Познавательные психические процессы: мышление



Скачать 389,77 Kb.
Дата12.03.2017
Размер389,77 Kb.

Разработала и провела старший воспитатель МДОБО «Детский сад компенсирующего вида»

Манкова Н.И.

05.02.2016



Психолого-педагогический практикум

4 занятие



Тема «Познавательные психические процессы: мышление»

Цель: обобщение и обогащение представлений педагогов о познавательных психических процессах.

Задачи:

- уточнить знания педагогов о содержании понятия «мышление»,

- рассмотреть классификацию форм и видов мышления,

- выделить в структуре мышления определённые умственные операции, помочь понять их сущность,

- выделить основные этапы в развитии мыслительной деятельности человека, рассмотреть индивидуальные особенности, определяющие различия в мыслительной деятельности человека (качества мышления), основные виды нарушений мыслительной деятельности.
Мудрые высказывания о мышлении.

Множество людей оканчивает колледжи, научившись в подлиннике читать Вергилия и овладев таинствами исчисления, но не получив ни малейшего представления о том, каким образом мыслят они сами. (Дейл Карнеги)

Библиотека, которую собрал человек, говорит о структуре его мышления, как одежда о структуре тела. (Лоис Макмастер Буджолд)

Иногда мышление похоже на разговор с другим человеком, но этот человек — тоже ты. (Терри Пратчетт)

С теми, кому больно, не спорят. Боль, как физическая, так и душевная, лишает человека способности мыслить трезво. (Дмитрий Емец)

Эмоции враждебны чистому мышлению. (Артур Конан Дойл. Знак черытёх)

Пусть любая власть обманывает и даёт обещания, — сказал я. — Но она не отнимает способности мыслить!

Большинство людей никогда не пользовались этой способностью, — ответила баба Ада. (Сергей Лукьяненко. Танцы на снегу)

Мы охотнее сознаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении. (Иоганн Вольфганг Гёте)
Ощущения и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению.


МЫШЛЕНИЕ

Это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, это наиболее сложный психический познавательный процесс, присущий только человеку. Например, у данной фигуры три угла и 3 стороны – это мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора, а вот то, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов – этого мы не увидим, это и есть проявление мышления.


Формы мышления:

  1. Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете.

Кроме общих и единичных понятий различают теоретические и эмпирические понятия, абстрактные и конкретные.

Усвоение понятий — это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На первых этапах формирования понятия не все существенные признаки воспринимаются нами как существенные (это особенно характерно для детей). Более того, то, что является существенным признаком, нами может не осознаваться вообще, а то, что является несущественным, воспринимается нами как существенное. Сегодня у нас есть все основания считать, что основой формирования понятий является практика. Очень часто, когда нам не хватает практического опыта, некоторые наши понятия имеют искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены или расширены. Большинство понятий, которыми мы оперируем, приобретается нами в процессе нашего развития.

Усвоить понятие можно двумя путями: либо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт.

Можно назвать несколько факторов и условий, способствующих успешному усвоению понятий. Во-первых, варьирование признаков предмета, понятие о котором мы пытаемся усвоить. Чем с большим числом признаков предмета мы встретимся в практическом опыте, тем более полное понятие у нас будет сформировано о данном предмете. Во-вторых, использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.

Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

  1. Суждение. «Суждение» и «понятие» тесно связаны друг с другом, но всё же это две различных формы мышления. Если понимание — это способность, то суждение — это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. (Например, «луна», «спутник» - это понятия; «Луна – спутник Земли» - это суждение.)

Суждения могут быть общими, частными и единичными (например, всех незнакомых мужчин и женщин ребёнок называет одним словом «дядя» или «тётя», затем начинает различать мужчин и женщин – «это тётя, а это дядя», далее называет по имени знакомых и т.д.), истинными и ложными.

  1. Умозаключение – высшая форма мышления, которая представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.



Виды мышления


Виды мышления по форме:

- предметно-действенное (вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами),

- наглядно-образное (вид мышления, который опирается на восприятие или представления),

- абстрактное (или логическое) (это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям).
Виды мышления по характеру:

- теоретическое мышление – направлено на открытие законов, свойств объектов и пр., это мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию (пример – фундаментальные научные исследования);

- практическое мышление – в отличие от теоретического решение проблем осуществляется в практической деятельности, здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.
Виды мышления по степени развёрнутости:

- дискурсивное мышление – это мышление, основанное на логике рассуждения, а не восприятия;

- интуитивное мышление – это мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии.

При дискурсивном мышлении происходит перебирание вероятных вариантов ответа на вопрос, а при интуитивном – ответ рождается в мышлении сам, но ни на чем не основывается.

Сущность интуитивного мышление – это его неуловимость, невозможность отследить всю цепочку от получения условий задачи до конечного вывода.
Виды мышления по степени новизны:

- продуктивное мышление – это мышление, в ходе которого возникает новое знание; его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие; именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях;



- репродуктивное мышление – отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить их в приблизительно похожих условиях; несмотря на то, что данный тип мышления не позволит совершить открытие или привнести нечто новое, он очень важен, ведь без него сложно получить первоначальную базу знаний.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции.

  1. Сравнение – это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются. Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отметками на косяке двери.

  2. Анализ и синтез.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Когда мы смотрим на лежащие перед нами отдельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Слушая описание человека, мы можем воссоздать его образ в целом. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.

  1. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.

  2. Обобщение и конкретизация.

Обобщение – объединение предметов и явлений в группы по тем или иным общим признакам, которые определяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация – мысленный переход от общего к единичному, т.е. привести конкретный пример, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии.

По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например, конкретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол» и т. д.



  1. Индукция и дедукция (виды умозаключений).

Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Следует отметить, что в процессе индукции мы можем допустить определенные ошибки и сделанное нами умозаключение может оказаться недостаточно достоверным. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений. Например, для того чтобы узнать, тонут ли все металлические вещи, недостаточно опускать в воду такие относительно крупные предметы, как вилка, ложка, нож, т. е. менять характер предмета, оставляя примерно одинаковыми характеристики объема и веса. Кроме этого необходимо проводить эксперименты и с более мелкими вещами, которые существенно отличаются по своему абсолютному весу и объему от более крупных предметов, но имеют одинаковую с ними плотность и удельный вес, например иголку, кнопку и т. д. Следовательно, для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый нами факт или явление, и установить, меняется ли это свойство, или качество, в тех единичных случаях, которые мы наблюдали.

Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Это процесс, противоположный индукции. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412815 разделится на три. В то же время зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем быть уверены в том, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всего, особенностями их жизни, характером деятельности, образованием. Определенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем.

Различия в мыслительной деятельности у людей проявляются в разнообразных качествах мышления (свойствах):

- самостоятельность – умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить её своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов (от этого качества зависит творчество);

- широта – способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности, способность охватить весь вопрос в целом, не упуская частностей (этот процесс основывается на всесторонних глубоких знаниях);

- глубина – степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи, умение проникать в суть сложных вопросов;

- гибкость – умение изменять намеченный план действий при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения;

- быстрота – способность находить правильные решения в условиях дефицита времени (зависит: от прочности знаний, от внимания, от интереса, от состояния нервной системы, от образования);

- критичность – способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны, умение объективно оценивать свои и чужие мысли.

Это основные качества мышления. Кроме них в психологической литературе можно встретить и другие: целенаправленность, продуктивность, экономичность и пр.
Особенности развития мышления.

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного месяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирался на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.

Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

На основании изложенной информации мы можем выявить несколько наиболее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста:

- существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием, т.е. ребенок мыслит действуя;

- другая характерная особенность детского мышления — его наглядность, которая проявляется в его конкретности (ребенок мыслит, опираясь па единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми, например, на вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел»).



При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие — нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким, разносторонним.

В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются необходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.

Следует отметить, что с окончанием школы у человека сохраняется возможность развития мышления. Однако динамика этого развития и ее направленность зависят уже только от него самого.
Это важно!

Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов.

Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Например, нередко мы специально вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас. При этом возникающие ассоциации используются для решения нашей мыслительной задачи. Они не уводят нас от нее, а приближают к ответу. Такие ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Главное отличие состоит в том, что в этом случае мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку мы не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Ярким примером, подтверждающим это, является исследование, проведенное П. П. Блонским.

Суть эксперимента Блонского заключалась в том, что человеку предложили описать все происходящее в его сознании, когда он услышит слово, сказанное экспериментатором. При этом испытуемый лежал на диване в расслабленном состоянии. Было сказано слово «палочка». Ответ испытуемого был таков: «Палочка дирижера. Знакомый учитель пения. Композитор. Композитор Глинка. Видел его портрет в шапочке. Римлянин вроде Нерона. Римский дворец, идет римлянин в белой одежде. Сад, масса роз, аллея, там масса воинов. Громадное дерево, на нем узор елочных палочек. Вылетают белые птицы оттуда. Это стреляют. Это пули. Я вижу, как они летят, как они, вернее след их, — белые, блестят. Они превращаются в звериные лапы с белыми когтями. Последние ползут, расплываются. Это дорога. Дорога превращается в водопад на Кавказе...»

Ассоциативное течение интеллектуальных процессов очень часто наблюдается в тех случаях, когда человек утомлен и хочет отдохнуть. Вы, наверное, замечали, что иногда, перед тем как заснуть, у вас в голове пролетают разнообразные мысли, сменяя одну за другой. Эти мысли и есть определенные ассоциации. Однако бывают случаи, когда ассоциативное течение интеллектуальных процессов может наблюдаться и в нормальном состоянии человека. Например, начав говорить об одном, мы под воздействием возникших ассоциаций начинаем говорить о другом и постепенно вообще уходим от темы разговора.


Нарушения мышления.

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность.

Виды нарушения мышления бывают следующими.


  1. Патологии операционной стороны психического процесса.

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.



  1. Нарушения, затрагивающие динамику мышления.

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления. Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.

Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.

Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней. Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.

Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

  1. Расстройства личностного компонента.

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

Разноплановость. Какая-либо ценность, суждение, вывод могут "располагаться" в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.

Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на "решение глобальных проблем". По-другому, это нарушение называется «бесплодные рассуждения». То есть, человек может тратить свое красноречие, наставлять, запудрено выражаться без особого на то повода.

Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.

Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

  1. Обессии.

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

  1. Сверхценные эмоциональные идеи.

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс - нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

  1. Бред.

Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым законам логики. Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.
Причины нарушений мыслительной деятельности: органическое поражение головного мозга, травмы, опухоли головного мозга, токсические поражения, психозы, неврозы, депрессии, эмоциональные перегрузки и пр.
Практическая работа. Педагоги делятся на две подгруппы и выполняют задание: определить основные направления деятельности педагога по развитию мыслительной деятельности дошкольников и привести примеры заданий.

Например, необходимо работать над развитием мыслительной операции «сравнение» - пример, игровое упражнение «Найди пять отличий». И т.д.

Использованная литература:

- лекции Т.В.Башаевой (ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2000);

- «Общая психология» (учебник для вузов)/ А.Г.Маклаков, 2008;

- Учебник «Общая психология», издательство Москва, 1995;

- Основы психологии/ Столяренко Л. Д. – Ростов Н/Д: Феникс, 1999 год;



- Психология/ Немов Р. С., 1995 год;

- интернет-ресурсы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница