Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего



Pdf просмотр
страница1/12
Дата09.09.2017
Размер3,59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Приложение 15 к письму
Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01





Методические рекомендации
по проведению государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего
образования по всем учебным предметам в форме
государственного выпускного экзамена (письменная
форма)

























Москва, 2016

2

Оглавление

1.
Общие положения ....................................................................................................... 7
2.
ГВЭ-9 по русскому языку .......................................................................................... 9
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку ......................... 9
ГВЭ-9 в форме сочинения .......................................................................................... 11
ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием ................................................. 12
ГВЭ-9 в форме диктанта ............................................................................................. Продолжительность ГВЭ-9 по русскому языку ....................................................... Дополнительные материалы и оборудование .......................................................... Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку ............................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ............................................................................. Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме
ГВЭ-9 (письменная форма) ........................................................................................ 17 1. Критерии оценки сочинения на литературную тему ........................................... 17 2. Критерии оценки сочинения на свободную тему ................................................ 19 3. Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению. 20 4. Общие для всех видов работ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого .................................................................................... 23 5. Критерии оценки диктанта ..................................................................................... Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку ............................................................................................................................. Приложение 1. Рекомендации по квалификации ошибок ....................................... 32
3.
ГВЭ-9 по математике ................................................................................................ 42
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике .............................. Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма, маркированного буквой А ....................................................................... Характеристика экзаменационного материала ГВЭ-9 по математике (письменная форма, маркированного буквой К ....................................................................... Дополнительные материалы и оборудование .......................................................... Продолжительность ГВЭ-9 по математике .............................................................. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 (письменная форма) по математике ................................................ 47
Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой А ................................................................................................................... Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (ГВЭ-9 по математике с маркировкой буквой А) ............................................................................................................................... 48
Оценивание экзаменационной работы ГВЭ-9 по математике, маркированного буквой К ................................................................................................................... Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы
ГВЭ-9 по математике (с маркировкой буквой Кв отметку по пятибалльной шкале ............................................................................................................................ Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по математике .............................................................................................................. 48

3
Система оценивания экзаменационной работы по математике ............................. 52
4.
ГВЭ-9 по биологии .................................................................................................... 57
Структура и содержание экзаменационной работы ................................................ Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом .......................................................................................................................... Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ............................................................................. Продолжительность экзаменационной работы ........................................................ Дополнительные материалы и оборудование .......................................................... Образец экзаменационного материала для ГВЭ – 9 (письменная форма) по биологии .................................................................................................................. 61
5.
ГВЭ-9 по географии .................................................................................................. 74
Структура и содержание экзаменационной работы ................................................ Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом .......................................................................................................................... Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ............................................................................. Продолжительность экзаменационной работы ........................................................ Дополнительные материалы и оборудование .......................................................... Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по географии ................................................................................................................ 79
6.
ГВЭ-9 по информатике и информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ) ............................................................................................................................ 89
Структура и содержание экзаменационной работы ................................................ Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом .......................................................................................................................... Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ............................................................................. Продолжительность экзаменационной работы ........................................................ Дополнительные материалы и оборудование .......................................................... Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по информатике и ИКТ ............................................................................................... 93
7.
ГВЭ-9 по истории. 100
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... Продолжительность экзаменационной работы ...................................................... Дополнительные материалы и оборудование ........................................................ Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по истории .................................................................................................................. 105
8.
ГВЭ-9 по литературе ............................................................................................... 118
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... 121

4
Продолжительность экзаменационной работы ...................................................... Дополнительные материалы и оборудование ........................................................ Образец экзаменационного материала по литературе ........................................... 123
9.
ГВЭ-9 по обществознанию ..................................................................................... 133
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Продолжительность ГВЭ-9 по обществознанию ................................................... Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... Дополнительные материалы и оборудование ........................................................ Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по обществознанию ................................................................................................... 139
10.
ГВЭ-9 по физике ...................................................................................................... 151
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по физике155
11.
ГВЭ-9 по химии ........................................................................................................ 167
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Продолжительность экзамена химии ...................................................................... Дополнительные материалы и оборудование ........................................................ Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по химии173
12.
ГВЭ-9 по иностранным языкам ........................................................................... 178
Структура и содержание экзаменационной работы .............................................. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ........................................................................................................................ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале ........................................................................... Продолжительность экзаменационной работы ...................................................... 182
12.1.
ГВЭ-9 по английскому языку ............................................................................... 183
Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по английскому языку ............................................................................................... Система оценивания экзаменационной работы ..................................................... 188
12.2.
ГВЭ-9 по испанскому языку .................................................................................. 191
Образец экзаменационного материала .................................................................... Для ГВЭ-9 (письменная форма) по испанскому языку ......................................... Система оценивания экзаменационной работы ..................................................... 196
12.3.
ГВЭ-9 по немецкому языку ................................................................................... 199
Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по немецкому языку .................................................................................................. Система оценивания экзаменационной работы ..................................................... 205

5

12.4.
ГВЭ-9 по французскому языку ............................................................................. 207
Образец экзаменационного материала для ГВЭ-9 (письменная форма) по французскому языку ............................................................................................ Система оценивания экзаменационной работы ..................................................... 214

6

Перечень условных обозначений и сокращений


ГВЭ-9 Государственный выпускной экзамен
ГИА-9 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе Обучающиеся обучающиеся, не имеющие академической задолженности ив полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования Обучающиеся с ОВЗ Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды
ОГЭ Основной государственный экзамен
ОО АООП Организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Порядок ГИА-9 Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
03.02 2014, регистрационный № 31206)
ППЭ Пункт проведения экзамена
РЦОИ Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации
ЭМ Экзаменационные материалы

7

1. Общие положения
ГВЭ-9 в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий обучающихся, а именно обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях; обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования обучающихся, освоивших в 2014 - 2016 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
ГИА-9 в форме ГВЭ включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации народном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной языки родная литература) при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен породному языку и/или родной литературе. Общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать четырех экзаменов. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике. В 2015-2016 учебном году основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата. Повторно к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в
2015-2016 учебном году допускаются обучающиеся, получившие на ГИА-9 неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, а также другие категории обучающихся, перечисленные п. 30 Порядка ГИА-9. Ряд пунктов Порядка ГИА-9 вступает в силу с 1 сентября 2016 года. В связи с этим в 2016-2017 учебном году условием получения обучающимися аттестата об основном общем образовании будет являться успешное прохождение ГИА-9 по четырем учебным предметам – по обязательным предметам (русский языки математика, а также по двум предметам по выбору. В случае получения обучающимися на ГИА-9 неудовлетворительных результатов не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных

8
и предметов по выбору, они будут повторно допущены к сдаче ГИА-9 по соответствующим учебным предметам. Обучающимся, не прошедшим
ГИА-9 или получившим на ГИА-9 неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-9 в дополнительные сроки, будет предоставлено право повторно сдать экзамены по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября
2017 года. В данных Методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам
ЭМ по всем учебным предметам для ГВЭ (письменная форма. В Методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания ЭМ, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.
ЭМ ГВЭ-9 соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

9

2. ГВЭ-9 по русскому языку
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку
Форматы экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма)
Письменный экзамен
ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.
Участникам ГВЭ-9 без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы сочинение или изложение с творческим заданием
(номер экзаменационных материалов содержит помету «А»). Ниже даны разъяснения для участников с ОВЗ по форматам экзамена.
ЭМ по русскому языку для ГВЭ-9 в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ. В скобках указаны рекомендуемые форматы экзамена, однако возможны другие решения по медицинским показаниям (выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
1. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
(номер
экзаменационных
материалов содержит помету А изложение с творческим заданием или
сочинение по выбору выпускника экзаменационные материалы аналогичны тем, что
разрабатываются для обучающихся без ОВЗ).
2. Слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля (номер экзаменационных материалов содержит помету
«С»: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору
выпускника; экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются
для обучающихся без ОВЗ, нов текстах сведены к минимуму визуальные образы.
3. Глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи (номер экзаменационных материалов содержит
помету К изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или
сочинение по выбору выпускника экзаменационный материал имеет ряд
особенностей: допускается написание не только сжатого, но и подробного
изложения (по выбору выпускника требования к минимальному объему развернутых
ответов сокращены тексты сюжетны и адаптированы с учетом категории
экзаменуемых; формулировки заданий упрощены предусмотрены особые критерии
оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной
категории участников с ОВЗ).
4. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра
(номер
экзаменационных материалов содержит помету Д диктант с особыми
критериями оценивания).
Экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние здоровья экзаменуемых с ОВЗ, особенностями психофизического развития. При проведении ГВЭ-9 присутствуют ассистенты, оказывающие экзаменуемым с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь
(сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении) с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Организация экзамена для глухих и слабослышащих обучающихся имеет ряд особенностей.

10
Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, таки индивидуального пользования (см. п. 34 Порядка ГИА-9). При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. (см. пи Порядка ГИА-9). В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого, в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.
ППЭ может быть организованна базе любой образовательной организации. Отсутствие специальной звукоусиливающей электроакустической аппаратуры
(ЗУЭА) не может являться препятствием для проведения ГВЭ-9, так как обучающиеся активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Нужны те условия для использования остаточного слуха, которые комфортны обучающимися в
ОО
АООП
в связи сих специфическими техническими ресурсами и опытом их эксплуатации обучающимися. Это могут быть аппаратура для фронтального пользования, привычная обучающимся, или их собственные индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные сурдоцентром (для слабослышащих детей) или индивидуальной программой реабилитации – для глухих детей, являющихся инвалидами детства. Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие сданным контингентом обучающихся, ноне ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др. После повторного устного предъявления текста организатором для всех экзаменующихся (при желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается одновременный сурдоперевод) необходимо каждому глухому и слабослышащему участнику предоставить данный текст для чтения и проведения подготовительной работы к изложению. На этом этапе осуществляется отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста – терминами, именами собственными, архаизмами, датами и др, который определяется членами ГЭК на ППЭ перед экзаменом после получения текста изложения. По усмотрению экзаменуемого, составляется план изложения (это является рекомендацией, а необязательным требованием. Через 40 минут организатор забирает текст, и обучающийся выполняет экзаменационную работу, используя подготовленные им материалы. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого разработаны с учетом специфических трудностей обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (таблица 6.2).

Каталог: sites -> default -> files -> document
document -> П/п Отделение фио
document -> Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской терминологией для специальности
document -> Примерная программа профессионального модуля
document -> Пищеварительная система
document -> Рабочая программа учебной дисциплины оп 02 анатомия и физиология человека для специальности
document -> Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи по профилю
document -> И восстановлению после бариатрической операции
document -> Профилактика синдрома «диабетической стопы» Синдром диабетической стопы (сдс)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница