Образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников



Скачать 45,08 Kb.
Pdf просмотр
Дата10.12.2016
Размер45,08 Kb.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ — СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ УСПЕШНОГО
РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
Храмцова Надежда Николаевна
Интегративным результатом реализации требований Федерального государствен- ного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое ка- чество образования, его доступность, открытость и привлекательность для об- учающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном пе- риоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:
• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
• желание сделать жизнь детей более интересной;
• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного воз- раста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
ФГТ предполагали необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «собы- тийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более инте- ресной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:
• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
• яркое событие в литературном художественном произведении;
• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;
• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы) .
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «об- разовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специ- альные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осо- знанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой,
цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои пережи- вания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и вре- менем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естествен- ного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и пере- ходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Со- бытие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную,
трудную и напряженную работу и переживание».
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные обра- зовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное про- странство, направленное на формирование целостной, разносторонне разви- той личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной дея- тельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организа- ции и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и от- дельной личности.
В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное со- бытие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образователь- ное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин). Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматрива- ется как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая за- ключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями,
вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрас- тов.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, диффе- ренцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации,
требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – уме- ние наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, ана- лизировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
Этапы организации образовательных событий в ДОУ:
1 этап
– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения,
планах воспитательной работы,
2 этап
– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планиро- вание этапов подготовки.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность со- вместно.
Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образователь- ного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др.,
также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель дости- жения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достиже- ния, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.
3 этап
– подготовка к образовательному событию.
В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают зна- ния и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного со- бытия. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематиче- ских материалов.

4 этап
– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожидан- ность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного со- бытия.
5 этап
– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, опре- деляется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положитель- ный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного,
приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, куль- турной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настой- чивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образова- тельному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога,
детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Каталог: templates -> shkola -> resources -> files
files -> Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности
templates -> Биопсия ворсин хориона Информация для пациентов и членов их семей
templates -> Министерство здравоохранения республики беларусь
templates -> Примерный перечень вопросов для подготовки к квалификационному экзамену на присвоение квалификационной категории для врачей-комбустиологов-хирургов
templates -> Лазерные технологии в комплексном хирургическом
templates -> Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей». Правовые основы донорства
templates -> Переломы верхней челюсти челюсти


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница