Программа «Коррекция нарушений осанки у детей 3-7 лет»



страница1/2
Дата16.02.2017
Размер0,51 Mb.
  1   2
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция нарушений осанки у детей 3-7 лет»

Введение

Актуальность моей программы заключается в том, что тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена.

После выхода ФГОС ДО, стало понятно, что многолетняя работа и ее результаты, представленные в данной программе, очень точно попадают в цель и логику новых тенденций дошкольного образования. ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. И уже для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника детей. Дети имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

К сожалению, примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка. По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников. Это проблема не только родителей, но и ортопедов, инструкторов по лечебной физической культуре. И обуслов­лена она не только распространенностью заболеваний ОДА, который усложняет рост и развитие детского организма, но и сложностью, с которой встречаются врачи при коррекции осанки детей дошкольного возраста. Это часто приводит к необратимым структурным изменениям в опорно-двигательном аппара­те, нарушению функций внешнего дыхания, кровообращения, отклоне­ниям в деятельности сердечно- сосудистой системы и органов зрения.




ГЛАВА 1.Форма работы

Цель моей программы- способствовать формированию правильной осанки у детей 3-7 лет. Для этого необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физио­логических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы, органов чувств у дошкольников.
1.1.Задачи программы

Оздоровительные задачи:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

  2. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.

  3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

1.Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

2.Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельной двигательной деятельности.

2. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Физические упражнения - специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При их выполнении предусматривается то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напря­жения. Все это обеспечивает точный характер движений и по возможно­сти целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата. В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений формируются двигательные на­выки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость и самое главное создается хороший мышечный корсет, способ­ный противостоять деформации, что особенно важно при формировании правильной осанки у дошкольников. В комплекс корригирующей гимнастики включены симметричные корригирующие упражнения, упражнения в равновесии, расслаблении, растягивании, упражнения для увеличения подвижности позвоночника, гимнастические упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища, упражнения, формирующие навык правильной осанки, дыхательные и собственно гимнастические упражнения коррекционного характера, а также упражнения из различных исходных положений (лежа на спине, на животе, сидя, стоя на коленях). Применение специальных упраж­нений c использованием всевозможных предметов и пособий («колючие» мячики разных диаметров, мешочки с песком, «чудо валик», гимнастические палки, обручи, скамейки, «мягкие бревна» и др.) дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, ис­править положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса.

Очень важной игрушкой для ребенка является мяч, потому что он развивает действия рук. Игры с мячом имеют огромную ценность для здоровья ребенка и его развития. Они способствуют развитию глазомера, координации, а также двигательной активности. Большую роль для развития функций мозга малыша играют движения пальцев рук. От их разнообразия зависит интеллектуальное развитие ребенка. Кроме этого движения рук развивают речь, так как нервные импульсы от рук, поступающие в мозг, стимулируют речевые зоны, которые находятся рядом, тем самым те начинают работать более активно. Дети выполняют с мячом самые разные действия - бросают, катают, бегают за ним и т.д. Это дает нагрузку на разные группы мышц. Также ребенок учится хватать, удерживать и перемещать мяч во время ходьбы или бега.

Лечебную физическую культуру с использованием разнообразного оборудования, а особенно с «колючими» мячами при нарушениях осанки следует рассматривать как своеобразную систему обучения и оздоровления дошкольников, на­правленную на развитие способности к правильной постановке тела в различных положениях и при движении. Особенно, «колючий» мяч показан для проведения точечного массажа ладоней и подошв, основываясь на древневосточных принципах иглоукалывания. Его остроконечные иголочки воздействуют на биологически активные точки, незримо улучшая самочувствие, снимая стресс, напряжение и усталость, повышая общий тонус организма. Занятия с «колючим» мячом очень полезны для детей. Вот потому в своей программе я и предлагаю использовать этот мяч на занятиях лечебной физической культуры.
1.2. Условия для проведения занятий лечебной физической культуры.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком. Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение.

Занятия лучше проводить примерно в одно и то же время (луч­ше в первой половине дня), регулярно -каждый день или через день, чтобы в них выработалась потребность. Продолжительность занятия согласно Сан ПиНу, учитывая возрастные особенности детей.

На протяжении всего курса лечения не рекомендуется частая смена физических упражнений на занятиях корригирующей гимнастики. Через каждые три месяца комплексы ЛФК изменяются по сложности и длительности выполнения упражнений с добавлением новых элементов, увеличивая нагрузку на мышцы в симметричных упражнениях за счет удлинения рычага, сопротивления (амортизаторы), отягощения в исходном положении лежа (гантели, манжетки с песком).

