Методическая разработка к практическому занятию для студентов



страница1/15
Дата19.10.2017
Размер6,9 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гистологии
«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2015г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности лечебное дело

по учебной дисциплине гистология


Тема № 9 ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занятие № 11 «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»


Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2015г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2015



Тема №9 Частная гистология. Нервная система.

Занятие №11 Нервная система

Учебные вопросы занятия:

  1. Морфо-функциональная характеристика органов нервной системы.

  2. Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка,
    ганглиозная пластинка. Дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны.Нервный гребень и плакоды.

  3. Периферическая нервная система.Строение периферического нерва.Гистологическое строение спинномозгового ганглия, форма нервных клеток, их
    расположение в органе, функциональное значение и место в рефлекторных дугах.Характеристика нейронов и нейроглии.Автономная нервная система.Общая характеристика строения центральных и периферических отделов парасимпатической и симпатической нервной системы.

  4. Центральная нервная система.Строение серого и белого вещества.Гистологическое строение спинного мозга. Состав и расположение серого и белого
    вещества. Нейронный состав, глиоциты. Ядерные нервные центры.Современные представления о пластинах Рекседа.

  5. Гистологическое строение белого вещества спинного мозга. Понятие о проводящих путях.

  6. Кора больших полушарий головного мозга. Общая морфо-функциональная характеристика коры. Цитоархитектоника. Нейронньй состав,характеристика пирамидных нейронов. Межнейрональные связи. Миелоархитектоника, глиоциты. Модуль.

  7. Мозжечок. Строение и функциональное значение. Нейронный состав.Грушевидные,корзинчатые,звездчатые нейроциты и клетки-зерна.
    Межнейрональные связи (сочетательные системы мозжечка). Глиоциты мозжечка.
    Афферентные и эфферентные волокна.

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам нервной системы, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов нервной системы, разобраться в строении и особенностях центральной и переферической нервной системы, в строении и функциях коры больших полушарий, мозжечка, спинного мозга, спинального ганглия. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов нервной системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- источники и ход развития нервной системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития органов нервной системы.

- общий план и общие закономерности строения органов центральной и переферической нервной системы.

-морфофункциональное строение спинного мозга: особенности строения коры больших полушарий, мозжечка, спинального ганглия;

- основные морфофункциональные особенности строения сочетательных систем мозжечка, иметь понятие о модуле и нейронах его образующих .

- общий план и классификация ядер спинного мозга, основные морфофункциональные особенности строения нейронов спинного мозга, морфологические признаки их различия.

У М Е Т Ь:

-идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг на микроскопическом уровне;

- оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- узнавать структуры и органы нервной системы при микроскопии «немых» гистологических препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг;

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата: “Центральная нервная система”;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:


- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), состояния органов нервной системы при первичном осмотре больных.

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.



Рекомендуемая литература:

1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток,

тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Частная гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997.

5. “Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии”. Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004.

6. Лекции.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Органы нервной системы» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов нервной системы.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг.

а) источниками развитие органов нервной системы в эмбриогенезе являются: нервная пластинка, нервная трубка,
ганглиозная пластинка,затем происходит дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

б) спинальные ганглии лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов. они окружены соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Псевдоуниполярные нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии ,вокруг тел нейронов расположены клетки нейроглии и клетки соединительной ткани,образуя капсулу.

в) спинной мозг имеет серое и белое вещество, серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные) и представлено телами мультиполярных нейров, которые образуют ядерные нервные центры.Всего выделяют 10 пластин Рекседа.

г)мозжечок является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину « древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа. Кора мозжечка образованна тремя основными слоями: молекулярным, ганглионарным, зернистым,эти слои представлены грушевидными,корзинчатыми,звездчатыми нейроцитами и клетками-зернами.

д) в коре больших полушарий головного мозга серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. серое вещество коры больших полушарий головного мозга представлено следующими слоями-1) Молекулярный слой

2)Наружный зернистом слой

3)Слой малых пирамид

4)Внутренний наружном слой

5)Ганглионарный слой

6)Слой полиморфных клеток

модуль-структурно-функциональная единица неокортекса

е) различают цитоархитектонику ( особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий
При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Решите тесты 1-15

1.Передние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги
2.Белое вещество спинного мозга располагается:

1)По периферии

2)В центре
3.Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


4.Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в:

1)Молекулярном слое

2)Наружном зернистом слое

3)Слое малых пирамид

4)Внутреннем наружном слое

5)Ганглионарном слое

6)Слое полиморфных клеток
5.Клетки Беца коры больших полушарий образуют:

1)Ассоциативные нервные волокна

2)Комиссуральные нервные волокна

3)Проекционные нервные волокна


6.Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для:

1)Моторных центров коры

2)Чувствительных центров коры
7.Задние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Дендритами ассоциативных нейронов


8.Мотонейроны спинного мозга располагаются в:

1)Задних рогах

2)Боковых рогах

3)Передних рогах

4)Спинальных ганглиях
9.Серое вещество мозжечка располагается:

1)По периферии органа

2)В центре
10.Клетки Беца коры больших полушарий являются:

1)Чувствительными нейронами

2)Ассоциативными нейронами

3)Эфферентными нейронами

4)Секреторными нейронами
11.Комиссуральные волокна коры больших полушарий связывают:

1)Отдельные участки коры одного полушария

2)Кору различных полушарий

3)Связывают кору с ядрами низших отделов ЦНС


12.Тормозная система модуля неокортекса представлена:

1)Клетками с аксональной кисточкой

2)Корзинчатыми нейронами

3)Шипиковыми звездчатыми нейронами фокального типа

4)Шипиковыми звездчатыми нейронами диффузного типа

5)Аксоаксональными нейронами


13.Клубочки мозжечка образуются:

1)Лиановидными нервными волокнами

2)Моховидными нервными волокна

3)Аксонами клеток Пуркинье

4)Дендритами клеток Пуркинье

5)Аксонами корзинчатых клеток


14.Главными компонентами серого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


15.В каком органе нервной системы у новорожденных ,нейроны являются более дифференцированными
1)В головном мозге

2)В спинном мозге


Решите ситуационные задачи 1-6.

  1. Заболевание полиомиелитом сопровождается поражением спинного мозга и
    нарушениями функции двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно
    объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушается?

  2. У больного вследствие травмы повреждены передние корешки шейного отдела
    спинного мозга. Функция каких органов будет нарушена? Какие изменения в них
    наступят?

  3. В результате травмы нарушен передний корешок грудного отдела спинного мозга.
    Определить, отростки каких нейронов повреждены.

  4. У больного в результате травмы повреждены задние корешки спинного мозга. Какие
    клетки и какие отростки при этом повреждаются?

  5. В результате вирусной инфекции погибли псевдоуниполярные нейроны
    спинномозговых узлов. Какое звено рефлекторной дуги выключается?

  6. Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации
    движений в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Функции каких
    элементов мозжечка нарушаются в первую очередь?

Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.





Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов нервной системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности накануне занятия ознакомтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. Каталог: userfiles -> depts -> histology embryology
    histology embryology -> Занятие №1 по теме: пищеварительная система. Органы ротовой полости. Литература
    histology embryology -> Занятие № кожа с придатками. Литература: I. Гистология под ред. Ю. И,Афанасьева, 2001, 2004
    histology embryology -> Занятие №12. Нервная система. Литература: Гистология под ред. Ю. И. Афанасьева и Н. А. Юриной, 5-е изд-е, 2001
    histology embryology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2 курса специальности
    histology embryology -> Тесты итоговые по частной гистологии для студентов стоматологического факультета
    histology embryology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2 курса специальности
    histology embryology -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов 1 курса специальности
    histology embryology -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов 1 курса специальности
    histology embryology -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов 1 курса специальности
    histology embryology -> Занятие №15,16. Органы чувств. Литература: Гистология под ред. Ю. И. Афанасьева и Н. А. Юриной, М., Медицина, 2001


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница