Профилактическая коммунальная стоматология



Скачать 448,34 Kb.
страница1/11
Дата18.11.2016
Размер448,34 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Профилактическая

коммунальная стоматология

Практическое руководство под редакцией

проф. С.Н. Гаражи и проф. Н.Н. Гаражи

Ставрополь


2015
УДК 616.31-084 (07.07)

ББК 56.61-8 я7

П 84

Коллектив авторов: С.Н. Гаража, Н.Н. Гаража, Зеленская, М.Н. Орлов, В.Н. Ивенский, А.Н. Бражникова, И.С. Гаража , А.О. Готлиб, , И.А. Кражан, В.В. Цыпленкова, С.Г. Шилова.
Профилактическая коммунальная стоматология: практическое руководство / под ред. проф. С.Н. Гаражи и проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2015 г. - 204 с.

В руководстве отражены вопросы эпидемиологии стоматологических заболеваний, системы стоматологической помощи населению, планирование программ профилактики на коммунальном уровне, методы оценки эффективности лечебной помощи, обсуждаемые на практических занятиях.

Руководство предназначено для преподавателей и студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений и врачей-стоматологов.
Рецензент зав.кафедрой стоматологии Ставропольского государственного

медицинского университета д.м.н., профессор С.В. Сирак .

Рецензент д.м.н., главный врач ГАУЗ СК «Городская стоматологическая

поликлиника № 1» г. Ставрополя М.П. Порфириадис


ISBN

УДК 616.31-084 (07.07)

ББК 56.61-8 я7

П 84
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ

ISBN © Коллектив авторов, 2015

© Ставропольский государственный медицинский университет, 2015


Оглавление

Практическое занятие 1.

Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Цель и задачи, документация, основные этапы.



Практическое занятие 2.

Методы эпидемиологического исследования и анализ их результатов.



Практическое занятие 3.

Ситуационный анализ – основа планирования программ профилактики

стоматологических заболеваний.

Практическое занятие 4.

Планирование коммунальной профилактики стоматологических заболеваний.



Практическое занятие 5.

Планирование стоматологической помощи населению.



Практическое занятие 6.

Системы стоматологической помощи населению.



Практическое занятие 7.

Значение индивидуальной медицинской деятельности в системе

стоматологической помощи населению.

Практическое занятие 8.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний.



Практическое занятие 9.

Профилактика кариеса зубов.



Практическое занятие 10.

Применение фторидов в коммунальных программах профилактики кариеса зубов.



Практическое занятие 11.

Профилактика заболеваний пародонта.



Практическое занятие 12.

Гигиена полости рта – индивидуальная и профессиональная. Методы и средства удаления зубных отложений.



Практическое занятие 13.

Гигиеническое обучение, воспитание и санитарное просвещение.



Практическое занятие 14.

Организационные мероприятия, обеспечивающие внедрение и оценку

коммунальной профилактики стоматологических заболеваний.

Практическое занятие 15.

Коммунальные программы профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый образ жизни.



Практическое занятие 16.

Этика врача- стоматолога.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема. Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Цель и задачи, основные этапы.
Цель. Ознакомить студентов с особенностями эпидемиологического обследования в стоматологии.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Учебный и лечебный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, стоматологические кресла, наборы стоматологических инструментов.

Учебные пособия: фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи, таблицы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Клиническая часть

Демонстрация преподавателем методики определения состояния твердых тканей зубов и пародонта.


Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия Стоматологический инструментарий и оборудование, диагностика и лечение кариеса и заболеваний пародонта (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний).

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Эпидемиологическое обследование. Цель и основные задачи, которые можно решить с его помощью. Основные этапы эпидемиологического обследования: I – подготовительный этап; II – непосредственное обследование; III – подсчет и оценка результатов. Собеседование по учебным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов обследования больного и заполнения эпидемиологических карт.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр студентами полости рта друг у друга и проведение зондирования, перкуссии и пальпации.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Для внедрения первичной профилактики стоматологических забо­леваний необходимо проведение комплекса мер, в обязательном поряд­ке включающих эпидемиологическое обследование населения (Е.В. Боровс­кий, II.А. Леус, В.К. Леонтьев и др., 1985).

Эпидемиологическое обследование необходимо для выявления двух основных показателей: распространенности стоматологических заболеваний и интенсивности поражения ими. Распространенность за­болеваний обычно выражается в процентах (число больных на 100 осмотрен­ных), а интенсивность поражения — с помощью специальных индек­сов. Так, интенсивность кариеса зубов выражается индексами кп, КПУ, кпп, КПпУ; глубина поражений тканей пародонта — индексами PJ, РМА, кровоточивости десен, глубины десневых карманов и т.д.

Цель эпидемиологического исследования — накопление, систематизация и анализ сведений о наличии определенной болезни, о факторах, которые приводят к ее возникновению у определенных людей или групп людей или влияют на ее возникновение и течение.

С помощью эпидемиологического обследования необходимо ре­шить следующие основные задачи:

- оценить распространенность и интенсивность основных стома­тологических заболеваний;

- выявить потребность в их лечении;

- определить качество санации полости рта;

- сравнить состояние заболеваемости в различных регионах;

- рассчитать силы и средства, необходимые для лечебно-профи­лактической работы;

- выявить фоновые (исходные) данные стоматологической заболе­ваемости, необходимые для дальнейшего определения эффективности профилактической работы.

Любое эпидемиологическое обследование состоит из трех последова­тельных этапов: I — подготовительный, II — непосредственное обсле­дование, III — подсчет и оценка результатов.

I. Подготовительный этап включает в себя формирование смотро­вой группы, освоившей методику обследования, знакомой с критериями оценки поражения органов и тканей полости рта. Небольшая рабочая группа специалистов (обычно 2—3 человека) должна пройти соответ­ствующую подготовку, чтобы однозначно оценивать стоматологический статус. Различия между отдельными исследованиями должны быть минимальными. Поэтому необходимо проводить так называемую калиб­ровку исследователей и исследований. Калибровка включает в себя:

- одинаковую интерпретацию, понимание и применение критери­ев различных заболеваний и состояний;

- уверенность, что каждый исследователь осматривает по посто­янному стандарту, и вариации между отдельными исследованиями ми­нимальны.

Если в работе участвует один врач, то при повторных осмотрах той же группы должно быть не менее 80% совпадений результатов. Если рабо­тает группа врачей, то верные эпидемиологические данные могут быть получены при расхождении не более 15% результатов обследования. При недостаточности смотрового инструментария (зондов, зеркал) в состав смотровой группы желательно ввести медицинскую сестру для обеспечения возможности обработки инструментов и непрерывного ве­дения осмотра.

Для эпидемиологического обследования необходимо иметь предва­рительные данные об условиях в каждом регионе и заболеваемости в нем (на основе литературных данных и предыдущих исследований). Районы осмотра и обследуемые контингенты населения выбираются в соответствии с целями и задачами их проведения. Популяционные под­группы должны представлять все население и все внешние факторы (климатогеографические условия, социально-экономический уровень, этнические группы и т.д.). Рекомендуется в каждую группу обследуе­мых включать одинаковое количество лиц мужского и женского пола. Легче всего организовать осмотр в дошкольных и школьных детских коллективах; труднее во взрослых контингентах, где сложно обеспе­чить однородность групп из-за различных условий быта, работы, пита­ния, профессии, состояния здоровья.

Выбор возрастных групп для обследования также диктуется его це­лями. Идеальным является подход, рекомендуемый ВОЗ. В соответ­ствии с ним. Возрастные группы формируются следующим образом: от одного года и до 19 лет через 1 год, затем через пятилетние и десяти­летние промежутки: 20—24, 25—29, 30—34, 35—44, 45—54, 55—64, 65 лет и старше. На практике обычно применяется упрощенный вари­ант осмотра ВОЗ, ограничивающий число возрастных групп и расши­ряющий возрастные промежутки: I группа — 5—6 лет, II — 12 лет, III — 15 лет, IV — 35 лет и V — 44 года. Первую возрастную группу пре­имущественно обследуют для достижения двух целей — выяснения уровня поражения первых постоянных моляров кариесом, а также зу­бов временного прикуса. При массовых осмотрах существует еще бо­лее сокращенный вариант: возрастные группы в 6,12 лет и взрослые - 35—44 года.

Серьезную проблему представляет выбор необходимого количества обследуемых в группах. В соответствии с имеющимися рекомендациями оно может составлять от нескольких десятков человек до сотен лиц в каждой об­следуемой возрастной группе. Количество обследуемых в основном дик­туется целями работы и допустимой стандартной ошибкой исследования. Так, для обеспечения точности определения индекса КПУ с ошибкой в 0,5% необходимо обследовать 400 человек, с ошибкой 0,7% — 200 чело­век и с ошибкой в 1% — 100 человек в одной возрастной группе. Эти цифры подходят для населения с высокой интенсивностью поражения зу­бов кариесом. Для населения с низким уровнем поражаемости количество обследуемых при заданной точности может быть на 50% меньше.

Обычно в регионе для эпидемиологических исследований доста­точно 10—15 районов. Если в зоне имеется большое количество при­езжего населения (30—50%), необходимо отдельно обследовать корен­ные и приезжие группы. Подбор обследуемых должен носить случай­ный характер, ни в коем случае это не должны быть посетители стома­тологических учреждений.

Перед планированием обследования необходимо провести согласо­вание с органами здравоохранения на местах, в первую очередь, с главными стоматологами городских, районных управлений здравоохранения. Они обычно хорошо ориентированы в конкретной местной ситуации и оказывают большую помощь в подборе контингентов обследуемых, подходящих школ, детских комбинатов, предприятий. Райстоматологи обычно согласуют обследование с местной администрацией, отде­лами кадров, проводят предварительный случайный отбор контингента с учетом только возрастного и профессионального факторов. Далее по спискам после согласования с руководством производственных под­разделений люди приглашаются на осмотр на минимальный (8— 10 минут) срок 3—5 человек одновременно.

Инструменты, оборудование и оснащение для эпидемиологическо­го обследования:

- острые угловые зонды;

- стоматологические зеркала;

- пародонтальные пуговчатые зонды;

- емкость для стерилизации инструментов;

- ватные стерильные валики;

- дезинфицирующий раствор;

- карты обследования.

Обеспечение инструментарием необходимо, как минимум, на один час работы. Однако при использовании современных растворов для быстрой стерилизации (холодной), а также при применении предварительной ультразвуковой подготовки, обеспечивающей обеззараживание инструментов буквально в минуты, количество их может быть минимальным. Проведение осмотров лучше осуществлять с использованием стоматологического кресла или стула с высокой спинкой и подголовником. Освещение во время осмотра должно быть постоянным.



II. Непосредственное обследование проводится по графам выбран­ной карты. Каждый пациент обследуется с помощью специальных стан­дартных инструментов и стандартных методик, обговоренных ранее. Дан­ные заносятся в соответствующие разделы и графы карты. Заполнение этих карт должно быть максимально стандартизировано, без лишних дан­ных и подробностей, что ускоряет процесс обследования и дальнейшей расшифровки результатов. В большинстве используемых у нас в стране карт применяются различные условные обозначения и цифры. Такой под­ход позволяет при анализе обрабатывать их на ЭВМ. Вместе с тем, эти же карты пригодны и для ручной обработки результатов, благодаря чему можно получить оперативную информацию. Большинство вопросов карты и результатов обследования подразумевает лишь два ответа: да или нет, что упрощает осмотр и уменьшает количество возможных ошибок.

Что касается самого осмотра, выявления стоматологических заболеваний, то к этому виду работы пригоден любой квалифицирован­ный стоматолог. Сложность заключается лишь в максимальной унифи­кации ответов и результатов осмотра, трактовки спорных клинических симптомов или фактов их отсутствия.

Ряд эпидемиологических обследований рассчитан на многократ­ные осмотры, динамическое наблюдение, осмотры смежных специа­листов, проведение параклинических методов, как это предусмотрено в карте ЦНИИСа. При проведении обследо­вания очень полезны повторные осмотры ряда лиц (выборочно) не­сколькими врачами. Получение одинаковых данных гарантирует каче­ство обследования.

III. Подсчет и оценка результатов. Начинается этот этап с расче­та распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариес и поражения пародонта, аномалии зубо-челюстной системы), их отдельных симптомов и показателей. Частота встре­чаемости тех или иных заболеваний или симптомов (распространенность) выражается в %. Интенсивность поражения – в среднем ариф­метическом на группу, школу, регион.

Среднее арифметическое обозначается «М». Для сравнения данных высчитывается среднее квадратичное отклонение «σ» и средняя ошиб­ка «m». Данные после расчета сводятся в единую таблицу, которая и является отражением заболеваемости обследуемой группы, учрежде­ния, региона.

Оценка уровня поражаемости населения стоматологическими забо­леваниями на основе результатов осмотра представляет собой непрос­тую задачу. Сложность се связана с тем, что единых критериев для страны в этом отношении не существует, так как уровень заболеваемо­сти определяется возрастом, климато-географическими особенностями, содержанием фтора в питьевой воде, правами и привычками человека (населения).

Оптимальным вариантом для выработки критерия пораженности основными стоматологическими заболеваниями должно быть установление «местных» показателей их распространенности и интенсив­ности. При этом сравнение их с аналогичными данными других регио­нов позволяет оценить степень стоматологической заболеваемости.

В практической работе принята схема оценки уровня заболеваемости кариесом по материалам эпидемиологических исследо­ваний (ВОЗ): по распространенности (50—70% — высокий; 70—90% — массовый; свыше 90% — сплошной); по интенсивности (до 3,0 — низкий; 3,0—6,0 — средний; более 6,0 — высокий).

Изучение особенностей климата, питания, состава воды, местных привычек позволяет выявить причину отклонений в заболеваемости. В Омской области, например, при «сплошной» поражаемости населения кариесом и интенсивности, приближающейся к «высокой», уровень заболеваемости можно оценить как очень высокий. Только на Крайнем Севере этот показатель выше. Чем это можно объяснить? Как показали до­полнительные исследования, в питьевой воде — минимальное содер­жание фтора и кальция (вода мягкая), климат также не отличается мягкостью, имеются серьезные нарушения в режиме и качестве питания, недостат­ки в гигиеническом содержании полости рта.

По данным эпидемиологических обследований можно не только оценить уровень заболеваемости и выяснить причины повышения это­го уровня, но также оценить эффективность оказания стоматологичес­кой помощи. Для такой оценки необходима раскладка индекса КПУ, то есть величина отдельных составных этого индекса «К», «П», «У». Если в структуре индекса КПУ преобладает «П», малы «У» и «К», то санационную работу следует оценить высоко. Если преобладает «К» — сана­ция не ведется, если преобладает или очень велик «У», значит, в комплексе санационных мероприятий преобладает хирургическая тактика в ущерб консервативной.
Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо эпидемиологическое обследование?

2. В чем выражается распространенность заболеваний?

3. В чем выражается интенсивность заболеваний?

4. Какие основные задачи решаются с помощью эпидемиологического обследования?

5. Из каких этапов состоит любое эпидемиологическое обследование?

6. Что включает в себя подготовительный этап?

7. Что необходимо иметь для эпидемиологического обследования?

8. Какой выбор возрастных групп рекомендован ВОЗ?

9. Как проводится непосредственное обследование?

10. Как проводится подсчет и оценка результатов обследования?
Ситуационные задачи

1. С помощью эпидемиологического обследования специалисты должны решить шесть задач. Верно ли это? Перечислите эти задачи.

2. Распространенность заболеваний выражается с помощью индексов. Верно ли это?

3. Интенсивность поражения выражается в процентах. Так ли это?

4. В подготовительном этапе эпидемиологического обследования формируется рабочая группа исследователей. Сколько человек входит в данную группу?

5. Какое должно быть различие между отдельными исследованиями?

6. Анализ исследователей и исследований включает в себя одинаковую интерпретацию, понимание и применение критериев различных заболеваний и состояний. Верно ли это?

7. Для эпидемиологических исследований в каждом регионе обследуются 5-10 районов. Правильно ли это?

8. Для осмотра на предприятиях после согласования с руководством обследуемые лица приглашаются на осмотр на 20 минут по 6-7 человек. Верно ли это?

9. После проведенного обследования и заполнения эпидемиологические карты отдаются для обработки на ЭВМ. Достаточно ли этого?

10. В практической работе принята следующая схема оценки уровня заболеваемости кариесом: по распространенности (50-70% - высокий; 70-90% - массовый; свыше 90% - сплошной).

Верно ли это?


Тестовый контроль знаний

1. Распространенность стоматологических заболеваний выражается:

а) индексами;

б) в процентах;

в) КПУ.

2. Интенсивность стоматологических заболеваний выражается:



а) индексами;

б) в процентах;

в) КПУ.

3. Какое количество задач решается с помощью эпидемиологического обследования?



а) 1;

б) 3;


в) 5;

г) 6;


д) 10.

4. Из скольких этапов состоит любое эпидемиологическое обследование?

а) 3;


б) 4;

в) 5;


г) 6.

5. Рабочая группа исследователей состоит из:

а) 1-2 человек;

б) 2-3 человек;

в) 3-4 человек;

г) 5 человек.

6. При повторных осмотрах одной и той же группы должно быть совпадение результатов:

а) 100%;


б) 90%;

в) 80%;


г) 70%.

7. Для обеспечения возможности обработки инструментов и непрерывного осмотра в состав смотровой группы нужно ввести:

а) санитарку;

б) медицинскую сестру;

в) врача-стоматолога.

8. Выбор возрастных групп для обследования:

а) I группа – 5-6 лет;

б) II группа – 11-12 лет;

в) III группа – 15 лет;

г) IV группа – 35 лет;

д) V группа – 44 года;

е) VI группа – 60 лет.

9. Для эпидемиологических исследований в одном регионе достаточно:

а) 1-3 района;

б) 3-5 районов;

в) 6-10 районов;

г) 10-15 районов.

10. Инструменты для эпидемиологического обследования:

а) острые угловые зонды;

б) шпатели;

в) экскаваторы;

г) стоматологические зеркала;

д) пародонтальные пуговчатые зонды.

Домашнее задание:

1) перечислить основные задачи, которые нужно решить с помощью эпидемиологического обследования;

2) кратко описать этапы эпидемиологического обследования;

3) перечислить инструменты и оснащение для эпидемиологического обследования.


Литература

1. Водолацкий М.П. и др. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний. Ставрополь, 2008 г.

2. Леус П.А. Коммунальная стоматология. Минск. 2000 г. – с. 9-19.

3. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. – Москва. Мед. книга; Н. Новгород; Изд-во НГМА, 2001. – с. 141-155.

4. Дмитриева Л.А. Терапевтическая стоматология. Москва, 2003 г.

5. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая. Москва, 2003 г.

6. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Тема. Методы эпидемиологического исследования и анализ их результатов. Документация
Цель. Ознакомить студентов с методами эпидемиологического исследования, основными показателями – распространенностью стоматологических заболеваний и интенсивностью поражения ими. Ознакомить с основным документом эпидемиологического обследования – специальной картой.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Учебный и лечебный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, стоматологические кресла, наборы стоматологических инструментов.

Учебные пособия: фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи, таблицы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Клиническая часть

Демонстрация преподавателем методики осмотра полости рта пациента и заполнение эпидемиологической карты исследования. Осмотр полости рта пациентов студентами и заполнение ими эпидемиологических карт.


Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия Стоматологический инструментарий и оборудование, диагностика и лечение кариеса и заболеваний пародонта (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Эпидемиологическое обследование и два основных его показателя: распространенность стоматологических заболеваний и интенсивность поражения ими. Основной документ эпидемиологического обследования – карта, разработанная в ЦНИИ стоматологии, карта ВОЗ. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии. Собеседование по учебным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов обследования больного и заполнения эпидемиологических карт.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр студентами полости рта друг у друга с использованием стоматологического инструментария и заполнение эпидемиологических карт.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.

Аннотация
Планирование стоматологической помощи в любых объемах, в том числе и мероприятий по первичной профилактике, должно быть построено на специфическом ситуационном анализе, полученном в результате сбора эпидемиологических данных в пределах пяти лет, предшествовавших планированию. Это относится ко всем странам мира. Данные эпидемиологических исследований позволяют руководителям здравоохранения определить приоритеты и, соответственно, более эффективно использовать имеющиеся средства на удовлетворение первостепенных нужд населения в стоматологической помощи и обеспечении здоровья.
Полученные эпидемиологические сведения позволяют:

- оценить распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний;

- выявить потребность в их профилактике и лечении;

- определить качество стоматологической помощи;

- сравнить состояние заболеваемости в различных регионах;

- ставить измеримые цели для стоматологического здоровья;

- ставить количественные и качественные задачи для стоматологической помощи и для промышленности, выпускающей стоматологическое оборудование, материалы, лекарственные препараты.
Эпидемиология - наука, изучающая взаимосвязь различных факторов, определяющих частоту и распространение болезней в человеческом обществе.
Эпидемиология в стоматологии изучает этиологию и распространение стоматологических болезней среди населения.
Методы эпидемиологических исследований в стоматологии: сплошной – требует много времени и материальных средств; выборочный – широко используется в научных исследованиях; разведочный – рекомендован ВОЗ; менее трудоемкий по сравнению с другими и достаточно информативный.

Планируемое эпидемиологическое обследование должно иметь конкретную цель с тем, чтобы все полученные данные были использованы с максимальной эффективностью. Тотальное стоматологическое обследование населения страны практически невозможно из-за большой его стоимости. Всемирная организация здравоохранения разработала методологии выборочных осмотров, позволяющих определять стоматологический статус ключевых групп населения. В 1996 году подготовлено к изданию руководство ВОЗ по стоматологическому обследованию с компьютерной программой обработки данных. Методы осмотра базируются на последних достижениях диагностики стоматологических заболеваний. Кроме выявления кариеса зубов и заболеваний периодонта, стоматологическое обследование включает наружный осмотр головы, лица и шеи, челюстно-лицевого сустава, слизистой оболочки рта, определение некариозных дефектов зубов и ряда других болезней и состояний, имеющих практическое значение для планирования стоматологической помощи. Компьютерная программа позволяет проводить выборочную обработку данных отдельных заболеваний, например, кариеса зубов или проявлений СПИДа. Предусмотрена возможность получения необходимых данных путем обследования сравнительно небольшого контингента населения определенных возрастных групп.

Эпидемиологические обследования населения должны проводиться при наличии четкого плана последующего использования полученных результатов. Особенно это важно при организации крупномасштабных эпидемиологических исследований, например, на уровне страны, на что потребуются значительные финансовые расходы.

В прошлом в эпидемиологии чаще применяли сплошной или выборочный метод. В России, начиная с 1961 года, проведены крупномасштабные обследования населения (сотни тысяч), однако заболеваемость кариесом на уровне страны до конца не изучена.

Разведочный метод - наиболее экономичный и эффективный. Он предложен в 1962 году доктором D. Barmes, ученым из Австралии, который впоследствии возглавлял стоматологический отдел Всемирной организации здравоохранения в Женеве (1970-1995). Благодаря разведочному методу, рекомендованному ВОЗ, к настоящему времени почти все страны мира имеют достоверную информацию о стоматологическом здоровье своего населения.
Основные этапы “разведочного” исследования по ВОЗ:

- планирование;

- выборка населения дли осмотров:

- возрастные группы (можно ключевые);

- структура выборки (города, сельские районы, социальные группы);

- размер выборки (не менее 40-50 человек);

- метод выборки (системная);

- сбор эпидемиологических данных:

- общая информация;

- клиническая оценка стоматологического статуса;

- анализ данных:

- результаты эпидемиологических исследований имеют определяющее значение для оценки стоматологического статуса населения и планирования стоматологической помощи па всех уровнях: от школы, предприятия, поселка до района, города, области, республики.


Объект исследования

Для эпидемиологических исследований необходимо иметь представление об условиях в каждом обследуемом регионе и заболеваемости н нем (на основе литературных данных и предыдущих обследований). Необходимо провести пробное обследование, которое может помочь как в подготовке персонала, так и в организации основного обследования.



Популяционные подгруппы должны представлять все население и все внешние факторы (климато-географические условия, социально-экономический уровень, окружающая среда, этнические группы и др.). Рекомендуется в каждую группу обследуемых включать одинаковое количество лиц мужского и женского пола.

Группировка по возрасту. Обследуются дети в возрасте 12 лет, взрослые 18 лет, 35-44 лет и 65-74 лет. Наиболее важными ключевыми возрастными группами населения являются 12-летние дети и 35-44-летние взрослые. В каждом регионе следует осматривать параллельно две группы жителей (сельскую и городскую) одного и того же возраста. В крупных городах (более одного миллиона жителей) рекомендуется осмотреть по две-три группы из различных административных районов. Необходимо обследовать несколько добавочных пунктов в каждом городе, поскольку в разных районах могут действовать отдельные специфические факторы (загрязнение окружающей среды, наличие водоисточников с неодинаковым содержанием фтора и др.). Если в районе имеется большое количество приезжего населения (30-50%), необходимо обследовать местных и приезжих.

Размер выборки. Размер групп определяется требуемой точностью исследования. В одном районе количество людей для обследования одной возрастной группы должно быть не менее 40-50 человек. Число обследованных может быть изменено в большую сторону, в зависимости от экономических возможностей и целей исследования.

Методы выборки. Для обследования взрослого населения планируется посещение учебных заведений, предприятий и т.д., в которых могут быть выборочно осмотрены 40-50 индивидуумов из ста человек одной возрастной группы. Используют списки учащихся, рабочих и др.

Организация осмотров

При проведении осмотров необходим тесный контакт с администрацией тех учреждений, где осуществляется обследование. Регистрацию данных осмотра проводит ассистент, которого необходимо предварительно проинструктировать, чтобы он мог не только правильно записать данные, но и распознать явные ошибки, сделанные исследователем. Кроме того, необходим помощник для организации потока обследуемых, проверки карт (все ли данные занесены и т.д.), снабжения инструментарием и дp. В конце рабочего дня исследователь должен обязательно проверить точность и правильность заполнения карт обследования.

Для осмотров необходимы следующие инструменты: зубоврачебные зонды, стоматологические зеркала, периодонтальные зонды, стерилизатор, перчатки и маски в достаточном количестве.

Для удобства в работе желательно обеспечить исследователя наборами стерильных инструментов на целый день. Осмотры полости рта лучше осуществлять при положении обследуемого в стоматологическом кресле, однако допускаются и другие приспособления (стул с высокой спинкой, топчан). Освещение во время осмотра должно быть адекватным и постоянным (искусственным или дневным).

Стоматологическое обследование должно осуществляться в строгом соответствии с методологией ВОЗ. Данные обследования записываются в стандартную форму ВОЗ или в иные карты, соответствующие целям исследования и пригодные для компьютерной обработки.




Персонал

Проводить эпидемиологическое обследование должна небольшая группа специалистов-стоматологов, проявивших готовность работать в тесном контакте друг с другом. Эти специалисты должны пройти соответствующую подготовку для того, чтобы одинаково правильно оценивать стоматологический статус. Различия между отдельными исследованиями должны быть минимальными, поэтому необходимо проводить так называемую калибровку исследователей.

Предметом стандартизации и калибровки методов обследования является следующее:


  1. одинаковая интерпретация, понимание и применение критериев различных заболеваний и состояний;

  2. уверенность, что каждый исследователь придерживается стандартов так, что вариации между отдельными врачами минимальны.

Если в работе участвует один исследователь, то при выполнении повторных осмотров одной и той же труппы обследуемых у него должно быть не менее 60% совпадений результатов (калибровка исследователя). Если работает группа исследователей, необходимо оценивать не только каждого, но и вариации между всеми (калибровка исследователей). Это достигается при обследовании одной и той же группы (не менее 20 человек) каждым из исследователей рабочей группы. Если сводные данные имеют большие отклонения, необходим повторный осмотр этого же контингента для выявления ошибок. Если кто-то из исследователей постоянно делает ошибки, и его (ее) мнение расходится с большинством, этого исследователя следует исключить из эпидемиологической группы, однако это не является свидетельством его профессиональной непригодности.

Поскольку каждый исследователь с течением времени в результате приобретенного опыта может несколько по-иному оценивать стоматологический статус, желательно, чтобы были проведены повторные исследования около 10% осмотренного населения, при этом исследователь не должен знать заранее, кого осматривает повторно.

Проведение достоверного эпидемиологического обследования можно осуществить лишь тогда, когда расхождение результатов между отдельными исследователями при калибровке будет менее 10%. В противном случае полученные данные и их интерпретация могут быть ошибочными.


Рекомендации ВОЗ по диагностике кариеса зубов в эпидемиологических исследованиях.

Кариес регистрируется:

- размягченное дно;

- подрытая эмаль;

- размягченная стенка фиссуры;

- размягчение эмали на гладкой поверхности;

- зонд входит в полость на апроксималъной поверхности.
Кариес не регистрируется:

- белые пятна;

- шероховатая эмаль;

- пигментирование ямки, фиссуры;

- зонд задерживается в фиссуре, но нет размягчения или подрытых краев;

- пигментированноеное пятно (сомнения).


Классификация уровней кариеса по ВОЗ (1980 г.) в возрастной группе 35-44 лет:


КПУ

Уровень кариеса

0.2-1.5

очень низкий

1.6-6.2

низкий

6.3-12.7

средний

12.8-16.2

высокий

» 16.3

очень высокий

Изучение стоматологической заболеваемости возможно не только методом эпидемиологических исследований, но и путем анализа случаев обращения пациентов. Для этой цели используются данные зубной формулы в амбулаторной карте, а также диагнозы и методы лечения.


Карта эпидемиологического обследования

Карта ЦНИИС позволяет получить исчерпываю­щую информацию о стоматологической заболеваемости по многим па­раметрам, она многогранна и всеобъемлюща. Вместе с тем, заполне­ние ее занимает много времени и требует специальной подготовки



КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЦНИИС ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ





  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Фамилия 01. № карты

02. Дата 05. Место обследования


03. Пол: муж. 1; жен. 2 06. Тип населенного пункта: город – 1;

пригород – 2; село – 3

04. Возраст: полных 07. Длительность проживания:

лет местный – 1; приезжий – 2

1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ: Без заметных отклонений – 1;

отягощен хроническими заболеваниями – 2; нарушения развития (до 18 лет) – 3.

Жалобы


2. ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ (ОПЕРАЦИЙ) ТРЕБУЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

нет = 0


диагноз есть = 1 (10%)

3. ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ:

нет = 0

диагноз есть = 1 (30%)


4. ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ РТА: нет=0; есть: 1,2,3,4,5


4.1 Острые/хронические (излечимые) код 1 (80%)

диагноз


4.2 Хронические плохо поддающиеся лечению код 2 (60%)

диагноз


4.3 Предрак код 3 (30%)

диагноз


4.4 Рак (локализация) код 4 (10%)

диагноз


4.5 Проявления общих болезней, угрожающих жизни код 5 (10%)

диагноз


5. АНОМАЛИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗУБОВ И ЧЕЛЮСТЕЙ: нет=0; есть: 1,2
5.1 Требующие ортодонтического лечения код 1 (70%)

диагноз


    1. Требующие хирургического лечения код 2 (20%)

диагноз
6. НЕКАРИОЗНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ И КАРИЕС НА СТАДИИ ПЯТНА:

нет = 0;

есть: 1, 2, 3

6.1 Клиновидные дефекты (консервативное лечение) код 1 (90 %)

6.2 Кариозные пятна 1-3 зубов код 1 (90 %)

6.3 Кариозные пятна 4 и более зубов код 2 (80 %)

6.4 Флюороз III ст. код 2 (80 %)

6.5 Эрозия эмали (консервативное лечение) код 2 (80 %)

6.6 Эрозия эмали (восстановительное лечение) код 3 (70 %)


6.7 Гипоплазия (восстановительное лечение) код 3 (70 %)

6.8 Клиновидные дефекты (восстановительное лечение) код 3 (70 %)

6.9 Флюороз IV—V степени код 3 (70 %)

7. БОЛЕЗНИ ПАРОДОНТА ПО ИНДЕКСУ КПИ: 1, 2, 3, 4

Код для определения индекса КПИ 0,1 —1,0 риск 1 (90 %)

1,1—2,0 лег кий 2 (80 %)

2,1—3,5 средний 3 (70 %)

3,6—5,0 тяжелый 4 (30 %)

нет признаков поражения – 0 камень – 3

налет – 1 карман – 4

кровоточивость – 2 подвижность

8. КАРИЕС ЗУБОВ И ОСЛОЖНЕНИЯ: нет = 0; есть: 1, 2, 3, 4, 5, 6

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 КПУ

18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 КПУ
низкий 1 (80 %)

средний 2 (70 %)

высокий 4 (50 %)

очень высокий 6 (20 %)

85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
Коды для записи зубной формулы:

интактный – 0 удален, невосстановлен – 3 периодонтит – 6 К 1 2 (70 %)

кариес – 1 удален, восстановлен – 4 искусственная К 2-3 3 (60 %)

коронка – 7 К 4 4 (50 %)

пломба – 2 пульпит – 5 не прорезался – 8 пульпит 4 (50 %)

периодонтит 5 (40 %)



Уровень интенсивности кариеса

низкий

средний

высокий

очень высокий

- 8 лет кп: № лет

- 19 лет КПУ: № лет – 5

- 20 лет КПУ: № лет


≤ 0,4

≤ 0,3


< 0,15

0,5 – 0,8

0,4 – 0,6

0,15 – 0,30


0,9 – 1,2

0,7 – 0,9

0,31 – 0,60


>1,3

>1

>0,60


9. АДЕНТИЯ ВТОРИЧНАЯ нет = 0; есть: 1, 2, 3, 4

9.1 «У» 1 (не восстановлен протезом) код 1 (40 %)

9.2 «У» 2 (не восстановлены протезами) код 2 (30 %)

9.3 «У» 3 и более зубов (не восстановленных протезами) код 3 (20 %)

9.4 Полная адентия, восстановленная протезами код 4 (20 %)

9.5 Полная адентия, не восстановленная протезами код 5 (10 %)

10. ЗУБНЫЕ ПРОТЕЗЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ПЕРЕДЕЛКИ: нет-0; есть: 1, 2, 3

10.1 Искусственные коронки код 1 (70 %)

10.2 Мостовидные протезы код 2 (30 %)

10.3 Сложные/полные съемные протезы код 3 (10 %
Карта ВОЗ более проста, заполнение ее много проще, однако гораздо меньше объем и качество получаемой при ее обработке информации. В руководстве по использованию карты описаны правила ее заполнения, коды и критерии диагностики. Перед осмотром необходимо закодировать цифрами национальность, профессию, местность, исследователей. Рекомендуется предварительно выяснить, какие профессии и национальности встречаются чаще всего, чтобы обозначить каждую из них цифровым кодом (1, 2, 3 и т.д.). Для обозначения местности цифрами кодируют область, район, город, и др. (например 1, 01, 001 и т.д.). Каждому исследователю рабочей группы присваивают определенный номер (1,2,3 ...). Заполнение карты начинается с даты обследования (год, месяц, число) порядкового номера.
Контрольные вопросы

1. На чем должно быть построено планирование стоматологической помощи?

2. Что позволяют оценить полученные эпидемиологические сведения?

3. Дайте определение эпидемиологии.

4. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии.

5. Дать понятие «объекта исследования».

6. Как организуются осмотры населения?

7. Правильная организация персонала во время обследования.

8. Карта эпидемиологического исследования ЦНИИС.

9. Карта эпидемиологического исследования по ВОЗ.

10. Какова классификация уровней кариеса по ВОЗ (1980 г.)?
Ситуационные задачи

1. При эпидемиологическом обследовании исследователи собирали данные о состоянии полости рта в течение трех лет. Далее провели анализ полученных данных. Верно ли это?

2. Эпидемиология изучает этиологию болезни среди населения, но не изучает ее распространение. Верно ли это?

3. Сплошной метод эпидемиологических исследований в стоматологии требует много времени и материальных средств. Правильно ли это?

4. Что, кроме кариеса зубов и заболеваний периодонта, включает выборочный метод эпидемиологического стоматологического обследования?

5. Разведочный метод был предложен доктором D. Barmes в 1972 году. Верно ли это?

6. Исследователи для эпидемиологического обследования по «разведочному методу» сформировали группы по 100 человек. Верно ли это?

7. Популяционные подгруппы должны представлять незначительную часть населения. Верно ли это?

8. При обследовании исследователи сгруппировали население по возрасту: взрослые 18 лет, 35-44 лет и 65-74 лет. Верно ли это?

9. В условиях каждой отдельно взятой области необходимо осмотреть десять возрастных групп. Верно ли это?

10. Для эпидемиологического осмотра врачи-стоматологи использовали следующие инструменты: пинцеты, шпатели и гладилки. Правильно ли это? Какие еще инструменты используются для осмотра?
Тестовый контроль знаний

1. Эпидемиология в стоматологии изучает:

а) причину и следствие заболеваний;

б) этиологию и распространение стоматологических заболеваний среди населения;

в) принципы местного и общего лечения стоматологических заболеваний.
2. Прежде чем проводить анализ полученных данных, эпидемиологическое обследование должно проводиться в течение:

а) двух лет;

б) трех лет;

в) четырех лет;

г) пяти лет;

д) десяти лет.

3. Методы эпидемиологических исследований в стоматологии:

а) развернутый;

б) сплошной;

в) выборочный;

г) открытый;

д) разведочный.


4. Разведочный метод предложен:

а) в 1975 году;

б) в 1962 году;

в) в 1959 году;

г) в 1980 году.
5. Популяционные подгруппы представляют:

а) климато-географические условия;

б) пол;

в) возраст;



г) социально-экономический уровень;

д) этнические группы;

е) профессиональная деятельность.
6. В каждую группу обследуемых необходимо включать:

а) 20% мужчин, 80% женщин;

б) 30% мужчин, 70% женщин;

в) 40% мужчин, 60% женщин;

г) 50% мужчин, 50% женщин.
7. Если в работе участвует один исследователь, то при повторных осмотрах в одной и той же группе должно быть:

а) 10% совпадений результатов;

б) 20% совпадений результатов;

в) 50% совпадений результатов;

г) 60% совпадений результатов;

д) 100% совпадений результатов.


8. Взрослые обследуются в возрасте:

а) 25 лет;

б) 18 лет;

в) 35-44 лет;

г) 50-55 лет;

д) 65-74 лет.


9. Для осмотров необходимы следующие инструменты:

а) зубоврачебные зонды;

б) шпатели;

в) пинцеты;

г) стоматологические зонды;

д) пародонтологические зонды CPITN.


10. Проведение достоверного эпидемиологического обследования можно осуществить, когда расхождение результатов между исследованиями составляет:

а) 5%;


б) 1%;

в) 10%;


г) 30%.

Домашнее задание:

1) написать схему методов эпидемиологических исследований в стоматологии;

2) перечислить основные этапы «разведочного» исследования по ВОЗ;

3) перечислить инструменты, необходимые для осмотров.


Литература

1. Водолацкий М.П. и др. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний. Ставрополь, 2008 г.

2. Леус П.А. Коммунальная стоматология. Минск. 2000 г. – с. 9-19.

3. Дмитриева Л.А. Терапевтическая стоматология. Москва, 2003 г.

4. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая. Москва, 2003 г.

5. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 г.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3


Каталог: userfiles -> depts -> propaedeutics dental diseases
propaedeutics dental diseases -> Занятие №15 Тема. Пародонт. Строение и функции. Воспалительные заболевания пародонта. Клиника, диагностика
propaedeutics dental diseases -> Занятие №1 Тема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение предмета и его задач. Организация работы и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории
propaedeutics dental diseases -> Занятие №2 Тема: Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические свойства, биосовместимость стоматологических материалов. Контроль качества стоматологи-ческих материалов
propaedeutics dental diseases -> Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
propaedeutics dental diseases -> Тема. Эндодонтические пломбировочные материалы. Классификация и препараты для временного пломбирования корневых каналов пластичные нетвердеющие материалы (силеры)
propaedeutics dental diseases -> Стоматологическое материаловедение прикладная наука о мате-риалах для стоматологии. «Идеальный» стоматологический мате-риал. Классификация стоматологических материалов и принципы ее построения
propaedeutics dental diseases -> Практическое занятие №1
propaedeutics dental diseases -> Занятие №1 Тема. Эндодонт. Строение, топография зубной полости и этапы ее раскрытия у интактных резцов
propaedeutics dental diseases -> I практическое занятие №1
propaedeutics dental diseases -> Занятие №13 Тема. Ошибки при пломбировании кариозных полостей, их предупреждение и устранение. Техника удаления пломб из различных материалов. Коффердам. Устройство и методика применения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница