилась чашечка.
После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из
Африки на Паруснике.
Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка
поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите
его так.

Артикуляционная гимнастика
в стихах
«Улыбка»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.

«Хомячок»
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

«Блинчик»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

«Часики»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница