Область поэзии безгранична, как жизнь



Скачать 119,91 Kb.
Дата15.10.2017
Размер119,91 Kb.
ТипУрок
Урок - исследование.

Открытый урок по литературе для учителей школы.

29 апреля 2009 года.



Тема: «Область поэзии безгранична, как жизнь».

Задачи.
Развивающие: 1. повысить интерес учащихся к поэзии; 2. развивать умения и навыки владения приемами анализа стихотворения; 3.развивать творческие способности детей. 4. расширить познавательные способности.

Воспитательные: 1. формировать потребность к сотворчеству во время чтения поэзии, 2.воспитывать любовь к окружающему миру, 3.формировать осознанное отношение к своему внутреннему миру.

Образовательная: расширение кругозора учащихся.

Практическая: работа с текстом художественного произведения, умение выразительно читать поэтический текст, участие в лингвистическом эксперименте.

Оборудование: доска, плакаты, портрет З. Гиппиус
Цели:

  1. анализ стихотворения З.Гиппиус «Все кругом»

  2. развивать познавательные способности.

  3. пробуждать внутренний диалог у учащихся.


Мотивация: дидактический материал подобран с учетом необходимости разговаривать с детьми раннего переходного возраста о жизни о своем отношении к окружающему миру.

ХОД УРОКА.
Доска.
Слово, слово - Великое дело!

Ф. М. Достоевский.

Учитель: Прочтём и запишем эпиграф к нашему уроку.

Что такое эпиграф и какую роль он выполняет?

( Выражает основную мысль. Краткое изречение, принадлежащее какому-нибудь: писателю, известному деятелю науки, культуры, общественной жизни).

Вопросы:

-Как вы думаете, какое значение имеет это высказывание?

- С какой интонацией оно произнесено?

-Почему, по вашему мнению, дважды повторилось одно и то же слово? (повтор-усиление). Достоевский хотел усилить звучание этого слова, на него благодаря повтору падает логическое ударение.



Доска. (Была закрыта).

I

-Чё ты, блин, сёдня делать будешь после школы?



-Мамка, блин, позвонила, велела, блин, быть дома?

-Скажи, блин, училка классный час забила, надо идти.

-Ладно, встречаемся за школой. Курнем.
II

Кагда палучиш записку пазвани.


Вы поняли содержание этого текста?

I диалог. Разговор - в обоих случаях смысл содержания ясен?

Конечно!

II Записка – к какому стилю речи относится этот текст? Разговорный!


Блин- неуместное употребление. Речь безграмотного человека. Самое печальное, что это речь типичная для подростка. В ней, казалось бы, нет нецензурный слов, но она оскорбительна для окружающих. Интересно, что иногда и в присутствии взрослый, в официальной обстановке мы слышим такую речь

.

Хорошей речи надо учиться не только для того, чтобы быть понятыми окружающими, но и для того, чтобы окружающие с уважением относились к тебе. Правильная речь- это признак образованности, культуры, это способ привлечь к себе внимание в обществе.


Итак, «Слово, слово- великое слово!» Сегодня мы обратимся к стихотворению поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппус (портрет) (об этой поэтессе будем говорить в старших классах).
Цель: давайте посмотрим, как Зинаида Гиппус работает со словом, как она использует языковые средства для выражения своего авторского отношения к окружающему миру. Тема нашего урока выражена словами ( читаем на плакате). Понаблюдаем, как в стихотворении поэтессы перекликаются поэзия и жизнь.
Стихотворение так и называется

ВСЕ КРУГОМ –лично меня оно как раз и привлекло своим названием: все.



Чтение стихотворения учителем.

- Какое ощущение вызвало это стихотворение у нас с вами? Все – плохое кругом.

- Какой частью речи автор выразила свое отношение к окружающему?

- Сколько их? Посчитайте!

34+2 деепричастия+3 наречия - запись в тетрадь.
Такой подбор слов не случаен и мотивирован авторским восприятием окружающего мира. Это состояние души человека в данный момент.

- запись в тетрадь.

Огромное, концентрированное количество прилагательных с отрицательным значением создают отталкивающую картину «всего кругом».

- «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»,- писал Антуан де Сент-Экзюпери.

-Какое прилагательное врезалось вам в сердце особенно остро? Выпишите его. Почему? С какими событиями в вашей жизни оно ассоциируется?

- тетрадь.

Слово- единство лексического и грамматического значения.

Лексическое значение - везде одинаково? Нет!



Выделяются следующие группы слов по значению:

1)цвет – (отмечаем в тексте и выписываем в тетрадь)

2)отсутствие движения

3)аналогия с человеческими качествами.

(грубое, трусливое, глупое, хамское )

Лексическое значение - везде одинаково? нет!



Выделяются разные группы слов по употреблению:

Задание: найдите слова, которые относятся к разным пластам лексики.

Учитель: Все прилагательные, которые здесь используются, создают общий образ неудовлетворенности.

Эти прилагательные - синонимы. Хотя по лексическому значению их синонимами отдельно от текста назвать нельзя.

Все стихотворение - образ мира, который создает автор. Поэтический образ -

МЕТАФОРА - (вопрос) Все сидящие видят мир таким, каким нарисовала нам его поэтесса?

Учитель: Какими морфологическими средствами автор создает поэтический образ?

Грамматическое значение прилагательных.

1)ОЕ- единственный род. 2)качественные

3)простые и составные, сложные.


Сложные прилагательные.

I часть: явно – довольное Как называются слова,

наречия тайно – блудливое создаваемые автором?

оттенки придают плоско – смешное (неологизмы – авторские)

тайно - трусливое



Лингвистический эксперимент №1 .

Посмотрим на строки стихотворения с другой точки зрения.



Мир - автор - 1)он везде одинаков

2)подберите существительные,

глаголы, отображающие состояние человека

Два столбика

Я.

пессимист Все кругом - безнадежность



ранимый медленно- рвущее - усталость

обидчивый нечестное – кругом обман.

Легко ранимый застойное – апатия.

Испытывает отчаяние

Раздражительный

неравнодушный


Вывод: Автор передает не просто свое мироощущение. З. Гиппиус угадала и наше с вами внутреннее состояние.
Чтение стихотворения учениками.
III

Доска (была закрыта) Задняя: середину открываем.

Дело в том, что стихотворение без конечных 2-х строк.



Жалоб не надо: что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

- обратите внимание, что в тексте появились части речи.

Все! Надежда! Движение! Прорыв в другой, светлый мир! Глаголы, грамматическое значение которых обозначают движение, дают веру в доброе начало.

Работа с термином:

АНТИТЕЗА – прием противопоставления. Контраст.

2 последние строки пересилили 14 строк, построенных на прилагательных.

Грустное, темное, страшное – это лишь эпизоды нашей жизни, надо всегда верить, что светлое всегда рядом, но в наших силах увидеть его. Две последние строчки перекликаются со словами С. Я. Маршака:

Даже по делу спеша, не забудь:

Этот короткий путь

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей.
IV

Подведем итог 1-ого урока.

1) Мы работали над единством лексического и грамматического значения слова.

2)Мы повторили тропы речи (метафора, антитеза).

3)И стилистические фигуры (синонимы, антонимы).

4)И подходим к главному понятию! Слово в художественном произведении создает художественный образ.

Д/З. Словарь + учебник. Выписать образ Необходимо глубже познакомиться с творчеством З. Гиппиус. Почему она написала такое стихотворение? Область поэзии бесконечна, как жизнь…Возможно в биографии поэтессы кроется ответ на наш вопрос?.


Закончить разговор хотелось бы словами героини повести- сказки Ирины Токмановой

« Счастливо, Ивушкин».

Запись под диктовку.

В каждом человеке и в звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому – всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!


В творческой мастерской З. Гиппиус мы обнаружили:

1. метафоры - точные оценочные;

2. синонимы - определения ;

2. эпитеты;

4. антитезу;

5. неологизмы – новые грамматические формы;

6. разные пласты лексики;

7. грацию по оттенкам лексического значения;

8. ритмичность, музыкальность речи. (Дать 1 ребенку напечатать к следующему уроку).
Учитель: Писатели и поэты бережно обращаются со словами, умело их используют. В этом мы с вами убедились на примере данного стихотворения. Оно имеет огромное воспитательное значение, потому что благодаря созданию автором отрицательного образа мира и противопоставления ему внутренней силы духа автора, возникает вера в будущее, в завтрашний день.
В каждом человеке прячется Весна.

Если ты печален, значит, спит она.

Ну а если ты запел

Средь мороза, в стужу,

Это значит, что весна

Выползла наружу.

Урок второй. Продолжение.
Оформление.

Музыка: « Сладкие грезы». П. И. Чайковский.

На экране солнечные зайчики, по стенам блики и бумажные солнышки.

Плакат:


Жалоб не надо, что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Плакат:

Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил умственных и нравственных. И. А. Гончаров.

Рисунки детей под общей темой « Настроение».

Ход урока.

Учитель:

Над стихотворением какой поэтессы мы работали на предыдущем уроке?

Прочтите его выразительно.

Учитель:


Художественный текст помог нам связать глубоко личностное, авторское с нашим мироощущением и восприятием. Художественный образ помог нам осознать себя. (На доске: образ – по словарю.)

Скажите, у кого это стихотворение при первом чтении без последних строк вызвало недовольство. Почему?

« Все кругом» открывает нам мир, в котором возможно нравственное падение человека, если ему не одержать победу над собой, над своим « негативом» ко всему окружающему миру, ведь в стихотворении мы ощущаем близость греха, мы видим бездну мрака, смрада.

Щепочка метафор, эпитетов пронизывают весь текст, порождают лирическую экспрессию ( доска: экспрессия – это… по словарю). По форме стихотворение очень простое, НО простота эта обманчива, потому что каждый читающий в каждом слове видит себя и свой мир.

Лингвистический эксперимент.

Учитель:


Ребята, у вас не появилось желание написать свое стихотворение, с другим, радостным восприятием. В основу эксперимента положим прием противопоставления: будем подбирать к прилагательным антонимы, а в случае затруднения будем обращаться к словарю.

Например: страшное – прекрасное, грубое – нежное, мягкое – твердое, грязное – чистое и т. д.

Скажите, ребята, если мы будем действовать по такому принципу и употреблять слова в их прямом значении, получится у нас с вами стихотворение? Возможно, и получится…но все же это трудно будет сделать. Почему? Да потому, что каждому надо идти от своего внутреннего голоса.

Лингвистический эксперимент.

Попробуйте выразить себя по отношению к миру при помощи прилагательных. Задайте себе вопрос: « Я какой?» Дети называют слова, которые записываются и на доске, и в тетрадях. Например: добрый, умный, веселый, ленивый, робкий, усидчивый и т. д. (надо помогать, давать понятия).

Вот у нас получился целый список таких слов. Что мы с ними дальше сделаем? Так же попробуем их сгруппировать по значениям и посмотрим, чего в нас больше: доброго или плохого?

Хорошо, что желание выразить свое доброе отношение к миру в нас велико. Обратите внимание на слова И. А. Гончарова . Давайте попробуем передать свое настроение по отношению к миру в стихотворении. Посмотрим, что у нас получится.

(Учитель, родители работают вместе с учениками.)

Через некоторое время можно открыть стихотворение неизвестного автора.

Слабое, вечное, легкое, стройное,

Очень красивое, жизни достойное,

Ангельски нежное, светлое, лучшее,

Кроткое, милое, слабо-гнетущее.

Всеми любимое, мягко-душистое,

Доброе, дивное и шелковистое.

Солнечно-яркое, облачно-белое,

Светло-небесное, очень несмелое.

Учитель:


На какие группы по смысловому значению можно разбить эти слова?

Доска: идеал, любовь, романтика, мечтательность. (могут быть и другие толкования.)

Обратите внимание! У Зинаиды Гиппиус все через запятую, а здесь? Градация! Откуда она? От восторга. От нежности, от ласки. ( зажигается экран, по классу бегают солнечные зайчики.)

Под музыку учитель читает свое стихотворение

И чистое, ясное, светлое, доброе

Видится мне твое сердце всегда,

Очень живое, чести достойное,

Ангельски-нежное, как небеса.

С вами душа моя к свету стремится,

Всеми любимые, милые, верные,

Вы воплощенье любви и добра,

Радость и счастье мое без конца.

Далее все смотрят презентацию фильма « А мы такие разные!» за пятый и шестой класс.

Ролевая игра. Учитель: попробуем поиграть в необычных художников! Сейчас вы попробуете « нарисовать» свой портрет и сделаете это вы при помощи слов, передающих ваше внутреннее состояние.

На листе ватмана ребята записывают слова, которые, как они считают, больше всего отражают его внутреннее состояние, например: добрый, веселый и т. д. ( на бумаге нарисовано солнышко с количеством лучей по числу детей в классе и расписываются).

Потом на другом листе желающие на лучиках второго солнышка подписывают комплимент любому участнику, стараясь отметить самое главное в характере этого человека.

Завершается урок сравнением того, какое определение дал ребенок себе сам и каким его видят окружающие. Может получиться так, что много комплиментов будут получать одни и те же ребята, кто-то не получит ничего. Делаем выводы!

Учитель. Заключение.



Ребята! Мы много говорим на литературные темы, но сегодня я хотела показать вам, как литература может влиять на наше сознание, каким помощником в жизни она нам может быть. Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Хранителем души может быть только чистая совесть, спокойствие. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями. Посмотрите на свои рисунки! Меня радует, что все они светлые, радостные, живые. Можно ли нарисовать стихотворение? Я думаю, что можно. Попробуйте дома доработать свои сочинения и нарисовать к ним иллюстрации.
: DswMedia
DswMedia -> Беседа с родителями: «Здоровые зубы». Кариес и его профилактика. Задачи
DswMedia -> Цель артикуляционной гимнастики
DswMedia -> Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
DswMedia -> Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики
DswMedia -> «Артикуляционная гимнастика с детьми»
DswMedia -> «развитие артикуляционного аппарата у детей»
DswMedia -> Занятие по правиловедению, а о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: Оля ядрышки грызет
DswMedia -> Чем помочь до приезда «Скорой» Как верно оценить ситуацию и грамотно помочь при самых острых приступах, когда дорога каждая минута. Гипертонический криз
DswMedia -> Пояснительная записка Хотелось бы более подробно остановиться на использовании в своей работе при проведении занятий с детьми с зпр таких нетрадиционных техник как
DswMedia -> Конспект занятия по конструированию из природного материала «Северный олень»




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница