Методические рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях Краснодарского края



страница1/5
Дата25.08.2017
Размер1,09 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Отдел по делам несовершеннолетних

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в муниципальных образованиях
Краснодарского края

(деятельность штабов по взаимодействию
в области организации участия граждан в охране
общественного порядка, профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних)

Краснодар, 2011



Ответственная за выпуск

С. А. Элибекова, ведущий консультант отдела по делам несовершеннолетних
администрации Краснодарского края

Составители:

А. П. Резник, начальник отдела по делам несовершеннолетних

администрации Краснодарского края



А. П. Зекунов, специалист-эксперт отдела по делам несовершеннолетних

администрации Краснодарского края

Оглавление
Введение 4

Концептуальные подходы в профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
4

Индивидуальная профилактическая работа
и защита прав несовершеннолетних
6

«Детский» закон 10

Организация работы штабов по реализации «детского» закона 12

Создание штаба 13

Материально-техническое оснащение штаба 14

Задачи штаба 14

Номенклатура в штабе 14

Порядок организации деятельности и основные задачи


ответственного секретаря в штабе 15

Заседание штаба 16



Правовые основы организации рейдовых мероприятий 16

Порядок проведения развода рейдовых мобильных групп
на охрану общественного порядка, профилактику
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
на территории муниципального района,
сельского поселения и городского округа
17

В районном (городском) штабе 18

В штабе сельского поселения, городского округа 18

Ход и порядок проведения рейдового мероприятия 19

Медицинское освидетельствование несовершеннолетних,
находящихся в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения либо потребивших наркотическое средство,
психотропное вещество без назначения врача
20

Деятельность по выявлению и недопущению реализации
несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пива и напитков,
изготавливаемых на его основе
21

Алгоритм действий и правовые нормы, регулирующие
работу сотрудников органов внутренних дел при проверке
торговых объектов, реализующих табачные изделия,
алкогольную и спиртосодержащую продукцию,
а также алгоритм действий граждан при выявлении фактов
продажи несовершеннолетним запрещенной продукции
21

Организация деятельности «Молодежных патрулей» 22

Функции и принципы деятельности «Молодежных патрулей» 22

Участники и условия вступления в «Молодежный патруль» 22

Координация деятельности «Молодежного патруля» 22

Формы поощрения участников «Молодежного патруля» 22

работа органов системы профилактики с несовершеннолетними,
выявленными в рамках действия «детского» закона
23

Приложения…………………………………………………………………………………………..28
Введение

Целью настоящего методического пособия является определение порядка формирования и деятельности муниципальных штабов по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Краснодарского края.

Данное методическое пособие разработано для использования в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, секретарей и руководителей муниципальных районных, городских, окружных и сельских штабов по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Пособие концептуально раскрывает задачи профилактики, ее уровни и формы в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. № ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ-120) и Закона Краснодарского края от 21 июня 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – «детский» закон, или КЗ-1539).

Отдельным разделом в пособии представлен комплексный подход к реализации рейдовых мероприятий в рамках исполнения закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» с учетом требований действующего российского и регионального законодательства.

Пособие подготовлено отделом по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края при содействии и с использованием материалов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Краснодарского края.



А. П. Резник,
начальник отдела по делам несовершеннолетних
администрации Краснодарского края

Концептуальные подходы в профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних


Понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевым понятием ФЗ-120 и «детского» закона является «профилактика».

В широком понимании, исходя из положений ФЗ-120, под профилактикой следует понимать систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, возникших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетнего со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, и способствующих бесконтрольному поведению несовершеннолетних; нахождению в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию; совершению правонарушений; систематическому употреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; занятиям проституцией, бродяжничеству или попрошайничеству; а также иным действиям, нарушающим права и законные интересы других лиц.

Приоритетом в реализации вышеуказанных мер является:

а) своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

б) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В действующем российском законодательстве о профилактике правонарушений несовершеннолетних не раскрыто понятие «своевременное выявление».

Под своевременным выявлением в контексте реализации ФЗ-120, «детского» закона следует понимать упреждающие действия и мероприятия уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению и постановке на учет несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, когда в результате этого выявления удается устранить негативное влияние социально опасного положения или трудной жизненной ситуации на соответствующую семью или несовершеннолетнего и в кратчайшие сроки нейтрализовать факторы, способствующие этому.

К своевременному выявлению также может относиться выявление несовершеннолетних или семей «группы риска», которые обладают набором факторов (поведенческих, психологических, социальных, профессиональных, психических, физиологических и других), способных привести к формированию в отношении этих несовершеннолетних или семей социально опасного положения или трудной жизненной ситуации. Семьи «группы риска» зачастую могут иметь комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному (т. е. отклоняющемуся) поведению.

Важным элементом в процессе выявления «группы риска» является проведение комплекса мероприятий по недопущению дальнейшего усугубления и развития факторов неблагополучия, способных привести представителей данной категории к социально опасному положению или трудной жизненной ситуации. Эти мероприятия должны разрабатываться всеми органами и учреждениями системы профилактики.

К критериям, определяющим «группу риска», могут быть отнесены: медицинские (хронические заболевания, проблемы с органами слуха, зрения, речи, частые и длительные болезни, учет у психиатра, невролога, невропатолога, нарколога, перенесенные сложные медицинские операции, стрессы и др.); социальные (проживание в асоциальной семье, пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку, другим членам семьи, проживание в малообеспеченной семье, в семье беженцев, переселенцев, проблемы адаптации, языковые, культурологические, конфессиональные проблемы, проблемы адаптации при смене места жительства и места учебы, самовольный уход из дома, участие в негативных группах и др.); учебно-педагогические (неуспеваемость, пропуски без уважительных причин занятий, отдельных предметов и др.); поведенческие (нарушение поведения вплоть до девиантного, трудности во взаимоотношениях со сверстниками или родителями, повышенный уровень тревожности, употребление наркотических веществ, табакокурение, токсикомания, гиперактивность и др.).

Все эти критерии достаточно условно разделены на виды. Например, употребление наркотических средств можно отнести и к поведенческому критерию (как действие), и к медицинскому (как болезнь). Это необходимо учитывать при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.

При организации воспитательного процесса необходимо помнить о том, что в действующем российском законодательстве о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отсутствует как таковое понятие «группы риска». Поэтому это понятие может быть использовано только в социально-педагогической или социально-психологической практике соответствующими органами и учреждениями.

В соответствии с действующим законодательством в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используются три понятия:

1. «Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении (далее – СОП) – это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1 ФЗ-120).

2. «Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» (ст. 1 ФЗ-120).

3. «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС) – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» (ст. 1 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – далее ФЗ-124).

Под социальной реабилитацией следует понимать мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. Данное понятие неразрывно связано с понятием «социальная адаптация», т. е. процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (ст. 1 ФЗ-124).

К средствам социальной реабилитации можно отнести институты здравоохранения; образования; профессиональной подготовки и переподготовки; средства массовых коммуникаций и массовой информации; организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; общественные и негосударственные организации, работающие в сферерешения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия, организация позитивного досуга, правовая защита и др.).

Исходя из функций специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» можно выделить следующие формы социальной реабилитации:

– организация временного проживания несовершеннолетних в специализированном учреждении;

– оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства;

– содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

– оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям);

– защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

– организация медицинского обслуживания, обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

– выявление и устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

– розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или интернатных учреждений;

– выявление детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Перечень форм и методов социальной реабилитации и индивидуальной профилактической работы, отнесенных к компетенции органов и учреждений системы профилактики, приведен в статьях 11–24, 25.1, 26, 27, 28, 30, 31, 31.1, 31.2 ФЗ-120:

– помещение несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, их защита от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

– незамедлительное информирование: органа прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; органа опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органа управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; органа внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органа управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органа управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органа по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

– другие формы и методы.



Индивидуальная профилактическая работа
и защита прав несовершеннолетних

Являясь основным инструментом выведения несовершеннолетнего или семьи из кризисной ситуации, индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) ставит своей целью своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Выявление семей, находящихся в СОП и (или) относящихся к «группе риска», может осуществляться в следующих формах:

1) активное выявление: подворовые обходы; «детские переписи»; рейды в места массового отдыха и скопления граждан, на рынки и т. д.; беседы с гражданами и др.;

2) выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистов.

В процессе проведения ИПР также выполняется задача выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. О таких случаях немедленно должны информироваться территориальные органы внутренних дел и прокуратура, которые в соответствии с законодательством рассматривают поступившие к ним сообщения и принимают соответствующие решения.

В законодательстве само понятие ИПР сформулировано таким образом, что не предполагает работу по раннему выявлению несовершеннолетних и семей, не имеющих статуса находящихся в СОП, но имеющих предпосылки для возникновения СОП (т. н. «группа риска»). Данное обстоятельство значительно ограничивает возможности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних именно с точки зрения предупреждения (недопущения) возникновения и устойчивого функционирования этих негативных факторов. Поэтому в профилактической работе с «группой риска» возможно применение понятия ИПР, как и в работе с детьми и семьями, находящимися в СОП. При наличии соответствующих педагогических, социально-психологических и иных показаний, оформленных в установленном порядке, понятие ИПР также может быть применимо к детям и семьям, находящимся в ТЖС.

Каждый орган системы профилактики имеет общие и ведомственные полномочия, которые он обязан реализовывать в отношении детей и семей, находящихся в СОП. Данные полномочия предусмотрены ФЗ-120 и КЗ-1539.

К общим полномочиям относятся:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

(ФЗ-120, статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Таким образом, все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечисленные в ФЗ-120, в рамках своей компетенции обязаны проводить указанную работу.

При этом должны быть соблюдены основополагающие принципы, обозначенные в части 2 статьи 2 ФЗ-120: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней, индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Права несовершеннолетних прописаны в целом ряде международных, российских и региональных нормативных правовых актов.

Основополагающим международным документом является Конвенция ООН «О правах ребенка» (далее – Конвенция).

Согласно Конвенции «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Данный постулат Конвенции полностью соответствует российскому законодательству, которое считает, что ребенок – это лицо, не достигшее возраста 18 лет (ст. 1 ФЗ-124; ст. 1 ФЗ-120).

Конвенция и государства-участники гарантируют соблюдение следующих прав ребенка:

– право на жизнь;

– право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи;

– право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка;

– право свободно выражать свое мнение;

– право на свободу мысли, совести и религии;

– право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний;

– право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию;

– право на доступ к информации;

– право на признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка;

– право на защиту ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке;

– право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством;

– право получить статус беженца;

– право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка вести полноценную и достойную жизнь;

– право неполноценного ребенка на особую заботу;

– право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

– право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование;

– право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка;

– право на образование;

– право на отдых и досуг;

– право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

– право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

– право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

– право на защиту от похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме;

– право на защиту от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка;

– право на защиту от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

– право на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов;

– право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

В Российской Федерации права ребенка гарантированы Конституцией РФ, ФЗ-124, ФЗ-120, Семейным кодексом РФ, КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ФЗ-124 направлен на обеспечение основных гарантий прав и законных интересов ребенка, на создание правовых, социально-экономических условий для полной реализации прав и законных интересов ребенка. Государство гарантирует особую защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенной категории граждан. В ФЗ-124 сформулированы основные нормы, с помощью которых государство комплексно регулирует отношения с участием детей в сфере образования, науки, культуры, медицины, социальных льгот и выплат, в жилищной сфере, в области средств массовой информации и прочих областях.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, планировании и проведении ИПР органы и учреждения системы профилактики руководствуются требованиями ФЗ-120 и КЗ-1539, а также требованиями ряда нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.

Данное пособие не ставит целью комментировать все положения федерального и регионального законодательства в сфере профилактики. Однако с учетом того, что оно в первую очередь предназначено для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссий), а также с учетом правового статуса комиссий, являющихся координатором работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо остановиться на ряде положений, касающихся именно работы комиссий.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних (далее – Положение), которое действует и в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству.

В соответствии со ст. 1 Положения главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются:

– организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

– устройство и охрана прав несовершеннолетних;

– координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам;

– рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних;

– осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел РФ и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

Согласно пункту 1 статьи 6, Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае» муниципальные комиссии образуются главами местных администраций при исполнительно-распорядительных органах муниципальных районов или городских округов и являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи помимо городских комиссий главами местных администраций образуются районные (окружные) комиссии.

С учетом требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в Краснодарском крае комиссии по делам несовершеннолетних созданы при:

1) органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

2) органах местного самоуправления муниципальных образований: город Краснодар и город Новороссийск, город-курорт Сочи, при этом городские комиссии решают только задачи, предусмотренные п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ-120, а также задачи, предусмотренные ч. 1 ст. 7 КЗ-1132.

В гг. Краснодаре, Новороссийске и Сочи также образованы районные (окружные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые решают задачи, предусмотренные ст. 11 ФЗ-120 и ст. 7 КЗ-1132.

Несмотря на то что Положение о комиссиях (1967 г.) в исключительных случаях предусматривает возможность создания комиссий в поселениях, эта норма не может быть реализована без передачи поселениям соответствующих полномочий и финансирования. При этом комиссии в поселениях в любом случае не могут рассматривать дела об административных правонарушениях. С учетом необходимости дополнительного финансирования их создание как единых служб координации профилактической работы, не наделенных всем перечнем полномочий комиссий, нецелесообразно.

Организацию профилактической работы на уровне поселения достаточно эффективно могут выполнять комиссии по профилактике правонарушений или советы профилактики, а также штабы по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, созданные на территории поселения.

Основанием для создания комиссии по профилактике правонарушений (совета профилактики) являются:

– Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации» (п. 5. «Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения… восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации “Об участии населения в охране правопорядка” деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики


правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности…»
);

– постановление главы администрации Краснодарского края от 2 октября 2007 г. № 932 «О мерах по реализации Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1267 «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае», которым утверждено Положение о краевой межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов в Краснодарском крае создать аналогичные комиссии по профилактике правонарушений;

– Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 33 статьи 14 которого к вопросам местного значения поселения относит «создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка»).

Основанием для создания штабов по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка являются:

– Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 33 ст. 14);

– Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» (далее – КЗ-1267);

– постановление главы администрации Краснодарского края от 27 апреля 2005 года № 359 «Об одобрении концепции участия граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае»;

– постановление главы администрации Краснодарского края от 2 октября 2007 г. № 932 «О мерах по реализации Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1267 «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае».

Согласно Закону Краснодарского края от 13 ноября 2006 г. № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – КЗ-1132) органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию и организации деятельности муниципальных комиссий (глава 3, КЗ-1132).

Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из краевого бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

Главы 1 и 2 КЗ-1132 определяют общие принципы, задачи, систему и порядок образования комиссий, а также компетенцию комиссий (их полномочия и права).

Контроль за осуществлением государственных полномочий органами местного самоуправления по организации деятельности комиссий осуществляет структурное подразделение администрации Краснодарского края, обеспечивающее деятельность краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – отдел по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края (далее – краевой отдел).

Контроль за целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется органом финансового контроля Краснодарского края (ст. 14 КЗ-1132).

Краевой отдел в соответствии с КЗ-1132 (статья 14) имеет право в рамках контроля проводить проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий, давать письменные предписания по устранению нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления; запрашивать от органов местного самоуправления информацию, материалы и документы об осуществлении ими государственных полномочий; заслушивать информацию и отчеты должностных лиц органов местного самоуправления о ходе осуществления государственных полномочий.

Контроль за деятельностью муниципальных комиссий осуществляется органом, образовавшим данную комиссию, то есть муниципальной администрацией.

Ведомственный контроль за деятельностью муниципальных комиссий осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края.

КЗ-1132 определил, что организационно-техническое обеспечение деятельности муниципальной комиссии осуществляется структурным подразделением (отделом) администрации муниципального образования на основании положения, утвержденного главой местной администрации.

Численность работников отдела определяется по нормативу: не менее двух муниципальных служащих на одну комиссию.

Если количество несовершеннолетних, проживающих на территории подведомственной комиссии, превышает 50 тысяч человек, в структурное подразделение дополнительно вводятся две штатные единицы.

Работники отдела являются муниципальными служащими, замещающими муниципальные должности муниципальной службы в Краснодарском крае. С учетом правового статуса муниципальных комиссий и межведомственного характера их деятельности не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью (ст. 6, п. 5–7 КЗ-1132).

В соответствии со ст. 4 КЗ-1539 комиссии координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными целями такого взаимодействия являются:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Кроме того, комиссии при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции и в порядке, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 апреля 2008 года № 258 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении» (далее – постановление № 258), организуют первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи и при необходимости принимают решение о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы.

Статьей 11 ФЗ-120 определены полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, к которым относятся следующие:

«1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Кроме того, согласно требованиям постановления № 258 комиссии ставят на профилактический учет несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП. При постановке на учет несовершеннолетнего в течение 3 дней комиссия уведомляет об этом его законного представителя (п. 5.8). Копия постановления комиссии в течение 3 дней направляется во все органы системы профилактики для принятия в рамках их компетенции решения о постановке несовершеннолетнего или семьи на ведомственный учет и проведения индивидуальной профилактической работы, а также в другие органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для организации работы, предусмотренной действующим законодательством (п. 5.9 постановления № 258).

В случае, когда выявленный несовершеннолетний не проживает на территории данного муниципального образования, информируется комиссия по месту жительства несовершеннолетнего (п. 5.5 постановления № 258).

Признаками при определении семей, находящихся в СОП, могут быть:

– неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических, для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от лечения детей; оставление ребенка по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, – если вышеперечисленное создает угрозу жизни и здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей);

– наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и др.);

– вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ и др.);

– жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

– отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование и воспитание или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей.

В соответствии с требованиями действующего законодательства семья, находящаяся в СОП, – это в том числе семья, имеющая детей, находящихся в СОП (ст. 1 ФЗ-120). Поэтому комиссии при постановке на учет семей, находящихся в СОП, должны руководствоваться правилом: «при постановке на учет ребенка, находящегося в СОП, семья также ставится на учет как находящаяся в СОП».



: sites -> default -> files
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Рабочая программа дисциплины стоматология модуль «кариесология и заболевания твёрдых тканей зубов»
files -> Программа дисциплины по выбору «патологическая физиология» основной образовательной программы высшего образования (аспирантура) по направлению 31. 06. 01 «Клиническая медицина»
files -> Рабочая программа профессиональной переподготовки специалистов
files -> Рабочая программа профессиональной переподготовки специалистов
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Вид обучения Срок обучения


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница