Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога в условиях центра «содействие»



Скачать 135,16 Kb.
Дата01.08.2018
Размер135,16 Kb.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА «СОДЕЙСТВИЕ»

Учитель-дефектолог МУ Центр «Содействие»

Курганова Екатерина Алексеевна

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Получение соответствующего образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Особенностью работы дефектологического отдела нашего центра является возрастной диапазон детей: это дети от 3 лет (для коррекционной работы) и дети от 1 года (для консультации и диагностики) и до 16 лет. А также разные виды нарушений обратившихся детей: ССРПР, УО, СНР, ОНР, моторная алалия, РАС, синдром Дауна, синдром Вильямса, эпилепсия, нарушения слуха, нарушения зрения, дети с ДЦП, дети с гидроцефалией и микроцефалией, дети с множественными нарушениями…

Целый ряд особенностей детей различных категорий ОВЗ определяет индивидуальный подход к ребенку, специфику содержания, приемов и методов коррекционного воздействия.

Для решения задачи социализации, о которой я говорила ранее, на базе нашего центра работает 4 учителя-дефектолога. В соответствии с должностными обязанностями и, учитывая специфику работы в данном учреждении, основной целью нашей педагогической деятельности является оказание индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями, а также, оказание консультативной помощи всем субъектам образовательного процесса, по вопросам обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:



  • Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, основанное на выявлении индивидуальных особенностей развития психических процессов на любом уровне их развития, как основы поиска оптимальных для ребёнка способов обучения и воспитания;

  • Оказание консультативно-просветительской помощи педагогам и родителям (законным представителям) в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • Выявление патологии в развитии психических процессов и речи у детей;

  • Коррекция имеющихся нарушений в развитии у детей, посредством организации и проведения специально разработанной системы коррекционно-развивающего воздействия;

  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок (посредством работы с родителем); создание климата личностоного комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с обучающимися; моторное развитие;

  • Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений;

  • Социальная адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование организационных и конструктивных умений);

  • Привлечение родителей (законных представителей) к участию в коррекционно – развивающем процессе;

  • Проведение просветительской работы среди всех участников образовательного процесса, направленной на раннее выявление и предупреждение нарушений развития у детей.

Направления деятельности:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования; и подготовку документов по оказанию им коррекционно-развивающей помощи в условиях нашего учреждения; а также подготовка детей к прохождению областной ПМПК (на базе нашего центра)

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении необходимых по возрастным нормам знаний и умений, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях МУ Центр «Содействие»; способствует формированию УУД у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ООП и их семей по вопросам реализации адаптированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

— организационно-методическое направление это оказание методической помощи в организации и содержании профессиональной деятельности, содействие повышению профессиональной компетентности педагогов ОУ РМР в вопросах профилактики и коррекции нарушений психического развития детей различных возрастных групп; проведение методического объединения учителей-дефектологов РМР на базе Центра «Содействия»;

— обучение и просвещение пропаганда знаний о развитии детей и всевозможных нарушениях в этих процессах, помощь в освоении родителями и педагогами доступных приемов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, ознакомление родителей и педагогов с особенностями работы учителя-дефектолога.

— самообразование Повышение квалификации, прохождение КПК, знакомство и использование в коррекционной практике новейших достижений дефектологической науки.

В нашем Центре коррекционно-развивающая работа проходит в три основных этапа.

1) констатирующая диагностика (сентябрь), с целью выявления актуального уровня развития каждого ребенка и для определения форм и методов коррекционно-развивающего воздействия.

2) непосредственно коррекционо-развивающий процесс (октябрь-май).

3) итоговая диагностика (май), с целью выявления динамики развития психических процессов и речи детей.

Обследование детей в период констатирующей диагностики проходит в консультативной форме с присутствием родителя (законного представителя). В процессе консультирования собираются анамнестические сведения о ребенке (со слов родителя), изучаются документы, предоставленные образовательным учреждением (характеристика, сведения об успеваемости, тетради обучающегося …). Если данный ребенок ранее посещал занятия с дефектологом, то эти этапы заменяются беседой с родителем, о произошедших за лето с ребенком изменениях (в развитии психических процессов и речи). Следующим этапом консультации является непосредственно дефектологическое обследование по подготовленным протоколам с учетом возраста ребенка. По мере возможностей ребенка иногда данное обследование проходит за несколько встреч. По результатам обследования родителю предлагаются рекомендации по развитию ребенка, а также определяется форма работы на учебный год (групповая, подгрупповая, индивидуальная):

В результате проведенной работы:

- выявляются детей с трудностями в развитии, определяется структуру и степень тяжести дефекта развития;

- на основе полученных данных специалистами планируется коррекционно-развивающее воздействие, оформляется текущая документация на каждого ребенка.

- исходя из заключения ПМПК, либо опираясь на заключение внутреннего консилиума, определяются специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог), в сотрудничестве с которыми, будет осуществляться коррекционно-развивающая работа с данным ребенком.

Планирование индивидуальной, групповой и подгрупповой коррекционно-развивающей работы строится в соответствии с имеющимся заключением областной ПМПК, протоколом дефектологического обследования и опираясь на программы под авторством С.Г. Шевченко, Е.А. Стребелевой, Е.М Мастюковой, В.В. Воронковой; и оформляется в соответствии с требованиями администрации МУ Центр «Содействие».

В работе коррекционного отдела используются разнообразные формы, приемы и методы работы. Кроме общепринятых индивидуальных, фронтальных и групповых занятий нами используется так называемый консультативный режим работы. При такой форме работы с каждым ребенком мы встречаемся один раз в месяц. Родитель присутствует на занятии и активно вовлечен в процесс коррекционно-развивающей работы (как бы «обучется» методике проведения заданий), затем родителю (законному представителю) предлагается большое количество заданий, игр и упражнений, рассчитанных на месяц (до следующей консультации). Данную форму работы мы считаем актуальной и достаточно продуктивной для детей раннего возраста, а также для детей с незначительными нарушениями в развитии. Также такая форма работы используется для родителей и детей, проживающих достаточно далеко (в пределах РМР), и не имеющих возможности приезжать на занятия 1-2 раза в неделю.

С целью выявления динамики развития психических процессов каждого ребенка в конце учебного года проводится итоговая (контрольная) диагностика. Она проходит в форме консультирования в присутствии родителей. По результатам обследования родителю предлагаются рекомендации и упражнения для занятий с ребенком в летнее время.

Выше я проговаривала Вам, что основные формы работы с клиентами – это индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Остановлюсь на них поподробнее.



Индивидуальные занятия:

Подбор и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ осуществляется исходя из заключения ПМПК и результатов первичной диагностики. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Время занятий определяется исходя из биологических ритмов детей разного возраста, с учетом индивидуальных и психических особенностей.



Подгрупповые занятия:

Проводятся при объединении детей одного возраста с похожими нарушениями в развитии с целью отработки и закрепления полученных знаний и навыков. Проводятся 1 раз в неделю.



Групповые занятия:

Проводятся чаще с использованием игровых форм и включают методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.



КРП «Скоро в школу» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет), имеющих смешанные специфические расстройства психического развития.

Данная коррекционно-развивающая программа — это комплексная программа по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении программы дошкольного образования.

Занятия проводятся в групповой форме Количество детей в группе 5 - 6 детей.

Цель программы: подготовка к школе детей с ССРПР

Задачи программы:


  • коррекция познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • формирование элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • формирование знаний и представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • профилактика нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • оказание консультативной помощи и ведение просветительской работы с родителями

Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • повышение уровня сформированности некоторых учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • повышения уровня компетентности родителей в сфере развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с ССРПР

«Школа первоклассника» - коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста, имеющих смешанные специфические расстройства психического развития.

Данная коррекционно-развивающая программа — это комплексная программа по оказанию коррекционной помощи детям с ОВЗ в освоении программы начального школьного образования. Занятия проводятся в групповой (подгрупповой) форме.



Цель программы: оказание квалифицированной коррекционной помощи детям 7 – 8 лет с ССРПР

Задачи программы:

  • коррекция познавательных процессов у детей с ССРПР

  • формирование и коррекция некоторых учебных навыков

  • профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с ССРПР

  • оказание консультативной помощи родителям детей с ССРПР

Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня развития познавательной сферы у детей с ССРПР

  • повышение уровня речевого развития у детей с ССРПР

  • повышение уровня развития учебных навыков по математике у детей с ССРПР

  • повышение уровня компетентности родителей в сфере развития и обучения детей с ССРПР

КРП «Учусь учиться»

Данная коррекционно-развивающая программа — это комплексная программа по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной программы дошкольного образования.

Занятия проводятся в групповой форме с включением в себя приемов активного обучения. Количество детей в группе 6 - 9 детей.

Цель программы: определение индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, а также закономерностей его развития для оптимизации коррекционно-развивающего процесса и подготовки к школе детей с ССРПР.

Задачи программы:


  • коррекция и развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ССРПР;

  • развитие индивидуальных особенностей ребенка;

  • подготовка к обучению грамоте и усвоению навыка чтения;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование временных представлений;

  • формирование знаний и представлений об окружающем мире детей посредством развития речевого восприятия;

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений;

  • формирование и совершенствование продуктивных видов деятельности;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • развитие мотивации обучения;

  • оказание консультативной помощи и ведение просветительской работы с родителями.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю, по 3 занятия в день.

По результатам реализации коррекционно-развивающей программы «Учусь учиться» достигаются следующие результаты:



  • повышение уровня развития познавательных процессов у детей 5 – 7 лет с ССРПР;

  • нивелирование нарушений развития психических процессов и речи у детей;

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений и продуктивных видов деятельности;

  • повышение интереса детей к окружающей действительности;

  • гармонизация эмоционального состояния детей;

  • стабилизация самооценки и снижение уровня тревожности;

  • повышения уровня компетентности родителей в сфере развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с ССРПР

КРП «Развитие и коррекция временных представлений у умственно отсталых младших школьников»

Цель программы: развить и скорригировать временные представления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью .

Задачи программы:

  • Закрепление представлений о сутках и частях суток;

  • Коррекция представлений о временах года;

  • Развитие представлений о неделе и днях недели;

  • Развитие и коррекция представлений о месяцах;

  • Развитие умение пользоваться календарем;

  • Развитие представление о целом годе, как продолжительной временной единице;

  • Систематизация представлений о времени в системе и по отношению друг к другу;

  • Повышение учебной мотивации.

Предполагаемые результаты:

  • повышение качества усвоения временных представлений:

  • повышение умения дифференцировать представления о временах года;

  • улучшения качества дифференцировки частей суток;

  • закрепление последовательности дней недели;

  • закрепление последовательности месяцев в году;

  • повышение мотивации к обучению;

  • применение детьми усвоенных представлений о времени в жизни ребенка;

Особенностью данной программы является форма ее реализации, которая предусматривает:

Работу с детьми:

- индивидуальные занятия;

- подгрупповые занятия;

- групповые занятия;

И с родителями:

- процессное консультирование (в индивидуальной и групповой форме на разных этапах коррекционно-развивающей работы);

- родительские собрания и круглый стол;



Периодичность и продолжительность занятий:

Занятия по развитию и коррекции временных представлений рассчитаны на 20 минут, и являются частью общего дефектологического (индивидуального, подгруппового или группового) занятия.



  • в индивидуальной форме 1раз в неделю;

  • в подгрупповой форме (до 4 человек) – 1 раз в неделю;

  • в групповой форме (до 6 детей) – 1 раз в месяц.

На данный момент разрабатывается программа для неговорящих детей 3-4 лет «Играем вместе». Программа рассчитана на группу детей с ЗРР, ОНР I – II уровня, неговорящих детей с ССРПР.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 3 занятия в день:



  1. логоритмическое занятие с учителем-дефектологом,

  2. занятие по растормаживанию и развитию речи с учителем-дефектологом,

  3. занятие по психогимнастике с педагогом-психологом.

Мониторинг динамики развития когнитивно-познавательной сферы у детей, посещающих групповые коррекционно-развивающие занятия с учителями-дефектологами, их успешности в освоении коррекционно-развивающей программы дошкольного или школьного образования, корректировка имеющихся нарушений развития осуществляется путем промежуточных и итоговых обследований, которые проводиться по необходимости в течении учебного года (по желанию родителя, перед повторным прохождением ПМПК, с целью уточнения имеющихся нарушений и корректировки индивидуального маршрута), и по окончании реализации программы.



Спасибо за внимание!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница