Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей. Местная анестезия



Скачать 120,08 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.12.2016
Размер120,08 Kb.

5
Тема: Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей. Местная анестезия.
Виды, показания, особенности техники проведения у детей. Осложнения местной анестезии, их профилактика и оказание медицинской помощи.
Общее время занятия. 6 часов.
Мотивационная характеристика темы. Проблема обезболивания у детей является одной из самых актуальных в стоматологии. В настоящее время работа стоматолога- хирурга невозможна без достаточно эффективной защиты ребенка анестезиологическими методами от психического перенапряжения, страха и боли. В зависимости от возраста ребенка, анатомо-физиологических особенностей и иммунологических свойств его организма, учитывая постоянный рост и морфологическую перестройку челюстей ребенка, его психику врач-стоматолог должен определить вид местного обезболивания, уметь выбрать анестетик и рассчитать его дозировку, оказать помощь в случае возникновения осложнений, а также обладать мануальными навыками техники проведения анестезии.

Цель: Научиться определять показания и противопоказания к проведению аппликационной, инфильтрационной и проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей, изучить особенности техники проведения местной анестезии и возможные осложнения при проведении местной анестезии, их профилактику, научиться оказывать медицинскую помощь детям при осложнениях местной анестезии.

Задачи занятия
В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
1. Виды местного обезболивания.
2. Анестетики, используемые для местного обезболивания у детей.
3. Показания и противопоказания к проведению аппликационной, инфильтрационной и проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей.
4. Правила и технику проведения местной анестезии.
5. Возможные осложнения при проведении местной анестезии.
6. Основы оказания медицинской помощи при осложнениях местной анестезии.

6
В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:
1. Определять показания и противопоказания к проведению аппликационной, инфильтрационной и проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области у детей.
2. Правильно выбрать анестетик и рассчитать его дозировку.
3. Проводить все виды местной анестезии в челюстно-лицевой области в зависимости от вида оперативного вмешательства.
4. Предупреждать возможные осложнения при проведении местной анестезии.
5. Оказать медицинскую помощь ребенку в случае развития осложнения после местной анестезии.
Требования к исходному уровню знаний: Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Из фармакологии – местноанестезирующие препараты и их возрастные дозировки; лекарственные препараты, необходимые для оказания неотложной помощи при возникновении общих осложнений местной анестезии.
Анатомии – строение лицевого скелета и иннервацию зубов и челюстей у детей.
Из стоматологии детского возраста - анатомо-физиологические особенности временных и постоянных зубов в различные периоды, сроки прорезывания и смены зубов.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин
1. Особенности строения лицевого скелета у взрослых и иннервация зубов и челюстей.
2. Назовите анестетики для проведения местной анестезии.
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Виды местной анестезии в детской стоматологии.
2. Показания к аппликационной анестезии. Техника проведения, анестетики.
3. Правила проведения инъекционного обезболивания.
4. Показания к инфильтрационной анестезии в челюстно-лицевой области. Техника проведения, анестетики.
5. Проводниковая анестезия: мандибулярная, небная, резцовая. Техника проведения.
Показания к применению. Анестетики.
6. Общие осложнения инъекционной анестезии (обморок, коллапс, анафилактический шок).
7. Местные осложнения инъекционной анестезии (гематома, воспалительная контрактура нижней челюсти, инфицирование, перелом иглы, некроз мягких тканей, травматический неврит и др.).

7 8. Профилактика осложнений местной анестезии и оказание неотложной помощи детям.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Учебный материал в достаточном объеме представлен в учебниках по детской стоматологии, а также в лекции по теме занятия. При самостоятельной подготовке необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Местная анестезия- ведущий вид обезболивания в стоматологии. Показана во всех случаях при выполнении стоматологических вмешательств, сопровождающихся болевой реакцией. Противопоказана только при непереносимости пациентом местного анестетика. В детской стоматологической практике применяются следующие виды местного обезболивания: неинъекционные (химические, физические) и инъекционные
(инфильтрационная, проводниковая анестезии).
Неинъекционные методы обезболивания:
1) физические – замораживание (хлорэтил) на коже; электроодонтаналгезия;
2) химические - аппликационная анестезия (от латинского Applicatio – прикладывание), терминальная (от латинского Terminus – предел, конец), или поверхностная анестезия, которая осуществляется безинъекционным способом путем нанесения анестезирующих средств на поверхность тканей. Пропитывая поверхностные слои ткани, анестезирующие средства блокируют расположенные в этих слоях рецепторы и терминальные части периферических нервных волокон.
Показания к аппликационному обезболиванию:
1) обезболивание места вкола иглы перед инъекционной анестезией;
2) экстракция подвижных временных зубов с резорбированными корнями при физиологической смене их;
3) удаление небольших доброкачественных новообразований на слизистой оболочке полости рта (папиллома, локальный гипертрофический гингивит и др.).
Анестетик наносят на предварительно высушенную слизистую оболочку полости рта с помощью узкой марлевой полоски, ватного шарика или путем распыления, потом через 20-30 секунд проводят хирургическое вмешательство (рис.1).
Используют:
 1-2%-ый раствор пиромекаина;
 3%-ый гель лидокаина;
 5%-ую пиромекаиновую мазь;
 2-3%-ую лидокаиновую мазь;

8
 лидокаин – аэрозоль 10%;
 ксилонор – гель;
 пиромекаин на коллагеновой основе в виде 3%-ого раствора в следующей прописи: - пиромекаин – 3,0;
- метилурацил – 5,0;
- коллаген – 3,0;
- вода дистиллированная – 100,0.
Осложнения: при нанесении анестезирующего раствора в большом количестве на мягкое небо или корень языка может быть рвота, нарушение вкусовых ощущений, токсическое действие; при попадании раствора на слизистую оболочку верхних дыхательных путей может быть осиплость голоса.
Инъекционные методы обезболивания.
Инъекционное обезболивание направлено на исключение болевой чувствительности соответствующего участка тела путем введения раствора анестетика: а) вблизи периферических нервных волокон и их окончаний (инфильтрационная анестезия); б) вблизи нервного ствола (проводниковая анестезия).
Для получения эффективного безопасного местного обезболивания нужно
придерживаться следующих правил:
1) Тщательно собрать анамнез, включая аллергологический и фармакологический, произвести оценку общего состояния пациента.
2) Оценить характер, объем и продолжительность стоматологического вмешательства
(лечение или удаление зуба, операция и др.). На основании оценки общего состояния пациента, его возраста и особенностей стоматологического вмешательства выбрать вид анестезии, анестетик, количество обезболивающего раствора.
3) Иметь четкое представление об анатомо-топографических особенностях участка, куда будет вводиться анестетик.
4) Проводить инъекции только в том кабинете, где будет проводиться стоматологическое вмешательство. Проведение обезболивания в другом кабинете недопустимо.
5) Полость рта перед анестезией дезинфицировать антисептиком (как минимум почистить зубы).
6) Перед проведением инъекции необходимо предварительно обезболить место вкола иглы путем проведения аппликационной анестезии; предупредить пациента, чтобы вкол иглы не был для него неожиданностью.

9 7) Оценить состояние пациента после анестезии: а) общее, б) местное. Объяснить ребенку, что вмешательство будет полностью безболезненным, предупредить, чтобы он не реагировал на тактильные ощущения.
8) Начинать стоматологические манипуляции только после того, как наступило полное обезболивание.
9) После проведения оперативного вмешательства оценить состояние пациента, объяснить пациенту и его родителям время окончания действия местного обезболивания и какие препараты необходимо принять на дому при появлении боли.
Инфильтрационная анестезия (от латинского Infiltratio – пропитывание) - это
«пропитывание» обезболивающим раствором тканей при инъекции, при этом анестетик блокирует нервные волокна, непосредственно иннервирующие этот участок.
Показания к инфильтрационному обезболиванию:
1. Удаление всех молочных зубов на верхней челюсти.
2. Вскрытие поддесневых и подслизистых абсцессов.
3. Удаление небольших доброкачественных опухолей и опухолеподобных образований слизистой (папиллома, фиброма, ретенционная киста и т.д.).
4. Хирургическая обработка ран.
5. Пластика уздечек губ и языка и др.
Техника проведения инфильтрационной анестезии (рис.2):
отвлечь внимание пациента
сдавить удерживаемые пальцами мягкие ткани во время инъекции
попросить ребенка сделать глубокий вдох перед вколом иглы
ввести небольшое количество анестетика сразу же после вкола иглы
анестетик вводить медленно, со скоростью не более чем 1 мл каждые 15-20
секунд
Проводниковое (регионарное, от латинского Region – область) обезболивание предполагает введение анестетика по ходу нервных стволов и сплетений, при этом возникает блок проведения возбуждения по нервным волокнам, что сопровождается утратой чувствительности иннервируемой ими области.
Показания к проведению проводниковой анестезии:
1. Удаление временных и постоянных зубов на верхней и нижней челюстях.
2. Операции: цистотомия и цистэктомия.
3. Хирургическая обработка ран.
4. Шинирование при переломах челюстей.

10 5. Лечение зубов (при неэффективности других методов анестезии).
6. Удаление новообразований и др.
Инъекционный инструментарий для детей:

Одноразовые пластмассовые шприцы на 2мл с иглами длиной 10мм - 25 мм и диаметром 0,3мм.

Карпульные шприцы с иглами длиной 10-25мм, диаметром 0,3мм.

Одноразовые инсулиновые шприцы на 1 мл фирмы «Bayer», Германия.
Анестетики для инъекционного обезболивания:
Детский стоматолог должен иметь как минимум два различных анестетика.
I.
Растворы анестетиков без вазоконстрикторов:

1-2% растворы новокаина, 2% раствор лидокаина;
 препараты на основе 4% раствора артикаина (Septanest SVC);

3% раствор мепивакаина гидрохлорида (Scandonest SVC).
II.
Растворы анестетиков с вазоконстриктором:
 на основе лидокаина;
 на основе 4 % артикаина (септанест, ультракаин, убистезин).
В детской стоматологической практике из всех видов проводниковой анестезии чаще всего пользуются мандибулярной, небной и резцовой анестезией.
Техника проведения мандибулярной, небной и резцовой анестезии.
Небная анестезия: вкол иглы производят на середине расстояния от шейки последнего зуба до нѐбного шва, отступая на 0,5 мм от линии А или в угол между небным и альвеолярным отростками верхней челюсти (рис.3).
Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница до середины клыка
(вводится 0,5 мл раствора анестетика).
Резцовая анестезия: вкол иглы производят за резцовым сосочком (рис.4).
Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница от середины клыка справа до середины клыка слева (вводится 0,1 – 0,2 мл раствора анестетика).
Мандибулярная анестезия может проводиться тремя способами: а) вкол иглы проводится в латеральный скат крылочелюстной складки на уровне жевательной поверхности нижних последних моляров; б) если нет зубов - вкол иглы проводится в латеральный скат между средней и нижней третью крылочелюстной складки; в) пальпируется указательным пальцем ретромолярная ямка, вкол иглы проводится на середине ногтя в латеральный скат крылочелюстной складки

11
Во всех трех случаях кончик иглы проводится до кости. Шприц находится на зубах с противоположной стороны (рис.5).
Особенности техники проведения:
- у детей до 5 лет точка укола находится чуть ниже жевательной поверхности зубов нижней челюсти, а у детей старше 5 лет эта точка располагается несколько выше уровня жевательной поверхности зубов нижней челюсти;
- при проведении мандибулярной анестезии у детей и подростков больше вероятность повреждения сосудов, чем у взрослых;
- можно использовать более короткие иглы, чем у взрослых.
Прямой метод мандибулярной анестезии (рис.6-7).
Врач вводит большой палец левой руки в полость рта и опирается на нижние моляры, а указательным пальцем фиксирует нижнюю челюсть снаружи. Этим способом челюсть хорошо фиксируется, что служит страховкой при возможном движении ребенка.
При мандибулярной анестезии вводят не более 4 мл анестетика (в среднем 2-3 мл).
Зона обезболивания: слизистая оболочка и надкостница альвеолярного отростка с язычной стороны на половине челюсти; передние 2/3 половины языка; половина нижней губы; все зубы на соответствующей половине нижней челюсти: слизистая и надкостница с вестибюлярной стороны альвеолярного отростка кроме зоны у моляров, что требует дополнительного проведения инфильтрационной анестезии, так как эта область иннервируется щечным нервом.
При проведении проводниковой и инфильтрационной анестезии могут возникнуть осложнения общего и местного характера.
Общие осложнения:
1. Токсический шок. Это состояние может быть вызвано передозировкой местных анестетиков в связи с применением их в неоправданно повышенных концентрациях и большой общей дозировке, а также при попадании раствора анестетика в ток крови. В результате этого за короткий промежуток времени в крови возникает высокая концентрация анестетика, которая способна вызвать явления отравления. Для предупреждения внутрисосудистого введения анестетика необходимо проводить аспирационную пробу (потянуть поршень шприца и убедиться в отсутствии крови в шприце).
2. Обморок – кратковременная потеря сознания, обусловленная острой гипоксией головного мозга вследствие спазма сосудов. Обморок может наступить от страха,

12 испуга, сильных негативных эмоций, боли, длительного ожидания перед вмешательством.
Клиническая картина. Побледнение лица, слабость, тошнота, звон в ушах, потемнение в глазах, головокружение, холодный липкий пот, падение температуры тела, быстрая потеря сознания. Зрачки расширены, дыхание поверхностное, пульс редкий, слабого наполнения. Возможны судороги.
Неотложная помощь:
1. придать пациенту горизонтальное положение, обеспечить приток свежего воздуха, ослабить тугой воротничок, пояс;
2. стимулировать дыхательный и сосудистый центры вдыханием паров нашатырного спирта;
3. при затяжном течении ввести в/в или в/м (не п/к) 1 мл 10% раствора кофеин-бензоата натрия.
При отсутствии эффекта в/м вводят 1 мл 5% раствора эфедрина или 1 мл 1% раствора мезатона, а в случае брадикардии – 0,5 мл 0,1% раствора атропина сульфата п/к.
3. Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, характеризующаяся падением периферического сосудистого тонуса, а также острым уменьшением объема циркулирующей крови при сохраненном сознании.
Клиническая картина. Сознание сохранено, может быть затемненным, спутанным.
Отмечаются – бледность, цианоз, общая слабость, ощущение холода, озноб, чувство жажды. Язык сухой, зрачки расширены, мышцы расслаблены, дыхание поверхностное, пульс частый, нитевидный, снижено артериальное давление, холодный липкий пот.
Ребенок вялый, адинамичный, апатичный.
Неотложная помощь:
1) придать больному горизонтальное положение, дать доступ свежего воздуха, кислород, вызвать бригаду медицинской помощи;
2) ввести преднизолон 1-2 мг/кг массы тела в/в;
3) подкожно следует ввести раствор кордиамина или мезатона. При отсутствии эффекта -
0,5 мл адреналина. Оперативное вмешательство следует прекратить, а больного госпитализировать.
Предупреждение обморока и коллапса заключается в следующем:
1) психологическая подготовка;
2) премедикация;
3) безболезненность проводимых манипуляций.

13 4) Анафилактический шок - аллергическая гиперреакция организма на введение вещества, которая характеризуется резким ухудшением деятельности сердечно- сосудистой системы с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности и потерей сознания.
Клиническая картина. Беспокойство, боль за грудиной и в животе, ощущение зуда лица, тела, гипертермия, сыпь, отечность век, слизистых оболочек носа, полости рта, гортани (асфиксия), отек Квинке, обильная саливация, тошнота, рвота, бледность, частый и малый пульс, глухость сердечных тонов, прогрессирующее снижение артериального давления, затрудненное дыхание, судороги вплоть до остановки дыхания и сердца.
Неотложная помощь:
1) прекратить введение препарата, вызвавшего анафилактический шок, вызвать «на себя» бригаду скорой медицинской помощи;
2) уложить пациента, приподнять нижние конечности; если пациент без сознания – повернуть голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, фиксировать язык для предупреждения асфиксии. Наладить ингаляцию кислорода
3) ввести внутривенно 0,2-0,5 мл 0,1% раствора адреналина (0,05 мл/год жизни) в 5 мл изотонического раствора хлорида натрия или глюкозы;
4) ввести преднизолон из расчета 3-5 мг на 1 кг массы тела внутривенно.
5) ввести 2% раствор димедрола 0,5 мг на 1 кг массы тела или 2% раствора супрастина внутривенно (0,1 мл/год жизни ребенка).
6) Для снятия бронхоспазма вводится 2,4% раствор эуфиллина внутривенно в возрастных дозировках (не более 1,0 мл).
7) Наладить внутривенное введение растворов для повышения объема циркулирующей крови и стабилизации А/Д.
Симптомы клинической смерти: бледность, цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, отсутствие сознания, дыхательных движений и пульса на сонной артерии, широкий зрачок.
 Основные этапы реанимации в амбулаторных условиях (при остановке дыхания и сердца):
 Уложить больного лицом вверх;
 Удалить рвотные массы и другие инородные тела (протезы) из полости рта;
 Откинуть голову назад в крайнее разгибательное положение для обеспечения свободной проходимости верхних дыхательных путей;
 Вывести язык и выдвинуть вперед нижнюю челюсть;
 Дыхание «рот в рот» или «рот в нос»;

14
 Закрытый массаж сердца: на каждый вдох должно производиться 4-5 массажных движений на грудную клетку, если реанимацию оказывают два человека, или 2:15, если помощь оказывает один врач.
! Особенности наружного массажа сердца у детей: у новорожденных детей и детей до года производится пальцевой массаж; от 1 года до 7 лет – ладонью одной руки; у детей старшего возраста – двумя ладонями, наложенными друг на друга.
Местные осложнения местной анестезии:

Боль и жжение при инъекции. Зависит от физико-химических свойств местно- анестезирующего раствора и скорости его введения. Данные ощущения всегда кратковременны и могут быть предотвращены. Медленное введение местного анестетика повышает как безопасность, так и комфортабельность инъекции. Введение содержимого полной карпулы должно осуществляться в течение одной минуты.
Парестезия (остаточная анестезия).
Клинические проявления: небольшое изменение и снижение чувствительности, которое почти никогда не сопровождается поражением нерва на всем его протяжении.
Причины:
 чаще связаны с самим вмешательством
 использование растворов анестетиков в более высоких концентрациях (4% раствор прилокаина и артикаина).
Помощь: не требуется, проходит спонтанно в течение нескольких недель или месяцев.
Послеинъекционная травматическая контрактура.
Клинические проявления: ограничения открывания рта различной степени.
Причины:
 повреждение медиальной крыловидной мышцы при неправильном выполнении мандибулярной анестезии;
 применение затупленной иглы или иглы большого диаметра 0,6 – 0,8 мм;
 неоднократное прокалывание мышцы (3-5 раз и более) в случае, когда врач не может достичь цели при выполнении мандибулярной анестезии.
Лечение:
1. Физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ультразвук).
2. Спустя 4-5 дней механотерапия.
Поломка инъекционной иглы. Возникает в месте соединения канюли с иглой и наблюдается, как правило, при проведении анестезии у нижнечелюстного отверстия. При

15 использовании современных одноразовых игл встречается крайне редко. Иглы меньшего диаметра ломаются чаще, чем иглы большего.
Причины:
 резкое перемещение шприца из одного положения в другое (с уровня моляров противоположной стороны на уровень резцов);
 внезапное движение головы ребенка в момент введения иглы в ткани;
 короткая игла;
 введение иглы на всю длину до канюли.
Помощь:
1. Извлечь иглу, захватив пинцетом выступающий конец.
2. Если же отломок иглы полностью погрузился в ткани и недоступен для извлечения, пациента необходимо госпитализировать, где решать вопрос о необходимости и объеме оперативного вмешательства (удаления инородного тела).
Случайное инъекционное введение агрессивных жидкостей (нашатырный спирт, перекись водорода и т.д.).
Клиническая картина: во время анестезии у пациента возникает сильная боль и чувство жжения в области инъекции.
Причины:
 несоблюдение правил хранения лекарственных средств;
 невыполнение элементарных правил выполнения инъекций.
Помощь:
1. Прекращение инъекции.
2. Установление характера примененного раствора.
3. В область инъекции срочно ввести 0,5% раствор новокаина либо 0,9% раствор NaCL в объеме, в 5 раз превышающем объем введенной агрессивной жидкости.
4. Сделать разрез в проекции инфильтрата, промыть рану раствором фурациллина 1:5000 или физиологическим раствором и дренировать рану.
5. Ввести при необходимости анальгин в 50% растворе внутримышечно, димедрол или супрастин в 1% растворе внутримышечно.
6. Наблюдение у хирурга-стоматолога или госпитализация.
Занос инфекции: для предупреждения необходимо неукоснительно действовать в соответствии с правилами асептики и антисептики (не дотрагиваться иглой до зубов и спинки языка).
Образование гематомы: для профилактики продвигать иглу по ходу введения анестетика; до момента введения раствора анестетика провести аспирационную пробу.

16
Задания для самостоятельной работы студента
Для самостоятельного освоения темы занятия рекомендуется внимательно изучить методические рекомендации для выяснения основных моментов, на которые следует обратить внимание, выяснить вопросы, на которые следует уметь ответить после изучения темы и затем приступить непосредственно к изучению материала, представленного в списке основной литературы. В процессе подготовки для лучшего усвоения материала необходимо в учебной тетради:
Составить таблицу, заполняя следующие графы:
Виды местной
анестезии
Показания к применению
Анестетик, дозировка




На практическом занятии студент самостоятельно в хирургическом кабинете принимает не менее 1 больного: собирает анамнез и жалобы, проводит внешний осмотр и осмотр полости рта, выбирает анестетик и дозировку, проводит анестезию под контролем преподавателя.
Проведенную работу студент под контролем преподавателя заносит в виде дневника в амбулаторную карточку курируемого ребенка, операционный журнал и др., а также в свою рабочую тетрадь (дневник) по общепринятой схеме (жалобы, анамнез, статус локалис, диагноз и лечение). Все вышеизложенное позволяет выполнить целевые задачи занятия (овладеть необходимыми практическими навыками).
Самоконтроль усвоения темы. После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается ответить на следующие вопросы тестового контроля.

п/п
Вопрос
варианты
ответов
1.
Для местной аппликационной анестезии используют следующие препараты: а) 2% новокаин; б) 10% дикаин; в) 1% тримекаин; г) 5-10% анестезиновая мазь. а б в г
2.
Для проводниковой анестезии в челюстно-лицевой области используют: а) 2%-ый раствор дикаина; а б в

17 б) 0,25% раствор новокаина; в) 0,5% раствор тримекаина; г) 2% раствор лидокаина. г
3.
В детской хирургической стоматологической практике наиболее часто пользуются следующими видами проводниковой анестезии: а) торусальной; б) туберальной; в) мандибулярной; г) подглазничной. а б в г
4.
Местными осложнениями местной анестезии являются: а) гематома; б) луночковое кровотечение; в) альвеолит; г) обморок. а б в г
5.
Общими осложнениями местной анестезии являются: а) парез лицевого нерва; б) почечная недостаточность; в) анафилактический шок; г) контрактура нижней челюсти. а б в г
6.
Показанием к применению инфильтрационной анестезии у детей является удаление следующих зубов: а) 75 и 85; б) 55 и 65; в) 16 и 26; г) 36 и 46; д) 73 и 83. а б в г д

Литература
Основная
1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1991. – C. 71-77, 83-
87.
2. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1987. – C. 96-113,
120-127.
3. Лекционный материал.
Дополнительная
1. Безруков В.М. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / В.М. Безруков, Т.Г. Робустова. М.: Медицина, 2000. Т. 1.

18 2. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.
Витебск, 1998.
3. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология. - М.: Медицина, 1990.
4. Терехова Т.Н., Кушнер А.Н., Кармалькова Е.А., Чешко Н.Н. Анестезия в детской амбулаторной практике: Учеб.- метод. пособие.- Мн.: БГМУ, 2003.- 36 с.
5. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии / А.А. Тимофеев. Киев, 1997. Т. 1, 2 6.

Каталог: downloads -> kafedri -> k detstom -> stud
stud -> Тема: Некариозные поражения твердых тканей зубов: наследственные нарушения, изменения цвета, тауродонтизм. Диагностика, возможности лечения и профилактики у детей
stud -> Тема занятия
stud -> Проявления в полости рта бактериальных заболеваний дифтерия, скарлатина
stud -> Тема: Поражение слизистой оболочки полости рта при вирусных заболеваниях у детей. Роль врача-стоматолога в диагностике, лечении и профилактике
stud -> Некариозные поражения твердых тканей зубов: гипоплазия, гиперплазия, флюороз
stud -> Общее время занятий: Мотивационная характеристика темы
stud -> Симптоматический периодонтит (периодонтальный синдром) при системных
stud -> Тема : Лечение пульпита временных зубов. Показания к выбору метода лечения, техника выполнения. Прогноз исхода, профилактика осложнений
stud -> Тема: Пульпит временных и постоянных зубов у детей. Закономерности клинического проявления и течения. Методы диагностики, дифференциальная диагностика
stud -> Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических повреждений временных и постоянных зубов у детей. Осложнения, возникающие после травмы зубов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница