Методические рекомендации составлено в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками и образовательно-профессиональными программами подготовки специалистов, которые утверждены Приказом мон украины от 16



Скачать 291,82 Kb.
Дата28.12.2016
Размер291,82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МиНиСТЕРСТВО здравоохранения

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА





«УТВЕРЖДЕНО»

На методическом совете кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

Заведующий кафедрой ВНМУ им. Н.И. Пирогова _____________________проф. Шувалов С.М. «____» ____________2011 г. Протокол №___

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей и для самостоятельной работы студентов 3 курса,

V семестра стоматологического факультета




Учебная дисциплина

Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия

Модуль № 1




Тематический модуль №




Тема занятия № 4

Местное потенцированное обезболивание. Общее обезболивание.

Курс

ІІІ

Факультет

Стоматологический

Подготовила

Малаховская Анна Александровна

Методические рекомендации составлено в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками и образовательно-профессиональными программами подготовки специалистов, которые утверждены Приказом МОН Украины от 16.05.2003 года №239 и экспериментально-учебным планом, который разработан на принципах Европейськой кредитно-трансферной системы (ЕСТS) и утвержден Приказом МЗ Украины от 31.01.2005 года №52.
Винница – 2011

1. Актуальность темы

На сегодня нет общепринятого определения термина боль. Интересно, что происхождение этого слова в разных языках мира тоже не известно. В украинской и других славянских языках слово «Боль» означает подобные понятия - зло, вред, скорбь, беда, печаль, гибель.Современная тенденция практической медицины - это концепция: медицина без боли, все манипуляции, сопровождающиеся болью, необходимо обезболивать.

Несмотря на известные преимущества местного обезболивания, оно не всегда позволяет провести хирургическое вмешательство без боли.Увеличивается объем хирургических вмешательств в стоматологии, которая требует адекватного обезболивания. Провести обширное хирургическое вмешательство без боли, без нарушения жизненно важных функций организма позволяют только различные способы общего обезболивания.Поэтому осведомленность в вопросах общего обезболивания и умение выбрать оптимальный способ обезболивания с учетом объема вмешательств и состояния организма больного необходимо для хирурга-стоматолога.
2. Конкретные цели

- Изучить определение понятиянаркоз ",

- Показания и противопоказания для проведения различных способов общего обезболивания

в условиях стационара и поликлиники,

- Научиться составлять план общего обезболивания при оперативных вмешательствах н

лице и полости рта с учетом показаний и противопоказаний,

- Обследовать и готовить больных к общему обезболиванию в условиях поликлиники.


  1. Базовый уровень подготовки

Предыдущая учебная дисциплина

Полученные навыки

Фармакология

Фармакологическая характеристика лечебных веществ для общего обезболивания.

Нормальная физиология

Понятия про процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе

Нормальная физиология

Механизм нервно-мышечной передачи.


Анатомия

Анатомия верхних дихательных путей.





  1. План и организационная структура занятия с дисциплины.

пп

Этапы занятия

Распредиление времени

Вид контроля

Средства учебы

1.

Подготовительный этап

15 мин.







1.1.

Органионные вопросы

1.2.

Формулированние мотивации

1.3.

Контроль исходного уровня подготовки

- письменный компьютерное тестированние;

- усный опрос за стандартным перечнем вопросов



- ученик по хирургической стоматологии;

- методические розроботки;

- ситуационные задачи;

- тесты «Крок-2»;

- лекции


2.

Основной этап

  • Обследование больного под контролем преподователя

  • упорядочнование плана обследования больного

  • опредиление сопутствующей патологи

  • выяснение аллергологического анамнеза

  • выбор анестетика для обезболивания

55 минут

- практические навыки возле кровати больного (сбор жалоб и анамнеза больного, внешний осмотр больного)

- практические навыки возле кресла больного (объективное обследование больного, постановка диагноза больного, выбор анестетика для обезболивания)




- инструменты для обезболивания,

- анестетики,

- амбулаторная картка больного,

- стационарная картка больного,

- операционный журнал.


3.

Заключительный этап

20 минут







3.1.

Контроль конечного уровня подготовки




  • ситуационные задачи

  • структурированная письменная робота




3.2.

Общая оценка учебной деятельности студента










3.3.

Информирование студентов про тему следуючего занятия













  1. Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию

    1. Перечень основных терминов, параметров, какие должен усвоить студент при подготовки к занятию

Термин

Опроедиление

Общее обезболивание

— искусственно вызванное обратимое состояние организма, когда сознания у. больного нет и реакция на боль отсутствует или резко снижена.

Нейролептанальгезия

характеризуется отсутствием реакции больного на эмоциональные раздражители (нейролепсия) наряду с потерей болевой чувствительности (анальгезия) при сохраненном сознании.

Анестезия

означает отсутствие температурной, болевой и иной чувствительности.








5.2. Теоретические вопросы к занятию

1. Потенцированные местное обезболивание. Показания, противопоказания к применению.

2. Лекарственные средства, применяемые для потенцированных обезболивающего эффекта

местных анестетиков.

3. Определение понятия "общее обезболивание". Преимущества и недостатки.

4. Клинико-фармакологическая характеристика веществ, применяемых для общего

обезболивания.

5. Показания к общему обезболиванию в условиях стационара.

6. Показания к общему обезболиванию в поликлинике.

7. Лекарственные препараты для внутривенного и внутримышечного наркоза.

8. Лекарственные препараты для масочного и эндотрахеального наркоза.
5.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Обследование больного перед общим обезболиванием.

2. Постановка диагноза для больного перед обезболиванием.

3. Сбор аллергологического анамнеза.

5.Подбор анестетика у пациентов учитывая сопутствующую патологию.

6. Надзор за больным после общего обезболивания.



Местное потенцированное обезболивание

При этом виде обезболивания применяют нейроплегические (аминазин), антигистаминные (пипольфен) и анальгетические (промедол) средства. Под влиянием этих веществ отмечается усиление действия местной анестезии, уменьшение чувствительности тканей к нарушениям кровообращения и газообмена, снижение реакции больных к операционной травме. В последние годы используются различные методики умеренной нейроплегии.


Подготовка пациента к стоматологическому вмешательству под местным или общим обезболиванием должна проводиться строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, характера стоматологического заболевания и вида анестезии. Во избежание неожиданностей во время анестезии, связанных с индивидуальной повышенной чувствительностью или непереносимостью каких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анамнез, уточнить наличие у пациента необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выраженного аллергического статуса, склонности к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх.

В отечественной стоматологии комбинированное обезболивание было внедрено Ю.И. Вернадским в I960 г. в виде методики местного потенцированного обезболивания. Применительно к амбулаторным стоматологическим операциям седативно-транквилизирующая подготовка больного (премедикация) активно разрабатывалась под руководством академика Н.Н. Бажанова, взявшего за основу премедикации в стоматологии концепцию системного механизма эмоционального стресса академика К.В. Судакова(1981).


Известно, что любое стоматологическое вмешательство предполагает нарушение психического равновесия больного, степень выраженности которого во многом зависит от личностных особенностей пациента. Как правило, в ожидании стоматологического приема, начала лечения, операции у пациентов наблюдаются те или иные психоэмоциональные изменения: у одних появляется необоснованная эйфория, недооценка серьезности операции, у других - замкнутость, тоска, депрессия; чаще всего отмечаются выраженное беспокойство, волнение, страх, тревога, нарушающие гомеостаз и осложняющие проведение анестезии. Все эти изменения психики обычно обратимы и в данном случае характеризуют степень проявления психоэмоционального стресса. Именно в этот момент возникают такие психовегетативные осложнения различной степени проявлений и опасности, как обморок, гипертонический криз, истерическая слепота, аритмии, неврологические расстройства и даже случаи внезапной смерти.

Наиболее широко распространена, так называемая, седативная премедикация:


Препараты, используемые для седативной премедикации:
седативные препараты растительного происхождения (настойка валерианы, пустырника, корвалол, валокордин, валосердин и др.)

бензодиазепиновые транквилизаторы (диазепам, феназепам, мидазолам и др.)


препараты других химических групп (триоксазин и др.)
Показания к использованию седативной премедикации
Выраженный (непреодолимый) страх перед лечением, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, паркинсонизм, эпилепсия, настойчивое желание пациента.
Препараты, используемые для премедикации
Седативные препараты растительного происхождения:

Настойка валерианы – 60 капель
Настойка пустырника – 30 капель
Корвалол, валокордин или валосердин – 30 капель
Методика применения - Перорально за 15-20 минут до лечения

Бензодиазепиновые транквилизаторы:


Диазепам ( сибазон , седуксен , реланиум , валиум ) – является препаратом выбора при проведении седативной премедикации перед стоматологическим вмешательством, в том числе при лечении детей. Фармакологическое действие: оказывает успокаивающее, противотревожное действие, снижает мышечный тонус, обладает противосудорожным эффектом.
Методика применения: по данным различных авторов разовая доза для взрослых при приеме внутрь (за 30-45 мин до стоматологических процедур) составляет 5-15 мг, для детей от 3 до 7 лет - 2 мг, от 7 лет и старше - 3-5 мг (или 0,1 мг/кг. массы тела).
Кроме того, один из вариантов назначения диазепама - прием 1 таблетки диазепама вечером перед сном и затем еще 1 утром перед визитом к стоматологу также в большинстве случаев является достаточным для достижения необходимого седативного эффекта.
При внутривенном или внутримышечном введении в условиях стоматологического стационара средняя доза составляет 2 мл 0,5% раствора. Седативный эффект наблюдается уже через несколько минут после внутривенного или через 30-40 минут после внутримышечного введения.

Побочное действие: в высоких дозах может вызвать мышечную слабость, сонливость, вялость, атаксию, головокружение, сухость во рту. При внутривенном введении возможны флебиты.

Противопоказания: не применяют при тяжелых формах почечной и печеночной патологии, миастении и во время беременности. Требуется осторожность при амбулаторном назначении. В этих случаях необходимо наблюдать пациентов в поликлинике после лечения, до восстановления скорости психомоторных реакций или приглашать их с провожатыми. После применения препарата (длительность эффекта диазепама - 4-6 часов) не рекомендуется заниматься работой требующей физического и умственного напряжения, быстроты реакций (в т.ч. не рекомендуется вождение автомобиля).
Лекарственные взаимодействия: алкоголь, снотворные, противосудорожные, болеутоляющие средства и нейролептики группы фенотиазина резко усиливают действие диазепама.
Феназепам – аналогичен диазепаму, более сильный препарат, используется в дозировке 0,5-1 мг за 30-45 минут до вмешательства. Повышение дозы более 1 мг не усиливает седативного действия препарата, а лишь провоцирует прогрессирование побочных эффектов. Г.А. Хацкевич рекомендует прием фенозепама в дозировке 0,25 мг у детей младшего школьного возраста (при наличии показаний), так как у данной категории детей этот препарат оказывает более приемлемое действие, чем диазепам. Прием диазепама может вызвать плаксивость, потерю способности ребенка сосредоточиться и адекватно контактировать с врачем.

Мидазолам (Дормикум) – снотворный препарат, тем не менее ряд авторов рекомендуют его и для премедикации, так как препарат удобен тем, что седативный эффект наступает практически сразу (через 30-60 с., максимально через 3-5 мин). Однако в дальнейшем развивается выраженная сонливость. Продолжительность эффекта 2-4 часа. Доза для взрослых 7,5 мг (1/2 таблетки по 15 мг) перорально.
Главный термин в анестезиологии - анестезия, (греческим философом Диоскоридом еще в I в.н.э.), означает буквально нечувствительность, знечулювання. Однако, на сегодня общая анестезия (т.т. блокада болевых импульсов) - это лишь один из компонентов анестезиологического обеспечения, которое также включает:

- Атараксии (транквилизация, сон) - торможение психического восприятия,

- Нейролепсия,

- Искусственную миорелаксацию - устранение двигательной активности,

- Поддержание нормальной гемодинамики, газообмена и других жизненных функций

специфические виды мониторинга

Следовательно,Анестезиологическое обеспечение - это комплекс мероприятий для управления жизненными функциями организма и обеспечение безопасности пациента в связи с оперативным вмешательством или агрессивной диагностической и терапевтической процедурой

Первые наркозы были проведены для обезболивания в стоматологии. Так,в 1844 г.Уэллс во закиснет наркозом удалил зуб, а 16 октября (день анестезиолога) 1846 Мортон под эфирным наркозом публично удалил опухоль подчелюстной области в Массачусетской больницы, Бостон, США.

На сегодня проведения анестезиологического обеспечения осуществляет анестезиологическая бригада, включающая врача-анестезиолога и одну или две сестры-анестезисткы, помогающие в выполнении анестезиологического обеспечения и в проведении мониторинга.При необходимости в бригаду входит трансфузиолог для проведения переливания крови, поскольку анестезиолог юридически не имеет право проводить гемотрансфузии во время операции. Это связано со значительным количеством осложнений и прежде всего с иммунной несовместимостью крови, которая возникает в 100% реципиентов, в т.ч.при полной совместимости по группам крови и резус-фактора.

На сегодня в стоматологической практике используются 2 метода анестезии: местная и общая. Стоматологи прекрасно владеют местной анестезией.Но есть ряд проблем, требующих общего обезболивания, и прежде всего, это больные детского возраста и умственно отсталые лица. Существует 3 вида общего обезболивания: мононаркоз, комбинированная, особые формы.

При этом вариантом анестезиологического обеспечения в стоматологии и щлх является комбинированная анестезия, когда используются несколько анестетиков, или различные методики анестезии.Требованиям к амбулаторного обезболивания соответствует методика в / в мононаркоза диприваном и калипсол и методика фторотан-закисно-кислородного наркоза.

У челюстно-лицевых больных обычно используется сочетание в / в наркоза с местной анестезией. Часто эта методика применяется при гнойно-воспалительных процессах, особенно в области нижней челюсти, когда наркоз представляет значительный риск, а эффективность местной анестезии недостаточна. Комбинированная анестезия выполняется с интубацией трахеи при огнестрельных ранениях, когда необходима ревизия раневого канала, при обширных дефектах лица и длительных и травматичных операциях

Анестезиологическое обеспечение пациента является трехэтапным: начинается в предоперационном периоде, продолжается во время операции и в первые послеоперационные часы.

Предоперационный этап анестезии

1. Анамнез: аллергии на лекарственные средства, вредных привычек, основных и сопутствующих заболеваний; наркозом, если они проводились ранее, течении последнего визита к стоматологу; учитывается время от момента последнего приема пищи

2.Физикальное обследование: оценка психического состояния больного, состояния носового дыхания, проверка наличия зубных протезов, выявление возможных затруднений при интубации

3. Лабораторное обследование: общий анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов, группа крови, резус-фактор, сахар крови, RW, ЭКГ

4.Определения операционно - анестезиологического риска

5. Совместное обсуждение стратегического плана лечения хирургом и анестезиологом

6. Премедикация - медикаментозная подготовка пациента к операции и наркозу

В современной анестезиологии остается ряд проблем, среди которых предоперационная градация тяжести состояния и оценка риска. Существует немало классификаций риска общей анестезии и операции.Наиболее часто используется классификация Американской ассоциации анестезиологов ASA,которая учитывает физическое состояние больного: И - больные без нарушения жизненных функций; II - наличие умеренно выраженной патологии; III - значительная патология; IV - декомпенсация жизненных функций с угрозой для жизни больного;V - умирающий больной. К каждой ступени добавляется буква Е при неотложных операциях. Градация тяжести состояния больных имеет еще одно, пока мало известное у нас, значение. Шкала ASA способствует справедливой оплате труда анестезиолога.Хирург получает зарплату в зависимости от характера операции, а анестезиолог - от тяжести состояния больного. Так при I в. -НАМ 445 долл.., II-668 дол., III-887ДИИ/Е-1120, ИУ-1330ДУ/Е-1936 долл.



Премедикация - это медикаментозная подготовка к операции, для снятия психической напряженности больного, обеспечение отдыха перед операцией, нормализации процессов обмена, обеспечения уменьшения расхода общих анестетиков, предотвращения побочным действиям лекарств и осложнением наркоза,торможение нежелательных рефлекторных реакций и блокировки саливации.Используются антихолинергические средства, наркотические анальгетики, антигистаминные средства.

Операционный период для анестезиолога начинается с

1. подготовки рабочего места

2. положение больного на операционном столе (как, правило, на спине, лежа)

3.Всем больным - обеспечение венозного доступа Собственно наркоз начинается с индукции или введения в наркоз

Перед началом индукции вводятся капли в нос. Индукция - это время от начала анестезии до достижения необходимой глубины наркоза для выполнения интубации или начала операции.Индукция проводится в / в введением препаратов с мощной наркотическим действием (тиопентал, кетамин, сибазон). Для миорелаксации на интубацию вводится миорелаксант короткого действия.

Интубация трахеи - это введение эндотрахеальной трубки в трахею с целью проведения ITIBJT во время наркоза.Челюстно-лицевая патология создает нам значительные трудности для интубации.Это: новообразования челюстно-лицевой области, дефекты и деформации костей лицевого черепа, контрактуры нижней челюсти, анкилозы височно-нижнечелюстного сустава, воспалительные процессы в нижней половине лица При невозможности интубации проводится трахеостомия.

Чаще используется через рот или нос под контролем прямой ларингоскопии.

Поддержание наркоза (базисный наркоз) - в щлх требует обеспечения проходимости носовых ходов, поскольку это является причиной развития ДН Для устранения дыхание через рот вставляется ротовое тампон. Во время базисного наркоза чаще используются комбинация анальгетиков, гипнотикив, нейролептиков.Если применяют релаксанты, нужно проводить ИВЛ. ИВЛ проводится через интубационную трубку или трахеостому.

Окончания наркоза - пробуждение больного.В это время необходима тщательная санация ротоглотки путем отсасывания, после чего больной разворачивается в сторону, и до пробуждения остается в таком положении. Критерии перевода пациента в палату после перенесенного наркоза:

1. Восстановление сознания

2. Самостоятельное, адекватное дыхание

3.Восстановление рефлексов и мышечного тонуса

4. Стабильная гемодинамика

Вместе обсуждается стратегия п / о обезболивания.

В последнее время в специальных исследованиях было показано было показано, что предупредительная регионарная анестезия, выполненная в первый боли, имеет один очень положительный эффект - снижает п / о боли при операциях, выполненных под наркозом.Это связано с тем, что Неблокируемая импульсы поражения изменяют функцию нейронов, которые хранят память о боли. Поэтому предупредительная местная А. снижает эту память и улучшает течение п / о периода,



Осложнения возможны на б-я этапе: введение в наркоз - 16%, выход из анестезии наркоза-21%, п / о период-5%. Это:

- Побочные действия наркозных препаратов

- Осложнения при интубации

- Угнетение дыхания, что ведет к гипоксии и / или

гиперкапнии

- Обструкция дыхательных путей, аспирация

- Артериальная гипотензия

- Нарушения сердечного ритма, асистолия

- Злокачественная гипертермия

-Судороги, галлюцинации, возбуждение, делирий, медленное

пробуждения из наркоза.

Профилактика аспирации

1. Антацидные средства в операции

2. Прекращение приема пищи через рот по 3-4 часа. к наркозу

3. Промывание желудка через зонд

4. Прием Селлика

5.Применение интубационных трубок с раздувное манжетами

6. Риск аспирации является минимальным при интубации под местной анестезией
7.1. Как изменяется давление под дей­ствием фторотана?:

А. снижается;

Б. не изменяется;

В. повышается.



7.2. Тонус блуждающего нерва под дей­ствием фторотана изменяется?:

А. остается высоким (создает условия для брадикардии);

Б. остается низким (создает условия для тахикардии).



7.3. Можно ли при проведении фторотанового нвркоза вводить адреналин?:

А. нельзя;

Б. можно.

7.4. Чтобы избежать побочных явлений, связанных с возбуждением блуждающего нерва, больному до проведения наркоза необходимо ввести?:

А. атропин или метацин;

Б. адреналин или норадреналин;

В. мезатон или фелипрессин

7.5. Для премедикации при фторотановом наркозе следует использовать:

А. промедол;

Б. адреналин;

В. норадреналин;

Г. мезатон;

Д. мышечные релаксанты.



7.6. Какой из мышечных релаксантов относится к релаксантам деполяризующего типа?:

А. дитилин;

Б. тубакурарин;

В. ардуан;

Г. квалидил.

7.7. В результате чего при пробуждении после фторотанового наркоза возника­ет озноб?:

А. вследствие расширения сосудов и теплопотери во время операции;

Б. вследствие резкого сужения сосудов;

В. побочное действие фторотана.

7.8. Фторотан можно вводить при:

А. повышенной возбудимости больного;



Б. заболеваниях, сопровождающихся по­вышением уровня адреналина в крови

( гипертиреоз);

В. тяжелых заболеваниях печени;

Г. гипотензии;

Д. нарушении ритма сердца.



7.9. Какой из препаратов для ингаляцион­ного наркоза не повышает чувствительность миокарда к адреналину и норадреналину?:

А. эфир для наркоза;

Б. фторотан;

В. трихлорэтилен;

Г. метоксифлуран.

7.10. Под действием эфира для наркоза то­нус блуждающего нерва:

А. повышается (возникает брадикардия).

Б. понижается (возникает тахикардия);

7.11. Эфир для наркоза как изменяет арте­риальное давление?:

А. повышает.

Б. не изменяет;

В. понижает;



7.12. Какие препараты назначают для уменьшения секреции слюны при наркозе?:

А. атропин или метацин;

Б. адреналин или норадреналин;

В. 1% раствор пилокарпина;

Г. анальгетики.

7.13. Для уменьшения возбуждения при нар­козе следует назначать:

А. барбитураты;

Б. анальгетики;

В. мышечные релаксанты.



7.14. Какой из препаратов обладает более мощным наркотическим действием?:

А. метоксифлуран;

Б. фторотан;

В. эфир для наркоза;

Г. трихлорэтилен;

Д. закись азота.



7.15. Какие препараты расслабляют скелет­ную и дыхательную мускулатуру?:

А. релаксанты;

Б. анальгетики;

В. барбитураты;

Г. аналептики;

Д. антигистаминные препараты;

Е. гипотензивные средства.

7.16. Какое из средств для ингаляционного наркоза называется «веселящий газ»?:

А. закись азота.

Б. фторотан;

В. эфир для наркоза;

Г. метоксифлуран;

Д. трихлорэтилен;



7.17. Закись азота оказывает влияние на слизистую оболочку дыхательных пу­тей?:

А. нет;

Б. да.

7.18. Почему закись азота не применяется при алкогольном опьянении?:

А. возможно возбуждение и галлюцина­ции

Б. возможна аритмия;

В. возможна остановка сердца;

7.19. Какое из названий наркотических средств является синонимом фторотана?:

А. галотан;

Б.калипсол;
В. кеталар;

Г. кетанест.



7.20. Какое из названий наркотических средств является синонимом фторотана?:

А. наркотан;

Б. веталар;

В. калипсол;

Г. закись азота;

Д. тиопентал-натрий.



7.21. Какое из названий наркотических средств является синонимом фторотана?:

А. флюотан;

Б. кеталар;

В. пентотал;

Г. мидозалам.

7.22. Какое из названий наркотических средств является синонимом фторота­на?:

А. галан;

Б. закись азота;

В. тиопентал-натрий;

Г. кетамин.



7.23. Какое из названий является синони­мом тиопентала-натрия?:

А. пентотал;

Б. галан;

В. флюотан;

Г. анестан;

Д. галотан.



7.24. Какое из названий является синони­мом кетамина?:

А. седуксен;



Б. мезепам; + калипсол;

В. мепробамат.



7.25. Какое из названий является синони­мом кетамина?:

А. кеталар;

Б. атропин;

В. метацин;

Г. бемегрид;

Д. цетрин.



7.26. Антагонистом тиопентал-натрия является:

А. бемегрид;

Б. адреналин;

В. атропин;

Г. дроперидол;

Д. промедол.



7.27. Тиопентал-натрия взрослым вводят в виде:

А. 2-2,5% раствора;

Б. 1% раствора;

В. 3-5% раствора;

Г. 5-10% раствора.

7.28. Тиопентал-натрия детям и старикам вводят в виде:

А. 1% раствора;

Б. 2-2,5% раствора;

В. 3-5% раствора;

Г. 5-10% раствора



7.29. Во избежание ларинго- и бронхоспазма при введении тиопентал-натрия вводят:

А. атропин;

Б. мезатон;

В. фентанил;

Г. бемегрид.



7.30. Можно ли смешивать тиопентал-натрий с дитилином, дипразином, пентамином и аминазином:

А. нельзя, т.к. выпадает осадок

Б. можно.

В. нельзя, т.к. усиливается действие тио­пентал-натрия;

Г. нельзя, т.к. ослабевает действие тио­пентал-натрия;

7.31. При какой дозе кетамина наблюдается минимальная его эффективность (около 2-х минут)?:

А. 0,5 мг на 1 кг массы тела больного;

Б. 0,25 мг на 1 кг массы тела больного;

В. 1,0 мг на 1 кг массы тела больного;

Г. 2,0 мг на 1 кг массы тела больного.

7.32. При какой дозе кетамина эффект его длится около 10-15 минут?:

А. 2,0 мг на 1 кг массы тела больного.



Б. 0,25 мг на 1 кг массы тела больного;

В. 0,5 мг на 1 кг массы тела больного;

Г. 1,0 мг на 1 кг массы тела больного;

7.33. Аналгетический эффект после прекра­щения введения калипсола продолжается:

А. более 2-х часов.

Б. 10-15 минут;

В. до 30 минут;

Г. до 1 часа;

7.34. Можно ли применять кетанест с нейро­лептиками и анальгетиками?:

А. можно;

Б. нельзя.

7. 35. При сочетанном применении нейро­лептиков и анальгетиков с кеталаром дозу последнего:

А. уменьшают;

Б. не изменяют;

В. увеличивают.

7.36. Кеталар изменяет ли артериальное давление?:

А. повышает

Б. нет;

В. понижает;



7. 37. Кетамин можно ли смешивать с барби­туратами?:

А. нельзя, т.к. выпадает осадок.

Б. можно;

В. нельзя, т.к. снижается эффект;

Г. нельзя, т.к. повышается эффект;

7.38. При использовании кетамина наблю­даются галлюцинации. Какие препара­ты предупреждают или снимают их возникновение?:

А. дроперидол и транквилизаторы;

Б. адреналин и норадреналин;

В. метацин и атропин;

Г. анальгетики.

7.39. Какое из названий является синони­мом мидозалама?:

А. дормикум;

Б. мезепам;

В. веталар;

Г. димедрол;

Д. атропин.



7.40. Внутримышечно кетамин вводят в ви­де:

А. 5% раствора;



Б. 1% раствора;

В. 2% раствора;

Г. 3% раствора

Д. 10% раствора.



.
Ситуационные задачи:

1. При сборе анамнеза у больного, который необходимо удалить зуб верхней челюсти, врач обнаружил аллергическую реакцию на новокаин. При проведении пробы с тримекаин также выявлена ​​аллергическая реакция. Какой способ обезболивания следует применить в данном случае?


2.см. Какой метод обезболивания целесообразно применить в этом случае?
5. К хирургу-стоматологу обратился больной для удаления зуба на нижней челюсти. Больной боится предстоящей манипуляции и настаивает на общем обезболивании. При осмотре врач обнаружил у него острый ринит.В стационарное отделение стоматологической больницы госпитализирован больной с флегмоной дна полости рта. Какой способ обезболивания целесообразно для выполнения оперативного вмешательства?

3. В стоматологическую поликлинику обратилась больная для санации полости рта. Больная боится следующих манипуляций и с трудом позволяет осмотреть полость рта. Какой способ целесообразно использовать при лечении зубов?


4. Больному с заболеванием височно-нижнечелюстного сустава предполагается сделать реконструктивную операцию на нижней челюсти. Рот больного открывается на 0,см. Какой метод обезболивания целесообразно применить в этом случае?
5. К хирургу-стоматологу обратился больной для удаления зуба на нижней челюсти. Больной боится предстоящей манипуляции и настаивает на общем обезболивании. При осмотре врач обнаружил у него острый ринит.Какой метод обезболивания следует выбрать.

6. К врачу-стоматологу обратился больной для удаления зуба на нижней челюсти. При сборе анамнеза выявлено, что больной страдает гипертонической болезнью с частыми кризами, была аллергическая реакция на новокаин. Составьте план лечения.


7.Больному, находящемуся на стационарном лечении по поводу острого бронхита, необходимо разрезать абсцесс в под нижнечелюстной области. В больного выявлено аллергической реакции на новокаин и тримекаин. Оперативное вмешательство решили проводить под общим обезболиванием.Какой вид наркоза целесообразно применять для знеболення0 Объясните Ваше решение.
8. Больному планируется провести одномоментную санацию полости рта под общим обезболиванием в поликлинике. Предполагаемая продолжительность вмешательства 1 час. В поликлинике есть закись азота, фторотан, эфир для наркоза.Какой анестетик следует выбрать для обезболивания?

9. Больному планируется провести санацию рта под общим обезболиванием в поликлинике. Врач просмотрел врачебное заключение о переносе и сопутствующие заболевания, результаты общего анализа крови.Не выявил противопоказаний к общему обезболиванию, назначил дату и время лечения и отпустил больного. Достаточно ли этих мероприятий для подготовки больного к оперативному вмешательству под общим обезболиванием в условиях поликлиники? Объясните ваше решение.


10.Больному планируется удалить зуб на нижней челюсти под общим обезболиванием. Предполагается, что удаление зуба будет несложным. Какой способ общего обезболивания Вы выберете?
Ответы на задачи.

1. Общее обезболивание.

2. Низофарингеальний наркоз.

3. Масочный наркоз.

4.Неингаляционное наркоз,Эндотрахеальный наркоз через трахеосому.

5. Местное потенцированные обезболивания.

6. Больного следует направить на консультацию к врачу-терапевту, в соответствии с его рекомендациями следует выбрать метод обезболивания.

7.так как газообразные наркотические вещества имеют местнораздражающее действие и могут осложнить течение бронхита.

8. Закись азота фторотаном.

9. Ни больного следует предупредить,чтобы он не употреблял пищу и жидкость за 5 часов до общего обезболивания.



10. Внутривенный наркоз сомбревин.


  1. Рекомендованая литература.


Основная:

  • Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – Киев, 2002. Ст.

  • Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: в 2 томах. Т.2 // Под ред. В.М.Безрукова, Т.Г. Робустовой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000. Ст

  • Лекции кафедры


Додаткова:

  • Хирургическая стоматология» . Под редакцией Т.Г.Робустовой. М . Медицина 1990 год. Ст.


9. Тема реферата для самостоятельной работы студентов к Модулю №1. (Подчеркнуто в тематике)


п.п.

ТЕМА

Количество часов

Вид контроля

Модуль 1: Пропедевтика хирургической стоматологии

1.

Организация кабинета хирургической стоматологии в амбулатории.

4

Поточный контроль на практических занятиях

2.

Асептика и антисептика в хирургической стоматологии.

3

Поточный контроль на практических занятиях

3.

Общие осложнения местного обезболивания.

4

Поточный контроль на практических занятиях

4.

Местные осложнения местного обезболивания.

3

Поточный контроль на практических занятиях

5.

Интенсивная терапия, сердечно-легочная реанимация в челюстно-лицевой хирургии.

4

Поточный контроль на практических занятиях

6.

Рентгендиагностика стоматологических заболеваний.

3

Поточный контроль на практических занятиях

7.

Патофизиологические засады клинического течения воспалительных процессов ЧЛО.

4

Поточный контроль на практических занятиях

8.

Патофизиологические засады лечения воспалительных процессов ЧЛО.

4

Поточный контроль на практических занятиях

9.

Физиотерапевтические методы лечения стоматологических заболеваний. Деонтология в стоматологи.

3

Поточный контроль на практических занятиях








База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница