О забытом сборнике тверской семинарии




Дата06.08.2017
Размер15,4 Kb.

О ЗАБЫТОМ СБОРНИКЕ ТВЕРСКОЙ СЕМИНАРИИ
413 тиях, очень далеких от богословия: «Как не знать, да вот романы те меня прельщают как сирены».'
Диалог кончается обычным и совершенно не убедительным для читателя исправлением Картофила. Легко себе представить, с каким вниманием и сочув­
ствием следили иные зрители за словесным поединком легкомысленного Карто­
фила с добродетельным Вивлофилом. Можно поручиться, что симпатии очень многих были не на стороне последнего. Романы сумели, видимо, достаточно обольстить воспитанников, что и вызвало постановку «Разговора о чтении» на сцене Тверской семинарии.
Один из диалогов сборника 1774 года «Разговор об умеренном наказании отроков» приоткрывает любопытную страницу тогдашнего семинарского быта.
Перед нами одно из смелых выступлений учащейся молодежи против все­
сильной розги — этой неотъемлемой части тогдашней воспитательной системы.
Можно думать, что за этим протестом стояло сочувствие передового учитель­
ства, к которому принадлежал и сам ректор. Во всяком случае, без такой под­
держки вряд ли подобный разговор мог быть поставлен на сцене семинар­
ского театра.
Разговор ведут двое: Педагог и Петулянт.
10
Наставник угадывает по за­
плаканному лицу мальчика, что с ним случилась беда. Действительно, Пету- лянта пребольно высекли. При этом пострадавший не понимает, за что его подвергли суровому наказанию. Упреки Педагога в лености и резвости не убеждают Петулянта. «Правда, — говорит он, —• лениться и резвиться мое дельце». И все же это не повод для наказания: «Пусть я и ленив и игрив, только сечь меня не надлежало».
Спор между учителем и учеником интересен для нас в двух отношениях.
Во-первых, он помогает нам понять ту обстановку, которая создалась в семинарских кругах вокруг вопроса «об умеренном наказании отроков».
Участвующий в споре Педагог не считает телесное наказание единственной или даже наиболее распространенной мерой воздействия. Таких мер много: «Со­
веты, увещания, награда, честь, слава, страх, стыд». Широкое понимание вос­
питательных средств свидетельствует о том, что педагогика духовных школ того времени была не так элементарна и прямолинейна, как мы склонны о ней думать. По мнению Педагога, розга — крайняя мера, к которой следует при­
бегать, когда все другое исчерпано. Это дает наставнику повод сравнить вос­
питателя с доктором: «.. . лекари ведь режут тело, чтобы спасти жизнь».
Таковы были первые попытки если не ослабить роль розги, то по крайней мере ограничить сферу ее применения.
Второе, что привлекает нас в «Разговоре об умеренном наказании отроков», это образ подростка, смелого, строптивого, находчивого, умного спорщика.
Можно сказать, что он полностью оправдывает данное ему прозвище. На все сентенции Педагога: «леность ко всем порокам есть дверь», «лоза — шпоры ленивым и узда игривым» — Петулянт бросает дерзкие реплики: «Я думал, что уж ты проповедь мне начал говорить»; «Да отведал бы ты сам, сколь сладка лоза та»; «Не хвалю я тех лекарей, которые это березовое выдумали лекарство»; «Полно, брат, пилюли та золотить, как можно душу лозой ле­
чить».
11
Согласно традиции действие должно заканчиваться исправлением греш­
ника. Так и здесь Петулянт примиряется с ненавистной лозой, услышав от иаставника, что священное писание разрешает подвергать детей телесному наказанию.
Вряд ли подобная концовка могла удовлетворить юных зрителей. Их сим­
патии, так же как и симпатии современного читателя, без сомнения, оставались
9
Там же, стр. 28.
10
Шалун, резвый ребенок (латинское petulans). — Прим. ред.
11
Разговоры разного содержания. . ., стр. 9—10.

: Portals
Portals -> Косметическая стоматология: действительно ли достигается значительный эффект
Portals -> Стоматологический туризм Введение
Portals -> California Dental Association 1201 k street, Sacramento, ca 95814 800. Cda. Smile cda org ® Зубы мудрости
Portals -> Страховое покрытие стоматологической помощи “Со стоматологией все иначе”
Portals -> Опорно-двигательного аппарата общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
Portals -> В. Крайний, З. Крайнина. Человек не слышит. – Киев, 1984
Portals -> Учебное пособие «Специальная дошкольная педагогика»




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница