Инструкция+по+аннотированию+мануальных+жестов ! +



Скачать 234,02 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата25.08.2017
Размер234,02 Kb.
ТипИнструкция
  1   2   3

!
1!
Инструкция+по+аннотированию+мануальных+жестов
!
1.+Введение+
Основным!материалом!для!аннотирования!мануальных!жестов!в!корпусе!«Рассказы!
и! разговоры! о! грушах»! являются! данные! с! 3! индивидуальных! видеокамер,! снимавших!
анфас!3!участников!записи!(«индивидуальные!видео»).!
В! качестве! вспомогательного! материала! используются! данные! с! камеры! общего!
плана,! записывавшей! всю! сцену! целиком! («общее! видео»).! Соотнесение! двух! разных!
ракурсов!позволяет!более!точно!определять!границы!жестовых!фаз,!траекторию!движения!и!
другие!параметры!жестикуляции.!
Принципиальным! является! решение! производить! разметку! жестов! рук! только! на!
основании! собственно! визуальноMкинетического! компонента,! максимально! исключив! из!
рассмотрения! знания! о! содержании! разговора! (вербальноMпросодический! компонент!
записи).!Такой!подход!позволяет!создать!независимые!аннотации!для!всех!каналов,!чтобы!в!
дальнейшем! изучать! их! взаимодействие,! не! создавая! при! этом! порочного! круга.! Таким!
образом,! аннотирование! мануальных! жестов! производится! при+ выключенном+ звуке+
общего+видео.!
Аннотирование! выполняется! в! программе! ELAN,! разработанной! институтом! Макса!
Планка.! Программу! можно! загрузить! с! сайта! по! адресу:+
https://tla.mpi.nl/tools/tlaM
tools/elan/download/
.! Краткую! инструкцию! на! русском! языке! можно! найти! здесь:!
http://www.mpi.nl/tools/elan/tp/howMto/ELAN_handout_Russian.pdf
.!
В!
программе!
имеется!
подробное! встроенное! руководство! на! английском! языке,! где! есть! не! только! детальное!
описание!интерфейса!и!функций,!но!и!разнообразные!полезные!советы!по!аннотированию.!
Краткая! справка! по! начальной! настройке! ELAN,! необходимой! для! аннотирования!
мануальных! жестов,! а! также! некоторые! советы! и! рекомендации! приведены! в! последнем!
подразделе!данной!инструкции!(4).!
!
Каждый!аннотатор!получает!следующий!комплект:!
(i)!2!видеофайла!формата!avi:!
—!файл,!в!названии!которого!есть!код!W!(WMфайл),!–!запись!с!камеры!общего!
плана,!на!которой!видны!все!участники!записи.!Обращение!к!видео!с!общей!камеры!
полезно,! когда! видео! с! индивидуальной! камеры! не! позволяет! точно! оценить!
амплитуду!и!скорость!жеста!(жест!выполнен!точно!по!направлению!к!камере!или!от!
нее).!!
—!один!из!трех!индивидуальных!файлов:!!
•! NMфайл!–!запись!с!индивидуальной!камеры!Рассказчика!
•! CMфайл!–!запись!с!индивидуальной!камеры!Комментатора!
•! RMфайл!–!запись!с!индивидуальной!камеры!Пересказчика!
(ii)!подготовленные!шаблоны!для!программы!ELAN!в!формате!.eaf.!
!
Аннотируются! только! коммуникативно! значимые! движения! (жесты)q! движения,!
направленные!на!поддержание!физического!комфорта!говорящего!(почесывание,!потирание!
рук,!поправление!одежды!и!т.п.)!отмечаются!в!тех!и!только!тех!случаях,!если!сочетаются!с!
жестикуляцией!либо!влияют!на!определение!границ!жестов.!
Основные!принципы!разметки!и!аннотируемые!явления!описаны!в!подразделе!2.!

!
2!
Специально!разработанная!для!данного!проекта!система!аннотирования!мануальных!
жестов!в!программе!ELAN!изложена!в!подразделе!3.!
2.+Мануальные+жесты+и+принципы+их+аннотирования+
Описание! функциональных! и! семантических! характеристик! жестов,! а! также!
последовательностей!
жестов,!
связанных!
формальными!
и!
семантическими!
характеристиками,! является! важной! задачей! при! анализе! вклада! невербальной!
составляющей! в! коммуникацию.! Однако! эти! описания! опираются! на! не! всегда! очевидные!
допущения,! в! частности,! распределение! жестов! по! семантическим! классам! до! сих! пор!
остается! неочевидным,! поскольку! один! жест! может! выполнять! несколько! функций! в!
разговоре! или! его! форма! может! допускать! различные! интерпретации.! Кроме! того,! выбор!
характеристик! жеста,! которые! определят! его! функциональный! или! семантический! тип,!
может!варьироваться!в!зависимости!от!исследовательской!задачи.!!
Так,! жесты,! относимые! к! метадикурсивному! или! изобразительному! типам! (в!
некоторой!степени!сопоставимые!с!metaphoric!и!iconic!в!классификации!Д.!МакНилла),!часто!
содержат! дейктический! компонент! (указание! на! одного! из! участников! коммуникации! для!
метадискурсивных! типов! или! указание! на! одного! из! референтов! или! на! точку! в!
дискурсивном!пространстве!–!для!изобразительных).!В!связи!с!этим!для!большей!точности!
и! универсальности! разметки! было! решено! отказаться! от! семантических! интерпретаций!
жеста! и! ограничиться! их! формальными! характеристиками.! В! современной! лингвистике! все!
чаще! отдается! предпочтение! именно! такому! подходу.! Есть! системы! аннотации,!
учитывающие!вербальное!сопровождение.!Например,!Д.!МакНилл,!развивая!теорию!«точки!
развития»,! growth! point! (при! этом! МакНилл! ссылается! на! теорию! внутренней! речи! Л.С.!
Выгодского)! опирается! на! значение! слов,! сопровождаемых! жестами! (McNeill! et! al.! 2008).! С!
другой! стороны,! аннотирование! жестов! без! звука,! с! опорой! только! на! визуальный! ряд,!
позволяет!избегать!влияния!речи!на!интерпретацию!жестов.!На!основании!таких!признаков,!
как! смена! статических! и! динамических! фаз! (Seyfeddinipur! (2006))! и! периодов! наибольшего!
усилия! (Duncan! n.d.)! в! работе! (Ladewig,! Bressem! 2013)! разметка! жестов! производится! на!
основании!артикуляторных!(визуальных)!признаков.!
По! результатам! тестирования! наиболее! перспективных! схем! визуальной! аннотации!
(PAGE:!
http://page.home.amu.edu.pl/
q!LASG:!см
.!!
Bressem,!Ladewig,!Müller!2013
q!
NEUROGES:!
http://neuroges.neurogesMbast.info/welcome
! и! др.),! нами! была! выработана! схема,! которая! 1)!
максимально! точно! отражает! момент! начала! и! окончания! жеста,! 2)! опирается! на!
формальные! (артикуляционные)! характеристики! жеста,! позволяя! изучать! функциональноM
семантическую! соотнесенность! вербального! и! просодического! ряда! без! риска! взаимного!
влияния! интерпретаций,! 3)! отражает! изменения! формальных! характеристик! жеста! в! ходе!
его!выполнения,!таких!как!траектория,!место!производства!жеста,!направление!движения!и!
скорость.!Ритмическая!составляющая!в!жесте!была!рассмотрена!как!проявление!одного!из!
двух! возможных! вариантов:! повтор! предыдущего! жеста! либо! наличие! циклических!
(повторяющихся)!движений!в!рамках!одного!жеста,!что!также!было!отражено!в!аннотации.!
Прежде!всего,!мы!различаем!жестикуляцию!(коммуникативно!значимые!движения,!
распознаваемые! адресатом! как! таковые)! и! все! остальное:! покой! либо! незначимые!
движения.! Под! незначимыми! понимаются! физиологические! движения,! направленные!
скорее! на! поддержание! комфорта! говорящего,! чем! на! коммуникацию:! почесатьсяq! слегка!
изменить!сцепление!пальцев!рукq!слегка!изменить!конфигурацию!кисти,!лежащей!на!колене!
и! т.п.! Такие! движения! бывают! двух! типов:! а)! имеющие! явную! конкретную! цель! —!

!
3!
почесаться,!поправить!волосы!или!украшение!и!т.д.!и!б)!не!имеющие!явной!цели!(потирание!
рук,! шевеление! пальцами! и! т.д.).! В! первом! случае! физиологические! движения! явно!
отличимы! от! жестов! по! цели,! во! втором! же,! как! правило,! характеризуются! меньшей!
амплитудой,! более! простой! и/или! менее! четкой! траекторией,! низким! или! отсутствующим!
ускорением,! отсутствием! явного! направленного! усилия.! Для! движений! такого! рода!
П.!Экманом! и! У.!Фризеном! (Ekman,!Friesen!1969)! предложен! термин! «адапторы»,! позже!
Экман! предложил! другое! название! для! некоммуникативных! жестов! –! «манипуляторы»!
(Ekman! 1999).! Эти! движения,! чаще! всего! похожие! на! поглаживания! или! потирания!
(например,! потирание! рук! друг! о! друга! или! почесывание! пальцами! одной! руки! предплечья!
другой),! автором! трактуются! как! показатель! беспокойства! или! просто! привычное! действие!
(Ekman! 1999:! 43).! Следует! отметить,! что! Г.Е.!Крейдлин! (2002)! использует! этот! термин!
несколько!иначе,!понимая!под!«адаптором»!любой!предмет,!который!использован!в!жесте!–!
например,!карандаш,!которым!говорящий!указывает!нужное!направление.!
Основной! жестикуляционной! единицей! является! жест! (gesture).! В! соответствии! с!
подходом,! реализуемым! в! когнитивной! лингвистике,! жесты! рассматриваются! не! как!
отдельная! система! коммуникации,! а! как! одно! из! средств! передачи! замысла! говорящего,!
наряду! с! вербальной! составляющей! (подробнее! см.,! например,! Mueller,! Ladewig,! Bressem!
2013).! В! основе! одного! жеста! лежит! единое! двигательное! усилие,! единая! внутренняя!
задача,!которую!реализует!человек!(см.!McNeill!2013:!29).!Чтобы!размечать!границы!жестов,!
необходимо!научиться!визуально!определять!это!единое!усилие.!
Жест!имеет!собственную!временную!структуру!(см.,!в!частности,!Kendon!2004):!в!нем!
выделяется! главная! фаза! —! мах! (stroke)! —! и! вспомогательные! фазы:! подготовка!
(preparation).!удержание!(hold),!ретракция!(retraction).
!
Мах! –! основное! усилие! жеста,! заметное,! коммуникативно! нагруженное! и!
отличающееся! конкретным! паттерном! движения,! физическими! характеристиками! и! их!
изменением! от! начала! к! концу! (ускорение,! сложная! траектория! маха! vs.! простая! в! других!
фазах,!увеличенная!амплитуда!на!фоне!всего!остального!и!т.д.).!
Последовательность! из! нескольких! жестов! подряд,! без! существенных! промежутков!
между!ними,!называется!цепочкой+жестов!или!жестовой+цепочкой!(там!же).!
Жестовое! поведение! значительно! отличается! у! разных! людей,! в! результате!
отнесение! каждого! конкретного! движения! к! жестам! (и! фазе! жеста)! опирается! на! общие!
паттерны! движений! человека.! Различные! говорящие! в! разной! степени! склонны! к!
подвижности! либо! неподвижности.! Одни! в! промежутках! между! периодами! жестикуляции!
могут! долго! сохранять! неподвижность.! Другие! часто! меняют! положение! рук,! но,! тем! не!
менее,! существенное! время! пребывают! в! положении! покоя.! Третьи! же! переходят! от!
жестикуляции!к!сериям!физиологических!движений!и!обратно.!
Такая! вариативность! жестикуляции! приводит! к! необходимости! ввести! понятие!
нейтрального+положения!(общее!для!различных!частей!тела,!не!обязательно!рук).!
Нейтральное!положение!—!это!положение,!не!являющееся!частью!никакого!жеста,!к!
которому! говорящий! раз! за! разом! возвращается! в! процессе! коммуникации.! Как! правило,!
таких!нейтральных!положений!у!каждого!говорящего!бывает!несколько,!и!они!организованы!
иерархически.!
Абсолютное! нейтральное! положение! (положение! покоя)! свидетельствует! о!
(временном)! выходе! из! активной! коммуникации,! либо! невступлении! в! нее! (например:!
спокойная!поза,!руки!на!коленях,!взгляд!может!быть!обращен!не!на!собеседника).!
Нейтральное! положение! среднего! уровня! —! положение,! нейтральное! в! рамках!
относительно! продолжительного! фрагмента! разговора:! например,! подался! вперед,! к!
собеседнику,!или,!напротив,!откинулся!на!спинку!стула.!Руки!при!этом!могут!не!опускаться!

!
4!
на! колени/стул! или! опускаться! только! на! очень! непродолжительное! время! —! чтобы!
обозначить! окончание! коммуникативно! значимого! движения.! Также! частотны! такие!
промежуточные!нейтральные!положения,!как!сложенные/скрещенные!на!груди!руки,!руки!со!
сплетенными!пальцами!и!т.д.!
Наконец,! локальное! нейтральное! положение! —! это! положение,! к! которому!
происходит! возврат! в! пределах! небольшого! фрагмента! разговора! (как! правило,! жестовой!
цепочки).! Характерными! примером! являются! сложенные! вместе! руки,! которые! говорящий!
держит! на! весу! перед! собой,! возвращая! их! в! эту! позицию! между! жестами.! Локальное!
нейтральное! положение! могло! бы! считаться! маркированным,! будучи! вырванным! из!
контекста!(сложенные!перед!собой!руки!на!весу,!повернутая!к!собеседнику!голова),!однако!в!
пределах! локального! контекста! служит! точкой! отсчета! и! разграничивает! жесты! или! их!
последовательности.!
Рисунок!1.!Локальное!нейтральное!положение!
!
!
Говорящие,!склонные!к!мелким!физиологическим!движениям,!даже!при!возвращении!
в!нейтральное!положение!продолжают!потирать!руки,!шевелить!пальцами,!теребить!одежду!
или!украшения.!!
Таким! образом,! для! каждого! говорящего! мы! сначала! определяем! его! обычный!
«уровень! подвижности»! и! привычные! для! него! нейтральные! положения! разных! уровней.!
Коммуникативно!значимые!движения!определяются!относительно!этого!типичного!фона.!
Фаза! подготовки! жеста! —! это! переход! либо! из! нейтрального! положения,! либо! из!
точки,! где! закончился! предыдущий! мах,! к! точке! начала! текущего! маха.! Обычно! при! этом!
используется! кратчайшая! траектория! от! нейтрального! положения! до! места! в! жестовом!
пространстве,! из! которого! начнется! жестq! кроме! того,! во! время! этой! фазы! часто! (но! не!
всегда)! одновременно! меняется! и! положение,! и! конфигурация! руки.! Иногда! конфигурация!
руки! меняется! в! конце! подготовительной! фазы! –! одновременно! с! переходом! руки! в! точку!
начала!жеста!или!сразу!после!ее!достижения.!
Фаза!ретракции!—!это!переход!от!точки!конца!маха!в!нейтральное!положение.!Также!
отличается! кратчайшей! траекторией! и! расслаблением! кисти,! т.е.! в! этой! фазе! положение!
пальцев!и!кисти!рук!не!маркировано,!не!нагружено!коммуникативно.!!
Жестикулируя,! говорящие! используют! несколько! разных! стратегий! возврата! в!
нейтральное! положение.! Одни! достаточно! часто! возвращаются! в! него,! задерживаясь! там!
хотя! бы! на! некоторое! времяq! в! этом! случае! жестовые! цепочки! короткие,! а! их! число!

!
5!
возрастает.! Другие! подолгу! переходят! от! жеста! к! жесту,! не! возвращаясь! в! нейтральное!
положение! или! не! задерживаясь! в! немq! жестовые! цепочки! в! таком! случае! более! длинные.!
Третьи! часто! используют! фазу! удержания! после! маха! в! качестве! переходного! положения,!
порождая!достаточно!протяженные!цепочки!жестов.!!!
!
При! разметке! жестов! мы! придерживаемся! формального! подхода,! описанного,! в!
частности,! в! работе! (Kita! et! al.! 1998).! Разработанная! для! данного! проекта! система!
аннотирования! мануальных! жестов! включает! покадровую! темпоральную! разметку! (т.е.! с!
шагом!10!мс)!следующих!явлений.!
!
A.+Цепочки+жестов+(Chain)!
Жестовые! цепочки! –! это! непрерывные! последовательности! жестов.! Непрерывными!
считаются! такие! последовательности,! где! в! промежутках! между! руки! не! задерживаются! в!
нейтральном!положении!более!чем!на!30!мс.!Удерживание!рук!в!нейтральном!положении!в!
течение!40!мс!или!дольше!считается!прерыванием!цепочки.!
Сверхкраткое!пребывание!в!нейтральном!положении!в!течение!20M30!мс!(2M3!кадра)!
называется! фиксацией! и! при! разметке! относится! к! той! фазе! ! жеста,! которую! завершает.!
Фиксация!обычно!хорошо!определяется!визуально.!
Порог! 40! мс! выбран! потому,! что! это! минимальный! промежуток,! относительно!
которого!можно!с!достоверностью!определить!удержание!рук!в!одном!и!том!же!положении.!
Если!движение,!как!правило,!достаточно!хорошо!определяется!и!на!отрезке!в!10M20!мс,!то!
для!выявления!периода!относительной!неподвижности!требуется!больший!промежуток.!
!
B.+Жесты+(Gesture)!
Аннотаторы!размечают!как!границы!жестов,!так!и!границы!их!фаз.!
Незначимые!движения!(адапторы)!на!данный!момент!не!размечаютсяq!для!учета!тех!
случаев,! когда! наличие! таких! движений! влияет! на! определение! границ! фаз! или! жестов,! а!
также!сопутствует!жестам,!существует!специальный!тэг!(см.!в!подразделе!3!пункт!B3).!
Возможно,!в!дальнейшем!будет!введена!более!подробная!система!учета!незначимых!
движенийq!в!данный!момент!она!находится!в!разработке.!
В!зависимости!от!типа!маха!(основного!движения!жеста)!жесты!делятся!на!обычные!
(одномаховые)!и!многомаховые.!
Многомаховый+жест!—!это!жест,!где!мах!представляет!собой!не!одно!движение,!а!
серию! ритмичных! повторяющихся! движений.! Типичные! примеры! многомахового! жеста:!
погрозить!пальцем,!покрутить!пальцем!у!виска,!похлопать!в!ладоши!и!т.д.!Важно!отметить,!
что!фактически!махом!здесь!является!вся!серия!движений!целиком,!так!как!по!отдельности!
части!прототипического!многомахового!жеста!теряют!коммуникативное!значение,!присущее!
всей! серии.! Некоторые! сложности,! связанные! с! различением! многомаховых! жестов! и!
повторов!жестов,!описаны!в!подразделе!3.!
!
Кроме!темпоральной!разметки!границ!самих!жестов!и!их!фаз,!для!каждого!жеста!при!
аннотировании!указываются!следующие!характеристики.!
!
B1.+Рукость+(Handedness)!
Одним! из! основных! параметров! жеста! является! рукость! (Handedness).! Жесты!
бывают!одноручные!(правой!или!левой!рукой)!или!двуручные!(двумя!руками).!В!последнем!
случае!руки!могут!двигаться!симметрично!(зеркально)!относительно!одной!из!осей!тела!или!
плоскостей! (чаще! всего! это! бывает! саггитальная! плоскость,! но! также! возможны! и! другие!

!
6!
плоскости,! оси! или! точки! симметрии,! например,! при! вращении! рук! в! жесте! типа! «крутить!
педали»),!могут!двигаться!одинаково!(как!один!объект,!например!в!жесте!«автомобильные!
дворники»),! либо! же! принципиально! поMразному! –! например,! изображая! взаимное!
расположение!неподвижного!и!движущегося!объекта.!
!
B2.+Фазовая+структура+(Phasal+structure)!
Для! каждого! жеста! указывается! его! фазовая! структура! в! виде! последовательности!
кодов!фаз.!Как!уже!говорилось,!жест!может!включать!следующие!фазы.!
Мах! S! (stroke)! ! —! самая! главная,! семантически! и! функционально! базовая! часть!
жеста! —! то,! для! чего! жест! собственно! выполняется.! Все! остальные! фазы! факультативны,!
мах! в! каждом! жесте! есть! обязательно.! Мах! обычно! представляет! собой! наиболее!
энергичную!часть!жеста.!
Подготовка! P! (preparation)! —! движение! из! нейтрального! положения! или! из! точки!
завершения! предыдущего! жеста! к! той! точке,! в! которой! начнется! значимое! движение!
текущего!жеста!(мах).!
Удержание!H!(hold)!—!неподвижная!фаза!(см.,!например,!Kita!1990),!при!которой!
руки!удерживаются!в!одном!и!том!же!положении!40!мс!или!долее.!Как!правило,!удержание!
встречается!перед!махом!или!после!маха,!позволяя!синхронизировать!жестикуляцию!и!
речь,!однако!некоторые!говорящие!допускают!удержание!в!середине!подготовки!или!
ретракции.!Удержание!не!может!предшествовать!подготовке!или!следовать!за!ретракцией!
—!в!таком!случае!период!неподвижности!не!является!частью!жеста!и,!следовательно,!
прерывает!жестовую!цепочку.!Краткие!удержания!(менее!40!мс)!при!аннотировании!
относятся!к!предыдущей!фазе.!
Есть! жесты,! в! которых! статическая! фаза! (удержание)! сравнима! по! значимости! с!
динамической! фазой! (махом).! Например,! это! относится! к! указательным! жестам,! где! рука! с!
вытянутым! пальцем! на! некоторое! время! замирает.! ! В! подобных! случаях! удержание!
обладает!дополнительной!функциональной!нагрузкой!и!обозначается!как!H!!
Ретракция! R! (retraction)! —! возврат! из! положения,! в! котором! закончился! мах,! в!
нейтральное!положение.!При!существовании!сомнений,!является!ли!переходное!движение!
между! жестами! ретракцией! текущего! жеста! или! подготовкой! следующего,! следует!
ориентироваться!на!плавность!траектории!и!некоторые!другие!параметры!(подробнее!см.!в!
подразделе! 3! пункт! «Сложные! случаи! при! разметке! фаз! и! жестов»).! При! прочих! равных!
переходное!движение!следует!считать!подготовкой!следующего!жеста.!
!
Ниже!приводятся!типовые!примеры!фазовой!структуры!одного!жеста.!!
P+ S+ R! –! подготовка,! мах,! ретракция! (жест! начался! и! закончился! в! нейтральном!
положении).!
S+ R! –! мах,! ретракция! (если! после! предыдущего! жеста! руки! уже! переместились! в!
нужное!положение!и!подготовки!не!требуется).!
P+H+S!–!подготовка,!удержание,!мах!(и!сразу!после!маха!–!подготовка!к!следующему!
жесту,!которая!не!включается!в!данный!жест).!
P+S+H!+R!–!подготовка,!мах,!значимое!удержание,!ретракция.!
S+H!–!мах,!удержание!(в!некоторых!случаях!подготовка!встречается!только!у!первого,!
а!ретракция!—!у!последнего!жеста!в!цепочке).!
Список!не!является!исчерпывающим,!приведены!лишь!самые!частотные!случаи.!

!
7!
В! следующем! подразделе! подробно! описывается,! как! следует! размечать! эти!
явления,! какие! предполагаются! тэги! для! них,! как! записывать! примечания! и! как! размечать!
отдельные!фазы!жеста.!
3.+Схема+аннотации+мануальных+жестов+
Разработанный!нами!шаблон!для!аннотации!мануальных!жестов!в!программе!ELAN!
(формат!.eaf)!содержит!следующую!структуру!слоев.!
•! A.!независимый!слой!Chain!—!для!разметки!границ!жестовых!цепочек!
•! B.!независимый!слой!Gesture!—!для!разметки!границ!жестов!
o! B1.!зависимый!слой!Handedness!—!для!указания!рукости!жеста!
o! B2.!зависимый!слой!Phasal!structure!—!для!общего!списка!фаз!жеста!
o! B3.!зависимый!слой!Tags!—!для!тэгов,!отмечающих!некоторые!часто!
встречающиеся!свойства!жеста!или!типичные!трудности!
o! B4.!зависимый!слой!Comments!—!для!свободных!комментариев!в!случае!
затруднений!или!сомнений!
•! C.!независимый!слой!LtMphases!—!для!разметки!границ!фаз!левой!руки!
•! D.!независимый!слой!RtMphases!—!для!разметки!границ!фаз!правой!руки!
A.+Разметка+границ+жестовых+цепочек+
Как!
уже!
говорилось!
выше,!
жестовая!
цепочка!
—!
это!
непрерывная!
последовательность! жестов! (см.! рис.! 4,! цепочка! №19).! Прерыванием! цепочки! считается!
удержание!рук!в!нейтральном!положении!на!протяжении!40!мс!и!более.!
Рисунок!2!
!
Перерывов! между! жестами! внутри! цепочки! быть! не! может.! Если! руки! замерли! в!
какомMто! положении! на! 40! мс! или! дольше,! то! этот! фрагмент! должен! быть! либо! фазой!
удержания!в!конце!предыдущего!жеста,!либо!прерыванием!цепочки.!Если!же!в!конце!жеста!
имеется!фиксация!(20M30!мс),!то!она!входит!в!последнюю!фазу!жеста.!
У!некоторых!говорящих!жесты!нередко!не!содержат!ретракции!и!могут!заканчиваться!
удержанием.! Однако! выявить! такие! случаи! можно! лишь! при! сопоставлении! конкретного!
периода! неподвижности! с! жестикуляционным! поведением! говорящего! в! целом.! Как! уже!
упоминалось,!у!некоторых!говорящих!в!качестве!локального!нейтрального!положения!могут!
использоваться!позиции,!являющиеся!маркированными!у!других!говорящих!или!даже!у!того!
же! говорящего! в! другом! контексте.! Чтобы! счесть! некоторый! период! неподвижности! фазой!
удержания!
и!
отнести!
его!
к!
предшествующему!
жесту,!
нужно,!
чтобы!
и!

!
8!
семантически/функционально! вся! конструкция! воспринималась! как! один! жест.! Очень!
частотны! удержания! в! конце! указательных! жестов,! а! также! апеллятивных! (обращенные! к!
собеседнику!ладони,!например),!жестов!недоумения!(разведенные!в!стороны!руки)!и!т.д.!
Если! же! говорящий! в! середине! цепочки! возвращает! руки! в! локальное! нейтральное!
положение! (скрещенные/сложенные! руки/пальцы)! на! 40! мс! и! более,! данный! период! не!
является! частью! жеста! и! частью! цепочки.! Однако! в! этот! момент! допустимы!
физиологические! движения! (см.! ниже! о! тэге! Unspec),! которые! вне! цепочек! никак! не!
размечаются.!
Цепочки! жестов! нумеруются! сплошной! нумерацией! с! предшествующими! нулями,! для! чего!
используется!функция!Tier!>!Label!and!Number!Annotations,!см.!рис.!3.!
Рисунок!3!
!



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница