Методические указания для прохождения



Скачать 280,21 Kb.
страница1/3
Дата24.11.2016
Размер280,21 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3
Методические указания для прохождения

производственной практики - Помощник врача-стоматолога (терапевта) студентами 4 курса 8 семестра в 2015-2016 уч.году.

Организация проведения производственной практики - Помощник врача-стоматолога (терапевта) в современных условиях должна основываться на инновационных психолого - педагогических подходах и технологиях, направленных на формирование компетентностного подхода и повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся.

Проведение производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Работа с пациентами формирует у студентов не только готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции, но и способность научно - анализировать медицинские и социально-значимые проблемы, готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыкам коммуникативности, аргументации, ведения полемики и дискуссии.

Самостоятельная работа студентов составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости практики по дисциплине и включает: ведение дневника по практике, заполнение аттестационного листа, работу с литературой, подготовку бесед, лекций, докладов, презентаций по вопросам профилактики стоматологических заболеваний, изготовление материалов по стоматологическому просвещению (памятки, сан бюллетени, анкеты, презентации и др.). Даная форма работы способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации.

Различные виды производственной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций.

Производственная практика формирует способность и готовность к выполнению профессиональных умений, к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности, уважению и принятию другого мнения, а также к социальной мобильности, что особенно важно на современном этапе социально-экономического развития.

По окончании производственной практики проводится зачет, включающий оценку практических умений ,собеседование, тестирование.



Главная задача терапевта стоматологического – организация и проведение под руководством врача-стоматолога, а также самостоятельно, в рамках своей компетенции, мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска возникновения стоматологических заболеваний у пациентов разных возрастных групп и их профилактику

Инструктаж по технике безопасности

При появлении характерного запаха горящей резины или пластмассы, дыма следует немедленно выключить установку из электросети. По окончании работы необходимо отключить работающие агрегаты установки (свет, вентилятор, слюноотсос), затем обесточить установку. Перед началом работы с использованием бормашины нужно проконтролировать надежность механических соединений, в частности, фиксации ротационной щетки, бора и т. д. в наконечнике: если щетка входит в головку наконечника без натяга или выскакивает при работе, немедленно прекратить работу во избежание аспирации или проглатывания щетки пациентом. В ходе работы необходимо следить за температурой наконечника во избежание перегрева и получения термического ожога. При появлении в работе установки или наконечника нехарактерных звуков, прерывистости или рывков при вращении инструментов следует прекратить работу. При работе на установках с жестким рукавом, передающим вращение при помощи открытых шнуров, существует опасность закрутки волос в машину, поэтому персонал должен работать в медицинских шапочках. При использовании профилактических фармакологических препаратов и биоактивных средств необходимо уберечь пациента от интоксикации, для чего необходимо следить за хранением препаратов в строго отведенных, недоступных пациентам местах, точно подбирать дозы препаратов и их сочетание. При выполнении местных профилактических процедур нельзя оставлять пациентов без внимания: необходимо следить за тем, чтобы пациенты не проглатывали препараты, внесенные в полость рта для аппликаций или полосканий. Известно, что инфекция может передаваться воздушно-капельным, контактным, орально-фекальным и парентеральным путями. В стоматологии возможны все пути передачи инфекции от одного человека к другому: через зараженные инструменты, с воздухом, при личном контакте, через кровь, через зараженную пищу и воду. Для предупреждения инфицирования необходимо держать под контролем все указанные пути распространения инфекции. Следует помнить, что на профилактическом приеме источником инфекции может явиться как пациент, так и персонал. Наиболее неблагоприятным является факт инфицирования патогенной микрофлорой, перечисленной в таблице.

Санитарный режим.

Санитарный режим предполагает противоинфекционную защиту персонала, пациента, окружающей среды при помощи организационных мер, с использованием физических и химических методов и средств дезинфекции и стерилизации. Кожа лица и рук, слизистая оболочка полости рта, ротовая жидкость и зубные отложения пациента, аэрозоль носоглоточного секрета, выбрасываемый им при кашле и чихании, являются потенциальными резервуарами патогенной инфекции. Оберегая себя, медицинские работники должны использовать индивидуальные средства защиты, которые позволяют избежать прямого контакта с ранами и тканью, кровью, секреторными и экскреторными выделениями или предметами, загрязненными этими биологическими субстратами. При выполнении манипуляций на медработнике должны быть халат, шапочка. Для защиты лица и слизистой глаз, носа и рта применяют защитные очки и маски (марлевая четырехслойная маска подлежит замене каждые 3 часа на новую или свежевыстиранную и проутюженную; одноразовая маска используется в течение шести часов) или пластиковые экраны, закрывающие все лицо. Кожа рук защищается перчатками, перед надеванием которых необходимо заклеить пластырем имеющиеся микротравмы и проверить перчатки на целостность. В связи с растущей распространенностью ВИЧ-инфекции любое повреждение кожи, слизистых оболочек, загрязнение их биологическими материалами пациента при оказании медицинской помощи должно рассматриваться как возможный контакт с материалом, содержащим ВИЧ или другой агент инфекционного заболевания. Поэтому в каждом случае контакта биологических жидкостей пациента с поврежденной кожей или со слизистыми оболочками необходимо принимать ряд мер предосторожности. Если биоматериал пациента попал на одежду персонала, ее замачивают в одном из дезинфектантов (кроме 6% раствора перекиси водорода и нейтрального гидрохлорида кальция, которые разъедают ткань). Кожа рук и других участков тела под местом загрязнения обрабатывается 70° спиртом, промывается водой, затем опять спиртом.

Подготовка отчета по практике.

ЦЕЛЬ:

-проверить и оценить подготовленность по производственной практике;

-проверить ведения дневник по производственной практике, заверенный (ежедневно) непосредственным руководителем практики от ЛПУ ;

-получить характеристику с места прохождения практики (в двух экземплярах: первая - характеристика в дневнике, вторая – характеристика, напечатанная на отдельном листе А4), заверенная подписью руководителя от ЛПУ и печатью учреждения;

-заполнить лист мануальных навыков по производственной практике (заверенный куратором, руководителем и главным врачом ЛПУ и печатью учреждения по месту прохождения практики);

- написать реферат(НИРС) объёмом 10-15 страниц , или мультимедийную презентацию( с примером клинических случае до и после).

- забрать направление

В последний день практики врач-руководитель оценивает работу студента на практике, его отношение к больным, какие методы диагностики и лечения освоены студентом, взаимоотношения с персоналом, его мануальные навыки, прилежность, отмечаются недостатки, и пишется характеристика. Отчет и характеристика заверяются печатью поликлиники.

В день окончания практики у студентов на руках должны быть пол­ностью заполненный и проверенный руководителем лечебного учрежде­ния, дневник с характеристикой; справки о проведении «уроков здоро­вья».

Дневник и перечисленные выше справки сдаются на кафедру. Зачет по производственной практике принимается заведующим кафедрой, руководителем практики, профессором, доцентами кафедры со­гласно расписанию. В билете три вопроса, защита дневника, вопрос по со­временным проблемам в терапевтической стоматологии, защита НИРС. Оценка заносится в зачетную ведомость и зачетную книжку.


Перечень мануальных навыков по производственной практике



Вид деятельности

Уровень

Усвоения


1

Уровень

Усвоения


2

Уровень

Усвоения


3


1

Проведение стоматологического обследования стоматологического пациента на терапевтическом приеме







30

2

Запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения






30


3

Проведение профессиональной гигиены полости рта.




15




4

Определение состояния твердых тканей зубов. (зондирование, перкуссия, пальпация)




15




5

Проведение методики витального окрашивания очагов деминерализации эмали.



15





6

Проведение препарирования кариозных полостей разных классов.







20

7

Пломбирование кариозных полостей композитами химического и светового отверждения, цементами (минеральными, СИЦ )




15




8

Проведение оценки рентгенограмм для выявления патологии твердых тканей, периодонта,пародонта.




15




9

Применение девитализирующих средств для лечения пульпита.




15




10

Применение эндодонтического инструментария для обработки каналов при лечении пульпита и периодонтита





15




11

Применение антисептиков для медикаментозной обработки кариозной полости и

корневых каналов.







10




12

Применение пломбировочных материалов для временного и постоянного

пломбирования корневых каналов.







5




13

Подготовка наглядных материалов по стоматологическому

просвещению (презентаций, памяток,плакаты,стенды и др.)






2






Примерная тематика рефератов (мультимедийных презентаций) по научно-исследовательской работе (НИРС)
1. Современные технологии препарирования кариозных полостей -клинический случай;

2. Виниры, технология изготовления - обзор литературы, реферат;

3. Восстановление анатомической формы зуба вкладками - обзор литературы, реферат;

4. Современные пломбировочные материалы -обзор литературы, реферат;

5. Адгезивные системы - обзор литературы, реферат;

6. Армирующие конструкции при пломбировании зубов - обзор литературы, реферат;

7. Гиперестезия зубов. Причины. Лечение. Обзор литературы, реферат;

8. Состав ротовой жидкости при кариесе зубов -обзор литературы, реферат,

9. Пластические возможности пульпы при глубоком кариесе - обзор литературы, реферат;

10. Современные методы анестезии при эндодонтических манипуляциях - обзор литературы, реферат;

11. Медикаментозные средства, применяемые для обработки корневых каналов - обзор литературы, клинический случай реферат;

12. Современные материалы, применяемые в эндодонтии - обзор литературы, клинический случай, реферат;

13. Особенности инструментальной обработки корневых каналов, характеристика инструментов - обзор литературы, клинический случай, реферат,

14. Физиотерапевтическое лечение заболеваний пульпы и периодонта - обзор литературы, реферат;

15. Проблема эндодонтии - обзор литературы, реферат;

16. Современные методы прохождения, расширения корневых каналов - обзор литературы, клинический случай, реферат;

17. Обоснование метода субтотальной резекции «по Лукомскому»;

18. Современные пломбировочные материалы для лечения пульпита биологическим методом - обзор литературы, реферат;

19. Особенности клеточного состава апикальной части пульпы и регенераторные возможности этого отдела пульпы - обзор литературы, реферат;

20. Мембранные технологии в хирургии пародонта - обзор литературы, реферат,

21. Особенности избирательного пришлифовывания зубов у больных с патологией прикуса - обзор литературы, клинический случай, реферат;

22. Современные способы временного и постоянного шинирования зубов у больных с патологией пародонта - обзор литературы, клинический случай ,реферат,

23. Юридические аспекты взаимоотношений пациента и врача-стоматолога - обзор литературы, реферат;

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

Для защиты производственной практики необходимы следующие документы:

1. Дневник по производственной практике, заверенный (ежедневно) непосредственным руководителем практики от ЛПУ (приложение № 3);

2. Характеристика с места прохождения практики (в двух экземплярах: первая - характеристика в дневнике, вторая – характеристика, напечатанная на отдельном листе А4), заверенная подписью руководителя от ЛПУ и печатью учреждения (приложение №1);

3. Лист мануальных навыков по производственной практике (заверенный куратором, руководителем и главным врачом ЛПУ и печатью учреждения по месту прохождения практики) (приложение № 4);

4. Реферат (НИРС) объёмом 10-15 страниц (приложение № 2);

5. Зачетную книжку;

6. Направление
При вынесении итоговой экзаменационной оценки по производственной практике учитываются оценки, полученные студентом по месту её прохождения.

Итоговая оценка по производственной практике (удовлетворительно, хорошо, отлично) заносится в отчётный документ и зачётную книжку студента (оценка неудовлетворительно в зачётную книжку не ставится, студенту предлагается пересдать зачет).



Студент, не выполнивший один из разделов производственной практики , к зачету не допускается. Студенты, своевременно не сдавшие отчётную документацию, не явившиеся на зачет или получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче зачета по практике, считаются не выполнившими учебную программу и к занятиям в 9 семестре не допускаются.
Вопросы для подготовки к зачету по производственной практике
Практическое умение

  1. Продемонстрировать методы обследования пациентов на терапевтическом приеме

  2. Запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения

  3. Продемонстрировать на модели стандартный метод препарирования и пломбирования кариозной полости.

  4. Продемонстрировать на модели стандартный метод эндодонтического лечения

однокорневого зуба (раскрытие полости зуба, инструментальная и медикаментозная обработка канала, пломбирование канала)

  1. Составить план обследования, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз и прогноз.

  2. Продемонстрировать на модели проведения реминерализирующей терапии

  3. Продемонстрировать на модели методы препарирования I класса по Блеку.

  4. Продемонстрировать на модели методы препарирования II класса по Блеку.

  5. Продемонстрировать на модели методы препарирования III класса по Блеку.

  6. Продемонстрировать на модели методы препарирования IV класса по Блеку.

  7. Продемонстрировать на модели методы препарирования V класса по Блеку.

  8. Продемонстрировать на модели лечения кариеса I класса с использованием композитов светового и химического отверждения, цементов (минеральных, стеклоиономерных);

  9. Продемонстрировать на модели лечения кариеса IIкласса с использованием композитов светового и химического отверждения, цементов (минеральных, стеклоиономерных);

  10. Продемонстрировать на модели лечения кариеса III класса с использованием композитов светового и химического отверждения, цементов (минеральных, стеклоиономерных);

  11. Продемонстрировать на модели лечения кариеса IV класса с использованием композитов светового и химического отверждения, цементов (минеральных, стеклоиономерных);

  12. Продемонстрировать на модели лечения кариеса V класса с использованием композитов светового и химического отверждения, цементов (минеральных, стеклоиономерных);

  13. Продемонстрировать на модели методы лечения пациентов с заболеваниями твердых тканей некариозного происхождения;

  14. Продемонстрировать на модели методики проведения профессиональной гигиены

  15. Продемонстрировать на модели методы выполнения диагностики заболеваний пульпы и периодонта;

  16. Продемонстрировать на модели проведение температурной диагностики;

  17. Продемонстрировать на модели проведение перкуссии зуба вертикальной и горизонтальной;

  18. Продемонстрировать на модели проведение препарирования кариозной полости;

  19. Продемонстрировать на модели проведение лечения воспаления пульпы с сохранением ее жизнеспособности;

  20. Продемонстрировать на модели раскрытие полости зубов разной групповой принадлежности;

  21. Продемонстрировать на модели определение длины корневого канала (электрометрического, рентгенологического,табличного);

  22. Продемонстрировать на модели пломбирование корневых каналов гуттаперчей латеральной конденсации;

  23. Оценка рентгенограмм;

  24. Продемонстрировать на модели реставрацию зубов после эндодонтического лечения.

  25. Продемонстрировать на модели методику витального окрашивания очагов деминерализации эмали

  26. Продемонстрировать на модели пломбирование кариозных полостей композитами химического и светового отверждения.

  27. Продемонстрировать на модели пломбирование кариозных полостей цементами (минеральными, СИЦ )

  28. Продемонстрировать на модели применение девитализирующих средств для лечения пульпита.

  29. Продемонстрировать на модели применение эндодонтического инструментария для обработки каналов при лечении пульпита и периодонтита

  30. Продемонстрировать на модели применение антисептиков для медикаментозной обработки кариозной полости и корневых каналов.

  31. Продемонстрировать на модели применение пломбировочных материалов для временного и постоянного пломбирования корневых каналов.

  32. Продемонстрировать на модели способы обезболивания в терапевтической стоматологии.

  33. Продемонстрировать на модели применение временного пломбировочного материала.

  34. Продемонстрировать на модели наложения лечебных и изолирующих прокладок;

  35. Продемонстрировать на модели лечения кариеса в стадии пятна.

  36. Продемонстрировать на модели лечения поверхностного кариеса.

  37. Продемонстрировать на модели лечение среднего кариеса.

  38. Продемонстрировать на модели лечения глубокого кариеса.

  39. Продемонстрировать на модели лечения некариозных поражений твердых тканей зубов.

  40. Продемонстрировать на модели методику использования кариеса индикатора.

  41. Продемонстрировать на модели шлифования и полирования пломбы;

  42. Продемонстрировать на модели определения рабочей длины корневого канала (клиническими, электрическими и рентгенологическими методами);

  43. Продемонстрировать на модели лечения гингивита;

  44. Продемонстрировать на модели лечения пародонтита;

  45. Продемонстрировать на модели лечения пародонтоза;

  46. Продемонстрировать правильное оформления истории болезни и другой медицинской документации;


Перечень контрольных вопросов:


  1. Асептика и антисептика в стоматологии. Стерилизация стоматологического инструментария.

  2. Теории происхождения кариеса.

  3. Современные представления о причине возникновения кариеса зубов.

  4. Роль зубной бляшки в возникновении кариеса.

  5. Классификация кариеса зубов

  6. Клиника, патологическая анатомия поверхностного кариеса. Дифференциальная диагностика, лечение.

  7. Клиника, дифференциальная диагностика, патологическая анатомия и лечение среднего кариеса.

  8. Глубокий кариес. Клиника, патологическая анатомия, дифференциальная диагностика,лечение

  9. Этапы реставрации (пломбирования) композиционными материалами

  10. Ошибки при лечении кариеса

  11. Профилактика кариеса зубов

  12. Классификация некариозных поражений зубов

  13. Виды гипоплазии.

  14. Причины возникновения местной гипоплазии и системной гипоплазии

  15. Характерные признаки очага поражения при гипоплазии

  16. Причины возникновения гиперплазии

  17. Формы флюороза.Диагностические признаки эрозивной формы флюороза

  18. Наследственные заболевания твердых тканей зубов

  19. Некариозные поражения зубов, возникающие после их прорезывания

  20. Причины возникновения некариозных поражений твердых тканей зубов, возникающих после их прорезывания

  21. Дифференциально-диагностические признаки клиновидного дефекта

  22. Дифференциально-диагностические признаки эрозии эмали

  23. Гиперестезия зубов. При каких заболеваниях проявляется гиперестезия.

  24. Механическая травма зубов. Классификация, дифференциальная диагностика, лечение.

  25. Патологическая стираемость твердых тканей зубов. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение.

  26. Классификация пульпита

  27. Клинические проявления острого пульпита

  28. Клинические проявления хронического пульпита

  29. Ретроградный пульпит. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

  30. Методы лечения пульпита

  31. Способы обезболивания

  32. Оказание первой и неотложной помощи при пульпите

  33. Консервативный и хирургический метод лечения пульпита

  34. Ошибки и осложнения при лечении пульпита

  35. Классификация периодонтита

  36. Острый верхушечный периодонтит. Клиническая характеристика, лечение острого верхушечного периодонтита

  37. Хронический верхушечный периодонтит. Клинические проявления, диагностика и лечение хронических форм верхушечного периодонтита

  38. Осложнения при лечении периодонтита

  39. Критерии оценки эффективности лечения хронического апекального периодонтита. Диспансеризация.

  40. Эндодонтический инструментарий

  41. Индекс РМА,РВI,PI методика его определения.Индексы гигиены. Методика их определения

  42. Основные методы обследования больного с заболеванием пародонта

  43. Дополнительные методы обследования больного с заболеванием пародонта и показания к проведению этих методов

  44. Этиологические факторы воспалительных заболеваний пародонта

  45. Патогенез воспалительных заболеваний пародонта

  46. Классификация заболеваний пародонта

  47. Клиническая картина различных форм гингивита

  48. Клиническая картина пародонтита легкой, средней и тяжелой степени

  49. Причины возникновения локальной рецессии десны. Лечение локальной рецессии десны

  50. Этиологические факторы пародонтоза. Атеросклероз в патогенезе пародонтоза

  51. Рентгенологическая характеристика костной ткани челюстей при пародонтозе

  52. Клиническая картина пародонтоза легкой, средней и тяжелой степени.Лечение пародонтоза

  53. Дифференциальная диагностика пародонтоза и пародонтита

  54. Методика профессионального удаления зубных отложений

  55. Комплексное лечение воспалительных заболеваний пародонта

  56. Методы этиотропной терапии воспалительных заболеваний пародонта

  57. Средства воздействия на патогенетические звенья воспаления

  58. Цель медикаментозного лечения гингивита, пародонтита.Средства противовоспалительного действия. Пропись рецептов

  59. Показания, цель и методика депульпирования зубов при пародонтите

  60. Показания и методика наложения лечебно-защитных десневых повязок

  61. Физиотерапевтическое воздействие на пораженные ткани пародонта (лазеротерапия,УФО, токи Дарсонваля, электрофорез лекарственных препаратов и др.). Показания к применению. Методики

  62. Критерии излеченности патологии пародонта. Прогноз при различных заболеваниях пародонта

  63. Методы определения распространенности заболеваний пародонта, пораженности, интенсивности, определить их значение в проведении профилактики болезней пародонта

  64. Профилактика заболеваний пародонта – первичная, вторичная

  65. Этапы обслуживания пародонтологических больных.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каталог: files -> Kafedry
Kafedry -> Вопросы для подготовки к экзамену по ортодонтии и детскому протезированию
Kafedry -> Материалы промежуточной аттестации студентов по дисциплине «материаловедение»
Kafedry -> Тема: Детский травматизм. Травма мягких тканей лица и органов рта у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Показания к госпитализации ребенка
Kafedry -> Вопросы к комплексному экзамену 4 курс.
Kafedry -> «Основы пародонтологии»
Kafedry -> Лекции для 5 курса осенний семестр 2015-2016 № Дата Предмет Тема лекции Лектор 09. 05 10. 20 сложное протезирование
Kafedry -> Вопросы к экзамену «профилактика и коммунальная стоматология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница