Эндодонтия Лазерные технологии — стратегия успеха эндодонтического лечения

Дата22.11.2016
  1   2
Эндодонтия

Лазерные технологии — стратегия успеха эндодонтического лечения

С. И. Рисованный,
профессор, д.м.н.,
кафедра стоматологии ФПК и ППС КГМУ

О. Н. Рисованная,
профессор, д.м.н.,
кафедра стоматологии ФПК и ППС КГМУ

Введение

Быстрое развитие лазерных технологий явилось причиной появления новых методик с широкими возможностями, которые нашли применение в различных областях медицины. Революционной на сегодняшний день является технология, имеющая несколько названий:   фотоактивируемая   дезинфекция  (ФАД), бактериотоксическая терапия (БТС-терапия), фотодинамическая терапия (ФДТ) (1,2,3,29). Суть этого явления —  дезинфекция , или стерилизация тканей организма с помощью применения фотосенсибилизирующего компонента и активации лазерным лучом соответствующей длины волны (15). ФАД может быть вполне достойной альтернативой антисептикам и антибиотикам при лечении локализованных инфекций. Этот метод показал впечатляющие результаты в онкологии, отоларингологии, дерматовенерологии, гинекологии.

В последние годы одновременно в нескольких странах  фотоактивируемую   дезинфекцию  стали практиковать в стоматологии при лечении кариеса и его осложнений, в пародонтологии, имплантологии, при патологиях слизистой оболочки полости рта, в челюстно-лицевой хирургии.

В нашей клинике мы применяем этот метод с 2002 года. Были проведены исследования in vitro и in vivo. Отдаленные результаты — более тысячи клинических наблюдений — позволяют утверждать, что ФАД является ценным компонентом современной лазерной стоматологии.

Актуальность

Эндодонтическое лечение в современной стоматологии становится все более важным. Пациенты ждут от врачей того, что результаты лечения будут носить долговременный характер без последующих осложнений. Большинство эндодонтически пролеченных зубов в дальнейшем нуждается в довольно дорогих ортопедических конструкциях, долгосрочность функционирования которых во многом зависит от качества проведенного лечения.

Стандарты эндодонтии неуклонно повышаются благодаря исследованиям и тому интересу, который проявляют практикующие врачи. Однако традиционные приемы, даже выполненные очень тщательно, не всегда приводят к успеху. Неравномерность поперечного сечения корневого канала, его сложная анатомическая морфология приводит к формированию областей, где могут аккумулироваться оставшиеся бактерии. Это негативно влияет на результат любого эндодонтического лечения.

В подобных случаях чрезвычайно важна способность дезинфицирующих средств проникать в ткани зуба и сохранять в них активность. Некоторые стоматологи относятся к  дезинфекции  каналов как к рутинной процедуре, являющейся традиционной составляющей протокола лечения, а не как к ключевому условию успешной терапии. Выбор антисептического раствора и его использование в настоящее время обычно осуществляют эмпирически. Наиболее часто используемым ирригационным средством является гипохлорит натрия, обладающий выраженной антибактериальной активностью, способностью растворять органические составляющие зуба, обеспечивая санацию недоступного для инструментов предентина. Однако гипохлорит натрия, действуя непродолжительно, не способен глубоко проникать в ткани зуба, что снижает его активность в отношении микроорганизмов, находящихся в дентинных канальцах. Хлоргексидин является достаточно хорошо исследованным препаратом. Известно, что он обладает антибактериальными свойствами именно против микроорганизмов, которые обычно выделяются из корневого канала. И несмотря на это, в настоящее время в стоматологии отсутствует способ, позволяющий эффективно проводить  дезинфекцию  корневых каналов.

Лазерные технологии открывают новое перспективное направление в лечении кариеса и его осложнений. Антибактериальное воздействие лазера является важным аспектом его многофакторного влияния на биологические системы. Данный эффект лазерного излучения в комплексе с его уникальными биостимулирующими свойствами может быть использован для селективного подавления патогенной микрофлоры, сенсибилизированной препаратами, активируемыми лазерным светом относительно небольшой мощности.

Метод лечения, основанный на таком эффекте, получил название  фотоактивируемой   дезинфекции  (ФАД), или бактериотоксической светотерапии (БТС-терапии). Принцип его работы основан на том, что молекулы фотосенсибилизатора прикрепляются к мембране бактерии (рис. 1). Облучение светом с определенной длиной волны, соответствующей пику поглощения фотосенсибилизатора, приводит к образованию атомарного (синглентного) кислорода, который разрушает стенки бактериальных, грибковых и вирусных клеток, приводя к их гибели (рис. 2). Тот факт, что летальная фотосенсибилизация не является видоспецифичной, имеет определенное преимущество: все имеющиеся микроорганизмы можно уничтожить в смешанной инфекции (рис. 3). Важным аспектом этой системы является то, что два ее компонента — фотосенсибилизатор и лазер — при использовании по отдельности не оказывают воздействия на бактерии.

1   2