Применение знаний об истории костюма России на занятиях в детской художественной школе



Скачать 120,38 Kb.
Дата20.06.2017
Размер120,38 Kb.
ТипСтатья
Комитет по образованию Администрации города Балашиха

Московской области.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

(МАУ ДО ХШ)

Статья на тему:


«Применение знаний об истории костюма России на занятиях в детской художественной школе».

Автор: Устинова Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

2016 г


Одежда – часть материальной и духовной культуры общества.

Предметы одежды должны быть связаны единством назначения и использования. С самых ранних лет костюм формирует человека в соответствии с общественным, эстетическим и нравственным идеалом, накопленным историческим опытом.

Богатейшей кладовой для создания новых произведений является русский исторический костюм.

Знания об истории костюма важны при изучении всех предметов в художественной школе: на занятиях по композиции, скульптуре, истории искусств, при выполнении итоговых аттестационных работ, в творческих мастерских.


Применение знаний об истории костюма России

на занятиях творческих мастерских детской

художественной школы.
При выполнении заданий в творческих мастерских «Дизайн костюма», « Авторская кукла», « Традиционная народная керамика», «Городецкая роспись», «Батик» и других широко используются эти знания.

На занятиях в мастерской «Дизайн костюма» юные модельеры воплощают свои замыслы в сериях эскизов.

Проектирование костюма начинается с замысла художника. Современный художник-дизайнер одежды должен ориентироваться в вопросах истории моды и стилей, принципах творческой деятельности, а главное, обладать художественным вкусом и фантазией.

Учащиеся мастерской создают с помощью педагога неповторимые платья, жакеты, блузы и целые ансамбли костюма, созвучные с образом человека, эпохой, окружающей средой, несущие идейное содержание, обусловленное назначением.

Рождение образа – во многом тайна, постичь которую помогают знания об исторических и современных костюмах.

В мастерской «Авторская кукла» основными темами изучения являются «Русский народный национальный костюм» и «Исторический светский костюм».

Первый год обучения в мастерской «Авторская кукла» посвящен созданию куклы в русском народном костюме.

На занятиях дети знакомятся с эстетическим идеалом красоты и особенностями костюма Киевской и Московской Руси. Внешний облик древних руссов воспевается в былинах и песнях. Высокая статная фигура, величественная осанка, белое с ярким румянцем лицо, у женщин – плавная лебединая походка.

« Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются». (М.Ю. Лермонтов)
Эту привлекательность помогал подчеркнуть древнерусский костюм статичным, прямым, расширенным книзу силуэтом изделия и рукавов, использованием декоративных узоров с эффектом золота и серебра, богато украшенным головным убором (кокошником, кичкой, лентами).

Наиболее распространенные ткани – лен и шерсть с орнаментацией (вышивкой, раскраской, позднее – набойкой и пестрядью (тканый узор из разноцветной пряжи)).

Из цветовых решений паволок (шелковых и парчовых иностранных тканей) наиболее привлекательными были пурпурные и багряные (оттенки красного), лазоревые (сине-голубые), зеленые.

На Руси широко применялся мех соболя, куницы, бобра, выдры, лисицы, белки, а также овчина. Для опашней, кафтанов, телогрей использовался атлас и бархат, привезенный из Турции, Персии, Италии.

Основа мужского русского костюма – рубаха и штаны.

После крещения Руси в 988 году тесные связи с Византией отразились и в костюме. В костюмах Киевского Князя и его дружины появились византийские одежды.

Кафтан, корзно (плащ знати), шапки напоминают византийский костюм.

Нижней одеждой у знати и основной у крестьян была рубаха-косоворотка с цельнокроеным рукавом, подпоясанная кушаком (длинным шерстяным поясом), штаны были заправлены в сапоги из цветной кожи или онучи (куски ткани, которыми обертывали ноги), а сверху надевали лапти, привязывая к ноге специальными завязками – оборами.

Женщины под шапкой носили убрус – белый или красный полотняный платок, заколотый под подбородком, концы которого богато расшивались.

Хранителем народного костюма оставалось крестьянство.

По костюму великорусов делят на две большие группы – северных и южных. К северным относятся Архангельский, Вологодский костюмы, к среднерусским - Смоленский, Московский, Нижегородский костюмы. Рязанский, Тамбовский, Воронежский, Курский, Орловский, Тульский, Калужский - костюмы южных великорусов.

Отличительной чертой северного русского костюма является сарафан. А особенностью южного русского костюма является женская юбка - понева (распашная, глухая, сплошная). Поневе чаще сопутствует рогатая кичка (с сорокой и другими элементами), а сарафану – кокошник, а также головной платок.

Силуэт северного костюма напоминает треугольник, трапецию, южного – прямоугольник, «бочонок».

Центром композиции является головной убор. При всей красочности, декоративности русский костюм воспринимается целостно и выразительно.

Второй год обучения посвящен изготовлению куклы в светском историческом костюме.

Костюм русской знати (дворянства и аристократии) после реформ Петра I и в период царствования Екатерины (XVIII век) развивался под влиянием французской моды, которую характеризуют богатство и роскошь (использование атласа, тафты и бархата). Корсеты и корсажи, пышные юбки для женщин, парики, бритые лица, прилегающие кафтаны и камзолы для мужчин.

Изучая историю костюма России, дети узнают, что каждый костюм отличается самобытностью, неповторимостью, разнообразием покроев, фасонов и отделки.

Пластика ткани, цветовая гамма, характерная манера ношения позволили каждой эпохе создать целостные ансамбли одежды.

Исторический костюм – источник творчества для педагога и учащихся мастерской «Авторская кукла».

Темами итоговых аттестационных работ в творческой мастерской «Авторская кукла» становятся композиции из кукол в исторических костюмах эпохи Петра I (начало XVIII век.),

Екатерины II (1762-1796), стиля ампир (начало XIX века), эпохи романтизма, эпохи стиля модерн (начало XX века).


Применение знаний об истории костюма России на занятиях по предмету «композиция» на основном отделении детской художественной школы.

Знания особенностей костюма и эстетических идеалов красоты разных времен помогают учащимся основного отделения художественной школы грамотно выполнить задания программы по композиции.

Красочный и живописный русский сарафан спереди с полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц.

Рукава льняных рубах, украшенные вошвами – треугольными кусками атласа или бархата. Венцы, кокошники, пестрые платки, ожерелья…

Так должна быть одета русская красавица из сказок

А.С. Пушкина, Аксакова, Бажова. Знания о народном костюме необходимы на 1-м курсе при выполнении задания «Русская сказка», на 2-м курсе – при изучении темы «Рождество Христово», «Святки», на 3-м курсе – при выполнении задания «Народные праздники».

Внешний облик, красоту и глубину русской культуры, русских людей воспевали в живописных произведениях Васнецов, Нестеров, Малявин, Кустодиев, Пластов, братья Ткачевы.

В их живописные полотна надо вглядываться, чтобы полнее раскрыть темы заданий и почерпнуть знания о русском народном костюме.

Неповторимые образы, запечатленные в работах русских художников Тропинина, Репина, Крамского, Борисова-Мусатова знакомят нас с костюмами русского дворянского сословия, костюмом аристократии. По их живописным и графическим работам дети учатся изображению героев тем композиции 3 курса «Литературный герой» (например, по литературным произведениям А.С. Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» и др.), « В залах дворца», также фигура в костюме может присутствовать в « Архитектурной композиции» на 2-м курсе.

Для решения задач композиции на темы «Жития святых», «Рождество», «Православные праздники», «История Руси» необходимо изучение костюма царя и духовенства.

Основные виды одежды духовенства – подрясник типа кафтана и верхняя ряса. Головным убором служит белый или черный клобук. Во время службы надевается специальное облачение: стихарь – прямоугольный кусок ткани, не сшитый по бокам, орарь – широкая, с крестами лента на левое плечо до пояса, фелонь – круглая накидка с вырезом для головы. Цвет облачения зависит от праздников.

Знания о костюме духовенства понадобились ученице Зубовой Арине при выполнении итоговой аттестационной работы «Белые платочки» (педагог Воронкова Т.В.).


Применение знаний об истории костюма России при выполнении итоговых аттестационных работ на четвертом курсе детской художественной школы.

Бурные страницы родной истории рассказывают о подвигах исторических личностей, государственной и культурной жизни России. Раскрытие таких важных исторических тем, как «Русь», «Моя Родина», «Личность в истории», «Петр I и русский флот», «Куликово поле», «Герои войны 1812 года», «Дом Романовых», «Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945)» при выполнении итоговых аттестационных работ невозможно без изучения истории костюма России.

В пейзажной композиции «Русь» учащаяся художественной школы Романенко Евгения (педагог Устинова И.В.) с большой любовью показала глубокий образ крестьянской девушки – образ Родины. Статная лебедушка в длинном, расширенном книзу алом сарафане, в светлой, свободной, льняной, цельнокроеной рубахе с вышивкой красными нитями на рукавах, по горловине красной лентой, с головной девичьей повязкой на красивых русых волосах изображена на ее работе.

На композиции «Мечта» Волк Виолетты (педагог Воронкова Т.В.) Петр I изображен в простой свободной белой рубахе и темно-голубом камзоле. Энергичная натура Петра, его активная деятельность отражены и в костюме. Для Петровской эпохи характерно влияние голландского, немецкого и французского костюмов.

Тема «Герои войны 1812 года» заставила Кулачкина Григория (педагог Устинова И.В.) больше узнать о военной форме Михаила Кутузова и Барклая де Толли. На них военные мундиры с эполетами – символ воинской чести и достоинства, высокие сапоги ботфорты и головные уборы (кивер) с кокардой и султаном из перьев.

А Наташа Ростова в композиции «Бал Наташи Ростовой» Давыдовой Анны (педагог Устинова И.В.) по произведению Л.Н. Толстого «Война и мир» танцует в платье стиля ампир, т.к. общеевропейская мода аристократии находилась под влиянием французской моды. На ней платье с высокой талией и узким лифом из прозрачной ткани и длинной струящейся юбке.

А.С. Пушкин на аттестационной работе Зотовой Ольги «Золотая осень» (педагог Воронкова Т.В.) одет по мужской моде начала XIX века – эпохи романтизма. На нем синий шерстяной сюртук, под сюртуком – жилет, редингот, в руках – высокая шляпа с полями – цилиндр, белая шелковая рубашка с высоким воротником. Галстук в эпоху романтизма завязывали особым узлом, как шейный платок или шарф, не «сковывая духа…».

Волнует учащихся художественной школы тема композиции по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Выполнение зарисовок героев произведения Евгения и Татьяны требует изучения моды эпохи – эпохи романтизма. На композиции Свичкаревой Екатерины Евгений, «как денди лондонский одет», в темно-коричневом фраке, в белом шейном платке, в руках цилиндр.

Татьяна – в темно-синем платье с завышенной талией и рукавом-фонариком.

Стиль денди (англ. «эффектный, блистательный») появился в Англии и распространился по всей Европе. Это символ высшей элегантности эпохи романтизма, первых трех десятилетий XIX века. Королем английских денди был Джорж Брайан Браммел. В числе денди называли Байрона, Диккенса, Бальзака, Стендаля, Чаадаева. Истинный денди одет безупречно, элегантно, дорого, просто, небрежно и неброско, всегда к месту.

Как правило, на нем фрак или сюртук, шелковый шейный платок под горло, перчатки, облегающие руку так, что видны очертания ногтей, цилиндр и трость, узкие книзу брюки и черные, довольно узкие туфли на небольшом каблуке.

В женской одежде эпоху романтизма отличает высокая талия, часто рукав– фонарь, оборки, рюши, кружева на юбках и рукавах. Костюм дополнялся капорами, перчатками и шалями.

Итоговые аттестационные работы по предмету «скульптура» требуют от учащихся художественной школы знаний истории костюма. Примером тому служат скульптуры – памятники М.В. Ломоносову ученицы Губайдулиной Наили, А.С. Пушкину, Федору Шаляпину Конобреевой Эльмиры (педагог Воронкова Т.В.).
Применение знаний об истории костюма России на занятиях

на начальном звене основного отделения детской художественной школы.
Привить и воспитать вкус, познакомить с богатой историей костюма России, помочь полюбить ее – задача педагога художественной школы.

На занятиях с детьми 7-11 лет по предметам

« Изобразительное искусство», «Композиция», «Декоративно-прикладное искусство», «Лепка» происходят важные, для многих первые открытия понятий по истории костюма России. Одним из таких интересных открытий для ребят является задание по предмету «Декоративно-прикладное искусство» «Костюм в технике коллажа».

Практическое задание выполнено учащимися группы 1-Н.

При выполнении задания дети знакомятся с понятиями: костюм, коллаж. А также приобретают навыки работы с различными по фактуре и цвету материалами.

Костюм- образно решенный ансамбль, объединяющий одежду, обувь, прическу, дополнения к костюму. Несет художественную идею, обусловленную назначением.

Коллаж (фр. – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, создание произведений путем наклеивания на основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, кружева, кожа, фольга, бусы и др.). Допускает применение объемных элементов, живописных материалов, красок.

Костюм создается по законам композиции: центра композиции, пропорций, симметрии и асимметрии, силуэта, цвета и тона, ритма, зрительных иллюзий, фактуры и текстуры, статики-динамики.

Ансамбль костюма обладает структурной связью между составляющими ее элементами, фигурой человека и средой.

Цель задания – создание современного костюма на тему «Россия».

Знакомство с образом русской красавицы, задание-игра, где картонную куколку, бережно сделанную своими руками, можно одеть в красивые кусочки алой ткани, украсить бусинками, соблюсти меру и вкус, поможет детям прикоснуться к родной культуре и полюбить ее.

За основу берется силуэт из картона, который можно сделать самим или с помощью учителя. Можно взять понравившийся силуэт из журналов мод.

Необходимые материалы и инструменты: картон цветной, ножницы, клей, цветная бумага, тесьма, пуговки, бусинки, кусочки тканей.
Работа над коллажом.
1.Вырезаем из картона силуэт фигуры в костюме.
2. Подбираем материалы на юбку, блузу и жилет. Совет: лучше брать материалы 3-х тонов в разных пропорциях: светлый, темный и средний тон.
3. Вырезаем детали костюма по шаблону.
4. Наклеиваем на силуэтную основу из картона.
5. Украшаем ленточками и бусинками пояс и бусы.
6. Лицо и руки можно выполнить из цветной бумаги или нарисовать пастелью.
7. Наклеиваем силуэт в костюме на лист цветного картона, подходящий по цвету и тону.

Коллаж готов.


Детям и педагогам, всем нам важно не забывать о наследии прошлого. В образах прошлого – источник вдохновения для новых произведений.

История России и костюма России для многих художников-живописцев (Сурикова, Тропинина, Репина, Крамского, Поленова, Борисова-Мусатова Васнецова, Нестерова, Коровина, Малявина, Кустодиева, Пластова, братьев Ткачевых), художников-модельеров (К.Диора, В. Зайцева и др.) – это история любви, вдохновения культурой, не только пестрыми платками, сарафанами, матрешками, мехами, но и глубиной русской души, историей, отражающейся во внешнем облике русского народного костюма.



Ценить и любить родную русскую историю и русский костюм надо научиться самим и привить эту любовь детям – учащимся художественной школы. В этой любви к костюму давно ушедших поколений – начало исторического самосознания и патриотизма.
Список используемой литературы.



  1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов.

–М.: Легпромбытиздат, 1997.

  1. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. – М.: Академия моды, 1993.

  2. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – М.: Астрель: АСТ: ЛЮКС, 2006.

  3. Каминская Н.М. История костюма. - М.: «Легкая индустрия»,1977.

  4. Современная энциклопедия. Мода и стиль Главный редактор – Володин В. – М.: Аванта +, 2002.

  5. Куклы мира. Ред. Группа: Ананьева Е., Евсеева Т. – М: Аванта +, 2005.

  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 кл.: в 4ч. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.

  7. Нанн Джоан. История костюма 1200-2000 –М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  8. Бонгард Каролин. Диор: под знаком искусства. Каталог. ГМИИ им. А.С. Пушкина. – М: ЗАО Издательство «Красная площадь», 2011.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница