Программа дисциплины «Композиция печатных изданий и предпечатная подготовка»



Скачать 168,87 Kb.
Дата08.12.2016
Размер168,87 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Композиция печатных изданий и предпечатная подготовка» для специальности 070600.62 «Дизайн» подготовки специалиста




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение дизайна


Программа дисциплины



«Композиция печатных изданий»



для направления 070600.62 «Дизайн» подготовки бакалавра



Автор программы:

Назарова Л.Р., к.п.н., доцент



lnazarova@hse.ru

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16 » октября 2012 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись]

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 070600.62 «Дизайн» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Композиция печатных изданий».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС 070600.62 «Дизайн»

  • Образовательных программ для направления 070600.62 «Дизайн»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070600.62 «Дизайн», утверждённым в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Композиция печатных изданий» являются: овладение общекультурными компетенциями в области создания эстетической среды обитания человека и профессиональными компетенциями в области изучения основных законов композиции; теоретическим и практическим инструментарием для получения навыков компоновки объектов дизайна, овладением основными приемами ручной графики.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


- практические задачи, возникающие при оформлении печатных изданий,

- выразительные средства, применяемых при решении этих задач и способы их реализации.

- теоретические основы построения композиции печатных изданий, сочетающей пространственные и временные характеристики.

Уметь


- реализовывать художественный замысел в многостраничном издании, цельном по форме, логичном по композиционному построению и максимально отвечающем практическому назначению издания и требованиям производства.

- ориентироваться в различных видах композиции, создавать различные композиции в соответствии с конкретными проектными задачами;

- использовать средства гармонизации общего композиционного решения;

Иметь навыки (приобрести опыт)

- использования композиционных методов в построении многостраничного издания,

- создания гармоничной композиции по заданной теме;

- анализа композиционного устройства объекта;

- мышления пространственно-временными категориями в применении к многостраничной форме;

- создания композиции с использованием различных графических приёмов;

- создания объемной композиции.

В процессе освоения программы осваиваются следующие дидактические единицы:

Типология объектов графического дизайна. Изучение основных методов, принципов и приемов композиционной организации. Графика и объем. Графический язык и визуальная культура. Креативность мышления и графический дизайн. Понятие коммуникативности – как одной из важнейших функций современного графического дизайна и ее роль в современной культуре и проектной деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую общепрофессиональную подготовку.

Дисциплина предназначена для студентов специальности «Графический дизайн», настоящая дисциплина является базовой.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Академический рисунок

  • Академическая живопись

  • Пропедевтика

  • Цветоведение и колористика

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы изображения предметов окружающей среды;

- знать значение композиции в создании объектов дизайна;

- уметь изображать предметы окружающей среды на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- уметь использовать различные виды ручной графики;

- уметь выполнять работы в различном масштабе;

- уметь работать с научной и учебной литературой.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Проектирование

  • Художественно-технические конструирование

  • Композиция печатных изданий

  • Технологии полиграфии
  1. Тематический план учебной дисциплины


4 курс 1 семестр



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Пространство и время — основа композиционного построения печатного издания.

1.

Материалы, используемые в производстве печатных изданий. Конструкция печатных изданий. Элементы внутреннего и внешнего оформления печатных изданий. Рубрикация и коммуникация внутри печатных изданий. Пропорции в печатных изданиях.

50







17

33

2.

Использование фактур в оформлении печатных изданий. Использование принципов подобия и контраста в оформлении печатных изданий. Роль цвета в оформлении печатных изданий. Движение и ритм в оформлении печатных изданий. Типы изданий и особенности их оформления.

50







17

33




Итого:

100







34

66
  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 курс

Параметры **

1

2

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

1
















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание

*




Просмотр выполненной работы по теме в виде презентационного показа

Промежу­точный

Зачёт










Экзамен










Итоговый

Зачёт

*




Просмотр выполненных работ по всем темам.



    1. Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля на 2-ой неделе 1 семестра 4 курса необходимо предоставить серию выполненных работ по пройденным темам в количестве10-15 шт., включая серии поисковых фор-эскизов, формат работ А3, А4, А5.

Оценивание проходит в результате просмотра выполненного задания. Формат и конструкция показа представляемых работ вариативная, количество не менее 3-х объектов; фор-эскизов А4, А3, количество – 5 - 10 шт.



Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по созданию гармоничной и сбалансированной композиции на заданную тему. Оценивание проходит в результате просмотра выполненного задания. Формат представляемых работ А5, количество – 10 – 15 шт.

Зачёт проходит в форме развески и просмотра выполненных работ по всем темам. Конструкция подачи и формат работ вариативный и утверждается преподавателем при подготовке к просмотру.

В процессе оценивания рассматриваются знания студента, об основных приемах создания различных видов композиции и конструирования в дизайне упаковки, умение использовать различные приемы оформления этикеток, навыки создания орнаментальных композиций, применения способов гармонизации общего композиционного и стилевого решения. На просмотре студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, её основных разделов и направлений.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль (просмотр домашнего задания на 2-ой неделе семестра) и итоговый.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  1. Просмотр домашнего задания на 2-ой неделе семестра

  2. Просмотр работ на зачёте.

На промежуточный просмотр предоставляется домашнее задание по пройденным темам, включая серии поисковых фор-эскизов, формат работ А3, А4, А5.На итоговый экзамен предоставляются работы по всем заданиям курса.

На зачёте оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения; гармоничность и образность созданных композиций; грамотность итоговой компоновки развески.

Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачёта в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачёт выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачёт - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


  1. Содержание дисциплины


4 курс 1 семестр

Раздел 1. Пространство и время — основа композиционного построения печатного издания.

Тема 1. Материалы, используемые в производстве печатных изданий.

Количество часов аудиторной работы –17 часов

Самостоятельная работа – 33 часа
Конструкция печатных изданий. Элементы внутреннего и внешнего оформления печатных изданий. Рубрикация и коммуникация внутри печатных изданий. Пропорции в печатных изданиях. Материалы, используемые в производстве печатных изданий. Конструкция печатных изданий. Элементы внутреннего и внешнего оформления печатных изданий. Рубрикация и коммуникация внутри печатных изданий. Пропорции в печатных изданиях.
Задание 1. Изучение внутреннего строения многостраничного издания в жанре авторской малотиражной книги.

Задание 2. Изучение внутреннего строения композиции объектов по профилю обучения студентов (многостраничных изданий для студентов профиля «Графический дизайн», композиций интерьеров для студентов профиля «Дизайн среды», композиции кинокадров для профиля «Телевизионный и кино-дизайн», композиции веб-сайтов для профиля «Web-дизайн»).

Задание для самостоятельной работы:

Творческие задания, выполняемые в рамках курса композиции печатных изданий, направлены в первую очередь на осознание пространственно-временной структуры многостраничного издания, на подчинение всех элементов издания и выразительных средств, используемых при его создании, единому пластическому замыслу.

Выполнение данных задач лежит в основе проектирования многостраничного издания в жанре авторской малотиражной книги. Независимость от практических и коммуникационных целей в этом задании позволяет полностью сосредоточить усилия на построении композиционного единства структуры книги.

Формат работ А5, количество 1 – 2 шт.



Форма отчётности: Макет многостраничного издания в жанре авторской малотиражной книги.
Тема 2. Использование фактур в оформлении печатных изданий.

Количество часов аудиторной работы –17 часов

Самостоятельная работа – 33 часа
Использование принципов подобия и контраста в оформлении печатных изданий. Роль цвета в оформлении печатных изданий. Движение и ритм в оформлении печатных изданий. Типы изданий и особенности их оформления.

Задание 1. Проектирование многостраничного издания с чётко определенной коммуникационной задачей. При сохранении целостности композиционного подхода здесь необходимо учитывать включение в замысел с одной стороны — информационной составляющей данного издания, с другой — необходимость дальнейшего воплощения проекта полиграфическим способом.

Задание для самостоятельной работы:

Проектирование принципиального макета многостраничного издания с чётко определенной коммуникационной задачей. Формат работ А5, количество – 1 – 2 шт.



Форма отчётности: макета многостраничного издания, формат А5.
  1. Литература по разделу:

Базовый учебник

1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г. – 254с.


Основная литература


2. Брызгов Н. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2010 -192с.

3. Степанов А.А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция. М.: - Архитектура-С, 2011 – 256 с., ил.

4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 239, [ 1 ] с., ил.

5. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. Издание второе. / Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. – М.: «Архитектура - С», 2004, 96 с., ил.

Дополнительная литература

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск.: Харвест, 1999

7. Михайлов С., Кулеева Л. «Основы дизайна», Учеб. для вузов. – М.: «Союз дизайнеров», 2002. – 240 с., илл.

8. Михайлов С. «История дизайна», Краткий курс. Учеб.для вузов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2004.

9. Вакс И.А., Катонин Л.С., Кудин П.А. Курс «Основы композиции». – Техническая эстетика, 1996, № 12.

10. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993

11. Воронов Н. Очерки истории отечественного дизайна. – М.,1997.

12. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: «Изобразительное искусство», 2001. – 120 с., ил.

13. И.Иттен. Искусство формы. – М.: «Издательство Д.Миронов», 2001.

14. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати. –Минск. 2009 г.

2. Сибил АЙРИГ и Эмиль АЙРИГ. «Сканирование. Профессиональный подход». Минск. 1999

3. Харди Толивер-Нигро. «Технологии печати». Серия «Компаньон дизайнера», М., 2006

4. Малком Дж. Кейф. «Послепечатные технологии». Серия «Компаньон дизайнера», М., 2005

5. Джозеф МЭЙРИН и Джули ШЭФФЕР. «Формат PDF в полиграфии». М., 2007

6. Гельмут КИППХАН. «Энциклопедия по печатным средствам информации». М.,

7. Маргулис Д. «Photoshop для профессионалов. Практическое руководство по цветоделению». М., 2009

8. Дэн МАРГУЛИС. «Photoshop. LAB color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве».

9. Фрейзер Б., Мэрфи К., Бантинг Ф. «Управление светом. Искусство допечатной подготовки» Серия «Реальный мир». Вильямс. 2009

10. Периодические издания: журналы «Компьюарт», «Формат»

  1. Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Тематика заданий текущего контроля

Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Макет многостраничного издания в жанре авторской малотиражной книги.

2. макета многостраничного издания, формат А5.

3. Создание выразительного, оригинального образа макета обложки формата А5.

4. Выполнение принципиального макета календаря с использованием текстовой и изобразительной информации.

5. Проект по выбранной теме.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Каким образом линиатура растра влияет на разрешение файла картинки? Какие значения линеатуры вы знаете?

2. Растрирование. Назначение, принцип, параметры растрирования.

3. Для чего нужны углы поворота красок. Какой угол поворта краски является максимальным?

4. Чем отличаются цветовые каталоги PANTONE process guide и PANTONE formula guide (solid)?
5. Виды электронного представления графической информации. Принципиальная разница и различия в требованиях при подготовке файлов. Увеличение и уменьшение изображений.

6. Разрешение «на входе» и «на выходе». Увеличение и уменьшение изображений.

7. Цветовые модели. Альтернативные виды цветоделения.

8. Шрифты. True Type, Open type и Post Script: отличие и использование.

9. Разница подготовки файла для разных способов печати.

10. Виды оригиналов. Требования к оригиналам.

11. Основные этапы изготовления печатной продукции.

12. Обложка и переплет.

13. Формы сдачи работы в электронном виде.

14. Треппинг и overprint.

15. Необходимая информация до начала работы.

16. Параметры цветоделения.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие - М.: Астрель , 2009- 254с


    1. Основная литература


2. Брызгов Н. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2010 -192с

3. Степанов А.А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция. М.: - Архитектура-С, 2011 – 256 с., ил.

4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 239, [ 1 ] с., ил.

5. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. Издание второе. / Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. – М.: «Архитектура - С», 2009, 96 с., ил.

    1. Дополнительная литература

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск.: Харвест, 1999

7. Михайлов С., Кулеева Л. «Основы дизайна», Учеб. для вузов. – М.: «Союз дизайнеров», 2002. – 240 с., илл.

8. Михайлов С. История дизайна. Краткий курс. Учеб.для вузов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2004.

9. Вакс И.А., Катонин Л.С., Кудин П.А. Курс «Основы композиции». – Техническая эстетика, 1996, № 12.

10. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993



    1. Справочники, словари, энциклопедии

11. Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М.: «Архитектура - С», 2004



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения аудиторных занятий по дисциплине необходима стандартно оборудованная аудитория для проектных и макетных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС или Mac, видеопроектор и экран настенный.

Программное обеспечение: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe In Design, Adobe Acrobat Professional, Adobe Acrobat Distiller, Комплект руссифицированных шрифтов «Type 1» и «Open type», драйвер RIP.



Цветовые каталоги Pantone Process guide и Pantone Formula guide.


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница