Краснодарского края



Скачать 88,51 Kb.
Дата28.12.2016
Размер88,51 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного

образования для детей»

350000 г. Краснодар, ул. Красная, 76

тел.259-84-01

E-mail:cdodd@mail.ru






Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2013-2014 учебный год

10-11 классы, ответы

Председатель ПМК: Исаева Л. А..





Эталонные ответы

1. Определите звуки по их артикуляции. Объясните свой ответ. Составьте с ними слово.

1) согласный звук: кончик языка напряжен, он выпрямлен и направлен к основанию верхних зубов, он вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу, голосовые связки дрожат;

2) согласный звук: кончик языка опущен и не касается нижних зубов; задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость; выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, голосовые связки пассивны;

3) согласный звук: губы сомкнуты; мягкое небо опущено, открывая проход воздуха в полость носа, голосовые связки дрожат;

4) гласный звук: язык сильно продвинут вперед; кончик языка касается нижних зубов; средняя и передняя часть спинки языка высоко подняты к твердому небу; губы не вытянуты вперед; голосовые связки колеблются;

5) гласный звук: язык сильно отодвинут назад; кончик языка не касается нижних передних зубов, задняя часть спинки языка высоко поднята к мягкому небу, губы сильно округлены и вытянуты вперед; голосовые связки дрожат.


Ответ: 1) Р (1). В качестве объяснения ответа может быть указано, что данный звук является единственным дрожащим звуком в русском языке (вибрант), относится к сонорным (голосовые связки дрожат) и др. (до 1)

2) К (1). В качестве объяснения ответа может быть указано, что данный звук образуется при помощи задней части языка (заднеязычный), при помощи смыкания органов речи и последующего резкого их размыкания (смычный, взрывной), глухой (связки пассивны) и др. (до 1);

3) М (1). В качестве объяснения ответа может быть указано, что данный звук образуется при помощи губ (губной), имеет носовой призвук (носовой), сонорный (дрожат голосовые связки) и др. (до 1);

4) И (1). В качестве объяснения ответа может быть указано, что данный звук самый «передний» (язык сильно продвинут вперед), верхнего подъема (язык высоко поднят к небу), неогубленный и др. (до 1);

5) У (1). В качестве объяснения ответа может быть указано, что при образовании только 2 гласных звуков язык сильно отодвинут назад (О и У) (заднего ряда), но при язык поднимается выше при артикуляции именно У (верхнего подъема), он является также более огубленным, чем О (до 1).

КУМИР и/ или др. (1).


Итого: до 11 баллов
2. В произведении «Детство» М. Горького описано, как главный герой учился читать: «Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом. — Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же-блаже; наш-ер <…>, — выговаривал я, водя указкой по странице».

1) Какое слово прочитал главный герой?

2) Какой принцип был положен в основу наименования букв дореформенной азбуки? В каких языках он встречается?

3) Какой принцип наименования букв является основой современного алфавита? Какие языки пользуются им же?

4) Какой принцип названия кажется вам более удобным?

5) Что вам известно об изменениях в наименовании букв русского алфавита после 1917-1918 гг.?
Ответ: 1) БЛАЖЕН (2).

2) Принцип (по аналогии с греческим языком (1)) наименования букв по слову, с которого оно начиналось (1).

3) Изменилось (по аналогии с латинским языком (1)) на соответствие звуковому значению буквы (1).

4) За аргументированное высказанное мнение (удобство изучения, стремление к экономии языковых ресурсов, удобство при обучении детей чтению, устаревание некоторых слов-названий букв и пр.) (до 2)

5) Буква й именовалась раньше «и съ краткой» (1) («кратка» — старинный надстрочный знак вверху буквы й) (1). В орфографическом словаре Ушакова (1934) названия букв де, зе, те меняются на дэ, зэ, тэ. Однако названия бе, ве, ге, пе — пока ещё сохраняют старое «мягкое» произношение (1). В толковом словаре Ушакова (1940) эти последние бе, ве, ге, пе — уже читаются и как [бе], [ве], [ге], [пе], и как [бэ], [вэ], [гэ], [пэ] (1). Однако позже (уже у Ожегова), в силу тенденции к унификации установилось произношение названий этих букв, как [бэ], [вэ], [гэ], [пэ] (1).
Итого: до 13 баллов.
3. Объясните причины различий в значениях сходных слов в русском и других славянских языках. Выделите этимологические морфемы, объясняя значения родственных слов. В каком языке слово сохраняет более древнее значение?

русск.: пасека «пчельник» - чешск. paseka «вырубка»;

русск. неделя «семь дней» - польск. niedziela «воскресенье»;

русск. врач «медик» - сербохорв. врач «колдун».


Ответ: В праславянском языке *paseka выделялась приставка *pa- (1) и корень *sek- (1). Чешский язык сохранил древнейшее значение это го слова «вырубка, просека» (1). В русском языке у этого слова развилось значение «пчельник на вырубленной просеке», а затем осталось лишь значение «пчельник» (1).

В праславянском языке *nedela выделяется приставка *ne- (1) и корень *del- (1). Таким образом, это слово обозначало день, когда ничего не делали, т.е. воскресенье (1). Это значение до сих пор сохранилось в польском языке. В русском же с течением времени это слово стало обозначать промежуток времени между двумя выходными днями, т.е. «семь дней» (1).



Слово врач как в русском, так и сербохорватском языках, образовано от глагола врать «ворожить» (1). Следовательно, изначально врач – это тот, кто ворожит, колдует (1). В русском языке врачом стали называть человека, который лечит колдовством, а потом медика вообще (1). В сербохорватском языке сохранилось древнее значение.
Итого: до 11 баллов.

4. Прокомментируйте название стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка! (вместо письма)» с точки зрения норм правописания. Все ли слова в этом названии пишутся в соответствии со сложившейся орфографической нормой?


Ответ: Написание «Лиличка» не соответствует современной орфографический норме (2). Формулировка правила написания суффиксов (-ЕЧК- пишется во всех случаях, кроме слов, образованных от основы на –иц. Например, водичка от водица) (до 2). В качества комментария учащиеся могут высказывать предположения, относительно устаревшей нормы (1), звукописи (гласные верхнего подъема, закрытые, создающие интимность, нежность и под.) (2).



Итого: до 7 баллов.
5. Как называется отношение между словами, которое иллюстрируют приведенные ниже пары предложений. Укажите слова, которые вступают в эти отношения. Приведите собственные подобные примеры (не более 3-х).

Книга лежит на столе / Тетрадь лежит под книгой

Она продает нам дачу / Мы покупаем у нее дачу

Быстрая езда пугает ее / Она боится быстрой езды

Алексей – брат Маши / Маша – сестра Алексея

Брат моложе сестры / Сестра старше брата
Ответ: Конверсия (2). Антонимы (1)-конверсивы – слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании (2).

Книга лежит на столе / Тетрадь лежит под книгой (0,5)

Она продает нам дачу / Мы покупаем у нее дачу (0,5)

Быстрая езда пугает ее / Она боится быстрой езды (0,5)

Алексей – брат Маши / Маша – сестра Алексея (0,5)

Брат моложе сестры / Сестра старше брата (0,5)
За собственные примеры по 0,5 б. (до 1,5).
Итого: до 9 баллов.
6. Напишите слова, в составе которых сохранились корни следующих устаревших слов (в скобках указаны их значения): скора (шкура), пита (пища), тук (жир), дребезг (осколок), лепый (красивый), ул (проход).
Ответ: скора (шкура) – скорняк (1) «специалист по выделке мехов из шкур, по подбору мехов и шитью меховых изделий» (1); пита (пища) – питание, питательный, питомец (1); тук (жир) – тучный (1); дребезг (осколок) – вдребезги, дребезжать (1); лепый (красивый) – лепота, нелепый, нелепость (1); ул (проход) – улица, проулок (1).
Итого: до 7 баллов.
7. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Прокомментируйте их.

1. Зал встретил писателя неожиданными аплодисментами для него.

2. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях.

3. Эта книга стала блокбастером.

4. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме.
Ответ: 1. Зал встретил писателя неожиданными для него аплодисментами или Зал встретил писателя аплодисментами, неожиданными для него (0,5) (грамматическая (0,5), синтаксическая, ошибка в порядке слов определяемое слово не может разрывать причастный оборот (0,5)).

2. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится к людям и разбирается в них (0,5) (грамматическая (0,5), ошибка в управлении (0,5)).

3. Эта книга стала бестселлером (0,5) (речевая (0,5), употребление слова в несвойственном ему значении (0,5)).

4. Стихи были удачны и по содержанию, и по форме (0,5) (грамматическая (0,5), употребление полных и кратких форм прилагательных (0,5)).


Итого: до 6 баллов.
8. Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении было использовано максимальное количество разнообразных знаков препинания (разные функции одного и того же знака не учитываются).
Ответ: учитываются следующие уместно употребленные в одном предложении знаки препинания: «,», «;», «:», «–», «””», «()», «!», «?», «…», «.» (по 0,5)

Примерный ответ: Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли еще страна, что могла бы сравниться с ее размахом?); она – сверхгосударство (стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега…); она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях. (по Н. Рериху)


Итого: до 5 баллов
9. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях. Какова их синтаксическая функция и значение? Известны ли вам подобные слова. Приведите примеры (не более 3-х).
И – десятая буква русского алфавита.

Я тебе и копейки не дам!

В заглавии романа Л.Н. Толстой писал слово «мир», используя и десятеричное.

Мы простились ещё раз, и лошади поскакали.

Сухой и чистый воздух.

Он хотел испугать её и испугался сам.

Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их.

И-и, какой вздор ты несешь!
Ответ: И – десятая буква русского алфавита (существительное (1), подлежащее (0,5)).

Я тебе и копейки не дам! (частица (1), усилительная, близка к «даже» (0,5), не является членом предложения (0,5)).

В заглавии романа Л.Н. Толстой писал слово «мир», используя и десятеричное (существительное (1), в составе обособленного обстоятельства (0,5)).

Мы простились ещё раз, и лошади поскакали (союз (1), соединяет предложения в составе сложного (0,5), не является членом предложения (0,5)).

Сухой и чистый воздух (союз (1), соединяет однородные члены (0,5), не является членом предложения (0,5)).

Он хотел испугать её и испугался сам (союз (1) с противительным значением, близок к «а» (0,5), не является членом предложения (0,5)).

Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их (союз (1) с уступительным значением, близок к «хотя» (0,5), не является членом предложения (0,5)).

И-и, какой вздор ты несешь! (междометие (1), членом предложения не является (0,5)).
За собственные примеры до 1,5 б.
Итого: до 16 баллов
10. Восстановите строфу стихотворения (строки перепутаны, формы слов могут быть другими). Кто его автор? Дайте синтаксическую характеристику предложений. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

Воробушки, игривый,

Двор, а, по, метелица,

Холодный, но, больно,

Шелковый, ковер, стелется,

Сиротливый, дети, как,

У, окно, прижаться.
Ответ: С.А. Есенин (1)

А по двору метелица (0,5)

Ковром шелковым стелется, (0,5)

Но больно холодна. (0,5)

Воробушки игривые, (0,5)

Как детки сиротливые, (0,5)



Прижались у окна. (0,5)
За верную характеристику 2 предложений (2 б.). За верно указанные изобразительно-выразительные средства по 1 б. (до 4 б.)

Итого: до 10 баллов.
ВСЕГО: до 95 баллов.




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница