Пептиды и белки



Скачать 43,86 Kb.
Дата28.07.2018
Размер43,86 Kb.
Задание к занятию №14

Тема: Пептиды и белки.

Цель: Сформировать знания химических основ структурной организации белковых молекул для дальнейшего изучения биологических функций белков на молекулярном уровне.

Сделайте запись в рабочей тетради по плану:

• Дата


• Номер занятия

• Тема занятия

• Основные вопросы темы – это учебные вопросы занятия

• Краткое описание порядка выполнения лабораторных работ.


Учебные вопросы занятия:

1.Белки – основа жизни. Многообразие белков и выполняемых ими функций.

1.1.Классификация белков с учетом различных признаков: по отношению к гидролизу и степени сложности; по растворимости; по кислотно-основным свойствам; по пространственной структуре (глобулярные, фибриллярные).

1.2.Первичная структура белков: α-аминокислоты – структурные компоненты молекул, связанные пептидной группой. Определяющая и ведущая роль первичной структуры. Пептиды: дипептиды, трипептиды и т.д., химическое строение и название. Реакция поликонденсации.

1.3.Пептидная группа – трехцентровая p, π – сопряженная плоская система; пара-

метры пептидной группы; транс-расположение боковых атомов относительно связи C-N.

1.4.Установление аминокислотного состава с помощью современных физико-химических методов. Изоэлектрическая точка белков.

2. Другие уровни структурной организации белков: вторичная, третичная, четвертичная и методы их изучения. Образование связей, поддерживающих различные уровни структурной организации белков: ( водородные, дисульфидные связи, солевые мостики, гидрофобные взаимодействия). Взаимосвязь структуры и функции. Структура коллагена.

2.1.Высаливание белков. Денатурация белков, приводящая к разрушению четвертичной, третичной, вторичной структуры. Автоматизм восстановления этих уровней структурной организации после удаления денатурирующего агента.

2.2.Частичный и полный гидролиз белков (кислотный, щелочной, ферментативный). Ферменты- пептидазы, расщепляющие белки.

3. Понятие о простых и сложных белках: альбумины, глобулины, протамины, гистоны, склеропротеины, нуклеопротеины, хромопротеины, липопротеины, фосфопротеины, гликопротеины, металлопротеины. Особенности каждой группы.

4.Качественные реакции на белки (цветные и осадочные). Значение определения белков для клиники; понятия: гипопротеинемия, гиперпротеинемия,



Рекомендованная литература:

1. Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. Биологическая химия. Учебник для студентов медвузов, М., Медицина, 2008.

2. И.А. Братцева, В.И. Гончаров. Биологическая химия. Учебное пособие г. Ставрополь, 2008 .

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии под ред. Н.А. Тюкавкиной. М. Медицина, 2009.

4. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А. Попков, С.А. Пузанов), М, ГЭОТАР Медия, 2007 г, [1].

2. Химия. Основы химии живого. Учебник для студентов высших учебных заведений. (В.И. Слесарев), Санкт-Петербург, Химиздат, 2000 г, [5]

3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы интернет-ресурсов.


Лабораторные работы:

Опыт №1. – Биуретовая реакция на пептидную связь.

В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка, добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по стенке добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди (II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски.



Опыт №2. – Ксантопротеиновая реакция на тирозин в белке.

В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка (на общем столе) и 2 капли концентрированной азотной кислоты (на общем столе). Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 10% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски.



Опыт №3. – Реакция на присутствие серосодержащих α-аминокислот в белке (проба Фоля).

В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин). К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (II) и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка.



Опыт №4. – Осадочная реакция на белок с концентрированной азотной кислотой (проба Геллера).

К 5 каплям концентрированной HNO3 приливают 5 капель белка осторожно по стенке пробирки, наклонив ее под углом 45° так, чтобы обе жидкости не смешивались. На границе двух жидкостей образуется осадок в виде небольшого белого кольца денатурированного белка. Эта реакция широко используется в клинике для открытия белка в моче и лежит в основе количественного определения белка по методу Робертса-Стольникова.


Вопросы по лабораторной работе:

  1. Каковы внешние признаки положительной биуретовой реакции?

  2. Все ли белки дают биуретовую реакцию?

  3. Какие α-аминокислоты в составе белка можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции?

  4. Каковы внешние признаки положительной ксантопротеиновой реакции?

  5. Напишите в общем виде схему реакции белка с ацетатом свинца (II) в пробе Фоля.

  6. Какие α-аминокислоты в составе белка можно открыть пробой Фоля?

  7. Можно ли реакцией Фоля открыть в белке серосодержащую аминокислоту метионин? Ответ поясните.

  8. Какой процесс происходит при добавлении к раствору белка концентрированной азотной кислоты?

  9. Каковы внешние признаки процесса денатурации белков?

  10. Чем отличаются между собой по механизму процессы высаливания и денатурации белков?

  11. Какое основное различие между альбуминами и глобулинами лежит в основе их разделения методом высаливания сернокислым аммонием?

Каталог: userfiles -> depts -> general bioorganic chemistry
general bioorganic chemistry -> ‘'гормоны''
general bioorganic chemistry -> «витамины»
general bioorganic chemistry -> «витамины»
general bioorganic chemistry -> Обмен и функции углеводов
general bioorganic chemistry -> «обмен и функции углеводов»
general bioorganic chemistry -> Программа по биохимии для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 277 в том числе: лекций 36 практических занятий 149 самостоятельных занятий 92 Отчетность экзамен, 4 семестр
general bioorganic chemistry -> Обмен и функции аминокислот
general bioorganic chemistry -> Биохимия крови


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница