Методические рекомендации к практическому занятию для студентов



страница1/8
Дата27.07.2018
Размер0,85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


к практическому занятию для студентов

VI курса специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»


Занятие №27 «Инфекционные заболевания с синдромом желтухи у детей в условиях поликлиники. Особенности наблюдения детей 1 года жизни с TORCH-инфекцией»
Обсуждена на заседании кафедры

«30» августа 2016г.

Протокол №1

Методическая разработка составлена

к.м.н., доцентом Е.В.Поповой
г. Ставрополь, 2016 г.

Занятие № 27 «Инфекционные заболевания с синдромом желтухи у детей в условиях поликлиники. Особенности наблюдения детей 1 года жизни с TORCH-инфекцией».
Учебные вопросы занятия:


  1. Дифференциальная диагностика синдрома желтухи у детей грудного возраста. Тактика участкового педиатра, показания к госпитализации.

  2. Особенности наблюдения детей 1 года жизни с TORCH-инфекцией.

  3. Вирусные гепатиты А и Е: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке. Принципы диспансерного наблюдения за реконвалесцентами.

  4. Вирусные гепатиты В и С: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке. Принципы диспансерного наблюдения за реконвалесцентами, больными хроническим гепатитом.


Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ГДП №2, ул. М.Жукова, 50, ГДП №1, ул. Ленина, 470.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база ГДП №1, №2, №3, ДККБ, центра практических навыков СтГМУ:

  • Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

  • Лабораторно-диагностические отделения.

  • Отделение функциональной и лучевой диагностики.

  • Медицинская документация – формы 112/у, 26/у, 30/у и др.

  • Тематические учебные комнаты.

  • Методические рекомендации для студентов по теме.

  • Сборник интерактивных ситуационных задач.

  • Тестовый контроль по теме.

  • Результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (клинические и биохимические анализы крови мочи, рентгенограммы, описание ультразвукового, электрического обследования больных и здоровых детей).

  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой).

  • Видеолекции.

  • Мультимедийные презентации по теме.


Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить дифференциальную диагностику и особенности наблюдения детей с синдромом желтухи, с TORCH-инфекцией в амбулаторно-поликлинической практике.

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны


ЗНАТЬ:

1. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в детской поликлинике.

2. Особенности обмена билирубина у детей 1 года жизни.

3. Классификацию желтух новорожденных.

4. Особенности клинических проявлений конъюгационных желтух у детей 1 года жизни.

5. Особенности клинических проявлений гемолитических желтух у детей 1 года жизни.

6. Особенности клинических проявлений паренхиматозных желтух у детей 1 года жизни.

7. Особенности клинических проявлений механических (обтурационных) желтух у детей. 1 года жизни.

8. Дифференциальную диагностику внутрипеченочного и внепеченочного холестаза

9. Обследование и диспансерное наблюдение детей с «затяжной» желтухой в амбулаторной практике.

10. Принципы лечения детей с разными формами желтух.

11. Общую характеристику внутриутробных инфекций.

12. Комплекс лабораторного обследования у детей с ВУИ.

13. Принципы лечения и диспансерное наблюдение детей с ВУИ.

14. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденной герпетической инфекции.

15. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденной цитомегаловирусной инфекции.

16. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденной краснухе.

17. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденном токсоплазмоз.

18. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденном листериозе.

19. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденном уреамикоплазмозе, неонатальном хламидиозе.

20. Особенности инфицирования, клинические формы при врожденных гепатитах В и С.

21. Профилактику вирусного гепатита А и Е.

21. Профилактику вирусных гепатитов В и С.
УМЕТЬ:

1. Вести медицинскую документацию в детской поликлинике.

2. Собрать и оценить биологический, генеалогический и социальный анамнез.

3. Провести физикальное обследование ребенка (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).

4. Направить детей на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.

5. Интерпретировать результаты обследования (общий анализ крови, мочи, биохимическое исследование крови, серологическое исследование, метод ПЦР и др.).

6. Поставить ребенку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз.

7. Разработать больному ребенку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия.

8. Провести экспертизу временной нетрудоспособности.

9. Направить ребенка-инвалида для проведения медико-социальной экспертизы.


ВЛАДЕТЬ:

  1. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в детской поликлинике.

  2. Методами общеклинического обследования новорожденного.

  3. Алгоритмом постановки предварительного диагноза детям с последующим направлением их на дополнительное обследование к врачам-специалистам.

  4. Алгоритмом развернутого клинического диагноза патологии в неонатальном периоде.

  5. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий у детей с синдромом желтухи и TORCH-инфекцией в амбулаторных условиях.

  6. Алгоритмом выдачи больничного листа по уходу за больным ребенком.

  7. Алгоритмом направления ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  • готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6)

  • способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2);

  • готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания (ПК-5);

  • способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр (ПК-6);

  • готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы (ПК-7);

  • готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);

  • готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10);


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

    • о правильном ведении медицинской документации;

    • о дифференциальной диагностике синдрома желтухи у детей грудного возраста;

    • о тактике участкового педиатра при наблюдении детей с затяжным течением желтухи;

    • об особенностях наблюдения детей 1 года жизни с TORCH-инфекцией;

    • о тактике ведения и принципах диспансерного наблюдения детей с вирусными гепатитами А и Е;

    • о тактике ведения и принципах диспансерного наблюдения детей с вирусными гепатитами В и С.


Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Пропедевтика детских болезней [Текст]: учеб. / под ред. Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 462 с.

  2. Пропедевтика детских болезней + СD [Электронный ресурс]: учеб. / под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970423936.html?SSr=25013379af16660b2dd357828011959

  3. Поликлиническая и неотложная педиатрия [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.]; под ред. А. С. Калмыковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 896 с.

  4. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. для студ. мед. вузов [Электронный ресурс] А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.]; под ред. А. С. Калмыковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 896 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426487.html?SSr=25013379af16660b2dd35782801195



Дополнительная:

  1. Врожденные инфекции: учебное пособие. М.В.Голубева, Л.Ю.Барычева, Л.В.Погорелова, Е.В. Кулакова Ставрополь, изд. СтГМА, 2009. 120 с.

  2. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2 т. Т.1 А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. 2-е изд., перераб. и доп. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 768 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424216.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

  3. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2 т. Т.2 А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. 2-е изд., перераб. и доп. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. 752 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424223.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

  4. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 1. под ред. И.Ю. Мельниковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. 672 с. Режим доступа :http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122061.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

  5. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 2. под ред. И.Ю. Мельниковой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. 608 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122062.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

  6. Неонатология: учебное пособие в 2 т. Шабалов Н.П. 2-е изд., испр. и доп. М.: МЕДпресс-информ, 2009. Том 1. - 736с., Том 2. - 658с.

  7. Неонатальные желтухи: учебное пособие / сост. Е.В.Кулакова и др. Ставрополь, изд. СтГМА, 2013. 96 с.

  8. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс]: учеб. под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. М. ГЭОТАР-Медиа, 2012. 680 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421642.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

  9. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 1 Н.П. Шабалов.- 7-е изд.,перераб. и доп. СПб. Питер, 2012. 928 с.

  10. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст] : учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 2 Н.П. Шабалов.- 7-е изд., перераб. и доп. СПб. Питер, 2012. 880 с.

  11. Учайкин В. Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей : учеб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 688 с.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомо-физиологические особенности неонатального периода.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на особенности патологии в неонатальном периоде. Воспользуйтесь аннотацией (приложение 1). Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты 1-25 и ситуационные задачи 1-2.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания №№ 26-50 и решите ситуационные задачи 3-5, проанализируйте их решение.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.
Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Дифференциальная диагностика синдрома желтухи у детей грудного возраста.

2. Тактика участкового педиатра, показания к госпитализации.

3. Особенности наблюдения детей 1 года жизни с TORCH-инфекцией.

4. Вирусные гепатиты А и Е: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке.

5. Принципы диспансерного наблюдения за реконвалесцентами.

6. Вирусные гепатиты В и С: диагностика, клиника, тактика ведения на педиатрическом участке.

7. Принципы диспансерного наблюдения за реконвалесцентами, больными хроническим гепатитом.


Аннотация к занятию №27

СИНДРОМ ЖЕЛТУХИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА В АМБУЛАТОРНОЙ ПРАКТИКЕ
Желтуха, или визуальное проявление гипербилирубинемии, включает синдромы различного происхождения, общей чертой которых является желтушное прокрашивание кожи и слизистых оболочек. Всего насчитывается около 50 заболеваний, которые сопровождаются появлением желтушности кожных покровов. У взрослых прокрашивание кожи происходит при повышении уровня билирубина более 34 мкмоль/л, у доношенных новорожденных — при уровне билирубина 51-60 мкмоль/л, у недоношенных — более 85 мкмоль/л.

На первой неделе жизни желтуха встречается у 25–50% доношенных и у 70–90% недоношенных новорожденных. Из них у 2% младенцев желтуха может быть связана с тяжелым заболеванием (гемолитическая болезнь новорожденных, билиарная атрезия, ВУИ, врожденные нарушения метаболизма) или другими, угрожающими жизни состояниями (сепсис, шок, тяжелые врожденные заболевания сердца).

В последние годы обозначилась тенденция к нарастанию числа затяжных форм желтушного синдрома у новорожденных.

Тяжелые желтухи новорожденных могут влиять на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, а также явиться причиной смерти в раннем неонатальном периоде и привести к отдаленным последствиям патологии ЦНС. Непрямой билирубин является нейротоксическим ядом и при определенных условиях (недоношенность, гипоксия, гипогликемия, длительная экспозиция и т. д.) вызывает специфическое поражение подкорковых ядер и коры головного мозга — так называемую билирубиновую энцефалопатию.


Обмен билирубина

Билирубин является конечным продуктом катаболизма гема и образуется преимущественно вследствие распада гемоглобина (около 75%) с участием гемоксигеназы, биливердинредуктазы, а также неферментных восстанавливающих веществ в клетках ретикулоэндотелиальной системы (РЭС). Другими источниками билирубина являются миоглобин и гемсодержащие ферменты печени (около 25%).

Естественный изомер билирубина — непрямой свободный билирубин — хорошо растворим в липидах, но плохо растворим в воде. В крови он легко вступает в химическую связь с альбумином, образуя билирубин-альбуминовый комплекс, благодаря чему в ткани поступает только менее 1% образующегося билирубина. Теоретически одна молекула альбумина может связать две молекулы билирубина. В комплексе с альбумином билирубин попадает в печень, где он путем активного транспорта проникает в цитоплазму, связывается с Y- и Z-протеинами и транспортируется в эндоплазматический ретикулум. Там под влиянием уридиндифосфатглюкуронилтрансферазы (УДФГТ) происходит соединение молекул билирубина с глюкуроновой кислотой и образуется моноглюкуронидбилирубин (МГБ). При транспортировке МГБ через цитоплазматическую мембрану в желчные капилляры происходит присоединение второй молекулы билирубина и образуется диглюкуронидбилирубин (ДГБ). Конъюгированный билирубин является водорастворимым, нетоксичным и выводится из организма с желчью и мочой. Далее билирубин в виде ДГБ экскретируется в желчные капилляры и выводится вместе с желчью в просвет кишечника.

Билирубин-диглюкуронид в желчных путях и желчном пузыре под действием ферментов дегидрогеназ частично восстанавливается до мезобилирубина и уробилиногена. В кишечнике около 30% прямого билирубина расщепляется на глюкуроновую кислоту и непрямой билирубин, который всасывается в кровь и поступает в печень для повторной глюкуронизации. Уробилиноген и мезобилирубин в кишечнике частично всасываются и через портальную вену попадают в печень, где окисляются полностью.

В кишечнике под влиянием кишечной микрофлоры происходит дальнейшая трансформация молекул билирубина, в результате которой образуется стеркобилин, выводящийся с калом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБМЕНА БИЛИРУБИНА


ГЕМОГЛОБИН



Транспорт при участии гаптоглобина в тканевые макрофаги


Разрыв цикла

ВЕРДОГЛОБИН

В тканевых макрофагах (печени, селезенки, костного мозга) при участии микросомальной гемооксигеназы и цитохрома Р 450


Окисление гема:

Удаление Fe


БИЛИВЕРДОГЛОБИН

Отделение глобина


БИЛИВЕРДИН

При участии

биливердинредуктазы


Восстановление


СВОБОДНЫЙ БИЛИРУБИН


ИЗОМЕРЫ СВОБОДНОГО БИЛИРУБИНА:


9-β

9-γ 4-6%

9-


9-94-96%


Связывание 2 молекул изомера 9- с одной молекулой альбумина

Поступление в кровь:

Выделение из организма изоме­ров: 9-β, 9-γ и 9- без участия в реакции конъюгации

Возможно связывание изомера 9- с металлами, аминокислотами, пептидами и др. малыми молекулами


ОТДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОГО БИЛИРУБИНА ОТ АЛЬБУМИНА

На мембране гепатоцита:


Перенос на митохондрию гепа­тоцита с помощью протеина Y (лигандина) и протеина Z




СВЯЗЫВАНИЕ МОЛЕКУЛЫ СВОБОДНОГО БИЛИРУБИНА (ИЗОМЕР 9-) С МОЛЕКУЛОЙ ГЛЮКУРОНОВОЙ КИСЛОТЫ

С ОБРАЗОВАНИЕМ МОНОГЛЮКУРОНИД - БИЛИРУБИНА (МГБ)

В реакции участвует фермент уридиндифосфоглюкуронил­трансфераза

(глюкуронилтрансфераза) Обязательные условия: наличие кислорода, глюкозы, АТФ, НАД, уридинфосфата (УДФ), глюку­роновой кислоты


Митохондрия гепатоцита:




2 МОЛЕКУЛЫ МГБ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ С ОБРАЗОВАНИЕМ ДИГЛЮКУРОНИД-БИЛИРУБИНА (ДГБ) И СВОБОДНОГО БИЛИРУБИНА


С затратой энергии

В желчи:


В кишечнике: свободный билирубин всасывается, попадает с кровью к гепатоциту и вновь вступает в реакцию конъюгации


МЕЗОБИЛИРУБИН ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЕЗОБИЛИНОГЕН

Под воздействием кишечной микрофлоры (E. coli)



Всасывание в кровоток портальной системы: поступление в гепатоцит, желчь и кишечник

Выделение в виде СТЕРКОБИЛИНОГЕНА, пре­вращающегося под воздействием кислорода воздуха в СТЕРКОБИЛИН каловых масс




Всасывание в общий кровоток: выделение из организма с мочой в виде УРОБИЛИНОГЕНА




Выделение с фекалиями в виде ДИПИРРОЛОВ или всасывание их в кровоток


Особенности обмена билирубина у новорожденных

Относительно большее количество гемоглобина на единицу массы тела, более короткая продолжительность жизни эритроцитов.

Обмен веществ катаболической направленности, приводящей к образованию билирубина из неэритроцитарных источников (миоглобин, пирролы, печеночный цитохром и др.).

У здоровых новорожденных альбуминсвязывающая функция плазмы достаточная, однако при патологических состояниях, таких как гипоксия, гипотермия и ацидоз, эта функция значительно ослабевает. Снижение активности белков наблюдается и у детей с задержкой внутриутробного развития, недоношенных и функционально незрелых.

Содержание Y- и Z-протеинов, а также активность УДФГТ резко снижены в первые сутки жизни и составляют 5% от активности таковых систем у взрослых. Повышение концентрации билирубина приводит к повышению активности ферментных систем печени в течение 3–4 дней жизни. Полное становление ферментных систем печени происходит к 1,5–3,5 мес жизни. Морфофункциональная незрелость, эндокринные расстройства (гипотиреоз, повышение в женском молоке прогестерона), нарушения углеводного обмена (гипогликемия), наличие сопутствующей инфекционной патологии существенно удлиняют сроки становления ферментных систем печени.

Реакция соединения непрямого билирубина с глюкуроновой кислотой требует энергетических затрат и глюкозы. У недоношенных детей эта реакция замедленна по времени.

Процессы выведения билирубина из организма также несовершенны, с чем связана повышенная кишечная реабсорбция билирубина. Заселение кишечника новорожденного нормальной кишечной микрофлорой резко сокращает количество билирубина, всасываемого из кишечника, и способствует нормализации процессов его выведения из организма.

В связи с физико-химическими особенностями желчи скорость поступления конъюгированного билирубина в кишечник значительно замедлена. Экскреторная функция печени у новорожденных снижена, печеночные ходы узкие, извитые, что создает условия для застоя желчи.


В настоящее время существует несколько различных классификаций желтух новорожденных.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛТУХ У НОВОРОЖДЕННЫХ (В.А.ТАБОЛИН,1975)

1. Генез (по времени действия фактора):

- врожденные;

- приобретенные;

- идиопатические.

2. Уровень дефекта в обмене билирубина:

- надпеченочный;

- печеночный;

- подпеченочный;

- смешанный.

3. Степень выраженности:

— умеренная, или желтуха I степени (уровень билирубина до 80 мкмоль/л);

— средняя, или желтуха II степени (билирубин 80—300 мкмоль/л);

— резко выраженная, или желтуха III степени (билирубин более 300 мкмоль/л).

4. Избыток фракции билирубина:

— свободного;

— связанного.

5. Время манифестации:

— первые сутки;

— 2—3-й сутки;

— после 3 сут;

— на 10—14-й день;

— поздние.

6. По течению:

— быстрого прогрессировать;

— медленного прогрессирования;

— транзиторные.

7. Осложнения:

— билирубиновая энцефалопатия;

— билиарный цирроз печени.


КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛТУХ НОВОРОЖДЕННЫХ ПО ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ МЕХАНИЗМУ (Н.П.ШАБАЛОВ, 1996)

1. Конъюгационная желтуха.

2. Гемолитическая желтуха.

3. Механическая, или обтурационная, желтуха.

4. Паренхиматозная желтуха.
Степени визуализации желтухи по шкале Крамера

• I степень — желтушность лица и шеи (80 мкмоль/л).

• II степень — до уровня пупка (150 мкмоль/л).

• III степень — до уровня коленей (200 мкмоль/л).

• IV степень — желтушность лица, туловища, конечностей кроме ладоней и подошв (300 мкмоль/л).

• V степень — весь желтый (400 мкмоль/л).

Субиктеричность – кожа младенца эритематозна, но при пальпации появляется желтое пятно в месте надавливания.

В оценку степени выраженности желтухи новорожденного не входит желтушное окрашивание склер, так, довольно часто оно может быть связано с рассасыванием субконъюнктивальных кровоизлияний у новорожденного.

Шкалу Крамера нельзя использовать, если ребенок получает фототерапию, так как окраска кожи не будет соответствовать уровню билирубина в крови. У недоношенных и гипотрофичных детей степень визуализации гипербилирубинемии менее выражена.
Гипербилирубинемию, при которой относительная доля непрямой (неконъюгированной) фракции составляет более 80-90%, в неонатологии принято обозначать термином «непрямая гипербилирубинемия», если доля прямого (конъюгированного) билирубина превышает 20% - термином «прямая гипербилирубинемия».

Развитие непрямой гипербилирубинемии может быть связано с гиперпродукцией билирубина, в т.ч. гемолизом иммунным и неиммунным, нарушением альбуминсвязывающей способности крови, с нарушением конъюгации, повышением энтерогепатической циркуляции билирубина.

В неонатальном периоде основную группу составляют желтухи, связанные с непрямой гипербилирубинемией.
Особенности клинических проявлений часто встречающихся желтух у детей

1. Конъюгационные желтухи.

Конъюгационные желтухи обусловлены преимущественным нарушением конъюгации билирубина в гепатоцитах. Для них типично возникновение желтухи в возрасте более 24 часов за счет повышения непрямой фракции билирубина, отсутствие гепато- и спленомегалии, анемии и ретикулоцитоза, обычная окраска кала и мочи.


1.1. Физиологическая (транзиторная) желтуха новорожденных.

Гипербилирубинемия развивается у всех новорожденных в первые дни жизни, однако желтушность кожных покровов отмечается лишь у 60—70%.



Каталог: userfiles -> depts -> childhood diseases tf df -> 6 kurs
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
6 kurs -> Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия
6 kurs -> Аномалии конституции, неонатология
6 kurs -> Учебное пособие для студентов стоматологического факультета Под редакцией Н. А. Федько


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница