Насилие над ребенком. Признаки и последствия.



Скачать 91,08 Kb.
Дата25.08.2017
Размер91,08 Kb.
Насилие над ребенком. Признаки и последствия.

(Составитель: педагог-психолог Ананьева Е.И.)



Насилие над детьми — жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы.

Большинство детей, поступивших в центр из семей (включая приемные и опекунские) подвергались какому-либо виду насилия, либо нескольким формам насилия одновременно.

Кроме того, иногда воспитанники Центра могут стать жертвами насилия в школе, при посещении гостевой семьи, навещая друзей.

Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.

Последствия отсутствия заботы. Заброшенные дети могут страдать задержками физического и психосоциального развития, что может стать причиной психопатологии и нарушения нейропсихологических функций, в том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и социальных навыков. По данным исследований, дети, пережившие отсутствие заботы, как правило, впоследствии демонстрируют повышенную агрессивность и гиперактивность, Такие дети становятся настороженными и недоверчивыми; часто отмечают их неискренность и склонность к манипуляциям

.Поэтому с ребенком, испытывавшим плохое обращение, бывает очень трудно установить контакт. Кажется, что ребенок испытывает вас, проверяя на лояльность и заботливость по отношению к нему. Кроме этого, страдают эмоциональная жизнь ребенка, развитие его самопознания, социальные навыки, ин­теллектуальное развитие и адаптационные способности

Равнодушие и депрессивность чаще свойственны заброшенным детям. Они в одина­ковой степени мало испытывают и проявляют как положительные, так и отрицательные чувства.

Для детей, с которыми грубо обращались или в отношении ко­торых были допущены злоупотребления, в основном характерно преобладание отрицательных чувств над положительными. Они очень редко выражают положительные эмоции. Их основные чув­ства — гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний.

Жертвы отсутствия заботы впоследствии могут испытывать трудности при завязывании и поддержании дружеских и романтических отношений в результате недостатка привязанностей в детстве

Среди жертв отсутствия заботы, поступивших в Центр, встречаются дети-беспризорники.

Беспризорность — это уменьшение или отсутствие контроля со стороны родителя или опекуна над действиями ребенка и связан­ное с этим недостаточное чувство ответственности за его физи­физи­ческоеи психическое благополучие, в результате чего повышается риск попадания ребенка в различные опасные ситуации

При попадании в Центр у детей набдюдается наличие необычайной усталости, пассивности, ребенок может заснуть в окружении детей во время игры; замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к оди­ночеству; стремление обратить внимание каждого взрослого; желание идти вместе с чужим человеком;

замедленное развитие речи и движений.

Физическое насилие над ребёнком — преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям

Признаки физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки;

шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от вере­вочной петли);

след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос;

необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме варежки или носка); ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга, и т. д.); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны.

Жертвы физического насилия ощущают себя несчастными, непослушными, они верят, что другие лучше их. Отсутствие положительного опыта, на который можно опереть­ся, способствует формированию низкой или нестабильной самооценке, которая при малейших неудачах еще более усугубляется.

Основными последствиями физического насилия для детей яв­ляются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Не­посредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Некоторые ученые в результате проведенных исследований утверждают, что дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившие достаточной люб­ви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к боль­шему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.

Сексуальное насилие— это насилие взрослого человека или старшего подростка над ребёнком с целью сексуальной стимуляци. Под сексуальным насилием подразумевается вовлечение ребёнка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли. К формам сексуального насилия над ребёнком относятся предложение или принуждение ребёнка к сексуальным действиям (вне зависимости от результата), демонстрация ребёнку гениталий, демонстрация ребёнку порнографии, сексуальный контакт с ребёнком, физический контакт с гениталиями ребёнка, рассматривание гениталий ребёнка без физического контакта, использование ребёнка для производства детской порнографии..

К сексуальному насилию над детьми относят «вовлечение функционально незрелых де­тей и подростков в сексуальные действия, которые они совер­шают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семей-ных ролей». Таким образом, сексуальные злоупотребления над детьми — это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных дей­ствий с ними.

Признаки сексуального насилия: Учитывая особенности посттравматического синдрома, который обязательно развивается после травмы, люди с большим трудом рас­сказывают о насилии, даже в случае большого доверия к специалис­ту, работающему с ними. Установить факт сексуального насилия зна­чительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию тайны часто препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же их все­гда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, по­чувствовав отвращение.

Признаками перенесенного сексуального насилия являются раз­личные изменения в поведении ребенка, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синд­рома.

К особенностям поведения детей, перенесших насилие можно отнести: изменения в выражении сексуальности ребенка; чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни; соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к взрослым, сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста), необычная сексуальная активность

Последствиями сексуального насилия: чувство вины, самоовинения, ночные кошмары, бессонница, страхи, связанные с воспоминаниями о насилии (в том числе страхи объектов, запахов, мест, посещений врача и др.), проблемы самооценки, сексуальные расстройства, химические зависимости, самоповреждения, суицидальные мысли, соматические расстройства, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, другие психические расстройства (в том числе пограничное расстройство личности[ и диссоциативное расстройство личности, булимия.

Психологическое насилие (влючая эмоциональное) определяется как однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. К эмоциональному насилию относятся, в частности, громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, невнимание, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы, уничтожение личных вещей ребёнка, пытки или убийство домашнего животного..

В литературе приводятся случаи, когда взрослые добиваются послушания используя: обман, двуличность, увертки, отговорки, ма­нипуляции, тактику устрашения, не­доверие, унижение, опозоривание, обессмыс­ливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок («У тебя руки не из того места растут», «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Такие действия формирует у детей следующие деструктивные установки, представ­ления и мифы:


  • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

  • высокая самооценка вредна, а низкая делает людей альтруи­стами;

  • нежность (сильная любовь) вредна;

  • удовлетворять детские желания неправильно.

  • суровость, гру­бость и холодность — хорошая подготовка к жизни;

то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой
представляете;

  • взрослые всегда правы, они не могут ошибаться.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывает­ся на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чув­ствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимос­ти от педагогических принципов
Признаки психологического насилия (включая эмоциональное). Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на ос­нове ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, напри­мер, если он:эмоционально невосприимчив, равнодушен; грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия; сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия); замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; испытывает ночные приступы страха, плохо спит; не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свиде­тельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

• ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);

• психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и


области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;

• замедление физического и общего развития ребенка.


Воспитание ребенка в условиях психологического

насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжела­тельная обстановка формируют низкую самооценку, которая осно­вывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых Ребенок — жертва насилия рас­тет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В даль­нейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны доведения в собственной жизни



Реакция детей на психологическое насилие может выражаться в дистанцировании от насильника, сопротивлении путём оскорбления насильника. Эмоциональное насилие может приводить к формированию болезненной привязанности, склонности жертв винить себя в совершённом в отношении них насилии, выученной беспомощности и чрезмерно пассивному поведению. Психологическое насилие .тормозит или вредит развитию его потен­циальных способностей. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуаль­ное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие Познавательных процессов и адаптационные способности. Он ста­новится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в кон­фликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергать­ся ровесниками.
Внимаиие: В дальнейшем Предполагается продолжить занятия на тему «Насилие». Предполагается обсудить темы:

  1. Буллинг (Травля)

  2. Насилие в школе.

Если у Вас есть какие-либо пожелания по дополнительным темам, сообщите пожалуйста Ананьевой Е.И.

Кроме того сообщите в какой форме Вы хотели бы отсудить Данную тему (Лекция, анкета, диспут, деловая игра).



СПАСИБО!


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница