Методические рекомендации для преподавателей практического занятия по теме: «Уход за стомами». Пм. 04 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»



страница1/3
Дата04.02.2017
Размер445 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей практического занятия

по теме: «Уход за стомами».

ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»»
Специальность 060501.51 « Сестринское дело»

Квалификация – медицинская сестра, медицинский брат

Уровень подготовки – базовый

Форма обучения – очная

Нормативный срок подготовки – 3 года 10 месяцев

Образовательная база приёма: на базе основного общего образования

АВТОР: Ближевская Алла Николаевна – преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. ак. Н.М. Амосова»
Брянск – 2014

Методические рекомендации для преподавателей практического занятия по теме: «Уход за стомами».

Цели занятия:

Образовательные цели:

  1. Проверить знания студентов по теме: «Клизмы. Газоотводная трубка».

  2. Раскрыть понятие стомы, основные проблемы пациента со стомой.

  3. Овладеть знаниями и умениями по уходу за стомами.

  4. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательные цели:

Воспитывать чуткое и ответственное отношение к своим обязанностям, вести здоровый образ жизни.



Развивающие цели:

  1. Развивать умение эффективно общаться с пациентами (его родственниками), коллегами, руководством, работать в коллективе и в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  2. Развитие логического клинического мышления.

  3. Развить у студентов навык самостоятельной работы.

Тип занятия: практическое.

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Время: 270 мин.

Дидактическая база занятия: методические рекомендации для студентов и преподавателя, задания в тестовой форме, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, сборник алгоритмов, учебные фильмы.

Оснащение: воронка, шприц Жане, стерильный перевязочный материал, зажим, емкости с пищей, водой, стерильные перчатки, пинцеты, шпатели, лотки, паста Лассара, цинковая паста и др., антисептики, трахеотомические трубки, калоприемники.

Межпредметные связи:

Анатомия и физиология человека. Анатомо-физиологическая характеристика системы питания. Структура пищеварительного тракта.

Анатомия человека. Р.П.Самусев, Ю.М.Селин- М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», 2003. Стр. 235.



Основы латинского языка. Клиническая терминология.

Основы латинского языка. Городкова Ю.И. Изд 2-е.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. Стр. 55, 75, 85, 95, 167, 186, 242, 320.



Медицинская психология. Психология проведения сестринских манипуляций. Общение с пациентом.

Медицинская психология с элементами общей психологии. Спринц А.М.и др.-СПб.: СпецЛит, 2005. Стр. 343.



Основы патологии. Клинические проявления патологических процессов систем питания, выделительной системы.

Внутрипредметные связи:

Внутрибольничная инфекция.

Виды, методы дезинфекции в ЛПУ.

Стерилизация.

Сестринский процесс.

Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации.



Студент должен знать:

  • виды стом

  • цель наложения стомы

  • виды трахеостомических трубок, калоприемников и мочеприемников, особенности их применения, фиксации, дезинфекции и утилизации

  • возможные проблемы пациента: чувство физической утраты, инфицирование и повреждение стомы в связи с неправильным уходом и др.

Студент должен уметь:

  • осуществлять уход за стомами

  • обучить пациента (его родственников) уходу за стомой, технике смены калоприемника, особенностям питания при наличии стом пищеварительного тракта

  • провести дезинфекцию использованного оборудования.

Формируются ПК (профессиональные компетенции):

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.



Формируются ОК (общие компетенции):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Хронокарта практического занятия

1.

Организационный момент, вводный инструктаж.

5 мин.

2.

Контроль знаний.

30 мин.

3.

Демонстрационная часть.

45 мин.

4.

Самостоятельная работа.

160 мин.

5.

Закрепление и контроль знаний.

20 мин.

6.

Подведение итогов занятия, задание на дом

10 мин.

Физкультминутка (через каждые 30 минут).

Использование психологического отдыха через физические упражнения,

психологические игры, музыкальные произведения и др. (ОК 13)

Технологическая карта практического занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Обоснование методических приемов

Знания, умения,

формиру-емые

ОК, ПК

  1. Организационный момент, вводный инструктаж

1. Приветствует студентов.

2. Обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние учебной комнаты.

3. Проверяет готовность студентов к занятию.

4. Знакомство, отмечает отсутствующих.

5. Вводный инструктаж преподавателя: требования к внешнему виду, дежурству.

6. Сообщает тему, цель занятия, план занятия.

7. Актуализация темы. Отмечает значение данной темы для будущей практической деятельности.


1. Слушают преподавателя.

1. Организует, дисциплинирует студентов.

2. Воспитывает аккуратность, ответственность студентов.

3. Создает рабочую обстановку. Настраивает на продуктивную работу.

4. Формирует познавательный интерес к учебной деятельности, к занятию.



ОК 1,13

2. Контроль знаний

1. Задает вопросы студентам.

(см. вопросы для самоконтроля знаний студентов).

2. Исправляет ошибки, дополняет ответы.

3. Выполнить задания в тестовой форме по двум вариантам с проверкой работы.

4. Оценивает работу:

0 ошибок – отлично.

1-2 ошибки – хорошо.

3 ошибки – удовлетворительно.

4 и более ошибок– неудовлетворительно.


1. Студенты отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

2. Исправляют ошибки, дополняют ответы.



1. Определить уровень знаний каждого студента в отдельности.

2. Выявить уровень теоретической подготовки.

3. Выявить домашнюю самостоятельную работу студентов.

4. Развивает умение излагать свои мысли.

5. Развивает самокритичность.


ОК 2, 3, 4, 6, 7

3. Демонстрационная часть

1. Преподаватель излагает теоретический материал, демонстрирует практические манипуляции по теме:

- виды трахеостомических трубок, калоприемников и мочеприемников, особенности их применения, фиксации, дезинфекции и утилизации;

- уход за стомами;

- дезинфекция использованного оборудования.

2. Работа с рабочей тетрадью (задание 1,2).

3. Контролирует домашнюю самостоятельную работу (задание 8 в рабочей тетради).

4. Просмотр учебного фильма.


1. Студенты следят за деятельностью преподавателя.

2. Демонстрируют внеаудиторную самостоятельную работу (задание 8 в рабочей тетради).

3. Совместно комментируют ошибки, допущенные студентами при демонстрации ранее изученных манипуляций.

4. Работа с рабочей тетрадью (задание 1,2).

5. Смотрят фильм, отвечают на вопросы преподавателя:

- какие средства применяют для ухода за пациентом со стомой;

- основные моменты ухода за стомой.


1. Настроить на активную практическую работу.

2. Овладение профессиональными навыками.

3. Оценить уровень изученных ранее практических умений.

4. Развить критическое отношение студентов к себе и друг другу и самостоятельность.

5. Умение анализировать, наблюдать, делать выводы.


ОК 1-7,12

ПК 4.1-4.7

З 1, 2

У 2, 6, 9

ПО 1, 2, 3, 4, 8

4. Закрепление

1. Задание 3, 4 в рабочей тетради.

2. Проверка результатов.



1. Выполняют задание 3, 4 в рабочей тетради.

2. Проверка результатов.



1. Контроль усвоения студентам демонстрационной части.

ОК 4, 6

З 2

5. Самостоятельная работа студентов

  1. Предлагает разделиться парами для отработки практических умений.

  2. Предлагает открыть сборники алгоритмов.

  3. Контролирует организацию рабочих мест.

  4. Преподаватель наблюдает за работой студентов, дает рекомендации.

  5. Принимает на оценку практические манипуляции.

  6. Контролирует, анализирует выполнение манипуляции, исправляет ошибки.

  1. Студенты делятся по парам.

  2. Подготавливают сборники алгоритмов.

  3. Организуют рабочие места.

  4. Отрабатывают практические манипуляции.

  5. Выясняют у преподавателя непонятные моменты.

  6. Сдают манипуляции на оценку.




  1. Привить навыки работы в коллективе.

  2. Формирование умений и навыков исполнительной практической деятельности.

  3. Привить умения применять свои знания на практике.

  4. Развитие внимания, точности действий.

  5. Развитие трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к пациентам и рабочему месту.

  6. Выявить домашнюю самостоятельную работу студентов.

ОК 2, 6, 7, 9, 11, 12

ПК 4.1-4.7

З 1, 2

У 2, 6, 8, 9

ПО 1, 2, 3, 4, 8

6. Закрепление, контроль знаний

1. Задание 5, 7 в рабочей тетради.

2. Проверка результатов.



1. Выполняют задание 5, 6, 7 в рабочей тетради.

2. Проверка результатов.



1. Контроль усвоения студентами знаний по теме.

ОК 4, 6

ПК 4.1-4.7

З 1, 2

У 2, 6, 8, 9

ПО 1, 2, 3, 4, 8

7. Подведение итогов занятия, задание на дом

1. Преподаватель предлагает записать содержание выполненной практической работы, заполнить манипуляционные листы.

2. Преподаватель отмечает положительные и отрицательные стороны занятия.

3. Анализирует работу группы в целом и каждого студента в отдельности.

4. Объявляет оценки, полученные за занятие.

5. Объявляет тему следующего занятия.

6. Домашнее задание: методические рекомендации для самоподготовки по теме, задание 10 в рабочей тетради.

7. Объявляет, что занятие заканчивается.

8. Напоминает о необходимости убрать рабочие места и провести влажную уборку в аудитории дежурным.



1. Студенты оформляют рабочую тетрадь.

2. Записывают домашнее задание.



1. Привитие умения аккуратно и грамотно работать с документацией.

2. Развить умение излагать мысли, письменную речь.

3. Развить умение анализировать свои ошибки.

4. Развитие навыков самоконтроля.

5. Помочь лучшей подготовке к экзамену.

6. Активизировать самоподготовку.

7. Развитие ответственности за порученное дело.

8. Привить любовь к порядку.



ОК 7, 12


Актуализация темы (ОК 1)

Стома -- (stoma, множ. stomata). Стома от греческого слова устье, отверстие. В хирургии -- это искусственное отверстие, создающее сообщение между полостью любого полого органа человека (например -- кишечника, трахеи) и окружающей средой. Данное отверстие накладывается на полый орган, при непроходимости его, или для исключения отделов, лежащих ниже стомы, из работы. К примеру, при обтурации гортани накладывается трахеостома, при непроходимости пищевода, гастростома, при операциях на толстом кишечнике колостома.

Стома не имеет замыкательного аппарата, поэтому стомированные пациенты не чувствуют позывов и не могут контролировать процесс опорожнения. Стома лишена и болевых нервных окончаний, поэтому боль не чувствуется. Возникающие болевые ощущения, жжение или зуд могут быть связаны с раздражением кожи вокруг стомы или с усиленной перистальтикой (работой) кишечника. Необходимость в стоме возникает тогда, когда кишечник или мочевой пузырь не способны функционировать. Причиной этого может служить заболевание, врожденный дефект, болезнь или травма.

С развитием цивилизации увеличивается число лиц, перенесших хирургическое вмешательство, которое завершается наложением стомы. У людей со стомой масса проблем социально-экономического и медицинского характера. Они нуждаются правильном подборе средств ухода за стомой, у них возможны осложнения (образование параколостомических грыж, выпадение стомы, развитие ее стеноза, раздражение кожи вокруг стомы и др.), наконец, им просто намного сложнее жить, чем здоровым людям.

Стома может быть постоянной или временной. Постоянная стома не может быть ликвидирована в процессе дальнейшего лечения пациента по причине отсутствия или необратимого повреждения запирательного аппарата кишечника, или при невозможности выполнения оперативного восстановления непрерывности хода кишечника и по другим причинам. Стомы могут быть одноствольными (т.е. через отверстие на передней брюшной стенке выводится один ствол кишки) и двуствольными. Причем последние делятся на петлевые (т.е. два ствола находятся в непосредственной близости друг от друга и выведены в одно отверстие) и раздельные двуствольные стомы, когда на передней брюшной стенке имеются два отверстия, т.е. два ствола, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае при использовании средств ухода за стомой калоприемники не должны накладываться друг на друга (даже если расстояние между стомами очень небольшое). При таких стомах один ствол является действующим, через него происходит опорожнение кишечника. На действующий ствол наклеивается калоприемник. Другой ствол может быть необходим для удаления слизи или лечебных процедур. Его можно прикрыть мини капом (закрытым мешком минимальной емкости) или марлевой салфеткой.

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. К медсестре вполне может перейти часть функциональных обязанностей врача и часть функций по отношению к пациенту. Задача медсестры помочь пациенту, научить жить с новыми проблемами: качество жизни меняется и человек имеет новые физиологические и социальные проблемы. К решению этих проблем необходимо привлекать родственников, близких людей для пациента, которые могли бы оказывать моральную поддержку. Для ухода за пациентами должен быть специально обученный медицинский персонал. Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.

Студенты в ходе освоения профессионального модуля должны:



иметь практический опыт:

  • выявления нарушенных потребностей пациента;

  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • планирования и осуществления сестринского ухода;

  • ведения медицинской документации;

уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

  • использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного

знать:

  • способы реализации сестринского ухода;

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;

  • основы эргономики.

Методическая разработка предусматривает подготовку медицинских сестер согласно квалифицированной характеристики способную:

Знать:

  • виды стом

  • цель наложения стомы

  • виды трахеостомических трубок, калоприемников и мочеприемников, особенности их применения, фиксации, дезинфекции и утилизации

  • возможные проблемы пациента: чувство физической утраты, инфицирование и повреждение стомы в связи с неправильным уходом и др.

Уметь:

  • психологически подготовить пациента к наложению стомы

  • осуществлять уход за стомами

  • обучить пациента (его родственников) уходу за стомой, технике смены калоприемника, особенностям питания при наличии стом пищеварительного тракта

  • провести дезинфекцию использованного оборудования.

Этико-деонтологические аспекты (ПК 4.2)

Жизнь со стомой требует от человека специальных знаний и навыков, т.к. он не в состоянии контролировать свой кишечник, который в любой момент может преподнести неприятный сюрприз. На Западе нашли способы облегчить этих людей. За рубежом служба реабилитации пациентов со стомой возникла в 60-е годы XX века.

Наблюдаются две крайности: одни пациенты относятся к стоме с излишним трепетом, другие пренебрегают её существованием. Надо понять, что стома является таким же органом, как и другие, и при отсутствии осложнений уход за ней не вызывает трудностей.

При недостаточно адекватном уходе пациенты со стомой могут испытать большие трудности физического и психоэмоционального характера, ограничивающие их жизнедеятельность и приводящие к изоляции от общества. При уходе за стомированными пациентами, не пренебрегая кажущимися мелочами, стараться предоставить пациенту максимальную независимость и комфорт, что способствует сохранению его достоинства в ситуации необходимости постоянного ухода за стомой.

Помните о том, что пациент со стомой имеет право на конфиденциальность. Все усилия медицинского персонала направлены на защиту кожу вокруг стомы, предупреждение воспаления, инфицирования, травм стомы. Медицинская сестра должна обучить пациента и членов его семьи ухода за стомами.

При наличии осложнений и нарушений опорожняемости кишечника пациенты обычно признаются инвалидами. Несмотря на это, им должно быть предоставлено право работать в специально созданных условиях или на дому. В каждом конкретном случае подход к такому больному должен быть сугубо индивидуальным, учитывая его желания и трудонаправленность. При трудоустройстве нельзя оказывать никакого психического давления.

Комплекс мероприятий социально-медицинской реабилитации, включающий психологическую подготовку, обеспечение изделиями ухода за стомой, возможность рационального питания, достаточную информированность и обученность пациентов позволяет вернуть многих из них к активной социально-бытовой, трудовой и общественной жизни.

День 6 октября Международной ассоциацией стомированных больных провозглашен Всемирным днем стомированного пациента. Во многих развитых странах мира (США, Канада, Германия, Англия, Дания и другие) стомированные больные находятся под опекой государства. Для них разрабатываются и постоянно совершенствуются индивидуальные средства ухода за стомами –специальные приемники продуктов жизнедеятельности организма (кала и мочи), мази, пасты, кремы, газопоглощающие прокладки, пояса и другие приспособления. Существуют общества стомированных больных, где пациенты обеспечиваются индивидуальными средствами ухода за стомой, знакомятся с литературой, встречаются и обмениваются опытом.



Теоретическая часть.

Трахеотомия (рассечение трахеи) проводится в тех случаях, когда естественное прохождение воздуха через трахею невозможно. В некоторых случаях, например при опухолях гортани, голосовых связок, трахеотомия осуществляется в плановом порядке. Если непроходимость дыхательных путей возникает в послеоперационном периоде из-за избыточного выделения слюны или скопления мокроты, которые не могут быть удалены через эндотрахеальную трубку, делают экстренную трахеотомию. К трахеостоме, сделанной в послеоперационном периоде, может быть подсоединена специальная аппаратура, помощью которой можно проводить искусственную вентиляцию лёгких. Трахеостома может быть временной и постоянной.

Как правило, все пациенты, которым предстоит плановая трахеотомия как до, так и после операции, боятся задохнуться. В связи с - этим очень важно рассказать пациенту как о ходе операции, так и о его состоянии после неё. Сам пациент и члены его семьи должны понимать, что после трахеотомии он не сможет разговаривать из-за кашля и стридорозного дыхания. Нужно будет ухаживать за трахеотомической трубкой, поэтому и пациент, и его близкие должны знать правила ухода за ней. Если трахеостома будет временной, следует особо это подчеркнуть в беседе с пациентом, поскольку психологически такой вариант воспринимается как благоприятный прогноз.

Проходимость трахеостомы поддерживают с помощью трахеотомической трубки Трахеотомию выполняет только врач. На трахее делают надрез, в который вставляют трубку. Закрепляют трубку в нужном положении с помощью тесёмок, завязывающихся вокруг шеи.

Существует много типов трубок, но в основном они бывают двух видов.

1. Если трахеостома временная, применяют пластиковые трубки с большим внутренним диаметром. Такую трубку используют также в том случае, если пациенту предстоит или

уже проводится лучевая терапия (например, при раке гортани). Несдуваемая манжета, закрывая пространство вокруг трубки, даёт возможность использовать дыхательную аппаратуру, которую можно к трубке подсоединить.

2. Металлические трубки применяют для постоянных трахеостом. Они состоят из трёх частей:

- внешней трубки (канюли), имеющей сбоку отверстия для тесёмок, с помощью которых её можно фиксировать к шее (не забывайте, что тесёмки должны быть пропущены через отверстия дважды и закреплены узлом);



- проводника (направляющего устройства) со слепым концом, с помощью которого устанавливают трубку в необходимое положение. Пользуются им только при введении трубки;

- внутренней трубки (канюли), стоящей в трахеостоме с внешней трубкой. Внутреннюю трубку можно извлекать для промывания.

Некоторые модели внутренних трубок прикрепляются к внешней с помощью фиксаторов или винтов (запор-флажков). Однако безопаснее использовать такую внутреннюю трубку, которая просто вставляется во внешнюю так, что её легко можно извлечь, если она закупорилась. В определённых случаях предпочитают использовать именно металлические трахеотомические трубки, имеющие запор-флажок, позволяющий надежно удерживать внутреннюю канюлю. Он должен быть всегда закрыт, иначе при кашле или даже во время промывания внутренняя трубка может выпасть из наружной. Наружную трубку фиксируют тесёмками на шее. Без них наружная трубка также может выскочить из трахеостомы при кашле или резком движении, что приведёт к асфиксии, поскольку трахеостома без трубки сразу же закрывается. Наружную трубку удаляет только врач, внутреннюю — промывает медицинская сестра (в домашних условиях - пациент) в соответствии с принятыми правилами.

Пациент с трахеотомической трубкой может принимать пищу через рот и самостоятельно глотать. Некоторые специалисты считают, что во время приёма пищи следует раздувать манжетку для предотвращения аспирации. Другие полагают, что раздутая манжетка сужает пищевод и затрудняет глотание. В любом случае состояние манжеты во время еды определяет врач.

Для правильного ухода за трахеостомой необходимо сохранять проходимость трахеи и канюли, что предусматривает:

- извлечение трахеостомической канюли из трахеостомы - для этого развязывают фиксирующие завязки, сдувают шприцем манжетку и извлекают канюлю;

- очищение внутреннего прохода канюли от слизи и корок с помощью марлевого тампона и кипяченой воды. Такую манипуляцию повторяют дважды в сутки после извлечения трубки из трахеи;

- введение канюли в трахеостому после того, как канюля была очищена. Ее вставляют ввинчивающим движением. Причем в начале движения трахеостомической канюле придают такое положение, что ее "ушки" лежат по оси трахеи, а по мере продвижения совершают поворот на 90°;

- очищение трахеи и верхних отделов бронхов от застоявшейся мокроты, которая под действием сухого воздуха быстро превращается в корки. Для этого больной должен самостоятельно или с Вашей помощью закапать в канюлю теплый содовый раствор (1 чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды), можно в сочетании с ферментным препаратом (химотрипсин). Эти вещества разжижают мокроту и слизь. После закапывания надо попросить больного откашляться.

Такую процедуру в указанной последовательности необходимо повторять не менее двух раз в сутки, а иногда, если больной плохо дышит, и несколько раз в день. Следует помнить, что несоблюдение этого правила может привести к грозному осложнению -асфиксии. Засохшая мокрота при сильном кашлевом толчке может оторваться от стенок канюли и проскочить в трахею и бронхи, вызвав закупорку дыхательных путей.


Каталог: upload -> 2014
2014 -> Учебное пособие для студентов стоматологического факультета Курск 2011 =124: 61(076. 3)
2014 -> Кристофер Рэн
2014 -> Туризма и курортного дела
2014 -> Средства, влияющие на цнс
2014 -> Методическое пособие для самостоятельной работы студентов на практическом занятии профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
2014 -> История обезболивания в стоматологии (от древности до современности)
2014 -> Химическая организация клетки. Белки
2014 -> Программа по плаванию для лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в мбудо ксдюсшор №10


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница