Доклад на VIII всероссийском съезде стоматологов В. К. Леонтьев



Скачать 413,61 Kb.
страница1/3
Дата21.11.2016
Размер413,61 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3
О СОСТОЯНИИ СТОМАТОЛОГИИ В РОССИИ

И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Доклад на VIII Всероссийском съезде стоматологов



В.К.Леонтьев
Разрешите остановиться на основных изменениях и тенденциях развития стоматологии в России за последние 5 лет (2000-2004 гг.)
I. В целом как развитие здравоохранения в эти годы, так и стоматологии в частности характеризуются определенной стагнацией, отсутствием четких путей развития и реформации отрасли. Намечавшиеся в 2002 г. пути реформирования стоматологической службы не получили своего развития. Более того, за указанное время как в здравоохранении в целом, так и в стоматологии появились и получили развитие ряд негативных явлений. К ним, в первую очередь, следует отнести резко возросший бюрократический аппарат здравоохранения и увеличившееся его давление на стоматологическую службу, на права, самостоятельность и свободу деятельности стоматологических учреждений, особенно в области финансирования. В большинстве регионов страны зарабатываемые коллективами стоматологических организаций средства изымаются казначейством, а затем полностью или частично возвращаются в стоматологические учреждения уже в виде постатейного бюджета, что резко снижает экономические и финансовые возможности стоматологических организаций и, кроме того, создает ложное впечатление улучшения бюджетного финансирования стоматологии, что, в принципе, не соответствует действительности, так как в большинстве регионов 50-75% всех финансовых средств стоматологические организации получают за счет платных услуг.

Особенно незавидное в этом плане положение складывается в стоматологических отделениях и кабинетах, входящих в систему общеклинических поликлиник, больниц и амбулаторий. Там заработанные стоматологическими подразделениями средства практически полностью изымаются руководителями учреждений и используются по усмотрению руководства, но не на нужды стоматологии. Стоматологические подразделения в них играют роль дойной коровы, молоко которой используется на нужды медицинского учреждения, а стоматологические подразделения практически обеспечиваются по остаточному принципу, в результате чего стеснены в своем качественном развитии. Эти подразделения лишены также компетентного профессионального руководства. Мы уже неоднократно обсуждали столь неблагоприятные факты, касающиеся этого важного раздела нашей специальности, и принимали решения. В частности, рекомендовали переподчинить стоматологические подразделения соматических лечебных учреждений областной или какой-либо другой стоматологической поликлинике региона, либо преобразовать их в самостоятельные стоматологические поликлиники. Принятие таких решения возможны только на региональном уровне при понимании местным руководством роли стоматологии и при высокой активности главных специалистов. И действительно, в ряде регионов такие решения были приняты, что привело к улучшению стоматологической службы.

В связи с введением закона о местном самоуправлении, в последнее время на уровне муниципалитетов появилась тенденция к преобразованию самостоятельных стоматологических поликлиник в подразделения общесоматических медицинских учреждений. Мы уже получили первые тревожные сигналы (г. Клинцы, Башкортостан) о присоединении стоматологической поликлиники к больничному комплексу с потерей им права юридического лица со всеми исходящими отсюда отрицательными последствиями. Нет сомнений, что это делается с целью нецелевого использования финансовых возможностей стоматологического учреждения, без учета мнения стоматологической службы и вопреки ему. Можно предположить, что переподчиненная и лишенная прав самостоятельности стоматологическое учреждение быстро потеряет лучших специалистов, в ней упадет уровень платных услуг и снизится объем и качество стоматологической помощи, что, в итоге, приведет к проигрышу всех сторон.

Такие близорукие решения недопустимы и с ними необходимо активно бороться как руководителям стоматологической службы, так и стоматологической общественности.

Из других нарушений прав государственных стоматологических организаций нельзя не упомянуть о широко распространенной практике запрета со стороны руководства здравоохранением свободного приобретения оборудования, расходных материалов и др. При этом даются «рекомендации» либо закупки материалов у конкретного поставщика, либо происходит массовая закупка для учреждений региона без учета потребностей и желаний стоматологических учреждений. Преподносится это как мера борьбы с коррупцией, но фактически это и есть подлинная коррупция. Сейчас, в целях борьбы с коррупцией в здравоохранении, уровень которой необычайно возрос в последние годы, предложена система закупок необходимых материалов по определенной, антикоррупционной схеме. Намерения благие, но предложенные меры очень топорны, неудобны и затруднительны, требуют коррекции.

Последней «атакой» на стоматологию явились проверки наличия лицензий на работу с внешними источниками радиационного облучения, согласно Закону, принятому в 2004 г., про который внезапно «вспомнила» прокуратура во многих регионах. Она проводит проверки и облагает штрафами стоматологические организации. В целом, этот вопрос очень непонятен, полон противоречий и нестыковок. В стоматологических организациях эта проблема давно прекрасно решена, и они получают лицензию на работу с рентгеновским оборудованием как часть лицензии на лечебную деятельность. Поэтому требования прокуратуры в данном разделе не понятны и не справедливы. От проверяющих надо требовать письменные предписания – что нарушено в стоматологическом учреждении и как это надо исправить. Дело в том, что требования, согласно вновь принятому в 2004г. закону, и прежние требования к работе с рентгеновской аппаратурой практически аналогичны, а двойное лицензирование учреждений не предусмотрено Законом. Кроме того, действие этого Закона не должно распространяться на лиц, осуществляющих индивидуальное предпринимательство. Все эти проблемы переплелись из-за несовершенного законодательства, а виноваты в результате оказываются стоматологические организации, а в итоге – все проблемы опять решаются на уровне коррупции. Самое неприятное, что в таких случаях Минздрав не только не встает на защиту учреждений, а наоборот, обостряет и усугубляет ситуацию.

Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) пытается не допустить, либо защитить стоматологические учреждения и стоматологов от подобных явлений. Так, вопрос о передаче заработанных стоматологическими учреждениями финансовых средств в казначейство обсуждался нами на уровне Комитета по здравоохранению Госдумы, однако, представители власти в ней, несмотря на имеющиеся возможности, не захотели вмешаться в ситуацию и защитить стоматологические учреждения.

Вопрос о радиологической аппаратуре и лицензиях для работы с ней вынесен СтАР в Торгово-промышленную палату, членом которой она является. Сейчас эта проблема и все ее недостатки и возможности нормального решения вынесены на обсуждение и возможно принятие благоприятного решения.

Не могу не сказать о том, что мое личное положение сложилось как очень щекотливое. Я не снят с должности главного стоматолога, но и не назначен на нее вновь. Вокруг должности главного стоматолога Минздрава в последние 2 года возникло ряд интриг. Эту должность различными способами стремились получить ряд лиц, однако этого пока не получилось, в результате чего межцарствие продолжается. Формально я провожу работу Главного стоматолога, однако это царствование без коронации. Но кто-то же должен проводить эту работу. В ней есть функция, потребность, смысл и ее нельзя пускать на самотек. К сожалению, Минздравом России сейчас роль главных специалистов принижена. Вообще, должен сказать, что столь тяжело решать какие-либо проблемы в здравоохранении на федеральном уровне как сейчас никогда ранее не приходилось. Чиновничество в ряде случаев совершенно не компетентно, оно полностью монополизировало власть в своих руках и пытается решать все проблемы чисто административными мерами, что реально просто невозможно. Нами разработан и предложен комплекс проблем, которые можно и нужно решать административными мерами, и которые можно решать только с помощью профессионального управления (рис.1), однако такой подход пока полностью непонятен для федерального уровня нашей власти в здравоохранении. Вы, вероятно, знаете о ряде конфликтов и сложностей, сложившихся в здравоохранении из-за слабого учета профессиональных факторов на различных уровнях, но проблемы по-прежнему не находят правильного и оптимального решения.
II. Нельзя не остановиться и на будущем стоматологии в России. За минувшие 5 лет в этом разделе произошло много событий. Первым из них была попытка реформирования специальности в 2002-2003 г.г., когда было намечено вывести стоматологию из бюджета. На съезде СтАР нами было принято решение считать такое предложение неверным, так как в нем не была определена дальнейшая судьба государственной стоматологии России. Нам удалось реализовать это решение путем работы с Думой, аппаратом Правительства и другими путями. Сейчас судьба государственной стоматологии в России по-прежнему не определена, хотя ситуация с ней постепенно идет в определенном направлении. Какие же сейчас имеются тенденции?
1. Продолжает активно развиваться частная стоматология и сфера платных услуг в специальности. Сегодня можно говорить, что имеется крупная группа городов и территорий, где частная стоматология заняли ведущие позиции в стоматологической помощи населению, опередив государственный сектор. К таким территориям относятся Калининградская область (80%), Ростов-на-Дону (50-60%), г. Москва (~50%), г. Самара (~40-60%) и др. Сейчас нет крупных городов (более 50 тыс. населения), в которых бы не было частных стоматологических клиник.

В крупных городах (500-1500 тыс. населения) имеется не менее 100 частных клиник, в Москве и Санкт-Петербурге их не менее 400-800. Каждый 3-4-й пациент стоматолога является пациентом частной клиники, каждый второй или 3 из 5 – пользуются платными услугами. Очень важно, что пациенты уже восприняли частный сектор стоматологии как естественный ее раздел, воспринимают его без упреков и злобы, без жалоб и недовольства. В этом большое отличие стоматологии от платных услуг в других подотраслях здравоохранения. Развитие этого сектора продолжается, однако наши попытки уточнить официально зарегистрированное количество негосударственных стоматологических учреждений и ежегодную их динамику через соответствующий Федеральный орган управления здравоохранениеи, не увенчались успехом. В то же время, знания в этом разделе стоматологии необходимы руководителям стоматологической службы как федерального, так и местного уровня. От этого в первую очередь, зависит дальнейшее планирование рационального развития стоматологии и управление ее качеством. Нам представляется, что изучение этого вопроса в отсутствии государственного реестра должно осуществляться общими усилиями, а именно главными стоматологами, стоматологическими ассоциациями частнопрактикующих стоматологов на местах со сведением общей картины по России в СтАР.

Ежегодно проводятся съезды частных стоматологов и развивается их интеграция со СтАР.


  1. Всем в здравоохранении становится ясно, что форма медицинских

организаций – «учреждение» не отвечает нуждам и путям развития здравоохранения в России. Эта форма организации практически не предоставляет прав ни руководителям, ни коллективу учреждений, не способствует саморазвитию, не перспективна для будущего. Вместе с тем, реально, несмотря на многократное обсуждение этого вопроса, государством не предложены новые формы организации государственных учреждений. Не прижилась и не развивается форма некоммерческих и автономных организаций. Сейчас принят закон о концессиях, в котором прописано и здравоохранение. Возможно, эта форма организации сможет занять место в здравоохранении. В любом случае, проблема преобразования учреждений в другие формы организации с большими правами, самостоятельностью и возможностями давно стоит в повестке дня и ждет своего решения. Она перезрела и должна стать частью реформы здравоохранения.
3. Продолжаются немотивированные атаки на стоматологию. Это проявляется в уже ранее описанных мною фактах. Кроме этого, в ряде регионов руководство здравоохранением в том или иной форме пытается ограничить или запретить платные услуги, что во многом производится бездумно или в политических целях.

Многочисленны попытки вновь перевести планирование, учет и отчетность по специальности на посещения. Чиновники из ОМС, пытающиеся сделать это, даже не понимают всю значимость УЕТ в работе стоматолога и подходят к данному вопросу бездумно и безосновательно. Следует заметить, что они при этом повсюду получают должный отпор со стороны стоматологов и мало где им удается провести данное мероприятие.





  1. В стоматологии практически в большинстве регионов не оправдал себя

принцип финансирования через ФОМСы. Основная причина этого – недостаток средств для нормального финансирования по фактическим затратам в УЕТ и диктат стоимости УЕТ со стороны ФОМСа. Это приводит во многих случаях к абсурдным результатам. Так, стоимость УЕТ в Омске составляет 5-10 руб.! Как может нормальный сотрудник воспринять это? За указанные средства нельзя даже организовать осмотр больного, не говоря о лечении. В целом, стоимость 1 УЕТ по регионам чаще всего бывает в пределах 20-45 руб., что также явно недостаточно для самого простого лечения кариеса. Это приводит к тому, что практически во всех регионах стоматологические учреждения дотируют за счет своих средств от платных услуг бесплатное лечение пациентов. Это является повсеместным гуманным актом со стороны стоматологического сообщества, но он в большинстве случаев не замечается и не отмечается руководством регионов и здравоохранения. В описываемых условиях многие регионы могут отказаться от услуг ФОМСа, что я неоднократно советовал, однако руководство стоматологических учреждений обоснованно боится репрессий со стороны органов здравоохранения. Сегодня 95% стоматологических поликлиник работает по системе ОМС против 84% в 2000 г.

Следует признать, что у руководства здравоохранения почти не остается рычагов воздействия на стоматологические поликлиники, кроме чисто административного. Размер финансирования стоматологии через бюджет и ФОМС столь невелик, что фактически большинство стоматологических учреждений живут за счет собственных заработков (платные услуги), за исключением средств бюджета на оплату протезирования льготных категорий населения. Во многих случаях это весомые средства, реально поддерживающие работу ортопедических отделений.





  1. В определенной степени устоялась обстановка в детской стоматологии,

в основном, за счет мер, принятых главными врачами. Часть из них сумела организовать различные виды платных услуг, часть – добиться увеличения финансирования или принятия других мер.

Усилиями главного детского стоматолога профессора Л.Н.Максимовской выпущен приказ МЗиСР РФ № 289 от 14 апреля 2006 г., который несет в себе ряд важных положений, моментов. Конкретно, речь идет о ряде кадровых рекомендаций, о введении в детскую стоматологию гигиениста стоматологического и др. Согласно этому приказу впервые:

а) Вводится в практику и разработан норматив на гигиениста стоматологического (1 ставка на 6 стоматологов);

б) 4,5 ставки детских стоматологов на 10 тысяч населения;

в) 1 ставка хирурга на 6 ставок терапевтов;

г) 1,5 ставки ортодонта на 10 тысяч населения;

д) 1 ставка медсестры на 1 должность врача;
е) Главный врач сам составляет штатное расписание.

Можно поздравить профессора Л.Н.Максимовскую с достигнутым успехом.

Важным достижением является строительство нового корпуса для детей-инвалидов в ЦНИИС. Это большой успех профессора В.М.Безрукова и профессора В.В.Рогинского.

Большой проблемой остается школьная стоматология. Основная причина этого – ее бесправное положение в условиях рыночных отношений. Необходима разработка директивных документов на уровне двух министерств (образования и здравоохранения) и ряд других мер. Эта проблема обсуждалась на конференции СтАР и принята разумная резолюция по проблеме.

В целом, резюмируя данный раздел доклада можно сказать, что пути стоматологии в будущем по-прежнему не определены. Снижение финансирования, бурное развитие частной стоматологии, тенденции к приватизации в регионах и др. явления показывают возможность в будущем акционирования или какого-либо другого изменения юридического статуса специальности. В частности, речь может идти об использовании «Закона о концессиях в стоматологии», что сейчас прорабатывается в качестве проекта. С другой стороны, как для приватизации, так и при любом другом изменении юридического статуса стоматологических организаций необходима разработка многих проблем – правовая и экономическая защита детей и социально незащищенных слоев населения, судьба государственного имущества стоматологических учреждений, сохранение и возможности развития стоматологии страны. При этом главным остается решение государства – о реформировании здравоохранения, о судьбе государственного сектора и механизме обеспечения населения стоматологической помощью.
III. О профилактике в стоматологии.

Постепенно меняется в лучшую сторону ситуация с возможностями профилактики в стоматологии.

По-прежнему, Россия пока не готова к федеральным российским профилактическим проектам и пока нельзя предположить, когда такое время настанет. В связи с этим выполненную в МГМСУ на кафедре профилактики стоматологических заболеваний работу по профилактической Программе в стоматологии и новая такая же работа в ЦНИИСе (концепция) мы считаем неэффективными, так как они не могут быть реализованы из-за отсутствия финансирования. Мы уже и без этого имеем богатый опыт принятых, утвержденных и не выполненных Федеральных Программ по профилактике. Они нереалистичны и имеют только конъюнктурную направленность. Вместе с тем, в области профилактики за минувшее время имеются реальные достижения, определились направления, по которым стоит работать.

Во-первых, завершена проводимая СтАР 10-летняя Всероссийская школьная профилактическая стоматологическая программа (руководитель Авраамова О.Г.) с серьезными результатами. Она неоднократно докладывалась и о ней все хорошо знают. Сейчас она продолжается в меньшем объеме и дальнейшее ее развитие пока, к сожалению, неясно.

Вторым серьезным достижением является Программа по фторированию молока. В ней участвует МГМСУ, ЦНИИС, СтАР и территориальные стоматологические ассоциации. Эта Программа реально проводится в Адыгее, Смоленске, Воронеже, Татарии и др. В последние годы она активно развивается в Татарии. К сожалению, Программа могла бы развиваться активнее, если бы не серьезные бюрократические заморочки со стороны ряда разрешительных государственных органов.

В ряде регионов страны достаточно успешно выполняются региональные профилактические стоматологические программы, на которые выделяются средства и которые хорошо организованы. Такие Программы идут в Самаре (руководитель – профессор Хамадеева А.М.), в Пскове (руководитель - Яковлева Т.С.), в Воронеже. Мы должны всемерно приветствовать и одобрить инициативу этих и других руководителей. Трудно даже представить, сколь велики и тяжелы были их усилия по утверждению и реализации этих Проектов. В этом плане ряд успешных региональных проектов проводится с помощью фирм «Проктер энд Гэмбл», «Колгейт», «Смит Кляйн Хелскер», «Ригли» и др.

К сожалению, уже утвержденные и тарифицированные при помощи усилий СтАР нормативы финансирования профилактической помощи по ФОМС, утвержденные соответствующими министрами, фактически не оплачиваются, что свидетельствует еще раз о незаинтересованности организаций в результатах одобренной ими работы.

Все более важную роль приобретает в профилактике работа гигиениста стоматологического. Особенно следует отметить роль вновь образованной в рамках СтАР Ассоциации гигиенистов во главе с Шевченко О.В. Большую роль в подготовке гигиенистов играет также МГМСУ (профессор Кузьмина Э.М.). Многочисленные съезды, конференции, симпозиумы, проводимые ассоциацией, привлекают все большее внимание к этой специальности. Она уже прочно укоренилась в стенах частных клиник и постепенно завоевывает государственный сектор. Мы считаем, что гигиенист стоматологический должен стать ключевой фигурой в школьной стоматологии, придав ей, наконец, профилактический характер.

Таким образом, полностью подтверждается наше предвидение о перспективности любых региональных профилактических программ в регионах. Там зачастую лучше понимают всю значимость этой работы и финансируют ее. В значительной мере результативность такой работы зависит от активности стоматологов.
IV. О технологических проблемах стоматологии.

За минувшие годы в данном вопросе произошло ряд интересных явлений.

1. В первую очередь, следует отметить широкое развитие имплантологии в этот период. Практически каждый год происходили серьезные форумы по специальности, привлекающие все большее число специалистов. Они обеспечили широкое развитие имплантологии. В первую очередь этот рост происходит в частном секторе. Такие стоматологические фирмы как «Мегастом», «Профессорская» и ряд других выходят на уровень сотен и тысяч имплантаций в год. Успешно работает в этом направлении государственное учреждение «Медбиоэкстрем» (профессор Олесова В.Н.), ЦНИИС (профессор Кулаков А.А.). Важно то, что имплантология уже вышла далеко за пределы столиц и успешно осваивается во всех крупных городах, приобретая роль обычного лечения.

Большую роль во всем этом сыграла СтАР и секция имплантологии во главе с профессором Олесовой В.Н. Их усилиями и с их участием созданы ряд журналов, написаны книги, проведены многочисленные конференции, мастер-классы, проведено обучение специалистов. По нашей оценке, роль имплантологии будет неизбежно возрастать, постепенно тесня ряд разделов эндодонтии и протезирования.


2. Пародонтология.

За прошедшее время расширилось обучение специалистов и научные исследования по данному разделу. Регулярно, на съездах и в разных городах страны проводятся лекционные курсы и обучение специалистов по данному направлению. Большую роль в этом играет профессор Грудянов А.И. и возглавляемая им секция пародонтологии. Ими разработан интересный лекционный курс, ряд мастер-классов, изданы монографии. Большую работу по направлению проводит профессор Орехова, профессор Модина Т.Н. и ряд других специалистов. Все большую роль приобретают комплексные методы лечения пародонтитов. Однако в целом проблема столь велика и трудна, что реально для сдвига ее с места в положительную сторону потребуются годы.


3. За минувший период много сделано по улучшению состояния эндодонтии в стране (профессор Боровский Е.В., профессор Ю.М.Максимовский), по совершенствованию методов ортопедического лечения (профессор Цимбалистов А.В., профессор Лебеденко И.Ю., профессор Ряховский А.Н. и др.). В этом разделе все большее место занимают методы точного литья, безметалловой керамики, использование артикуляторов, вантовые и замковые крепления, другие зубосохраняющие приемы и методы, совершенствуется зубопротезная техника. Большую роль играют часто проводимые конференции, съезды, чемпионаты профессионального мастерства среди зубных техников.

Расширяется интерес специалистов к проблеме галитоза. Ряд симпозиумов, организованных и проводимых профессором Авраамовой О.Г., вызывали большой интерес.

Все большее значение приобретает эстетика в стоматологии. Многочисленные конференции, симпозиумы, мастер-классы свидетельствуют об этом. По-прежнему расширяется использование отбеливания зубов, хотя эту процедуру нельзя считать очень надежной и хорошо обоснованной.

Усиленными темпами развивается ортодонтия, особенно у взрослых. Здесь постоянно внедряются новые технологии, успешными темпами идет обучение, ежегодно проводятся съезды ортодонтов. В этом велика заслуга, прежде всего, члена-корреспондента Персина Л.С. и профессора Оспановой Г.Б.



: assets -> files
files -> Стоматология
files -> Стоматология
files -> 1. Цели освоения дисциплины
files -> Помощь при зубной боли, воспалении дёсен и тканей, окружающих зубы Зубная боль
files -> Чтобы изготовить вот такой «Чайный набор» в технике квиллинг нужны Бумага для квиллинга
files -> Клиника Flydent была основана в 2003 году, доктором Шрайнером А. Клиника расположена в центре Будапешта, в 11 районе, при Danubius Hotel Flamenco. Клиника специализируется в различных областях стоматологи


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница