Особенности познавательной сферы и речевого развития детей с дцп и детей с нарушениями слуха



Скачать 34,03 Kb.
Дата11.04.2017
Размер34,03 Kb.
Особенности познавательной сферы и речевого развития детей с ДЦП и детей с нарушениями слуха.
Учитель-дефектолог ГБУ КРОЦ ОСП «Раменки»

Шумило О.В.


В настоящее время расширяются процессы инклюзивного обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта в учреждениях образования общего типа.

О сложной структуре дефекта можно говорить, например, тогда, когда наряду с церебральным параличом и нарушением опорно-двигательного аппарата присутствует умственная отсталость, сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения).

В зависимости от степени тяжести отдельных нарушений и их количества могут развиться ограничения как более легкие, так и более комплексные, которые могут оказывать воздействие на развитие ребенка в значительной степени.

Своеобразие человека со сложной структурой дефекта, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности такого ребенка можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания.

В данной статье мы будем рассматривать такое сочетанное нарушение как ДЦП и нарушение слуха.

Нарушения слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка с ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.

У детей с ДЦП нарушение слуха отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче всего проявляются в дальнейшем на письме.

Для более успешной психолого-педагогической работы специалисты должны знать особенности данной категории детей и методику.


Особенности познавательной сферы детей с ДЦП.


  • нарушение активного произвольного внимания,

  • повышенная истощаемость всех психических процессов

  • повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому «застреванию» на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

  • перцептивные действия и образы восприятия формируются в более замедленном темпе

  • недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза).

  • нарушение пространственного восприятия.

  • Задержка в развитии словесно-логического мышления с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

  • Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Особенности речевого развития детей с ДЦП

У детей с детским церебральным параличом речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь дизартрия.


Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха

  • аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

  • для внимания характерны утомляемость, низкая продуктивность.

  • непроизвольное запоминание имеет ряд особенностей: образный материал запоминают успешно. Вызывает затруднения при запоминании трудный для вербализации материал.

  • достаточно хороший уровень развития наглядно- образного мышления

  • в формировании словесно- логического мышления - наблюдается задержка (сравнение двух объектов переходит в анализ одного из них; с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами; трудом выявляют скрытые причины каких- либо явлений, событий.


Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха

При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи:



  • недостатки произношения;

  • ограниченный запас слов;

  • недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;

  • неточное понимание и неправильное употребление слов;

  • недостатки грамматического строя речи.



При правильной коррекционной работе у детей проявления задержки психического развития успешно компенсируются, если при этом учитываются имеющиеся дефекты слуха и двигательных нарушений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница