Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов



страница1/8
Дата06.03.2017
Размер0,66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА УРОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

ГОУ ВПО УГМА Росздрава, профессор
___________________Н.С.Давыдова
«____»_______________2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ЗАНЯТИЯМ ПО УРОЛОГИИ

г. Екатеринбург, 2011 г.

.

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой ГОС ВПО



по специальности – «лечебное дело» 2000 г. и программой по урологии ГОУ

«Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному и

фармацевтическому образованию» для медицинских вузов 1997г.
Рекомендации составлены: заведующим кафедрой урологии, д.м.н., профессором

В.Н.Журавлевым; д.м.н., профессором И.В.Баженовым, д.м.н., профессором А.В.Зыряновым, доцентом кафедры урологии, к.м.н. В.И.Мирошниченко; доцентом

кафедры урологии, к.м.н. И.В. Борзуновым.

Рецензенты: д.м.н., профессор В.В. Ходаков и д.м.н., профессор С.А. Чернядьев


Методические рекомендации утверждены и одобрены к изданию Центральной методической комиссией ГОУ ВПО УГМА «_______» «_____________» 2011 г



ВВЕДЕНИЕ
Урология – медицинская специальность, изучающая причины, патогенез, диагностику и лечение заболеваний мочеполовой системы и патологических процессов в забрюшинном пространстве.

Основной задачей преподавательской миссии - воспитать выпускника ГОУ ВПО УГМА Росздрава высококультурным, образованным и высоконравственным врачом. Дать студентам основные положения урологии по различным нозологическим формам,

а также научить минимальному объему практических умений, необходимых для обследования и курации урологических больных, применяя современные технологии диагностики и лечения. Перед высшей школой стоит задача формирования специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие знания, обстоятельную практическую подготовку и компетенцию.

Согласно квалификационной характеристике врача по специальности 060101-

«лечебное дело», 060103 «педиатрия», 060104 «медико-профилактическое дело»,

утвержденной министерством здравоохранения Российской федерации и министерством

образования Российской федерации 2000 года и управлением учебных заведений

Минздрава Р.Ф. от 1997 года. Специалист любого профиля этой специальности должен

знать наряду со многими вопросами клинико-лабораторные симптомы хирургических

заболеваний и синдромы проявляющиеся в указанной симптоматике, а также тактику

ведения больных при ней основные этапы и методику операций должен уметь проводить

дифференциальную диагностику заболеваний, правильно решать вопрос о месте и

тактике дальнейшего лечения, оказывать неотложную и экстренную помощь при

неотложных состояниях, уметь ассистировать на экстренных операциях.

Рекомендации предназначены помочь студентам для подготовки к занятиям.

При составлении рекомендаций особое значение придавалось поэтапным действиям

диагностического поиска для выяснения природы заболевания и целенаправленным

лечебным мероприятиям. Пособие поможет студентам осуществлять контроль

за самоподготовкой к практическим занятиям.

Методические рекомендации предназначаются для самостоятельной подготовки

студентов IV курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов и V

курса медико-профилактического факультета к практическим занятиям по урологии.

В рекомендациях изложены темы семи практических занятий, каждое из которых рассчитано на 4 академических часа. В разработках указаны цели и задачи практического занятия, включены основные разделы изучаемой темы, а в ситуационных задачах с ответами и без них приводятся примеры из клинической практики.

Методические рекомендации помогут студентам легче усвоить материал разбираемых тем, а преподавателям выяснить степень подготовленности студентов к занятиям и корректировать их с меньшей затратой учебного времени. Карты курации (истории болезни) представленные в методических рекомендациях облегчат студентам освоить

практические навыки у постели урологического больного.

Методические рекомендации позволяют студентам определить необходимый объем теоретических знаний и практических умений по урологии, которыми должны овладеть студенты, предусматривает преемственность знаний смежных теоретических и клинических дисциплин. В методические рекомендации включены современные методы диагностики (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, радиоизотопные методы исследования и др.) и современные методики лечения урологических заболеваний.


По каждой теме практических занятий выделено определенное количество учебных элементов, которые должен усвоить студент в процессе самостоятельной работы.

Учебные элементы представлены в виде логической последовательности с учетом современных критериев по освоению знаний, умений и формирования компетенции в вопросах изучения урологии.

С целью улучшения подготовки студентов к работе с больными даны ситуационные задачи, в которых отражено логическое мышление клинициста в реальных профессиональных условиях. Тестовый контроль создан для проверки знаний.

Большая роль в урологической практике отведена вопросам этики и деонтологии. Авторы подчеркнули в методических рекомендациях этот раздел этики и деонтологии при работе с урологическими больными.

Данные рекомендации помогут студентам более целенаправленно организовать самостоятельную работу.



ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА УРОЛОГИИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

- Диагностические лечебные цели основных методов инструментального

исследования урологического больного.

- Суммарные и раздельные функциональные почечные пробы.

- Роль цистоскопии в установлении источника кровотечения в момент

гематурии, в выявлении причин дизурии (камень, опухоль, туберкулез и т.д.)

- Значение катетеризации мочеточника как окончательного лечебного пособия при купировании почечной колики.

- Роль хромоцистоскопии в дифференциальной диагностике почечной колики с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.


  • Значение двусторонней катетеризации почечных лоханок для установления вида анурии.

  • Значение катетеризации почечных лоханок для лечения острого гестационного пиелонефрита.

  • Рентгеноанатомию мочевой системы.

  • Последовательность рентгенологического исследования при подозрении на заболевание почек и мочевого пузыря.

  • Диагностические возможности обзорной урографии и рентгеноконтрастных методов исследования.

  • Современные рентгеноконтрастные препараты, применяемые для изображения мочевых путей (урография).

  • Показания и противопоказания к различным методам контрастного исследования мочевой системы.

  • Показания к современным радиоизотопным и ультразвуковым методам исследования органов мочеполовой системы и их диагностические возможности.

  • Факторы, способствующие камнеобразованию в почках и классификация мочевых камней.

  • Клинические признаки мочекаменной болезни.

  • Методы диагностики мочекаменной болезни.

  • Осложнения мочекаменной болезни.

  • Методы купирования почечной колики.

  • Показания к консервативному лечению и его методы (диетотерапия, медикаментозное лечение, инструментальное, литолиз).

  • Особенности клиники, диагностики и лечения камней мочевого пузыря.

  • Разделение злокачественных новообразований почки на опухоли почечной паренхимы и опухоли почечной лоханки.

  • Клиническую симптоматологию опухоли почки:

а) ренальные симптомы

б) экстраренальные симптомы.



  • Принципиальные различия в диагностике и лечении рака почечной паренхимы и рака лоханки.

  • Клинические проявления опухолей мочевого пузыря.

  • Особенности инструментальной и рентгенологической диагностики опухолей мочевого пузыря.

  • Виды оперативных пособий при опухолях мочевого пузыря.

  • Принципы комбинированной терапии новообразований мочевого пузыря.

  • Мероприятия, направленные на раннее выявление рецидива заболевания.

  • Клинические проявления аденомы и рака предстательной железы.

  • Идентификацию стадий аденомы предстательной железы.

  • Осложнения ДГПЖ и рака предстательной железы.

  • Диагностика аденомы предстательной железы (ДГПЖ).

  • Лечение ДГПЖ в зависимости от стадии заболевания.

  • Оказание помощи при острой задержке мочи.

  • Особенности диагностики (биопсия простаты) и лечения рака простаты (эстрогенотерапия, кастрация).

  • Основные факторы этиопатогенеза пиелонефрита.

  • Классификацию пиелонефрита.

  • Клиническую симптоматологию острого и хронического, необструктивного и обструктивного пиелонефрита.



  • Значение лабораторных методов исследования в диагностике пиелонефрита.

  • Признаки пиелонефрита по данным рентгенологических и радиоизотопных исследований.

  • Лечебные мероприятия при остром и хроническом пиелонефрите. Показания к оперативному лечению.

  • Принципы антибактериальной терапии урологических больных.

  • Механизм развития нефрогенной гипертонии при вазоренальной, паренхиматозной и смешанной ее формах.

  • Врожденные и приобретенные причины нефрогенной гипертонии.

  • Особенности клинического течения вазоренальной, паренхиматозной форм нефрогенной гипертонии.

  • Диагностику заболевания (лабораторную, рентгенологическую, инструментальную). Методы лечения различных видов нефрогенной гипертонии.

  • Классификацию туберкулеза почек.

  • Особенности клинической симптоматологии туберкулеза органов мочеполовой системы.

  • Принципы лабораторной диагностики мочеполового туберкулеза.

  • Последовательность рентгенологического обследования и рентгенологические признаки мочеполового туберкулеза.

  • Показания к консервативному и оперативному лечению мочеполового туберкулеза.

  • Принципы диспансерного наблюдения больных туберкулезом органов мочеполовой системы.

  • Классификацию аномалий развития почек и мочеточников.

  • Способы диагностики аномалий развития почек и мочеточников.

  • Показания к экскреторной урографии, цистографии и восходящей уретеропиелографии при подозрении на аномалии развития почек и мочеточников.

  • Осложнения аномалий почек и мочеточников.

  • Показания к хирургическому лечению больных с аномалиями почек и мочеточников, оптимальный возраст для оперативного вмешательства.

  • Виды аномалий развития мочеиспускательного канала у мальчиков и девочек.

  • Виды аномалий развития, проявляющихся инфравезикальной обструкцией.

  • Клинику инфравезикальной обструкции у детей младшего возраста. Способы диагностики нарушений уродинамики на уровне шейки мочевого пузыря и задней уретры.

  • Сроки оперативного лечения детей с аномалиями развития мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

  • Преренальные, ренальные и постренальные факторы ОПН.

  • Патогенез ОПН.

  • Стадии ОПН, их клинические проявления.

  • Стадии ХПН, их клиническую характеристику.

  • Методы лечения ОПН.

  • Методы лечения ХПН.

  • Классификацию повреждений почки.

  • Клиническую симптоматологию травм почек и методы диагностики.

  • Показания к оперативному и консервативному лечению повреждений почки.

Классификацию повреждений мочевого пузыря.

  • Симптомы и методы диагностики вне- и внутрибрюшинных разрывов мочевого пузыря.

  • Патогенез повреждений мочеиспускательного канала.

  • Клинику и диагностику разрывов уретры.

  • Принципы оперативного лечения повреждений уретры.

  • Клиническое течение, диагностику и лечение циститов.

  • Дифференциальную диагностику цистита и цисталгии.

  • Клинику, диагностику и методы лечения гидроцеле.

  • Клинические проявления, методы диагностики и лечения острого эпидидимита и острого простатита.

  • Клинику, диагностику, лечение фимоза и парафимоза.


ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА УРОЛОГИИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ


  • Выполнять катетеризацию мочевого пузыря на фантоме различными видами катетеров.

  • Выполнять катетеризацию мочевого пузыря больным резиновым катетером.

  • Определить показания, выполнять УЗИ почек.

  • Интерпретировать различные цистоскопические картины (на фантоме и в атласе).

  • Интерпретировать результаты радиоизотопных методов исследования функциональной способности почек.

  • На обзорной урограмме определять контуры почек, линию края поясничной мышцы, тени истинных мочевых конкрементов и ложных (флеболиты, обызвествленные лимфоузлы и др.).

  • Определить показания, произвести экскреторную урографию и расчет необходимого количества вводимого контрастного вещества с учетом массы тела пациента.

  • Определить показания, провести ретроградную, в том числе микционную цистографию.

  • Оказать первую помощь при аллергической реакции к йодсодержащим рентгеноконтрастным препаратам.

  • Интерпретировать рентгенограммы при контрастных методах исследования (экскреторная урография с ее модификациями, ретроградная уретеропиелография, почечная артериография, различные модификации цистографии, уретрографии).

  • Оценивать раздельную функцию почек и характер патологического процесса по результатам радиоизотопных и ультразвуковых методов исследования.

  • Собирать анамнез, проводить объективные обследования, оценивать данные лабораторного исследования мочи и крови у больного с мочекаменной болезнью.

  • При наличии у больного острой боли в животе проводить дифференциальную диагностику, направленную на подтверждение или исключение почечной колики, с учетом умений, приобретенных на занятиях “ Клиническая оценка симптомов у урологических больных”.

  • Купировать почечную колику.

  • По внешнему виду самостоятельно отходящих мочевых конкрементов определять их преимущественный химический состав.

  • Определять последовательность рентгенологических, радиоизотопных

и ультразвуковых методов исследования при подозрении на мочекаменную болезнь.

  • Оценивать состояние мочевых путей, идентифицировать тени мочевых

конкрементов на обзорном снимке мочевой системы, экскреторных урограммах, ретроградной уретеропиелограмме (пневмопиелограмме), цистограмме.

  • Определять показания к операции (плановой или срочной) и

консервативному лечению.

  • Пальпировать и перкутировать опухоль почки.

  • Находить на урограммах и КТ-граммах признаки, характерные для опухоли почки.

  • Определять варикоцеле.

  • Проводить бимануальную пальпацию опухолей мочевого пузыря.

  • Находить на цистограммах и урограммах симптомы, характерные для опухоли мочевого пузыря (различать дефект контура, дефект наполнения, дилятацию верхних мочевых путей).

  • На фантомах мочевого пузыря определять цистоскопическую картину опухолей.

  • Пальпировать и перкутировать мочевой пузырь.

  • Проводить пальцевое ректальное исследование предстательной железы.

  • Интерпретировать на УЗИ, цистограммах ДГПЖ простаты.

  • Проанализировать показатели PSA (простато-специфического антигена) и результаты ТРУЗИ (трансректального ультразвукового исследования) предстательной железы.

  • Находить метастазы рака простаты в костях на рентгенограммах.

  • Выявлять скрытую лейкоцитурию.

  • Интерпретировать результаты бактериологического исследования мочи. Применять рентгенологические методы исследования для диагностики острого и хронического пиелонефрита.

  • Определять принципы лечебной тактики при остром, в том числе гестационном пиелонефрите.

  • Выписать рецепты на наиболее часто применяемые препараты в лечении воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы - нитроксолин (5-НОК), фуразолидон, невиграмон и др.

  • Наметить план обследования больного с подозрением на нефрогенную гипертензию.

  • Производить аускультацию области проекции почечных артерий для выявления патологических шумов.

  • Измерять артериальное давление в различных положениях тела больного (стоя, лежа, после физической нагрузки).

  • Выявлять на урограммах изменения, характерные для нефрогенной

  • гипертонии.

  • Определять причину нефрогенной гипертонии по данным сосудистых изменений почек.

  • По характерным признакам анализа мочи, анамнеза и клинических проявлений заподозрить туберкулез мочеполовой системы.

  • При пальпации мужских половых органов определять характерные для туберкулеза изменения.

  • По данным обзорной урографии отличать участки обызвествления (петрификаты) от почечных конкрементов.

  • Распознавать деструктивные формы туберкулеза почек на экскреторной и ретроградной пиелограммах.

  • Пальпировать почки при дистопии, поликистозе, солитарных кистах, определять их консистенцию, подвижность.

  • Заподозрить аномалию почек у больных с пальпируемым образованием в животе.

  • Составить план обследования ребенка и взрослого с подозрением на порок развития почек и мочевыводящих путей.

  • При интерпритации урограмм определять вид аномалии и осложнения (пиелонефрит, мочекаменная болезнь, гидронефроз, стаз мочи).

  • Пальпировать и перкутировать область мочевого пузыря.

  • Путем осмотра диагностировать экстрофию мочевого пузыря, эписпадию, гипоспадию.

  • По комплексу клинико-лабораторных исследований заподозрить инфравезикальную обструкцию.

  • Произвести простую и микционную цистографию и интерпритировать их результаты.

  • Отличать анурию от острой задержки мочи при объективном обследовании больного и путем дополнительных методов исследования.

  • По количеству выделяемой больным ОПН мочи устанавливать ее стадию.

  • Интерпретировать результаты биохимических исследований крови (электролитный состав, КЩР, гиперазотемия) для определения стадии ОПН и ХПН.

  • Определять показания к консервативной терапии, гемодиализу и трансплантации почек.

  • Пальпировать и перкутировать почки и мочевой пузырь.

  • Интерпретировать рентгенограммы больных с травмой мочевой системы.

  • Интерпретировать данные УЗИ, ТРУЗИ и ПСА-крови.

  • Проводить диафаноскопию.

  • Произвести вправление парафимоза.



ЗАНЯТИЕ №1
Тема: «Уросемиотика, инструментальные и рентгенорадиоизотопные методы диагностики урологических заболеваний». Курация больного.

КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИМПТОМОВ У УРОЛОГИЧЕСКИХ

БОЛЬНЫХ (УРОСЕМИОТИКА)


Цель занятия: изучить наиболее частые симптомы заболеваний почек, мочевых путей и мужских половых органов.

Следует исходить из следующего набора симптомов: боль, расстройство мочеиспускания, изменение количества и качества мочи, изменение размеров, формы и месторасположения органа, а также патологические выделения из уретры и изменения в сперме.

Необходимо выяснение причин и механизмов возникновения того или иного симптома для правильного и полного сбора анамнеза и, как следствие этого, целенаправленного проведения объективного исследования с интерпретацией полученных данных. Все это должно обеспечить конечную цель: постановку диагноза.
Студент должен уметь:

1.Исходя из знания симптомов болезни, правильно и полно собирать анамнез и на основании этого правильно интерпретировать полученные результаты объективного исследования и лабораторных данных.

2.Владеть всеми приемами физикального исследования урологического больного:

а) пальпировать почки в разных положениях тела больного; б) пальпировать и перкутировать мочевой пузырь;

в) пальпировать органы мошонки и предстательную железу;

г) проводить аускультацию в проекции почечных сосудов;

д) уметь проводить и оценивать диафаноскопию;

е) правильно исполнять и оценивать симптом Пастернацкого и бимануальный симптом острого пиелонефрита.

3.Уметь определять различными способами наличие остаточной мочи.

4. Интерпретировать результаты общего анализа мочи, пробы мочи по Нечипоренко, пробы Зимницкого, а также трехстаканной пробы мочи для выявления локализации воспалительного процесса в мочевых путях.

Для успешной диагностики заболеваний студент должен обладать знаниями из нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, биохимии, пропедевтики внутренних болезней, топографической анатомии.

Студент должен знать:

1.Клиническую симптоматологию наиболее часто встречающихся заболеваний почек, мочевых путей и мужских половых органов.

2.Особое внимание он должен уделить симптоматологии неотложных состояний в урологии.

3.Знать, что такое симптом, симптомокомплекс, синдром.

4.Отчетливо представлять себе связь набора симптомов с конкретной нозологической формой для правильной диагностики.

5. Уметь анализировать шкалы симптомов IPSS, тазовой боли, андрогенного дефицита.

6.Диагностическое значение количественных и качественных изменений мочи.

7.Оценивать важность таких проявлений, как патологические выделения из уретры и изменения в сперме.

8.Знать клиническую характеристику почечной колики.

9.В зависимости от локализации, иррадиации и характера боли отчетливо представлять себе поражение каких органов мочевой системы или мужских половых органов имеет место, интерпретировать данные УЗИ, КТ, МРТ.

10.Различать симптомы ишурии и анурии, гематурии и уретроррагии.

11.Знать виды анурии в зависимости от этиологического фактора и виды гематурии в зависимости от источника кровотечения.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Боль

Локализация, иррадиация и интенсивность. Локализация и характер боли при заболеваниях почек, мочевого пузыря, предстательной железы, органов мошонки. Клиническая симптоматология почечной колики. Боль в костях таза при урологических заболеваниях. Отсутствие боли при ряде урологических заболеваний.


2. Расстройство мочеиспускания

Виды расстройства мочеиспускания: учащенное (поллакиурия), болезненное и учащенное мочеиспускание (дизурия), мочеиспускание тонкой струей (странгурия), затрудненное мочеиспускание. Острая и хроническая задержка мочеиспускания (ишурия), парадоксальная ишурия, императивные позывы к мочеиспусканию, неудержание и недержание мочи, ночное недержание мочи (энурез), никтурия, опсоурия.


3. Изменение количества мочи

Полиурия, олигурия, анурия - секреторная (аренальная, преренальная, ренальная) и экскреторная (постренальная).


Каталог: Dokumenti
Dokumenti -> Рабочая программа модуля «Пародонтология» Специальность : Стоматология 060201 Квалификация выпускника- врач
Dokumenti -> Учимся правильно чистить зубы
Dokumenti -> Применение препарата «полигемостат» в предпротезной восстановительной хирургии малоинвазивная радикальная гайморотомия
Dokumenti -> Методические рекомендации для врачей «Применение отечественного гемостатического препарата Полигемостат у пациентов с синдромом Диабетической стопы» содержат материал, который обобщил опыт
Dokumenti -> Мастер-класс «Оперативное лечение недержания мочи у женщин» Место проведения
Dokumenti -> Методические рекомендации для врачей Екатеринбург 2015 2


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница