Надо уметь правильно произносить



Скачать 161,5 Kb.
Дата23.11.2016
Размер161,5 Kb.


Введение

Надо уметь правильно произносить


звуки, слова, фразы. Научившись этому

так, чтобы все это вошло в привычку

можно творить.

К.С. Станиславский


Сценический голос – это превосходно разработанный природный голос человека. Совершенный, он звучит легко и сильно, красиво и выразительно. Гибкий, подвижный, послушный воле актера, точно, ярко передает он тончайшие чувства и мысли, раскрывая сложный внутренний мир человека. Выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сценический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний.

Для своего методического сообщения тему « Дефекты речи и способы их устранения» я выбрала не случайно. Тема данной работы действительно актуальна, ведь актеры, учащиеся театрального отделения с плохой дикцией, различными дефектами речи не способны выразительно и точно донести свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т.д.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи. Нельзя говорить о мастерстве речевого взаимодействия, если голосо-речевой аппарат воплощения не способен передать всю тончайшую внутреннюю жизнь творящего на сцене чтеца, актера. И внутренняя и внешняя техника речевого взаимодействия одинаково значительны в искусстве чтеца и актера. Человек, не владеющий техникой звучащего слова, испытывает психические и физические перегрузки, пытаясь достичь желаемого результата в процессе выступления.

Цель данной работы – дать целостную характеристику речевым дефектам и описать способы их возможного устранения.

Задачами работы является определение видов, разновидностей и характеров недостатков речи, выявление их причин, а также подбор способов их устранения при помощи специальных упражнений.

В данной работе использованы методические пособия по сценической речи и логопедии таких авторов и исследователей как Н.А. Гегелия, Е.И. Леонарди и другие.
Дефекты речи и способы их устранения.
Прежде чем перейти непосредственно к теме, рассмотрим артикуляционные нормы произнесения звуков речи, овладение которыми позволяет добиться чистоты дикции – неотъемлемого качества речи актера.

Дикция - это произношение звуков речи. Хорошей дикцией называется отчетливое, ясное и точное произношение звуков речи. Ясная и точная дикция – основа воспитания навыков правильной артикуляции.

Артикуляцией называется работа и расположение органов речи для воспроизведения слогов, слов речи. К артикуляции относится работа внешних органов (губы, нижняя челюсть, язык) и гортанно-глоточной полости (глотка, мягкое небо). В зависимости от расположения органов артикуляции ротоглоточная полость превращается в сложный резонирующий аппарат произношения звуков речи.

К резонаторам (или полостям, способным отражать или концентрировать звуковые волны) относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные его полости, зубы и т.д.

Артикуляционный аппарат обладает высокой мышечной чувствительностью. Импульсы, идущие от этих органов в слуховую и зрительные зоны коры головного мозга, создают так называемую «обратную связь», Благодаря которой возможно правильное физиологическое развитие речевого голоса.

Связи артикуляции и резонирования в работе над дикцией имеют первостепенное значение.

Гортань образует звук, не имеющий характера того или иного гласного. Свое оформление он получает благодаря целостной совместной работе резонаторно – артикуляционного аппарата.

Каждый гласный звук содержит и свои характерны для него, усиленные обертоны – форманты гласных. Каждая гласная имеет две основные форманты, которые возникают так: одна – в ротовой, другая – в глоточной полости.

При произношении согласных звуков резонаторно-артикуляционный аппарат работает следующим образом: при произношении глухих звуков включается только работа артикуляционного аппарата, без участия гортани и резонаторной деятельности; при произношении сонорных и звонких звуков в работу включаются гортань и резонаторно-артикуляционная деятельность.

Работа полости зева в воспитании дикции играет важную роль. Умение координировать работу полости зева или внутриглоточной полости ( глотки, мягкого неба и отчасти корни языка) сказывается на работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука.

При правильной работе органов внутриглоточной артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба; тем самым освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы, голосовые складки. Ни звуке «И» гортань принимает наиболее высокое положение, на звуке «У» - наиболее низкое, на звуке «А» - нейтральное положение. Резкие движения гортани во время речевого потока недопустимы.

К работе внешней артикуляции следует отнести работу губ, языка (особенно передней его части) и нижней челюсти. При правильной работе внешней артикуляции относящиеся к ней части речевого аппарата освобождаются от напряжения, неподатливости и вялости, активно работают с мышцами внутриглоточной полости, способствуя полноте и глубине звука, правильному произношению.

Свободные и целенаправленные движения внешней артикуляции снимают мышечные зажимы, регулируют свободное положение гортани во время звучания голоса, способствуют правильному ощущению звука в позиции резонаторного пространства. Слишком энергичные движения губ так же, как их неповоротливость и неподвижность, приводят к нарушениям дикции и речевого голоса.

Если работа губ слишком активна, то следует снимать излишнюю артикуляцию. Вообще, все тренировочные упражнения должны быть озвучены и проходить перед зеркалом, т.е. под контролем зрительного анализатора.

При всех ненормальных положениях языка нарушается дикция. Если положения языка во время звучания отклонено от нормы, например, он не поворотлив, чрезмерно выдвинут вперед или, наоборот, происходит западание в полость глотки, дрожание, то в том случае необходимо прибегнуть к специальной тренировочной гимнастике вместе со звуком под контролем зрительного анализатора.

Итак, правильная работа внешней артикуляции не должна выбивать из строя работу внутриглоточной полости, а должна быть взаимосвязана с ней, способствуя выявлению лучших качеств речевого голоса.

Чтобы работа по устранению речевых недостатков носила осмысленный характер и была эффективна, необходимо иметь четкое представление о принципах функционирования речевого аппарата в целом и о механизме произнесения отдельных звуков. Я буду говорить о нарушениях речи, связанных с деятельностью артикуляционной системы и проявляющихся в дефектах звукопроизношения, которые получили название дислалий.

Формирование речи осуществляется на основе деятельности системы анализаторов: речедвигательного (процесс артикулирования), кинестетического (ощущение пространственного расположение органов артикуляции), зрительного (контроль за правильностью положения губ и языка) и слухового (контроль за правильностью звучания). Эту систему анализаторов необходимо привлекать и к работе по устранению дефектов произношения. Центральный отдел речедвигательного анализатора посылает через нервные проводящие пути сигналы периферическому участку – органам артикуляции, которые, подчиняясь команде «сверху», выполняют то или иное движение. При этом по нервным путям в кору направляется новый поток сигналов, который анализируются и синтезируются на высшем уровне. При необходимости работа периферического участка корректируется. На основании нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, формируется единая функциональная система, получившая название динамического стереотипа. Если в период овладения речью возникают нарушения в работе центрального, периферического участка.

Прежде чем намечать и осуществлять пути коррекционной работы, необходимо определить, какими причинами вызвано искаженное произношение звука: органическими или неорганическими. Для этого нужно пользоваться системой артикуляционных упражнений-тестов.

Тестирование проводится педагогом, знающим нормы речевых укладов всех согласных звуков. Обращая внимание на работу органов артикуляции при выполнении тестов, можно сделать предварительный вывод о том какая группа звуков может нарушаться вследствие несовершенства выполнения определенных движений. В то же время, зная заранее о нарушениях определенных звуков (например шипящих), при выполнении тестов можно вскрыть причины их искажения, обращая внимание на выполнение тех движений, которые формируют эти звуки в речевом потоке.

При выполнении тестов обращаем особое внимание на следующие качественные характеристики работы органов артикуляции:


  1. Двигательный диапазон органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

  2. Чистоту и точность выполнения движений (соблюдение симметрии, формы и конечного местоположения органов артикуляции).

  3. плавность и легкость движения (без толчков, подергиваний, дрожаний органов).

  4. Умение длительно удерживать определенную форму речевого уклада.

  5. Умение быстро и четко переключаться с одного движения на другое.

  6. Выносливость, т. е. Способность выполнять какие-либо в течение долгого времени без ощущений мышечной усталости (60 сек)

Снижение качественных параметров указывает на характер нарушений.

Обычно при органических недостатках наблюдается чрезмерно выдвинутая вперед верхняя челюсть или слишком выдвинутая нижняя, неправильная расстановка зубов, щели между зубами, открытый передний или боковой прикус, криво поставленный зубы, короткая уздечка языка, мешающая правильной артикуляции шипящих звуков ш, ж, щ, свистящих с, з, и аффрикат ц, ч и звука р. Указанные недостатки требуют вмешательства логопедов и стоматологов, поэтому я не буду подробно останавливаться на органических недостатках.

Когда же при нормальном строении артикуляционного аппарата имеют место дефекты произнесения отдельных звуков, свистящих, шипящих, сонорных, то это – недостатки неорганического характера, которые обычно поддаются исправлению. Это может быть следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства, небрежного отношения к речи в семье, в средней школе. Наиболее распространенный недостаток – вялая, неразборчивая речь. К.С. Станиславский сравнивал такую речь с мухами, попавшими в мед. Губы при этом еле двигаются. Зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается. Каждый звук нашего языка имеет свою, ему свойственную, нормальную установку артикуляционного аппарата, и малейшее отклонение от этой нормальной установки искажает правильное произнесение. В этом и заключается главная причина дефектов отдельных звуков при наличии нормального артикуляционного аппарата.

При наличии недостатков неорганического происхождения каждодневная работа и систематический самоконтроль дают хорошие результаты. Залогом успеха – выработанная привычка к четкой артикуляции каждого согласного и гласного, как того требует природа данного языка.



Работа по исправлению дикционных недостатков включает 3 этапа:

I этап - подготовительный. В его задачи входит укрепление мышц артикуляционного аппарата и закрепление на основе специальных упражнений верных форм, местоположение органов артикуляции и способа их работы при произнесении исправляемого звука.
II этап – постановка звука. На этом этапе осуществляется верная постановка звука.
III этап – автоматизация (закрепление) звуков речи.

Подготовительный этап.

Занятия должны проводится ежедневно по 20-30 минут, лучше в утренние часы, после физической гимнастики для зрительного контроля за правильностью выполнения упражнений на первых порах необходимо использовать зеркало. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.


Этап постановки звука.

В период работы на этом этапе необходимо помнить о 3 целях, которые нужно достичь для того, чтобы звук был правильно сформирован: мы должны выработать верную форму органов артикуляции, закрепить место и способ образования звука.



Этап автоматизации – самый длительный.

На этом этапе происходит затормаживание и устранение старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Вновь созданная и закрепленная относительно простая связь – речевой звук – последовательно вводится в более сложные речевые структуры: слоги, слова, фразы, - вытесняя неверный звук произносившихся в них ранее. Необходимо соблюдать определенные правила: речевой материал должен быть доступен и систематизирован, переход от одного этапа автоматизации к другому должен быть постепенен.

В своей работе я рассмотрела самые распространенные дефекты речи.

Виды основных дикционных нарушений и методика их исправления.


  1. Дефекты произношения звука Лламбдацизм. Речевой уклад органов артикуляции при произнесении звука Л: корень языка приподнят, средняя часть опущена, передняя часть в форме «ковша» поднята к верху, средне своей частью он соприкасается с альвеолами верхних резцов. Боковые края языка не касаются верхних зубов, оставляя щели для выхода воздушной струи. Звук Л – единственный согласный звук, при произнесении которого боковая направленность воздушной струи является необходимым условием верхнего звучания. При мягком варианте – звуке Л” - корень языка опущен, передняя часть спинки языка более поднята, напряжена и упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звука Л возникают в результате неправильного направления воздушной струи или неверного положения языка.

Среди ламбдацизмов выделим наиболее часто встречающиеся:

1). Отсутствие звука Л или призвук гласного вместо него: ампа ( вместо лампа).

2). Двугубное или губно-зубное произношение: Wампа или вампа.

Цель работы – выработка и закрепление верного положения языка и верного направления воздушной струи.

Подготовительный этап. Особое внимание обращаем на упражнения, помогающие закрепить верхнее положение языка, развить его возможности по формированию формы «ковша» и удерживания ее длительное время («Чистим зубы», «Коврик», «Вкусное варенье», «Экскаватор»). Для выработки правильного направления воздушной струи используем упражнение «ветерок». Закусив кончик языка между зубами, выдыхаем воздух так, чтобы он выходил между боковыми краями языка и зубами. Правильность направления воздушной струи можно проверить, поднося ко рту полоску бумаги. Если в произнесении звука л участвуют губы, необходимо выполнять упражнение «Улыбка – хоботок» и в период постановки звука удерживать их в положении «улыбка, не давая смыкаться».

Этап постановки звука. Первоначально попробуем поставить звук по подражанию. Если попытки не увенчаются успехом, то ставим звук косвенным путем. Два варианта постановки звука л:

1) беззвучно «жуем» распластанный кончик языка, широко открывая рот, как при произнесении звука а. Затем «включаем» голос. В момент соприкосновения зубов с языком будет слышаться звук л: а…ла…ла…ла…

2) произносим долгий звук ы – «гудок» - и медленно выдвигаем кончик языка между зубами, легко прикусываем его, не прекращая произносить звук ы – будет слышаться звук л.

При носовом произношении звука л необходимо акцентировать внимание на правильном направлении воздушной струи (по бокам языка) и закреплять верную позицию языка, отрабатывая приемы выдвижения его вперед (при носовом звучании кончик языка обычно оттянуть назад).



Этап закрепления звука. Если от межзубного варианта произнесение звука не удается сразу прейти к зазубному, первоначально проводиться закрепление межзубного л в словах, фразах и текстах. Постепенно язык сам будет стремиться занять более удобную позицию за верхними зубами.

Звук закрепляем последовательно по вышеприведенной схеме. Вначале соединяем его с гласными (ы э а о у – для твердого варианта произнесения звука, и е я е ю – для мягкого варианта), затем отрабатываем звук в слоговых сочетаниях, словах, словосочетаниях, фразах, скороговорках и текстах. На первых порах можно использовать пробку, положив ее под язык. Работа над твердым и мягким вариантами произнесения звука ведется не параллельно, а последовательно: в начале автоматизируется более удобный, более легкий звук в слогах, в словах, в фразах и в скороговорках, затем в таком же порядке закрепляется другой вариант. После этого оба звука включаются в одни и те же слоги и слова, проводится их дифференциация и закрепление в предложениях, в скороговорках и т.д.

Дефекты произношения звука рротацизм. При произнесении звука р передняя часть языка в форме ковша поднята за верхние зубы, боковые края плотно прилегают к верхнему зубному ряду, средняя часть и спинка напряжены и неподвижны. Мощная воздушная струя, проходящая по центру языка, заставляет его кончик колебаться, вибрировать на уровне альвеол. При произнесении звука р’ язык несколько продвинут вперед, вибрация менее интенсивна и возникает на уровне верхнего зубного ряда.

Основные группы нарушения звука р:


  1. Отсутствие звука р или призвук гласного вместо него: адуга (вместо радуга)

  2. Замена звука р на одноударный (невибрирующий) р (средний по звучанию между д и р)

  3. Замена звука р на английский звук r (невибрирующий), называемый «проторный» р.

  4. Замена звука р на французский (горловой вибрирующий) r, возникающий в результате дрожания маленького языка или мягкого неба.

  5. Боковое произнесение звука р (когда вибрирует не кончик языка, а его боковой край).

Цели работы по исправлению дефекта произношения звука р определяем в зависимости от вида ротацизма.

Подготовительный этап.

Используется весь комплекс артикуляционных упражнений с участием языка. Особое внимание обращаем на упражнения вырабатывающие правильную форму и позицию языка («ковш» за верхними зубами) и развивающие силу кончика языка. Обязательно используем упражнение «Барабанщик» и «Дырявый барабан». Дополним упражнения на развитие мышечной силы языка упражнением «Мотор».



«Мотор».

Открыв рот, поднимаем язык в форме ковша за верхние зубы на уровне альвеол и длительно произносим звук, средний между З и Ж . Воздушная струя должна быть сильной, в языке должна ощущаться легкая вибрация. Используя шарик на спице, соску, туго набитую ватой, или обыкновенную ручку с неострым концом (чтобы не поранить язык), проводим очень быстро из стороны в сторону предметом под кончиком языка, добиваясь появления рокота. Поскольку хорошая вибрация возможна только при сильной воздушной струе, обязательно используйте упражнения типа «Футбол», «Пушинка» и другие.

Этап постановки звуки имеет свои особенности в зависимости от характера нарушения. Если в речи присутствует мягкий вариант звука Р*- цель работы – добиться активной вибрации кончика языка при незначительной корректировке места произношения звука. В этом случае нам нужно «раскатать» вибрант на долгом выдохе, отрабатывая «перетекание» звука Р* в звук Р и обратно.

Если произношение звука страдает из-за отсутствия вибрации кончика языка , хотя язык поднимается за верхние зубы, наша цель – выработать вибрацию. Если звук полностью отсутствует или в его формировании язык участия не принимает, необходимо выработать навык подъема языка за верхние зубы в момент произнесения звука Р и вибрацию. В связи с этим работать над постановкой правильного звука усложняется: мы должны сформировать правильную форму языка, уточнить и закрепить место произнесения звука и отработать механизм его образования, поэтому в данном случае мы работаем параллельно над «проторным» звуком Р и вибрантом.



Два варианта постановки вибранта:

  1. упражнение «Барабанщик», «Дырявый барабан», «Мотор». Добивайтесь четкой и длительной вибрации в начале с механической помощью, затем без нее.

  2. упражнение «Прилипала». Во время выполнения упражнения попытаться резко выдохнуть воздух по центру языка, удерживая его боковые края, плотно прижатыми к верхнему зубному ряду. Если боковые края отлипают, помогите им удержаться, прижав большими пальцами обеих рук. При этом обязательно следите, чтобы не оказалась прижатой к небу центральная часть языка, иначе вы заблокируете выход воздушной струе, а значит. Лишите кончик языка возможности вибрировать.

Закрепление звука начинается сразу же как только появится вибрация кончика языка. Рокот соединяем с гласными Ы Э А О У, затем закрепляем звук в слогах, словах, фразах.

Если в речи отсутствуют и твердый и мягкий звук Р, иногда более легкой оказывается постановка мягкого звука, т.к. он требует меньшего раската и меньшего подъема языка. В этом случае начинаем автоматизацию звука Р*, параллельно работа над постановкой звука Р. Если твердый звук Р поставлен раньше мягкого Р*. необходимо в начале автоматизировать твердый звук и только затем переходить к постановке мягкого. После отработки обоих вариантов изолированно, проводим их дифференциацию и продолжаем закрепление звуков в активной речи одновременно на различном речевом материале.

3. Дефекты произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм.

Это один из самых распространенных видов неправильного звукопроизношения (свистящие - С, З, Ц ; шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч). Свистящие и шипящие звуки имеют прямо противоположное место артикуляции: свистящие произносятся за нижними зубами, шипящие – за верхними. Именно поэтому при нечеткости позиции языка в момент произношения этих звуков происходит их уподоблении друг другу: свистящие звуки приобретают дополнительный шум и шипящий оттенок, а шипящие звуки, наоборот, начинают «подсвистывать».

Прежде всего уточним норму произношения свистящих звуков:

С, З Расстояние между зубами не больше одного миллиметра. Губы в положении следующего гласного, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам с внутренней стороны, посередине языка проходит продольный желобок. Выдыхаемый воздух по желобку направляется к нижним передним зубам и образует звуки С,З.

Сь, Зь При мягких Сь, Зь спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; коник языка сильнее упирается в резцы.

Ц Аффрикат Ц образуется от быстрого сочетания звуков Т и С ( ТСЦ), произносится слитно

Недостатки произнесения свистящих, сигматизмы, имеет следующие разновидности:



  1. Межзубный сигматизм (шепелявость), при котором кончик языка просовывается между зубами. При исправлении этого недостатка учащемуся предлагается опустить кончик языка за нижние резцы и прижать его к ним, а зубы сблизить. Необходимо следить за тем. Чтобы гласные после С З Ц , не произносились сквозь зубы, кроме того, можно спичкой (которую следует обернуть ватой) нажать на кончик языка и задвинуть его за нижние резцы, благодаря чему в спинке языка образуется продольный желобок необходимый для прохода выдыхаемого воздуха.

  2. Губно-зубной сигматизм, при котором звуки с, з, ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам (как при звуках ф и в). При исправлении этого недостатка сначала необходимо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние резцы, и в таком положении произносить звук.

  3. Призубной сигматизм, при котором звуки з, ц, с произносятся тупо, без характерного свиста, так как кончик языка находится между верхними и нижними резцами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход выдыхаемому воздуху. При этом недостатки необходимо также при помощи спички образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы, дать возможность выдыхаемому воздуху свободно направляться по желобку вперед и производить свист, характерный для с, з, ц.

  4. Шипящий сигматизм, при котором кончик языка или 1) оттянут от нижних резцов, а спинка напряженно выгнута по направлению к твердому небу, или 2) кончик языка поднят к альвеолам, благодаря чему вместо свиста слышится мягкое шипение, близкое к ШЬ.

При исправлении этого недостатка необходимо отучится от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта или поднимать передний его край к альвеолам и произносить звуки с, з, ц, прижимая кончик языка к нижним резцам.

Подготовительный этап связан с работой по уточнению правильной формы и позиции языка и формированием центрального направления воздушной струи. Для уточнения позиций используем упражнения: «Чистим зубы» и «Горка». Желобок по центру языка и правильное направление воздушной струи помогают сформировать упражнения «Трубочка», «Свисток», «Футбол». Помогает в подготовке правильного речевого уклада использование артикуляции близких по произношению звуков. Так, долгий фиксированный выдох, напоминающий звук ф, способствует формированию воздушной плавной струи по средней линии языка. Рассмотрим 2 способа постановки звуков:



  1. Постановка звука с использованием механической помощи. При изолированном произнесении свистящего звука губы должны быть слегка растянуты в улыбке. В качестве внешнего контроля используем спичку. Закусываем спичку между зубами так, чтобы она пролегала по совпадающим линиям желобка языка и средней линии между верхними и нижними резцами. Следите, чтобы при этом привкус был естественным. В таком положении (обязательно на улыбке) выполняем упражнение «сдувающийся мяч». «Сдувающийся мяч». Разводим руки в стороны как будто держим большой мяч. Постепенно выдыхая воздух (губы в улыбке, между зубами спичка, удерживающая язык у основания нижних зубов), сближаем руки до касания ладони. После многократного выполнения соединяем получаемый при этом свистящий звук с гласными (ы, э, а, о, у – для твердого варианта звуков) в момент соприкосновения рук. Следим, чтобы между свистящим и гласным не было паузы.

  2. Постановка звука от упражнения «Горка» (без внешней помощи). В момент выполнения этого упражнения язык принимает форму, сходную с той, которая обеспечивает произнесение звука с. В положении языка «Горка» прерывисто, порционно выдыхаем воздух, имитируя работу насоса: с! с! с! с! Звучание можно соединить движениями пружинящего наклона вперед или попеременного касания одной ноги локтя противоположной руки.

Закрепление звука в речи: вначале автоматизируем твердый звук с , затем мягкий. После этого переходим к автоматизации звука з (з*). Постановка и автоматизация звука ц практически ничем не отличаются от постановки и автоматизации с (с*) и з(з*). Так как ц состоит из двух звуков (т и с), при исправлении звука с произнесение звука ц иногда тоже корректируется. Если этого не происходит, ставим звук от короткого, резкого произнесения сочетания тс!( как будто хотим прекратить какой-либо спор, разговор, шум). После этого закрепляем звук в слогах, словах, фразах и т.д. поскольку в звуке ц есть элемент отрывистости, взрыва, иногда его бывает легче произнести в обратном слоге (иц, ац). Тогда первоначально звук закрепляется в обратных слогах и словах, их включающих.

Теперь перейдем к шипящим звукам. Уточним их норму произношения и рассмотрим отклонения от нее.

Губы выдвинуты вперед, зубы видны, сжаты или расстояние между зубами около 1мм. Кончик языка приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому небу, ноне касается неба, образую щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

В некоторых случаях бывают отклонения от нормальной установки артикуляционного аппарата при произнесении ш и ж. Обычно это бывает, когда кончик языка не поднят кверху, а опущен и оттянут назад, причем спинка языка выгнута. В других случаях или слишком выдвинуты губы вперед и получается звук, похожий на ф, или мало выдвинуты губы и получается недостаточно твердое ш. Иногда язык хотя и поднят кверху, но прижимается или к альвеолам, или к твердому небу, чего при нормальной установке ш и ж быть не должно.

Звуки ж и ш составляют пару по звонкости – глухости и отличаются лишь работой голосовых складок. Звук щ звучит как двойное смягченное ш – шь-шь. При произнесении звука щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько продвинут вперед и более напряжен. Звук ч , как и ц, двойной и состоит их звуков т* и щ. При его произнесении язык находится в таком же положении, как и при произнесении других шипящих, однако передняя часть языка делает дополнительное движение касания и смычки с небом на уровне лунок верхнего зубного ряда, а затем, после взрыва, отходит к альвеолам, образуя щель.

Виды нарушения произношения шипящих звуков аналогичны нарушениям произношения свистящих. Наиболее часто встречаются следующие:



  1. Боковое произношение шипящих. При этом боковой край языка может просовываться сбоку между коренными зубами или быть опущенными вниз, из–за слабости мышц, не смыкаясь с верхними зубами. В результате этого происходит утечка воздуха. О боковом сигматизме шипящих свидетельствует слышимый при этом хлюпающий призвук. Попробуйте прижать с одной, затем с другой стороны к зубам щеку. Хлюпающий оттенок звучания исчезнет, т.к. вы закроете воздуху выход через боковую щель между зубами. Межзубное произнесение шипящих, когда язык просовывается между передними резцами, встречается очень редко.

  2. Иногда встречается губно – зубное произношение шипящих, когда звуки ш и ж уподобляются ф и в.

Подготовительный этап включает в себя упражнения по укреплению мышц языка, помогающие сформировать правильную форму языка («ковш») и закрепить его позицию. Если есть необходимость, при помощи упражнений растягиваем уздечку языка. Используем упражнения: «Чистим зубы», «Маляр», «Прилипала», «Коврик», «Вкусное варенье». Для выработки правильного направления воздушной струи используем упражнения «Трубочка», «Футбол», «Фушинка».

Постановка звука возможна по подражанию. При наличии правильной формы языка следует уточнить его местоположение и попытаться пошипеть. При этом нельзя думать о том, что произноситься звук ш, - язык сместится на прежние неверные позиции. Имитируйте шипение. Иногда при этом прелагается произнести звук с, подняв кончик языка вверх, на альвеолы. Если языку трудно удерживаться самостоятельно в нужном положении, можно на первых порах использовать механическую помощь:



  1. Постановка звука ш (ж, щ) с механической помощью. Для этого используем обыкновенный карандаш, закусив его поперек между зубами так, чтобы в полости рта он находился под языком. В таком положении пытаемся произнести шипящий звук, имитируя шум, шипение, или жужжание (для ж).

  2. Постановка звука от упражнения «Прилипала». Удерживая боковые края языка плотно прижатыми к верхним зубам, пытаемся резко выдохнуть воздух по центру языка. Когда воздушная струя вырывается наружу, отталкивая кончик языка от неба, слышится звук ш или сочетание тш. Если на выдохе боковые края языка отходят от зубного ряда, помогаем им удержаться, прижав большими пальцами обеих рук.

Постановка звука ж возможна не только как озвончение глухого ш, но и от звука р ( при хорошем его произношении).

  1. Постановка шипящих от упражнения «Мотор». При произнесении вибранта и шипящих язык имеет форму ковша, находясь за верхними зубами. Разница лишь в способе произнесения (р – смычный, дрожащий, ш, ж, щ – щелевые). Однако эти звуки сближает и их энергетика: шипящие и р – самые энергичные по затрате воздуха и мышечной активности согласные звуки. Произносим активно звук р (как бы «заводим мотор») и начинаем «мотогонки»: звук р «перетекает» в звук ж на интенсивных звуковых виражах: ррррржжжжжррррржжжжж. При этом язык не должен менять своего положения – меняется лишь характер его работы: от вибрации к статике. «Жужжание» не должно ассоциироваться со звуком ж, иначе привычная дефектная установка возобладает и верного звучания мы не добьемся. Затем можно переходить к постановке звука ш. Используя тот же прием «перетекания» звуков, «отключаем» голос на звуке ж: ррррржжжжжшшшшшшшшш………

  2. Постановка звука щ осуществляется от звука ш: при этом язык чуть больше напряжен и продвинут вперед. Для этого используем упражнение «Кобра». «Кобра». Согните пальцы правой руки под прямым углом к ладони, поднимите рук, согнув ее в локте, медленно покачивая рукой вперед – назад, произнесите звук ш, периодически делайте резкие выпады рукой вперед, сочетая их с энергичным, быстрым движением языка вперед от бугорков к лункам верхнего зубного ряда, что приведет к переходу от звука ш к звуку щ. Затем язык возвращается в исходное положение, опять слышится звук ш. Проделываем эти движения многократно.

  3. Постановка звука ч возможна только при наличии хорошего произношения других шипящих. Звук ч можно поставить по подражанию, используя карандаш или пробку. Одним из вариантом является постановка звука ч от звука т*. поднимем кончик языка кверху и произносим цепочку звуков: т* - т* - т*. В это время, используя внешнюю механическую помощь, отталкиваем кончик языка вглубь рта, после т* слышится щ, в результате чего и образуется звук ч. Того же результата можно добиться, нажав при произнесении звука т* двумя пальцами на углы губ, выдвинув их вперед.

В процессе работы необходимо необходимо приучать студентов слушать и слышать в чужой ив своей собственной речи нормальное и искаженное звучание шипящих. Для этого используйте упражнение «Старик Хоттабыч» (или «Джин»).

«Старик Хоттабыч» (или «Джин»). Язык в форме ковша отводим в глубину полости рта (так глубоко, как возможно). Произносим в таком положении шипящий звук. При этом воздух ударяет в твердое небо, поэтому звук носит глубокий характер. Это отправная точка движения языка вперед, к кромке верхнего зубного ряда. Представим, что «джин» вылетает из сосуда. Интенсивность шипения возрастает по мере движения языка вперед. Меняется характер шипящего звука: от глубокого ш, череез норму произношения ш к звуку щ. На кромке зубного ряда звук обрывается: «джин» как бы слетает с горлышка сосуда.

Этап закрепления звуков проводится по вышеприведенной схеме. При этом каждый последующий шипящий звук закрепляется (также, как и ставится) только после того, как закреплен предыдущий (ш,щ,ж,ч). поскольку шипящие имеют сходную артикуляцию с вибрантом р , используем последний на этапе автоматизации шипящих в сочетаниях рж и рш (жр и шр), тренируя их в слогах, скороговорках и во фразах. В произнесении звука ч имеет место момент активного выброса воздушной струи, бывает легче закреплять звук первоначально в позиции обратного слога (ая, ич и т.д.), а затем переходить к прямым слогам (чи, ча).

После того как каждый звук отработан изолировано на речевом материале, звуки объединяются в общей работе над слогами, словами, фразами и текстами, проводится их дифференциация и совместная автоматизация.

Перейдем к практической части, где будут предложены упражнения, необходимые для устранения дефектов речи.



Практическая часть
Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата.

Гимнастика частей артикуляционного аппарата – это специальный цикл упражнений, направленных на развитие периферических органов речи ( губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба и т.д.), принимающие участие в голосообразовании и произношении звуков речи.

Гимнастика артикуляционного аппарата создает нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений в речевом аппарате, необходимый для развития звучания речевого голоса, ясной и четкой дикции.

Задача гимнастики: снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения, умение свободно владеть и управлять частями артикуляционного аппарата.

Занятия ежедневно проводят в хорошо проветренном помещении, лучше всего в одно и то же время, избегая грубых артикуляционных движений.

Занимающийся должен помнить, что самое главное – это выработка свободных и эластичных движений без мышечного напряжения.

Гимнастику артикуляционного аппарата следует проводить перед зеркалом, т.е. контролируя ее зрительно.

Во время гимнастики пользоваться полным дыханием, артикуляционные упражнения выполнять ритмично и с произношением звука.

Нарушение ритма в этом случае может привести к расстройству некоторых звуков, а возможно и всего речевого аппарата.

Перед гимнастикой следует провести массаж лица. Основные приемы массажа: поглаживание лица руками и «пальцевой душ» ( поколачивание лица подушечками пальцев).

Гимнастика и массаж артикуляционного аппарата усиливают также кровообращение в области периферической части речевого аппарата.

С приведенные ниже упражнений следует начинать любое занятие по сценической речи.



Упражнение 1.

Задача: снятие мышечного зажима артикуляционной и мимической мускулатуры(лица, лба, области щек, переносицы и т.д.) и подготовка всех частей речевого аппарата к гимнастике с произношением звуков.

Кончиками пальцев поглаживания или легкие постукивания от середины лба к ушам, затем вокруг глаз и к середине лба. Такие же движения совершаются от подбородка к ушам. Затем к носу и обратно. Каждое движение совершается 2 – 3 раза. Весь комплекс повторяется 6 – 8 раз.

Упражнение 2.

Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу.

Произнести несколько раз: К-Г, К-Г, Г-К, Г-К, затем медленно беззвучно А-Э-О – почти не раскрывая рта, а раскрывая полость зева. Повторить 4 – 6 раз.

Упражнение 3.

Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка. Произнести медленно беззвучно А-Э-О , стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторить 4 – 6 раз при разных положениях головы: вверх, вниз, вправо, влево.



Упражнение 4.

Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи, верхней части грудной клетки и ротоглоточной полости.



  1. Слегка сверху вниз погладьте горло и верхнюю часть груди: так же, сверху вниз, похлопайте шею и грудь кончиками пальцев. Затем произнесите медленно беззвучно А-Э-О.

  2. Произведите имитацию полоскания горла, а затем производите «полоскание» рта и горла. Делайте это поочередно 4 - 6 раз .

Упражнение 5.

Задача: снять мышечное напряжение нижней челюсти и дна ротоглоточной полости.

Рот раскрыт, расстояние между зубами – 2 пальца, сложенных вместе. Произнести звукосочетание АМ… АМ… АМ… (звук А – тихим легким шепотом, звук М – голосом). Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 6.

Задача: сеять напряжение верхней и нижней губ, способствовать координированной их работе со звуком.



  1. Произнесите ГН…ГН…ГН…, энергично подтягивая вверх верхнюю губу.

  2. Произнесите КС…КС…КС…, энергично опуская нижнюю губу.

  3. Произнесите поочередно, то поднимая вверх верхнюю губу (ГН…ГН…ГН…), то опуская вниз нижнюю губу (КС…КС…КС…).

Для тренировки верхней губы следует применять звукосочетания: ГЛ, ВЖ, ЖЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН, ДН.

Для тренировки нижней губы – КС, ГЗ, Ж, БЗ.



Упражнение7.

Задача: снять излишнее напряжение мышц языка и способствовать формированию внутриглоточной артикуляции. Произнести полным голосом: И-Э, фиксируя кончик языка у нижних зубов. Произнести О-У, оттягивая язык глубоко в ротоглоточную полость. Проделать упражнение поочередно: И-Э (язык на губах), О-У (язык глубоко во рту). Проделать 4 – 6 раз.



Упражнение 8.

Задача: снять напряжение мышц затылочной области и способствовать формированию внутриглоточной артикуляции.

Наклон головы назад – вдох, возвращаясь в исходное положение, на выдохе – произнести тихим, легким шепотом И-Э-А-О-У-Ы (поднимая вверх нижнюю губу). Повторить полным голосом. Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 9.

Задача: снятие мышечного зажима окологортанной мускулатуры.

Повороты головой справа налево с произнесением И-Э-А- О-У-Ы (сначала полным голосом, затем тихим, легким шепотом). Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 10.

Задача: укрепление нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Органу следует произвести легкий массаж (поглаживание). Губы массируют подушечками пальцев от середины к углам рта. Проделать 4-5 раз. Нижняя челюсть – легкое поглаживание челюсти от подбородка к теменной области. Язык – массируйте легким закусыванием кончика.

Гимнастика для губ:


  1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень опустить, мягкое небо приподнять. Верхняя губа слегка приподнята.

Затем выполняем упражнения, рассчитанные на борьбу с вялыми, малоподвижными губами.

  1. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы (на улыбку); десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

  2. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам, обнажая нижние зубы, челюсть не напряжена.

  3. Чередовать движения верхней и нижней губы:

а) верхнюю губу поднять ( открыть верхние зубы);

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы);

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы);

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты.

5. Исходное положение: рот слегка раскрыт. Верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край верхней губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

6. Исходное положение то же. Нижняя губа , закрывая нижние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержавшись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и возвращается в исходное положение.


  1. Одновременное скользящее движение обеих губ. Исходное положение и характер движений такие же, как в 5-м и 6-м упражнениях.

Гимнастика для языка:

  1. Исходное положение: рот широко открыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно больше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

  2. Исходное положение то же. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается к корням верхних передних зубов, то опускается в исходное положение.

  3. Исходное положение то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой», так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Затем уложить его в исходное положение.

  4. Исходное положение то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (заостренная форма). Затем вернуть его в исходное положение.

  5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

  6. Рот полуоткрыт. Присасывать язык к небу, затем отрывать его со щелканьем.

Основные методические приемы в работе над исправлением недостатков речи – это сознательное обучение и переход от простого к сложному. От упражнений на исправление звука переходят к тренировке звука в словах, а затем к чтению фраз и пословиц.

Упражнение «Маляр» - определяет двигательные возможности языка по вертикали. Открыв рот, проводим кончиком языка, как малярной кистью, по твердому небу вглубь рта и обратно. Кончик языка не подворачиваем. Открыв рот, пробуем дотянуться до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидываем, подбородок опущен.



«Улыбка-хоботок» определяет двигательные возможности губ. Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед «хоботком» (трубочкой). Выполнять смену позиций многократно на ускорении темпа.

«Качели» выявляет двигательные возможности по вертикали (л, р, шипящие – ш, ж, щ,ч). Открыв рот, попеременно касаться кончиком языка то верхних, то нижних зубов с внутренней стороны. Выполнять упражнение на ускорении темпа.



«Горка» - определяет подвижность спинки языка (с, з, ц). Упереться кончиком языка в основание нижнего зубного ряда, и, медленно открывая рот, выпячивать «горкой» спинку языка. Удерживая язык в таком положении, постучать спинкой по верхнему зубному ряду, опуская и поднимая ее. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Прилипала» помогает определить мышечную силу языка, особенно его боковых краев и кончика (шипящие, л, р). Это упражнение почти всегда выявляет органическую природу нарушений.

Открыв рот, подсосать язык к небу так, чтобы его боковые края прилегали к верхнему зубному ряду, а передняя часть к твердому небу. Положение языка должно быть симметричным по отношению к средней линии неба. Удерживая язык в таком положении, опускать и поднимать нижнюю челюсть. Если язык отлипает и провисает с какой-либо стороны, это свидетельствует о нарушении иннервации данного участка. Очень часто подобные нарушения приводят к дефектному – боковому – произнесению целого ряда звуков: р, ш, ж, щ, ч, с, з, ц. при выполнении упражнения можно помочь языку присосаться , прижав его большими пальцами обеих рук. Можно соединить движение языка с движением потягивания: встав на носки и разведя поднятые руки немного в стороны (ладошками к потолку), потянуться вверх. Напрячь все мышцы. После паузы отлепить язык от неба щелчком и одновременно расслабиться,»бросив» корпус вперед и вниз.



«Коврик». Подвернув кончик распластанного языка кверху и зацепив его верхними зубами с нижней стороны, всасывать, втягивать его в полость рта так, чтобы он коснулся мягкого неба. Помассировать мягкое небо кончиком языка. Зевнуть, «развернув» язык. Упражнение выполнять почти при закрытом рте.

«Чистим зубы». Открыть рот, кончиком языка тереть из стороны в сторону попеременно то за верхними, то за нижними зубами. При выполнении движения кончик языка должен напрягаться, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них ириски или жевательной резинки.

«Барабанщик». Открыть рот, кончиком языка, как барабанной палочкой, ударять по бугоркам за верхними зубами: д!д!д! с разным ритмическим рисунком, постепенно ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку д звук т.

«Дырявый барабан» - вариант предыдущего упражнения. После произнесения цепочки звуков д!д!д! произносим звук, близкий по звучанию к звуку з, но за верхними зубами, не сдвигая язык с альвеол. «Барабан» прорывается, и вместо четких и резких ударов слышится звук дзж. При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немного вибрировать. Необходимо чередовать постукивание с жужжанием многократно.

«Вкусное варенье». Открыть рот и широко распластанным языком облизывать верхнюю губу снаружи вовнутрь, задвигая язык за верхние зубы.

Для правильного произнесения многих согласных звуков важна не только мышечная активность органов артикуляции, способность придавать им определенную форму и удерживать ее. Нужна и верная направленность воздушной струи.

Упражнения для выработки верного направления воздушной струи.

«Трубочка». Положить язык на нижнюю губу и попробовать свернуть его в трубочку, приподняв боковые края. Вдыхая через нос, выдыхать сквозь «трубочку».

«Свисток». Просунуть расслабленный язык между зубами. Вдыхать через нос, выдыхать через рот, направляя струю га кончик языка и в горлышко пустого пузырька.

«Футбол». На плоскости стола из каких-либо двух предметов составит «ворота». Скатав из небольшого кусочка ваты «мяч», «забивать» его в «ворота» струей выдыхаемого воздуха. Воздушная струя должна быть плавной и сильной.

«Пушинка». Положить на кончик носа ватку. Открыть рот и, приподняв широкий язык на верхнюю губу, подуть на ватку так, чтобы она взлетела вертикально вверх. Нужно следить, чтобы голова оставалась в неподвижном и естественном состоянии покоя.

Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы – научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности. К работе над скороговоркой можно приступить после того, как артикуляция каждого звука и звукосочетания проверена и закреплена в его верном произнесении. Если скороговорка все же осваивается с трудом, ее полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе. Занятия скороговорками следует начинать с легких, постепенно прибавляя более трудные и сложные. Если в речи есть дефектные звуки, то нельзя начинать работать над скороговорками, имеющие эти звуки. Надо сначала избавиться от недостатков речи.

Звуки С-З.

( переднеязычные зубные, щелевые, С-СЬ – глухие, З-ЗЬ – звонкие).



  1. Произнесите: С-З, С-З, СЬ-ЗЬ, СЬ-ЗЬ.

  2. Произнесите слоги: СИ, СЭ, СО, СУ, СА, СЫ, СИ, СЕ, СЮ, СЯ.

ЗИ, ЗЭ, ЗО, ЗУ, ЗА, ЗЫ, ЗИ, ЗЕ, ЗЮ, ЗЯ

  1. Произнесите упражнения: СИЗЗИ, СЭЗЗЭ, СОЗЗО, СУЗЗУ, САЗЗА, СЫЗЗЫ. (Аналогично со звуком З)

  2. Материал для закрепления звуков С-З:

сад, сок, сын, сыр, соус, слух, бас, нос, лиса, коса, зуб, зол, заря, звон, замок, таз, коза, вокзал.

Произносите словосочетания: солист ансамбля, каскад искр, весна красна, красный галстук, спелая капуста.



Дав слово, держись, а не дав, крепись.

Не все золото, что блестит.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Назвался груздем – полезай в кузов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Не хочет косой косить косой, говорит коса коса.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи арбузов развалился кузов.

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Звезды над полями,

Гладь да камыши…

Так и льются сами

Звуки от души. А.Кольцов

Звук Ц.

(переднеязычный твердый, смычно-щелевая африката).

Звук Ц сложный, состоит из звуков Т и С, произносимых одновременно. При произнесении Ц – кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.


  1. Произнесите: Т С Т С Ц Ц Ц .

  2. Произнесите слоги: ЦИ ЦЭ ЦО ЦУ ЦА ЦЫ.

  3. Произнесите упражнения: ЦЫЦЦЫ, ЦЭЦЦЭ, ЦОЦЦО, ЦУЦЦУ, ЦАЦЦА, ЦЫЦЦЫ.

  4. Материал для закрепления звука Ц:

Цех, цель, цифра, цвет, отец, боец, операция, улица.

В пословице говорится, что дело мастера боится.

Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Невелика птица синица, да умница.

Перо в пустой чернильнице,

Скрипя заговорило:


    • В чернильнице-кормилице

Кончаются чернила. С.Маршак

Звуки Ш-Ж.

(переднеязычные небные, щелевые, Ш – глухой, Ж – звонкий).

При правильном произнесении Ш и Ж губы вытянуты; зубы сближены; кончик языка лопатообразно поднят к верхним альвеолам, но не касается их.


  1. Произнесите: Ш-Ж, Ш-Ж.

  2. Произнесите слоги: ШЫ, ШЭ, ШО, ШУ, ША, ШЫ.

ЖЫ, ЖЕ, ЖО, ЖУ, ЖА, ЖЫ.

  1. Произнесите упражнение: ШИЖЖИ, ШЭЖЖЭ, ШОЖЖО, ШУЖЖУ, ШАЖЖА, ШЫЖЖЫ.

ЖИШШИ, ЖЭШШЭ, ЖОШШО, ЖУШШУ, ЖАШША, ЖЫШШЫ.

  1. Материал для закрепления звуков:

шум, шов, шар, штаб, башня, душ, шаблон, шелк, жар, жаба, желуди, жбан, нажива, жук, жонглер, тяжба, буржуи, ожог.

Жутко жуку жить на суку.

Поспешишь- людей насмешишь.

Раньше кончишь, раньше поспеешь.

Дружба – дружбой, а служба – службой.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Яшма в замше замшела.

Самшит, самшит, как ты крепко сшит!

Марш ваш –

Наш марш.

Я –


Чуваш

Послушай,

Уважь.

Марш


вашинский,

Так


по-чувашски…

В.Маяковский


Звуки Ч-Щ

(Звук Ч – переднеязычный, смычно-щелевая африката, звук Щ – переднеязычный, небный щелевой)

Звуки Ч и Щ – сложные звуки. Звук Ч = ТЬ+Ш, звук Щ = ШЬШЬШЬ.


  1. Произнесите: Ч, Щ, Ч, Щ, Ч, Щ.

  2. Произнесите слоги: ЧИ, ЧЕ, ЧЁ, ЧЮ, ЧЯ, ЧИ.

ЩИ, ЩЕ,ЩЁ, ЩЮ, ЩА, ЩИ.

  1. Произнесите упражнения: ЧИЩЩИ, ЧЕЩЩЕ, ЧЁЩЩЁ, ЧЮЩЩЮ, ЧАЩЩА, ЧИЩЩИ.

ЩИЧЧИ, ЩЕЧЧЕ, ЩЁЧЧЁ, ЩЮЧЧЮ, ЩАЧЧА, ЩИЧЧИ.

  1. Материал для закрепления:

щи, щавель, щит, щетка, щепка, лещ, вещь, борщок, морщины, мщение, чай, чудак, чулки, час, дача, спички, качели, плечо.

Течет речка, печет печка.

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

Волки рыщут – пищу ищут.

Хоть на час, да вскачь.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Тщетно тщится щука ущемить леща.
У слепых я учился и зрячих,

Я учился всегда и везде.

На чужих я учился удачах,

На своей я учился беде.

К. Кулиев

Плавниками трепеща,

И зубаста, да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

М.Горький



Звуки Л-Р

( Л – сонорный, переднеязычный, зубной смычно-проходный, Р – сонорный, небный, дрожащий)

При правильном произнесении звука Л рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов. При произнесении ЛЬ кончик языка и его часть упирается в верхние зубы. При правильном произнесении звука Р рот открыт, кончик языка, поднимаясь к верхним резцам, вибрирует, ударяясь и отскакивая. При произнесении звука РЬ кончик языка вибрирует у верхних резцов, ударяясь о них, весь язык напряжен.


  1. Произнесите: Л, Р, Л, Р, ЛЬ, РЬ, ЛЬ, РЬ.

  2. Произнесите слоги:

ЛИ, ЛЭ, ЛО, ЛУ, ЛА, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЯ, ЛИ.

РИ, РЭ, РО, РУ, РА, РЫ, РИ, РЕ, РЁ, РЮ, РЯ, РИ.

  1. Произнесите упражнения:

ЛИЛЛИ, ЛЭЛЛЭ, ЛОЛЛО, ЛУЛЛУ, ЛАЛЛА, ЛЫЛЛЫ.

РИРРИ, РЭРРЭ, РОРРО, РУРРУ, РАРРА, РЫРРЫ.

  1. Материал для закрепления звуков:

лак, лом, лук, лес, лифт, люк, лапа, лимон, лайка, лапша, рама, радость, рубрика, народ, сорока, порыв, узор, топор, вор, пирует.

Жил-жир, сел-сер, красть-класть, ложь-рожь, ложки-рожки, город-голод, жалить-жарить, лапка-репка, даль-дар, сор-соль.

У злой Натальи все люди – канальи.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Раз солгал – не пропал, а навек лгуном стал.

Все бобры для своих бобрят добры.

Против вражьей лжи ухо востро держи.

Легко хвалиться, легко и свалиться.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Над горою Арарат

Две звезды в ночи горят.

Можно ли до них добраться?

Можно! – люди говорят.

Л.Ошанин




Заключение
Красиво должен звучать не только голос актера, но и его речь, благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения, небрежностью в выговаривании.

Нельзя переносить в сценическую речь привычные в жизни искаженные словесные комплексы, такие, например, как «чек», вместо «человек», «мо быть» вместо «может быть» и т.д. Это делает речь неразборчивой, звучащей не эстетично, не выразительно.

Данное исследование дало возможность автору понять и оценить важность поставленной проблемы, а главное не только в теории, но и на практике изучить способы устранения дефектов речи.

Приведенные в работе специальные упражнения для разработки и совершенствования артикуляционного аппарата, были апробированы самим автором и могут в действительности оказать помощь тем, кто заинтересован в изучении данной проблематики, а также тем, кому необходима помощь в устранении собственных недостатков речи.

Известный французский актер и педагог Коклен-старший называл четкую артикуляцию «вежливостью актера». Да и в жизни небрежная артикуляция воспринимается как неуважение к собеседнику. По словам К.С. Станиславского, «произношение на сцене – искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».

В свою очередь техника необходима для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию откликается только то, что натренировано. Значит, надо развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени, чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам творящего человека.


Список используемой литературы.

  1. Гегелия Н.А.

Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  1. Леонарди Е.И.

Дикция и орфоэпия. – М.: изд.: «Просвещение», 1967.

  1. Савкова З.В.

Техника звучащего голоса (метод. пособие). – М.: 1988.

  1. Савкова З.В.

Как сделать голос сценическим. – М.: «Искусство», 1975.

  1. Чарели Э.М.

«Культура речи» ( метод. пособие). – Сврд.: 1990.

  1. Сценическая речь (учебник). Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю.Промптовой . – М.: 3-е изд. ГИТИС, 2002.

Каталог: sites -> default -> files -> docs
docs -> Ультразвуковые исследования Цена
docs -> Основной профессиональной образовательной
docs -> «её величество осанка и портфель» Никулина Алина Ткачёва Анна Иосифовна
docs -> Тестовые задания
docs -> Урология, аппарат
docs -> Анемия и хроническое заболевание почек
docs -> Темы и содержание обязательной специальной подготовки врачей и среднего медицинского персонала по го чс в Кировской гма
docs -> Сварочные маски
docs -> Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница