Министерство оразования и науки кыргызской республики



Скачать 118,9 Kb.
страница1/3
Дата28.12.2016
Размер118,9 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ошский государственный университет

Медицинский факультет

Кафедра общей хирургии

«Утверждаю» «Согласовано»

Декан медицинского факультета Председатель УМС факультета


________________профессор Арстанбеков М.А. ________________Шукуров С.Н.

Утверждено

на заседании кафедры от «_27__»__08_ 2015 г.


протокол № 1, зав. кафедрой_____________ д.м.н.,профессор А.А.Муратов

ПРОГРАММА обучения студентов

СИЛЛАБУС (syllabus)

( 2015-2016 уч. г.)

Дисциплина: Общая хирургия, анестезиология

Направление: 560004 - стоматология

Курс__3__ Семестр __VI__





Наименование дисциплины

Количество часов


Отчет-ность


Всего

Аудиторные занятия


СРС




Всего

Лекции

Практ.

Лабор.




Общая хирургия, анестезиология

90

45

18

27

-

45

Экзамен

Количество рубежных контролей (РК): 2 Экзамен: VI семестр

Всего _3 _кредита, общая трудоемкость: 90 часов


Силлабус составлен профессором Муратовым А.А. на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Ош - 2015

Сведения о преподавателях:

  1. Муратов Абдижалил Абдыразакович – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, имеет высшее образование. Тел.: 0773983547, 0559060657. Место работы: ОшГУ, мед.факультет, кафедра общей хирургии (ОГКБ).

  2. Райымбеков Оторбай Райымбекович – к.м.н.,доцент кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0772408683. Место работы: ОшГУ, мед.факультет, кафедра общей хирургии (ОГКБ).

  3. Туйбаев Заир Адиевич - к.м.н., доцент кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0772611482. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  4. Беков Таалай Аблашович - к.м.н., ст. преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0773281577. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  5. Аманов Гамил Монолбаевич – к.м.н., преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0777709970. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  6. Анаркулов Талант Нематович - ст. преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0772408683. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  7. Кулмурзаев Курманбек Садыкбаевич - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0779323723. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  8. Аттокуров Байышбек Камчыбекович - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0555101200. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  9. Невреев Акжол Атабекович - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0772683897. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  10. Шукуров Сапарбек Нематжанович - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0771231144, 1554114440. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош кафедра общей хирургии.

  11. Жолболдуев Жыргалбек Монолболдуевич - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0779985858. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

  12. Камчиев Келдияр Акбаралиевич - преподаватель кафедры, имеет высшее образование. Тел. 0778431550. Место работы: ОшГУ, мед.фак, ГКБ г.Ош, кафедра общей хирургии.

ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего медицинского образования «Общая хирургия, анестезиология» является продолжением преподавания хирургической дисциплины после пропедевтики хирургических болезней. Три года изучения хирургических болезней, не повторяя, но дополняя друг друга, представляют последовательно восходящие ступени по подготовки студента по вопросам хирургической патологии. Как и другие клиники, мы преследуем единую цель — подготовить эрудированного врача, умеющего предупреждать болезни, распознавать их на ранних этапах возникновения и в различных стадиях течения. Вместе с тем, «Общая хирургия, анестезиология» как учебная дисциплина имеет общеклиническое значение, поскольку проблемы ран и раневой инфекции, хирургических воспалительных заболеваний мягких тканей, травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, опухолей встречаются в повседневной деятельности практически любого врача. Материал программы по «общей хирургии, анестезиологии» распределяется таким образом, что студенты, как будущие врачи изучают данный предмет в объеме, необходимом врачу любой лечебной специальности. Преподавание «общей хирургии, анестезиологии» на стоматологическом отделении медицинского факультета, должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста указанного профиля в соответствии с тематическими планами и исходя из количества часов учебного плана.

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 90 часов, из которых 45 часов отводится на аудиторную работу (18 часов - лекции и 27 часов - практические занятия), а также 45 часов на внеаудиторную самостоятельную работу.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯэто овладение студентами основами клинического обследования больных хирургического профиля, правилами асептики и антисептики, переливания крови и кровозаменителей, знакомство с принципами работы хирургических стационаров, в том числе операционных блоков, стерилизационных отделений, принципами хирургических методов лечения и семиотикой основных видов хирургических заболеваний; формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания (в том числе неотложного) в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знание современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях и состояниях.
КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ - в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать и уметь применять на практике:

1. Правила и методы асептики и антисептики;

2. Общие принципы диагностики, основные клинические проявления, этиологию, патогенез, классификацию гнойно-воспалительных процессов, различных видов травм, неотложных состояний;

3. Основные принципы хирургического лечения больных, основные понятия о хирургической операции, раневом процессе;

4. Выявление у пациентов типичных симптомов и синдромов хирургических заболеваний в соответствии с перечнем неотложных состояний и заболеваний, включенных в программу;

5. Основные принципы и виды обезболивания, применяемые при лечении, диагностике заболеваний, показаниям и противопоказания к их применению;

6. Основные этапы лечения больных с наиболее распространенными
видами хирургических заболеваний.

7. Основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирурги­ческих больных.



ОПИСАНИЕ КУРСА
Достижение конечной цели и решение поставленных задач предусматривает следующее:
Студент должен знать:

  1. Правила и методы асептики и антисептики.

  2. Клинические проявления и диагнос­тику кровотечения, методы временной и окончательной остановки кровотечения.

  3. Методы определения групп крови и переливания крови и кровозаменителей.

  4. Общие принципы клинического обследования хирургического больно­го и клинические проявления основных хирургических синдромов.

  5. Диагностические возможности лабораторных и инструментальных
    методов обследования хирургических больных.

  6. Основные этапы лечения больных с наиболее распространенными
    видами хирургических заболеваний.

  7. Основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирурги­ческих больных, а также принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной и врачебной по­мощи при неотложных состояниях.

  8. Основные принципы и методы местной и общей анестезии.

В результате освоения дисциплины «Общая хирургия и анестезиология» обучающийся должен уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности:


1. Соблюдение правил асептики и антисептики при работе в отделениях стационара и амбулатории (обработка рук; одевание стерильного халата, шапочки, масок, перчаток; использование медицинского инструментария, перевязочного материала и пр.).

2. Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента с подозрением на наличие хирургической патологии:

●производить расспрос пациента и его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и болезни,

●производить осмотр и физикальное исследование больного с подозрением на хирургическую патологию; исследование местного статуса, определить вид раны и фазу раневого процесса,

●составлять план лабораторно-инструментального исследования больного,

●анализировать результаты лабораторных исследований крови (общий и биохимический анализ, посев крови), мочи (общий анализ), раневого содержимого на чувствительность флоры к антибиотикам, результатов лучевой диагностики,

●определить характер патологического процесса, лежащего в основе хирургического заболевания: воспаление, повреждение, порок развития, наличие паразитов,

●изложить полученные при исследовании больного данные в виде разделов истории болезни хирургического больного с описанием местного статуса.

3. Постановка «рабочего диагноза», назначения лечения и профилактики при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки: фурункул, пролежни, ожоги 1-2 степени, поверхностные раны.

4. Заполнять: историю болезни стационарного больного; операционный журнал; амбулаторную карту; протокол переливания крови.

5. Диагностика и оказание экстренной врачебной помощи детям и взрослым на догоспитальном этапе и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях: клиническая смерть, острая кровопотеря и кровотечения, травмы и переломы, травматический и анафилактический шок, электротравма, обширные ожоги и отморожения.

6. Произвести: санитарную обработку больного при поступлении в стационар; дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными; обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников; гигиеническую обработку тела оперированного больного; смену нательного и постельного белья больного; гигиеническое подмывание больных; газоотведение из толстой кишки; катетеризацию мочевого пузыря; предоперационную подготовку операционного поля; дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения; пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципи­ента; катетеризацию периферической вены; пункцию поверхностно расположенных гематом и абсцессов мягких тканей; пункцию плевральной и брюшной полостей; диализ раны через проточно-промывную систему; активно-пассивную профилактику столбняка.

7. Подготовить: больного к проведению инструментальных методов обследования; и заполнить инфузионную систему.

8. Оценить: стерильность материала в биксе; тяжесть состояния больного; данные лабораторных исследований при хирургических заболева­ниях; пригодность крови и ее препаратов к трансфузии; тяжесть кровопотери; состояние раны и выбрать метод лечения раны.

9. Выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реа­нимации.

10. Накладывать и снимать: транспортные шины; бинтовые и косыночные повязки.

11. Вводить: воздуховод в дыхательные пути и восстановить проходимость верхних дыхательных путей; медикаменты через дренажи и микроирригаторы.

с выполнением следующих манипуляций: искусственная вентиляция легких простейшими способами и закрытый массаж сердца; временная остановка кровотечения, перевязка и тампонирование ран; наложение повязок на различные части тела; транспортная иммобилизация стандартными шинами и подручными средствами; внутривенное и инфузионное введение лекарственных средств; определение группы крови и резус-принадлежности; переливание крови и кровезаменителей.

12. Решение деонтологических задач, связанных со сбором информации, лечением и профилактикой болезни, оказанием помощи пострадавшим и хирургическим больным.



13. Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой – вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.
Студент специальности 560004 - стоматология по окончании курса «Общей хирургии, анестезиологии» должен обладать следующими КОМПЕТЕНЦИЯМИ:

а) универсальными:

ОК-1 - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ИК – 4 - готовность работать с информацией из различных источников;

СЛК-1 – способен реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и детьми;

СЛК -2 - способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача.
б) профессиональными (ПК):

ПК-2 - способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного взрослого и ребенка;

ПК-4 – способен применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, владеть техникой ухода за больными взрослыми и детьми;

ПК-7 – осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

ПК-12 - способен анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических особенностей, основные методики клинико-лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и детей, для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-13 - способен выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин, с учетом течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

ПК-27 - готов изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

Технологическая карта текущего, рубежного и итогового контроля



Всего часов

Ауд.занятия

Лекция

Практ.(семин)

СРС

1 модуль

( 42 ч., 30 б.)



2 модуль

(48ч., 30 б.)



Рейтинг

Экзамен

Текущий контроль

СРС

Рубеж. контр.

Текущий

СРС

Рубеж. контр.







Лекция

Практика

(ТК1, ТКТК»)


Лекция

Практика










90 ч.

45ч.

18ч.

27ч.

45ч.

8ч.

14ч.

20ч.




10 ч.

13ч.

25ч









Баллы

5б.


5б.(ТК1)+5б.(ТК2)=10 б.

5б.

10 б.

5 б.


5б.(ТК1)+5б.(ТК2)=10 б.

5б.

10б.


Дата проведения












Итоги модулей


К1=5+10+5+10=30 баллов


К2=5+10+5+10=30 баллов



К=К1+К2=

60 б.


40б.



Карта накопления баллов в модуле



Форма контроля

ТК1

ТК2

СРС

Лекции

РК

Итоговый балл

Тестовый контроль













10 (или)

10 (или)

Контрольная работа













10

10

Устный опрос

3

3










6

Проверка конспекта







5 (или)

5




10 (из них 5 или)

Презентации, наглядные пособия







5







5 (или)

Курация больных, оформление историй болезней

2 (или)

2 (или)










4 (или)


Участие на операциях

2 (или)

2 (или)










4 (или)

Дежурства
















Отработки пропущенных занятий

ИТОГО

5

5

5

5

10

30

Условные сокращения: СРС – самостоятельная работа студентов,

ТК – текущий контроль,

РК – рубежный контроль,

К – контрольные баллы.
Примечание: к итоговому экзамену или зачету студент допускается при наборе

рейтингового балла 31 и выше баллов.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН С УКАЗАНИЕМ РАЗДЕЛОВ, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ СТУДЕНТАМИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА).
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА: анатомия мышечной и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, нижних и верхних конечностей, артериальных, венозных и лимфатических сосудов.

ГИСТОЛОГИЯ с эмбриологией и цитология - дают представление о микроструктуре тканей, клеток организма человека.

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ: принципы функционирования различных органов и систем организма в норме и при физиологических сдвигах, обусловленных изменением внешней и внутренней сред организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней среды.

БИОХИМИЯ: основные процессы обмена веществ в организме для выявления нарушений белкового, углеводного, жирового обмена. Основные биохимические показатели крови для оценки состояния обмена в организме. Знание об участии различных органов и систем в обмене веществ в организме для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, почек, легких, сердечно-сосудистой системы.

МИКРОБИОЛОГИЯ: учение об инфекции и иммунитете, знание роли ин­фекции основных инфекционных заболеваниях. Основные положения учения об иммунитете для определения видов и форм его проявления (включая современные представления о местном иммунитете).

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ: морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов, различные клинико-анатомические и морфологические варианты болезни, осложнения при острых и хронических процессах.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ: реактивность микроорганизма в развитии патологического процесса, функциональное изменение органов и систем при основных хирургических заболеваниях. Патогенез основных патологических синдромов при развитии патологического процесса в различных органах и системах.

КУРС ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ: на основе современных анатомических и физиологических знаний оперативная хирургия разрабатывает рациональные оперативные доступы к органам и оперативные приемы, т.е. мероприятия, необходимые для обнажения органов и выполнения тех или иных воздействий на них.

Топографическая анатомия является синтезом анатомических знаний, она дает четкое представление о взаимосвязи органов и связок одних органов с другими, а следовательно, является тем фундаментом, который позволяет практически решать сложные задачи диагностики и лечения различных заболеваний.

РЕНТГЕНОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ: при рентгенологическом исследовании выявление заболеваний легких и плевры (острая пневмония, пиопневмоторакс, гидроторакс, опухоли и кисты легкого) и т.д. Распознавание заболеваний сосудов, выявление изменений характерных для язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, хронического холецистита, заболеваний тонкой и толстой кишок. При радиоизотопном исследовании выявление изменений, характерных для патологии щитовидной железы, печени, почек.

ФАРМАКОЛОГИЯ: основные средства, влияющие на сердечно-сосудис­тую систему, средства, влияющие на функции органов дыхания, стимуляторы дыхания, бронхолитические средства, применяемые при отеке легких, средства, влияющие на функции органов пищеварения, на моторику желудка и кишечника, желчегонные средства, применяемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы. Ферментные препараты и ингибиторы протеолитических ферментов. Применение в клинической практике антибиотиков, сульфамидных препаратов, синтетических и полусинтетических антимикробных средств, знание различных антисептических препаратов, белковых и кровезаменителей, нейротропные, болеутоляющие, психотропные средства при лечении анафилактического шока и реагирует как проявление лекарственной болезни.

ХИМИЯ И ФИЗКОЛОИДНАЯ ХИМИЯ: изучение микроэлементов, различных белковых препаратов и их заменителей, изучение кислотно-щелочного равновесия и его сдвиги, т.е. буферных систем, поддерживающих гомеостаз, изучение коллоидных растворов, микроэлементов, играющих определенную физиологическую роль в жизнедеятельности человека.

ФИЗИКА: изучение законов квантовой биофизики, изучение эклектических свойств тканей и механизма действия электромагнитных полей при физиотерапии.

ЛФК: использование физических упражнений в лечебных целях при различных проявлениях хирургической патологии является составной частью двигательного режима больного. Мышечная деятельность является ведущим фактором становления гомеостаза - постоянства взаимоотношений внутренней среды и физиологических функций организма человека. Рассматриваются вопросы до- и послеоперационного ведения и реабилитации больных.


ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА
По окончании курса у студентов закладываются основы для дальнейшего изучения клинической хирургии, в частности, хирургической стоматологии, освоения нозологии болезней. С усвоением теоретических знаний и практических навыков по общей хирургии, анестезиологии, ознакомлением с организацией и принципами работы хирургических стационаров, диагностикой, лечением и профилактикой основных хирургических болезней у студентов поступательно формируется клиническое мышление.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Понятие о хирургии. История развития хирургии

Хирургия как отрасль медицины, в которой основным лечебным приемом является оперативное вмешательство. Основные виды хирурги­ческой патологии: повреждения, приобретенные и врожденные заболева­ния. Краткая история хирургии.


  1. Общие вопросы хирургии

2.1. Асептика. Понятие об асептике. Организационные формы обеспечения асепти­ки. Планировка и принципы работы хирургического стационара. Борьба с микрофлорой на путях воздушной контаминации. Профилактика кон­тактной и имплантационной микробной контаминации.

Виды и распространенность хирургической инфекции. Источники и пути распространения хирургической инфекции. Эндогенные пути микробной контаминации. Экзогенные пути микробной контаминации: контактный (прямой и непрямой), воздушный, имплантационный. Внутрибольничная (госпитальная) инфекция в хирургическом стационаре.

Организация работы хирургического отделения и операционного блока. Стерилизация операционной одежды, белья, хирургических перча­ток, перевязочного и шовного материала, хирургического инструмента­рия, дренажей. Использование одноразового материала и инструментария. Стерилизация ионизирующим, ультрафиолетовым, ультразвуковым излу­чением. Современные средства и методы химической стерилизации и дез­инфекции. Упаковка и хранение стерильного материала. Контроль сте­рильности.

Специальные функциональные зоны операционного блока. Уборка операционной.

Подготовка рук хирурга к операции. Подготовка операционного поля. Асептика участников операции и операционного поля. Общие пра­вила, техника и современные способы обработки рук перед операцией. Подготовка и обработка операционного поля. Облачение в стерильную одежду, одевание, ношение и смена резиновых перчаток. Правила работы в условиях строгой асептики.
2.2. Антисептика. Понятие об антисептике. Виды антисептики.

Механическая антисептика Понятие о первичной и вторичной хирургической обработке ран, принципы и этапы выполнения.

Физическая антисептика. Высушивание, тампонирование, дренирование ран и полостей, ваку­умная обработка, вакуумная аспирация, обработка пульсирующей струей жидкости, аспирационно-промывной метод, УФО, лазерное облучение, ультразвуковая кавитация, гипербарическая оксигенация, озонотерапия.

Химическая антисептика. Способы использования различных химических веществ. Различные виды местного и общего применения антисептиков. Основные группы антисептических средств. Основы рациональной антисептической химио­терапии.

Биологическая антисептика. Виды биологической антисептики. Средства биологической анти­септики. Показания к антибактериальной терапии. Выбор антибактери­ального препарата. Выбор доз и метода введения антибактериального препарата. Оценка эффективности антибактериальной терапии. Смена антибактериального препарата в процессе лечения. Длительность анти­бактериальной терапии. Методы воздействия на иммунные силы организ­ма. Пассивная и активная иммунизация в хирургии. Иммунокоррекпия и иммуностимуляция.

Смешанная антисептика. Принципы рационального сочетания различных видов антисептики.




  1. Кровотечения

Классификация кровотечений. Защитно-приспособительная реакция, организма на острую кровопотерю. Клинические проявления наружного и внутреннего кровотечения. Клиническая и инструментальная диагнос­тика кровотечения. Оценка тяжести кровопотери и определение ее вели­чины.

Методы временной и окончательной остановки кровотечения. Со­временные принципы лечения кровопотери. Безопасные границы гемодилюции. Кровосберегающие технологии в хирургии. Аутогемотрансфузия. Реинфузия крови. Кровезаменители - переносчики кислорода. Транспор­тировка больных с кровотечением.




  1. Учение о крови. Переливание крови и ее компонентов

Иммунологические основы трансфузиологии. Групповые системы эритроцитов. Групповая система АВО и групповая система резус. Методы определения групп крови по системам АВО и резус. Современные прави­ла переливания крови по группам системы АВО и системы резус. Обя­занности врача, переливающего кровь. Пробы на совместимость крови донора и реципиента перед переливанием. Документация переливания крови. Принципы современной компонентной терапии. Гемотрансфу-зионные реакции. Гемотрансфузионные осложнения, их профилактика, ди­агностика, принципы лечения. Массивные трансфузии, понятие об инди­видуальном подборе крови, переливание аутокрови.

Организация службы крови и донорства в Кыргызской Республике. Правила обследо­вания доноров крови и ее компонентов. Организация диагностических исследований на ВИЧ, сифилис, гепатиты и другие инфекции, переда­ваемые трансмиссивным путем. Современные методы заготовки, консер­вирования крови и ее компонентов.




  1. Общие вопросы анестезиологии и реанимации. Боль и обезболивание.

Первая медицинская помощь

5.1. Болевой синдром. Механизмы и причины возникновения боли. Характеристика болей. Наркотическое обезболивание. Показания, противопоказания, докумен­тальное оформление. Средства и принципы медикаментозного лечения бо­левого синдрома.

5.2. Местная анестезия. Виды местного обезболивания: фармакохимическая (терминальная, инфильтрационная, проводниковая) и физическая. Препараты для мест­ной анестезии, механизм их действия, основные характеристики. Техника отдельных видов местной анестезии: показания, противопоказания, мето­дика выполнения, возможные осложнения и пути их предупреждения. Показания к применению, виды и техника новокаиновых блокад.

5.3. Общая анестезия (наркоз). Оценка анестезиологического риска. Подготовка больных к анесте­зии, премедикация и ее выполнение. Компоненты обшей анестезии. Ме­тодика и клиническая картина современной общей анестезии, стадии нар­коза. Стандартизованный мониторинг с оценкой оксигенации, вентиля­ции, циркуляции и температуры. Осложнения наркоза и ближайшего посленаркозного периода, их профилактика и лечение. Виды наркоза. Ап­паратура и методы ингаляционного наркоза. Современные ингаляционные анестетические средства, мышечные релаксанты. Сочетанное их приме­нение для получения оптимального синергического эффекта.

5.4. Критические нарушения жизнедеятельности у хирургических больных Клиническая оценка общего состояния больных. Объективные ме­тоды оценки тяжести состояния больных и пострадавших. Виды наруше­ний жизнедеятельности организма у хирургических больных: острая ды­хательная недостаточность, острая сердечная недостаточность, острая почечная и печеночная недостаточность. Синдром полиорганной недоста­точности.

Виды, симптоматика и диагностика терминальных состояний: предагония, агония, клиническая смерть. Признаки биологической смерти. Первая помощь при прекращении дыхания и кровообращения. Критерии эффективности оживления. Мониторинговые системы контроля. Показа­ния к прекращению сердечно-легочной реанимации.


6. Десмургия

Понятие о повязке и перевязке. Лечебное значение повязок. Основ­ные современные перевязочные материалы. Виды повязок. Специальные перевязочные средства, применяемые в со­временной медицине.



Общие принципы наложения повязок. Бинтовые, клеевые, гипсовые повязки. Типовые повязки на отдельные области тела. Повязки на голову, шею, грудную клетку, живот, верхние, нижние конечности. Транспортная иммобилизация.
7. Основы хирургии повреждений 7.1. Переломы и вывихи. Классификация. Клиническая картина. Основы рентгенодиагности­ки. Первая медицинская помощь. Основные принципы лечения: устране­ние боли, репозиция, иммобилизация, реабилитация. Осложнения травма­тических переломов: болевой шок, жировая эмболия, острая кровопотеря, развитие инфекции и их профилактика. Особенности переломов и вывихов у детей.

7.2. Термические повреждения. Ожоги. Классификация. Определение глубины и площади ожогов. Прогноз течения. Первая помощь при ожогах. Ожоговая болезнь - фазы течения. Принципы общего и местного лечения. Лучевые и химические ожоги. Местные проявления. Первая помощь. Особенности оказания первой ме­дицинской помощи при химических ожогах кожи, полости рта, пищево­да, желудка. 7.3. Травмы от охлаждения. Виды общей и местной холодовой травмы. Классификация. Клиническая картина, первая помощь и дальнейшее ле­чение при отморожениях в дореактивный период. Общее и местное лече­ние отморожений в реактивный период в зависимости от степени пораже­ния. Общая и комплексная терапия пострадавших от холодовой травмы. 7.4. Электротравма. Местное и общее действие электрического тока. Первая помощь при электротравме. Особенности дальнейшего обследо­вания и лечения.
8. Раны. Лечение ран. Внутрибольничная инфекция (ВБИ). Классификация ран. Патогенез и фазы раневого процесса. Клиничес­кие особенности различных видов ран. Виды заживления ран. Принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях. Первичная хирур­гическая обработка ран, ее виды. Вторичная хирургическая обработка. Закрытие раны. Инфекционные осложнения ран. Гнойные раны первичные и вто­ричные. Общие и местные признаки нагноения раны. Лечение гнойной раны в зависимости от фазы течения раневого процесса. Современные принципы хирургического лечения гнойных ран. Радикальная хирургиче­ская обработка гнойной раны. Дополнительные физические методы об­работки раны. Проточно-аспирационная система. Энзимотерапия, антибактериальная терапия. Особенности лечения в фазе репаративной реге­нерации. Физиотерапевтическое лечение. Ультразвуковые, лабораторные и другие методы контроля за течени­ем раневого процесса. Профилактика нагноений послеоперационных ран. Внутрибольничная инфекция (ВБИ). Понятие. Организация борьбы с ВБИ в медицинских учреждениях. Приказы министерства здравоохранения по профилактике ВБИ.
9. Основы гнойно-септической хирургии

9.1. Гнойные заболевания кожи и подкожной клетчатки. Виды гнойных заболеваний кожи: акне, остиофолликулит, фоллику­лит, фурункул и фурункулез, карбункул, гидраденит, рожа, эризипелоид, околораневые пиодермии. Клиника, особенности течения и лечения. Ви­ды гнойно-воспалительных заболеваний: абсцесс, флегмона, лимфаденит. Клиника, ди­агностика, местное и общее лечение. Возможные осложнения.

9.2. Гнойные заболевания железистых органов. Острый гнойный мастит. Симптоматика, профилактика, лечение острого лактационного послеродового мастита.

Гнойный паротит. Предрасполагающие факторы, клинические признаки, методы профилактики и лечения. Гнойные заболевания других железистых органов.



9.3. Гнойные заболевания костей и суставов. Остеомиелит. Классификация. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Особенности инструментальной и лабораторной диагностики. Симптоматика острого остеомиелита. Хронический рецидивирующий остеомиелит. Диагностика различных форм остеомиелита. Принципы общего и местного лечения остеомиелита. Гнойные бурситы. Гнойные артриты. Причины, клиническая картина, принципы лечения.

9.4. Гнойные заболевания клетчаточных пространств. Флегмоны шеи. Аксиллярная и субпекторалъная флегмоны. Субфасциальные и межмышечные флегмоны конечностей. Абсцессы, гнойные свищи. Одонтогенные гнойные осложнения в средостении - острый гнойный медиастинит. Гнойный паранефрит. Острый парапроктит, свищи прямой кишки. Причины возникновения, симптоматика, диагностика, принципы местного и общего лечения.

9.5. Хирургический сепсис. Понятие о сепсисе. Виды сепсиса. Классификация. Этиология и па­тогенез. Представление о входных воротах, роли макро- и микроорганиз­мов в развитии сепсиса. Клинические проявления сепсиса. Лабораторная диагностика сепсиса. Стадии сепсиса: бактериемия, синдром системной воспалительной реакции, сепсис, тяжелый сепсис, септический шок, синдром полиорганной недостаточности. Оценка степени тяжести состояния больных сепсисом с помощью балльных систем. Принципы ком­плексного лечения.

9.6. Столбняк. Определение столбняка. Этиология, возбудитель. Патогенез. Классификация. Клиника, диагностика столбняка. Особенности течения. Патологоанатомическая картина, профилактика. Лечение столбняка с позиций доказательной медицины. Значение ГБО в лечении столбняка.

9.7. Общие вопросы анаэробной и острой хирургической инфекции. Клинические проявления, лабораторная диагностика. Возбудители условия развития гнойной инфекции в организме. Острая аэробная хирургическая инфекция. Острая анаэробная хирургическая инфекция. По­нятие о клостридиальной и неклостриднальной анаэробной инфекции. Понятие о смешанной инфекции. Особенности асептики в гнойно-септи­ческой хирургии. Современные принципы профилактики и лечения гной­ных заболеваний. Общие принципы лечения гнойных заболеваний, ра­циональная антибактериальная терапия иммунотерапия, энзимотерапия, дезинтоксикационная, стимулирующая и общеукрепляющая терапия. Об­щие принципы техники оперативных вмешательств. Современные методы обработки гнойного очага. Эндогенная интоксикация в хирургии и принципы ее коррекции. Понятие об эндогенной интоксикации. Основные виды эндотоксикоза у хирургических больных. Эндотоксикоз, эндотоксемия. Общеклини­ческие и лабораторные признаки эндотоксикоза. Критерии тяжести эндо­генной интоксикации. Принципы комплексного лечения синдрома эндо­генной интоксикации в хирургической клинике. Стимуляция естествен­ной детоксикации, искусственная детоксикация, синдромная терапия. Хирургическое устранение источника интоксикации.
10. Основы хирургии нарушений регионарного кровообращения

10.1. Некрозы. Гангрена. Клинические формы. Причины возникновения. Профилактика и прин­ципы лечения.

10.2. Пролежни, свищи, трофические язвы. Динамика развития пролежней, свищей, трофических язв. Профилактика и прин­ципы лечения.
11. Основы пластической хирургии

Аномалии развития органов. Причины, патологии эмбриогенеза. Понятие о пластической хирургии. Аутопластика, аллопластика и ксенопластика. Пластика тканей и органов различными методами. Место пластических методов в хирургии. Применение синтетических материа­лов. Реплантация конечностей и представление о микрохирургической технике.




Календарно-тематический план лекций




Темы лекций

Кол-во часов

Распред.по неделям


Лит-ра


ТСО


Модуль I. Асептика и антисептика. Кровотечение. Переливание крови.

Основы анестезиологии и реаниматологии. Основы хирургии повреждений.

1.


История развития хирургии.

Асептика и антисептика.


2

1


Основная, доп.: 1-3, 5,6,17.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

2.


Кровотечение. Учение о крови. Переливание крови.

2

2


Основная, доп.: 1-5, 22.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

3.


Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии. Первая медицинская помощь.

2

3


Основная, доп.: 1-3, 13-17, 21,22.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

4.


Десмургия. Переломы и вывихи. Ожоги, отморожения, электротравма.

2

4


Основная, доп.: 1-3, 6-8,19.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы


Модуль II. Раны. Лечение ран. Основы гнойно-септической хирургии. Основы пластической хирургии.

5.


Раны. Лечение ран. Некрозы и гангрены. Свищи и трофические язвы.

2

5


Основная, доп.:1-3, 5,10,12,17, 20,23.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

6.


Острые гнойные заболевания мягких тканей и железистых органов (фурункул, карбункул, флегмона, абсцесс, рожистое воспаление, паротит, мастит, гидраденит, лимфаденит).

2

6

Основная, доп.: 1-3,5, 10,12,17, 20,24.


Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы


7.


Острые и хронические гнойные заболевания клетчаточных пространств, костей и суставов. Одонтогенные гнойные осложнения в средостении - острый медиастинит.

2


7

Основная, доп.: 1-3, 5,7,10, 12, 17,20,24.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы


8.


Острая и анаэробная хирургическая инфекция. Сепсис. Столбняк.

2

8


Основная, доп.: 1-3, 5,8,10,12,17,20,24.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

9.


Аномалии развития органов. Пластическая хирургия.

2

9


Основная, доп.: 1-3, 5, 17,19.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы


ИТОГО:



18


9 недель

Основная, дополни-тельная.

Мультимедиа, слайды, плакаты, рисунки, уч.фильмы

Календарно-тематический план практических занятий






Темы практических занятий

Кол-во часов

Расп.по недел


Лит-ра


Формы контроля


ТСО


Модуль I. Асептика и антисептика. Кровотечение. Переливание крови. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии. Основы хирургии повреждений. Раны. Лечение ран. Внутрибольничная инфекция.

1.


История развития хирургии.

Асептика.

2

1

Основ-


ная, доп.:1-3,5,6, 17.

Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.

Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


2.

Антисептика.

2

2


Основ-ная, доп.: 1-3,5,6, 17.



Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.

Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура



3.

Кровотечение. Учение о крови. Переливание крови.

.


2

3

Основ-ная, доп.: 1-5,22.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


4.

Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии. Первая медицинская помощь



2

4

Основ-ная, доп.: 1-3,13-17, 21, 22.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.


Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


5.

Десмургия.

Переломы и вывихи.


2

4

Основ-ная, доп.: 1-3, 6-8,19.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура

6.

Ожоги, отморожения, электротравма.

2

5


Основ-ная, доп.: 1-3, 6.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операциях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


7.

Раны, лечение ран. Внутрибольничная инфекция (ВБИ).



2

6


Основ-ная, доп.: 1-3, 6-8,19.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на опер-иях.


Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру-

менты, аппаратура



Модуль II. Основы гнойно-септической хирургии. Основы хирургии нарушений регионарного кровообращения. Основы пластической хирургии

8.

Острые гнойные заболевания мягких тканей и железистых органов (фурункул, карбункул, флегмона, абсцесс, рожистое воспаление, паротит, гидраденит, мастит, лимфаденит).

2

8


Основ-ная, доп.: 1-3, 5, 10,12, 17,20, 24.



Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц-иях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


9.

Острые и хронические гнойные заболевания костей и суставов (остеомиелит, бурсит, артрит).




2

9

Основ-ная, доп.: 1-3,5,7, 16,17, 20,24.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц.



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


10.

Острые и хронические гнойные заболевания клетчаточных пространств (флегмоны, абсцессы, парапроктит, свищи). Одонтогенные гнойные осложнения в средостении - острый медиастинит.




2

10

Основ-ная, доп.: 1-3,5,7, 10,12, 17,20, 24.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операциях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


11.

Хирургический сепсис.

Столбняк.




2

11

Основ-ная, доп.: 1-3, 5, 10.12, 15,17, 20,24.



Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц-иях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


12.

Анаэробная и острая хирургическая инфекция.

2

12

Основ-ная, доп.: 1-3,5,10,12,17, 20,22, 24.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операц-иях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура

13.


Некрозы. Гангрена. Пролежни, трофические язвы.



2

13

Основ-ная, доп.: 1-3,5,7, 10,12, 17,20, 24.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операциях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


14.

Аномалии развития органов. Пластическая хирургия.



1

14

Основ-ная, доп.: 1-3,5,17,19.


Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на операциях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура


ИТОГО

27

14 нед.



Основ-ная, доп-ая.

Устный опрос, тест. контроль, проверка конспектов, курация бол-х, оформл. ист. бол. участ.на опер-иях



Плакаты, рисунки, уч.фильмы, муляжи, хир.инстру

менты, аппаратура




: univer -> temp -> url -> kkamchiev
url -> 1. Общая трудоемкость: 10-семестр 150ч: 35ч лекция, 45ч практическая занятия, срс 75 Цели дисциплины
url -> Д кашель При лечении острого ринита рекомендуется применять
url -> Анестезиология и реанимация
url -> Рабочая программа по дисциплине Базисная фармакология 1 Для студентов очного (заочного) отделения, обучающихся по специальности
url -> Рабочая программа На 2015-2016 учебный год По дисциплине: Оперативная хирургия
url -> Практическая часть
url -> Топографическая анатомия полости живота
url -> Ош -2015г Тематические тестовые вопросы по урологии
kkamchiev -> Министерство оразования и науки кыргызской республики
kkamchiev -> Рабочая программа (7-й семестр, 2015-2016 учебный год) Дисциплина: Факультетская хирургия, лучевая диагностика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница