Программа дисциплины "Дефектология"



Скачать 139,78 Kb.

Дата01.08.2018
Размер139,78 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Отделение педагогики
подписано электронно-цифровой подписью
Программа дисциплины
Дефектология Б3.Б.2.8
Направление подготовки: 050400.62 - Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очное
Язык обучения: русский
Автор(ы):
Твардовская А.А.
Рецензент(ы):
Ахметзянова А.И.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий(ая) кафедрой: Ахметзянова А. И.
Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 201__г
Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования (отделения педагогики):
Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 201__г
Регистрационный No 801225514
Казань
2014

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 2 из 15.
Содержание
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
7. Литература
8. Интернет-ресурсы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины/модуля согласно утвержденному учебному плану

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 3 из 15.
Программу дисциплины разработал(а)(и) старший преподаватель, к.н. Твардовская А.А.
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики отделение педагогики ,
Alla.Tvardovskaya@kpfu.ru
1. Цели освоения дисциплины
Подготовка бакалавра к успешному осуществлению профессиональной деятельности требует глубокого знания общих закономерностей психического развития детей, психолого-педагогических условий и специальных педагогических технологий,
обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у детей нарушений вторичной и третичной природы, что обуславливает необходимость изучения данного курса.
Целью настоящего курса является подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам развития детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности с учетом их психологических и физических возможностей.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего
профессионального образования
Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б3.Б.2 Профессиональный" основной образовательной программы 050400.62 Психолого-педагогическое образование и относится к базовой (общепрофессиональной) части. Осваивается на 3 курсе, 6 семестр.
Курс "Дефектология" относится к одному из интегрированных современных учебный курсов.
Дисциплина изучается в 6 семестре, и относится к базовой части общепрофессионального цикла дисциплин и входит в модуль 1 : "Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности".
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки,полученные на других предметах психолого-педагогического цикла. В процессе его изучения осуществляется опора на ранее полученные сведения по таким дисциплинам, как "Анатомия и возрастная физиология", "Основы педиатрии и гигиены", "Психология развития", "Общая и экспериментальная психология", а также на личный опыт студентов.
Знания и умения, сформированные в ходе изучения данного курса, закрепляются и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения следующим дисциплинам:
"Коррекционная педагогика с основами специальной психологии",
"Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом", "Социальная педагогика", а также во время прохождения практик.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
/модуля
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Шифр компетенции
Расшифровка
приобретаемой компетенции
ОПК-1
(профессиональные компетенции)
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
ОПК-12
(профессиональные компетенции)
способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.
ОПК-4
(профессиональные компетенции)
готов использовать знание различных теорий обучения,
воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 4 из 15.
Шифр компетенции
Расшифровка
приобретаемой компетенции
ОПК-8
(профессиональные компетенции)
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
ОПК-9
(профессиональные компетенции)
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;
В результате освоения дисциплины студент:
1. должен знать:
- концептуальные положения ученых, педагогов, психологов по проблемам воспитания и обучения детей с определенными нарушениями в развитии;
- особенности педагогической деятельности по отношению к детям с отклонениями в развитии;
- цели и задачи воспитательного и образовательного процесса в специализированных учебных заведениях;
- специфику педагогической деятельности с различными видами нарушений в развитии детей;
- особенности и образовательные возможности детей с проблемами в развитии;
2. должен уметь:
- в случае необходимости, построить педагогический процесс согласно степени и выраженности отклонений у ребенка, его образовательным возможностям;
- относиться к детям с нарушениями в развитии с любовью, терпением и верой в их возможности;
- получить необходимые знания и консультацию по специальной педагогике;
3. должен владеть:
- общепедагогической подготовки;
- самостоятельной работы;
- решения типовых педагогических задач, необходимых для работы с детьми и подростками с
ОВЗ.
4. должен демонстрировать способность и готовность:
- грамотно определять тип нозоологии и выстраивать систему социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных(ые) единиц(ы) 72 часа(ов).
Форма промежуточного контроля дисциплины зачет в 6 семестре.
Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50
баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к зачету
28 баллов.
86 баллов и более - "отлично" (отл.);
71-85 баллов - "хорошо" (хор.);
55-70 баллов - "удовлетворительно" (удов.);
54 балла и менее - "неудовлетворительно" (неуд.).
4.1 Структура и содержание аудиторной работы по дисциплине/ модулю
Тематический план дисциплины/модуля

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 5 из 15.
N
Раздел
Дисциплины/
Модуля
Семестр Неделя
семестра
Виды и часы
аудиторной работы,
их трудоемкость
(в часах)
Текущие формы
контроля
ЛекцииПрактические
занятия
Лабораторные
работы
1.
Тема 1. Дефектология как отрасль педагогической науки
6 1 -2 2
2 0
устный опрос
2.
Тема 2. Общая характеристика детей с ОВЗ
6 3-4 2
2 0
устный опрос
3.
Тема 3. Принципы организации специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
6 5-6 2
2 0
устный опрос
4.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального развития
6 7-9 2
4 0
тестирование
5.
Тема 5. Дети с замедленным психическим развитием (ЗПР)
6 10-12 2
4 0
устный опрос
6.
Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями
6 13-14 2
2 0
устный опрос
7.
Тема 7. Дети с речевыми нарушениями
6 15 0
2 0
устный опрос
8.
Тема 8. Нарушения опорно-двигательной системы,поведения.
Сложные дефекты.
6 16-17 0
2 0
устный опрос
. Тема . Итоговая форма контроля
6 0
0 0
зачет
Итого
12 20 0
4.2 Содержание дисциплины
Тема 1. Дефектология как отрасль педагогической науки
лекционное занятие (2 часа(ов)):

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 6 из 15.
Термин "дефектология". Его введение в научно-педагогический обиход В.П. Кащенко в начале
20 века. Термин "лечебная педагогика", использование его в Западной Европе. Становление педагогики детей с отклонениями в развитии в начале 19 века, влияние медицинской науки на основные средства преодоления нарушений: лечение, обучение и саморазвитие.
"Специальная педагогика" - система специальной, ориентированной на "особые потребности"
медикопсихологической помощи, как выражение подлинно гуманного отношения общества к детям, испытывающим трудности. "Коррекционная педагогика". Современная трактовка понятия Роль В.П. Кащенко и Д.В. Муратова в раскрытии содержания данного понятия.
Основные направления исследований современной коррекционной педагогики: диагностика,
профилактика, коррекция. Компенсация. Общее понятие. Процесс компенсации и резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Закон Л.С. Выготского превращения минуса дефекта в плюс компенсации. Пределы компенсации для разных форм дефектного развития. Условия успешного протекания компенсаторных процессов. Социальная реабилитация. Общее понятие. Средства реабилитации: медицинская помощь,специальное обучение, трудовая подготовка. Творческая реабилитация детей. Одаренные дети как проявление потенциальных возможностей развития детей с особыми потребностями.
практическое занятие (2 часа(ов)):
Социальная адаптация. Общее понятие. Причины дезадаптации детей.
Психологическая,биологическая и социальная адаптация. Семья как фактор социализации детей с проблемами в развитии. Проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида.
Тема 2. Общая характеристика детей с ОВЗ
лекционное занятие (2 часа(ов)):
Социальная сущность личности. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль биологических и социальных факторов в развитии. Общая характеристика отклонений и задержек в развитии детей. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития. "Первичный дефект" и "вторичные отклонения" в развитии. Проявление общих и специфических закономерностей в развитии детей с интеллектуальным и физическим дефектом. Потенциальные возможности развития и саморазвития данной категории детей.
практическое занятие (2 часа(ов)):
Внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование дефектов развития:
травмы,инфекции, интоксикации, тяжелые заболевания внутренних органов матери.
Резус-несовместимость. Энзимопатия плода. Патогенез врожденных пороков. Аномалии головного и спинного мозга, лица и шеи, органов чувств, опорно-двигательного аппарата,
внутренних органов. Формирование дефектов в постнатальном периоде и их причины:
родовые травмы, инфекционные болезни нервной системы и общего типа, интоксикации.
Наследственные генетические поражения организма. Основные категории детей с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии.
Тема 3. Принципы организации специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
лекционное занятие (2 часа(ов)):
Значение дифференцированного подхода к определению индивидуаьлной траектории обучения ребенка с проблемами в развитии. Гуманистический подход к организации работы коррекционных образовательных учреждений: состав, документация, оборудование.
практическое занятие (2 часа(ов)):
Принцип диагностики детей: комплексный, всесторонний и системный анализ полученных данных. Основные методики обследования слуха, речи, сенсорного и интеллектуального развития. Значение профилактики возможных вторичных отклонений в развитии. Виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с сенсорными и умственными нарушениями.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального развития
лекционное занятие (2 часа(ов)):

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 7 из 15.
Умственная отсталость. Общее понятие. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости. Физиологические основы интеллектуального дефекта. Этиология и патогенез олигофрении. Классификация олигофрении. Клинико- психологические особенности детей с умственной отсталостью. Степени умственной отсталости: дебильность ? легкая интеллектуальная недостаточность; имбецильность ?средняя; идиотия ? тяжелая (глубокая)
степень.
практическое занятие (4 часа(ов)):
Динамика умственной отсталости. Деменция. Общее понятие. Особенности проявления дефекта у детей и подростков. Система помощи в стране умственно отсталым детям.
Тема 5. Дети с замедленным психическим развитием (ЗПР)
лекционное занятие (2 часа(ов)):
ЗПР у детей. Клинические типы форм ЗПР. Понятие "задержка психического развития" (ЗПР).
ЗПР и проблема школьной неуспеваемости. Нейрофизиологические основы дефекта.
Клинические типы наиболее стойких форм ЗПР: задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм), задержка психического развития соматогенного происхождения, задержка психического развития психогенного происхождения, задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Психологопедагогическая характеристика каждого типа.
практическое занятие (4 часа(ов)):
Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Отличие детей с ЗПР от "педагогически запущенных" детей.
Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями
лекционное занятие (2 часа(ов)):
Роль слуха в развитии ребенка. Сохранный слух как важное условие полноценного развития.
Причины нарушений слуха диагностика слуховой функции. Медицинская и педагогическая классификация детей с нарушениями слухового анализатора. Особенности развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха. Система обучения, воспитания и развития глухих и слабослышащих детей, ее коррекционно-компенсаторная направленность.
Профилактическая работа по охране слуха у детей дошкольников и младшего школьного возраста. Особые условия начальной школы для детей с пограничным состоянием слуховой функции.
практическое занятие (2 часа(ов)):
Роль зрительного анализатора в психофизическом развитии ребенка. Характеристика причин, степени и видов нарушений зрения. Особенности развития слепых и слабовидящих детей. Система специального обучения детей со стойкими дефектами зрительного анализатора. Организация коррекционно-образовательной работы младших дошкольников с близорукостью и дальнозоркостью. Предупреждение близорукости у детей.
Тема 7. Дети с речевыми нарушениями
практическое занятие (2 часа(ов)):
Речь и речевая деятельность. Общее понятие. Значение речи во всестороннем развитии ребенка и готовности к школьному обучению. Речь как основа коммуникативной функции,
осуществляемой посредством языка. Речевой недостаток. Общее понятие. Патологические речевые нарушения. Отличие от возрастных особенностей формирования речи. Причины речевых нарушений. Характеристика неблагоприятных факторов: экзогенных, эндогенных и условий окружающей среды. Семьи "повышенного риска". Роль наследственности в проявлении речевого дефекта у ребенка. Особенности речевого развития ребенка в неполноценных семьях: глухие родители, умственно отсталые родители, родители с глубокими речевыми дефектами. Характеристика основных речевых нарушений младших школьников.
Организация логопедической помощи в начальной школе по устранению дислексии,
дисграфии, дислалии.
Тема 8. Нарушения опорно-двигательной системы,поведения. Сложные дефекты.
практическое занятие (2 часа(ов)):

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 8 из 15.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: виды, причины,
проявления. Понятие синдрома "ранний детский аутизм" (РДА). Клинико-психологическая структура дефекта. Этиология, патогенез, вопросы классификации аутизма.
Клинико-психологическая классификация дефекта. Особенности психического развития детей с ранним аутизмом первых двух лет жизни.
4.3 Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)
N
Раздел
Дисциплины
Семестр Неделя
семестра
Виды
самостоятельной
работы
студентов
Трудоемкость
(в часах)
Формы контроля
самостоятельной
работы
1.
Тема 1. Дефектология как отрасль педагогической науки
6 1 -2 подготовка к устному опросу
6
устный опрос
2.
Тема 2. Общая характеристика детей с ОВЗ
6 3-4 подготовка к устному опросу
6
устный опрос
3.
Тема 3. Принципы организации специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений
6 5-6 подготовка к устному опросу
4
устный опрос
4.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального развития
6 7-9 подготовка к тестированию
6
тестирование
5.
Тема 5. Дети с замедленным психическим развитием (ЗПР)
6 10-12 подготовка к устному опросу
4
устный опрос
6.
Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями
6 13-14 подготовка к устному опросу
4
устный опрос
7.
Тема 7. Дети с речевыми нарушениями
6 15
подготовка к устному опросу
4
устный опрос
8.
Тема 8. Нарушения опорно-двигательной системы,поведения.
Сложные дефекты.
6 16-17 подготовка к устному опросу
6
устный опрос
Итого
40
5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения
При реализации программы дисциплины "Дефектология" используются различные образовательные технологии. Лекционные занятия проводятся как в традиционных формах в аудиториях, оборудованных мультимедийными установками, так и с использованием активных форм обучения: учебная дискуссия, экскурсия-демонстрация, видеопрактикумы.
Предусмотрены практические занятия на базе образовательных учреждений компенсирующего вида.
На практических аудиторных занятиях используется технология деловых игр и кейс-метода.

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 9 из 15.
Внеаудиторная самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя.
Преподаватель дает консультации при подготовке докладов и рефератов, выполнении практических заданий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 20-30% аудиторных занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
Тема 1. Дефектология как отрасль педагогической науки
устный опрос , примерные вопросы:
1. Гуманистическая сущность дефектологии. 2. Содержание принципов дефектологии. 3.
Современное состояние дефектологии и ее основные проблемы. 4. Социальное значение дефектологии (коррекционной педагогики). 5. Основные концепции Л.С. Выготского об аномальном детстве как методологическая основа науки.
Тема 2. Общая характеристика детей с ОВЗ
устный опрос , примерные вопросы:
1. Синонимический ряд понятия "аномальный ребенок". 2. Причины детских аномалий. Роль биологических и социальных факторов в проявлении дефектов психофизического развития. 3.
Основные приемы и принципы изучения ребенка. 4. Сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений в аномальном развитии ребенка. 5. Процесс компенсации и резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Закон Л.С. Выготского превращения минуса дефекта в плюс компенсации. 6. Пределы компенсации для разных форм дефектного развития. Условия успешного протекания компенсаторных процессов.
Тема 3. Принципы организации специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
устный опрос , примерные вопросы:
1. Определение понятий ?умственная отсталость?, ?олигофрения?, ?деменция?. Причины возникновения умственной отсталости. 2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида для детей с нарушениями интеллекта. 3.
Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицами с интеллектуальной недостаточностью.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального развития
тестирование , примерные вопросы:

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 10 из 15.
1) Является ли дисциплина ?Олигофренопедагогика? самостоятельной отраслью науки
?специальной педагогики?? а) является б) не является в) вопрос не решен 2) Какой период истории связывается с началом появления научных работ в области мировой олигофренопедагогики? а) 16 век б) 17 век в) 18 век - начало 19-го века 3) Какое событие в
Западной Европе привело к резкому повышению научного интереса к дефектологическим проблемам, в том числе к лицам с умственной отсталостью? а) Великая Французская
Революция б) развитие философской науки в) массовое введение всеобщего начального образования 4) Какой период истории связывается с началом научного этапа становления олигофренопедагогики в России? а) 17 век б) 18 век в) конец 19 века - начало 20-го века )
Когда в России возникли первые вспомогательные классы? а) возникли при Екатерине
Великой б) возникли в 1908 году в) возникли в 1960 году ) Когда в России возникли первые вспомогательные школы? а) возникли при Петре Первом б) возникли в 1910 году в) возникли в
1950 году . Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи: а) разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта; б) определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями интеллекта; в) разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями интеллекта с учетом особенностей их развития; г) разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта; д) разработка путей медицинской помощи детям, подросткам и взрослым с нарушением интеллекта. Теоретическими и практическими основами обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью занимались следующие ученые: а) Р.М. Боскис, Е.А. Малхасьян, Т.Б. Филичева, Т.Г. Визель, Л. Брайль, Л.С.
Волкова, Л.И. Плаксина. б) Л.С. Выготский, А.Г. Граборов, А.К. Аксенова, В.М. Мозговой, Т.М.
Лифанова, С.Д. Забрамная. в) И.М. Бгажнокова, С.А. Зыков, Г.Л. Зайцева, А.И. Мещеряков,
Ф.Ф. Рау, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева.
Тема 5. Дети с замедленным психическим развитием (ЗПР)
устный опрос , примерные вопросы:
1. Назовите причины школьной неуспеваемости детей. 2. Какие вы знаете термины для детей с легкими отклонениями в развитии? Дайте характеристику инфантилизму как клинической форме ЗПР. 3. Приведите классификацию инфантилизма по Г.Е. Сухаревой и по М. С.
Певзнер. 4. Расскажите о каждом из четырех вариантов классификации ЗПР по К. С.
Лебединской. 5. Перечислите особенности психики детей с ЗПР. Дайте характеристику разных групп детей с ЗПР. 6. Расскажите об особенностях обучения детей с ЗПР. Являются ли синонимами понятия ?неуспевающие дети? и ?дети с пониженной обучаемостью?? 7. Каковы причины возникновения неуспеваемости? Какие причины могут вызвать задержку развития? 8.
Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе? Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?
Тема 6. Дети с сенсорными нарушениями
устный опрос , примерные вопросы:
1. Каковы задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики? 2. Охарактеризуйте общие и специальные закономерности психического развития детей с нарушениями слухового анализатора. 3. На какие особенности поведения детей следует обращать внимание, если у них предполагается нарушение слуха?
Тема 7. Дети с речевыми нарушениями
устный опрос , примерные вопросы:
1. Предмет, задачи и методы логопедии. Основные этапы развития речи детей. 2. Понятие,
виды и причины речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи. 4. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. 5. Использование элементов психотерапии в работе логопеда. Преемственность в работе логопеда и семьи. 6.
Основные виды артикуляционных упражнений, их назначение и способы выполнения.
Приведите свои примеры.
Тема 8. Нарушения опорно-двигательной системы,поведения. Сложные дефекты.
устный опрос , примерные вопросы:

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 11 из 15.
1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича. 2. Почему основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом? 3. Как речевые нарушения связаны с первичным дефектом при ДЦП? Формы речевых нарушений. 4. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. 5.
Нарушения психики. 6. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП. 7.
Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом. 8.
Специфика личностного развития при ДЦП. 9. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с церебральным параличом?
Тема . Итоговая форма контроля
Примерные вопросы к зачету:
Вопросы к зачету по дисциплине "Дефектология"
1. Гуманистическая сущность современной специальной педагогической терминологии. Синонимический ряд понятия "аномальный ребенок".
2. Гуманистическое содержание принципов дефектологии.
3. Современное состояние дефектологии и ее основные проблемы.
4. Общая характеристика отклонений и задержек в развитии детей.
5. Социальное значение дефектологии (коррекционной педагогики).
6. Причины детских аномалий. Роль биологических и социальных факторов в проявлении дефектов психофизического развития.
7. Основные приемы и принципы изучения ребенка.
8. Основные концепции Л.С. Выготского об аномальном детстве как методологическая основа науки.
9. Характеристика речевых нарушений детей младшего школьного возраста.
10. Сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений в аномальном развитии ребенка.
11. Состояние проблемы ЗПР в современной дефектологии (коррекционной педагогике).
12. Охарактеризовать клиническую симптоматику ЗПР.
13. Особенности обучения в начальной школе детей с ЗПР.
14. Психологопедагогическая характеристика детей школьного возраста с легкой степенью дебильности.
15. Основные признаки олигофрении и степени умственной отсталости при этом синдроме.
16. Характеристика классификации слуховых нарушений у детей.
17. Содержание коррекционной работы учителя начальных классов с детьми, имеющими нарушения слуха.
18. Содержание коррекционной работы учителя начальных классов с детьми, имеющими нарушения зрения.
19. Причины, степень и виды нарушений зрения.
20. Особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей.
21. Особенности обучения воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
22. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями поведения.
23. Классы компенсирующего обучения: общие задачи, особенности учебных планов и программ.
24. Дополнительные коррекционно-образовательные услуги детям в классах компенсирующего обучения.
25. Комбинированные дефекты у детей.
26. Ранний детский аутизм.
7.1. Основная литература:

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 12 из 15.
Зикеев А. Г. Специальная педагогика.Развитие речи учащихся: учеб. пособие для студ.пед.вузов / А. Г. Зикеев.?2-е изд.,испр..?М.: Академия, 2005.?200 с
Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для студ. вузов / Л. О. Бадалян.?5-е изд., стер..?М.:
Академия, 2008.?400 с..
Специальная педагогика: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений по гуманитарным направлениям и специальностям / [Мардахаев Лев Владимирович,
Чемоданова Дианида Ивановна, д.п.н., проф., Кузнецова Людмила Вениаминовна,
д.психол.н., проф. и др.]; под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой.?Москва: Юрайт, 2012.?447
с.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л.
И. Белякова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой.?8-е изд., испр..?М.: Академия, 2008.?400 с.
7.2. Дополнительная литература:
Болтакова Н.И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций.-Казань,2013.-63 с.// http://libweb.kpfu.ru/ebooks/20-IPO/20_222_kl-000424.pdf
Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
[Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА,
2013. - 23 с.// http://znanium.com/bookread.php?book=466275
Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учеб. пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. - М.:
ФЛИНТА, 2013. - 140 с.�// http://znanium.com/bookread.php?book=466265
Задания для самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии/ Под ред. Горскина Б.Б., Тушевой Е.С.-М.:Прометей, 2011.-213с.//
http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=4348&ln=ru&search_query
7.3. Интернет-ресурсы:
Актуальные вопросы современной логопедии и дефектологии - http://logopedia.by/
Библиотека Педлиб (раздел дефектология) - http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&page=1
Дефектология - http://www.defectolog.ru/
Сайт Натальи Пятибратовой - логопеда, дефектолога. - http://www.logofive.ru/
Словарь по дефектологии - http://www.defectology.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины(модуля)
Освоение дисциплины "Дефектология" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 13 из 15.
Мультимедийная аудитория, вместимостью более 60 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя,
включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер
(с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb),
конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB,audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.
Компьютерный класс, представляющий собой рабочее место преподавателя и не менее 15
рабочих мест студентов, включающих компьютерный стол, стул, персональный компьютер,
лицензионное программное обеспечение. Каждый компьютер имеет широкополосный доступ в сеть Интернет. Все компьютеры подключены к корпоративной компьютерной сети КФУ и находятся в едином домене.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе " БиблиоРоссика", доступ к которой предоставлен студентам. В ЭБС " БиблиоРоссика " представлены коллекции актуальной научной и учебной литературы по гуманитарным наукам, включающие в себя публикации ведущих российских издательств гуманитарной литературы, издания на английском языке ведущих американских и европейских издательств, а также редкие и малотиражные издания российских региональных вузов. ЭБС "БиблиоРоссика" обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "ZNANIUM.COM", доступ к которой предоставлен студентам.
ЭБС "ZNANIUM.COM" содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки сформирован с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК,
монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники,
законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания,
выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе Издательства "Лань" , доступ к которой предоставлен студентам. ЭБС Издательства "Лань" включает в себя электронные версии книг издательства "Лань" и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. ЭБС
Издательства "Лань" обеспечивает доступ к научной, учебной литературе и научным периодическим изданиям по максимальному количеству профильных направлений с соблюдением всех авторских и смежных прав.

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 14 из 15.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "Консультант студента" , доступ к которой предоставлен студентам. Электронная библиотечная система "Консультант студента" предоставляет полнотекстовый доступ к современной учебной литературе по основным дисциплинам,
изучаемым в медицинских вузах (представлены издания как чисто медицинского профиля, так и по естественным, точным и общественным наукам). ЭБС предоставляет вузу наиболее полные комплекты необходимой литературы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов с соблюдением авторских и смежных прав.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);
- фонд учебной и справочной литературы, возможность пользоваться библиотечными ресурсами, в том числе и электронными;
- художественный фильм "Человек дождя", "Знакомство".
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом по направлению 050400.62 "Психолого-педагогическое образование" и профилю подготовки
Психология и социальная педагогика .

Программа дисциплины "Дефектология"; 050400.62 Психолого-педагогическое образование; старший преподаватель, к.н.
Твардовская А.А.
Регистрационный номер 801225514
Страница 15 из 15.
Автор(ы):
Твардовская А.А. ____________________
"__" _________ 201 __ г.
Рецензент(ы):
Ахметзянова А.И. ____________________
"__" _________ 201 __ г.

: pdf -> portal -> oop




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница