Министерства здравоохранения и социального развития



страница1/2
Дата26.07.2018
Размер2,61 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики
БИОЛОГИЯ
«Генетика»

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

стоматологического факультета


Студент __________________________________

I курс, группа №___, факультет_____________
Краснодар, 2014

УДК 546.02

ББК 24.1

Б 63


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010), Программой по биологии для студентов медицинского вуза (Москва, 2001) и с Рабочей программой кафедры биологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России (Краснодар, 2011).

К каждому занятию определены цели, даны вопросы и литературные источники для самоподготовки, перечень знаний и умений, которые должен освоить студент в ходе занятия, а также задания для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы. При выполнении практической работы студент имеет возможность в тетради делать необходимый зарисовки и записи, что позволяет рационально распределять материал каждого занятия и повышать уровень усвоения учебного материала. В процессе самоподготовки к практическому занятию студент должен выполнить внеаудиторную работу. В тетради приводится перечень вопросов для подготовки к тестовому итоговому контролю знаний по изученным разделам дисциплины.


Составители: профессор Голубцов В.И. - заведующий кафедрой биологии с курсом медицинской генетики, доценты Гусарук Л.Р, Лазарев К.Ю., Нефёдова Л.В., Шипкова Л.Н. Сапсай Е.В., ассистенты Корхмазова С.А., Мороз А.Н.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Основная:

1. Биология /под ред. Ярыгина В.Н. - М.: Медицина. 1985. – 560 с.

2. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – Киев: 1987. – 415 с.

3. Богоявленский Ю.К., Супрета А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М.: Медицина, 1988. - 319с.

4. Биология /Под ред. В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 1997. Т. 1. Т. 2. II.


II. Дополнительная:

1. Айала Ф.Д. Введение в популяционную и эволюционную генетику. - М.: Мир. 1984. - 230с.

2. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика (в 3-х томах). - М.: Мир, 1988.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984. – 426 с. М.: МГУ.

4. Антропология /под ред. Алексеевой Т.И., 1989. – 242 с.

5. Бочков Н.П. Генетика человека. - М. 1973. – 165 с.

6. Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. - М., 1984. - 366с.

7. Бочков Н.П., Чеботарев А.Н. Наследственность человека и мутагены внешней среды. - М.:

Медицина, 1989. – 270с.

8. Ванюшин Б.Ф., Бердышев ГД. Молекулярно-генетические механизмы старения. – М.: Медицина, 1977. - 295с.

9. Генеалогический регистр. (Принципы составления и работы). Краснодар, 1988. - С.14.

10. Гершкович И. Генетика. - М.: Наука, 1968. - 697с.

11. Голубцов В.И., Зайцева A.T., Старченко Т.П. Наследственные синдромы в стоматологии. // Пособие для врачей-стоматологов и студентов мед.институтов. - Краснодар. - 1989. - 17с.

12. Гусева И.С. Морфогенез и генетика грбешковой кожи/ Минск, 1986.-158с.

13. Захаров А.Ф., Бенюш В.А., Кулешов Н.П., Барановская Л.И. Хромосомы человека. Атлас. - М., 1982. - 216с.

14. Збарский И.Б. Организация клеточного ядра. - М.: Медицина, 1988. - 366с.



ЗАНЯТИЕ № 9 « »________________2014 г
TEМA: Моногенное наследования признаков у человека. Экспрессивность и пенетрантность, их определение.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить основные закономерности моногенного наследования признаков у человека. Уяснить понятия: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное и Х- и Y-сцепленное наследование; научиться решать ситуационные генетические задачи.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Менделирующие, моногенно наследующиеся признаки человека.

2. Типы моногенного наследования (аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный) признаков у человека.

3. Сцепленное наследование.

4. Наследование, сцепленное с половыми хромосомами.

5. Количественная и качественная особенности проявления гена в признаках: экспрессивность, пенетрантность, плейотропия.

6. Формы взаимодействия аллельных генов.
ЛИТЕРАТУРА: I.1. С.76-79, 81-88, 91 –92;

I.2. С.66-72, 73-76, 78-82, 98-99,107;

I.3. C.39, 45-48, 66-67.

I.4. с. 163-164, 221-223, 234-246 (т.1)


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Моногенно наследуемые признаки у человека.

1.1. Изучить признаки человека, наследующиеся по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и Х-сцепленному типу.

1.2. Рассмотреть и записать индивидуальные антропоскопические менделирующие признаки и их тип наследования.




Признак

Фено-генотипическая характеристика признака

Тип наследования



Варианты возможного генотипа




Фен Ген

Фен Ген

Размер глаз

Большие А

Маленькие а







Разрез глаз

Прямой В

Косой b







Цвет глаз

Карий С

Голубой с







Острота зрения

Близорукость D

Норма d







"Ямочки" на щеках

Есть E

Нет e







Уши

Широкие O

Нормальные o







Щель между резцами

Есть R

Нет r







Брови

Мохнатые L

Нормальные l







Способность сворачивать

язык трубочкой



Есть S

Нет s







Цвет кожи

Смуглый W

Белый w







Веснушки

Есть Z

Нет z







Мочка уха

Свободная G

Приросшая g







Ведущая рука

Правая H

Левая h






1.3. Рассчитать и записать вероятность возможных фенотипов у потомков при известных генотипах обоих родителей.




Тип

Наследования

Генотипы


Дети







Отца

Матери

больные

носители

Здоровые




Аутосомно-

доминантный

АА

АА










АА

Аа










АА

Аа










Аа

АА










Аа

Аа










Аа

аа










аа

АА










аа

Аа










аа

аа










Аутосомно-

рецессивный

АА

АА










АА

Аа










АА

аа










Аа

АА










Аа

Аа










Аа

аа










аа

АА










аа

Аа










аа

аа










Наследование, сцепленное с полом




Отец

Мать

Сыновья

Дочери

Больные

носители

здоровые

больные

Носители

Здоровые

Доминантный

сцепленный с Х-хромосомой

ХАУ

ХАХА



















ХАУ

ХАХа



















ХАУ

ХаХа



















ХаУ

ХАХА



















ХаУ

ХАХа



















ХаУ

ХаХа



















Рецессивный

сцепленный

с Х-хромосомой

ХАУ

ХАХА



















ХАУ

ХАХа



















ХАУ

ХаХа



















ХаУ

ХАХА



















ХаУ

ХАХа



















ХаУ

ХаХа


















1.4. Решить ситуационные генетические задачи

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Аутосомно-доминантный тип наследования (АД) -

Аутосомно-рецессивный тип наследования (АР) -

Картирование генов -

Менделирующие признаки -

Пенетрантность -

Сцепление генов -

Сцепленное наследование -

Морганида -

Х-сцепленное наследование -

Y-сцепленное наследование -

Экспрессивность -


Студент………………………………….. Преподаватель……………………………………
ЗАНЯТИЕ № 10 « »______________________2014 г.

ТЕМА: Наследование групп крови систем: ABO, MN, Rh у человека.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить явления множественного аллелизма при наследовании групп крови человека систем MN и ABO; наследование резус- фактора.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:


  1. Явления множественного аллелизма. Кодоминирование

  2. Генетические механизмы наследования групп крови человека систем ABO, MN, Rh.

  3. Фенотипические характеристики групповой принадлежности.

  4. Резус-несовместимость и резус-конфликт, их генетическая обусловленность.

  5. Гено-фенотипическая обусловленность гемотрансфузий в медицине.

ЛИТЕРАТУРА: I.1. С. 88-90; I.2. С. 72-73; 128-129; I.4. С. 164 (т. 1).


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Множественные аллели. Генотипическая и фенотипическая характеристика групп крови человека системы АВО.

    1. Разобрать механизмы наследования 4-х групп крови человека, их генотипическую и фенотипическую характеристику.

Заполнить таблицу возможных генотипов и фенотипов групп крови системы АВО



Группа крови

Возможный генотип

ФЕНОТИП







Антигены в эритороцитах

Антитела в сыворотке крови




















































    1. Определение групповой принадлежности донорской крови.

Пользуясь стандартными агглютинирующими сыворотками систем АВО и MN, определить группы предложенной крови.

    1. Стрелками указать возможные генетические варианты трансфузий.

II(A)

I(O) IV(AB)

III(B)

1.4. Решить ситуационные генетические задачи



Определить и записать возможные генотипы родителей и варианты возможных фенотипов и генотипов у их детей

Группа крови

отца и матери



Варианты возможных генотипов родителей

Группы крови детей

Варианты возможных генотипов детей

О х О










О х А










О х В










О х АВ










А х В










А х АВ










В х АВ










АВ х АВ









2. Генотипическая и фенотипическая характеристика групп крови человека системы Rh.

2.1. Разобрать генетические механизмы наследования резус-фактора у человека.

Заполнить таблицу возможных генотипов и фенотипов групп крови системы Rh.



Группа крови

Возможный генотип

Фенотип

Эритороциты

Сыворотка крови

Rh (+)










Rh (-)










Каталог: cms -> files
files -> Контрольные вопросы 1 Принципы организации профилактической стоматологической помощи населению
files -> Тематический план лекций по профилактике и коммунальной стоматологии
files -> Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета VIII семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, Кубгму, 2014. 76 с
files -> Справочник по стоматологии под ред. Рыбакова, 1996 г. Справочник по ортопедической стоматологии под ред. Копейкина, 1994 г
files -> Контрольные вопросы Адгезия и адгезивные стоматологические материалы
files -> Контрольные вопросы 1 Изготовление фарфоровой коронки и виниров
files -> Экзаменационные вопросы по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов»
files -> Контрольные вопросы 1-2 Профилактика кариеса: роль и значение фтора в организме. Системное и местное применение фторидов
files -> Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы для клинического интерна/ординатора по специальности
files -> Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета VII семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, Кубгму, 2014. 50 с


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница