Доклад о положении детей и семей, имеющих детей



страница1/16
Дата01.08.2018
Размер1,61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Министерство труда и социальной защиты

Российской Федерации


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ,

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны общества и государства к новым тенденциям развития семьи на современном этапе.

Активная политика государства последних лет, направленная на социальную поддержку семьи, материнства и детства, призвана смягчить демографические проблемы и оказать семьям помощь в воспитании детей.

Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

На решение этих задач ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.

Правительством Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Как отмечено на первом заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, в качестве одного из основных мероприятий практической реализации Стратегии Правительство Российской Федерации утвердило разработку концепции государственной семейной политики.

В целях поддержки нуждающихся семей при рождении третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена ежемесячная денежная выплата.

Это новый вид выплаты в дополнение к уже действующим мерам стимулирования рождаемости и социальной поддержки семьи.

В то же время, поддерживая в обществе установку на благополучную, многодетную семью, необходимо уделять внимание семьям с особыми потребностями (с одним родителем, с инвалидностью родителя или ребенка).

В 2012 году сформирована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан для координации мер, направленных на развитие профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной смертности в нашей стране, как и во всем мире, на формирование здорового образа жизни, улучшение общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения.

Принятый в 2012 году Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливаетий особенности организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из ведущих мест по своей значимости в жизни общества занимают проблемы воспитания и ответственного родительства. Вопросы формирования адекватного стиля воспитания, создания благоприятной семейной атмосферы находят большой отклик среди общественности и различных социальных структур.

В настоящем, семнадцатом, докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» представлена информация о положении детей и семей, имеющих детей, в 2012 году, содержится анализ основных аспектов положения детей и семей, имеющих детей, за последние три года, а также о мерах, направленных на его улучшение.

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2012 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2010-2012 годах.



ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Повышение рождаемости в России и сохранение здоровья населения являются составной частью комплекса целей государственной политики, направленной на экономическое и социальное развитие страны, повышение уровня и качества жизни граждан.

Результатом последовательной реализации мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях стала положительная динамика демографических процессов.

На 1 января 2013 года, по оценке Росстата, численность постоянного населения России составила 143,3 млн человек и за 2012 год выросла на 290,7 тыс. человек или на 0,2 процента.

Отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего и специальных коэффициентов рождаемости.

На показатели рождаемости повлияло репродуктивное поведение населения, в том числе реализация отложенных рождений.

В 2012 году родилось 1 902 084 ребенка, что на 105 455 больше, чем в 2011 году (1 796 629 детей). Рост абсолютного числа родившихся произошел во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Тыва, Еврейской автономной области и Республики Алтай.



В Российской Федерации в период с 2008 по 2012 год число родившихся выросло на 11% (с 1 714 тыс. человек до 1 902 тыс. человек), число умерших сократилось на 8,2% (с 2 076 тыс. человек до 1 906 тыс. человек). Естественная убыль населения сократилась в 86 раз (с 362,0 тыс. человек до 4,2 тыс. человек).

В 2012 году отмечен самый высокий уровень рождаемости начиная с 1995 года. Особо рекордными месяцами по рождаемости были июль (171,9* тыс. детей), август (173,7* тыс. детей) и октябрь (164,7* тыс. детей).1 Общий коэффициент рождаемости в 2012 году составил 13,3 на 1 000 человек населения (в 2011 году 12,6; в 2010 году – 12,5).

Миграционный прирост в 2012 году составил 294,9 тыс. человек и превысил естественную убыль населения почти в 70 раз (в 2009 году миграционный прирост превысил естественную убыль на 38,7%; в 2010 году – на 13,3%; в 2011 году миграционный прирост превысил естественную убыль населения почти в 2,5 раза).

Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости одной женщины репродуктивного возраста, в 2012 году составил 1,691(в 2011 году – 1,582; в 2010 году – 1,567; в 2009 году – 1,542). Однако его уровень не обеспечивает необходимого для обеспечения воспроизводства населения (2,13).

Общий коэффициент смертности в 2012 году составил 13,3 на 1 000 человек населения (в 2011 году – 13,5; в 2010 году – 14,2).

Коэффициент младенческой смертности составил 8,6 на 1 000 родившихся живыми (в 2011 году – 7,4; в 2010 году – 7,5).

В 2012 году число зарегистрированных браков сократилось до уровня 2010 года 1 213,6 тыс. (в 2011 году увеличилось – 1 316,0 тыс.; в 2010 году – 1 215,1 тыс.). Коэффициент брачности в 2012 году как и в 2010 году составил 8,5 на 1 000 населения (в 2011 году – 9,2 на 1 000 населения).

Продолжает сокращаться доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (в 2012 году – 23,8%; в 2011 году – 24,6%; в 2010 году – 24,9%).

Число детей в возрасте 0-17 лет включительно на начало 2013 года составило 26,9 млн человек. Доля детей 0-17 лет в структуре населения России на начало 2013 года составляет 18,8% (на начало 2002 года – 22,2%).

На протяжении 18 лет (1990-2007 годы) численность детей в возрасте 0-15 лет сокращалась, начиная с 2008 года она начала увеличиваться.

Численность детей в возрасте 0-4 года на начало 2013 года составила 8,7 млн человек или 6,1% (на начало 2002 года – 4,4%).

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей

Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. С учетом этого, основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.

В целом в 2012 году рост внутреннего валового продукта составил 3,4%, замедлившись с 4,3% в 2011 году (в 2010 году 4,5%). Этот год характеризовался замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. При этом основным фактором экономического роста в 2012 году оставался внутренний спрос на товары и услуги, поддерживаемый ростом реальной заработной платы, расширением банковского кредитования и увеличением численности занятого населения. Негативно на экономическую динамику повлияли неблагоприятные погодные условия, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольственные товары. Динамика большинства экономических показателей начала замедляться со второй половины 2012 года, что было связано также с эффектом высокой базы второго полугодия 2011 года, обусловленной высоким урожаем ряда сельскохозяйственных культур и резким усилением инвестиционного спроса.

В течение 2012 года реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали достаточно устойчивую положительную динамику с постепенным наращиванием темпов роста - с 1,6% в I квартале до 5,8% в IV квартале 2012 года относительно соответствующих периодов 2011 года.

В целом за 2012 год объем денежных доходов населения, по предварительной оценке, составил 39 318,2 млрд рублей с ростом относительно 2011 года на 10,3%. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2011 годом выросли на 12,1% и составили 39 302,7 млрд рублей.

Основным источником доходов населения по-прежнему является заработная плата. В 2012 году реальная заработная плата была значительно выше, чем в 2011 году, и, несмотря на замедление во второй половине года, в целом за 2012 год прирост реальной заработной платы на 5,6 процентных пунктов оказался выше показателя за 2011 год и составил 8,4 процента.
Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей

Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.

В 2012 году темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 104,4% (в 2011 году – 100,5%; в 2010 году – 105,9%).

Реальная начисленная заработная плата в 2012 году составила 108,4% к уровню предыдущего года (в 2011 году – 102,8%; в 2010 году – 105,2%).

Рост реального размера назначенных пенсий составил в 2012 году 104,9% (в 2011 году – 101,2%; в 2010 году – 134,8%).

Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения), остававшаяся неизменной на протяжении последних нескольких лет и составлявшая 3,3 раза, увеличилась в 2012 году и составила 3,5 раза.

В 2012 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,6 млн человек или 11,0% от общей численности населения (в 2011 году – 17,9 млн человек или 12,7%; в 2010 году – 17,7 млн человек или 12,5%).

Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) увеличилось и составило в 2012 году 16,4 раза (в 2011 году – 16,2 раза; в 2010 году – 16,6 раза).

Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не изменилось. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2012 году приходилось 47,6% всех денежных доходов (в 2011 году – 47,4% и в 2010 году – 47,7%), а на долю 20% наименее обеспеченных граждан – 5,2% (в 2011 году – 5,2% и в 2010 году – 5,2%).

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет в 2012 году составили 16 251 рубль в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц (в 2011 году – 14 062 рубля, в 2010 году – 12 051 рубль).

При этом доходы многодетных семей существенно ниже, чем в других категориях семей с детьми. Так, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с четырьмя и более детьми в 2012 году составили 5 574 рубля (в 2011 году – 6 617 рублей, в 2010 году – 3 869 рублей), в домохозяйствах с тремя детьми – 9 605 рублей (в 2011 году – 8 084 рубля, в 2010 году – 7 490 рублей), а в домохозяйствах с одним ребенком – 17 664 рубля (в 2011 году – 15 182 рубля, в 2010 году – 12 756 рублей).

Располагаемые ресурсы в домохозяйствах с 4 и более детьми в 2012 году равнялись 30,0% от располагаемых ресурсов в целом по домохозяйствам (в 2011 году – 39,9%; в 2010 году – 26,5%).

В 2012 году домохозяйства с детьми в возрасте до 16 лет составляют 62,2% общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума (в 2011 году – 59,7%; в 2010 году –57,5%), в том числе домохозяйства с одним ребенком – 33,4% (в 2011 году – 32,7%; в 2010 году – 31,2%), домохозяйства с двумя детьми – 21,3% (в 2011 году – 20,6%; в 2010 году – 20,3%), домохозяйства с тремя и более детьми – 7,5% (в 2011 году – 6,5%; в 2010 году – 6,0%).

В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2012 году составили 66,6% (в 2011 году – 67,5%; в 2010 году – 65,9%), в том числе семьи с одним ребенком – 26,1% (в 2011 году – 28,9%; в 2010 году – 28,6%), семьи с двумя детьми – 24,4% (в 2011 году – 22,9%; в 2010 году – 22,9%), семьи с тремя и более детьми – 16,2% (в 2011 году – 15,7%; в 2010 году – 14,4%).

Среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домашних хозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, в 2012 году составили 4 724рубля, что на 2,9% больше, чем в 2011 году, и на 16,5% больше, чем в 2010 году.

Дефицит располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах, имеющих детей в возрасте до 16 лет, составил в 2012 году 1 739 рублей в месяц на одного члена малоимущего домашнего хозяйства (в 2011 году – 1 768 рублей; в 2010 году – 1 637 рублей), в том числе в семьях с одним ребенком – 1 593 рубля (в 2011 году – 1 625 рублей; в 2010 году – 1 501 рубль), с двумя детьми – 1 756 рублей (в 2011 году – 1 775 рублей; в 2010 году – 1 634 рубля), с тремя и более детьми – 2 143 рубля (в 2011 году – 2 226 рублей; в 2010 году – 2 118 рублей), что выше, чем в целом по домохозяйствам (в 2012 году – 1 704 рубля; в 2011 году – 1 703 рубля; в 2010 году – 1 571 рубль).

Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат.

Во всех домохозяйствах, независимо от числа детей в них, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вес которых в семьях с одним ребенком составил в 2012 году 83,5% (в 2011 году – 86,2%; в 2010 году – 88,2%), а в семьях с четырьмя и более детьми – 82,4% (в 2011 году – 76,4%; в 2010 году – 83,3%). Денежные доходы в домохозяйствах с четырьмя и более детьми в 3,2 раза ниже, чем в домохозяйствах с одним ребенком (в 2011 году – в 2,6 раза; в 2010 году – в 3,5  раза).

С увеличением числа детей возрастает значение для семьи такого источника ресурсов, как поступление продуктов питания в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства, помощь родственников, поступление товаров и услуг, оплаченных работодателем. Удельный вес натуральных поступлений в располагаемых ресурсах домохозяйства увеличивается в 2012 году с 3,0% в семьях с одним ребенком до 10,5% в семьях с четырьмя и более детьми (в 2011 году – с 3,5% до 14,0% и в 2010 году – с 3,7% до 10,6% соответственно).

О низком уровне жизни семей с детьми свидетельствуют и данные о расходах на потребление.

В 2012 году расходы на конечное потребление в обследованных домохозяйствах увеличились по сравнению с 2011 годом на 11,5%, что немногим меньше роста располагаемых ресурсов (12,0%). В меньших размерах они возросли у семей с тремя детьми – на 5,1%, у семей с одним и с двумя детьми данные расходы увеличивались более высокими темпами по сравнению с 2011 годом: на 14,4% и на 22,6% соответственно. В то же время у семей с четырьмя и более детьми наблюдается существенное снижение данного показателя – на 16,4%.

Уровень расходов на конечное потребление в семьях с детьми ниже, чем в целом по обследованным домохозяйствам. В домашних хозяйствах с двумя детьми расходы на конечное потребление в 2012 году были на уровне 79,3% среднего уровня расходов на члена домохозяйства и составляли 10 356 рублей (в 2011 году – на уровне 76,6% и составляли 8 972 рубля), в семьях с тремя детьми – 49,6% среднего уровня и 6 481 рубль (в 2011 году – 51,5% и 6 031 рубль соответственно), а в семьях с четырьмя и более детьми – 30,2% и составляли 3 949 рублей (в 2011 году – 39,8% и 4 666 рублей соответственно).

В последние годы отмечаются следующие изменения в структуре потребления домашних хозяйств с детьми. Так, доля расходов на питание во всех семьях за 2012 год, составившая 33,6% расходов на конечное потребление, уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта, а за период с 2010 года уменьшение составило 1,7 процентного пункта. В домохозяйствах с одним ребенком доля расходов на питание составила 31,1%, уменьшившись по сравнению с 2011 и 2010 годами на 1,3 процентного пункта и на 2,1 процентного пункта соответственно. Большую долю средств на питание продолжают тратить многодетные домохозяйства (с четырьмя и более детьми) – 48,3%, при этом наблюдается значительное увеличение доли расходов на питание по сравнению с 2011 годом – на 9,8 процентного пункта и уменьшение по сравнению с 2010 годом на 4,7 процентного пункта.

С увеличением размера семьи в домохозяйствах с детьми понижается пищевая и энергетическая ценность питания. В многодетных домохозяйствах преобладает углеводная модель питания, для которой характерно превышение потребления хлебопродуктов и картофеля по сравнению с нормами потребления на эти продукты и недопотребление мяса и рыбы против соответствующих норм. Так, домохозяйства с четырьмя и более детьми по сравнению с домохозяйствами с одним ребенком в 2012 году потребляли мяса и мясопродуктов на 43,7% меньше (в 2011 году – на 41,3%), рыбы и рыбопродуктов – на 30,2% меньше (в 2011 году – на 30,5%).

В 2012 году расходы на непродовольственные товары по сравнению с 2011 годом резко уменьшились в многодетных семьях (с четырьмя и более детьми). На покупку непродовольственных товаров эти семьи стали тратить на 43,3% меньше. Соответственно и разрыв в расходах на непродовольственные товары между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя и более детьми существенно увеличился и составил 4,1 раза (в 2011 году – 1,9 раза).

Расходы на оплату услуг в домохозяйствах, имеющих несовершеннолетних детей, наиболее значительно возросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом в семьях с двумя и четырьмя и более детьми (в 1,2 раза). Разрыв в расходах на оплату услуг между семьями с одним ребенком и семьями с четырьмя детьми и более за 2012 год уменьшился и составил 4,1 раза (в 2011 году – 4,7 раза). Низкий уровень расходов на оплату услуг в многодетных семьях связан, прежде всего, с худшими жилищными условиями.

Масштабы миграционных потоков, их структура, специфические проблемы семей мигрантов различных категорий, сложность адаптационных процессов для детей требуют особого внимания и заботы со стороны государства и общества к несовершеннолетним мигрантам.

Интенсивность миграционных процессов в последние годы возрастает, обеспечивая миграционный прирост населения Российской Федерации. По данным, имеющимся в Центральном банке данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России, за 2012 год на территорию Российской Федерации въехало свыше 15,7 млн иностранных граждан, в том числе 1,4 млн детей в возрасте до 18 лет (2011 год – 1 083 448 человек; 2010 год – 834 159 человек).

В общей численности въехавших мигрантов доля детей и подростков уменьшилась с 12,8% до 9,2% с 2010 по 2012 годы, выехавших – с 15,4% до 7,1%, соответственно.

Большинство несовершеннолетних международных мигрантов прибывает из стран СНГ. В 2012 году доля приехавших из ближнего зарубежья детей составляла 87,5% от всех прибывших из-за рубежа несовершеннолетних (2011 год – 88,0%; 2010 год – 89,3%).

В 2012 году детям оформлено 19 122 разрешения на временное проживание (2011 год – 12 029; 2010 год – 12 665), 5 243 вида на жительство (2011 год – 3 355;  2010 год – 922).

В 2012 году гражданство Российской Федерации приобрели 36 825 детей (в 2011 году – 41 198 детей; в 2010 году – 45 900 детей), что составляет приблизительно 40% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в российское гражданство.

Наблюдается уменьшение количества вынужденных переселенцев. Так, по состоянию на 1 января 2010 года, на территории Российской Федерации численность вынужденных переселенцев составляла 49 474 человек, на 1 января 2011 года – 44 537 человек (-10,0%), на 1 января 2012 года – 38 370 человек (-22,4%).

В течение данного периода статус вынужденного переселенца был предоставлен 4 семьям, состоящим из 6 человек. Следуя общей тенденции, происходит сокращение численности несовершеннолетних детей в составе семей вынужденных переселенцев. В 2012 году доля детей составила 10,4% от их общего числа или 4 003 ребенка (в 2011 году – 4 503; в 2010 году – 5 861).

Основными факторами, оказывающими влияние на уменьшение численности детей вынужденных переселенцев, являются: жилищное обустройство семей вынужденных переселенцев, утрата статуса в связи с необращением родителей по вопросу продления статуса вынужденного переселенца, а также достижение детьми совершеннолетнего возраста.

На питание вынужденным переселенцам, находящимся в Центрах временного размещения, в 2012 году было выделено 5 332 580 рублей (в 2011 году – 3 424 050 рублей; в 2010 году – 4 103 000 рублей).

Помимо этого предусмотрена социальная поддержка такой категории детей в предоставлении путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации. В 2012 году для 905 человек была выделена сумма в размере 21 372 210 рублей (в 2011 году для 2 198 человек – 24 159 520 рублей; в 2010 году для 1 678 человек – 23 976 980 рублей).

По состоянию на 1 января 2013 года, на учете 49 территориальных органов ФМС России состояли 2 415 человек, получивших временное убежище (2011 год – 3 036 человек; 2010 год – 3 727). Численность детей среди них составляла в 2012 году – 434 человека (в 2011 году – 553; в 2010 году – 799).

Из общего числа лиц, получивших временное убежище, 43% являются выходцами из Афганистана.

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения.

По данным статистических отчетов по формам 2-СООТЕЧ и 3-СООТЕЧ, на территорию России в составе семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников за 2010-2012 годы переселилось 21 208 детей, в том числе в 2012 году – 12 241 ребенок (в 2011 году – 6 170, в 2010 году – 2 797).

В Российской Федерации активно реализуется механизм реадмиссии. За 2012 год было удовлетворено 368 ходатайств о реадмиссии в отношении несовершеннолетних граждан России (2011 год – 369; 2010 год – 256). Направлено ходатайств о реадмиссии с территории Российской Федерации в отношении одного несовершеннолетнего гражданина в 2012 году, в отношении 4 и 1 гражданина в 2011 и 2010 годах соответственно.

Положением о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 555, для несовершеннолетних детей иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, предусмотрены нормы размещения и питания в указанных специальных учреждениях.

В 2012 году один ребенок содержался в специальном учреждении ФМС России для реадмиссируемых граждан.
Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

В 2012 году продолжена работа по обеспечению государственной поддержки семей, имеющих детей, в рамках поставленных задач в сфере охраны материнства и детства в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В последние годы меры государственной поддержки семей с детьми стали более системными: введены новые виды пособий, ежегодно с учетом инфляции индексируются их размеры.

Ежегодная индексация государственных пособий предусмотрена начиная с 2008 года и осуществлена в 2012 году на 6% (2010 году – на 10%; в 2011 году – на 6,5%).

В 2012 году обеспечена выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в следующих размерах:

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и пособие по беременности и родам гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организаций – 465,2 рублей (2011 год – 438,87 рублей; 2010 год – 412 рублей), с 1 января 2013 года – 490,79 рублей;

единовременное пособие при рождении ребенка – 12 405,32 рублей (2011 год – 11 703,2 рублей; 2010 год – 10 988,9 рублей), с 1 января 2013 года – 13 087,61 рублей;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 19 645,12 рублей (2011 год –18 533,1 рублей; 2010 год – 17 402 рубля), с 1 января 2013 года – 20 725,6 рублей;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 8 419,34 рублей (2011 год – 7 942,8 рублей; 2010 год – 7 458 рублей), с 1 января 2013 года – 8 882,40 рублей;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 12 405,32 рублей (2011 год –11 703,2 рублей; 2010 год – 10 988,9 рублей), с 1 января 2013 года – 13 087,61 рублей.

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком и размер данного пособия гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в 2012 году составил 2 326 рублей (в 2011 году – 2 194,3 рублей; в 2010 году – 2 060,4 рублей) – по уходу за первым ребенком и 4 651,99 рублей (в 2011 году – 4 388,6 рублей; в 2010 году – 4 120,8 рублей) – по уходу за вторым и последующими детьми, с 1 января 2013 года – 2 453,93 и 4 907,85 рублей соответственно.

Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка.

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2011 году предельная база составляла 463 000 рублей; в 2010 году – 415 000 рублей).

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка работающей женщины (застрахованного лица), на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В 2012 году максимальная сумма пособия по беременности и родам составляла 36 583 рубля за полный календарный месяц.

Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 календарных дней, в случае осложненных родов – 156 календарных дней, при многоплодной беременности и при рождении двух и более детей – 194 календарных дня.

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). В 2011 году размер указанного пособия составлял 465,2 рублей, с 1 января 2013 года – 490,79 рублей.

Расходы на выплату пособия по беременности и родам в 2012 году сложились в сумме 86,64 млрд рублей или 100,2% к утвержденным в федеральном бюджете. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года рост данных расходов составил 15,2 процентов.

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. За период такого отпуска и до достижения ребенком возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее 2 326 рублей по уходу за первым ребенком и 4 651,99 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми в 2012 году, (с 1 января 2013 года – по уходу за первым ребенком 2 453,93 рублей, по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 4907,85 рублей).

Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2012 году составляла 14 625 рублей в месяц (в 2011 году – 13 833 рубля), с 1 января 2013 года – 16 241,14 рублей).

Одному из родителей либо лицу, его заменяющему выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2012 году составлял 12 405,32 рублей, с 1 января 2013 года – 13 087,61 рублей.

По данным Фонда социального страхования Российской Федерации, расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, за 2012 год составили 415,1 млн рублей или 106,6% к запланированным, и на 12,6% больше, чем за предыдущий год, количество выплат составляет 822,5 тыс., что на 6,5% больше, чем в 2011 году (в 2011 году – 772,4 тыс.; в 2010 году – 717,3 тыс.).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивалось 3,87 млн получателей, в том числе почти 1,595 млн граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Расходы на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за 2012 год составили 101,08 млрд рублей или 90,4% от запланированных в федеральном бюджете, и, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 7,7 млрд рублей.

Средний размер данного пособия по отношению к 2011 году вырос на 479,46 рублей или на 8,3% и составил 6 281,91 рублей (в 2011 году – 5 801,45 рублей).

На выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в федеральном бюджете на 2012 год было предусмотрено 52 298,0 млн рублей (2011 год 54,9 млрд рублей). Расходы, связанные с выплатой органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в 2012 году ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 50 980,8 млн рублей.



В период с 2010 по 2012 годы для обеспечения в полном объеме социальных обязательств государства перед гражданами по выплате социальных пособий и компенсаций за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, в бюджет Фонда были направлены ассигнования федерального бюджета в следующих объемах:

млн рублей



Наименование пособия 

2010 год

2011 год

2012 год

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

40 791,5

49 043,1

48 119,4

Пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

5 306,6

5 664,3

6 004,0

Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке

0,08

0,09

0,09

Пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке

0,4

0,5

0,5

В 2012 году указанные объемы бюджетных ассигнований позволили осуществить выплату 16,1 млн пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в 2011 году – 13,5 млн пособий) и 440 тыс. пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по расходам на выплату пособий по материнству и детству в 2012 году исполнено на 95,3% к утвержденным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 20014 годов» и составило 205,4 млрд рублей, что по сравнению с показателем 2011 года больше на 19,9 млрд рублей (в 2011 году 185,5 млрд рублей или 115,6% к 2010 году).

Рост расходов на выплату пособий по материнству по отношению к 2011 году произошел за счет увеличения расходов на выплату следующих пособий: по беременности и родам на 14,6%; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на 8,0%; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в медицинские учреждения на 12,6%; при рождении ребенка на 8,9 процентов.

Средства федерального бюджета на выплату в 2012 году единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предусмотрены в сумме 2,3 млрд рублей. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконур на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, перечислены в сумме 2 189,6 млн рублей (в 2011 году 2 157,6 млн рублей).

Пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2012 году получили около 57,6 тыс. человек (в 2011 году – более 40 тыс. человек).

Финансовое обеспечение расходов на выплату указанных пособий в 2010, 2011 и 2012 годах составило 1 170,4 млн рублей, 1 367,8 млн рублей и 2 061,3 млн рублей соответственно.

В 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 481 детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), осуществлялась выплата ежемесячного пособия, размер которого составил 1 693,35 рублей. Количество получателей данного пособия в 2012 году составляло 1 563 человека (в 2011 году – 870 человек). Расходы федерального бюджета на данные цели в 2011 году – 46 360,8 тыс. рублей; в 2012 году – 53 845,4 тыс. рублей.

Дополнительно к мерам государственной поддержки, оказываемой семьям с детьми на федеральном уровне, в рамках своих полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно статье 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлено право граждан, имеющих детей, на ежемесячное пособие на ребенка; пособие на ребенка одинокой матери; ежемесячное пособие на детей из многодетных семей; пособие на детей-инвалидов, а также семьям, в которых родители являются инвалидами; пособие на детей военнослужащих по призыву, пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и другим категориям детей.

В соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации размер ежемесячного пособия на ребенка колеблется от 94 рублей в Кабардино-Балкарской Республике до 1 060 рублей в Московской области.

В декабре 2012 года данное пособие выплачивалось более чем на 8 887 тыс. детей (в 2011 году – 9 675 тыс. детей, в 2010 году – 9 943 тыс. детей).

Пособие на детей одиноких матерей, на детей из многодетных семей, пособие на детей-инвалидов, как правило, выплачивается в размере выше базового в два раза.

Так, размер пособия одинокой матери в Московской области составляет 2 120 рублей, в г. Москве – 1 600 рублей. В Калужской области одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до 7 лет, выплачивается 5 000 рублей, а на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 4 000 рублей.

В г. Санкт-Петербурге размер ежемесячного пособия на ребенка дифференцирован в зависимости от возраста ребенка: от 0 до 1,5 лет составляет 2 242 - 2 893 рублей, от 1,5 до 7 лет – 651 рубль, от 7 до 16 лет – 604 рубля. Размер пособий на детей-инвалидов и на детей родителей-инвалидов составляет от 3 081 до 4 437 рублей, а на детей-инвалидов, имеющих родителей-инвалидов – 6 162 рубля.

В отдельных субъектах Российской Федерации предоставляются иные виды выплат при рождении детей.

В Воронежской области единовременная выплата на каждого рожденного ребенка осуществляется в размере 20 тыс. рублей.

В Московской области размер единовременного пособия при рождении первого ребенка составил 10 000 рублей, второго – 20 000 рублей, третьего и последующего ребенка – 30 000 рублей, двух детей – 70 000 рублей, трех и более детей – 150 000 рублей.

В Калининградской области в 2012 году более чем 10 тыс. родителей при рождении ребенка получили единовременное пособие, размер которого дифференцирован по числу детей: 3 500, 7 000 и 10 000 рублей на первого, второго и последующих детей соответственно.

В Республике Башкортостан ежегодно подарочные наборы и пособия для родителей «Здоровый ребенок» выдаются при выписке из родильного дома (отделения) более 55 тыс. новорожденных. Стоимость подарочного набора для новорожденного в 2012 году составила 1 180 рублей. На указанные цели в 2012 году направлено более 66 млн рублей.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

Дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала семьям, имеющим двух и более детей, установлены с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Основной целевой направленностью указанного Закона является реализация гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на жилище, образование и социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» размер материнского (семейного) капитала в 2012 году составил 387 640,3 рублей, что в соответствии с утвержденным уровнем инфляции больше установленного на 2011 год размера на 6,0% (365 698,4 рублей).

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2012 года в Российской Федерации за получением государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал обратились 4 150 012 человек, выдано 4 036 280 сертификатов, в 2012 году обратились 748 201 человек, выдано 723 651сертификатов.

За период реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ начиная с 1 января 2009 по 31 декабря 2012 года в территориальные органы Пенсионного фонда. Российской Федерации с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям обратились 1589,86 тыс. семей, что составляет 39,4% от численности семей, получивших сертификаты, в 2012 году – 656,2 тыс. семей.

Материнский (семейный) капитал является востребованной мерой государственной поддержки семьи. Совершенствование законодательства, направленное на расширение направлений использования средств материнского (семейного) капитала и сокращение сроков перечисления указанных средств, привело к значительному увеличению количества обращений граждан, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Численность обратившихся в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 73% (с 301 896 человек до 523 275 человек). В 2012 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала обратились 656 183 владельца сертификата, что на 25% больше обращений в 2011 году.

Наибольшее число семей, получивших сертификаты, подали заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – 1 535 333 (96,6% от численности семей, подавших заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала). Из них 69,42% семей направили данные средства на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья.

На получение платных образовательных услуг в 2012 году подано 33 641 заявления о распоряжении (в 2011 году – 53 207), на формирование накопительной части трудовой пенсии – 565 заявлений (в 2011 году – 1 323).

По основным направлениям расходования средств материнского (семейного) капитала распорядились полностью или частично более 37% владельцев сертификатов, в том числе более 35% владельцев сертификатов полностью использовали средства материнского (семейного) капитала.

За период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2012 года в организации, в том числе кредитные, и на счета физических лиц территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации перечислено 523,06 млрд рублей, из них в 2012 году – 212,4 млрд рублей.

Объем средств федерального бюджета, перечисляемых по заявлениям граждан на предоставление материнского (семейного) капитала ежегодно растет.

Из федерального бюджета на выплату материнского (семейного) капитала в 2010, 2011 и 2012 годах направлено 101 999,8 млн рублей, 174 316,3 млн рублей и 207 679,4 млн рублей соответственно.

В большинстве субъектов Российской Федерации также введены дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми в виде регионального материнского (семейного) капитала, право на получение которого предоставляется в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующих детей.

Размер регионального материнского (семейного) капитала в большинстве регионов колеблется от 50 до 350 тыс. рублей, в отдельных регионах предусмотрена выплата в более высоких размерах.

Так, в Калининградской области материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам при рождении третьего ребенка и последующих детей после 31 декабря 2010 года. Размер капитала составляет: при рождении третьего или четвертого ребенка – 100 тыс. рублей; при рождении пятого или последующих детей – 200 тыс. рублей; при одновременном рождении трех и более детей – 1 млн рублей.

Во всех субъектах Российской Федерации средства материнского (семейного) капитала предусмотрено направлять на улучшение жилищных условий.

Также средства регионального материнского капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми); лечение детей, включая санаторно-курортное и реабилитацию; приобретение предметов длительного пользования, в том числе автомобилей; формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин; ремонт жилья; неотложные (личные) нужды; образование родителей; развитие личного подсобного хозяйства; дачное строительство; технические средства реабилитации; приобретение предметов, необходимых для ухода и развития ребенка (детей) первого года жизни.

Так, в Республике Коми предусмотрено предоставление регионального семейного капитала в размере 150 тыс. рублей матерям, родившим третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2011 года, на улучшение жилищных условий; получение образование ребенком (детьми); получение платных медицинских услуг ребенком (детьми). Кроме того, за счет средств регионального семейного капитала лица, получившие сертификат, ежегодно могут получить единовременную выплату в размере не более 25 тыс. рублей для компенсаций расходов по следующим направлениям: на оплату занимаемого семьей жилого помещения и коммунальных услуг; на оплату за содержание в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, а также иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; на уплату налогов семьи; на страхование имущества семьи; на страхование жизни ребенка (детей) как родного (родных), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей.



Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2012 года размер налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику - родителю, супругу (супруге) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу (супруге) приемного родителя на каждого ребенка увеличен и составляет соответственно 1 400 рублей – на первого, второго ребенка (с 1 января 2011 года – 1 000 рублей); 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка и 3 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать социальный налоговый вычет по расходам, связанным с обучением своих детей, а также лечением своих детей в медицинских учреждениях Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 февраля 2013 года, далее - законопроект).

Законопроект направлен на увеличение размера стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц для лиц, на обеспечении которых находятся дети, в том числе лиц, усыновляющих (удочеряющих) детей, оставшихся без попечения родителей, и их супругов.

Законопроект предусматривает увеличение стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода родителям, супруге (супругу) родителя, усыновителям, супруге (супругу) усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, и предоставление его в следующих размерах: 2 000 рублей – на второго ребенка; 4 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей – на каждого ребенка-инвалида.

Также законопроектом предусмотрено увеличение предельного размера дохода, полученного налогоплательщиком с начала налогового периода, ограничивающего право получения вычета, с 280 000 рублей до 350 000 рублей.

Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами

Вопросы пенсионного обеспечения детей в Российской Федерации регулируются федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Так, в соответствии с нормами указанных законов детям в возрасте до 18 лет, а также учащимся детям по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (в том числе в отдельных случаях в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации), за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (обучающимся детям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС – до достижения возраста 25 лет), потерявшим одного или обоих родителей, в том числе детям умершей одинокой матери, а также детям-инвалидам устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с нормами статей 8 и 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, их детям назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой зависит от причины смерти кормильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и составляет соответственно 200 (150) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 данного Закона.

В соответствии с нормами статей 10 и 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ детям отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, потерявшим одного или обоих родителей (детям умершей одинокой матери), назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой не зависит от причины смерти кормильца и составляет соответственно 125 (250) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 этого Закона.

В соответствии со статьями 11 и 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ детям, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца, а детям-инвалидам – социальная пенсия по инвалидности.

Вместе с тем детям-инвалидам одновременно с получаемой социальной пенсией по инвалидности в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 статьи 17 указанного Закона, если умерший кормилец относится к категории лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

Численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, на начало 2012 года составила 560,4 тыс. человек (на начало 2011 года – 540,6 тыс. человек, на конец 2009 года – 518,9 тыс. человек), на 1 января 2013 года – 567,8 тыс. человек.

Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициенты индексации социальных пенсий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, с 1 апреля 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 236 социальные пенсии были проиндексированы на 14,1 процента.

В результате принятых мер, средние размеры социальных пенсий за 2012 год составили:

для детей-инвалидов – 6 873,5 рублей (абсолютный прирост – 627,4 рублей);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей – 3 570 рублей (абсолютный прирост – 499 рублей);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери – 7 159 рублей (абсолютный прирост – 1 006 рублей).

Для лиц, проживающих в регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер социальной пенсии определяется с учетом соответствующего районного коэффициента.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» которым предусматривается размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы с 1 января 2013 года устанавливать в повышенном размере относительно размера социальной пенсии, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. Таким образом, средний размер социальной пенсии детям-инвалидам по состоянию на 1 января 2013 г. по сравнению с 1 января 2012 г. увеличился на 2 346,9 рублей и составил 8 704 рубля.

При наличии у умершего кормильца страхового стажа его детям назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца, которая определяется с учетом расчетного пенсионного капитала умершего кормильца. В случае назначения указанной пенсии детям, потерявшим обоих родителей, размер пенсии определяется исходя из расчетных пенсионных капиталов обоих родителей, детям умершей одинокой матери - исходя из увеличенной вдвое величины расчетного пенсионного капитала, полагавшейся умершей матери.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется также с учетом фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца. При этом детям, потерявшим обоих родителей, или умершей одинокой матери фиксированный базовый размер пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в повышенном размере. В случае проживания нетрудоспособных членов семьи умершего застрахованного лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

В 2012 году трудовые пенсии были повышены дважды: с 1 февраля 2012 года на 7% и с 1 апреля 2012 года на 3,41%. В совокупности данные мероприятия в 2012 году обеспечили рост трудовых пенсий на 10,41 процента.

В результате проведенных мероприятий средние размеры трудовых пенсий по потере кормильца составили:

для детей в возрасте до 18 лет – 3 531 рубль (абсолютный прирост – 282 рубля);

для учащихся очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет – 3 906 рублей (абсолютный прирост – 333 рубля);

для детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери – 7 569 рублей (абсолютный прирост – 872 рубля).

Для членов семей детей-инвалидов действующим законодательством предусмотрены определенные льготы. Так, в 2012 году в рамках Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, предоставлялись ежемесячные компенсационные выплаты в сумме 1 200 рублей.

Для лиц, проживающих в регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер этой выплаты определяется с учетом районного коэффициента.



В 2012 году в действующее законодательство Российской Федерации подготовлены изменения, предусматривающие установление с 1 января 2013 года ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы в размере 5 500 рублей. Другим категориям неработающих трудоспособных граждан устанавливается ежемесячная выплата в сумме 1 200 рублей (установлены Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы).

Таким образом, один из родителей ребенка-инвалида, не имеющий возможности работать в связи с необходимостью ухода, получает ежемесячную выплату, размер которой сопоставим с минимальным размером оплаты труда.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение (то есть ранее достижения общеустановленного возраста) в связи с осуществлением социально значимой функции - воспитанием детей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин), на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

При этом в соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ при определении права на трудовую пенсию в страховом стаже учитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности, и периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные периоды могут подлежать возмещению в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации в связи с зачетом в страховой стаж указанных нестраховых периодов, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Указанная сумма определяется исходя из стоимости страхового года на день установления пенсии. Так, в 2012 году стоимость страхового года составила 14 386,3 рублей.

Одновременно следует отметить, что с 1 января 2010 года решена проблема доведения минимального уровня материального обеспечения пенсионеров, в том числе получателей социальных пенсий, до размера прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, путем установления к пенсии соответствующих социальных доплат.

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) с 1 января 2010 года проживающим на территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, в том числе детям-инвалидам, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, предусмотрено установление федеральных и региональных социальных доплат к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а региональная доплата к пенсии – уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница