Программа дисциплины «Основы дефектологии и логопедии наименование для преподавателя Редакция № от учебно-методический комплекс дисциплины «Основы дефектологии и логопедии»



Скачать 258,43 Kb.
Дата01.08.2018
Размер258,43 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-X.1.ХХ/01-20»



УМКД

Программа дисциплины



«Основы дефектологии и логопедии

наименование

для преподавателя

Редакция №__ от______





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы дефектологии и логопедии»


наименование

для специальности 5В010300 – «Педагогика и психология»


шифр наименование

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




Семей

2013




Предисловие

1 РАЗРАБОТАНО


Составитель _______ «___»________ 200__г. Абишева Ш.Ш., ученая степень,

подпись дата инициалы, фамилия



старший преподаватель кафедры «Педагогической психологии»

должность наименование

2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры «Педагогической психологии»

наименование кафедры

Протокол от «____» __________ 200__г., № __.

дата

Заведующий кафедрой _________ Джумажанова Г.К.



подпись инициалы, фамилия
2.2 На заседании учебно-методического бюро факультета Педагогического

наименование


Протокол от «05» сентября 2013 г., № 1

дата

Председатель _________ Ахметова Т.Ш.



подпись инициалы, фамилия
3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от «18» сентября 2013г., № 1.

дата


Председатель УМС _________ Искакова Г.К.

подпись инициалы, фамилия


4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ (или ВЗАМЕН редакции №___

от «___» ______200_г.)




УМКД 042-X.1. ХХ/01-20__

Ред. № ___ от _______20__ г.

Страница 3 из __



Содержание





1

Область применения




2

Нормативные ссылки




3

Общие положения




4

Содержание учебной дисциплины (модуля)




5

Перечень тем для самостоятельной работы студентов




6

Учебно-методическая карта по дисциплине




7

Карта обеспеченности учебно-методической литературой




8

Литература






УМКД 042-X.1. ХХ/01-20__

Ред. № ____ от ______20__ г.

Страница 4 из __

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Основы дефектологии и логопедии», предназначена для студентов специальности «5В010300» – «Педагогика и психология».

шифр наименование


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Основы дефектологии и логопедии» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:


- Государственный общеобязательный стандарт образования соответствующего уровня образования;

- Типовой учебный план специальности «5В010300»«Педагогика и психология»;


шифр наименование

- СТУ 042-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое содержание дисциплины:

Изменения, происходящие в обществе в целом, а также в системе образования, требует нового взгляда к такой отрасли, как система дошкольного воспитания и обучения. Особое место занимает подготовка специалистов в области обучения и воспитания детей с особыми потребностями и с отклонениями в развитии речи. В решении этих задач важную роль играет курс «Основы дефектологии и логопедии».


3.2 Цель изучения дисциплины: ознакомление студентов с основами и новейшими исследованиями в дефектологии и логопедии, формирование у будущих специалистов представления о видах нарушения речи и методике работы с детьми по их исправлению.

3.3 Основная задача изучения дисциплины:

- дать представления о дефектологии как об интегративной научной области, ее истории, современном состоянии и направлениях развития;

- обсудить психологическую характеристику основных групп детей с ограниченными возможностями;



учреждениях: содержание, принципы, формы и методы обучения и воспитания;

- формирование знаний по физиологическому механизму речевого процесса, по видам отклонений в развитии речи и причинам их появления;

- дать знания студентам по особенностям обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

- познакомит с методикой выявления причин нарушения речевого ритма и путей его исправления;

- развивать у студентов творческий подход в деле организации воспитательно-образовательного процесса работы с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

3.4 Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  • историю развития предмета в отечественной и зарубежной науке;

  • сущность и содержание дефектологии и логопедии;

  • современные психолого-педагогические методы исследования и анализ полученных данных;

  • характеристику дефектологии как науки, ее методы и задачи;

  • динамику развития, механизмы и структуру познавательных процессов и развития личности детей с нарушения речи.


Уметь:

  • использовать полученные данные на практике;

  • создавать методическую базу для контроля за ходом, полноценностью

содержания и условиями когнитивного и личностного развития детей с ограниченными возможностями и нарушениями речи;

  • работать с научными текстами и словарями.


Иметь:

- представление о когнитивных и личностных особенностях развития детей с ограниченными возможностями и нарушениями речи;



  • обозначить и проанализировать специфические социально

психологические детерминанты когнитивного развития и иерархичности в разных сферах жизнедеятельности и в разные возрастные периоды.


УМКД 042-X.1. ХХ/01-20__

Ред. № ___ от _______20__ г.

Страница __ из __

3.5 Пререквизиты курса:

общая психология, ведение в специальность, психология развития, экспериментальная психология.

3.6 Постреквизиты курса:

коррекционная психология, история педагогики, история психологии.

3.7 Выписка из рабочего учебного плана:




Курс


Семестр

Кредиты

ЛК час.

СПЗ час.

ЛБ

час.


СРСП час.

СРС час.

Всего час.

Форма итогового контроля

3

5

3

30

15

-

22.5

67.5

135

экз



4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Наименование тем и их содержание

Количество часов

1

2

Лекционные занятия

Основы дефектологии.

Общая характеристика дефектологии. Цель, задачи, содержание курса. Методы педагогического исследования. Характеристика различных областей дефектологии (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия). Связь с другими науками. Значение дефектологии в качестве самостоятельной дисциплины. Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Исследования дефектологии как науки в современных условиях. Психическое развитие детей, имеющих отклонения в развитии.




2

Дети с нарушениями умственного развития

Общая характеристика. Классификации олигофрении. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка. Особенности развития личности умственно отсталого ребенка



2

Дети с сенсорными нарушениями

Врожденная и приобретенная глухота. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Уровень развития речи у детей с нарушениями слуха. Особенности деятельности детей с нарушением слуха. Основные зрительные функции и их нарушения. Причины и классификация нарушения зрения. Особенности речи и общения у детей с нарушением зрения. Психологическая диагностика и коррекция детей с нарушением зрительной функции



2

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, комплексными дефектами

Психофизиологические особенности. Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и их коррекция.



2


Логопедия

Цель, задачи курса. Методы педагогического исследования. История становления логопедии как науки. Связь логопедии с другими дисциплинами. Исследование отклонения речи, составные части артикуляции речи и их развитие. Развитие логопедии за рубежом, в странах СНГ и РК. Направления обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии речи на современном этапе.




2

Анатоминия и физиологический механизм речевого процесса.

Речевые аппараты. Аппараты речевого центра и периферийной речи. Голос человека (фоноция). Артикуляционная часть речевого аппарата. Устройство полости рта и дыхательных органов, принимающих участие в произношении речи.




2

Отклонение в артикуляции речи и ее причины. Классификация отклонений.

Характеристика нарушений артикуляции речи. Дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, брацилалия, дисфония



2

Дислалия и причины ее возникновения.

Механическая дислалия и ее причины. Нарушенный подбородок (прогнатия), нарушенный рот (прогения). Функциональная дислалия причины ее возникновения. Сигнатизм, ротацизм, ламбдатизм, каппатизм, гамматизм, хитизм, иотацизм. Способы исправления недостатков речи у детей дошкольного возраста.





2

Исправление фонемов.

Определение понятия «Фонема». Правильное произношение звуков. Стадии логопедической работы по исправлению недостатков при произношении звуков (стадии подготовки, постановки звуков, тренировки правильного произношения звуков, обучение правильному разграничению похожих звуков).



2

Виды дизартрии.

Понятие дизартрии и причины ее возникновения. Виды дизартрии (продолговатый мозг, подмозговые извилины, ложная дизартрия продолговатого мозга). Анартрия. Способы проверки детей дошкольного возраста, подверженных дизартрии, педагогическая работа по ее исправлению.




2

Виды ринолалии.

Понятие ринолалии. Виды ринолалии (открытая и закрытая ринолалия). Нарушения голоса детей дошкольного возраста, виды нарушений. Функциональное и органическое нарушение голоса. Пути исправления нарушений голоса.




2

Дефекты речи.

Виды дефектов речи у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Причины возникновения алалии, пути исправления. Виды афазии (акустикогностическая, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, афференто моторная, эфференто моторная, динамическая афазия).




2

Общее отклонение языка.

Уровень развития речи у детей дошкольного возраста. Основные направления работы по исправлению отклонений у ребенка.




2

Нарушение речи у детей с нарушениями слуха.

Влияние нарушений на развитие языковой речи у детей дошкольного возраста. Этапы развития слуховых способностей. Профилактика нарушений слуха у детей дошкольного возраста.




2

Практические (семинарские) занятия

Основы дефектологии

1.Дефектология как интегративная научная область.

2. Основные задачи дефектологии.

3. Основные понятия дефектологии

4. Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального развития.

5.Основные принципы и методы дефектологии.




1

Характеристика детей с нарушениями интеллекта

1.Определение понятия «умственная отсталость». Количественное определение степени интеллектуальной недостаточности.

2.Умственная отсталость при олигофрении, ее классификация ( по степени выраженности): идиотия, имбецильность, дебильность.

3. Умственная отсталость при деменции, ее классификация.




1

Современные проблемы изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР)

1.Определение. Причины. Классификация.

2.ЗПР в дошкольном возрасте.

3.Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР.




1

Дети с нарушениями слухового и зрительного анализаторов

  1. Систематика нарушений слуха (в зависимости от степени поражения

слуховой функции): тугоухость и глухота.

  1. Причины нарушений слуха.

  2. Психолого-педагогическая характеристика глухих и слабослышащих

детей.

  1. Причины нарушения зрения и классификация ( по степени нарушения

функции зрительного анализатора): слепые и слабовидящие.

  1. психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей.




1

Дети с двигательными нарушениями

  1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  2. Дети с нарушениями поведения

  3. Обучение и воспитание детей со сложным (комбинированным) дефектом




1

Анатомия и физиологический механизм речевого процесса

  1. Строение речевого аппарата

  2. Роль слуха и зрения в развитии речи детей

  3. Особенности развития речи детей дошкольного возраста




1

Отклонение в артикуляции речи и ее причины. Классификация отклонений

  1. Основные причины патологии речи у детей дошкольного возраста.

  2. Природные и функциональные отклонения речи

3.Дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, брацилалия, дисфония. Причины их возникновения у детей.


1

Дислалия и причины ее возникновения.

  1. Механическая дислалия, ее характеристика, причины возникновения

  2. Функциональная дислалия, ее характеристика, причины возникновения

  3. Способы исправления недостатков речи у детей дошкольного возраста




1

Исправление фонемов

  1. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста

  2. Условия формирования у детей навыков правильногоь звукопроизношения




1

Виды дизартрии

  1. Формы дизартрии

  2. Основные направления коррекционной работы детьми с диагнозом дизартрия




1

Виды ринолалии

  1. Формы ринолалии

  2. Задача и содержание коррекционной работы




1

Дефекты речи.

  1. Моторная алалия. Сенсорная алалия.

  2. Моторная афазия, Сенсорная афазия

  3. Методика организации работы по ликвидации афазии




1

Общее отклонение языка

  1. направления развития языковой речи

Особенности деятельности воспитателя детского сада с детьми, с нарушенной речью. Систематичность занятий по логопедии

1

Нарушение речи у детей с нарушениями слуха

  1. Этапы развития слуховых способностей

  2. Основные направления работы по ликвидации дефектов слуха

  3. Особенности речи слабослышащих детей




1

Содержание и формы логопедической работы

  1. Требования, предъявляемые к педагогу-воспитателю работающему с детьми с дефектами речи.

  2. Содержание работ по ликвидации дефектов речи у детей дошкольного возраста

  3. Месячные и календарные планы.




1

6.1.5 Перечень тем для самостоятельной работы студентов

Современные проблемы дефектологии

Работа медико-психолого-педагогической комиссии

Понятия «норма» и «аномалия»

Методы и формы обучения детей-олигофренов в коррекционной школе

Профилактика и педагогическая коррекция девиантного поведения

Нарушение темпа речи

Нарушение письма и чтения у детей

Нарушение голоса

Система организации дошкольной логопедической помощи

Система учреждений для аномальных детей в РК



Альтернативные учреждения для аномальных детей
6.1.6 Учебно-методическая карта по дисциплине

Тема

Наглядные пособия, ТСО, плакаты, стенды

Вопросы для самостоятель-ного изучения

Форма контро-ля

Лекционного занятия

Практического занятия

Лабора-торного занятия

1

2

3

4

5

6

Основы дефектологии.


Основы дефектологии




Заполнение таблицы

Дефектология как отрасль, ее структура

Устный опрос

Дети с нарушениями умственного развития

Характеристика детей с нарушениями интеллекта




Курсовые и дипломные работы по теме

Количественное измерение интеллекта

Письменный опрос

Дети с задержкой психического развития

Современные проблемы изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР)





Презентационная доска, ноутбук

Выделить особенности развития детей с ЗПР

Графический диктант

Дети с сенсорными нарушениями

Современные проблемы изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР)





Презентационная доска, ноутбук

Первичные и вторичные нарушения при сенсорных нарушениях

Устный опрос

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, комплексными дефектами

Дети с двигательными нарушениями




Презентационная доска, ноутбук

Причины ДЦП

Письменный опрос

Логопедия










Логопедия как направление

реферат

Анатомия и физиологический механизм речевого процесса

Анатомия и физиологический механизм речевого процесса




Схемы, рисунки

Особенности развития речи детей дошкольного возраста


Работа с учебником

Отклонение в артикуляции речи и ее причины. Классификация отклонений

Отклонение в артикуляции речи и ее причины. Классификация отклонений





Карта классификаций

Природные и функциональные отклонения речи

Круглый стол

Дислалия и причины ее возникновения

Дислалия и причины ее возникновения




Презентационная доска, ноутбук

Виды дислалии

опрос

Исправление фонемов

Исправление фонемов





Презентационная доска, ноутбук

Понятие фонема

Заполнение таблиц

Виды дизартрии

Виды дизартрии




Презентационная доска, ноутбук

Особенности проявления дизартрии

реферат

Виды ринолалии

Виды ринолалии





Презентационная доска, ноутбук

Ринолалия и возраст

Устный опрос

Дефекты речи

Дефекты речи.





Презентационная доска, ноутбук

Дефекты речи и проблемы обучения

Круглый стол

Общее отклонение языка

Общее отклонение языка





Презентационная доска, ноутбук




эссе

Нарушение речи у детей с нарушениями слуха

Нарушение речи у детей с нарушениями слуха





Презентационная доска, ноутбук

Проблемы слуха и речи как первичные и вторичные дефекты

Устный опрос




Содержание и формы логопедической работы




Методичес

кие папку



Содержание работ по ликвидации дефектов речи

Круглый стол

6.1.7 Карта обеспеченности учебно-методической литературой




Наименование учебников, учебно-методических пособий

Количество экземпляров

Количество студентов

Процент обеспечен-ности

1

2

3

4

Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г.,

Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога,2005




2

12

17

Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста СПб., 2005


1




8.3

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата-М., 2003

1




8.3

Специальная психология /Под ред.В.И.Лубовского –М.,2005

2




17

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога

. —— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. -




2




17

Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. кандидата психологических наук

. -- Нижний Новгород., 2000




2




17

Выготский, Л. С. Основы дефектологии. -СПб. , 2003.


5




42

Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Е. В. Шамарина. -М. : 2007.


4




33.3

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии-М.,1990


20




100

Специальная психология /Под ред.В.И.Лубовского –М.,2005


24




100

6.1.8 Литература



Основная литература

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собр.соч.В 6-тит.Т.-5.-М., 1983

2. Былкина Н.А., Люсин А.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе// Вопр.психологии- №5-2000-С.38-42

3.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников-М.,1985

4. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г.,

Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога – Ростов-на –Дону,2005

5.Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста СПб., 2005

6.Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата-М., 2003

7.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии-М.,1990

8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии - М., 2004

9.Намазбаева Ж.И., Сарсенбаева Л.О. Особенности психофизического развития детей с особыми потребностями. Алматы, 1999

10.Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Алма-Ата, 1985

11.Основы обучения и воспитания аномальных детей/ Под ред. А.И.Дьячкова.-М., 1965

12.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж.И.Шиф-М.,1965

13. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника-М.,1986

14.Специальная психология /Под ред.В.И.Лубовского –М.,2005


Дополнительная литература:

1.Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей-М.,1965

2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика-М.,1988

3.Малер А.Р., ЦикотоГ.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детй с глубоким нарушением интеллекта

4. Певзнер М.С., Лебединская К.С. Учащиеся вспомогательной школы-М.,1979

5.Власова Т.А., Лубовской В.И. Дети с задержкой психического развития-М.,1982

6. Литвак А.Г. Тифлопсихология –М.,1985

7. Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования ребенка младшего



дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стреблева // Дефектология. -2007. -No 6. -С. 49-59. -(Дошкольное воспитание и обучение).
: ebook -> umkd
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Химия» для специальности 5В072700 «Технология продовольственных продуктов» для специальности 5В072800 «Технология перерабатывающих производств»
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Морфология животных» для специальности «5В080200» -«Технология производства продукции животноводства»
umkd -> Программа дисциплины «Физиологические основы физического воспитания и видов спорта»
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Практикум по зоологии позвоночных для студентов специальности (ей)
umkd -> Современные методы в биотехнологии
umkd -> Методические рекомендации по срсп 70 94 Методические рекомендации по срс 95 96
umkd -> И. Е. Репин говорил: «Где наука не пришла на помощь искусству, там искусства нет, там есть только передняя искусства ремесло». Творческий опыт известных мастеров изобразительного искусства убеждает, что время




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница