Программа семинарских занятий 1 Модуль Патология детей старшего возраста Номер и тема занятия: 13. Кардиомиопатии Вид занятия: Клиническое практическое занятие



Скачать 179,95 Kb.
Дата01.08.2018
Размер179,95 Kb.
ТипПрограмма
4.1.6. Программа семинарских занятий

4.1.6.1. Модуль 4. Патология детей старшего возраста

Номер и тема занятия:



4.13. Кардиомиопатии

Вид занятия: Клиническое практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов).

Цель занятия: владеть алгоритмом постановки клинического диагноза кардиомиопатия у детей.

Тема и ее актуальность

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы;

  • Функции сердца и методы их оценки;

  • Семиотика заболеваний органов сердечно-сосудистой системы;

  • Методы дополнительных исследований для оценки состояния сердечно-сосудистой системы;

  • Методы раннего выявления патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать жалобы, анамнез заболевания, жизни;

  • провести объективное исследование ребенка по всем органам и системам;

  • оценить результаты исследований (определение активности в плазме кардиоселективных ферментов, отражающих повреждение кардиомиоцитов, выявление биохимических маркеров воспаления, оценка выраженности иммунного воспаления, выявление этиологических факторов, диагностика очагов хронической инфекции, молекулярно-генетическое исследование, ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиография, рентгенография органов грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости и почек, радионуклидные методы исследования, пункционная биопсия);

  • оценить тяжесть состояния больного, выделить ведущий синдром;

  • обосновать клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику;

  • назначить лечение (лечебная диета, медикаментозная терапия, нефармакологическое лечение);

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий

Перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения данной темы:

ПК 2-6, ПК 15, ПК 19, ПК 20, ПК 21, ПК 25, ПК 37, ПК 39, ПК 50, ПК 53-55.



Содержание занятия:

I. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

(основные вопросы для обсуждения):


  1. Нозологическая группа - кардиомиопатии.

  2. Классификация кардиомиопатий.

  3. Этиология и патогенез.

  4. Клинические проявления кардиомиопатии в зависимости от морфологических и функциональных изменений миокарда.

  5. Дифференциальный диагноз.

  6. Диагностика и план обследования детей с кардиомиопатиями.

  7. Медикаментозные и нефармакологические методы лечения.

II. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

III. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.



Основные понятия, категории по теме занятия:

Дилатационная кардиомиопатия.

Гипертрофическая кардиомиопатия.

Рестриктивная кардиомиопатия.

Синкопальные состояния.

Пункционная биопсия.

Ресинхронизирующая терапия.

Трансплантация сердца.



Перечень тем рефератов к занятию:

1. Диагностика и дифференциальная диагностика кардиомиопатий.

2. Митохондриальные дилатационные кардиомиопатии (синдром MELAS, синдром MERRF, KSS-синдром).

3. Аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка.

4. Трансплантация сердца.

5. Нефармакологические методы лечения кардиомиопатий.



Образовательные технологии, используемые на занятии: Основная – технология модульного обучения, дополнительно – технология проблемного обучения. Пример проблемной ситуации – синкопальные состояния у ребенка. Студенты самостоятельно составляют алгоритм диагностики, обосновывают клинический диагноз.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

Основная литература:

  1. Детские болезни: учебник в 2-х т. /под ред. И.Ю. Мельниковой; Н.Ю. Мельниковой и др. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1. – 672 с.

  2. Детские болезни: учебник в 2х т./Н.П.Шабалов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2010. – 928 с.: ил., тв. (учебник для ВУЗов)

Дополнительная литература

  1. Детская кардиология. Под ред. Дж. Хоффмана. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 543 с., 44 табл., 93 рис.

  2. Детская кардиология/ Ю.М.Белозеров – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 600 с.

  3. Кардиология и ревматология детского возраста (под ред. Г.А.Самсыгиной и проф. М.Ю.Щербаковой) - М.: ИД Медпрактика - М, 2004, 744 с.

  4. Клинические рекомендации по детской кардиологии и ревматологии (под ред. проф. М.А.Школьниковой ,проф. Е.И.Алексеевой) - Москва, 2011, 512 с.

  5. Леонтьева И. В. Лекции по кардиологии детского возраста / И. В. Леонтьева. - М.: Медпрактика, 2005. - 536 с.

  6. Elliot P., Andersson B., Arbustini E. et al. Classification of cardiomyopathies: a position statement from the european society of cardiology working group on myocardial and pericardial diseases // Eur. Heart. J. - 2008. - Vol. 29, № 2. - Р. 270-276.


Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, мультимедийное оборудование

  • Истории болезни детей с неревматическим кардитом (находящиеся на госпитализации в отделениях кардиологии), амбулаторные карты развития ребенка, выписки из историй болезни (№ 1 – «Дилатационная кардиомиопатия»; № 2 – «Гипертрофическая кардиомиопатия», № 3 - "Рестриктивная кардиомиопатия", № 4 - "Аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка", мультимедийная презентация «Кардиомиопатии у детей. Клинический случай».)

  • Рентгенограммы, протоколы холтеровского мониторирования ЭКГ, МРТ, сопровождающиеся наглядным схематичным изображением патологии.

  • Мультимедийная презентация «Неревматический кардит у детей».





Название слайда

1

Определение заболевания.

2

Классификация кардиомиопатий.

3

Дилатационная кардиомиопатия. Этиология. Патогенез.

4

Митохондриальные дилатационные кардиомиопатии: синдром MELAS, синдром MERRF, KSS-синдром.

5

X-сцепленные дилатационные кардиомиопатии.

6

Идиопатическая дилатационная кардиомиопатия.

7

Клинические проявления. .

8

Диагностика и план обследования детей с дилатационной кардиомиопатией.

9

Инструментальные методы исследования.

10

Радионуклидные методы исследования.

11

Пункционная (катетерная, эндомиокардиальная) биопсия.

12

Лечение. Осложнения и побочные эффекты лечения..

13

Основные виды нефармакологического лечения сердечной недостаточности.

14

Гипертрофическая кардиомиопатия. Классификация.

15

Этиология. Патогенез.

16

Клинические проявления.

17

Критерии диагностики гипертрофической кардиомиопатии.

18

Лечение гипертрофической кардиомиопатии.

19

Рестриктивная кардиомиопатия. Классификация.

20

Этиология. Патогенез.

21

Клинические проявления рестриктивной кардиомиопатии .

22

Инструментальная диагностика рестриктивной кардиомиопатии.

23

Лечение рестриктивной кардиомиопатии.

24

Аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка. Этиология. Патогенез.

25

Клинические проявления. Инструментальная диагностика аритмогенной кардиомиопатии правого желудочка. Лечение.

26

Меры профилактики.


ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Этиология и патогенез кардиомиопатий (дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная, аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка).

  2. Классификация кардиомиопатий.

  3. Клинические проявления различных форм кардиомиопатий.

  4. Критерии лабораторной и инструментальной диагностики заболевания.

  5. Дифференциальный диагноз кардиомиопатий.

  6. Лечение кардиомиопатий в зависимости от варианта.

  7. Прогноз заболевания.

  8. Особенности диспансерного наблюдения.

9. Меры профилактики.

Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).



Тест 1. При дилатационной кардиомиопатии полость левого желудочка:

  1. увеличена;

  2. нормальных размеров или уменьшена .

Тест 2. При дилатационной кардиомиопатии у детей часто развивается:

  1. митральная недостаточность;

  2. аортальная недостаточность;

  3. митральный стеноз.

Тест 3. При гипертрофической кардиомиопатии полость левого желудочка:

  1. увеличена;

  2. нормальных размеров или уменьшена .

Тест 4. Для дилатационной кардиомиопатии характерна:

  1. правожелудочковая недостаточность кровообращения;

  2. левожелудочковая недостаточность кровообращения;

  3. бивентрикулярная недостаточность кровообращения;

  4. не характерна.

Тест 5. Некомпактный миокард - это:

  1. кардиомиопатия;

  2. миокардит;

  3. перикардит;

  4. другое.

Тест 6. При синдроме MELAS отмечается:

  1. митохондриальная миопатия;

  2. миоклонус-эпилепсия;

  3. гастропатии;

  4. анемии.

Тест 7. К кардиоселективным белкам относятся:

  1. фибриноген;

  2. тропонин Т;

  3. СРБ;

  4. Ig A.

Тест 8. В лечении дилатационных кардиомиопатий используют:

  1. кардиотонические препараты;

  2. антибиотики;

  3. витамины;

  4. β-адреноблокаторы.

Тест 9. Эхокардиографические признаки рестриктивной кардиомиопатии:

  1. гипертрофия миокарда левого желудочка;

  2. резкое расширение полостей сердца;

  3. уменьшение полости пораженного желудочка;

  4. рестриктивный тип диастолической дисфункции.

Тест 10. К антиаритмическим препаратам относятся:

  1. ибупрофен;

  2. амиодарон;

  3. каптоприл;

  4. верошпирон.


Эталоны ответов к тестам: 1 - 1; 2 - 1; 3 -2; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 1; 7 -2; 8 -1, 4; 9 - 3, 4; 10 - 2.

Проведите клиническое обследование ребенка с кардиомиопатией.

  • Проведение оценки физического развития, используя центильные таблицы.

  • Заключение по результатам инструментально-лабораторного исследования, имеющегося в истории болезни.

  • Оформите обоснование клинического диагноза и этапный эпикриз.

  • Проведите дифференциальный диагноз.

  • Выпишите в тетрадь лекарственные препараты, получаемые больным, объясните механизм их действия.

  • Составьте план диспансерного наблюдения ребенка после выписки из стационара.

  • Проведите внутриведомственную экспертизу качества медицинской помощи согласно медико-экономическим стандартам (МЭС).


Контроль конечного уровня усвоения темы (решение ситуационных задач).

Задача №1

.Задание:

1. Какой предварительный диагноз Вы поставите ребенку?

2. Предположительно, какой этиологии данное заболевание?

3. Какие изменения могут быть на ЭКГ?

4. Каков генез абдоминального синдрома на фоне ОРВИ? Каков генез абдоминального синдрома на фоне настоящего заболевания?

5. Назначьте лечение данному ребенку.

6. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

7. Какие показатели по данным эхокардиограммы могут быть изменены?

8. Какие вирусы тропны к миокарду?

9. Каково соотношение громкости тонов на верхушке у здорового ребенка?

Задача № 2.

Задание:


1. Ваш диагноз? Обоснование диагноза.

2. Опишите этиологию и патогенез данного заболевания.

3. Составьте план дальнейшего обследования ребенка.

4. Проведите дифференциальный диагноз.

5. Укажите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

6. Перечислите функциональные методы исследования.

7. Какова врачебная тактика ведения ребенка?

8. Дайте характеристику лечебного питания при данном заболевании.

9. Возможные исходы заболевания?

10. Особенности диспансерного наблюдения за больным в стадии ре­миссии?



Ответы к задачам:

Задача 1.



Задача 2.

Место проведения самоподготовки: читальный зал библиотеки КГМУ, палаты больных кардиологического отделения ДРКБ МЗ РТ, учебная комната, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов:

  • Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с кардиомиопатией.

  • Демонстрация больного с различными вариантами кардиомиопатий.

  • Подготовка реферативных сообщений, предлагаемых по теме занятия (см. «Перечень тем рефератов к занятию»).

Перечень профессиональных компетенций (ПК)

ПК 1

Определение анатомических аномалий развития почек

ПК 2

Анализ амбулаторной карты развития ребенка

ПК 3

Составление программы диспансерного наблюдения детей с острыми и хроническими заболеваниями

ПК 4

Определение тяжести состояния больного

ПК 5

Выделение ведущего клинического синдрома

ПК 6

Обоснование клинического диагноза

ПК 7

Определение парциальных почечных функций (реабсорбции, концентрации, секреции)

ПК 8

Определение функциональной и органической олиго- анурии

ПК 9

Определение стадий хронической почечной недостаточности

ПК 10

Пальпация почек

ПК 11

Определение болезненности в мочеточниковых точках

ПК 12

Определение периферических и полостных отеков

ПК 13

Интерпретация суточного ритма мочеиспусканий

ПК 14

Учет выпитой и выделенной жидкости

ПК 15

Интерпретация результатов исследования мочевого осадка (общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко)

ПК 16

Интерпретация уролейкограммы

ПК 17

Интерпретация анализа мочи по Зимницкому

ПК 18

Ведение мочевого листа

ПК 19

Интерпретация результатов исследования биохимического анализа крови

ПК 20

Интерпретация результатов КЩС крови и электролитного баланса

ПК 21

Интерпретация показателей гемостаза, коагулограммы

ПК 22

Определение маркеров нефротического синдрома

ПК 23

Диагностика нефритического синдрома

ПК 24

Диагностика дисметаболических нарушений

ПК 25

Интерпретация результатов лучевых методов диагностики (УЗИ, УЗИ почек с допплерографией сосудов почек, ЭУ, МЦУГ, КТ, МРТ, ангиография, радионуклидные методы, рентгенография)

ПК 26

Интерпретация урофлоуметрии

ПК 27

Определение степени рефлюкса (ПМР, ПМЛР) активного, пассивного

ПК 28

Показания и методика проведения методов заместительной почечной терапии (ЗПТ)

ПК 29

Дифференцированная терапия нефротического синдрома

ПК 30

Принципы терапии нефритического синдрома

ПК 31

Принципы дифференцированной терапии дисметаболических нарушений почек

ПК 32

Принципы терапии детей с инфекциями мочевой системы

ПК 33

Определение стигм дисэмбриогенеза

ПК 34

Определение физического развития

ПК 35

Определение степени гипотрофии (белково-энергетического дефицита), гипосомии, гипостатуры, дефицита массы, роста (перцентильные таблицы)

ПК 36

Определение костного возраста

ПК 37

Измерение артериального давления

ПК 38

Определение артериальной гипер- гипотензии по перцентильным таблицам

ПК 39

Интерпретация результатов холтеровского мониторирования АД (СМАД)

ПК 40

Определение неврно-психического развития

ПК 41

Определение исходного вегетативного тонуса (ИВТ), вегетативной реактивности (ВР)

ПК 42

Интерпретация кардиоинтервалограммы (КИГ)

ПК 43

Интерпретация ЭКГ

ПК 44

Интерпретация результатов холтеровского мониторирования ЭКГ

ПК 45

Интерпретация результатов исследования липидного спектра крови

ПК 46

Интерпретация результатов исследования сахарной кривой

ПК 47

Интерпретация результатов исследования уровня катехоламинов

ПК 48

Интерпретация результатов исследования активности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы

ПК 49

Интерпретация РЭГ

ПК 50

Интерпретация протокола эхокардиографии

ПК 51

Оценка пробы с дозированной физической нагрузкой (велоэргометрия)

ПК 52

Оценка функции щитовидной железы

ПК 53

Интерпретация результатов исследования иммунных маркеров повреждения миокарда

ПК 54

Интерпретация результатов исследования бактериологических и вирусологических исследований крови

ПК 55

Интерпретация результатов пункционной биопсии

ПК 56

Анализ результатов перикардиоцентеза (перикардиальной жидкости)






: files -> pediatr77 -> samostoyatelnaya%20rabota%20
files -> Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стоматологическая помощь населению»
files -> Терапевтическая стоматология
samostoyatelnaya%20rabota%20 -> 4. 07 Тубулопатии с ведущим синдромом полиурии
samostoyatelnaya%20rabota%20 -> Учебно-методическая разработка для студентов (внеаудиторная работа) Номер и тема занятия: 03 клинико-фармакологические принципы выбора антибактериальных препаратов в педиатрии
samostoyatelnaya%20rabota%20 -> 4. 02 Нефротический синдром
samostoyatelnaya%20rabota%20 -> 2. 1 Наследственные аномалии обмена веществ. Значение ранней диагностики, использование скрининг-программы. Аминоацидопатии. Нарушения обмена липидов. Нарушения обмена углеводов
samostoyatelnaya%20rabota%20 -> Фетальный гепатит (неонатальный, врождённый)
pediatr77 -> Пояснительная записка рабочая программа для студентов 5-го и 6-го курсов педиатрического факультета составлена с учетом преемственности в обучении будущих педиатров на предшествующих курсах




База данных защищена авторским правом ©stomatologo.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница