Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан



Дата16.02.2017
Размер0,66 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

«Утверждаю»

Проректор по учебной части

д.м.н. Тешаев О.Р. _______

«____»_________2012г.


Кафедра: Травматология-ортопедия, ВПХ с нейрохирургией.

Предмет: Детская травматология.
ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема №3: Врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Учебно-методическое пособие

Ташкент - 2012

Составители:

- заведующий кафедрой травматологии- ортопедии, ВПХ с нейрохирургией

Ташкентской Медицинской Академии д.м.н. М.Ю.Каримов.

- ответственный за учебный процесс по 7 курсу к.м.н. Ибрагимов Д.И.



Рецензенты:

  • Заведующий кафедрой травматологии-ортопедии, ВПХ и нейрохирургии Ташкентской Медицинской Академии д.м.н. M.Ю. Каримов,

д. м. н. Ибрагимов Д.И., д.м.н. Ходжаев Ш.Ш.

Тема: №3. Диагностика и профилактика врожденных и приобретенных деформаций опорно-двигательного аппарата


Время: 6 часов

Количество студентов:8-10

Форма и вид занятия

Практическое занятие

Структура занятия

1.Вводная часть

2. Теоретическая часть

3.Аналитическая часть:

-Органайзер



-Тесты

-Ситуационные задачи



4. практическая часть

Цель занятия:

-Обучениестудентов оказанию первой помощи, методам исследования, методам обезболивания, ознакомление с видами иммобилизации.Чтение рентгеновских снимков, местная анестезия места перелома, обучению скелетному вытяжению, подготовка гипсовых повязок,обучение навыкам наложения лонгетной и циркулярной гипсовой повязки.

Студент должен знать:





  • классификацию и виды врожденные и приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата.

  • основные клинические признаки врожденных и приобретенных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

  • принципы оказания первой медицинской помощи;

  • раннюю диагностику врожденной мышечной кривошеи

Студент должен уметь:





- выполнять практический навык - техника наложения гипсовой повязки, больным при врожденных и приобретенных заболеваниях аппарно-двигательного аппарата.

  • накладывать шины, больным врожденных и приобретенных заболеваний аппарно-двигательного аппарата.

  • готовить лонгеты и накладывать их при несложных переломах.

Педагогические задачи:

  • изучение клинических исследований детей с врожденным вывихом бедра;

  • обучение применения бескровного метода при кривошее ;

  • наложение корректирующую косолапость гипсовой лонгеты



Результаты учебного процесса: Осваивание данной темы дает возможность студентам знания по оказанию первой помощи, методов исследования, методаов обезболивания, ознакомление с видами иммобилизации.Чтение рентгеновских снимков, местная анестезия места перелома, обучению скелетному вытяжению, подготовка гипсовых повязок,обучение навыкам наложения лонгетной и циркулярной гипсовой повязки.

Методы обучения

Мозговой штурм, лекции, техника, работа с документацией

Формы обучения

Общественная, групповая работа («мозговой штурм»), поодиночке

Средства обучения

Графические органайзеры, флипчарт, фломастеры, скотч

Условия обучения

Комнаты предназначенные для групповых работ

Межпредметная интеграция

Обучение студентов, по этой данной теме, основывается на знаниях анатомии человека, топографической анатомии и оперативной хирургии, радиологии, анестезиологии-реаниматологии и обшей хирургии.

Знания, полученные студентами во время занятий, позволяют оказать первую медицинскую помощь, произвести обезболивание и иммобилизацию, подготовить шину для иммобилизации поврежденной конечности, готовить гипсовые лонгеты и гипсовые бинты, накладывать гипсовую повязку.



Оценка и мониторинг

Устный опрос: летучка, письменный опрос: тест


1.Обоснование темы:

Проведение данного занятия дает возможность обучающемуся ознакомится с основными принципами оказания первой медицинской помощи, методам обследования, видам обезболивания, принципам иммобилизации, интерпретации рентген снимков, местной анестезии место перелома, приготовления гипсовых повязок, наложения лангетных и циркулярных гипсовых повязок, поставка предварительного диагноза и определение дальнейшей тактики ведения больного.




  1. Междисциплинарная интеграция.

Обучение студентов, по этой данной теме, основывается на знаниях анатомии человека, топографической анатомии и оперативной хирургии, радиологии, анестезиологии-реаниматологии и обшей хирургии.

Знания, полученные студентами во время занятий, позволяют оказать первую медицинскую помощь, произвести обезболивание и иммобилизацию, подготовить шину для иммобилизации поврежденной конечности, готовить гипсовые лонгеты и гипсовые бинты, накладывать гипсовую повязку.


3.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


    1. 3.1Теоретическая часть:

Врожденный вывих бедра

Клиника:

- симптом «щелчка» - Маркса-Орталани

- ограничение отведения бедра

- асимметрия складок бедра, паха, ягодиц

- укорочение конечности

- наружная ротация конечности

- поздняя ходьба

- неустойчивость в вертикальном положении

- хромота или «утиная походка»

- большой вертел выше линии Розер-Нелатана

- положительный симптом Тренделанбурга при одностороннем вывихе

Интерпретация лабораторных и инструментальных исследований:


Анализы крови без изменений

Рентгенография тазобедренного сустава:

- симптом «триада Путти»

- ацетобулярный угол больше 30о

- увеличение d

- уменьшение h

- антеторсия более 20о

- деформация головки бедра

- нарушение линии Шентона

- нарушение линии Омбредана


Стандарты лечения:


У поврежденных широкое пеленание, памперс с подушкой, отводящие лифчики

До 3 месяцев отводящие шинки-лифчики, шина ЦИТО, ЛФК, массаж нижних конечностей.

До 6 месяцев: отводящая шина клиники, ЛФК, массаж, СаCl на область тазобедренных суставов, парафиновые аппликации.

До 1 года шина клиники, функциональная гипсовая повязка Шептуна-Егиазарова, ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры.

До 2 лет: гипсовая повязка Шептуна-Тер-Егиазарова, вытяжение по Мау-Сомбревила, гипсовая повязка в положении Лоренц-1, физиотерапевтическое лечение.

Профилактика


  1. Здоровый образ жизни матери

  2. Улучшение социально-бытовых условий

  3. Предотвратить нервно-психические стрессы

  4. Своевременное лечение экстрагенитальных заболеваний матери

Реабилитация


  1. Во время нахождения в гипсовой повязке Тер-Егиазарова-Шептуна проводятся пассивные и активные гимнастические упражнения с помощью палки-распорки, расположенной в области лодыжки. Массаж мышц ягодичной области. Во время пребывания в шине клиники массаж всех сегментов нижних конечностей: расслабляющий по медиальной поверхности бедра и укрепляющий по наружной поверхности бедра и задней голени. В периоде иммобилизации и в шине клиники проводятся физиотерапия в виде: парафиновых аппликаций 6-8 процедур и электрофорез CaCl 5% 10-12 процедур на область тазобедренных суставов.

  2. После операции и снятии гипсовой повязки проводится разработка на оперированном тазобедренном суставе в виде отводящих движений бедром, согнутом в коленном и тазобедренном суставах. Через 45 дней после вправления вывиха для восстановления функции мышц (детям с 2-летнего возраста) пролводят электростимуляцию СМТ средней и большой ягодичной мышцы, прямой мышцы бедра.

Для уменьшения контрактуры применяют йод-электрофорез. Ультразвуковую терапию назначают через 1,5 месяца после операции вправления 6-8 процедур. Целесообразно эту процедуру сочетать через день с кальций-фосфор-электрофорезом на область сустава, на курс 10-12 сеансов с общими УФ-облучениями. Обучение ходьбе на костылях. Санаторно-курортное лечение рекомендуется через 4-6 мес.после операции с применением грязе-лечения.. Обучение самостоятельной ходьбе. Диспансерный учет после выздоровления в течение 3 лет.

Врожденная кривошея - одно из часто встречающихся ортопедических заболеваний. У этих детей голова наклонена в одну сторону, если не лечить, будут серьезные осложнения. Лечение начинается сразу же после диагностики. Нужно кормить с противоположной стороны, подкладывать валик под голову, необходимо проводить редрессирующее ЛФК. Более старшим детям необходимо надевать воротник Шанца. У детей 5-6-месячного возраста можно применять физиотерапевтические процедуры (инъекция лидазы). Детям старше 2 лет рекомендуется оперативное лечение. Общий педиатр должен уметь рано диагностировать данное заболевание.

Косолапость - часто встречающееся заболевание. Различают типичную и нетипичную. Клинические проявления - подошвенное сгибание стопы, поворот подошвы кнутри, приведение стопы в переднем ее отделе. Характерное положение дополняется ротацией голени кнутри, ограничением подвижности в голеностопном суставе. При хождении появляются натоптыши, ксти стопы смещаются по отношению друг к другу. Характерная походка - стопа одной ноги переносится через стопу другой.

Лечение консервативное с 10-12 дня после рождения и заключается в редрессации. Применяют мягкое бинтование по Финку-Эттингену. Наложение гипсовой повязки по Виленскому. Циркулярную гипсовую повязку накладывают от верхней трети бедра до кончиков пальцев при тщательном моделировании костных выступов. Срок от 5 до 20 суток, критерии - при ЛФК тыл стопы касается гипсовой повязки. Применяется парафинотерапия, массаж, электростимуляторы, ЛФК После 2 лет показано оперативное лечение по Зацепину.


ВРОЖДЕННАЯ МЫШЕЧНАЯ КРИВОШЕЯ

Клиника

Кривошея - деформация шеи, характеризующаяся неправильнымположением головы, наклоном в бок и поворотом ее.

Клиническая картина чрезвычайно разнообразна и зависит от возраста ребенка. Как правило, в первые 7-10 дней жизни ребенка клиника скудна, только на 2-3 неделе жизни ребенка можно обнаружить изменения в грудино-ключично-сосцевидной мышце - она утолщается, в средней или нижнесредней части уплотняется и укорачивается. Клинические признаки с возрастом становятся выраженными:


  • увеличивается наклон головы и поворот ее;

  • появляется асимметрия лица и черепа;

  • отмечается высокое стояние надплечья и лопатки на стороне поражения.

Натяжение грудино-ключично-сосцевидной мышцы и наклон головы приводит к изменениям в шейном и грудном отделах позвоночника.
Интерпретация лабораторно-инструментальных

исследований

При рентгенограмме шейного отдела позвоночника наблюдается «С»-образное искривление, а также деформация костей черепа и челюсти.



Дифференциальная диагностика

Врожденную мышечную кривошею необходимо дифференцировать с «Болезнью Гризеля», синдромом «Клиппеля-Фейля».

Врожденная кривошея - это врожденная аномалия развития, начинается постепенно, а при болезни Гризеля начинается после ОРВИ с высокой температуры. На рентгеновском снимке при болезни Гризеля обнаруживается всегда подвывих атланта, а этого при врожденной кривошее не наблюдается.

При синдроме «Клиппеля-Фейля» на рентгенограмме шейных позвонков определяется их срастание.



Стандарт лечения

Лечение врожденной мышечной кривошеи как консервативное, так и оперативное.

Консервативное лечение следует начинать с 2-недельного возраста ребенка. Оно заключается в корригирующих гимнастических упражнениях, проводимых 3-4 раза в день, продолжительностью по 5-10 минут, ЛФК - производить без насилия. Массаж здоровой стороны, УВЧ, ионогальванизация с йодидом калия. Для удержания головы ребенка в достигнутом положении гиперкоррекции рекомендуется ношение картонно-ватного воротника Шанца, либо чепчика. При нерезко выраженной форме кривошеи своевременно проведенное консервативное лечение приводит к полному излечению. На первом году жизни ребенка. При неэффективности консервативного лечения в возрасте 3-4 лет проводится операция.
Профилактика

Профилактика врожденной мышечной кривошеи заключается в том, что предотвратить различные заболевания матери, а также эндогенные и экзогенные факторы. Улучшить социально-бытовые условия.


Реабилитация

В послеоперационном периоде после снятия гипсовой повязки проводят йод-электрофорез в сочетании с парафино-озокерито лечением, массаж мышц шеи здоровой стороны, редрессирующая ЛФК в течение 20-30 дней. Показано применение ТМИ продолжительностью 10-15 минут, 15-20 дней. После ТМИ продолжить курс теплолечения.


Врожденная косолапость

Клиника заболевания

Косолапость - врожденная контрактура суставов стопы. Основным симптомом является эквинус - подошвенное сгибание стопы, супинация-поворот подошвенной поверхности кнутри, аддукция - приведение стопы в переднем ее отделе.

Подразделяется на : 1. Типичную 2. Атипичную.

К типичной форме относятся: легкая форма и мягкотканно-связочная форма. К атипичной форме - амниотическая косолапость, деформация стоп на почве артрогрипоза и дефектов костей. С возрастом клиника заболевания усугубляется.

наступает огрубение кожи по наружному краю кости

натоптыши

развивается атрофия мышц голени

рекурвация коленных суставов

осанка всего туловища делается прямой

походка неуверенной и малопластичной


Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

Рентгенограмма - у старших детей на рентгеновском снимке стопы обнаруживается деформация костей стопы, особенно предплюсневых и плюсневых.



Дифференциальная диагностика

Врожденная косолапость дифференцируется от неврогенной формы косолапости, у колторой на рентгеновском снимке наблюдается расщепление 1 крестцового или реже - 5 поясничного позвонков, а при врожденной косолапости этого нет, а также дифференцируется от артрогрипоза и от амниотических протяжек.



Стандарты лечения

Лечение врожденной косолапости как консервативное, так и оперативное. Консервативный метод лечения врожденной косолапости применять как можно раньше, сразу же после уточнения диагноза. В раннем возрасте все кости состоят из хряща, поэтому стопа легко коррегируется определенными манипуляциями. При легких формах косолапости фиксация осуществляется фланелевыми бинтами. При неэффективности консервативного лечения в возрасте 2 лет показана операция.

Профилактика

После хирургического лечения врожденной косолапости при наличии гипсовой повязки рекомендуется УВЧ на стреднюю треть голени - 10 процедур на курс. После снятия гипсовой повязки проводят озокерито-парафинолечение 10-15 процедур. Для закрепления результатов применяют редрессирующий массаж для стоп и ЛФК, курс физиотерапии, массаж и ЛФК рекомендуется повторять, чтобы устранить опасность рецидива деформации. Курортное лечение в виде лечебных грязей и ванн для улучшения кровоснабжения мышц. После достижения правильного положения стопы продолжают накладывать на ночь шинки или туторы, ортопедическая обувь.



Реабилитация

ЛФК, масаж, физиопроцедуры, улучшающие трофику мышечно-связочного аппарата стопы, электрофорез с KJ или лидазой, парафинотерапия. В поликлинике ставят на диспансерный учет у ортопеда. После соответствующего лечения они должны носить ортопедическую обувь.


Плоскостопие

Клиника

Уплощение продольного свода, снижение поперечного свода, свисание внутреннего края, снижение высоты свода, пронация заднего отдела стопы и нарушение нормальной оси, уменьшение подометрического индекса Фриланда, боли на стопе; частая усталость, покраснение подошвы, изменение походки.



Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

На рентгенограмме увеличение угла ладьевидной кости, увеличение угла лодыжки по Богданову.

Плантография - сплошные отпечатки.
Дифференциальная диагностика




ПЛОСКОСТОПИЕ

ПЯТОЧНАЯ СТОПА

1.

На подошвенной поверхности продольный свод снижен.

Пятка и подошвенная поверхность подушкообразная, пухлая.

2.

Пятка на горизонтальном уровне.

Пятка выступает, передний отдел стопы согнут в тыльную сторону.

3.

Тыльная поверхность голеностопной области гладкая.

На тыльной поверхности голеностопа имеется борозда.

4.

Тонус Ахиллова сухожилия снижен.

Тонус Ахиллова сухожилия резко снижен.

5.

На рентгенограмме стопы увеличение угла ладьевидной кости. Увеличение угла лодыжки по Богданову.

На рентгенограмме стопы ядра окостенения предплюсневых костей отсутствует.


Стандарты лечения

Редрессирующее упражнение свода стопы, корригирующие гипсовые повязки с моделированием свода стопы, ЛФК, массаж, физиотерапия.

Медикаментозные: АТФ, Витамин В12, В6, С, Д. Постоянное ношение стельки, супинаторов, ортопедической обуви. В тяжелых случаях старше 10 лет лечение оперативное.

Профилактика

ЛФК по определенной методике, специальные упражнения. Физиотерапия, ортопедические стельки и обуви.


Реабилитация

Наблюдение ортопеда, ЛФК и специальные упражнения (ходить на носочках, использовать деревянный брусок для свода (продольного) для массажа, массажер для стоп, мелкие предметы подбирать пальцами стоп). Постоянное ношение ортопедической обуви и стельки супинаторы для продольного или поперечного свода


Рахит - довольно распространенное общее заболевание детского возраста, характеризующееся нарушением кальциево-фосфорного обмена с преимущественным поражением скелета и мышц.

Искривление нижних конечностей при рахите проявляется с начала стояния и ходьбы ребенка и бывают разными по форме и степени. Среди рахитических деформаций нижних конечностей выделяются: варусные и вальгусные искривления коленного сустава: деформации голени во фронтальной плоскости дистального отдела; искривление диафиза голени во фронтальной и саггитальной плоскостях; уменьшение шеечно-диафизарного угла coxavararachitum; сложные рахитические деформации. При рахите характерны кифотические изменения в позвоночнике как следствие слабости длинных мышц и отличается большим радиусом изгиба, также воронкообразная и килевидная дефрмации грудной клетки.

Студенты должны знать диф.диагностику рахита с рахитоподобными заболеваниями, установить клинический диагноз, определить принципы ортопедического лечения.
Рахитические деформации нижних конечностей
Клиника

«Х»-образная деформация нижних конечностей между осью бедра и голени угол открыт кнаружи, при «О»-образной деформации этот угол открыт внутрь. В мышечно-связочном аппарате тонус снижен, разболтанность в коленном суставе, метафизы бедра и голени утолщены, голень саблевидно искривлена, на стопе плоскостопие. Походка изменена.


Интерпретация лабораторно-инструментальныхисследований

Для рахитических деформаций нижних конечностей изменение картины крови не характерно.

На рентгенограмме коленного сустава в прямой проекции мыщелки бедра неравномерной высоты, ростковый хрящ расположен косо, суставная щель расширена, в метафизарных частях расширение структуры кости.
Дифференциальная диагностика


Рахитические деформации нижних конечностей

Дисхондроплазия

Искривление наступает из-за остеомаляции

Искривление наступает из-за извращенной оссификации прехондрального хряща.

Структура кости в норме.

В метафизе и диафизарных отделах кости остаются участки эмбрионального гиалинового хряща незамещенной костью.

Искривление оси конечности в виде «О» и «Х»-образной деформации.

Различные виды деформации.

Патологические переломы редко

Патологические переломы часто

Кисти пальцев не поражаются

Кисти пальцев поражаются в виде множественных хондром.


Стандарты лечения

Лечение основного заболевания, сбалансированное питание В6, В121, аскорбиновая кислота, витаминД, общеукрепляющая терапия, физиотерапия, ЛФК, массаж, хвойно-солевые ванны, УФО, этапные гипсовые корригирующие повязки. В тяжелых случаях оперативное лечение деформаций нижних конечностей.



Профилактика

Профилактика рахита витамином Д и комплекс витаминов, полноценное питание, свежий воздух, гелиотерапия, УФО, хвойно-солевые ванны, массаж, редрессирующие гипсовые повязки.


Реабилитация

Основная задача лечебной гимнастики при «Х»-образных ногах: на фоне общего укрепления организма усилить нагрузку на внутренние мыщелки бедра и голени, укрепить связки и мышцы внутренней поверхности ноги (бедра, колена, голени).

Лечебная гимнастика при «О»-образных ногах проводится на фоне антирахитического и общеукрепляющего лечения. Основная задача лечебной гимнастики - снизить нагрузку на внутренние мыщелки бедра и голени и, наоборот, увеличить нагрузку на наружные мыщелки, растянуть мышцы и связки внутренней поверхности голени, колена, бедра, укрепить связки и мышцы передней наружной поверхности голени и наружной поверхности бедра.
Воронкообразная деформация грудной клетки
Клиника

Западение грудины и прилегающей части ребра. Реберная дуга деформирована, развернута кпереди. Эпигастральный угол острый, мечевидный отросток недоразвит и повернут кпереди, сколиоз, парадокс вдоха, утомляемость, одышка, тахикардия. Нарушение внешнего дыхания, снижение Ж.Е.Л.


Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

Картина крови - лейкоцитоз, ускорение СОЭ.

На рентгенограмме грудной клетки смещение органов средостения и сердца. ЭКГ - изменения морфологии ОКС и Р в правых грудных отведениях и инверсия зубца Т.
Дифференциальная диагностика

Воронкообразная деформация грудной клетки

Килевидная грудная клетка

Западение грудины и прилегающей части ребер.

Западение грудины отсутствует, западает хрящевая часть ребра.

Дном западения является грудина и мечевидный отросток.

Западения нет.

Парадокс вдоха.

Парадокса вдоха нет.

Смещение сердца и органов средостения.

Смещение сердца и органов средостения нет.

Деформация грудной клетки сочетается сколиозом.

Позвоночник не деформируется.



Стандарты лечения

Дыхательная гимнастика, массаж, ЛФК, физиотерапия. При прогрессировании деформации показано оперативное лечение.



Профилактика

Постоянное проведение упражнений дыхательной гимнастики, массаж грудной клетки, физиотерапия.



Реабилитация

Реабилитация в восстановительном лечении после операции на грудной клетке рекомендуется уделить внимание на общеукрепляющие упражнения для грудной клетки, дыхательную дозированную гимнастику. Массаж мышц спины и верхних конечностей. Физические упражнения с использованием спортивных снарядов.


«Нарушение осанки»

Нормальная осанка характеризуется прямым положением головы и позвоночника, симметричным расположением ягодичных складок, вертикальным положением остистых отростков, горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей, правильными физиологическими изгибами позвоночника в саггитальной плоскости, одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

Метод определения патологической осанки - осмотр, фотографирование, антропометрические показатели.

Наиболее типичные пороки осанки:

Сутулая спина - увеличение физиологического кифоза в грудном отделе позвоночника, поясничный лордоз и наклон таза незначительны.

Круглая спина - увеличение кифоза в грудном отделе сочетается с увеличением лордоза поясничного отдела позвоночника.

Плоская спина - Полное сглаживание поясничного лордоза, слабовыраженные изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника

Асимметричная осанка - функциональное, нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое исправляется за счет напряжения мышц.

При определении пороков осанки прежде всего надо обращать внимание на имеющуюся патологию в организме ребенка, влияющую на статику. Она возникает и прогрессирует у детей в связи с изменениями двигательной активности (начало обучения в школе) и в период наиболее интенсивного роста (половое созревание).

Лечение:

Принципом ортопедического лечения является выработка «чувства хорошей осанки», устранение причин, заставляющих ребенка менять положение туловища. Большое значение имеет коррегирующая гимнастика, направленная на укрепление мышц туловища. ЛФК проводят регулярно до тех пор, пока не наступит фиксация деформаций или их полное устранение. Рекомендуется занятие плаванием, при этом надо убедить ребенка, что он сам должен следить за хорошей осанкой.



Сколиоз

Клиника: Сколиоз - боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его торсией. Тяжелое обезображивание туловища, деформация таза, отклонение туловища, скованность движений в позвоночнике, стойкая деформация грудной клетки, задний и передний реберный горб, изгиб бывает один, два, иногда три.

Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

Для сколиоза изменение картины крови не характерно. На рентгенограмме в зависимости от тяжести сколиоза наблюдается боковое искривление тел позвонков, деформация грудной клетки, реберный горб, асимметричное расположение остистых отростков, межпозвоночные сочленения имеют неправильную форму.



Дифференциальная диагностика

Сколиоз

Кифоз

Боковое искривление позвоночника с его торсией.

Искривление позвоночника выпуклостью кзади.

Деформация грудной клетки с реберным горбом.

Деформация грудной клетки без реберного горба.

Остистые отростки располагаются асимметрично.

Остистые отростки расположены симметрично.

Наблюдаются один, два, иногда три изгиба.

Изгибов позвоночника нет.

Спондилоартроз, спондилез.

Спондилоартроза и спондилеза не наблюдается.

Расположение лопаток асимметричное.

Расположение лопаток симметричное.

Асимметрия надплечья.

Надплечья симметричны

На рентгенограмме клиновидная деформация тел позвонков с искривлением оси.

На рентгенограмме клиновидная деформация тел позвонков без искривления оси.

Изменение положения крыла подвздошной кости.

Изменение положения крыла подвздошной кости.

В тяжелых формах наблюдаются признаки сдавления спинного мозга.

Признаков сдавления спинного мозга не бывает.


Стандарты лечения

Современные методы лечения сколиоза сводятся к трем основным моментам: Мобилизация позвоночника, коррекция деформация и удержание достигнутой коррекции. Это достигается с помощью ЛФК, специальных корригирующих корсетов, гипсовых корсетов и кроваток, специальных тяг, либо комбинированными способами, сочетающими указанные два метода. Основным методом лечения сколиоза является комбинированный, оперативные методы лечения. Санаторно-курортное лечение.


Профилактика

С момента выявления сколиоза дети берутся на учет, они будут воспитываться в специализированных детских садах и школах. Все дети обеспечиваются мебелью, столами, стульями, партами в соответствии с ростом. Применяется ЛФК, массаж, физиотерапевтические тепловые процедуры, электростимуляция мышц, плавание.

Медикаментозное: АТФ, Витамин В1, В12, В6, алоэ, прозерин, галантамин и другие. При сколиозе II, III степени показано оперативное лечение.

Реабилитация

Основная задача ЛФК - создать прочный мышечный корсет и улучшить функцию грудной клетки. Специальные коррегирующие упражнения должны проводиться на фоне общеукрепляющих мероприятий, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др.систем. Для решения этих задач большое внимание уделяется стимулирующему массажу мышц спины, верхних конечнсотей, электростимуляция отдельных групп мышц спины с элементами расслабления других. Ношение реклинаторов -корректоров осанки, плавание - брасом. Ношение стелек-супинаторов при сопутствующем плоскостопии. При сколиотических деформациях 2 степени с переходом в 3 степень и выше, рекомендуется организация учебного процесса в школах-интернатах для сколиотических больных. Трудотерапия решается с учетом общего состояния ребенка и деформации позвоночника. Профориентация.



Кифоз

Клиника. Кифоз - искривление позвоночника выпуклостью кзади, слабость мышечно-связочного аппарата, нарушение осанки, изменена походка, частая утомляемость.

Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

  1. При кифозе изменение картины крови не характерно.

  2. Рентгенологическая картина: у детей раннего возраста определяется тотальный изгиб позвоночника выпуклостью кзади. В более старшем возрасте определяется уменьшение вентральной высоты тел позвонков. При туберкулезном кифозе наблюдается симптом «тающего сахара» на теле позвонков. При остеохондропатии - асептический некроз, сплющивание тел позвонков, фрагментация, остеосклероз в зависимости от периода заболевания.

Дифференциальная диагностика


Кифоз

Остеохондропатия

Тотальное искривление позвоночника с выпуклостью кзади.

Локальное искривление позвоночника выпуклостью кзади.

В этиологии чаще рахит

Этиология - асептический некроз тел позвонков.

При лечении кифоз исчезает

При лечении кифоз не исчезает

Кифоз возникает быстро.

Кифоз нарастает медленно

На рентгенограмме равномерное эллипсовидной формы тела позвонков

На рентгенограмме в телах позвонков: асептический некроз, фрагментация и остеосклероз.

После лечения восстанавливается физиологический кифоз.

После лечения остается патологический кифоз.



Стандарты лечения

Лечение основного заболевания - рахита. Физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, УФО, хвойно-солевые ванны. Общеукрепляющая терапия.



Профилактика

При возникновении патологического типа осанки дети берутся на учет ортопедом. Правильный уход за больным ребенком, свежий воздух, гелиотерапия, УФО, физиотерапия. Массаж, ЛФК, плавание, правильная укладка ребенка в постель.


Реабилитация

При рахитических кифозах ЛФК направлена на упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе, массаж , укрепляющий мышцы спины. Различные варианты упражнений на четверень ках в ползании, висы, упражнения лежа на животе, лечение положением на клиновидной подставке. При кифозе на почве остеохондропатии помимо вышеперечисленного рекомендуется физиотерапия, направленная на восстановление остеогенеза. Уменьшение нагрузки на позвоночный столб (ношение корсета). Санаторно-курортное лечение. Общеукрепляющая терапия. Профориентация.


ЛОРДОЗ

Клиника

Лордоз - искривление позвоночника в шейном и поясничном отделе по фронтальной плоскости выпуклостью кпереди. Наклон таза вперед, походка изменена, часто устает.



Интерпретация лабораторно-инструментальных исследований

при лордозе изменение картины крови не характерно. На рентгенограмме на боковой проекции усиление выпуклости поясничного отдела позвоночника вперед с наклоном верхней части таза кпереди.




Дифференциальная диагностика

Лордоз

Кифоз

Искривление позвоночника выпуклостью кпереди.

Искривление позвоночника выпуклостью кзади

Возникает при патологии позвоночника и тазобедренного сустава.

Возникает на почве рахита.

В горизонтальном положении лордоз не исчезает

В горизонтальном положении кифоз исчезает

На рентгенограмме поясничного отдела позвоночника искривление с наклоном таза кпереди.

На рентгенограмме - чаще клиновидная деформация тел позвонков.


Стандарты лечения

Лечение основного заболевания, физиотерапия, ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, общеукрепляющие средства. Оперативное лечение после 6-летнего возраста.



Профилактика

При обнаружении патологического типа осанки - лордоза, больные берутся на учет ортопеда. Постоянное проведение ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, физиотерапия с целью предотвращения прогрессирования лордоза.



Реабилитация

Рациональный двигательный режим под контролем статической нагрузки на позвоночник, широко используя различные общеукрепляющие действия. Тренировка ягодичных мышц из исходного положения лежа на боку, животе, обеспечивающего снижение статической нагрузки на нижние конечности (пассивное отведение ноги, пассивное разгибание ноги в тазобедренном суставе). Профориентация.



Педагогические технологии при проведении занятия:


Метод «Тура»

Тема: «Врожденная косолапость»

Студенты рассаживаются по кругу, им предлагают прокомментировать какой-то вопрос или закончить фразу, пущенную по группе: у каждого есть возможность высказаться и внести полезную лепту в обсуждение, так как важно знать мнение всех участников. Вполне нормально, если участники по желанию пропускают свою очередь. Туры могут использоваться для:



  • оценки

  • решения проблемы

  • положительного закрепления

  • планирования

Например: предлагаемая задача.

При осмотре ребенка 3 лет отмечается неправильная ходьба с опорой на наружные поверхности стоп, последние ротированы кнаружи. Мышцы конечностей атрофированы, наблюдается рекурвация в области коленного сустава. Определите основной диагноз, методы исследования, план лечения, рекомендации по уходу за ребенком.

1 участник - диагноз: врожденная косолапость


  1. участник - диагноз: двухсторонняя врожденная косолапость.

  1. участник - исследование: осмотр и пальпация

  2. участник - лечение: этапное гипсовыми повязками

  3. участник - при неэффективности консервативного лечения применяется оперативное.

  4. участник - у детей 3 лет применяется только оперативное лечение, консервативное лечение применяется сразу после заживления пупочной ранки.

1 участник - операция проводится по Зацепину

2 участник - косолапость связана с врожденным укорочением медиальных и задних связок и сухожилий, операция по Зацепину и операция состоит в удлинении сухожилий.

3 участник - и рассечение связок соответствующего отдела стопы.

4 участник - высокий свод стопы устраняется подкожным рассечением подошвенного апоневроза

5 участник - рекомендации по уходу за больным ребенком, ношение ортопедической обуви для профилактики рецидива.



6 участник - массаж, коррегирующая гимнастика.
3.2 Часть анализа темы:

Тематический подбор тестов:

1.Что такое паралитический вывих бедра?

  1. Несоответствие суставных поверхностей в результате недоразвития тазобедренного сустава

  2. Несоответствие суставных поверхностей в результате травматического разрыва капсулы тазобедренного сустава

  3. Несоответствие суставных поверхностей в результате остеомиелитического разрушения элементов тазобедренного сустава

  4. Несоответствие суставных поверхностей в результате разрушения иннервации тазобедренного сустава


2.Сроки проведения рентгенографии тазобедренных суставов при подозрении на врожденный вывих бедра?

  1. 1-2 мес.

  2. 2-3 мес.

  3. 4-6 мес

  4. до 1 мес.


3.Что такое линия Шентона?

  1. Расстояние от головки бедра до линии Келлера

  2. Линия, проходящая от верхнего края вертлужной впадины через бедренную кость

  3. Овальная линия, проходящая от верхнего края запирательного отверстия по внутреннему краю шейки бедра

  4. Расстояние от нижнего края вертлужной впадины до проекции бедра на линию Келлера



4.С какого возраста проводится лечение врождённого вывиха бедра?

  1. С момента установления диагноза

  2. После 1 года

  3. После 2-х лет

  4. После 3-х лет


5.Раннее лечение врождённой косолапости?

  1. Шина Виленского

  2. Редрессирующие гипсовые сапожки

  3. Оперативное лечение

  4. Редрессирующий массаж


6.Раннее лечение врождённой косолапости?

  1. Широкое пеленание

  2. Редрессирующие гипсовые сапожки

  3. Оперативное лечение

  4. Мягкоебинтование по Финку – Эттингену


7.Какое восстановительное лечение проводится при лечении врождённого вывиха бедра?

  1. ЛФК, массаж, парафиновые аппликации на обл. т/б суставов*

  2. Электрофорез с лидазой на кивательную мышцу

  3. Электрофорез с КI 3% на кивательную мышцу

  4. Электрофорез с никотиновой кислотой на трёхглавую мышцу плеча


8.Что такое болезнь Пертеса?

  1. Остеохондропатия бугристости большеберцовой кости

  2. Остеохондропатия головки бедра

  3. Остеохондропатия ладьевидной кости стопы

  4. Остеохондропатия плюсневых костей



9.С какого возраста проводится лечение врождённой косолапости?

  1. После 3-х лет

  2. После 1 года

  3. После 2-х лет

  4. С момента установления диагноза


10.Клинические признаки косолапости?

  1. Пронация, абдукция, ротация

  2. Абдукция, пронация, дисторсия

  3. Аддукция, супинация, эквинус

  4. Тыльное сгибание стопы


11.Поздние клинические признаки врождённой косолапости?

  1. Абдукция

  2. Натоптыш*

  3. Пронация

  4. Тыльное сгибание стопы

Ответы на тесты: 1-d, 2-c, 3-c, 4-a, 5-d, 6-d, 7-a, 8-b, 9-d, 10-c, 11-b
4.Аналитическая часть

4.1 Графический органайзер служит лучшему восприятию темы занятия путём формирования новых ассоциативных связей, которые способствуют свободному и ясному усвоению изучаемого предмета, системному размышлению, выстроению концептуального решения.





Врожденный вывих головки бедренной кости





Врожденный вывих бедра встречается в 3% случаев

Соотношение одностороннего вывиха к двустороннему 7:1






Тератогенные факторы: механические, химические, физические.

Эндогенные факторы:ССЗ, эндокринные заболевания

Соотношение девочек к мальчикам1:10


Врожденный вывих бедра встречается у 5 из 100





Ситуационная задача № 5

к итоговому контролю по синдрому врожденные и приобретенные заболевания ОДА у детей



(для преподавателя)

(материал № 3)

5. В сельский врачебный пункт обратилась мать с 3 месячным младенцем. Со слов матери, ей кажется, что у дочки левая нога короче правой и её подвижность ограничена, в частности отведение. При подробном расспросе выявлено, что младенец является вторым ребенком и родился в срок при весе в 3000 грамм. Во время беременности мать страдала анемией, а также перенесла ОРВИ. Брак является родственным. Время между рождением первого и второго ребенка составляет 1,5 года.

Объективно: При осмотре ребенок активен. Видимых деформаций со стороны головы, шеи, грудной клетки, позвоночника, а также верхних конечностей не выявлено. При осмотре левая нижняя конечность в положении наружной ротации, и кожные складки асимметричны, движения в левом т/б суставе концентрически сужены, больше отведение и ротация. Симптом Маркса-Ортолани слева положителен.
Дополнительная информация к ситуационной задаче № 5

по синдрому врожденные и приобретенные заболевания ОДА у детей у детей



(для преподавателя)

Этап

Необходимый комплекс выполняемых студентом действий

1

Прием пациента в кабинете ВОП (применил навыки невербального и вербального межличностного общения). Тщательно собрал жалобы (основные:кажущееся укорочение левой ноги и ограничение её подвижности, в частности отведения и ротации).

2

Тщательно собрал историю настоящего заболевания и выяснил начало и течение: кажущееся укорочение левой ноги и ограничение её подвижности, в частности отведения и ротации.

3

Выяснил историю жизни ребёнка: Младенец является вторым ребенком и родился в срок при весе в 3000 грамм. Во время беременности мать страдала анемией, а также перенесла ОРВИ. Брак является родственным. Интервал между рождением первого и второго ребенка составляет 1,5 года.

4

Определил факторы риска (неуправляемые:пол, возраст; управляемые:родственный брак, интервал между родами 1,5г). Определил проблемы пациента: основнуюпатология левого т/б сустава

5

Приступил к объективному осмотру (студент должен продемонстрировать грамотное и последовательное исследование состояния пациента с соответствующим синдромом).

6

Предварительный диагноз – Врождённый вывих левого бедра.

(2 категория).

7

План обследования (студенту необходимо составить план обследования соответствующего пациента):

  • Определение оси нижней конечности (категория 3.1);

  • Определение асимметрии кожных складок в сравнении со здоровой стороной (категория 3.1);

  • Определение амплитуды движений в т/б суставах с помощью гониометра (категория 3.1);

  • Демонстрация симптома Маркса-Ортолани(категория 3.1);

  • Измерение АД(категория 3.1);

  • Общий анализ крови, мочи (категория 3.1);

  • Обзорная рентгенография костей таза (категория 3.2).

8

Студент должен обосновать и объяснить цели проводимого исследования.

9

Самостоятельно выполнил необходимый объем исследований в условиях СВП:

  • Определение оси нижней конечности;

  • Определение асимметрии кожных складок в сравнении со здоровой стороной;

  • Определение амплитуды движений в т/б суставах с помощью гониометра;

  • Демонстрация симптома Маркса-Ортолани;

  • Измерение АД;

  • Общий анализ крови;

  • Общий анализ мочи;

(студент должен продемонстрировать все этапы выполняемого практического навыка с одновременной интерпретацией полученных данных).

10

После комплексного обследования студент демонстрирует знания по интерпретации объективных и лабораторно-инструментальных данных

(от студента требуется качественный анализ и заключение полученных данных).

11

Дифференциальная диагностика с гематогенным остеомиелитом проксимального отдела бедренной кости; а также от варусной деформации шейки бедра.

(обоснованно направляет пациента на консультацию к узкому специалисту).

12

Окончательный диагноз – Основной:Врождённый вывих головки левого бедра.

(категория 2)

(студент должен скоординировать выставленный окончательный диагноз с узким специалистом).

13

По возвращении пациента с консультации или стационарного лечения ВОП:

  • проводит повторную оценку состояния пациента (оформляет окончательный диагноз с учетом формы болезни, фазы активности, течения на основании заключения специалистов или выписного эпикриза);

  • собирает данные у пациента или его родственников по назначенным немедикаментозным рекомендациям и проведенному лечению лекарственными средствами;

  • по показаниям выполняет или повторяет ряд лабораторно-инструментальных исследований с целью определения дальнейшей тактики ведения.

14

Определить, в каком виде профилактики нуждается пациент (Д-IIIБ). Информировать пациента и обсудить с ним практические шаги соответствующего вида профилактики.

15

Скорректировали рекомендовал продолжение немедикаментозного лечения:

  • ЛФК под контролем инструктора;

  • Лечебное питание (строгое соответствие энергетической ценности и минерального состава рациона возрастным потребностям организма; обогащение рациона продуктами, содержащими кальций и магний; включение в диету свежей рыбы);

  • Применять регулярные допустимые физические упражнения;

  • Массаж ягодичных мышц;

  • Физиотерапевтическое лечение;

  • Широкое пеленание

16

Объяснил пациенту целесообразность продолжения (если в этом есть необходимость) медикаментозного лечения с указанием дозы, времени, кратности и длительности приема назначенного лекарственного препарата.

В настоящее время для лечения ВВБ применяют обогащённые витамином Д препараты кальция, поливитамины.


Предпочтительные Препараты Выбора

При Определённых Состояниях

1

Вигантол в каплях

2

Поливитамины




17

Определил дату и время повторного визита пациента в СП или СВП для проведения обратной связи.

18

Студент определил группу диспансерного наблюдения и кратко информировал пациента о целях диспансеризации (группа Д IIIБ):

Начиная с момента установления ВВБ, больной должен находиться под регулярным наблюдением.



Основными лечебно-оздоровительными мероприятиями при диспансеризации больных с ВВБ являются:

  • Обучение матери навыкам здорового образа жизни;

  • Физиотерапия и ЛФК в отделении восстановительного лечения;

  • Оздоровление в санатории-профилактории (санаторно-курортное лечение).

19

Обращаясь к наблюдателям, студент демонстрирует теоретические знания и практические шаги всех видов профилактики (первичной, вторичной, третичной).

20

Обращаясь к наблюдателям, студент демонстрирует теоретические знания и практические шаги об этапах диспансеризации соответствующего заболевания.


Дополнительная информация к ситуационной задаче № 1

по синдрому повреждения плечевого пояса и верхней конечности у детей



(для преподавателя)

Показатели, полученные в доврачебном кабинете

1

ИМТ

24

2

Окружность живота

26

2

Температура тела

36,5

4

АД

130/95 мм рт.ст.

5

Пульс

96 уд.в минуту


Данные проведенных общеклинических обследований

1

Общий анализ крови

  • Гемоглобин – 133 г/л;

  • Эритроциты – 4-5х10*12/л;




2

Общий анализ мочи

  • Количество 150 мл;

  • Цветсветло-желтая;

  • Относительная плотность мочи1015

  • Прозрачностьпрозрачная;

  • Реакция– кислая;

  • Белокabs;

  • Желчные пигментыотрицательный;

  • Эпителий1-2-3 в поле зрения;

  • Лейкоциты 1-2 в поле зрения.


Данные проведенных инструментальных обследований

4

ЭКГ

Синусовый ритм, ЧСС 96 уд.в минуту.

5

Рентген

На обзорной рентгенограмме костей таза отмечается вальгусное положение головки бедра (ШДУ>1450) с уплощением вертлужной впадины и подвывихом головки кверху



  1. Практическая часть


Методика наложения повязки Финка-Эттингена

при врожденной косолапости

Задача для студента: Наложите повязку Финка-Эттигена

Информация для экзаменатора: Оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из приведенных пунктов

1.

характеризуется вынужденным положением стопы

1

0,5

2.

Эквинус - подошвенное сгибание стопы

1

0,5

3.

Супинация - поворот стопы кнаружи, внутренний край стопы приподнят

1

0,5

4.

Различают врожденную, постратравматическую, пароалитическую, амниотическую и артрогриппозную формы косолапости

1

0,5

5.

Лечение начинается с момента установления диагноза

1

0,5

6.

Повязка по Финку-Эттингену накладывается новорожденным

1

0,5

7.

Туры бинта идут с наружного края стопы через тыльную ее поверхность к внутреннему краю. Последний тур наматывается ближе к кончикам пальцев и поднимается через наружную поверхность стопы к нижней трети бедра, при этом нога сгибается в коленном суставе под острым углом. Далее туры бинта постепенно спускают вниз к стопе

3



1,5

8.

Цвет кожных покровов пальцев остается без изменения

1

0,5



6.Формы контроля знаний и навыков

  • Устный ответ

  • Активное участие в обсуждении

  • Результаты письменной работы

  • Решение тестовых задач

  • Выполнение практических навыков

  • Вопросы ОСКИ

  • Наглядные материалы

  • Раздаточные материалы



6.1. РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ





Оценка

отлично

хорошо

удов

неудов

плохо




Успеваемость в %

100%-86%

85%-71%

70-55%

54%-37%

36% и ниже

1

Теоретическая часть

20-19

балл

18-17 балл

16-15 балл

14-13 балл

12 балл

2

Аналитическая:

часть

15-14 балл

13-12 балл

11-10 балл

9-8 балл

7-6балл

3

Тест

15-14 балл

13-12 балл

11-10 балл

9-8 балл

7-6балл

4

Практическая часть

40-34,4-балл

34-28,4балл

28-22балл

21,6-14,8 балл

14,4 балл

5

Теоретические вопросы

10-7,9

7,75-5,6

5,5-4,25

4,1-2,5

2,4 балл


2. При оценке знаний студентов учитываются следующие примерные критерии:






Баллы

Оценка

Уровень знания студента

1

96-100

Отлично


«5»

В зависимости от ситуации может принимать правильное решение и подводит итог.

При подготовке к практическим занятиям пользуется дополнительной литературой (как на родном, так и на английском языке). Самостоятельно по существу анализирует проблему детского травматизма.

Самостоятельно может осматривать больного и правильно ставит диагноз, назначает лечебный план и мероприятий по профилактике возможных осложнений.

Проявляет высокую активность, творческий подход при проведении интерактивных игр. Правильно решает ситуационные задачи с полным обоснованием ответа. Во время обсуждения СРС активно задает вопросы, делает дополнения. Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.



2

91-95

При подготовке к практическим занятиям пользуется дополнительной литературой (как на родном, так и на английском языке). Самостоятельно по существу анализирует проблему детского травматизма. Самостоятельно может осматривать больного и правильно ставит диагноз, назначает план лечения и мероприятий по профилактике возможных осложнений. Проявляет высокую активность, творческий подход при проведении интерактивных игр. Правильно решает ситуационные задачи с полным обоснованием ответа. Во время обсуждения СРС активно задает вопросы, делает дополнения. Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.

3

86-90

Самостоятельно по существу анализирует проблему детского травматизма. Проявляет высокую активность, творческий подход при проведении интерактивных игр.

Правильно решает ситуационные задачи, обосновывает лечение, составляет план профилактических мероприятий. Знает АФО костно-мышечной системы, рассказывает уверенно. Имеет точные представления по этиологии, патогенезу, клинике, может проводить дифференциальную диагностику, назначать лечение, может проводить профилактические мероприятия.

Практический навык выполняет уверенно, понимает сущность.

Правильно собирает анамнез, осматривает больного, ставит предварительный диагноз. Может интерпретировать данные Ro” исследований. Активно участвует в обсуждении СРС.



4

76-80

Хорошо


«4»

Проявляет высокую активность при проведении интерактивных игр.

Правильно решает ситуационные задачи, но не может назначить конкретное лечение, путает названия корректирующих фиксаторов. Знает АФО костно-мышечной системы, рассказывает уверенно. Имеет точные представления по этиологии, патогенезу, клинике, может проводить дифференциальную диагностику, назначать лечение, но не может проводить профилактические мероприятия.

Практический навык выполняет по шагам.

Правильно собирает анамнез, осматривает больного, ставит предварительный диагноз. Может интерпретировать данные Ro”исследования. Активно участвует в обсуждении СРС.



6

71-75

Правильно решает ситуационные задачи, умеет ставить клинический диагноз по классификации, но не может назначить план лечения и профилактических мероприятий.

Знает АФО костно-мышечной системы, рассказывает уверенно. Имеет точные представления по этиологии, патогенезу, клинике и проводить дифференциальную диагностику, но не может назначать лечение. Практический навык выполняет, но путает шаги.

Правильно собирает анамнез, осматривает больного, ставит предварительный диагноз. Может интерпретировать данные Ro”исследования. Активно участвует в обсуждении СРС.


7

66-70

Удов.


«3»

Правильно решает ситуационные задачи, но не может обосновать клинический диагноз. Знает АФО костно-мышечной системы, рассказывает уверенно. Имеет точные представления по этиологии, патогенезу и клинике, но не может проводить дифференциальную диагностику и назначать лечение.

Правильно собирает анамнез, осматривает больного, но не может оценить тяжесть состояния. Частично может интерпретировать данные Ro”исследования. Активно участвует в обсуждении СРС.



8

61-65

Допускает ошибки при решении ситуационных задач (не может выставить диагноз по классификации).

Знает клинику повреждений, но рассказывает неуверенно. Имеет точные представления по механизму повреждений, но не может связать клинику с патогенезом. Сбор анамнеза нецеленаправленный, осмотр не по схеме. Не может интерпретировать данные лабораторных исследований. Пассивен при обсуждении СРС.



9

55-60

Имеет общие представления о детском травматизме, рассказывает не уверенно. Путает АФО костно-мышечной системы. Самостоятельно не может опросить и осмотреть больного ребенка. Не может интерпретировать данные Ro”исследований. Не участвует в обсуждении СРС.

10

54 -30

Неудов.

«2»


Не имеет точного представления о детском травматизме.

Не знает АФО костно-мышечной системы.



11


20-30

Неуд.

«2»


За присутствие студента на занятии, в надлежащей форме, собой имеет тетради, фонендоскоп.

7. Хронометраж содержание занятия.




Время

Мероприятия

Содержания

Материали

08.30-09.15

1. Теоретический разбор темы «Врожденные и приобретенные заболевания аппарно-двигательного аппарата»основные клинические признаки при переломах костей плеча, предплечья и кисти, принципы оказания первой медицинской помощи, обследования, виды обезболивания, принципы иммобилизации.

2. Решение и анализ ситуационных задач.



1.Проверка исходного уровня подготовленности студентов. Опрос студентов по теме занятия с применением игры «слабое звено».

2.Проверка клинического мышления студентов



1.Баннеры, соответствующие теме занятия, рентгент снимки, тестовые вопросы.

2.Ситуационные задачи соответствующие теме занятия



09.20-10.05

Проведение практических навыков, интерпретация рентген снимков;

- местная анестезия места перелома;

- приготовление гипсовых повязок;

- наложение лангетных и циркулярных гипсовых повязок



Проверкаа уровня подготовленности студентов

к практическим навыкам.



Рентген снимки, иммобилизирующие шины, шприцы, новокаин -1%,

гипс, бинты



10.20-11.05

Курация больныхс повреждениями костей плеча, предплечья и кисти в отделение.

Каждый студент курирует больных определенной палаты клиники, участвует в наложении гипсовой повязки и скелетного вытяжения

Больные, соответствующие теме занятия, гипс, бинты, шины скоба ЦИТО.

11.10-11.50

Отчет по курируемых больных.

Каждый студент отчитывает о проведенной работе во время курации больного.

Рентгент снимки, негатоскоп. Таблицы.

12.30-13.15

Подведение итоговых результатов и оценка знаний студентов

Анализ знаний студентов

Исходные данные, правильность решения и анализ ситуационных задач, практических навыков и курации больных



8.Контрольные вопросы:




  1. Что такое дисплазия тазобедренного сустава

  2. Этиология и патогенез дисплазии тазобедренного сустава

  3. Ранняя диагностика дисплазии тазобедренных суставов

  4. Клиника дисплазии тазобедренного сустава

  5. Лечение дисплазии тазобедренного сустава в зависимости от возраста

  6. Рентген диагностика дисплазии тазобедренного сустава

  7. Лечение дисплазии тазобедренного сустава в условиях поликлиники.

  8. Показания наложения гипсовой повязки

  9. Клиника, диагностика и лечение врожденной косолапости

  10. Дифференциальная диагностика косолапости

  11. Клиника, диагностика и лечение врожденной мышечной кривошеи

  12. Дифференциальная диагностика кривошеи


9.Рекомендуемая литература

  1. Юмашев Г.С. «Травматология и ортопедия» М., «Медицина» 1990. – 575с.

  2. Мусалатов Х.А. «Травматология и ортопедия» М., «Медицина» 1995. –с.

  3. А. В.Каплан «Повреждения костей и суставов» Москва «Медицина> 1979. - 568 с.

  4. WWW.ejbjs.org

  5. WWW.jbjs org.uk

  6. WWW.traumatic.ru

  7. WWW.trauma.bd.ru

: uum2 -> uum-travma -> 03-Amaliy-qism -> YAMS -> 7%20курс -> ДЕТСТВО -> РУС
YAMS -> Боевые повреждения груди, живота и их лечение на этапах медицинской эвакуации
03-Amaliy-qism -> Боевые повреждения конечностей и их лечение боевые повреждения груди, живота, таза и их лечения
РУС -> Особенности повреждений позвоночника, таза и нижней конечности у детей
03-Amaliy-qism -> Повреждения верхних конечностей и их диагностика
YAMS -> Раны, хирургическая обработка ран. Раневая инфекция, сепсис
YAMS -> Опухоли головного мозга




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница