Краевое государственное бюджетное



Скачать 165,09 Kb.
Дата26.07.2018
Размер165,09 Kb.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании ЦМК зам. директора по УР

________________ Корнева Н.М./______/

«___»___________

протокол № _____ «___»_____________

Лушникова Д.В.

___________________

МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ №1.4

«Методы изучения наследственности человека»

По дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Составила:

преподаватель дисциплины

Мингалеева Г.М.

Красноярск 2014


  1. Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.



2. С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен ЗНАТЬ:

- Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии и возможности их использования

УМЕТЬ:

- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;



- проводить предварительную диагностику наследственных заболеваний.

  1. Междисциплинарные связи:



Дисциплина

Раздел, тема

1

Сестринское дело в педиатрии

Тема: «Помощь в сестринском уходе за больными детьми»

2

Сестринское дело в терапии

Тема: «Помощь в сестринском уходе за больными»

3

Сестринское дело в акушерстве

Тема: «Диагностика беременных»

4

Микробиология

Тема: «Цитологический метод»


4Распределение часов

Вид занятия

Лекция

Семинар

Практическое

занятие


Кол-во часов

2

1

4

Методическое обеспечение

Учебно-методическая

карта №1


Учебно-методическая

карта №2


Учебно-методическая карта №3




  1. Информационное обеспечение темы:

Литература для преподавателя:

Основная:

  1. Медицинская генетика, Бочков Н.П. М: Издательский центр «Академия» 2003

  2. «Медицинская генетика» И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Юровская 1 М: Издательско- торговая корпорация Давиков и К, 2009

Дополнительная:

  1. Генетика человека: Учебник (для студентов Вузов) Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002

  2. Основы генетики. Учебное пособие для студентов Вузов. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

  3. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Ратковская И.В. Общая и медицинская генетика (лекции и задачи) Ростов на Дону Феникс, 2002

Основная:

  1. Медицинская генетика, Бочков Н.П. М: Издательский центр «Академия» 2003

  2. «Медицинская генетика» И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Юровская 1 М: Издательско- торговая корпорация Давиков и К, 2009

Дополнительная:

  1. Пособие по медицинской генетике. Корольчук Л.А. ФГОУ «ВУНМЦ Росздрав», 2005

  2. Генетика человека с основами медицинской генетики. Н.П. Бочкова 2012


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

лекционного занятия



  1. Тема: «Методы изучения наследственности и изменчивости человека».

  2. Продолжительность занятия: 2 часа.

  3. Цели занятия:

Обучающая:

- Убедить студентов в универсальности генетических закономерностей для всех живых организмов;

- Сформировать знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека.

Воспитательная:

Показать значение генетики для человеческого общества.



Развивающая:

Через формирование компетенций способствовать развитию логического и клинического мышления.



  1. После изучения темы студент должен

Знать:

- Виды методов изучения генетики человека;

- Особенности методов исследования человека;

- Показания к применению разных методов исследования человека;

- Методику проведения методов исследования человека;

- Основные направления национальной программы «Здоровье» в Красноярском крае.

5. Методы обучения:

- лекция-диалог;

- проблемно-поисковый.

6. Оснащение:

- мультимедийная презентация лекции.

Структура занятия.



Название

этапа


Содержание этапа

Методические

указания


1

Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Формулировка темы и целей лекции.

Проверить готовность аудитории и наличие студентов на лекции.

2

Начальная мотивация учебной деятельности

-Обозначить тему и цель занятия.

-Внедрение современных методов профилактики , диагностики и лечения наследственных и мультифакторных заболеваний с использованием новейших медицинских технологий – оказание помощи больным и их семьям .



Обосновать, актуальность темы и создать мотивацию к ее изучению.

3

Формирование новых знаний

Реализация плана в форме презентации (ФОС,Приложение №1)

- Особенности изучения наследственности человека. Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ.

- Особенности родословных приаутосомно-доминантном, аутосомном рецессивном и сцепленным с полом наследований .

- Близнецовый метод. Роль наследственности в формировании признаков.

- Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определить нарушения обмена веществ.

- Цитогенетический метод. Основные показания.

- Кариотипирование – определение количества хромосом. Методы экспресс-диагностики определения Х и У хромосом.

- Метод дерматоглифики.

- Методы генетики соматических клеток.

- Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга.

- Иммуногенетический метод.

- Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентез, биопсия хориона, определение фетопротеина)



Презентация лекции с постановкой проблем.

Ведение диалога при выборе метода исследования для решения проблемы.




4

Валеологическая пауза

Снятие напряжения во время лекции

Формирование компетентного отношения к своему здоровью

5

Обобщение и систематизация изученного материала

Выводы по ходу изложения вопросов лекции.

Систематизировать и конкретизировать материал лекции. Формировать умение обобщать материал и анализировать

6

Подведение итогов

Преподаватель подводит итог, подчеркивает необходимость знаний будущим медицинским работникам. Знать и владеть информацией по приоритетным направлениям национального проекта «Здоровье»

Проведение рефлексии

7

Самостоятельная работа студентов

Сообщает задание на дом:

- изучение конспекта, учебника;

- самостоятельно изучить и составить конспект по теме: «Виды изменчивости и виды мутаций. Факторы мутагенеза» Учебник; Медицинская генетика, Н.П.Бочков гл. 4, стр.69-78


Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовки к семинару

Преподаватель:________________________

Председатель ЦМК:____________________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

семинарского занятия

  1. Тема: Методы изучения человека в норме и патологии

  2. Продолжительность: 1 час

  3. Цели занятия:

Образовательные:

- Проконтролировать полученные знания для осуществления способов познавательной и профессиональной деятельности в рамках медицинской генетики.



Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность, творческий подход в решении профессиональных задач.



Развивающая:

- Развивать память, логическое и клиническое мышление при формировании компетенций.

4. После изучения темы студент должен знать:

- Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии и возможности их использования.

5. Методы обучения:

- устный


- фронтальный

- письменная проверка – тест-контроль

6. Оснащение:

- Атлас по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»;

- Мультимедийная презентация «Методы изучения человека»;

- Конспект лекции;

- Учебная литература;

- Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы.



Структура занятия



Название

этапа


Содержание этапа

Методические

указания


1

Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Формулировка темы и целей лекции.

Проверить готовность аудитории и наличие студентов на лекции.

2

Начальная мотивация учебной деятельности

-Обозначить тему и цель занятия.

-Внедрение современных методов профилактики , диагностики и лечение наследственных и мультифакторных заболеваний с использованием новейших медицинских технологий – оказание помощи больным и их семьям .



Обосновать, актуальность темы и создать мотивацию к ее изучению.

3

Контроль знаний студентов

ФОС Приложение №2

Ознакомить студентов с вопросами, выслушать


4

Мотивировка ответов и выставление баллов за ответы

Коррекция ответов. Выставление баллов в оценочный лист

Совершенствовать пошаговую систему контроля

5

Коллективное обсуждение материала

1.Применение знаний данной темы в практической деятельности будущего специалиста

2.Реализация основных направлений национального проекта «Здоровье в РФ и Красноярском крае»



Акцентировать внимание на ? метода для раннего выявления наследственной патологии;

Современные методы пренатальной диагностики



6

Решение проблемных задач

(ФОС Приложение №3)

Закрепить понятия и формулы при решении задач

7

Контроль конечного уровня знаний

Выполнение контрольного задания

(ФОС Приложение №4)



Оценить уровень усвоения материала

8

Подведение итогов. Выводы

Выставление баллов в оценочный лист. Рефлексия

Объективная оценка знаний

9

Домашнее задание

а) Лекция №5 (конспект) «Виды изменчивости и виды мутации у человека»;

б) Ответить на вопросы по данной теме в рабочей тетради;

в) Составить мультимедийные презентации: «Царская болезнь»; «Методы пренатальной диагностики»


Подготовить студентов к практическому занятию

Преподаватель:________________________

Председатель ЦМК:____________________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 3

Практическое занятие

Тема: Методы изучения человека в норме и патологии

Продолжительность: 4 часа

Цели занятия:



Образовательные:

- Обучить графическому изображению родословной, его описанию и анамнезу.

- Сформировать навыки практического применения метода, и проведения анализа родословных.

- Познакомить с методикой определения полового хроматина.



Воспитательная:

- Мотивировать необходимость ведения ЗОЖ.



Развивающая:

- Развивать навыки исследования человека.

После изучения темы студент должен знать:

- методику составления и анализа родословных;

- методы экспресс-диагностики определения полового хроматина.

5. Методы обучения;

Активные:

- устный


- фронтальный

- письменная проверка – тест-контроль

6. Оснащение:

- Атлас по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»;

- Конспект лекции;

- Учебная литература;

- Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы.

Структура занятия.



Название

этапа


Содержание этапа

Методические

указания


1

Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Формулировка темы и целей лекции.

Проверить готовность аудитории и наличие студентов на лекции.

2

Начальная мотивация учебной деятельности

Тема: Методы изучения наследственности человека в норме и патологии

Цель:


- применить теоретические знания при проведении сбора информации, состав лент родословных и их анализа

-ознакомиться с методом экспресс-анализа полового хроматина у человека



Создать мотивацию для дальнейшей учебной деятельности.

3

Актуализация опорных знаний

Воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

- этапы проведения клинико-генеалогического исследования человека при проведении медико-генетического консультирования

- Экспресс-диагностика полового хроматина у человека


Обосновать актуальность темы


4

Контроль знаний студентов

ФОС, Приложение №4

- фронтальный опрос




Заслушать ответы на вопросы, прокомментировать правильность суждений

5

Изучение нового материала

Изучение символов и правил составления родословных

Приложение №5



-Провести инструктаж по работе с методическими пособиями, приложениями

- Обучить методике составления родословных схем и проведению анализа родословных



6

6.1

6.2

6.3


6.4



Самостоятельная работа

Изучение схемы наследования заболеваний


Составление родословной схемы

Изучение родословной схемы

Решение задач (в парах)


Выполнение заданий по методическому пособию

Изучение и анализ схемы наследования гемофилии в царских домах Европы

Приложение №5а

Выявление различных типов наследования признаков у человека

Приложение № 5б

Составление родословных схем и их анализ (Приложение№5в, №1,2,3,4)

Изучить родословную схему «Наследование групп крови системы АВО в 4х поколениях»

Приложение №5г

Решение задач № 1,2

(Приложение №6)



Развивать навыки исследования по предложенным схемам, изучить схемы

Определить тип наследования по предложенным схемам. Развивать логическое мышление


Применить полученные знания на практике. Проверить правильность выполнения задания

Изучить родословную схему. Принять участие в обсуждении, осуществлять коррекцию.

Решить и проверить правильность решения задач


7

7.1


7.2

Закрепление

Выполнить контрольное задание

Выполнить тестовое задание


Выполнение контрольного задания

- составление и анализ родословных схем


(ФОС. Приложение №7)

Осуществить контроль конечного уровня знаний студентов

Выполнить контрольное задание

Выполнить тестовое задание


8

Подведение итогов. Выводы

Оценка деятельности студентов. Рефлексия

1.Внести баллы в оценочный лист

2.Оценить деятельность студентов с учетом всех этапов работы



9

Домашнее задание

а) Лекция №6 «Виды изменчивости и виды мутации у человека»;

б) Ответить на вопросы в рабочей тетради;




Акцентировать внимание на подготовку к семинарскому занятию. Записать домашнее задание.

Преподаватель:________________________

Председатель ЦМК:____________________

Приложение № 2


Контрольные вопросы


  1. Перечислите известные вам методы изучения наследственности человека.

  2. Назовите этапы клинико-генеалогического метода.

  3. Что означают термины «пробанд», «сибсы», «родственный брак»?

  4. Какие наследственные заболевания можно определить генеалогическим методом?

  5. Чем отличаются монозиготные близнецы от дизиготных?

  6. Дайте определение термину «конкордантность».

  7. В чем заключается цитогенетический метод?

  8. Назовите основные показания дляприменение цитогенетического метода. Какие заболевания можно диагностировать?

  9. В чем заключается биохимический метод исследования? При каких заболеваниях его применяют? Какой биологический материал применяют?

  10. В чем заключается популяционно-статистический метод исследования?

  11. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга.

  12. Какие методы пренатальной диагностики вам известны?

: upload -> 2014
2014 -> Учебное пособие для студентов стоматологического факультета Курск 2011 =124: 61(076. 3)
2014 -> Кристофер Рэн
2014 -> Туризма и курортного дела
2014 -> Средства, влияющие на цнс
2014 -> Методические рекомендации для преподавателей практического занятия по теме: «Уход за стомами». Пм. 04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
2014 -> Методическое пособие для самостоятельной работы студентов на практическом занятии профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
2014 -> История обезболивания в стоматологии (от древности до современности)
2014 -> Химическая организация клетки. Белки




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница