Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан



Скачать 282,27 Kb.
Pdf просмотр
Дата01.08.2018
Размер282,27 Kb.

Министерство высшего и среднего
специального образования
Республики Узбекистан

Каракалпакский государственный
университет имени Бердаха






Основы дефектологии
курс лекций

для специального заочного отделения
бакалавриат
направление образования – 5141600.

составитель: Пирниязова Н.В.











Нукус - 2007


2


Тема 1: Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии, логопедии.

План:
1.1. Введение
1.2. Дефектология как отрасль педагогической науки.
1.3. Основные задачи дефектологии.
1.4. Связь логопедии с другими науками.
1.5. Основные принципы и методы дефектологии.
Литература:
1. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. 1983 2. Основы теории и практики логопеда // Под ред, РЕ. Левиной. — МС. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. 1991 3. Власова ТА, Певзнер МС. О детях с откланениями в развитии. - М, 1973 4. Лянидевский С.С. Невропатология. - -М, 2000 5. Дефектологический словарь. / Под редакцией Дъячкова АИ. - М,
1970 6. Правдина О. В. Логопедия. — МС. Хватцев М . Е. Логопедия. — МС

1.1.Введение.
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко - непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово горячо заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно. Различают речь внешнюю и внутреннюю. Первая включает в себя устную и письменную речь. Устная речь служит главным образом целям общения, поэтому строится так, чтобы быть понятной слушателям. При этом различают диалогическую и монологическую речь. Первая – это наиболее простая форма речи и состоит в основном из обмена репликами. Вторая представляет собой связное повествование, описание или рассуждение. Это более сложная форма речи, поскольку она предполагает связность мыли, правильное грамматическое оформление ее и выразительность голосовых средств.
Письменная речь – это графически оформленная устная речи. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма. Внутренняя речи (речь про себя) беззвучна. Она возникает, когда человек думает о чем-либо, и имеет большое значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. Мы ведь не задумываемся, когда говорим, над тем, какое положение должен занять язык во рту, когда надо вздохнуть и т.д. Таким образом, речевой аппарат состоит из двух частей центрального, который находится в головном мозгу (установлено, что преимущественное значение для речи имеет у правшей левое полушарие, ау левшей - правое, и периферического, состоящего из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

1.3.Предмет и задачи дефектологии.
Дефектология — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин логопедия происходит от греческих корней логос (слово), пайдео
(воспитываю, обучаю) — ив переводе означает воспитание правильной речи. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум, страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Цель и задачи дефетологии. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов
отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»
1
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, таки практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо следующее
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др

5
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений
— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи. Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций развитие моторики, особенно речевой моторики развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений воздействие на социальное окружение. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, таки психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, таки на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Принципы и методы дефектологии.
Дефектология опирается наследующие основные принципы системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы. Рассмотрим некоторые из них. Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка. Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и
др. Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности. В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы сними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип. Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, те. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подходи др. Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — организационные методы сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике, комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы обсервационные наблюдение, экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью, праксиметрические приемы анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных. К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ. Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.
Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.
Тема 2. Актуальные проблемы современной логопедии

План:
1.Психолингвистический анализ
2. Основные направления в исследованиях.
Литература по изучаемой теме
1. Леонтьев АН. Проблемы развития психики. — М, 1981.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М, 1969.
3. Лурия АР. Основы нейропсихологии. — МС. В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии. Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы. В связи стем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки. Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление
речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чему нормально развивающихся. Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико- педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике ив разработке номенклатурных документов.
4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.
5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.
6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.
9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.
11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.
12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.

Тема 3. Речь ребенка как средство передачи информации.

План:
1.От чего зависит правильное произношение. Средства развития правильной дикции.
Литература:
1.Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. Начальная школа. – 1990. – N 7.
2.Р.Я.Залмаева. Сам себе логопед. – Петербург.

9
С рождения ребенка окружает множество звуков речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково,ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, те. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.
1.2 Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, ив первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губи как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, оттого, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п, зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки гласные (и тоне все, а в основном звуки ау, и согласные м, п, б, кг и др. Наследующем этапе дети овладевают звуками ы, эх, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. Ив последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ, звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.
1.3 Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает
нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдохи правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению словно и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, те. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова мал - мял, рак- лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки сиз, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, си сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Тема Игровые методы работы в логопедической практике.
План:
1.Работа с младшими школьниками в фонематическом восприятии.
2. Развитие зрительного восприятия звуковых форм.

11
Литература:
1. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.
2. Генинг МГ. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары,
1980.
3. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста- М. , 1995.
4. Максаков АИ. , Тумакова ГА. Учите, играя. – М. , 1983.
5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
6. Швайко ГС. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слухи в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит затем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Какой звук есть во всех словах
Воспитатель произносит три-четыре словак каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков шуба, кошка, мышь- испрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах жук, жаба,
лыжи – ж чайник, ключ, очки – ч щетка, ящик, щавель – щ коса, усы, нос-
с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з зима, зеркало, вазелин – зь;
цветок, яйцо, курица – ц лодка, стул, лампа – л липа, лес, соль – ль рыба,
ковер, крыло – р рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зев слове Зоя, вэ –
в слове Вадик).
Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.
(Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был быка последний – ш.
(Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звукам. (Мама моет Машу мочалкой)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звуку. (Бумага,

дудочка, Буратино…)
2.5.1 Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например 1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка 2) все звуки сформированы, нов речи смешиваются, например “цаска” (чашка неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон, “гыба” (рыба.
Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

13
Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное значение имеют слухи фонематическое восприятие моторика речевого аппарата, те. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет наречь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, таки фонематическое восприятие, те. детина слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р.
Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы смешение звуков, здесь же отметить заикание темп речи (замедленный, спокойный, торопливый голос (звонкий, тихий, крикливый звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает картавое, межзубное, носовое.
Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных песенок, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом звука с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т. д.


Тема 5. Средства развития речи ребенка.
План
1.Звуковая артикуляция. Дифференциацией звуков.

Литература

1. Максаков АИ. , Тумакова ГА. Учите, играя. – М. , 1983.
2. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

14 3. Швайко ГС. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М,
1988. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком.
Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.
Приведем пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы р и соответствующих ей звуков р и рь.
1) Артикуляция звука.
- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ. Язычок подставил бумажку и снова запел “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета “ р-р-р”!
2) Узнавание звука в словах. Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
3) Шутки-чистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь ри – ри – ри – горят фонари ре – ре – ре – санки на горе орь – орь – орь – у Андрюши корь ра – ра – ра – высокая гора ро – ро – ро – новое перо ру – ру – ру – коза грызет кору ры –ры – ры – летят комары ор – ор – ору
Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.
Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь,
Выделение звуков л-ль, р-рь.
- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим.
(“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)
- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-рь.
2)Шутки-чистоговорки:
Ло-ол-ор-у Ромы топор ло-ло-ро-у Лены перо ал-ар-ал - темный подвал ри- ри-ри - купили сухари ли-ли-ли - мы улицу мели ре-ре-ре - метель в январе ле-ле-ле - катались на осле.

15
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо
сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель Суп надо На пол не надо
4) Скороговорки. Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.
5) Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте. Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
Лыжи. Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг. Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился вводу и вытащил Рому на берег. Так
Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.
2.5.2 При работе с младшими школьниками, педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи, т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает кали графические навыки.
ША. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно ив единстве с развитием навыков письма и устной речи предпосылки письменной речи (объективация упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи.
Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р.Л.
Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, те. ситуация в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом
1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме.
2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при написании букв.

16 3. Очень медленный темп письма. Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведем конкретные примеры.
Развитие зрительного восприятия форм.
1. Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
2. Чем похожи домики Из каких фигур они построены.

Тема 6. Зрительные и коррекционные игры.
План
1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.
2. Специальные задания для дифференцированного подхода в обучении.
Литература:
1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М, 1994.
2. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М, 1991 (О педагогическом анализе педагогического процесса 430 – 449)
4. Салмина Н.Г. Знаки символ в обучении. – М, 1988 (Формирование знаково – символической деятельности 211 – 257) С целью практического обоснования выводов, полученных входе теоретического изучения проблемы Речевая готовность ребенка к школе как основа дифференцированного подхода в обучении младших школьников" было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 1- х классов общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана. Экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2001 учебного года и предусматривала 3 этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе.
Целью второго этапа являлась разработка содержания и проведение дифференцированного обучения с учащимися 1 Б класса общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана. Цель третьего этапа исследования – выявить индивидуально- психологические, и уровень речевого изменения при создании благоприятных условий обучения в 1 классе. Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня Коммуникативных способностей. Речевой подготовки .
Для комплексной оценки и выявления уровня развития коммуникативной сферы учащихся первых классов были выбраны следующие методики Уровень развития общительности (АИ. Фукина, Т.Б. Курбатская), Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека), Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой). Уровень развития общительности был проанализирован в процессе игровой деятельности учащихся, оценивался последующим критериям
10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов – очень активный, то есть вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов – активный, то есть идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный, то есть участвует в играх, общении, носам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно отдать предпочтение активный или пассивный, то есть позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный, то есть иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный, то есть только иногда не участвует в играх и общении когда его настойчиво приглашают.
3 балла – очень пассивный, то есть не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на игры сверстников.
Задание2.. Выяснение пассивного словарного запаса.
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов послов в каждом, что ив первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – велосипед и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие сданным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Вовремя прослушивания
ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Оценка результата. Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов. Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов. Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов. Если входе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла. Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла. Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)
Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков. Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две группы можно разделить слова.
ЧЕРЕПАХА


19
ЗАЯЦ
ЛЕВ
Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция Назови слова.
Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости первого звука. Запиши каждую группу в отдельный столбик. Для учащихся третьей группы предлагается инструкция Назови слова. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости первого звука. Запиши каждую группу в виде схем.
В результате проведенной работы, с заданием справились 1 группа – 100 %,
2 группа – 100%, третья группа – 90%.
Задание 4. Рассмотрите схемы слов. (Синий цветом обозначен звук (з) Подберите словак схемам. ЗАЛ ЗАМОК ЗОВ ТАЗЫ ВОЗЫ КОЗЫ БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ МИМОЗЫ ЗАБОР ЗУБ ЗАЙКА АРБУЗЫ При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2 группы с заданием справились.
Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.
Пример1. Рассматривание сюжетной картинки нас букваря Дети в лесу. Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя Куда пришли дети (Дети пришли в лес. Зачем (Они там собирали грибы. Кто был сними (Сними была собачка Шарик. Что дети увидели на дереве (На дереве дети увидели белку. Как вела себя собачка (Шарик громко лаял. Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например, Дети в лесу, Случай в лесу, Как дети увидели белочку.
Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой рассказ по картинке с опорой на схемы предложений. Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.






















Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница