Основная профессиональная образовательная программа



страница1/4
Дата20.11.2016
Размер0,77 Mb.
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко» Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации




ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРТОДОНТИЯ»

(ординатура)

Воронеж - 2012

ОДОБРЕНА

Ученым Советом ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко

Минздравсоцразвития России

26.04.2012 г. протокол № 8

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) разработана сотрудниками кафедр клинической и детской стоматологии (заведующий кафедрой − д.м.н, профессор А.В. Сущенко).



Рекомендована к утверждению рецензентами:

  1. Кунин Вадим Анатольевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России




  1. Каливраджиян Эдвард Саркисович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России


ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России , 2012

Условные обозначения:


  • обязательные дисциплины (ОД.О.00);

  • факультативные дисциплины (ФД.О.00);

  • обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00);

  • практика (П.О.00);

  • ординатура (О).


СОДЕРЖАНИЕ

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура)

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки врача-специалиста ортодонта, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура)

Профессиональные компетенции врача-специалиста ортодонта

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по ортодонтии

Перечень практических навыков врача-специалиста по ортодонтии

Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «ортодонтия» (ординатура)

ОД.О.01 Специальные дисциплины

Раздел 1 (ОД.О.01.01) «Эпидемиология, этиология и патогенез зубочелюстных деформаций»

Раздел 2 (ОД.О.01.02) «Методы диагностики в ортодонтии»

Раздел 3 (ОД.О.01.03) «Аппаратурные и не аппаратурные методы ортодонтического лечения»

Раздел 4 (ОД.О.01.04) «Биоморфология и биомеханика в ортодонтии»

Раздел 5 (ОД.О.01.05) «Диагностика и лечение аномалий зубов»

Раздел 6 (ОД.О.01.06) «Диагностика и лечение аномалий зубных рядов»

Раздел 7 (ОД.О.01.07) «Диагностика и лечение аномалий челюстных костей»

Раздел 8 (ОД.О.01.08) «Диагностика и лечение аномалий окклюзии зубных рядов»

ОД.О.02 Смежные дисциплины

ОД.О.03. Фундаментальные дисциплины

ОД.О.04. Дисциплины по выбору ординатора

ФД.О.00 Факультативные дисциплины

Обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00) или (ОСК.О.00) послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура)

Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «ортодонтия» (ординатура)

Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура)

Список литературы

Законодательные и нормативно-правовые документы

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального

образования по специальности «ортодонтия»



пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы



Сущенко Андрей Валерьевич

д.м.н, профессор

заведующий кафедрой клинической и детской стоматологии

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России



Харитонов Дмитрий Юрьевич

д.м.н, профессор

профессор кафедры клинической и детской стоматологии

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России



Алферова Елена Александровна

к.м.н., доцент

доцент кафедры клинической и детской стоматологии

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России



Коваленко Михаил Эдуардович

к.м.н.

ассистент кафедры клинической и детской стоматологии

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России

По методическим вопросам

1.

Чайкина Наталья Николаевна

к.м.н., доцент

начальник УМО

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России

2.

Гулова Людмила Викторовна

к.п.н.

специалист по УМР у категории

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития России


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «ортодонтия» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура).

Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «ортодонтия»подготовка квалифицированного врача-специалиста-ортодонта, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «ортодонтия».


  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача-ортодонта, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-ортодонта, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.

  4. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу-стоматологу ортодонту свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

  5. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  6. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

В ординатуру по специальности «ортодонтия» принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальности: «Стоматология» (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по ортодонтии.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.

В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения (врача-ординатора), и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) составляет 63% учебного времени.

Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста-ортодонта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:



  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития России.

В процессе подготовки врача-терапевта в ординатуре обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-стоматологов ортодонтов в ординатуре предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей по ортодонтии, написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ортодонтия» (ординатура).

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ОРТОДОНТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРТОДОНТИЯ» (ординатура)
Врач-стоматолог ортодонт должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в качестве врача-стоматолога ортодонта.

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по ортодонтическому профилю;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования зубочелюстно-лицевого комплекса, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния зубочелюстной системы пациентов для своевременной диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы, связанные с формированием зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при зубочелюстно-лицевых аномалиях и деформациях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при зубочелюстно-лицевых аномалиях и деформациях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения (особенности проявления аномалий отдельных зубов, зубных рядов, окклюзии зубных рядов, аномалий челюстных костей, заболеваний ВНЧС); своевременно выявлять нарушения функционирования зубочелюстной системы, использовать аппаратурные и не аппаратурные методики их устранения, осуществлять ургентные мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать ортодонтическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора аппаратурной и не аппаратурной терапии как профильным ортодонтическим больным, так и пациентам с сопутствующей патологией;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях зубочелюстной системы у больных ортодонтического профиля;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации ортодонтических больных с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями (жевательной и артикуляционной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, массажа;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья больных ортодонтичекого профиля в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций ортодонтического профиля;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры ортодонтической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию ортодонтической помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам ортодонтического профиля.




    1. Формирование профессиональных компетенций врача-ортодонта предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.


Перечень знаний, умений и владений

врача-стоматолога ортодонта (ординатора)

Врач-стоматолог ортодонт должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основные положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законодательства об обязательном медицинском страховании, о территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней); принципы организации ортодонтической помощи в Российской Федерации, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению; вопросы связи заболевания с профессией; иметь представление об основаниях для привлечения врача к различным видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной); основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения; систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии; клиническую симптоматику и патогенез основных зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в клинике ортодонтии; фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции; основы иммунобиологии и реактивности организма; организацию службы интенсивной терапии и реанимации в стоматологической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации; основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; организацию мониторинга побочных и нежелательных эффектов лекарственных средств, случаев отсутствия терапевтического эффекта в Российской Федерации; основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; вопросы медико-социальной экспертизы при внутренних болезнях; вопросы организации диспансерного наблюдения за здоровыми и больными; вопросы профилактики; формы и методы санитарно-просветительной работы; принципы организации медицинской службы гражданской обороны.


Врач-стоматолог ортодонт должен уметь:
Получает информацию о заболевании. Применяет объективные методы обследования больного. Выявляет общие и специфические признаки заболевания. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Определяет показания для госпитализации и организует ее. Проводит дифференциальную диагностику. Обосновывает клинический диагноз, план и тактику ведения больного. Определяет степень нарушения гомеостаза и выполняет все мероприятия по его нормализации. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выявляет факторы риска развития хронических заболеваний. Осуществляет первичную профилактику в группах высокого риска. Проводит экспертизу временной нетрудоспособности, направляет пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу. Проводит необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания. Проводит диспансеризацию здоровых и больных. Оформляет и направляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного или профессионального заболевания.

Специальные знания и умения:

Врач-стоматолог ортодонт должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница