Методические материалы и фонд оценочных средств




страница1/4
Дата01.08.2018
Размер0,63 Mb.
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Кафедра педагогики


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ
«Дефектология»

Направление подготовки / специальность
44.03.02 Психолого-педагогическое образование


Профиль подготовки / специализация
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
(бакалавр / специалист)






Волжский 2014

2
Методические материалы и фонд оценочных средств (УМК) «Дефектология» разработан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по специальности / направлению подготовки
(профилю), (программе) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование / Психология и социальная педагогика (с указанием шифра и названия профиля).
Методические материалы и фонд оценочных средств (УМК) «Дефектологии» рекомендован к утверждению на заседании кафедры педагогики_______________ протокол № ___ от «___» _______ 201___ г.
(Наименование кафедры)
Составители УМКД старший преподаватель Новичкова Нина Ивановна

(Ученая степень, должность, Фамилия, И.О.)
УМКД согласован с руководителем ООП 44.03.02 Психолого-педагогическое образование протокол № ___ от «___» _______ 201___ г.

Руководитель ООП __________________/_Гришина Е.А._/
(Личная подпись Расшифровка подписи)
Заведующий кафедрой _педагогики_____________________/__ Гришина Е.А.__/
(Наименование кафедры Личная подпись Расшифровка подписи)

3
СТРУКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины
2. Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию
3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
4. Рекомендации по использованию материалов УМКД
5. Рекомендации по работе с литературой
6. Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (зачету, экзамену
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Учебно-методическое обеспечение лекции
2. Учебно-методическое обеспечение практических (семинарских) занятий, лабораторных работ
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
4. Учебно-методическое обеспечение курсовой работы
5. Словарь терминов
6. Персоналии
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ

4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Кафедра педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ



«Б3.Б.2.8»
«Дефектология»


Направление подготовки / специальность
44.03.02 Психолого-педагогическое образование


Профиль подготовки / специализация
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
(бакалавр / специалист)

Волжский 2014

5
1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ,
НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Дефектология» позволит систематизировать знания будущих специалистов по социальной педагогике, даст представления об основных формах, методах и направлениях социально-педагогической работы с различными категориями детей на современном этапе развития общества.
Студентам необходимо самостоятельно овладевать новым материалом, формировать навыки самостоятельного умственного труда, профессиональные умения, развивать самостоятельность мышления, формировать волевые черты характера, способность к самоорганизации.
Студентам рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
– изучение конспекта лекции в тот же день после лекции – 10 – 15 минут;
– повторение лекции за день перед следующей лекцией – 10 – 15 минут;
– изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю;
– подготовка к практическому занятию – 1,5 часа.
Тогда общие затраты времени на освоение курса студентами составят около 3 часа в неделю.
Описание последовательности действий студента
При изучении дисциплины следует внимательно слушать и конспектировать материал, излагаемый на аудиторных занятиях. Для его понимания и качественного усвоения рекомендуется следующая последовательность действий:
1. После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (10 – 15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10 – 15 минут).
3. В течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке и для решения задач (по 1 часу).
4. При подготовке к практическим занятиям повторить основные понятия по теме домашнего задания, изучить примеры. Решая упражнение или задачу, – предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать. Наметить план решения, попробовать на его основе решить 1 – 2 практические задачи.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ)
ЗАНЯТИЮ
Практическое (семинарское) занятие является диалоговой формой учебного занятия.
Студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные из лекций или из книг, в процессе их обсуждения.
Педагогические задачи, решаемые при проведении практических (семинарских) занятий:
- расширение и углубление знаний;
- развитие умений самостоятельной работы;
- стимулирование интеллектуальной деятельности.
Чтение студентами учебных пособий и первоисточников представляют важную учебную задачу.
Вопросы к каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность студента. Проведение практических (семинарских) занятий возможно по двум вариантам:
1. Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность устно раскрыть их содержание.
После выслушивания ответа другим студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться следующего:
- соблюдать временной регламент;

6
- выражать собственное мнение;
- активизировать других участников занятия;
- при ответах речь должна быть свободной;
- делать выводы по рассмотренному вопросу.
2. Проведение семинара творческого типа. Здесь предлагаются задания, активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на активность и взаимодействие студентов.
Студенты должны уметь отвечать на вопросы следующих типов:
- чем отличаются…
- что общего между…
- какие механизмы (факторы, причины, методы)…
- выделите достоинства и недостатки…
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- освоение умений использования знаний для решения прикладных задач;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление кластера с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно- воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие.
Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в

7 профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Виды внеаудиторной СРС:
– подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;
– выполнение домашних заданий разнообразного характера;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;
– подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
4.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МАТЕРИАЛОВ
УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Содержание и наполнение УМКД обусловлено специальным характером курса и его местом в системе дисциплин учебного плана. Программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Используемая терминология и категориальный аппарат требуют заметного переосмысления понятий, переоценки их значимости, что помогает осознанию основных методологических положений курса в целом.
Реализация заданного программой принципа предполагает и использование различных методов преподавания и форм работы со студентами. Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.
Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус самостоятельной работы студентов, которая видится полноценным и обязательным видом их учебно- познавательной деятельности.
Все материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Дефектология» доступны для студентов и расположены на электронном сайте ВИЭПП, а также в печатном виде хранятся на кафедре педагогики.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Работа с литературой заключается в ее поиске, чтении, анализе, выделение главного, синтезе, обобщении главного и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы определяется рекомендациями преподавателем источников материала: обязательная и дополнительная литература, а также самостоятельные поиски студентом необходимых источников.
Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, выделяя, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).

8
Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов.
Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме.
При конспектировании литературных источников и для осмысления информации студентам необходимо:
- отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной;
- лексически перерабатывать материал;
- составлять словарь понятий по каждой теме;
- схематизировать и структурировать прочитанный материал;
- формулировать выводы по прочитанному материалу.
Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), нытики, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
План – это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.
Выписки – это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента.
Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность — утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный характер.
Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы.
Составляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произведения.
Резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Конспект – небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования — краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект — это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный
конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

9
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.
В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам.
При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему
6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Зачѐт – это проверочное испытание по учебному предмету, своеобразный итоговый рубеж изучения дисциплины, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный обучающимися. Зачѐт призван выполнять три основные функции – обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения определѐнной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литературу, более детально прорабатывает широкий круг нормативных актов. Воспитательная функция зачѐта позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, целеустремлѐнность, тяга к знаниям и справедливости. Оценивающая функция состоит в том, что он призван выявить уровень полученных в результате изучения предмета знаний учащихся.
Для успешной сдачи зачѐта студенты должны помнить следующее:
-к основным понятиям и категориям нужно знать определения, которые необходимо понимать и уметь пояснять;
– при подготовке к экзамену требуется помимо лекционного материала, прочитать ещѐ несколько учебников по дисциплине, дополнительные источники, предложенные для изучения в списке литературы;
– готовиться к зачѐту нужно начинать с первой лекции и семинара, а не выбирать так называемый «штурмовой метод», при котором материал закрепляется в памяти за несколько последних часов и дней перед зачетом.
При оценивании знаний студентов преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:
– правильность ответов на вопросы;
– полнота и лаконичность ответа;
– способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства, анализировать данные;
– ориентирование в литературе;
– способность принимать решения;
– знание основных проблем науки;
–– логика и аргументированность изложения;
– культура ответа.
Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

10
Для успешной сдачи зачета с оценкой вы должны выучить материал и успеть повторить его до зачета.
Чтобы лучше усвоить материал:
Учите и еще раз учите

Просматривайте конспекты сразу после занятий.

Бегло просматривайте конспекты до начала следующего занятия.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала.
Повторение пройденного материала

Упорядочьте свои конспекты, записи, задания.

Определите время, необходимое вам для повторения материала.

Составьте расписание с учетом скорости повторения материала.

Проверьте себя на знание материала.

Завершите изучение материала за день до зачета.


























11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Кафедра педагогики





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Дефектология»

Направление подготовки / специальность
44.03.02 Психолого-педагогическое образование


Профиль подготовки / специализация
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр

Волжский 2014

12
1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИЙ
Тематика лекций и распределение объема часов

Номер и тема лекции, ключевые понятия, вопросы (задания) для самоконтроля
Лекция № 1.Дефектология как комплексная психолого-педагогическая наука
(Лекция с элементами дискуссии)
Вопросы:
1. Предмет, цель, задачи дефектологии.
2. Принципы и методы дефектологии.
3. Основные области дефектологии.
Ключевые понятия:
Дефектология, специальная психология, специальная педагогика, сурдопсихология , сурдопедагогика, тифлопсихология , тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, коррекционная педагогика, лечебная педагогика, специальное образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, дефект специальное(коррекционное)образовательное учреждение.
Лекция № 2. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)(Проблемная лекция - лекция вдвоем)
Вопросы:
1. Современные представления о нарушениях развития у детей.
2. Основания классификаций детей с ОВЗ.
3. Педагогическая классификация детей с ОВЗ.
Ключевые понятия:
Антропометрия, антропософия, индивидуальность, личность, образовательное учреждение, педагогический процесс, программа образовательная, сензитивный, способность, фактор классификация, ограниченные возможности, сложный недостаток, умственная отсталость, деменция.
Лекция № 3. Формы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии
(Лекция - презентация)
Вопросы:
1. Содержание специального образования.
2. Формы организации специального воспитания и обучения.
3. Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ.
Ключевые понятия:
Особые образовательные потребности, специальные образовательные условия, уровни образования, специальный образовательный стандарт, виды специальных школ, центры реабилитации.
Лекция № 4. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями
интеллектуального развития (умственно отсталые и с ЗПР) (Лекция с элементами
дискуссии)
Вопросы:
1. Умственная отсталость: понятие, формы, степени, виды.
2. Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
3. Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей

13
Ключевые понятия:
Умственная отсталость, олигофренопедагогика, классификация ВОЗ: легкая умственная отсталость, умеренная, тяжѐлая, глубокая, степень выраженности дефекта –
Дебильность, имбецильность, идиотия, виды- олигофрения и деменция, интеллектуальная недостаточность.
Лекция № 5. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями речи. (Лекция –
презентация)
Вопросы:
1. Логопедия как отрасль дефектологии.
2.Понятие и причины речевого нарушения.
3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
Ключевые понятия:
Логопедия, предмет логопедии, механизмы речи, паталогия детской речи, Аграфия, алалия, алексия, афазия, дисграфия, ринолалия, фонематический слух, заикание, дизартрия, причина, Экспрессивная речь, импрессивная (сенсорная) форма речи, общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Лекция № 6.Обучение, воспитание и развитие детей с сенсорными нарушениями.
(Лекция с элементами дискуссии)
Вопросы:
1.Предмет и задачи сурдопедагогики.
2.Причины врождѐнных и приобретѐнных поражений слуховой функции.
3. Основные принципы и методы обучения детей с нарушением слуха.
Ключевые понятия:
Сурдопсихология, сурдопедагогика, диагностика нарушений слуха, медицинская реабилитация, аудиометрия, специальные технические средства, тугоухость, глухота, слабослышащие, позднооглохшие, формы интеграции, центры реабилитации.

Лекция №7. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. (Лекция- презентация)
Вопросы:
1.
Дети с ДЦП – определение, этиология, основные формы.
2.
Коррекционная и специализированная помощь при ДЦП
Ключевые понятия:
Патология опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич (ДЦП), социальная адаптация, парезы и параличи, атаксия, синкинезия,спастичность,ригидность,гипотония,дистония,гиперкинез, тремор, лечебно- профилактическая работа, комплексное лечение, специализированное учреждение, профориентация.

Лекция№8 Особенности обучения, воспитания детей и развития детей с
нарушениями поведения и личностного развития. (Лекция- презентация)
Вопросы:
1.Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения.
2. Причины и условия девиантного поведения.
3. Педагогические методы предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.
Ключевые понятия:
Аномальные дети, аффект, девиантное поведение, отклоняющееся поведение,

14 депривация, импульсивность, истерия, инфантилизм, педагогическая запущенность, асоциальное поведение, агрессивность, агрессия, замкнутость, бродяжничество.

Лекция № 9 Организация и содержание психолого-педагогического
сопровождения ребѐнка с нарушениями развития. (Лекция-презентация )
Вопросы:
1. Педагог-психолог, учитель как субъекты коррекционно-педагогической деятельности.
2. ПМПк в образовательных учреждениях.
3.Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.
Ключевые понятия:
Анализ, модель, образовательное пространство, правило, с структура, экспертиза, эмпирические знания, план, позиция, регламентированный, квалификационная характеристика, личностные качества, Психолого-медико-педагогическая консуьтация
(ПМПк); Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК); нормативно-правовая база, методы.


2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ
(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница