Программа рассчитана на 34 часа. Цели обучения риторике: формирование коммуникативно-риторических умений и навыков



Скачать 130,38 Kb.
Дата12.12.2016
Размер130,38 Kb.
ТипПрограмма
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебной программы авторов Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках», в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений, Программы развития МАОУ «Гимназия №1» (2010-2013г.), Образовательной программы МАОУ «Гимназия №1», стандартов начального общего образования по риторике.

Программа рассчитана на 34 часа.

Цели обучения риторике:

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

- формирование понятийных и инструментальных знаний.

Рабочая программа построена на основе компетентностного, лично-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения:



  • обучение умелой, искусной, эффективной речи;

  • овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компнтенций и компетенции личностного саморазвития.

Содержание программы представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование компетений.

В первом блоке «Общение» дается представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации, её компонентах.

Во втором блоке «Речевые жанры» дается представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Таким образом, содержание программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Преобладающей формой текущего контроля выступает работа с текстом.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебную тетрадь (Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.Учебная тетрадь для 3 кл. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента»; 2010.) и методическое пособие для учителя.



1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Результаты обучения


1. Общие учебныеумения



1.1.Умения, связанные с познавательной деятельностью:

- анализировать и оценивать общение - корректность речевого поведения в ситуациях;

- давать определения;

-создавать речевые жанры и тексты;

-соблюдать орфографические, произносмительны, лексические нормы для эффективного общения


1.2.Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

-создавать устные и письменные высказывания;

-составлять конспект;

- участвовать в диалоге;

- осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы;

- работать со словарями;

- уместно использовать словесные и несловесные средства общения;


2.Предметно - ориентированныеумения




2.1. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Общение»:

- анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче;

- оценивать свое речевое поведение;

- анлизировать и оценивать свою общительность;

- продумыать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;

- подчинять свое высказывание речевой задаче(в пределах жанров)

2.2. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Речевая деятельность»:

- анализировать живую устную речь, определять ее особенности;

- выступать с устными высказываниями;

- составлять план услышанного и воспроизводить его;

- анализировать роль различных выделений в учебных текстах;

- ставит вопросы к выделенным в тексте словам;

- составлять «план» прочитанного текста (для себя) и воспроизводить его;

- определять нужный способ правки текста(из известных);

- вносить правку в текст по замечаниям редактора

2.3. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Речевой этикет»:

- оценить свою вежливость;

- определять степень вежливости;

- критически оценивать соответствиевежливых слов добрым делам

2.4. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Правильная речь»:

- определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), когда нарушения норм затрудняют общение;

- пользоваться толковым, орфоэпическим и др. словарями

2.5. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Текст»:

- определять тип текста;

- анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов

2.6. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Этикетные жанры»:

- оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения;

- выразить похвалу и ответить на нее;

- поздравить с праздником и ответить на устное поздравление

2.7.Умения, связанные с освоением содержательной линии «Пересказ»:

- определять способы сжатия текста при сравнении с исходным;

- создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обощения;

- создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста;

- определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе;

- определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги


2.8. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Рассуждение»:

- анализировать известные структуры рассуждений;

- объяснять роль правила и цитаты в рассужении, оценивать их уместность;

- создавать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами

2.9. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Сравнительное описание»:

- анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий;

- создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий;

- создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;

- определять сравнительное описание в различных текстах



2. Структура курса

п/п

Тема (глава)

Количество

часов


1.

Наука риторика

3

1.1.

Чему учит риторика




2.

Учимся говорить

6

2.1.

Неподготовленная речь и подготовленная речь




2.2.

Говорим подробно, кратко




3.

Слушаем, вдумываемся

2

4.

Учимся читать, писать

3

5.

Вежливое общение

1

6.

Разные тексты

2

6.1.

Тексты разные нужны




6.2.

Диалог и монолог




7.

Правильная речь

3

8.

Правила успешного пересказа

4

8.1.

Пересказ




8.2.

Выбери нужное




8.3.

Цитата в пересказе




8.4.

Кратко о книге




9.

Поздравляю тебя...вас...

3

10.

Учись объяснять и доказывать

3

11.

Что общего – чем отличаются

3

11.1.

Правила сравнения




11.2.

Как строятся сравнительные тексты




12

Подведем итоги (Риторический праздник)

1




Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1.

Наука риторика

3







1.1.

Чему учит риторика













2.

Учимся говорить

6







2.1.

Неподготовленная речь и подготовленная речь































2.2.

Говорим подробно, кратко







3.

Слушаем, вдумываемся

2













4.

Учимся читать, писать

3



















5.

Вежливое общение

1







6.

Разные тексты

2







6.1.

Тексты разные нужны

6.2.

Диалог и монолог







7.

Правильная речь

3



















8.

Правила успешного пересказа

4







8.1.

Пересказ




8.2.

Выбери нужное










8.3.

Цитата в пересказе










8.4.

Кратко о книге










9.

Поздравляю тебя...вас...

3



















10.

Учись объяснять и доказывать

3



















11.

Что общего – чем отличаются

3







11.1.

Правила сравнения










11.2.

Как строятся сравнительные тексты










12

Подведем итоги (Риторический праздник)

1










Итого:

34






Учебно-методическое обеспечение для учителя

1. Ладыженская Т.А. и др.Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. Методические рекомендации. - М.: Издательство «Баласс», 2006.
2. Речь. Речь. Речь. Детская риторика для младших школьников/ Под редакцией Т.А. Ладыженской. – Тула: «Родничок», 2000.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Аквариум, 1997.

Учебно-методическое обеспечение для ученика

1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», 2010.

2. Структура курса

п/п

Тема (глава)

Количество

часов


1.

Наука риторика

4

1.1.

Чему учит риторика




2.

Учимся говорить

4

2.1.

Неподготовленная речь и подготовленная речь




2.2.

Говорим подробно, кратко




3.

Слушаем, вдумываемся

1

4.

Учимся читать, писать

3

4.1.

Читаем учебные тексты




4.2.

Учимся писать, редактировать




5.

Вежливое общение

4

5.1.

Что такое вежливость




5.2.

Вежливо, невежливо, грубо




5.3.

Добрые дела – добрые слова




5.4.

А ты вежлив?




6.

Итоговые задачи и игры

1




Итого:

17

Каталог: fgos
fgos -> Вопросы и задания: Поставьте диагноз
fgos -> Методические указания для интернов №1 Специальности «Стоматология общей практики»
fgos -> Кировская гма минздрав России
fgos -> Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
fgos -> Исследовательская работа по теме «Жевательная резинка»
fgos -> Высшего образования
fgos -> Тесты по онкологии для интернов (текущий контроль) общие вопросы онкологии термин «ранний рак» означает
fgos -> Гбоу впо кировская гма министерства здравоохранения Кафедра онкологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница