Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики



Скачать 450,28 Kb.
страница1/4
Дата23.11.2016
Размер450,28 Kb.
ТипПрезентация
  1   2   3   4
Мастер - класс для педагогов

Нетрадиционные формы проведения

артикуляционной гимнастики

Цель: Повышение педагогической компетенции педагогов по профилактике речевых нарушений.

Необходимое оборудование: игровое пособие – «Язычок»; картотека артикуляционных сказок; картотека упражнений по биоэнергопластике; картотека упражнений по лексическим темам. Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Форма проведения: педагоги располагаются полукругом перед экраном.

План мероприятия:


  1. Раскрыть актуальность темы.

  2. Познакомить с нетрадиционными формами проведения артикуляционной гимнастики.

  3. Демонстрация упражнений педагогам по методу биоэнергопластика.

  4. Обыгрывание артикуляционной сказки «Сказка о веселом язычке» с педагогами.

  5. Презентация картотек.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звукоов родного языка.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики:


  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  3.  Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

  4.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:


- биоэнергопластика;

Суть метода в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности (Приложение 1).

- артикуляционные сказки;

Дети очень любят сказки. Язык сказки знаком им с самого раннего детства. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка (Приложение 2).



- артикуляционные истории, соответствующие лексической теме недели (Приложение 3).

Приложение 1
Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластики 
Тренировка мышц языка 
Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень. 

Упражнение 1. Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Кисти рук работают по схеме 1. Упражнение повторяется 4-6 раз. 


Схема 1.




Упражнение 2. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2) Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Схема 2. 




Упражнение 3. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3). 
Схема3





: DswMedia
DswMedia -> Беседа с родителями: «Здоровые зубы». Кариес и его профилактика. Задачи
DswMedia -> Цель артикуляционной гимнастики
DswMedia -> Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
DswMedia -> «Артикуляционная гимнастика с детьми»
DswMedia -> «развитие артикуляционного аппарата у детей»
DswMedia -> Занятие по правиловедению, а о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: Оля ядрышки грызет
DswMedia -> Чем помочь до приезда «Скорой» Как верно оценить ситуацию и грамотно помочь при самых острых приступах, когда дорога каждая минута. Гипертонический криз
DswMedia -> Пояснительная записка Хотелось бы более подробно остановиться на использовании в своей работе при проведении занятий с детьми с зпр таких нетрадиционных техник как
DswMedia -> Конспект занятия по конструированию из природного материала «Северный олень»
DswMedia -> Соски и пустышки: правильный выбор


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница