Лобанова Ольга Васильевна, старший



страница1/5
Дата11.04.2017
Размер1,02 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.14.1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи
ДС 17 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя сада для детей с нарушениями речи
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050716.00 Специальная психология с доп.спец. Логопедия
05 07 15.00 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

специальной психологии и логопедии

Психолого-педагогического института

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Максименко Любовь Сергеевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.
1.2 Рецензенты: Лобанова Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ. Воронина Лариса Павловна, учитель-логопед ДОУ №152 г. Мурманска.
1.3 Пояснительная записка (к курсу «Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушением речи»).
Программа курса предназначена для студентов очного отделения I курса (2 сем.) отделения логопедии.

Предмет «Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушением речи» является важным звеном подготовки логопеда-практика. Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общедидактических принципов, разработанных в педагогике. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. От их правильного соотношения во многом зависят эффективность коррекции, качество и прочность сформированных речевых навыков в свободном общении.

Цель курса – дать студентам знания об особенностях организации совместной работы логопеда и воспитателя в условиях дошкольного учреждения (группы) для детей с нарушением речи.

Основными задачи курса:

  • ознакомить студентов с организацией логопедической работы в детском саду;

  • сформировать представления студентов о формах организации коррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ с учетом специфики речевой патологии;

  • познакомить студентов с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета;

  • дать представление о специфике деятельности воспитателя логопедической группы;

  • сформировать представления о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • знать теоретические основы организации логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения в условиях ДОУ;

  • иметь представление об основных функциональных обязанностях логопеда и воспитателей ДОУ;

  • знать основную документацию логопеда ДОУ;

  • знать основное оборудование логопедического кабинета;

  • уметь дифференцировать формы организации занятия с детьми (индивидуальные, групповые, фронтальные);

  • уметь конспектировать коррекционно-развивающие и логопедические занятия с дошкольниками, анализировать их.

Занятия предполагают лекции и практические занятия (в том числе и на базе ДОУ), самостоятельную работу студентов. Общий объем курса - 36 часов, из них на аудиторную работу отводится 18 часов: 10 часов лекционных и 8 часов практических занятий. Самостоятельная работа студентов (18 часов) слагается из углубленного изучения рекомендованной литературы для подготовки к практическим занятиям, контрольной работе Курс базируется на разработках Р.Е. Левиной, М.А. Поваляевой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Чиркиной, М.Е. Хватцева и др.

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

05 07 15.00 «Логопедия»

ДПП.Ф.14 Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия» -



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

05 07 15.00 «Логопедия»

5

9

110

40

20

20




70

зачет

2.

050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия»

4

8

40

24

12

12




16

зачёт


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


1.

Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.

8

4

4




20

4

2

2

-

2

2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедической группе для детей с ФФН, ОНР, заиканием.

2




2




20

4

2

2

-

6

3.

Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

12

6

6




10

4

2

2

-

2

4.

Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.

8

4

4




10

8

4

4

-

4

5.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

10

6

4




10

4

2

2

-

2




ВСЕГО:

40

20

20

-

70

24

12

12

-

16

Примечание: Вариант 1: Для специальности 05 07 15.00 «Логопедия».



Вариант 2: Для специальности 050716.00 «Специальная психология с

дополнительной специальностью «Логопедия»



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.

Система помощи детям с нарушениями речи.

Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи. Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.

Принципы отбора детей и комплектования групп.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.

Особенности коррекционно-развивающей работы при ФФН, ОНР, заикании. Программы обучения при данных речевых патологиях.

Нормативные документы и информационно-методические письма: «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».

Режим дня логопедической группы, примерная сетка занятий на неделю.


Тема 2. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедической группе для детей с ФФН, ОНР, заиканием.

Формы проведения занятий с детьми: индивидуальная, групповая и фронтальная. Организация логопедических занятий. Планирование логопедических занятий, виды планирования (перспективное, календарное). Структура логопедических занятий при различного рода речевой патологии.


Тема 3. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

Документы, регламентирующие деятельность логопеда. Отчетность логопеда: виды планов, индивидуальные тетради детей, тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя, работа с родителями, отчет логопеда.

Необходимое оборудование и условные зоны логопедического кабинета при ДОУ.


Тема 4. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.

Направления работы воспитателя – коррекционно-развивающее и общеобразовательное.

Специфика проведения занятий по физической культуре, изодеятльности, развитию элементарных математических представлений, подготовке к письму и развитию речи.

Планирование занятий в логопедической группе.

Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов. Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка.

Создание благоприятной психологической атмосферы в коррекционной группе.


Тема 5. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

Выбор единой стратегии коррекции речевого нарушения. Организация коррекционно-развивающей образовательной среды. Различие в функциональных обязанностях, целях и задачах работы воспитателя и логопеда при коррекции речевых расстройств. Особенности проведения индивидуальных занятий по заданию логопеда – «логопедического часа».




1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

вар


2

вар


1.

Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.

-Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».

(М.А. Поваляева Справочник логопеда. ,2001);

- Представить режим дня логопедической группы, и примерную сетку занятий на неделю-воспитательных и логопедических (по результатам посещения ДОУ)




20

2

выполнение тестов

2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедической группе для детей с ФФН, ОНР, заиканием.

- Сделать анализ одного любого увиденного логопедического занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)


20

6

выполнение тестов

3.

Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

-Составить схему видов документов, определяющих деятельность логопеда в ДОУ, дать краткую письменную характеристику каждому виду;

-Разработать дизайн вашего будущего логопедического кабинета.


10

2

защита созданных проектов на ПР, выполнение тестов

4.

Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.

-Составить объединенную таблицу «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы» (2 колонки: 1-вид занятия, например, физкультурное; 2- особенности проведения);

- Сделать анализ одного любого увиденного воспитательного занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)


10

4

выполнение тестов

5.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

-Подобрать примеры общего и различного в работе логопеда и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;

-Выполнить конспект статьи Медведевой Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития. – Дефектология- 2002. - №3. – С.84.

10

2

выполнение тестов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Планы практических занятий.
Тема 1. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. (2 часа)

План.

  1. Система помощи детям с нарушениями речи.

  2. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

  3. Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.

  4. Принципы отбора детей и комплектования групп.

  5. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи.

  6. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.

  7. Особенности коррекционно-развивающей работы при ФФН, ОНР, заикании. Программы обучения при данных речевых патологиях.

  8. Нормативные документы и информационно-методические письма: «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».

  9. Режим дня логопедической группы, примерная сетка занятий на неделю.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Система помощи детям с нарушениями речи.

  2. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

  3. Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.

Принципы отбора детей и комплектования групп.

  1. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи.

  2. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.

Особенности коррекционно-развивающей работы при ФФН, ОНР, заикании. Программы обучения при данных речевых патологиях.

  1. Нормативные документы и информационно-методические письма: «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».

  2. Режим дня логопедической группы, примерная сетка занятий на неделю.


Задание для самостоятельной работы:


  1. Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда». (М.А. Поваляева Справочник логопеда,2001);

  2. Представить режим дня логопедической группы, и примерную сетку занятий на неделю-воспитательных и логопедических (по результатам посещения ДОУ).




Каталог: umu-umk -> ППИ -> 050716.65%20Специальная%20психология
050716.65%20Специальная%20психология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 1 Логопедия
050716.65%20Специальная%20психология -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
050716.65%20Специальная%20психология -> Учебно-методический комплекс дисциплины дс 3 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи» дс 2 «Развитие речи в норме и недоразвитие речи»
ППИ -> Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11 Психологическое консультирование
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины с
ППИ -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 33 (СД. Ф. 33)Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения
ППИ -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница