Особенности лечения грыж у пациентов пожилого возраста

Дата03.03.2017
ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГРЫЖ У ПАЦИЕНТОВ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Репринцев О.Д., Репринцева С.А., Крекнин Ю.В.
НУЗ «Отделенческая больница на станции Ижевск ОАО «РЖД»

Ижевск
Среди всех пациентов с грыжами живота преимущественно преобладают лица пожилого и старческого возраста. Особенно это заметно при анализе возрастного состава больных с ущемленными грыжами, среди которых процент больных пожилого и старческого возраста достигает более половины, причем именно в этой группе больных наиболее часто наблюдаются послеоперационные осложнения и самая высокая летальность.

Цель исследования: изучение тактики ведения пациентов при лечении грыж живота у лиц пожилого возраста.

Клиническая картина при грыжах у пожилых людей имеет некоторые особенности.

Обычно заболевание наблюдается в течение многих лет. Боли в области грыжи для таких пациентов привычны, и при ущемлении больные не всегда сразу обращаются к врачу, применяя различные домашние средства (компрессы, клизмы, самостоятельное вправление, грелки), т.е. теряют драгоценное время. Именно это обстоятельство заставляет хирургов настойчиво поднимать вопрос о расширении показаний к плановой операции у больных пожилого и старческого возраста (профилактическое направление). Необходим строгий отбор с учетом оценки риска и наличием противопоказаний. Операция при грыжах у больного пожилого и старческого возраста несет в себе элементы повышенного риска, поэтому решение о проведении хирургического вмешательства, как и отказ от него, должны быть строго аргументированы.

Методы определения степени операционного риска вполне могут быть применены при лечении грыж брюшной стенки у больных пожилого и старческого возраста. Само по себе сопутствующее заболевание и даже сочетание нескольких из них не являются противопоказанием к операции. Однако наличие сопутствующих заболеваний снижает потенциальные возможности организма. Очень большое значение имеют характер течения сопутствующего заболевания, степень компенсации жизненно важных функций и возможность коррегирования с помощью медикаментозных средств. Абсолютным противопоказанием к плановой операции по поводу грыжи у больного пожилого и старческого возраста являются: 1) недавно перенесенный инфаркт миокарда (менее 3 месяцев назад); 2) сердечно-легочная недостаточность 2-3 степени; 3) ишемическая болезнь сердца (учащение приступов стенокардии); 4) сахарный диабет, не поддающийся коррекции инсулином; 5) цирроз печени в стадии декомпенсации (с наличием асцита), 6) онкологические заболевания в терминальных стадиях. Во всех остальных случаях вопрос о плановой операции решается индивидуально. При полноценной предоперационной подготовке и рациональной тактике хирурга, как во время операции, так и в послеоперационном периоде, больные старческого и пожилого возраста довольно легко переносят операции при грыжах брюшной стенки большинства локализаций. Опасность возникает при сложных формах вентральных грыж; рецидивных, гигантских послеоперационных и пупочных грыжах с выраженным спаечным процессом в брюшной полости. В этих случаях решение вопроса об операции нередко зависит от ее безусловной необходимости. Предоперационная подготовка должна осуществляться (независимо от объема операции) врачом-анестезиологом совместно с врачом-терапевтом, и при необходимости врачами других специальностей. Следует предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение сердечной деятельности. Известно, что больные пожилого и старческого возраста плохо переносят даже самый современный щадящий наркоз. Поэтому именно вследствие этих обстоятельств многие хирурги избегают производить плановые операции у пожилых больных по поводу сложных вентральных грыж, когда возникает необходимость в общем обезболивании.

Материалы и методы. В период с 2009 года по 2014 года выполнено 486 операций по поводу грыж брюшной стенки различных локализаций, из них: бедренные грыжи – 21, пупочные грыжи – 60, паховые грыжи – 182, послеоперационные грыжи – 159, грыжи других локализаций – 64.

Количество прооперированных лиц – 475 человек, из них мужчин – 296 человек (62,3%), женщин – 179 человек (37,7 %). Возрастная группа от 55 до 65 лет составила 243 человека (51% от всех прооперированных), из них мужчин – 165 человек, женщин – 78 человек.

В 97 случаях дефект брюшной стенки составил от 12 см до 15 см (грыжи больших размеров), в 23-х случаях были гигантские грыжи – дефект брюшной стенки составил от 18 см до 25 см. Всем пациентам при операции применялась ненатяжная методика. Анестезиологическое пособие – спинальная или перидуральная анестезия с длительным послеоперационным обезболиванием через автоматический дозатор.

Результаты. У всех пациентов в наблюдаемой группе осложнения в послеоперационном периоде отсутствовали.

Вывод. Таким образом, лечение пациентов пожилого и старческого возраста нуждается в системном подходе, с учетом сопутствующей патологии.

Комбинированная, ненатяжная герниопластика является оптимальным вариантом закрытия дефектов брюшной стенки.

Основным анестезиологическим пособием является, спинальная или перидуральная анестезия, с длительным, послеоперационным, пролонгированным обезболиванием.
Каталог: content -> Other files -> Med posts
content -> Внимание! В нашем стоматологическом кабинете, Вам изготовят и установят современные качественные виниры
content -> Невралгия тройничного нерва
Med posts -> Опыт применения продленной эпидуральной анестезии в гинекологии