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всего оздоровительного занятия имеет интонационное разнообразие речи инструктора. И, конечно же, непременным условием работы является постоянное наблюдение инструктора за самочувствием и индивидуальной реакцией детей.



Регулярные занятия гимнастикой — одно из основных средств в достижении этих целей. Физические упражнения (в отличие от самостоятельной двигательной деятельности) позволяют ребенку сознательно «работать» над движениями, добиваться качествен­ного их выполнения.

Кроме того, в конце комплекса используется подвижная игра с движениями для закрепления правильного положения осанки.

В домашних условиях занятия желательно проводить в одном, специально подготовленном месте, свободном от мебели. Летом в хорошую погоду можно заниматься где угодно: на полянке, на площадке, во дворе.

Дети любят заниматься в компании, любят сравнивать свои успехи с успехами других детей или членов семьи. Если ребенок занимается один, выполняйте все упражнения вместе с ним играйте и получайте удовольствие от общения.

Свежий, чистый воздух - основное условие; если занятия про­водятся в помещении, его необходимо хорошо проветрить и провести влажную уборку (пыль - сильнейший аллерген).

Одежда ребенка должна быть удобной, легкой, не стесняющей движения. Спортивная форма. может как поднять настроение, так и окончательно испортить его, поэтому позвольте ребенку подобрать её по своему вкусу. Обувь (если занятие проводится дома) не нужна- достаточно тонких хлопчатобумажных носков. В другом случае подойдут спортивные тапочки или чешки.

Время для занятия подбирается в зависимости от занятости родителей. Лучше, если день начинается с зарядки (организм включается в активный рабочий ритм, бодрое настроение сохраняется на весь день), но если нет такой возможности - занятие проводится через некоторое время после завтрака (не ранее чем через 30-40 минут ) или после дневного сна. Иногда часть упражнений (более активных) выполняются в первой половине дня, часть (более спокойных или требующих повторения) – во второй.

1.3.Исследование силовых качеств мышечных групп туловища
Инструктор ЛФК проводит измерения силовых качеств мышц спины и брюшного пресса, а также подвижность позвоночника. Измерения проводятся в начале, середине и конце учебного года.

Измерения позвоночника детей производят в исходном положении стоя, ноги прямо, пятки и носки соединены вместе, туловище и голова выпрямлены.



Сгибание (подвижность позвоночника вперед). Наклоняясь вперед, ребенок должен пальцами рук достать плоскость пола у первого пальца стопы. Во время этого движения колени не должны сгибаться. Если ребенок не достает полость пола, то сантиметровой лентой измеряется расстояние от концевой фаланги выпрямленного 3-го пальца кисти до плоскости пола у концевой фаланги первого пальца стопы.

Разгибание (подвижность позвоночника назад). Сантиметровой лентой измерить расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала межягодичной складки. Ребенок должен наклонить туловище назад, при этом движении ноги должны оставаться прямыми и в этом положении ребенка измерить то же расстояние. Разница между первым и вторым измерениями будет соответствовать подвижности позвоночника назад.

Наклон в сторону (подвижность позвоночника вправо, влево). Сантиметровой лентой измерить расстояние от концевой фаланги 3-го пальца выпрямленной кисти до плоскости пола у наружной лодыжки стопы, рука прижата к бедру. Наклонить туловище вправо (влево), ноги при этом движении должны быть прямыми, пятки не отрывать от пола, туловище не должно быть отклоняться ни вперед, ни назад. Правая (левая) рука скользит по наружно-боковой поверхности бедра. Повторить первое измерение. Разница между первым и вторым измерениями будет соответствовать подвижности позвоночника вправо (влево). .

Мышцы спины. Ребенок укладывается на медицинскую кушетку на живот, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен положить обе руки на затылок и максимально разогнуть туловище. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц спины. Измерение следует проводить до появления утомления мышц спины, при появлении качательных движений туловища измерение прекратить.

Мышцы живота. Исходное положение ребенка лежа на спине на медицинской кушетке, руки на затылке, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен приподнять прямое туловище до угла 300 к плоскости кушетки. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц живота.

Для определения фронтального искривления позвоночника и на­блюдения в динамике производят следующие измерения:

- определение расстояния от средней линии до остистого отростка


наиболее удаленного позвонка (отвес прикреплен к 7 ш.п., голова на­
клонена вперед);

1.расстояние от нижних углов лопаток до остистых отростков позвоноч­ника (измеряется линейкой);

2.определение полуокружности грудной клетки слева и справа (измеряют сантиметровой лентой от остистых отростков позвоночника че­рез нижний угол лопатки к 4-му межреберью у девочек, у мальчиков по нижнему краю соска) в средней линии грудины;

3.величины треугольников талии;

4.высоты стояния подвздошных костей;

5.длины нижних конечностей;

6.угол наклона таза.(4)
Учет эффективности лечения ведется во вклады­ше к карте ребенка в кабинете лечебной физкультуры, фор­ма № 42.
1.4.Ортопедический режим

Ортопедический режим заключается в следующем:

1.Жесткая постель с маленькой подушкой;



2.Правильно организованное рабочее место;

3.Разгрузочный час в середине дня (во время дневного пребывания в постели ребенок должен лежать на спине или на животе, ночью для обеспечения полноценного отдыха тела не нужно ограничивать положение его на боку);

4.Ограничение бега, прыжков, подскоков, катания на велосипеде, конках;

5.Запрещение занятий в спортивных секциях;



6.Ограничение подвижности позвоночника (избегать наклонов и вращений);

7.Не поднимать и не носить тяжести.
Глава2. Опорно-двигательный аппарат:

норма и нарушения

Осанка, т.е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными из­гибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. (Приложение 1,см. Памятка для родителей). Формирование правильной осанки - одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осан­ка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных частей. (7)



В большинстве случаев нарушения осанки имеют еще функциональный характер и обусловлены преимущественно слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата, их еще можно исправить. Отклонения от нормальной осанки при­нято называть нарушениями или дефектами осанки.

Различают III ст. нарушения осанки. Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I и II степени нарушения осанки. (см. Памятка для педагогов).


2.1. Причины, вызывающие нарушения осанки

Для того, чтобы до конца разобраться в сущности нарушений осанки нужно выявить, прежде всего, причины их возникновений.

Каковы же причины, вызывающие нарушения осанки?

В основе развития дефектной осанки лежат следующие неблаго­приятные факторы:

  1. отсутствие воспитания рефлекса правильной осанки;

  2. дефекты зрения;

  3. частые инфекционные заболевания (рахит, детские инфекции, простудные заболевания, бронхиальная астма);

  4. неудовлетворительное питание;

  5. кровать с мягкой сеткой;

  6. мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка;

  7. недостаточная двигательная активность, физическое воспитание и плохое физическое развитие;

  8. плохие примеры неудовлетворительной осанки окружающих;

9. неправильное положение таза - недостаточный наклон - плоская спина, увеличенный наклон таза - лордоз.

Дефекты осанки возникают и в результате того, что малыша слиш­ком рано начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недоста­точно развитые разгибатели спины еще не подготовлены к статической нагрузке, что и ведет к возникновению дефекта.

Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. (Приложение6)

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. У детей чаще встречается продольное или смешанное формы.(2)


2.2.Виды дефектов осанки.

К нарушениям осанки, связанным с уменьшением физиологических изгибов позвоночника, относятся:

а) плоская спина – уплощение поясничного лордоза, при котором наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выпячена вперед, лопатки крыловидны – углу и внутренние их края отстают от спины.

Для устранения этого дефекта в программе используются специальные упражнения (Приложение 2).

Многие упражнения, укрепляющие мышцы грудной клетки и спины, лордозируют позвоночник. Это нежелательно, так как может привести к развитию плосковогнутой спины. Во избежание этого упражнения, укрепляющие мышцы спины и грудной клетки, нужно выполнять в таком исходном положении, при котором плечевой пояс был бы расположен ниже тазового, и во время выполнения упражнения руки, плечи, туловище и ноги должны подниматься без прогибания в грудном отделе, т.е. только до горизонтального положения. Эти упражнения удобно выполнять лежа на животе на гимнастической скамейке. Нежелательны упражнения с движением рук вверх, назад, за голову, напряженные выгибания, так как они увеличивают подвижность позвоночника и лордозируют грудной отдел. Нельзя давать при плоской спине чистые висы, так как они растягивают слабый связочный аппарат.
б) плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).

Дефекты осанки, связанные с уменьшением или увелечением физиологических изгибов позвоночника, (одно из проявлений функциональной неполноценности опорно-двигательного аппарата человека) служат благоприятным фоном для прогрессирования возникающих деформаций позвоночника. Чтобы нивелировать (уменьшить) последствия в работу включены подобранные в один комплекс упражнения. (Приложение3.)



При увеличении физиологических изгибов различают су­тулость, круглую спину (кифоз) и кругловогнутую спину.

а) сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. Ему характерно увеличение грудного ки­фоза при одновременном уменьшении (сглаживании) пояс­ничного лордоза. Голова наклонена вперед. Плечи сведены вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.



б) для круглой спины характерно увеличение грудного ки­фоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. От­сюда второе название — «тотальный кифоз». Голова часто на­клонена вперед. Ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки, уплощение ягодиц и живот слегка выпячен. Мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

в) для кругловогнутой спины характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза выше физиологиче­ской нормы. Голова и верхний плечевой пояс наклонены впе­ред. Лопатки крыловидно выступают сзади. Живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внут­ренних органов (висцероптоз). Колени максимально разогну­ты, может наблюдаться рекурвация коленных суставов. Мыш­цы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы растяну­ты и истончены.(Приложение4).

Дефекты осанки во фронтальной плоскости - Асимметричная осанка не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между пра­вой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет со­бой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асим­метрия треугольников в талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи),голова наклонена в сторону.(Приложение 5).



Глава 3. Специфика работы инструктора ЛФК с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад компенсирующего вида № 76 «Ветерок» принимает детей раннего возраста, имеющие направление специалистов – ортопедов детских поликлиник, не нуждающиеся в индивидуальном уходе, имеющие двигательные возможности и умеющие самостоятельно ходить. ДОУ работает по направлению: реабилитации и адаптации детей с патологиями опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, сколиоз, деформация грудной клетки, кифоз, лордоз, укорочение нижних конечностей, миатония, деформация коленных суставов, плоскостопие, дети-инвалиды детства, детский церебральный паралич.

МБДОУ «ЦРР -Детский сад № 38 «Успех» в 2013-20014 учебном году посещают 160 детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

После осмотра врача – ортопеда в сентябре 2013 года у детей выявлены нарушения:

1.Плоскостопие.

2.Нарушение осанки.

При вторичном осмотре врачом - ортопедом детей (май 2014 года) выявлено:

1.Выздоровление - 2 ребенка.

2.Улучшение – 58 ребенка.

3.Стабилизация – 100 человек



Заключение

В жизнедеятельности человека осанка имеет огромное значение. Правильная осанка – это нормальное, здоровое положение позвоночника, а он, как известно, отвечает за работу всех органов и систем нашего организма. Правильная осанка – это не только залог здоровья, но и символ красоты, жизнестойкости и уверенности в себе. В наш прогрессивный век каждый человек как никогда уделяет внимание своему внешнему виду и сохранению своего здоровья. Поэтому сегодня для каждого из нас актуальна потребность в знаниях о том, как поддерживать свое здоровье и здоровье своих детей, используя лишь собственные силы, желание и время. Из всех существующих заболеваний, нарушения осанки почему-то считаются самыми безобидными заболеваниями и потому долгое время остаются незамеченными родителями и учителями в школе. В студенческом возрасте дефекты осанки исправить уже трудно. Универсального комплекса физических упражнений по исправлению осанки не существует. Здесь нужна каждодневная работа над собой, и выполнять ее надо сознательно и умело. Надеюсь, что данная программа поможет в организации самостоятельных занятий по устранению имеющихся нарушений осанки.



Памятка для родителей

Проверить правильность осанки ребенка можно следующим образом: ему надо встать спиной к стене без плинтуса, (к двери), касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В области поясницы должна свободно проходить вертикально поставленная ладонь. Ребенок делает шаг вперёд сохраняя это положение, затем шаг назад к стене и ещё раз проверить положение тела. Если после шага назад положение тела не такое, каким оно было в исходном положении, значит, у него имеются нарушения осанки. Другой способ проверки состоит в следующем. Известно, что каждый предмет имеет центр тяжести. В человеческом теле такой центр находится в тазовом поясе (2 крестцовый позвонок) и именно через эту точку проходит вертикальная линия центра тяжести. Поставьте ребенка боком перед большим зеркалом, не изменяя своей обычной осанки, а сами кусочком мела отметьте на его изображении в зеркале следующие точки: ушное отверстие, центральные точки плеча, бедра, голеностопного сустава, коленного сустава. Теперь соедините эти точки, и, если получится прямая линия, у ребенка правильная осанка, если ломаная линия – вам нужно задуматься над его осанкой.



Памятка для педагогов
  1   2


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница