«Дыхательная гимнастика в работе логопеда»



Дата11.04.2017
Размер18,9 Kb.
Консультация на тему: «Дыхательная гимнастика в работе логопеда»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи яв­ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.




Выполнение дыхательных упражений может преследовать разные цели, а именно:

· развитие физиологического дыхания и формирование воздушной струи;

· дифференциация носового и ротового дыхания;

· развитие силы диафрагмального выдоха, закрепление диафрагмального типа дыхания;

· развитие речевого дыхания.

Все игровые упражнения служат предупреждению простудных заболеваний.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

— выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей; достаточно 3-5 повторений, чтобы не было головокружения;

— проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

— заниматься до еды;

— заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

— дозировать количество и темп проведения упражнений; через несколько занятий усложнить упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе;

— вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот; не надувать щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

— вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 мин.




Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

«Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.



«Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.



«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.



«Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.



«Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.



«Дятел»

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).



«Василек»

Распустился наш цветок —

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.



«Бычок»

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.



Дифференциация носового и ротового дыхания

«Вдох-выдох»

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения): Дышим глубже, а потом Шаг на месте не спеша. Как? Покажем малышам.

«Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).



Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания

«Деревце качается»

Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо

(дуть, махи руками в лицо, сильная струя) —

Закачалось деревцо

(наклоны туловища вправо, влево).

Ветер тише, тише, тише

(дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя) —

Деревцо все выше, выше

(потянуться, руки вверх).



«Осенние листики»

Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние

(руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)

На веточках сидели.

Дунул ветерок

(подуть на листочки),

И мы полетели

(легкие взмахи руками),

Мы летели, мы летели

(медленно приседать)

И на землю тихо сели

(присесть).

Развитие речевого дыхания

«Погрей ладошки»

Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».

Зайка беленький сидит

(присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

(встать, потирая руки),

Надо лапочки погреть

(подуть на них).

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать

(поскакать).



«Жук жужжит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу

(плавно размахивать руками),

Я все жужжу, жужжу, жужжу

(ритмично переступать ногами),

(руки рупором, произносить звуки на выдохе).

Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой

(адаптированные для детей дошкольного возраста)

«Малый маятник»

Стоя, руки опущены, кивать головой вперед-назад, вдох-вдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.

Тик-так, тик-так,

Я умею делать так:

Вперед — тик,

Назад — так.

Тик-так, тик-так.
«Кошка»

Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения — чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева — в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ-топ-топ —

Вот крадется черный кот.



 
Каталог: uploads -> 3000 -> 9311 -> persona -> folders
folders -> Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)
3000 -> «У войны не женское лицо»
3000 -> «Фонематический слух- основа правильного звукопроизношения и залог быстрого овладения грамотой»
3000 -> «Можно ли увидеть музыку?»
3000 -> Организация работы учителя- логопеда по апробации проекта фгос ноо для обучающихся с расстройством аутистического спектра Программа коррекционно-развивающих занятий по логопедии
3000 -> Звучит песня на мотив «Маленькая страна». Мамочка лучше всех на свете
3000 -> Пояснительная записка Изменения в области биологического образования предусматривают изучение организма человека в 8 классе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница