Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия



Скачать 301,25 Kb.
Дата04.08.2018
Размер301,25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


студентам

по проведению практического занятия

V курса специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»


Раздел 1. Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 4. Профилактическая и лечебная помощь новорожденным в ДП.
Обсуждена на заседании кафедры

«25» августа 2017г.

протокол № 1

Методическая разработка составлена

ассистентом, к.м.н. Шайтановой В.Н.
Ставрополь, 2017 г.


Занятие №4. Профилактическая и лечебная помощь новорожденным в ДП.
Учебные вопросы занятия:


  1. Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Особенности сбора информации о новорожденном: опрос, анализ медицинской документации (обменной карты из роддома). Оценка состояния здоровья новорожденного.




  1. Пограничные состояния новорожденного.




  1. Рекомендации по уходу, режиму, вскармливанию новорожденного; рекомендации по диете, соблюдению режима дня и отдыха кормящей матери.




  1. Профилактика и лечение гипогалактии.




  1. План диспансерного наблюдения за здоровым ребенком на первый месяц жизни и в течение 1 года жизни.

6. Дифференцированное наблюдение за детьми из групп направленного риска.


Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ГДП №2, ул. М.Жукова, 50, ГДП №1, ул. Ленина, 470.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база ГДП №1, №2, №3, ДККБ, центра практических навыков СтГМУ:

  • Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

  • Лабораторно-диагностические отделения.

  • Отделение функциональной и лучевой диагностики.

  • Медицинская документация – формы 112/у, 26/у, 30/у и др.

  • Тематические учебные комнаты.

  • Методические рекомендации для студентов по теме.

  • Сборник интерактивных ситуационных задач.

  • Тестовый контроль по теме.

  • Результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (клинические и биохимические анализы крови мочи, рентгенограммы, описание ультразвукового, электрического обследования больных и здоровых детей).

  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой).

  • Видеолекции.

  • Мультимедийные презентации по теме.


Учебные и воспитательные цели.

а) общая цель - уяснить значение первичного осмотра новорожденного для оценки состояния его здоровья и организации дифференцированного диспансерного наблюдения на участке, научиться проведению диспансеризации недоношенных детей на участке.



б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны:


ЗНАТЬ:

1. Влияние неблагоприятных факторов анте- и интранатального периодов на состояние здоровья новорожденного

2. Правила вскармливания

3. Особенности ухода за новорожденным.

4. Содержание и порядок проведения первичного врачебно-сестринского патронажа к новорожденному. Особенности сбора информации о новорожденном: опрос, анализ медицинской документации (обменной карты из роддома). Критерии оценки состояния здоровья новорожденного.

5. Пограничные состояния новорожденного.

6. Рекомендации по уходу, режиму, вскармливанию новорожденного; рекомендации по диете, соблюдению режима дня и отдыха кормящей матери.

7. Способы профилактики и лечения гипогалактии.

8. Правила составления плана диспансерного наблюдения за здоровым ребенком на первый месяц жизни и в течение 1 года жизни.

9. Порядок дифференцированного наблюдения за детьми из групп направленного риска.


УМЕТЬ:

1. Оценить влияние неблагоприятных факторов анте- и интранатального периодов на состояние здоровья новорожденного

2. Назначить питание ребенку.

3. Организовать уход за новорожденным.

4. Провести первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Собрать информацию о новорожденном: опрос, анализ медицинской документации (обменной карты из роддома). Оценить состояния здоровья новорожденного.

5. Выявить пограничные состояния новорожденного.

6. Дать рекомендации по уходу, режиму, вскармливанию новорожденного; рекомендации по диете, соблюдению режима дня и отдыха кормящей матери.

7. Провести профилактику и лечение гипогалактии.

8. Правила составления плана диспансерного наблюдения за здоровым ребенком на первый месяц жизни и в течение 1 года жизни.

9. Составить план дифференцированного наблюдения за детьми из групп направленного риска.


ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками сбора анамнеза у матери.

2. Уметь проанализировать данные анамнеза по опросу и сведениям из обменной карты

3. Уметь оценить состояние здоровья ребенка: выставить диагноз, группу здоровья, группы риска

4. Уметь дать рекомендации матери по уходу, режиму и вскармливанию новорожденного

5. Уметь дать совет кормящей матери по питанию, соблюдению режима дня, профилактике гипогалактии.

6. Составить план наблюдения на первом месяце и в течение года в зависимости от группы здоровья и групп риска.

7. Оформить запись в истории развития ребенка.

8. Назначить вскармливание.

9. Дать рекомендации по режиму, уходу.

10. Назначить профилактику (лечение) рахита, анемии.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

1. Способностью анализировать информацию, полученную в результате сбора анамнеза у матери.

2. Способностью и готовностью проанализировать данные анамнеза по опросу и сведениям из обменной карты

3. Способностью и готовностью проанализировать данные, полученные в результате клинического осмотра ребенка: выставить диагноз, группу здоровья, группы риска

4. Способностью и готовностью дать рекомендации матери по уходу, режиму и вскармливанию новорожденного

5. Способностью и готовностью дать совет кормящей матери по питанию, соблюдению режима дня, профилактике гипогалактии.

6. Способностью и готовностью составить план наблюдения на первом месяце и в течение года в зависимости от группы здоровья и групп риска.

7. Способностью и готовностью оформить запись в истории развития ребенка.

9. Способностью и готовностью назначить вскармливание.

10. Способностью и готовностью дать рекомендации по режиму, уходу.

11. Способностью и готовностью назначить профилактику (лечение) рахита, анемии.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

1. О правилах сбора анамнеза у матери.

2. Об анализе данных анамнеза по опросу и сведений из обменной карты.

3. О постановке диагноза, групп здоровья, групп риска.

4. О содержании рекомендаций матери по уходу, режиму и вскармливанию новорожденного.

5. О профилактике гипогалактии.

6. О правилах составления плана наблюдения на первом месяце и в течение года в зависимости от группы здоровья и групп риска.

7. О порядке оформления записи в истории развития ребенка.

8. О национальной программе вскармливания детей раннего возраста.

9. О профилактике (лечении) рахита, анемии.


Рекомендуемая литература студенту:

Основная

  1. Лекционный материал.

  1. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

  2. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой.) – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

  3. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет.- Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс»..- 2008.- с.335.

Дополнительная

  1. Пропедевтика детских болезней. Учебник для вузов, под ред проф. А.С. Калмыковой. Рек. ФИРО. – Москва «ГЭОТАР Медиа». - 2010

  2. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.

  3. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

  4. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.


Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Особенности сбора информации о новорожденном: опрос, анализ медицинской документации (обменной карты из роддома). Оценка состояния здоровья новорожденного.

2. Пограничные состояния новорожденного.

3. Рекомендации по уходу, режиму, вскармливанию новорожденного; рекомендации по диете, соблюдению режима дня и отдыха кормящей матери.

4. Профилактика и лечение гипогалактии.

5. План диспансерного наблюдения за здоровым ребенком на первый месяц жизни и в течение 1 года жизни.

6. Дифференцированное наблюдение за детьми из групп направленного риска.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, клинической фармакологии.
Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты тест-контроля.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.




  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.


3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания выходного тест-контроля и ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.



Приложение 1

Аннотация по теме № 4. Профилактическая и лечебная помощь новорожденным в ДП.
Особенности сбора информации о новорожденном: опрос, анализ медицинской документации (обменной карты из роддома);

На всех детей, выписанных из родильного дома (или ОПН) в детской поликлинике оформляется история развития ребенка (форма №112/у).

Диспансеризация новорожденных проводится участковым педиатром совместно с участковой медсестрой и включает в себя:

- наблюдение за здоровыми новорожденными;

- мероприятия по отношению к новорожденным из группы риска и к недоношенным.

Первый врачебно-сестринский патронаж проводится к здоровым новорожденным в первые 3 дня после выписки из родильного дома; к детям 2-5 групп здоровья, при ранней (до 5 дня) выписке, а также к первенцам – в день их выписки.

Повторные посещения здоровых новорожденных проводятся врачом на следующий день после первого посещения, на 14 и 21 день жизни ребенка. Детей 2-3 групп здоровья врач посещает, как правило, чаще.

При первичном патронаже к новорожденному участковый педиатр:

- уточняет, оценивает (биологический, генеалогический, социальный) или собирает его – при отсутствии дородовых патронажей;

- анализирует данные обменной карты из родильного дома (выписки из ОПН);

- проводит объективное исследование ребенка.
Оценка состояния здоровья новорожденного (постановка диагноза, определение групп направленного риска, группы здоровья).

При осмотре уделяется внимание состоянию кожи, пупочного кольца и пупочной ранки, реакции на введение БЦЖ, состоянию слизистых оболочек, костно-мышечной системы, половых органов, наличию стигм дизэмбриогенеза. Определяется состояние внутренних органов для выявления возможных аномалий развития, функциональных и патологических состояний. Определяется уровень физического и нервно-психического развития (наличие физиологических безусловных, патологических рефлексов), особое внимание следует уделить неврологическому статусу ребенка, выставляется диагноз и группа здоровья ребенка, группы риска на период новорожденности. Данные первично-сестринского патронажа оформляются в истории развития ребенка.

При последующих осмотрах на дому оценивается адаптация новорожденного к условиям жизни, состояние его здоровья, динамика массы тела, особенности поведения и НПР, контролируется соблюдение правил ухода и вскармливания.

Медицинская сестра посещает здорового ребенка еженедельно, а также в сроки, установленные врачом; дети из групп риска посещаются чаще.

В возрасте 1 месяца мать с ребенком приглашаются на профилактический прием в поликлинику. Дети недоношенные приглашаются на прием при достижении ими массы не менее 3,5 – 4 кг.
Рекомендации по уходу, режиму, вскармливанию новорожденного; рекомендации по диете, соблюдению режима дня и отдыха кормящей матери.

В период кормления грудью питание женщины должно строиться с учетом поддержания ее здоровья, обеспечения достаточной и продолжительной лактации при оптимальном составе грудного молока. Питание кормящей матери должно удовлетворять ее физиологические потребности в пищевых веществах и энергии, а также возрастные потребности ребенка первых месяцев жизни.



Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов питания для кормящих женщин

(г, брутто)

Продукты

Количество

Хлеб пшеничный

150

Хлеб ржаной

100

Мука пшеничная

20

Крупы, макаронные изделия

70

Картофель

200

Овощи

500

Фрукты

300

Соки

150

Фрукты сухие

20

Сахар

60

Кондитерские изделия

20

Мясо, птица

170

Рыба

70

Молоко, кефир и др. кисломолочные продукты 2,5% жирности

600

Творог 9% жирности

50

Сметана 10% жирности

15

Масло сливочное

25

Масло растительное

15

Яйцо, шт.

½

Сыр

15

Чай

1

Кофе

3

Соль

8

Химический состав рационов:

Белки, г

104

в том числе животные, г

60

Жиры, г

93

в том числе растительные, г

25

Углеводы, г

370

Энергетическая ценность, ккал

2735


Профилактика и лечение гипогалактии.

Гипогалактия истинная (или первичная) встречается редко, не более чем у 5% женщин. В остальных случаях снижение выработки молока вызвано различными причинами, основными из которых являются: отсутствие у женщины доминанты лактации (психологического настроя), эмоциональный стресс, раннее и необоснованное введение докорма детскими смесями, необходимость выхода на работу, болезнь ребенка, болезнь матери и т.д.

В ряде случаев гипогалактия носит транзиторный характер, проявляясь в виде так называемых лактационных кризов, под которыми понимают временное уменьшение количества молока, возникающее без видимой причины. В их основе лежат особенности гормональной регуляции лактации. Лактационные кризы обычно возникают на 3 – 6 неделях, 3, 4, 7, 8 месяцах лактации. Их продолжительность в среднем составляет 3 – 4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребёнка. В таких случаях оказывается достаточным более частое прикладывание ребенка к груди в сочетании с кормлением из обеих грудей. Полный покой и отдых матери. Разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание. Тёплое питьё напитков особенно с использованием лактогонных трав или препаратов за 15-20 мин до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия .

Если мать заранее не подготовлена к такой ситуации, то при первых признаках снижения лактации она пытается докормить ребёнка смесями. Поэтому одной из важных задач участкового врача и медсестры детской поликлиники является разъяснение безопасности кратковременных лактационных кризов.

Мероприятия, применяемые при вторичной гипогалактии (лактационных кризах):


  • более частые прикладывания к груди;

  • урегулирование режима и питания матери (включая оптимальный питьевой режим за счет дополнительного использования не менее 1 литра жидкости в виде чая, компотов, соков);

  • воздействие на психологический настрой матери;

  • ориентация всех членов семьи (отца, бабушек, дедушек) на поддержку грудного вскармливания;

  • контрастный душ на область молочных желёз, мягкое растирание груди махровым полотенцем;

  • использование специальных напитков, обладающих лактогонным действием;

  • не вводить в питание ребёнка детские молочные смеси без рекомендаций врача.

Правила составления плана диспансерного наблюдения за здоровым ребенком на первый месяц жизни и в течение 1 года жизни и за детьми с имеющимися группами риска.

Данные, полученные при первом посещении ребенка (сбор БА, ГА,СА, объективный осмотр, диагноз) вносятся в историю развития. Далее педиатр выставляет группу здоровья с учетом имеющихся групп направленного риска и расписывает план наблюдения за ребенком на первый месяц жизни и на первый год жизни. План наблюдения включает осмотры педиатра, участковой медсестры, узких специалистов, необходимые клинические и параклинические методы обследования, режимные моменты, оздоровительные мероприятия, при необходимости – медикаментозную терапию. При отсутствии у ребенка групп направленного риска план наблюдения составляется в соответствии с приказом от 21 декабря 2012 г. N 1346н (О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденному приказом Мз РФ).

При наличии у ребенка групп направленного риска – план наблюдения дополняется в соответствии с имеющимися факторами риска и группами риска.
Социальный анамнез

1.Полнота семьи (полная, неполная)

2.Возраст родителей:

Мать


отец

3.Образование и профессия родителей:

Мать

отец


4.Психологический микроклимат в семье и отношение к ребенку (благоприятный, нет)

5.Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения:

Мать

отец


6.Жилищно-бытовые условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные)

7.Материальная обеспеченность семьи

(хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

8. Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные)

Оценка социального анамнеза:

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ

Биологический анамнез:



Антенатальный период

Интранатальный период

Ранний постнатальный период

Сведения о предыдущих беременностях и их исходы________________

Настоящая беременность по счету__

Возраст матери________________

Возраст отца___________________Брак первый, повторный

Брак зарегистрирован, нет


Течение беременности: нормальное,

Выраженный токсикоз 1 половины,

2 половины, (белок в моче до _______г/л )

Отеки______________________

Общая прибавка массы за беременность ___________________

Группа крови матери_____________

ребенка______________________

Угроза прерывания, лечение (сроки, тяжесть, лечение) ________________

Кровотечение__________

мало-, многоводие____________

острые инфекционные заболевания в течение настоящей беременности

____________________________

обострения хронических, лечение и др.: ОРВИ, герпес, ангина, бронхит, пневмония, краснуха и контакты с ней, пиелонефрит, микоплазма, хламидиоз, листериоз (указать срок беременности и заболевание)
____________________________

Общая продолжительность родов

________________________

Продолжительность безводного периода

________________________

Особенности ведения родов (пособия, медикаментозная стимуляция, кесарево сечение (плановое или экстренное), щипцы, роды «без рук»)

_____________________

Присутствие при родах отца, родственников (да, нет)

_____________________

Выкладывание новорожденного на

живот матери (да, нет)

течение родов:

физиологическое, преждевременные,

быстрые, затяжные, слабость родовой деятельности, неправильное положение плода,


Оценка по шкале Апгар _____баллов

Реанимационная помощь в родзале


Совместное прбывание матери и ребенка (да, нет), причина

______________________


При рождении:

масса _______________________

длина _______________________

окр. головы _______________________

окр. груди _______________________

Соответствие массы длине тела (массо-ростовой индекс)

_______________________

Выписан из роддома на ___ сутки,

с массой ___________________


причины несвоевременной выписки:

по состоянию матери

по состоянию ребенка
Время прикладывания к груди

лактация у матери_________________

активность сосания _____________________

характер вскармливания _________________

Время отпадения пуповины ______________

Особенности заживления пупочной ранки

_______________________

БЦЖ дата __ доза ____ серия

Прививка против гепатита дата _____ доза ______ серия

Группа крови и резус-фактор ребенка_______

Диагноз роддома (аномалии развития, асфиксия, ЗВУР и др.)

________________________

Лечение роддома


_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Группа здоровья________________________

группы риска __________________________


Оценка биологического анамнеза:

Опрос матери

Состояние здоровья _____________________________________________________________________________

Подготовленность матери к уходу за ребенком ______________________________________________________________________

Режим питания, сна, бодрствования, лактация _____________________________________________________________________________Жалобы (основные, дополнительные, их детализация) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вскармливание ребенка __________________, активность сосания ______________________________________________________

срыгивания, рвота _____________________________________________________________________________

Осмотр ребенка

Оценка состояния _____________________________________________________________________________

Стигмы дизэмбриогенеза и уровень стигматизации ____________________________________________________________________Кожные покровы, слизистые _____________________________________________________________________________

состояние пупочной ранки________________________________________________________________________

Полость рта, язык, зев _____________________________________________________________________________

Костно-мышечная система:

голова (форма, симметричность, роднички, швы, наличие кефалогематомы)______________________________________________________________

тазобедренные суставы, объем спонтанных движений (полный, ограничен локально),____________________________________________________________________

тонус мышц (нормальный, симметричный, диффузная мышечная гипотония, диффузная мышечная гипертония, локальные изменения тонуса): _____________________________________________________________________________

в ручках______________ D_________S__________________________________________________________________

в ножках_____________ D_________S__________________________________________________________________

Переходные состояния периоды новорожденности (физиологическая желтуха, половой криз и др.) _____________________________________________________________________________

Состояние внутренних органов:

ЧДД в 1 мин ____.Легкие _____________________________________________________________________________

Сердечно-сосудистая система _____________________________________________________________________________

ЧСС в 1 мин _____________________________________________________________________________

Органы пищеварения: форма живота_________________________ печень________________________________________________

селезенка _____________________________________________________________________________

Половые органы _____________________________________________________________________________

Состояние ануса _____________________________________________________________________________

Физиологические отправления: стул _____________________________________________________________________________

Мочеиспускание _____________________________________________________________________________


Неврологический статус (рефлексы новорожденного):

Поисковый

Хоботковый

Сосательный

Ладонно-ротовой Бабкина

Защитный рефлекс

Хватательный

Рефлекс Робинсона

Рефлекс Моро

Рефлекс опоры

Автоматическая ходьба

Ползание по Бауэру

Рефлекс Галанта

Рефлекс Переса

косоглазие (есть, нет; сходящееся, расходящееся; эпизодическое, постоянное),

птоз (есть, нет),

ширина глазных щелей D_________S_________

зрачки D_________S________

нистагм (есть, нет)

симптом «заходящего солнца» (есть, нет)

плавающие движения глазных яблок (есть, нет)

реакция на звук: есть, нет

сосательный рефлекс

глотательный рефлекс

Соотношение сна и бодрствования (нормальное для новорожденного; не просыпается голодный; постоянно спит; лежит с открытыми глазами; не засыпает; часто и беспричинно кричит)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Голосовые реакции (крик громкий, чистый; тихий, слабый; вскрикивания; пронзительный крик с гримасой боли; начинает кричать только при пеленании)____________________________________________________________________

Наличие тремора (нет, есть: при беспокойстве, плаче, в покое; мелкий, грубый; частый, редкий; ручек, подбородка, ножек, общий) _____________________________________________________________________________

Судороги (нет, отмечались: генерализованные, локальные; клонические, тонические, клонико-тонические, судороги взора_________________________________________________________________________

Диагноз: _____________________________________________________________________________

Группа здоровья __________________ Группы риска _________________________________________________________________

Советы по уходу: _____________________________________________________________________________

Советы по вскармливанию: _____________________________________________________________________________


План диспансеризации на первом месяце жизни с учетом групп направленного риска:

кратность и сроки осмотров:

педиатра______________________________________________________________________
медсестры____________________________________________________________________
План диспансеризации в течение первого года жизни, с учетом групп направленного риска:
кратность и сроки осмотров:

педиатра______________________________________________________________________


медсестры____________________________________________________________________
узких специалистов__________________________________________________________________

проведения дополнительных методов исследования__________________________________________________________________


План оздоровления ребенка до года._________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись участкового педиатра ___________ м/с
Тема 4. Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому. Первичный врачебно-сестринский патронаж к новорожденному. Диспансеризация новорожденных по группам риска.

1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО ПО ШКАЛЕ АПГАР (укажите правильные ответы)

1. pH крови

2. гемоглобин

3. сердцебиение

4. дыхание

5. мышечный тонус

6. рефлекторная возбудимость

7. окраска кожи
2. К ЭНДОГЕННЫМ ПРИЧИНАМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПЛОДА ОТНОСЯТСЯ

(укажите правильные ответы)

1. первичная плацентарная недостаточность

2. неполноценное питание беременной

3. внутриутробная инфекция

4.наследственная патология

5. врожденные пороки развития.
3. ПРИЧИНЫ ОСТРОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ГИПОКСИИ ПЛОДА

(укажите правильные ответы)


1. преждевременная отслойка нормально расположенной

плаценты

2. разрыв матки

3. гипертонус матки

4. острая гипоксия у матери

5. аномалии развития плода


4. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЙ ПУТЬ ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА (укажите правильный ответ)
1. восходящий

2. лимфогенный

3. гематогенный

4. контактный

5. воздушно-капельный
5. ЧТО ОТНОСЯТ К ПЕРИНАТАЛЬНОМУ ПЕРИОДУ (укажите правильный ответ)
1. период от начала схваток до рождения плода

2. период беременности

3. период с 28 недель беременности до родов

4. период с 28 недель беременности и первая неделя после

рождения
6. Показания к применению эргокальциферола (укажите правильные ответы)
1. вялозаживающие переломы

2. геморрагические диатезы

3. кариес, парадонтоз

4. нарушение развития костной ткани

5. полиневриты

6. лечение рахита

7. нарушения зрения (гемералопия)
7. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ (укажите правильный ответ)
1. симптома «синих склер»

2. артериальной гипотензии

3. извращений вкуса

4. ангулярного стоматита

5. все вышеперечисленное
8. КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПРИЧИН НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЗЫВАЕТ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНУЮ АНЕМИЮ

(укажите правильный ответ)


1. недостаточное поступление железа в организм

2. глистная инвазия

3. обширная резекция желудка и тонкой кишки

4. хронический панкреатит

5. рак желудка
9. ПРОЯВЛЕНИЯМИ СИДЕРОПЕНИЧЕСКОГО СИНДРОМА ЯВЛЯЮТСЯ (укажите правильный ответ)
1. глоссит

2. сухости и выпадения волос:

3. дисфагия

4. ангулярный стоматит

5. колит
10. ГИПОХРОМНАЯ АНЕМИЯ МОЖЕТ БЫТЬ (укажите правильный ответ)
1. только железодефицитной

2. на почве гемолиза эритроцитов

3. при гемофилии

4. при болезни Рандю-Ослера

5. все перечисленное
11. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕТИКУЛОЦИТОВ В КРОВИ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ (укажите правильный ответ)
1. апластической анемии

2. острой кровопотери

3. болезни Верльгофа

4. миеломной болезни

5. гемолитической анемии
12. ПРИ КАКОМ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОЗ В12-ДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ СТАВИТСЯ НЕСОМНЕННЫМ

(укажите правильный ответ)


1. эритроцитоз

2. тромбоцитопения

3. мегалобластический тип кроветворения

4. снижение сывороточного железа

5. повышение непрямого билирубина
13. СРЕДНЯЯ МАССАТЕЛА (В ГРАММАХ) ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ (укажите правильный ответ)
1. 2500-3000

2. 3000 - 3300

3. 3300-3500

4. 3500-4000


14. СРЕДНЯЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЁННОГО В ПОКОЕ

СОСТАВЛЯЕТ (укажите правильный ответ)

1. 80 в 1 мин.

2. 100 в 1 мин.

3. 130 в 1 мин.

4. 150 в 1 мин.


15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕЛТУХА НОВОРОЖДЕННЫХ РАЗВИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ (укажите правильный ответ)
1. повышения образования непрямого билирубина из-за укороченной продолжительности жизни эритроцитов с фетальным гемоглобином

2. гипоальбуминемии

3. снижения активности глюкуронилтрансферазы

4. повышения образования непрямого билирубина из-за укороченной продолжительности жизни эритроцитов с фетальным гемоглобином и гипоальбуминемии

5. повышения образования непрямого билирубина из-за укороченной продолжительности жизни эритроцитов с фетальным гемоглобином, гипоальбуминемии и снижения 6. активности глюкуронилтрансферазы
16. СРЕДНЯЯ ДЛИНА ТЕЛА ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕНОГО СООТВЕТСТВУЕТ (укажите правильный ответ)
1. 45 – 47см

2. 48-49см

3. 50 – 52см

4. 53 – 55см

5. 55-57 см
17. ВЫБЕРИТЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ГИПЕРТОНУСА (укажите правильные ответы)
1. увеличение сопротивления пассивным движениям

2. уменьшение сопротивления пассивным движениям

3. походка «на носках» с перекрестом ног

4. плотность и напряжение мышц при пальпации

5. ограничение двигательной активности
18. ТРАНЗИТОРНАЯ ПОТЕРЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ МАССЫ ТЕЛА НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ

(укажите правильный ответ)


1. 6-8 %

2. 10-12 %

3. 12-15%
19. ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ У ДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ В ПОКОЕ СОСТАВЛЯЕТ

(укажите правильный ответ)


1. 20 - 25 в мин.

2. 25 - 30 в мин.

3. 30 - 50 в мин.

4. 40 - 60 в мин.

5. 60 - 70 в мин.
20. Для эмбриопатий характерно (укажите правильные ответы)

1. пороки развития отдельных органов и систем

2. тератомы (эмбриоцитомы)

3. прерывание беременности

4. незавершенный поворот кишечника
21. Для ранней диагностики фенилкетонурии, адреногенитального синдрома, муковисцидоза, галактоземии и врожденного гипотериоза в роддоме

проводят всем новорожденным скрининг

(укажите правильный ответ)
1. на 3 день жизни

2. на 5 день жизни

3. на 6 день жизни

4. перед выпиской


22. Обработка пупочной ранки до её эпителизации в роддоме проводится (укажите правильный ответ)
1. 3% раствором перикиси водорода, 2% спиртовым раствором

бриллиантового зеленого

2. 95% этиловым спиртом, 5% раствором калия перманганата

3. 2% раствором нитрата серебра

4. препаратами йода
23. К факторам риска задержки внутриутробного развития (ЗВУР) относят (укажите правильные ответы)
1. неблагоприятные социально-экономические условия

2. хронические заболевания матери

3. врожденные инфекции (краснуха, ЦМВ, герпес, листериоз,

сифилис, токсоплазмоз)

4. острые инфекционные заболевания

5. отягощенный акушерский анамнез

6. оперативные вмешательства во время беременности

7. врожденные пороки развития плода


24. Для поздней фетопатии при краснухе характерны (укажите правильные ответы)
1. сахарный диабет

2. прогрессирующий панэнцефалит

3. гепатоспленомегалия

4. нарушение слуха

5. анемия, иммунодефицит
25. При опрелостях кожи II степени применяют (укажите правильные ответы)
1. лечебные ванны

2. воздушные ванны локальные

3. УФО

4. обработка опрелостей маслянистыми веществами



5. влажные примочки с 1-2% танином, 0,5 % резорцином,

0,25% азотнокислого серебра

6. обработка эрозий анилиновыми красителями
26. Прогноз новорожденного при симметричной форме задержки внутриутробного развития (ЗВУР) (укажите правильный ответ)

1. блаприятный

2. неблаприятный
27. Дифференциальный диагноз геморрагической болезни у новорожденных проводится с (укажите правильные ответы)

1. наследственными коагулопатиями

2. тромбоцитопенической пурпурой

3. ДВС


4. ложной меленой

5. ВУИ
28. Проведение первой прививки против гепатита в проводится всем новорожденным (укажите правильный ответ)

1. в первые 24 часа жизни

2. на второй день после рождения

3. на четвертый день жизни
29. Переношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности (укажите правильный ответ)

1. 41-42 недель

2. 42 недель и более

3. 40-41 недель

4. 40-42 недель
30. Температура в комнате пребывания доношенного новорожденного должна быть: (укажите правильный ответ)

1. 22 0С

2. 23-24 0С

3. 20-21 0С


31. Клиника асфиксии при рождении оценивается по шкале Апгар, включающей следующие признаки (укажите правильные ответы)
1. цвет кожных покровов

2. кровоизлияния на коже

3. сердцебиение

4. положительный симптом бледного пятна

5. дыхание

6. мышечный тонус

7. редикторная возбудимость
32. Предрасполагающими факторами к развитию родовых травм являются (укажите правильные ответы)
1. акушерские пособия

2. патологичекое предлежание плода

3. несоответствие размеров головки плода размерам таза

4. аномалии развития плода, врожденные заболевания костной

системы, наследственные заболевания плода

5. внутриутробные инфекции

6. недоношенность, переношенность

7. патология родовой деятельности

8. острая и хроническая гипоксия плода, новорожденного
33. Какой режим кормления здорового новорожденного предпочитают в настоящее время в роддоме (укажите правильный ответ)

1. каждые 3 часа с ночным перерывом

2. через 3,5 часа с ночным перерывом

3. кормление «по требованию ребенка»

4. кормление 8-10 раз в сутки без ночного перерыва
34. При тяжелой первичной асфиксии оценка по шкале Апгар будет: (укажите правильный ответ)

1. 0 баллов

2. 2 балла

3. 1-3 балла

4. 2-4 балла
35. Основными клиническими проявлениями субарахноидального кровоизлияния являются (укажите правильные ответы)
1. синдром гипервозбудимости

2. гиперрефлексия

3. выбухание большого родничка, срыгивания, менингеальные

симптомы

4. глазные симптомы (Грефе, горизонтальный нистагм)

5. бледность кожных покровов, приступы вторичной асфиксии

6. сердечно-сосудистые нарушения

7. судорожный синдром


36. Причинами фетопатий являются (укажите правильные ответы)
1. эндокринопатия у матери (сахарный диабет, гипотиреоз)

2. инфекционные заболевания матери

3. алкоголизм, наркомания матери

4. неполноценное питание матери


37. В этиологии хронической гипоксии плода лежат (укажите правильные ответы)
1. осложненное течение беременности

2.фетоплацентарная недостаточность

3. заболевания беременной, протекающие с гипоксией

(анемия, ВПС, хроническая болезнь легких)

4. вредные привычки беременной

6. преждевременная отслойка плаценты


38. Развитию аспирации у новорожденного способствует (укажите правильные ответы)

1. анатомофизиологическое строение гортани

2. генетические факторы

3. несовершенный механизм кашлевого рефлекса

4. особенности иммунного статуса

5. слабая эвакуационная способность эпителия слизистой

оболочки дыхательных путей
39. Физиологическая желтуха возникает у новорожденных (укажите правильный ответ)

1. сразу после рождения

2. через 10-12 часов после рождения

3. через 24 - 36 часов после рождения

4. через 3 суток после рождения
40. Кормление грудью ребенка серопозитивной женщиной с цитомегаловирусной инфекцией (укажите правильный ответ)
1. показано

2. не показано


41. Профилактическая направленность при первом патронаже к новорожденному ребенку заключается в (укажите правильные ответы)
1. оценке биологического, генеалогического и социального

анамнеза

2. оценке физического и нервно-психического развития и групп

«риска»


3. оценке соматического состояния ребенка и определении группы

здоровья

4. составлении плана наблюдения и рекомендаций

5. в назначении витамина D3


42. При первом патронаже к новорожденному педиатр из обменной карты родильного дома (Ф-113у) получает сведения о проведении следующих профилактических прививок (укажите правильные ответы)
1. против туберкулеза

2. против гепатита В

3. против полиомиелита

4. против коклюша

5. против краснухи
43. Врач детской поликлиники при наблюдении за новорожденными осуществляет взаимосвязь с (укажите правильный ответ)
1. женской консультацией

2. медико-санитарной частью

3. родильным домом

4. стационаром детской больницы

5. детскими дошкольными учреждениями
44. После выписки из родильного дома участковый врач-педиатр должен посетить ребёнка (укажите правильный ответ)
1. в первую неделю жизни

2. в первые 3 дня

3. в первый месяц
45. После перенесенного сепсиса новорожденный ребенок нуждается в диспансерном наблюдении (укажите правильные ответы)
1. после выписки из стационара – еженедельно

2. до 6 месяцев - 1 раз в месяц

3. Aанализ крови - в 1,2, 6,12 мес.

4. анализ мочи - в 3,12 мес.

5. длительность наблюдения - до 1 года
46. Тактика участкового педиатра по отношению к новорожденным с гипотрофией II-III степени (укажите правильный ответ)
1. лечение на дому (после консультации заведующего отделением)

2. госпитализация

3. консультация в диагностическом центре

4. консультация у гастроэнтеролога


47. При первом посещении новорожденного в поликлинике проводится (укажите правильные ответы)
1. оценка группы здоровья

2. консультация стоматолога

3. рекомендации по вскармливанию и уходу

4. запись первого эпикриза в форме 112/у

5. консультация окулиста, невропатолога, хирурга-ортопеда
48. . Фенилкетонурия наследуется по типу (укажите правильный ответ)
1. аутосомно-доминантному

2. аутосомно-рецессивному



3. сцепленному с Х-хромосомой
Каталог: userfiles -> depts -> childhood diseases tf df
childhood diseases tf df -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Занятие 8 Контроль на входе
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов V курса специальности «Лечебное дело»
childhood diseases tf df -> Занятие 8 Для микробно-воспалительного поражения органов мочевой системы характерно лейкоцитурия
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница