Пояснительная записка Хотелось бы более подробно остановиться на использовании в своей работе при проведении занятий с детьми с зпр таких нетрадиционных техник как



Скачать 165,17 Kb.
Дата26.11.2016
Размер165,17 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Цигломенский специальный (коррекционный) детский дом»


СОГЛАСОВАНО

________________________

________________________

________________________

________________________


УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Архангельской области «Цигломенский детский дом»

_____________Л.В. Пашкова

_______________________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЦИКЛА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК

«ТВОРЧЕКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 13 – 14 лет
Автор-составитель:

воспитатель

Вешнякова Т.А.

г. Архангельск, 2014

Пояснительная записка

Хотелось бы более подробно остановиться на использовании в своей работе при проведении занятий с детьми с ЗПР таких нетрадиционных техник как «декупаж» и «квиллинг». В процессе работы с детьми с ЗПР с использованием нетрадиционных техник важно помнить об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Во время занятий у детей происходит смена внутренних установок, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения. Помощь взрослых, их постоянная поддержка, похвала, которые получает ребенок во время занятия увеличивает диапазон его возможностей.

Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко.

Выполнение задания с использованием техники «декупаж» заключается в декорировании изделий из различных материалов (керамики, металла, дерева, ткани). При декорировании учащиеся могут использовать как готовые декупажные карты, так и подручные материалы (цветные трехслойные салфетки, рисунки, вырезанные из ткани и др.).


Перспективное планирование по технике «Декупаж»

п/п

Темы занятий

Количество часов







Всего

Теория

Практика

1.

(сентябрь)



Основные материалы и инструменты

2

2




2.

(октябрь, ноябрь)



Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж

6

2

4

3.

(декабрь, январь)



Декупаж керамики и цветочных горшков

4

2

2

4.

(март)


Декупаж фоторамки

3

1

2

5.

(апрель, май)



Декупаж разделочной доски

4

1

3

Итого




21 час

  1. часов

11часов


Содержание занятий

Занятие 1. Основные материалы и инструменты.

Цель: познакомить воспитанников с истроией возникновения техники «декупаж», основными ее материалами и инструментами.

История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты для окрашивания, склеивания, золочения, отделки.
Занятие 2. Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж.

Цель: познакомить воспитанников с основными приемами техники «декупаж».

Основные приемы вырезания элементов из бумаги. Приемы декорирования изделия под мрамор, золото, лазурит. Техника кракле. Приемы окрашивания, используемые в технике декупаж: сплошное окрашивание, окрашивание с пробелами, окрашивание двумя и более красками. Основные приемы вырезания и наклеивания мотивов.

Практическая работа. Изготовление и декорирование подарочных открыток. Декорирование пасхальных яиц, подносов, рамок для фотографий, шкатулок.

Занятие 3. Декупаж керамики и глиняной посуды.

Цель: научить детей приемам декупажа керамики и глиняной посуды.

Основные приемы декупажа керамики и глиняной посуды.

Практическая работа. Декорирование посуды из керамики, цветочных горшков.
Занятие 4. Декупаж фоторамки

Цель: научить учащихся приемам декупажа фоторамки

Основные приемы декупажа фоторамки

Практическая работа. Декорирование фоторамки, изготовление подарков.
Занятие 5. Декупаж разделочной доски

Цель: научить детей приемам декупажа разделочной доски.



Практическая работа. Декорирование разделочной доски.
Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для работы: ножницы, кисти, поролон, трехслойные бумажные салфетки, декупажные карты, клей ПВА, акриловые краски, акриловый лак.
В результате изучения данной методики дети должны знать:

- основные материалы и инструменты техники «декупаж»;

- основные приемы декорирования изделий в технике «декупаж»;

- характерные особенности данной техники при декорировании различных изделий.


В результате изучения данной методики дети должны уметь:

- пользоваться инструментарием техники декупаж;

- применять различные способы декорирования в технике декупаж;

- выполнять декупаж различных изделий.


Еще одним интересным направлением в работе с детьми с использованием их творческого потенциала является техника «квиллинга». В переводе с английского эта техника происходит от «quill» или «птичье перо». Квиллинг- бумагокручение возникло в Европе еще в конце XIV в. и очень популярна во многих странах мира.
Перспективный план по освоению техники квиллинг с детьми с ЗПР.

п/п

Темы занятий

Количество часов







Всего

Теория

Практика

1.

(октябрь)



Беседа о квиллинге

4

2

2

2.

(ноябрь)


«Яблонька»

«Гриб»


«Виноград»

3

0

3

3.

(декабрь)



«Снежинка»

«Ветка рябины»

«Украсим елочку»


4

1

3

4.

(январь)


«Елочка»

«Снежинка»



2

0

2

5.

(февраль)



«Снежинки»

«Цветы для украшения торта»

«Дольки апельсина»


2

0

2

6.

(март)


«Солнышко лучисто»

Ландыши»


3

1

2

7.

(апрель)


«Капель»

«Мимоза»


2

0

2

8.

(май)


«Цветы в вазе»

«Цветочные фантазии»



3

1

2

Итого




23 часа

5 часов

18 часов




  1. Октябрь

- Беседа о квиллинге

Цель: познакомить детей с инструментом и бумагой для квиллинга. Показать работы, выполненные в технике квиллинг. Рассмотреть формы, выполненные в технике квиллинг.

- Тема: «Осеннее дерево» (коллективная работа)

Цель: учить детей накручивать полоску цветной бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.

Оборудование: жёлтая и оранжевая бумага 15х10, 4 полоски, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка.

- Тема: «Дождь» (коллективная работа)

Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.

Оборудование: 5 полосок голубой и синей бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка.




  1. Ноябрь

- Тема: «Яблонька»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.

Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева (половина листа А4), зелёная и коричневая бумага, клей ПВА, кисточка, зубочистка, 10-12 красных или жёлтых полосок для квиллинга (для яблочек).
- Тема: «Гриб»

Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.

Оборудование: трафарет гриба (на каждого ребёнка), листок белой бумаги 15х20, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка, 10 коричневых и 10 белых полосок для квиллинга.
- Тема: «Виноград»

Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.

Оборудование: трафарет листа винограда, бумага зелёного цвета, круг белого цвета диаметром 15 см, 15 – 20 полосок фиолетового цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка.


  1. Декабрь

- Тема: «Снежинка»

Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Закреплять выполнение форм «капелька» и «разреженный круг».

Оборудование: трафарет круга, 9 полосок голубого цвета и 5 полосок белого цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка.
- Тема: «Ветка рябины»

Цель: продолжать учить детей скручивать разреженный круг.

Оборудование: лист белой бумаги (половинка А4) с изображением ветки, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка, 10-15 полосок красной бумаги для квиллинга (рябинки).
- Тема: «Украсим ёлочку»

Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.

Оборудование: трафарет ёлочки, клей ПВА, кисточка, ножницы, зубочистка, разноцветная бумага для квиллинга.


  1. Январь

- Тема: «Ёлочка»

Цель: продолжать учить детей скручивать «капельку».

Оборудование: лист голубого картона 15 на 20 см,14 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.
- Тема: «Снегирь»

Цель: Учить детей выполнять форму треугольник (для клюва). Продолжать учить детей скручивать «капельку».

Оборудование: лист бумаги с нарисованным снегирём без клюва и хвоста, 6 чёрных полосок бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.


  1. Февраль

- Тема: «Снежинки» (коллективная работа)

Цель: продолжать учить детей выполнять формы «капелька», «треугольник».

Оборудование: ватман с нарисованными снеговыми тучами, по 15-20 полосок голубой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка.
- Тема: «Цветы для украшения торта»

Цель: продолжать учить детей выполнять «капелька» и «разреженный круг», наклеивать цветы на готовую форму.

Оборудование: кусочки торта из картона, 7 полосок розовой, 1 полоска жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка
- Тема: «Долька апельсина»

Цель: продолжать учить детей выполнять форму «треугольник». Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (полукруг).

Оборудование: оранжевые, белые полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистки.


  1. Март

- Тема: «Солнышко лучистое»

Цель: Продолжать учить детей выполнять форму треугольник и разреженный круг из трёх полосок.

Оборудование: лист голубого картона 15х20 см, 12 полосок бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.
- Тема: «Ландыши»

Цель: учить детей делать новую форму квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «разреженный круг».

Оборудование: ромб голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5 белых полосок для квиллинга (цветочки), 3-4 зелёных (листики), клей ПВА, кисточка, зубочистка.


  1. Апрель

- Тема: «Капель»

Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга – «капелька», «разреженный круг».

Оборудование: лист белого картона (формат А4) с нарисованными сосульками, 15 голубых полосок для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.
- Тема: «Мимоза»

Цель: продолжать учить выполнять форму «разреженный круг», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка, жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 зелёные полоски для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточка, зубочистка.


  1. Май

- Тема: «Цветы в вазе»

Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «треугольник», «капелька», «разреженный круг». Учить детей составлять композицию по образцу.

Оборудование: лист белого картона 15х20 см. с аппликативной вазой и стеблями цветов, голубые, жёлтые, синие, белые, зелёные полоски цветной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

- Тема: «Цветочные фантазии»

Цель: Закрепить умение детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.

Оборудование: овал, цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.



СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 18 – 25;

  2. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. : Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.;

  3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 278 с.;

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.;

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 378 с.;

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 274 с.;

7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. – 275с.;

8. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004. – 312 с.;

9. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347 с.;

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 483 с.;

11. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В.И. Лубовского, Смоленск, 1994.- 314 с.;

12. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000. – 250 с.;

13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.;

14. Цыпина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М. «Просвещение», 1992. – 134 с.


Приложение 1
Тема занятия: «Знакомство с техникой «декупаж». Расписная посуда»
Цель занятия:

- Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой – декупаж.


Задачи занятия:

  1. Образовательные задачи:

- учить декорировать с помощью педагога предметы интерьера в технике «декупаж;

- учить размещать объекты в соответствии с особенностями их формы;

- развивать способность бережно относиться к предметам старинного быта.


  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать мыслительные операции учащихся;

- развивать творческое воображение подростков;

- развивать словарный запас воспитанников посредством знакомства с новыми словами.
3) Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к труду других.
Предварительная работа.

1. Просмотр презентации о технике «Декупаж.

2. Рассматривание журналов, где размещены дизайнерские работы (мебель, аксессуары, посуда).
Материалы и оборудование: деревянные ложки, вилки, досочки, салфетки для декупажа, клей ПВА, большие кисти, лак на водной основе, ножницы.
Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами пойдем на выставку. А выставка это необычная. На нее съехались мастерицы со всей России. Раньше на Руси, мастериц называли рукодельницами! Как вы думаете, почему их так называли?


Предположения и ответы детей.

- Правильно! Потому что, руками делали! Шили, мастерили, украшали! И простые предметы превращались в красоту необыкновенную!


Показ слайдов.
- Но это было давно на Руси. А сейчас мастера, которые украшают и превращают простые вещи в необыкновенные называются – дизайнерами. Дизайнер может из простых предметов, например, взять стеклянную баночку и декоративную салфетку и создать своими руками очень красивую вазу, которой все будут восхищаться.
Показ слайдов.
- А вы хотите посмотреть на рукодельниц, да на товары, которые они сами украсили да на выставку привезли?
Дети: «Да!».

- А на выставку мы ребята не пойдем. А поскачем на лошадке, как раньше. Ведь давным – давно, все мастера: а это наши предки с вами: бабушки да дедушки ездили на лошадях.


Игровое упражнение «Лошадки».
Дети приходят в зал, где расположена небольшая выставка посуды. Недалеко сидит девушка в русском платье и плачет.
- Ребята, кто же это плачет? Пойдемте, посмотрим.

- Девушка, красавица, что ж ты плачешь? Что случилось? И кто ты?


Д: Я – Марья – рукодельница! А плачу я потому, что маменька моя да батюшка на выставку меня отправили, посуду расписную собрали, чтоб я народ удивила, красотой, посудой расписной! Своими руками батюшка посуду мастерил, а мы с маменькой расписывали. Да только потеряла я свой узелок, а в нем вся посуда лежала. Что же мне теперь делать? Как домой возвращаться?
- Не плачь, Марья – рукодельница. Я думаю, мы сможем с ребятами помочь тебе! Ребята, как мы сможем помочь Марье?
Ответы детей.
- А как мы будем расписывать посуду?
Ответы детей.
- А хотите мы сделаем с вами не просто расписную посуду, а посуду, сделанную в технике «декупаж». Это такая техника работы, когда вы на деревянное изделие наклеиваете красивые узоры, картинки, орнаменты, а потом покрываете их лаком. И выглядит такое изделие почти как расписанное мастерами-художниками. Ну что, приступим?
Воспитатель показывает и объясняет порядок работы: сначала вырезать из салфеток требуемые узоры, расслоить их (необходимо оставить последний, третий слой, потом набрать на кисть достаточное количество клея и прижимая, от середины, приклеить узор. Показываются возможные образцы. Под русские народные песни дети выполняют работу.
- А сейчас наши работы должны высохнуть. Пока клей подсыхает, мы с вами сыграем в русскую народную игру.
Игра.
- Ребята, давайте закончим нашу работу. Для того чтобы наша посуда блестела и не царапалась, покроем ее специальным лаком.
Дети при помощи покрывают изделия лаком на водной основе.
Марья-рукодельница:
-Спасибо вам, ребятушки! Какую красивую посуду вы мне сделали, глаз не отвести! Вот матушка да батенька будут радоваться. Такой красоты они еще и не видывали. Только забыла я, как техника называется, в которой вы посуду делали?
Ответы детей.
Марья – рукодельница: Ах, да, «декупаж»! Теперь и я запомню это слово и своим родным всем расскажу и покажу, как с помощью простой салфетки можно украсить предметы. Прямо сейчас и поспешу! До свидания!
Дети прощаются.
- Ребята, вы у меня молодцы. Помогли Марье – рукодельнице. Все старались, и у всех получилось очень красиво! Вы настоящие дизайнеры.
: DswMedia
DswMedia -> Беседа с родителями: «Здоровые зубы». Кариес и его профилактика. Задачи
DswMedia -> Цель артикуляционной гимнастики
DswMedia -> Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
DswMedia -> Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики
DswMedia -> «Артикуляционная гимнастика с детьми»
DswMedia -> «развитие артикуляционного аппарата у детей»
DswMedia -> Занятие по правиловедению, а о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: Оля ядрышки грызет
DswMedia -> Чем помочь до приезда «Скорой» Как верно оценить ситуацию и грамотно помочь при самых острых приступах, когда дорога каждая минута. Гипертонический криз
DswMedia -> Конспект занятия по конструированию из природного материала «Северный олень»
DswMedia -> Соски и пустышки: правильный выбор




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница